Северный Акрополь, Тикаль
Северный Акрополь древнего города майя Тикаль . в Гватемале — это архитектурный комплекс, который служил королевским некрополем и центром погребальной деятельности на протяжении более 1300 лет Акрополь расположен недалеко от центра города и является одним из наиболее изученных архитектурных комплексов майя. Раскопки проводились с 1957 по 1969 год Пенсильванским университетом под руководством Эдвина М. Шука и Уильяма Коу . [ 1 ]
Первые следы человеческой деятельности на этом месте датируются примерно 800 годом до нашей эры, а первые постройки были построены около 350 года до нашей эры. Около 250 г. н.э. комплекс подвергся серьезной реконструкции со строительством массивной базальной платформы, поддерживающей группу храмов; Около 450 г. н.э. за этим последовал добавление ряда из четырех пирамид на террасе к югу от главной платформы.
Было раскопано несколько королевских гробниц, которые были отождествлены с именами королей , в том числе гробницы Якса Нууна Айина I (годы правления 379 г. н.э. - ок. 404 г.), Сияджа Чан Кавиила II (годы правления 411–456 гг.), Вак Чан К. 'авиил (годы правления 537–562) и « Череп животного » (годы правления ок. 593–638). [ 2 ] Ранняя гробница в Северном Акрополе была предварительно идентифицирована как гробница основателя династии Якса Эб Сука (правил около 90 г.). [ 3 ]
В Северном Акрополе было установлено большое количество каменных памятников. К 9 веку нашей эры они включали 43 стелы и 30 алтарей; 18 из этих памятников были украшены иероглифическими текстами и царскими портретами. Ряд этих памятников свидетельствует о влиянии великого города Теотиуакан в Мексиканской долине .
Разработка
[ редактировать ]Самые ранние следы обработки известняковой породы под базальной платформой акрополя датируются примерно 800 г. до н.э. и состоят из глубоких вырезов в скале, связанных с отходами домашней и церемониальной деятельности. [ 4 ] Первые сооружения на месте, которое впоследствии стало Северным Акрополем, были построены около 350 г. до н.э., ближе к концу среднего доклассического периода (около 1000–300 гг. до н.э.). [ 5 ]
Поздний доклассический период
[ редактировать ]Во время позднего доклассического периода шириной 49 метров (161 фут), (ок. 300 г. до н.э. – 250 г. н.э.) была построена дамба чтобы объединить Северный Акрополь с комплексом Мундо Пердидо на юго-западе. [ 6 ] Самая ранняя датированная архитектура Северного Акрополя была построена во втором веке до нашей эры и состояла из низкой базальной платформы на севере и двух меньших платформ непосредственно на юге, которые были предшественниками триадного пирамидального комплекса, сформированного более поздними храмами 22, 23. и 24. [ 7 ] Это были не первые сооружения, построенные, поскольку под ними были обнаружены остатки более ранних версий платформ, но до строительства версии II века до нашей эры они претерпели такие обширные разрушения, что никакая физическая последовательность не может быть реконструирована. [ 8 ]
В I веке нашей эры комплекс подвергся значительному расширению. [ 3 ] В это время произошел постепенный сдвиг акцента с главного доклассического комплекса Mundo Perdido на Северный Акрополь, который был обозначен как новый церемониальный центр города и получил первые царские захоронения, до сих пор окончательно не отождествленные с именами правителей. [ 9 ]
Классический период
[ редактировать ]В классический период (ок. 250–900 гг. н. э.) королевская династия Тикаля превратила комплекс в королевский некрополь, при этом каждый последующий правитель возводил новые храмы поверх более ранних построек. [ 1 ] Около 250 г. н. э. существовавшая ранее архитектура была снесена и была построена новая базальная платформа, поддерживающая четыре с карнизными сводами . конструкции [ 10 ] Около 400 г. н. э. комплекс был расширен на юг от своей первоначальной базовой платформы за счет добавления ряда высоких пирамид , которые отделяли первоначальную архитектуру от главной площади Тикаля. [ 1 ] К концу VII века король Джасав Чан Кавиил I приказал построить новую версию Храма 33, возможно, для размещения останков Нууна Уджола Чаака, его отца. Это новое здание полностью заблокировало вход в Северный Акрополь, прежде чем он перестал быть излюбленным местом захоронения королей Тикаля. [ 11 ] Около 734 года н. э. король Джасав Чан Кавиил был погребен в Храме I на восточной стороне площади, положив конец традиции захоронения правителей в Северном Акрополе. [ 1 ]
