Jump to content

Ицпапалотль

(Перенаправлено с Ицпапалотля )
Ицпапалотль
Правитель Тамоанчана
Королева Цицимиме
Воин и богиня смерти
Изображение Ицпапалотля из Кодекса Борджиа.
Пол Женский
Область Мезоамерика
Этническая группа ацтекский

Ицпапалотль [ а ] («Обсидиановая бабочка») была богиней в религии ацтеков .

Она была поразительным воином-скелетом, богиней смерти и царицей Цицимиме . Она правила райским миром Тамоуанчан , раем жертв детской смертности и местом, где были созданы люди. [ 1 ]

Она является матерью Мишкоатля и особенно связана с бабочкой Rothschildia orizaba из семейства Saturniidae . [ 2 ] Некоторые из ее ассоциаций — птицы и огонь. [ 3 ] Однако в первую очередь она появляется в форме Обсидиановой Бабочки. [ 4 ]

Rothschildia orizaba , род и вид мотыльков, с которыми связана богиня Ицпапалотль.

Иконография

[ редактировать ]

Имя Ицпапалотля может означать либо «обсидиановую бабочку», либо «когтистую бабочку»; последнее значение кажется наиболее вероятным. [ нужна ссылка ] Вполне возможно, что когтистая бабочка относится к летучей мыши, а в некоторых случаях Ицпапалотль изображается с крыльями летучей мыши. Однако она также может появиться с явными атрибутами бабочки или орла. Ее крылья имеют наконечники из обсидиана или кремневого ножа. [ 5 ] Рукописи 1558 года Ицпапалотль описывается как «распустившаяся в белый кремень, и они взяли белый и завернули его в узел».) Она могла появиться в образе красивой, соблазнительной женщины или грозной богини с скелетная голова и крылья бабочки снабжены каменными лезвиями. Хотя идентичность остается неясной, сапотекское божество, названное Альфонсо Касо и Игнасио Берналем Богиней 2J, может быть классической сапотекской формой Ицпапалотля. Во многих случаях Богиня 2J, изображение которой встречается на керамических урнах, отождествляется с летучими мышами. «В фольклоре летучих мышей иногда называют «черными бабочками»». [ 6 ] Ицпапалотль иногда изображают в виде богини с распущенными волосами, держащей трофейную ногу. Некоторые ученые считают, что бедренная кость имеет значение как военный трофей или священный объект в доиспанском искусстве. [ 7 ]

Ицпапалотль является покровителем дня и связан со звездами Козкуаутли и Тресена 1 дома в ацтекском календаре. Дом Тресена 1 — одна из пяти западных дат Тресена, посвященных cihuateteo , или женщинам, умершим при родах. Ицпапалотль не только сама считалась одной из чиуатетео , но она также была одной из цицимиме, звездных демонов, которые угрожали поглотить людей во время солнечных затмений. [ 5 ]

Один из ярких аспектов ритуала вокруг Ицпапалотля связан с историей создания Чичимека . Ритуал проиллюстрирован в документе шестнадцатого века, известном как Карта Куаутинчана № 2. [ 8 ] На иллюстрации из этого документа изображены воины-чичимеки, выходящие из семикамерной пещеры позади Ицпапалотля. Божество изображено размахивающим отрубленной ногой, которая считается символом битвы. Начиная с 1990-х годов археологи, исследующие регион Барранка-дель-Агила, к юго-западу от Мехико, обнаружили пещеры, вырезанные по образцу семикамерной пещеры, известной как Чикомосток , из повествования о ритуальном создании. [ 9 ]

Мифология

[ редактировать ]

