Священный сенот

Священный сенот ( испанский : cenote sagrado , Латиноамериканский испанский: [ˌsenote saˈɣɾaðo] , «священный колодец»; также известный как «Колодец жертвоприношений») — заполненная водой воронка в известняке на доколумбовых майя месте археологических раскопок Чичен-Ица , на севере полуострова Юкатан . Он расположен к северу от городского округа Чичен-Ица, с которым соединен 300-метровой (980 футов) сакбе , приподнятой тропой. [ 1 ]
Согласно как майя, так и испанским источникам после завоевания, доколумбовые майя клали в сенот ценные вещи и человеческие тела как форму жертвоприношения богу дождя Чааку .
Эдвард Герберт Томпсон копал сенот Саградо с 1904 по 1910 год и обнаружил артефакты из золота , нефрита , керамики и благовоний , а также человеческие останки. [ 2 ] Начиная с 1950-х годов в сеноте было реализовано несколько проектов по инициативе Мексики, в том числе проект 1961 года, в котором использовался земснаряд для перевозки по воздуху . [ 3 ] [ 4 ]
Описание и история
[ редактировать ]Северо-запад полуострова Юкатан представляет собой известняковую равнину без рек, ручьев, озер и прудов. Этот регион испещрен естественными воронками , называемыми сенотами, которые обнажают уровень грунтовых вод на поверхности. Одним из самых впечатляющих из них является Священный сенот диаметром 60 метров (200 футов). [ 5 ] и окружен отвесными скалами, которые падают до уровня грунтовых вод примерно на 27 метров (89 футов) ниже.
Согласно источникам, Священный сенот был местом паломничества древних майя, которые проводили в него жертвоприношения. [ 5 ] Как заметил монах Диего де Ланда в 1566 году после посещения Чичен-Ицы:
- «В этот колодец у них был и существовал обычай бросать людей живыми в жертву богам во время засухи, и они верили, что те не умирают, хотя никогда больше их не видели. Они также бросали в него очень много других вещей, таких как драгоценные камни и другие вещи, которые они ценили. Итак, если бы эта страна обладала золотом, именно этот колодец имел бы большую его часть». [ 6 ]
Археологические исследования сенота
[ редактировать ]Эдвард Герберт Томпсон
[ редактировать ]
Большинство основных находок в сеноте было сделано под руководством Эдварда Герберта Томпсона , который начал дноуглубительные работы в 1904 году. Большая часть того, что известно о процессе дноуглубительных работ, взята из личных заметок Томпсона. Томпсон получил деньги от Стивена Солсбери III, чтобы помочь ему купить место раскопок Чичен-Ицы и исследовать сенот. Большую часть выводов и исследований Томпсона можно найти в Музее Пибоди Гарвардского университета . [ 7 ]
Для выемки сенота использовался ковш, прикрепленный к системе шкивов. Большая часть начальных работ заключалась в расчистке мусора и упавших деревьев на поверхности воды. Леон Коул, коллега Томпсона, однажды записал в своем дневнике: «Они сделали десять уловов утром и шесть или восемь во второй половине дня». Люди рылись в ведрах с водой в поисках артефактов и соответственно классифицировали их. К сожалению, было несколько сообщений об украденных артефактах, которые так и не удалось найти. [ 7 ]
Томпсон решил сделать перерыв в дноуглубительных работах после смерти Солсбери. Множество проблем, включая Мексиканскую революцию и финансовые проблемы, начали препятствовать работе и наносить ущерб моральному духу рабочих. Дом Томпсона в Мексике также сгорел, а один из сундуков, в которых он хранил свои записи и данные, был уничтожен в огне. К 1923 году Томпсон официально завершил работу над сенотом. [ 7 ]
Дайвинг в сеноте
[ редактировать ]В 1909 году Томпсон решил нырнуть в сенот, чтобы исследовать полы, которому помогали два греческих дайвера с Багамских островов . Он сообщил об ограниченной видимости из-за мутной воды, а множество движущихся камней и деревьев сделали погружение опасным. [ 7 ] Томпсон обнаружил слой синего пигмента толщиной около 5 метров (16 футов), осевший на земле сенота. Он описал дно как «полное длинных узких трещин, расходящихся от центров, как будто стеклянное дно блюда было разбито острым инструментом. Мы нашли в трещинах и дырах сероватую грязь, в которую были закопаны более тяжелые золотые предметы, нефрит и медные колокольчики». Позже он с гордостью заявил: «Наконец-то я лично ступил на дно сенота». [ 7 ]
Разведка под руководством мексиканских властей
[ редактировать ]В 1961 году Национальный институт антропологии и истории (INAH) совместно с Национальным географическим обществом и Клубом исследований и депортаций Мексики (CEDAM) провел еще одну экспедицию в сенот. Некоторые из примечательных открытий включали кость с надписью на позолоченной оболочке, большой кремневый нож с деревянной ручкой с золотой оболочкой и деревянные серьги-уши с нефритовой и бирюзовой мозаикой. [ 3 ] [ 4 ]
В 1967–1968 годах Норман Скотт и Роман Пинья Чан возглавили еще одну экспедицию. Они опробовали два новых метода, которые уже давно предлагали многие: слив воды из сенота и осветление воды. Оба эти метода оказались успешными лишь частично. Удалось удалить только около 4 метров (13 футов) воды, и вода осветлялась лишь на короткое время. [ 7 ]
Предметы, найденные в Священном сеноте
[ редактировать ]Археологические исследования извлекли со дна сенота тысячи предметов, в том числе артефакты из золота, жадеита, копала, керамики, кремня, обсидиана , ракушек, дерева, резины и ткани, а также человеческие скелеты. [ 5 ] [ 8 ]
У сенота сохранилось множество скоропортящихся предметов. В воде сохранились деревянные предметы, которые в обычных условиях сгнили бы. Было найдено большое разнообразие деревянных предметов, включая оружие, скипетры, идолов, инструменты и украшения. Нефрит был самой крупной категорией найденных предметов, за ней следовал текстиль. Присутствие нефрита, золота и меди в сеноте является доказательством важности Чичен-Ицы как культурного центра города.