Постклассический период
[ редактировать ]Погребальная деятельность продолжалась даже в постклассический период (ок. 900–1525). [ 1 ] К концу сокращения численности населения Тикаля, в 10 или 11 веках, скваттеры исследовали Северный Акрополь в поисках нефритового инвентаря в элитных гробницах; В это время были обнаружены и разграблены некоторые из захоронений, которые легче найти. [ 12 ]
Структуры
[ редактировать ]Северный Акрополь закрывает Большую площадь с северной стороны. [ 13 ] Базальная платформа Северного Акрополя занимает площадь чуть менее 1 гектара (2,5 акра); [ 14 ] размером примерно 100 на 80 метров (330 на 260 футов). [ 15 ] Он возвышается на высоте 9 метров (30 футов) над скалистым фундаментом и на 12 метров (39 футов) над Большой площадью, и к нему можно подняться по нескольким лестницам с южной стороны. В доклассический период фасады многих храмов были украшены ярким лепным орнаментом, в том числе гигантскими масками, украшавшими некоторые лестницы. [ 14 ] В эпоху ранней классики на платформе стояло восемь храмов-пирамид, каждая с лестницей, окруженной масками, небольшим храмом на вершине и сложным гребнем на крыше . [ 15 ]
Базальная платформа
[ редактировать ]Большинство сооружений на базальной платформе претерпели две последовательные фазы строительства в раннюю классику, за исключением Храма 22, который претерпел три фазы строительства. Все сооружения на базальной платформе относятся к раннему классическому периоду и располагались симметрично на протяжении трех столетий. Это формирует наибольшую концентрацию чистой архитектуры раннего классицизма в Тикале с использованием методов строительства, отличных от методов строительства основных храмов поздней классики вокруг Большой площади. Строительство ранней классики предполагало полную отделку базальной платформы как отдельной архитектурной единицы перед возведением на ней дополнительных построек. [ 16 ]
Храм 20 (Строение 5D-20) расположен в северо-западном углу базальной платформы и смотрит на север. По оценкам, это датируется примерно 550 годом нашей эры. [ 17 ]
Храм 21 (Строение 5D-21) образует пару с Храмом 20; он расположен в северо-восточном углу базальной платформы и также смотрит наружу на север; Считается, что он датируется примерно 550 годом нашей эры. [ 17 ]
Храм 22 (Сооружение 5D-22) — это здание, обращенное на юг, расположенное в центре на северной стороне базальной платформы. [ 17 ] Строительство Храма 22 проходило в три основных этапа. Самая ранняя версия этого сооружения была построена около 250 г. н.э.; вторая версия храма была построена над ним около 350 г. н.э.; эта версия была украшена гигантскими лепными масками. Окончательная версия храма датируется V веком нашей эры. Храм 22 был тщательно исследован археологами, при этом части архитектуры V века были удалены, чтобы обнажить более ранние версии. [ 18 ] Гробница в Храме 22 была разграблена в какой-то момент постклассического периода. [ 19 ]
Храм 23 (Сооружение 5D-23) был частично отреставрирован и датируется серединой III века нашей эры. Он расположен в центре западной стороны базальной платформы, обращенной на восток. [ 18 ]
Храм 24 (Сооружение 5D-24) датируется примерно 250 годом нашей эры. Он образует пару с Храмом 23, располагаясь на восточной стороне базальной платформы, обращенной на запад. Храм 24 археологами не исследован. [ 18 ]
Храм 25 (Сооружение 5D-25) расположен в юго-западном углу базальной платформы; Впервые он был построен около 250 г. н. э. и прошел второй этап строительства в стиле ранней классической эпохи, который полностью охватывал более раннюю версию. [ 17 ]
Храм 26 (Строение 5D-26) — центральное здание Северного Акрополя, расположенное в центре на южной стороне базальной платформы с видом на террасу; самая ранняя версия этой структуры датируется примерно 250 годом нашей эры. Храм 26 был полностью раскопан и восстановлен. [ 18 ] Гробница в сооружении была разграблена где-то в постклассический период. [ 19 ] Северная часть сооружения возвышалась над гробницей позднего доклассического периода (погребение 85), датируемой примерно 100 г. н. э., которая предварительно была идентифицирована как гробница основателя династии Якса Эб Сука. [ 20 ]
