Jump to content

Нанауацин

(Перенаправлено с Нанауацин )
Нанауацин

В ацтекской мифологии бог Нанауацин или Нанауатль (или Нанауацин , суффикс -цин подразумевает уважение или знакомство; классический науатль : Нанахуацин [nanaːˈwaːtsin] ), самый скромный из богов, принес себя в жертву огню, чтобы продолжать сиять. Земля как Солнце, становясь, таким образом, богом Солнца . Нанауацин означает «полный язв». Согласно переводу Histoyre du Mechique , Нанауацин является сыном Ицпапалотля и Козкамьяу или Тонанцина , но был усыновлен Пильцинтекутли и Шочикецалем . [ 1 ] В Кодексе Борджиа Нанауацин представлен как человек, вышедший из огня. Первоначально это было интерпретировано как иллюстрация каннибализма. он является аспектом Ксолотля Вероятно , .

Ацтекская традиция

[ редактировать ]

У ацтеков существовали различные мифы о сотворении мира, и Нанауацин участвует в нескольких. В легенде о Кецалькоатле Нанауацин помогает Кецалькоатлю добыть первые зерна, которые станут пищей человечества. В мифологии ацтеков Вселенная не является постоянной или вечной, а подвержена смерти, как и любое живое существо. Однако даже после смерти Вселенная возрождается в новую эпоху, или «Солнце». Нанауацин наиболее известен из « Легенды о пятом солнце », изложенной Бернардино де Саагуном .

В этой легенде, которая лежит в основе большинства мифов о Нанауатле, было четыре творения. В каждом из них один бог взял на себя задачу служить солнцу: Тескатлипока , Кецалькоатль , Тлалок и Чалчиутликуэ . Каждая эпоха заканчивалась, потому что боги не были удовлетворены людьми, которых они создали. Наконец, Кетцалькоатль с помощью Ксолотля извлекает священные кости их предков, смешивает их с кукурузой и собственной кровью и умудряется создать приемлемых людей. Однако ни один другой бог не хочет быть Солнцем.

Боги решают, что пятое и, возможно, последнее солнце должно принести свою жизнь в жертву огню. Выбираются два бога: Текцистекатль и Нанауацин. Первый выбран служить Солнцем, потому что он богат и силен, а второй будет служить Луной, потому что он беден и болен. Гордый Текцистекатль видит в своем предстоящем жертвоприношении и трансформации возможность обрести бессмертие. Скромный Нанауацин соглашается, потому что считает это своим долгом. За дни до жертвоприношения оба бога подвергаются очищению. Текцистекатль делает подношения в виде богатых даров и кораллов. Нанауацин предлагает свою кровь и совершает покаяние.

Боги готовят большой костер, который горит четыре дня, и высоко над ним строят платформу, с которой два избранных бога должны прыгнуть в пламя. В назначенный день Текцистекатль и Нанауацин садятся на помост, ожидая момента жертвоприношения. Боги призывают Текцистекатля первым принести себя в жертву. После четырех попыток броситься на костер, который к этому времени источает чрезвычайно сильный жар, храбрость его покидает, и он отказывается. Разгневанные трусостью Текцистекатля, боги взывают к Нанауацину, который поднимается со своего места и спокойно подходит к краю платформы. Закрыв глаза, он прыгает с края и приземляется в самом центре костра. Его гордость была уязвлена, когда он увидел, что Нанауацину хватило смелости, которой ему не хватало, Текцистекатль прыгает за ним на горящий костер.

Сначала ничего не происходит, но со временем на небе появляются два солнца. Один из богов, разгневанный отсутствием смелости Текцистекатля, берет кролика и бросает его в лицо Текцистекатлю, в результате чего он теряет свой блеск. Таким образом, Текцистекатль становится луной, которая и по сей день носит вид кролика. И все же Солнце остается неподвижным в небе, иссушая и сжигая всю землю под ним. Наконец боги понимают, что они тоже должны позволить принести себя в жертву, чтобы люди могли жить. Они представляются богу Эхекатлю , который предлагает их одного за другим. Затем с помощью мощного ветра, возникающего в результате их жертвоприношения, Эхекатль заставляет Солнце двигаться по небу, питая землю, а не опаляя ее.

Нанауацин и Шолотль

[ редактировать ]
На странице 43 Кодекса Борджиа изображен бог Солнца с бугристой кожей Нанауацина и собачьей мордой Ксолотля . Под этим солнценосным Ксолотлем/Нанауацин лежит источник кукурузы – обнаженная богиня кукурузы, на теле которой изображены звездные символы. [ 2 ]

тесная связь . Между Ксолотлем и Нанауацином существует [ 3 ] Ксолотль, вероятно, идентичен Нанауатлю. [ 4 ] Селер характеризует Нанауацина («Маленький, покрытый прыщами»), деформированного сифилисом , как аспект Ксолотля в его качестве бога монстров, деформирующих болезней и уродств. [ 5 ] Сифилитический бог Нанауацин — аватар Шолотля. [ 6 ]

Сальвадорская традиция науатля

[ редактировать ]

Пятое солнце отождествляется с Тонатиу , Нанауацин был младшим из трёх мальчиков и девочки по имени Шочичиуатль , который появился из плода тыквенного дерева ( Crescentia cujete ), который, в свою очередь, вырос из головы женщины, которая улетел в ночь, пока ее тело спало. (Голова прикрепилась к испуганному оленю, и олень прыгнул в каньон, воткнув голову в землю.) Нанауацин и его братья и сестры были воспитаны Тлантепозиламатль («Старуха с железными зубами»), пока она не отдала своему возлюбленному немного еды, которую они добыли. Братья и сестры зарезали любовника и, назвав его олениной, скормили его тело старухе, а затем убили ее. Братья и сестры обнаружили, что мировые запасы кукурузы спрятаны внутри горы, и о них знали только птицы, питающиеся этим запасом. Там, где его братья и сестры потерпели неудачу, Нанауацину удалось открыть гору, но при этом он сам оказался в ловушке внутри. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Гарибай Кинтана, Анхель Мария (1973). Теогония и история мексиканцев: три рабочих тетради XVI века . Порруа.
  2. ^ Бун, Элизабет Хилл (2013). Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы . Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-75656-4 .
  3. ^ Бун, Элизабет Хилл (1985). Расписная архитектура и полихромная монументальная скульптура в Мезоамерике . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN  0-884-02142-4 . стр.132
  4. ^ Спенс, Льюис (1994). Мифы и легенды Мексики и Перу . Сенат; Новое издание. ISBN  1-85958-007-6 . стр.93
  5. ^ Маффи, Джеймс (2013). Ацтекская философия: понимание мира в движении . Университетское издательство Колорадо. ISBN  978-1-45718-426-0 . Олин и Ксолотль
  6. ^ Суили, Трейси Л. (1999). Проявление силы: гендер и интерпретация власти в археологии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  0-415-17179-2 . стр.120
  7. ^ ДРЕВНЯЯ АМЕРИКА , 9 = Рууд ван Аккерен: Цуйва: Место Тыквы . Археологический исследовательский центр Баундэри-Энд, Барнардсвилл (Северная Каролина), 2006 г. ISSN   1531-2097 . п. 50
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47cdf25984d43ae111ee62c14e9d4926__1717078920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/26/47cdf25984d43ae111ee62c14e9d4926.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nanahuatzin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)