Согласно Манускрипту 1558 года , раздел VII, Ицпапалотль был одним из двух божественных двухголовых оленей (второй — Чималман ), которые временно превращались в женщин, чтобы соблазнять мужчин. Ицпапалотль подошел к двум «облачным змеям по имени Ксунель [ˈʃiwnel] и Мимих [ˈmimit͡ʃ] », которые превратились в людей (чтобы замаскироваться, когда все остальные представители Ценцонмимикскоа были убиты в засаде?). Ксиунель Ицпапалотль сказал: «Пей, Ксиунель». Ксюнель выпила кровь и тут же легла вместе с ней. Внезапно она... сожрала его, разорвала ему грудь... Потом Мимич... побежал и... спустился в колючую бочку кактуса, упал в нее. женщина упала вслед за ним». [ 10 ] В мифо-историческом повествовании «Анналов Куаутитлана» жертвы облачного божества принимают форму оленей, сердца которых съедает Ицпапалотль. Тема богини, пожирающей сердце, появляется и в других мировых мифологиях. [ 4 ]

Влияние на современную культуру

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Произношение на науатле: [iːt͡spaːˈpalot͡ɬ]
  1. ^ Ицпапалотль, Обсидиановая или Когтистая бабочка [ ненадежный источник? ]
  2. ^ Уго Э. Понсе-Уллоа, магистр наук. «Бабочки Бойтельшпехера Древней Мексики» . Оркин . Проверено 12 декабря 2020 г.
  3. ^ Клайн, Остин. «Ицпапалотль: Ицпапалотль, богиня огня и птиц в ацтекской религии, мифологии» . Руководство About.com . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
  4. ^ Jump up to: а б Джинджерич, Уиллард (1988). «Три гимна науатля об архетипе матери: интерпретирующий комментарий» . Мексиканские исследования/Estudios Mexicanos . 4 (2): 191–244. дои : 10.2307/1051822 . JSTOR   1051822 .
  5. ^ Jump up to: а б Миллер и Таубе 1993 , с. 100.
  6. ^ Бенсон, Элизабет (осень 1988 г.). «Майя и летучая мышь». Журнал литературы латиноамериканских индейцев . 4 (2): 99–124. Цитирование: Парсонс, Элси Клюс (1936). Митла, город душ, и другие говорящие на сапотеко пуэбло Оахаки, Мексика . Издательство Чикагского университета. п. 318. OCLC   185287287 .
  7. ^ Йонеда, Кейко (2007). «Глифы и сообщения на карте Куаухтинчан № 2 : Чикомосток, Ицпапалотль и 13 Флинт» . В Карраско, Дэвид; Сешнс, Скотт (ред.). Пещера, город и орлиное гнездо: интерпретативное путешествие по карте Куаутинчан № 1. 2 . УНМ Пресс. стр. 161–203. ISBN  978-0-8263-4283-6 .
  8. ^ Брэди, Джеймс Э. (2005). Кейт М. Пруфер (ред.). В утробе каждого монстра: мезоамериканский ритуал использования пещер . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 69–87. ISBN  978-0-292-70586-9 .
  9. ^ Гидвиц, Том (2009). «Карточный квест» . Журнал археологии . 62 (2).
  10. ^ Леон-Портилья, Мигель; Шоррис, Эрл (2002). На языке королей: антология мезоамериканской литературы от доколумбовой эпохи до наших дней . WW Нортон и компания. п. 61. ИСБН  978-0-393-32407-5 .
  11. ^ @CraigGerber_ (28 декабря 2016 г.). «Орисаба в «Скипетре ночи» был вдохновлен ацтекской богиней Ицпапалотль» ( твит ) – через Twitter .
  12. ^ Фордер Брюгге, RW; Флетчер, Р.К. (1 марта 1990 г.). «Модель формы зон надвига на Венере». Конференция по науке о Луне и планетах . 21 : 1278. Бибкод : 1990LPI....21,1278В .
  13. ^ Клор де Альва, Дж. Хорхе (1986). «Калифорнийская литература чикано и доколумбовые мотивы: фольга и фетиш». Слияние . 1 (2): 18–26. JSTOR   27921652 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ab9de03ad8b4c8cdce54177bc64b560__1719435960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/60/1ab9de03ad8b4c8cdce54177bc64b560.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ītzpāpālōtl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)