Храм 27 (Структура 5D-27) образует пару с Храмом 25. Он расположен в юго-восточном углу базальной платформы. Археологи предполагают, что это сооружение претерпело те же две фазы раннего классического строительства, что и его близнец. Он был построен около 250 г. н.э. [ 17 ]
Здание 28 (Сооружение 5D-28) — необычное здание, расположенное наверху лестницы на восточной стороне базовой платформы. Судя по всему, это была караульная, контролирующая доступ с восточной террасы. Первоначально в камере были занавешенные дверные проемы и скамейки у стен. Ширина здания полностью блокировала доступ с лестницы; это вынуждало посетителей проходить через камеру, где их присутствие можно было тщательно проверить и при необходимости заблокировать проход за ее пределы. Этот маршрут, возможно, стал важным, когда был построен Храм 33, блокирующий главную лестницу, ведущую с Большой площади. [ 21 ] Сооружение 5Д-28 было построено очень поздно, в раннеклассический период (около VI века). [ 22 ]
Терраса
[ редактировать ]Трио небольших храмов раннего классицизма (храмы с 29 по 31) стоят на общей платформе в восточном конце террасы, обращенной на запад. [ 24 ] Вполне вероятно, что платформа была специально построена для поддержки трех храмов, построенных более или менее одновременно. Ни платформа, ни храмы не исследованы; поэтому вполне возможно, что ранняя версия центрального храма (Храм 30) была построена первой, затем выведена из эксплуатации, и была построена платформа для покрытия ранней версии, после чего последовало строительство новой версии плюс два дополнительных храма по бокам. [ 25 ]
Храм 29 (Строение 5D-29) расположен в восточной части террасы Северного Акрополя, обращенной на запад. Стела 40 была раскопана на ее основании в 1996 году. [ 26 ] Храм 29 — одно из трех подобных построек, включая Храмы 30 и 31. Храм 29 не раскапывался; консольный свод и крыша обрушились, засыпав обломками три камеры надстройки. Из трех храмов Храм 29 — единственный, на котором видны следы красной краски. [ 27 ] Базальная платформа храма имеет высоту 3,5 метра (11 футов), а высота стен надстройки - 2,3 метра (7,5 футов). Считается, что здание относится к раннему классическому периоду (около 250–600 гг. Н. Э.). [ 25 ]
Храм 30 (Строение 5D-30) находится в восточной части террасы Северного Акрополя; это одна из трех подобных структур. Крыша и своды рухнули, заполнив три камеры на вершине обломками. [ 27 ] По оценкам, Храм 30 датируется эпохой ранней классики (ок. 250–600 гг. Н.э.) на основе стилистического сравнения с другими сооружениями в Тикале. Как и в случае с другими храмами трио, базальная платформа храма имеет высоту 3,5 метра (11 футов), а высота стен надстройки - 2,3 метра (7,5 футов). [ 25 ]
Храм 31 (Сооружение 5D-31) является одним из трех подобных сооружений в восточном конце террасы вместе с Храмами 29 и 30. Как и в случае с двумя другими храмами этого трио, верхняя надстройка на вершине имела три камеры; они были погребены под обломками в результате обрушения сводов и крыши. [ 27 ] Считается, что храм относится к раннему классическому периоду (около 250–600 гг. Н. Э.). Высота храма идентична высотам других храмов в этом трио: базальная платформа имеет высоту 3,5 метра (11 футов) и стены надстройки высотой 2,3 метра (7,5 футов). [ 25 ]
Храм 32 (Сооружение 5D-32) стоит непосредственно к востоку от Храма 33. Он был частично исследован в середине 1960-х годов и датируется первой половиной VII века нашей эры. [ 28 ] В храме-святилище находились три больших помещения, которые были разграблены вскоре после оставления города в 10 веке. [ 29 ] Археологи обнаружили под пирамидой высеченную в скале гробницу, в которой находилось царское захоронение (погребение 195). Пирамида была построена над гробницей вскоре после захоронения царя и состояла из одного этапа строительства. [ 30 ]