Ни одно из этих сырьевых материалов не является местным для Юкатана, что указывает на то, что это были ценные предметы, привезенные в Чичен-Ицу из других мест Центральной Америки, а затем принесенные в жертву в качестве акта поклонения. В сеноте также были найдены керамика, камень, кости и ракушки. Археологи обнаружили, что многие предметы имеют признаки намеренного повреждения перед тем, как их бросили в сенот, и предположили, что это намеренное повреждение должно быть аналогично «убийству» объекта в качестве жертвоприношения. [ 9 ]
Человеческие жертвы
[ редактировать ]Некоторые сеноты содержат большое количество человеческих останков, в том числе мужчин и женщин, а также маленьких детей/младенцев. Данные мифологии майя позволяют предположить, что многие молодые жертвы (большинство из них в возрасте от 6 до 12 лет) были мужчинами (де Анда, 2007). В то время как классические образы жертвоприношения женщины майя, бросаемой заживо в сенот, широко распространены, работы де Анды (2007) на эту тему предполагают, что большинство жертвоприношений — подростки, которых либо купили, либо захватили в плен, пока их родители работали в полях. , воины, захваченные в бою, или представители элиты, захваченные во время конфликтов с соседними кланами, обычно (хотя и не всегда) были убиты до того, как их бросили в сенот, и во многих случаях за десятки миль от сенотов, в которых в конечном итоге были захоронены их тела. Таким образом использовалась только определенная группа сенотов, тогда как другие были зарезервированы для бытовых целей (де Анда, 2007). Это говорит о том, что религиозные служители майя считали, что только определенные сеноты ведут в подземный мир, а жертвоприношения, приносимые в других, не принесут никакой пользы. Это также позволяет предположить, что статус жертвы (живой или мертвый) не имел значения. Случайное появление человеческих останков в нежертвенных сенотах можно объяснить редкими ошибками в суждениях шамана. Фактическая схема захоронения останков конкретной жертвы в сенотах остается предметом предположений.
Лидер францисканцев Диего де Ланда сообщил, что он был свидетелем того, как живые жертвы бросали в сенот в Чичен-Ице. Однако его рассказ не указывает на регулярность этой практики. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- И Киль , рядом сенот
- Список воронок Мексики
Примечания
[ редактировать ]- ^ Адамс (1991), с. 290
- ^ Коггинс (1992)
- ^ Jump up to: а б Уртадо, Эусебио (октябрь 1961 г.). «В колодец жертвоприношений I: Возвращение в священный сенот». Нэшнл Географик .
- ^ Jump up to: а б Литтлхейлз, Бейтс (октябрь 1961 г.). «В колодец жертвоприношений II: Охота за сокровищами в глубоком прошлом». Нэшнл Географик .
- ^ Jump up to: а б с Кано 2002, стр.85.
- ^ Ланда 1941, стр. 179-182.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Саблофф (1994), стр. 34-47.
- ^ Коггинс 1984, стр. 26-7.
- ^ Шейн (1984), стр. 13-29.
- ^ Кристин Роми (2005). «Водные гробницы». Археология . 58 (4): 42–49. JSTOR 41781013 .
Библиография
[ редактировать ]- Адамс, Ричард Э.В. (1991). Доисторическая Мезоамерика (пересмотренная ред.). Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2304-4 . OCLC 22593466 .
- де Анда Аланис, Гильермо (2007). «Жертвоприношения и ритуальные увечья тел в постклассическом обществе майя: тафономия человеческих останков из сенота Саградо в Чичен-Ице» . У Веры Тислер; Андреа Кучина; Майкл Йохим (ред.). Новые взгляды на человеческие жертвоприношения и ритуальные процедуры по уходу за телом в древнем обществе майя . Междисциплинарный вклад в археологию. Нью-Йорк: Springer Verlag . стр. 190–208. ISBN 978-0-387-48871-4 . ISSN 1568-2722 . OCLC 81452956 .
- Кано, Ольга (январь – февраль 2002 г.). «Чичен-Ица, Юкатан (Путеводитель)» Мексиканская археология (на испанском языке). IX (53). Мексика: Издательство Roots: 80–87. ISSN 0188-8218 . OCLC 29789840 .
- Коггинс, Клеменси Чейз (1984). Сенот жертвоприношения: сокровища майя из священного колодца в Чичен-Ице . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-71098-4 .
- Коггинс, Клеменси Чейз (1992). Артефакты из сенота жертвоприношения, Чичен-Ица, Юкатан: текстиль, корзины, камень, кости, ракушки, керамика, дерево, копал, каучук, другие органические материалы и останки млекопитающих . Кембридж, Массачусетс: Музей археологии и этнологии Пибоди , Гарвардский университет; распространяется издательством Гарвардского университета . ISBN 0-87365-694-6 . ОСЛК 26913402 .
- Ланда, Диего де (1941). Альфред М. Тоззер (пер.) (ред.). Relacion de las Cosas de Yucatan Ланды: Перевод . Кембридж, Массачусетс: Музей Пибоди. OCLC 625693 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
20 ° 41'16 "N 88 ° 34'04" W / 20,687708 ° N 88,567694 ° W