Чандравакьяс
Чандравакья ( IAST : Candravākyas ) — совокупность чисел, упорядоченная в виде списка, связанная с движением Луны по ее орбите вокруг Земли . Эти числа сформулированы в системе представления чисел катапаяди и поэтому выглядят как список слов, фраз или коротких предложений, написанных на санскрите и, следовательно, в терминологии Чандравакьяс . [1] На санскрите , Чандра — это Луна а вакья означает предложение. Таким образом, термин Чандравакья можно перевести как «Лунные предложения» . [2]
Вараручи (ок. 4 века н.э. ), легендарная фигура в астрономических традициях Кералы , приписывают авторство коллекции Чандраваки . Их обычно использовали для вычислений местных альманахов и для предсказания положения Луны. [3] Работа, приписываемая Вараручи, также известна как Чандравакьяни , или Вараручивакьяни , или Панчангавакьяни . [4]
Мадхава из Сангамаграмы (ок. 1350 – ок. 1425), основатель школы астрономии и математики Кералы изложил пересмотренный набор чандравакьев вместе с методом их вычисления , в своей работе под названием «Венвароха» . [2]
Чандравакья также были популярны в регионе Тамил Наду на юге Индии. Там астрологи и астрономы использовали эти вакья для создания альманахов. Эти альманахи в народе назывались « Вакья-панчанга ». [5] Это используется в отличие от современного режима расчета альманахов, основанного на параметрах, полученных на основе астрономических наблюдений, которые известны как Дрк Панчангас (или Тируканита Панчангас ).
Вакья Традиция
[ редактировать ]Система Парахита астрономических вычислений , представленная Харидаттой (ок. 683 г. н. э. ), хотя и упрощала вычислительные процессы, для ее эффективной реализации требовала длинных таблиц чисел. [1] система построения астрономических вакья Для своевременного использования этих чисел их нужно было запомнить целиком и, вероятно, как ответ на эту проблему возникла . Система катапаяди представляла собой наиболее удобный способ создания легко запоминающихся текстов. мнемоника чисел в этих таблицах. Чандравакья , приписываемые Вараручи, являются самым ранним примером такого набора мнемоники . Период Вараручи в традиции Кералы был определен примерно как четвертый век нашей эры , а годом обнародования системы Парахита , как известно, является 683 год нашей эры Вараручи . Чандравакья должны были существовать примерно во время учреждения системы Парахита .
» Вараручи Помимо «Вакья , несколько других наборов «Вакья» были составлены астрономами и математиками школы Кералы . Вараручи В то время как Вакья содержат список из 248 чисел, другой набор Вакья, относящийся к . движению Луны, содержит 3031 число Существует набор из 2075 вакьев , называемых Самудра-вакьями или Мандала-вакьями или Куджади-панчаграха-махавакьями, относящимися к движению пяти планет Куджа ( Марс ), Будха ( Меркурий ), Гуру ( Юпитер ), Бхригу ( Венера ) и Сани ( Сатурн ). Существуют также списки кодирования Вакьей других математических таблиц, таких как таблица синуса Мадхавы . [1]
Вакья-панчанга
[ редактировать ]Первым известным текстом, в котором используются эти Чандравакьи , является системе руководство Харидатты по его Парахита , известной как Граха-чара-нибандхана . Следующим крупным трудом, в котором используется мнемоническая система вакья дошедшая до нас , является «Вакья-карана» ( карана , или вычисления с использованием вакья ). Авторство этой работы неизвестно, но апокрифически приписывается Вараручи . Известно, что произведение было написано около 1300 года нашей эры . Это было подробно прокомментировано Сундарараджей (ок. 1500 г. н. э. ) из Трихинопопы Тамилнада . Составители альманахов Тамил Наду полностью используют эту Вакья-карану для составления альманахов. Эти альманахи известны как Вакья-панчанга с. [1]
Числа, закодированные в чандравакьях
[ редактировать ]Орбита Луны а не к приближается к эллипсу, кругу. Ориентация и форма этой орбиты не фиксированы. В частности, положения крайних точек,точка наибольшего сближения ( перигей ) и точка самого дальнего отклонения ( апогей ) совершают полный круг примерно за девять лет. требуется Луне больше времени, чтобы вернуться в то же положение, перигей или апогей , потому что она продвинулась вперед за один оборот. Этот более длительный период называется аномалистическим месяцем и имеет среднюю продолжительность 27,554551 дня (27 дней 13 часов 18 минут 33,2 секунды). Видимый диаметр Луны меняется в зависимости от этого периода. 9 аномальных месяцев составляют период примерно 248 дней. Различия в долготе Луны в последовательные дни 248-дневного цикла составляют Чандраваки . Каждый набор Чандравакьев содержит список из 248 Вакьев или предложений. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д К.В. Сарма (1985). «Обзор исходных материалов» (PDF) . Индийский журнал истории математики . 20 : 1–20. Архивировано из оригинала (PDF) 11 января 2011 года . Проверено 3 мая 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Селин, Хелейн , изд. (1997). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер . ISBN 978-0-7923-4066-9 . (стр.522)
- ^ Раджа, К. Кунхан (1946). Чандравакья Вараручи: Практическое руководство по расчету положения Солнца и Луны, а именно титхи и накшатры, в любой день года . Библиотека Адьяра, Мадрас.
- ^ Пингри, Дэвид Эрвин (1994). Перепись точных наук на санскрите . Американское философское общество . п. 756. ИСБН 978-0-87169-213-9 . (стр.558)
- ^ Каранам, Рамакумар. «Панчангамские расчеты» . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ К. Чандра Хари (2003). «Расчет истинной луны Мадхавой из Сангамаграмы» (PDF) . Индийский журнал истории науки . 38 (3): 231–253. Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2012 года . Проверено 6 мая 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Подробную информацию о методе расчета Чандравакья, предложенном Мадхавой, см.: К. Чандра Хари (2003). «Расчет истинной луны Мадхавой из Сангамаграмы» (PDF) . Индийский журнал истории науки . 38 (3): 231–253. Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2012 года . Проверено 6 мая 2010 г.
- Обсуждение истории 248-дневных схем см.: Джонс, Александр (март 1983 г.). «Разработка и передача 248-дневных схем движения Луны в древней астрономии». Архив истории точных наук . 29 (1). Берлин / Гейдельберг: Springer: 1–36. Бибкод : 1983AHES...29....1J . дои : 10.1007/bf00535977 . S2CID 121595932 .
- Обсуждение 248-дневных схем вавилонской астрономии см.: Отто Нойгебауэр (1969). Точные науки в древности . Публикации Courier Dover . стр. 240 . ISBN 978-0-486-22332-2 . (Глава II)