Храм 33 (Сооружение 5D-33) представлял собой погребальную пирамиду высотой 33 метра (108 футов) короля Сияджа Чана Кавиила II, жившего в V веке . [ 31 ] Он был расположен в центре между храмами 32 и 34, в первом ряду построек, выходящих на Большую площадь; [ 32 ] это один из наиболее тщательно исследованных храмов на всей территории майя. [ 33 ] В течение двух столетий храм претерпел три этапа строительства; заключительная фаза развития произошла во время Тикальского перерыва , который длился с 562 по 692 год нашей эры. [ 34 ] Последний этап строительства Храма 33 послужил прототипом Храма I на Большой площади. [ 35 ] Эта окончательная версия Храма 33 была разобрана археологами в 1965 году, чтобы перейти к более ранним этапам строительства. [ 36 ]
Храм 34 (Сооружение 5D-34) был первой пирамидой, построенной вдоль передней террасы Северного Акрополя; [ 37 ] он относится к раннему классическому периоду. [ 16 ] Пирамида была построена Сияджем Чаном Кавиилом II над могилой его отца, Якса Нууна Айина I. На вершине пирамиды находился трехкамерный храм, комнаты которого располагались одна за другой. [ 38 ] Археологи вырыли траншею вокруг Храма 34 в 1959 году и обнаружили гробницу, вырезанную в скале под ней, над которой были построены две предыдущие версии храма. [ 16 ] Стела 26 первоначально стояла у подножия этого храма, но была сломана, вероятно, в начале позднего классического периода, перенесена по ступеням храма и помещена под каменный алтарь внутри святилища на вершине. Святыня была разграблена в постклассический период, и в это время был сломан алтарь. [ 19 ] Церемониальные костры для сожжения неодушевленных жертвоприношений зажигались прямо над могилой Якса Нуун Айина еще в позднеклассический период и могут свидетельствовать о продолжающемся поклонении предкам спустя столетия после смерти короля. [ 39 ]
Храм 35 (Сооружение 5D-35) представлял собой высокий храм позднего классицизма, прислоненный к юго-западному углу базальной платформы. [ 28 ] Это самая западная из ряда пирамид, обращенная на юг, на Большую площадь; он не исследовался археологами и считается одним из двух вероятных мест захоронения короля VII века Нууна Уджола Чаака . [ 40 ]
Памятники
[ редактировать ]великое множество стел В Северном Акрополе было воздвигнуто ; к 9 веку нашей эры всего было 43 стелы и 30 алтарей. Восемнадцать из этих памятников были украшены иероглифическими текстами и царскими портретами. [ 1 ]
Стела 4 была воздвигнута королем Яксом Нууном Айином I в честь окончания катуна в 396 году нашей эры. Это одна из двух стел времен правления Йаш Нуун Айина I, которая была переустановлена у подножия его погребальной пирамиды, Храма 34. [ 42 ] Стела демонстрирует сочетание качеств майя и Теотиуакана , а также божеств обеих культур. На нем изображен портрет короля с Богом-ягуаром подземного мира под одной мышкой и мексиканцем Тлалоком под другой. Его шлем представляет собой упрощенную версию Теотиуаканского боевого змея. Что необычно для скульптуры майя, но типично для Теотиуакана, Яш Нуун Айин изображен фронтально, а не в профиль. [ 43 ]
Стела 18 была одной из двух стел, воздвигнутых Яксом Нууном Айином I в честь окончания катуна в 396 году нашей эры. Он был вновь воздвигнут у подножия Храма 34, его погребальной святыни. [ 42 ]
Стела 26 была найдена в храме на вершине Храма 34, под разрушенным каменным алтарем. Первоначально памятник был установлен у подножия храма в период ранней классики, а затем был разрушен, вероятно, в начале поздней классики. Затем его останки были захоронены в храмовой святыне. [ 19 ]
Стела 31 — это верхняя часть памятника, который был сломан и захоронен над могилой Сияджа Чана Кавиила II в Храме 33. [ 44 ] Он был посвящен в 445 году нашей эры и украшен изображениями Сияджа Чана Кавиила II и его отца Якса Нууна Айина I, который изображен как воин Теотиуакано по бокам памятника. На обратной стороне стелы изображен длинный иероглифический текст, узаконивающий династию Сияджа Чана Кавиила II. [ 45 ]
Стела 40 была найдена у подножия Храма 29. Она датирована 468 годом нашей эры и изображает короля Кан Читама V века . В одной руке он держит головной убор в стиле Теотиуакана. По бокам памятника изображены его отец, Сиядж Чан К'авилл II, и его мать, леди Айин. Длинный иероглифический текст на оборотной стороне подробно описывает его рождение в 415 году, повышение до младшего звания в 434 году и восшествие на престол в 458 году, а также краткое описание правления его отца. [ 46 ]
Алтарь 19 был похоронен в засыпке окончательной версии Храма 33, непосредственно перед второй версией храма на вершине. Он был сильно поврежден и разбит на несколько частей, а большая часть скульптуры, изображающей сидящего человека, откололась. Три фрагмента были похоронены вместе таким образом, что алтарь соединился с захороненной Стелой 31; возможно, это поддерживало связь между памятниками, существовавшими, когда они изначально были выставлены на всеобщее обозрение. Алтарь был изготовлен из известняка и сейчас находится в музее Тикаля. Его датируют примерно 445 годом нашей эры. [ 47 ]
Захоронения
[ редактировать ]Погребение 10 представляло собой могилу короля конца IV века Якса Нууна Айина I. Гробница представляет собой большую камеру, высеченную в скале под Храмом 34. Останки короля были захоронены на деревянных носилках, и его сопровождали девять человек. жертвоприношения и обезглавленный кайман . В гробнице было большое количество погребального инвентаря, в том числе впечатляющее множество керамических сосудов, многие из которых были украшены изображениями, связанными с Теотиуаканом . На одном керамическом сосуде для питья было написано: «Сосуд для питья сына Совы-копейщика ». Пять панцирей черепах разного размера, некоторые из которых все еще прикреплены к стойке, представляли собой остатки музыкального инструмента, похожего на маримбу . Также было найдено небольшое нефритовое украшение, выполненное в виде головы каймана с загнутой мордой. [ 37 ] Череп короля был окрашен в красный цвет. [ 48 ] Ассоциация кайманов с останками короля связана с элементом имени короля; айин означает «крокодил», и это животное могло быть царским путем (духом-спутником). [ 49 ]
Погребение 23 представляло собой королевскую гробницу, построенную в результате разрушения второй версии лестницы доступа к Храму 33. Личность, похороненная в гробнице, не установлена, но гробница является одним из двух предполагаемых мест для захоронения короля Нууна конца VII века. Уджол Чаак. [ 50 ] Гробница была вырублена в скале под храмом, [ 51 ] к югу от захоронения Сияджа Чана Кавиила II. Судя по всему, короля поспешно похоронили в гробнице, которую все еще готовили во время захоронения, поскольку на часть погребального инвентаря была забрызгана штукатурка со стен, а рабочий случайно оставил кремневую кирку. [ 52 ] Тело короля было положено на носилки, расписанные киноварью и покрытые шкурами ягуара ; труп был разложен на шкурах и покрыт слоями морских раковин. [ 53 ]
Погребение 24 было элитным захоронением, помещенным в развалины Храма 33 на заключительном этапе строительства пирамиды. [ 54 ] В гробнице находились расписные керамические блюда, на которых, по-видимому, даны имена отца и деда Нуун Уджола Чаака, которые оба были правителями города до него. [ 55 ]
Погребение 48 было высечено в скале под террасой на центральной оси Северного Акополя с севера на юг, прямо под Храмом 33; [ 56 ] это было идентифицировано как могила короля Сияджа Чана Кавиила II. [ 54 ] По бокам от останков короля находились останки двух молодых людей, принесенных в жертву; один из них был ребенком, а другой подростком. [ 57 ] Стены гробницы были покрыты лепниной, на которой были нарисованы иероглифы, указывающие на то, что гробница была запечатана в марте 457 года, через год после смерти короля. [ 58 ] Король был похоронен в сидячем положении, и в его останках отсутствовали череп, руки и бедра . [ 59 ] Погребальный инвентарь включал 27 керамических сосудов смешанного местного и привозного происхождения, [ 60 ] артефакты из камня и ракушек, включая широко используемый каменный метат и сопутствующий ручной камень , [ 61 ] большое количество нефритовых артефактов , в том числе нефритовые диски и сотни бус, которые когда-то образовывали полукруглый воротник, две пары ушных пулей и еще множество бус небольшими группами, не входивших в состав воротника. два обсидиановых клинка. Погребение также сопровождали [ 62 ]
Погребение 85 датируется I веком н. э., [ 3 ] в позднем доклассическом периоде и был окружен платформой с примитивным консольным сводом. [ 63 ] Это было первое королевское захоронение, ознаменовавшее смещение церемониального акцента с комплекса Мундо Пердидо на Северный Акрополь. [ 9 ] Гробница была расположена в центре Северного Акрополя по оси север-юг, под тем, что позже станет Храмом 26, и содержала единственный мужской скелет, у которого отсутствовали череп и бедренные кости. [ 64 ] династический основатель Тикаля Яш Эб Сук . С этой гробницей, расположенной глубоко в сердце Северного Акрополя, связан [ 65 ] Покойный, вероятно, погиб в бою, его тело было изуродовано врагами, прежде чем его нашли и похоронили его последователи. Кости были тщательно завернуты в ткань, чтобы сформировать вертикальный сверток. [ 66 ] Отсутствующую голову заменила небольшая маска из зеленого камня с инкрустированными ракушками зубами и глазами и трехконечная королевская повязка. [ 67 ] На лбу этой головы изображена эмблема власти, и она представляет собой редкий портрет царя доклассических равнинных майя. [ 68 ] Среди содержимого гробницы были позвоночник ската , раковина спондилуса и двадцать шесть керамических сосудов. [ 69 ]
Погребение 125 — еще одна гробница, которая предварительно идентифицирована как могила основателя династии Якса Эб Сука. Он был датирован примерно 90 годом нашей эры. В 6 метрах (20 футов) к востоку был захоронен тайник, который может содержать погребальный инвентарь, связанный с этим захоронением, поскольку сами останки не имели непосредственно связанных с ним артефактов. [ 9 ] В тайнике находилась керамика высокого статуса, а также артефакты из нефрита, ракушек и костей. [ 70 ] Погребение этого захоронения установило новую центральную ось акрополя, которая использовалась в качестве ориентира для большинства царских захоронений вплоть до 8 века нашей эры. [ 9 ]
Погребение 195 представляло собой камеру с карнизным сводом, вырубленную в скале под Храмом 32. [ 30 ] Это была могила правителя, которого археологи прозвали «Череп животного», который правил с конца VI века н.э. по крайней мере до 628 года. Останки короля были завернуты в ткань, окрашенную в красный цвет. Гробница была затоплена вскоре после того, как ее запечатали, оставив толстый слой грязи, который высох, чтобы сохранить полые формы погребальных подношений короля еще долгое время после того, как деревянные артефакты сгнили. Археологи заполнили эти пустоты гипсом и таким образом смогли реконструировать многие скоропортящиеся предметы из гробницы, в том числе четыре большие резные панели с изображением короля, небольшой трон, украшенный иероглифами, ярмо для игры в мяч и четыре лепные фигурки божества К. 'буду . [ 71 ]
Погребение 200 представляло собой гробницу короля Вак Чан Кавиила VI века . Это была каменная гробница, находившаяся в Храме 22. [ 51 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мартин и Грубе 2000, с. 43.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 32, 34, 38–40.
- ^ Перейти обратно: а б с Мартин и Грубе 2000, с. 26.
- ^ Лотен 2003, с. 233.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 43; Коу 1999, с. 10.
- ^ Лапорт 2003, с. 288; Мартин и Грубе 2000, с. 24.
- ^ Лотен 2003, стр. 233–235.
- ^ Лотен 2003, с. 234.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фицсиммонс 2009, с. 112.
- ^ Коу 1967, 1988, с. 43.
- ^ Шерер и Трэкслер, 2006, стр. 390–391.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 53.
- ^ Харрисон 2006, 2011, с. 221.
- ^ Перейти обратно: а б Коу 1967, 1988, с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Дрю 1999, с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б с Коу 1967, 1988, с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Коу 1967, 1988, стр. 42, 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коу 1967, 1988, стр. 42–44.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коу 1967, 1988, с. 45.
- ^ Шерер и Трэкслер, 2006, стр. 302, 308.
- ^ Коу 1990, с. 449.
- ^ Коу 1964, с. 412.
- ^ Кастаньеда и др. 2009, стр. 362–363
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 37, 43; Коу, 1990, стр. 583–584; Коу 1962, с. 481.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коу 1990, стр. 583–584.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 37, 43.
- ^ Перейти обратно: а б с Коу 1990, с. 583.
- ^ Перейти обратно: а б Коу 1967, 1988, с. 48.
- ^ Коу 1967, 1988, стр. 48–49.
- ^ Перейти обратно: а б Коу 1967, 1988, с. 49.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 34, 36, 43.
- ^ Коу 1967, 1988, с. 45; Мартин и Грубе 2000, с. 43.
- ^ Коу 1967, 1988, стр. 45–46.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 36, 40.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 391.
- ^ Коу 1967, 1988, с. 46; Берлин 1967, с. 241. Мезовеб.
- ^ Перейти обратно: а б с Мартин и Грубе 2000, с. 33.
- ^ Миллер 1999, с. 32.
- ^ Фицсиммонс 2009, с. 135.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 24, 42–43.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 32–33.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин и Грубе 2000, стр. 33–34.
- ^ Миллер 1999, с. 95.
- ^ Мартин и Грубе, 2000 стр. 36; Коу 1962, с. 495.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 34–35.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 37.
- ^ О'Нил 2009, стр. 127.
- ^ Фицсиммонс 2009, с. 82.
- ^ Фицсиммонс 2009, с. 96.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 36, 40, 43.
- ^ Перейти обратно: а б Фицсиммонс 2009, стр. 192–193.
- ^ Фицсиммонс 2009, с. 74.
- ^ Фицсиммонс 2009, с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин и Грубе 2000, с. 36.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 379.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 34–36; Шук и Киддер 1961, с. 2.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 35; Реенц-Будет и др. 2004, с. 782; Шук и Киддер 1961, с. 2.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 35–36; Шук и Киддер 1961, с. 2.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 35–36; Фицсиммонс 2009, с. 167; Брасвелл 2003, с. 101.
- ^ Reents-Budet et al. 2004, p. 782.
- ^ Шук и Киддер 1961, с. 6; Иглесиас Понсе де Леон 2003, с. 187.
- ^ Шук и Киддер 1961, с. 7.
- ^ Дрю 1999, с. 187; Коу 1999, с. 75.
- ^ Дрю 1999, с. 187; Коу 1999, с. 75; Шерер и Трэкслер, 2006, стр. 302, 308.
- ^ Дрю 1999, с. 187.
- ^ Коу 1999, стр. 75–76.
- ^ Дрю 1999, с. 187; Коу 1999, с. 76.
- ^ Миллер 1999, с. 89.
- ^ Коу 1999, с. 76.
- ^ Фицсиммонс 2009, стр. 85, 112.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 41.
Ссылки
[ редактировать ]- Берлин, Генрих (апрель 1967 г.). «Разрушение сооружения 5Д-33-1-го в Тикале». Американская древность . 32 (2). Вашингтон, округ Колумбия: Общество американской археологии: 241–242. дои : 10.2307/277915 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 277915 . OCLC 754651089 . (требуется подписка)
- Брасвелл, Джеффри Э. (2003). «Датирование раннего классического взаимодействия между Каминальджую и Центральной Мексикой». В Брасвелле, Джеффри Э. (ред.). Майя и Теотиуакан: новая интерпретация раннего классического взаимодействия . Остин, Техас: Издательство Техасского университета . стр. 81 –142. ISBN 0-292-70587-5 . ОСЛК 49936017 .
- Каштан, Джозеф Фрэнсис; Сейичи Накамура; Отто Ортега Моралес (2009). Отчет JP ; Б. Арройо; Х. Мехия (ред.). «Вклад в изучение биоразложения в Северном Акрополе, Тикаль» [Вклад в изучение биоразложения в Северном Акрополе, Тикаль] (PDF) . Симпозиум по археологическим исследованиям в Гватемале (на испанском языке). XXII (2008). Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 357–364 . Проверено 1 мая 2013 г.
- Коу, Майкл Д. (1999). Майя . Серия «Древние народы и места» (6-е издание, полностью переработанное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28066-5 . OCLC 59432778 .
- Коу, Уильям Р. (апрель 1962 г.). «Краткий обзор раскопок и исследований в Тикале, Гватемала: 1956–61». Американская древность . 27 (4). Вашингтон, округ Колумбия: Общество американской археологии: 479–507. дои : 10.2307/277674 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 277674 . OCLC 4892259320 .
- Коу, Уильям Р. (январь 1964 г.). Чарльз Э. Борден (ред.). «Текущие исследования: Восточная Мезоамерика». Американская древность . 28 (3). Общество американской археологии: 407–414. JSTOR 277892 .
- Коу, Уильям Р. (1988) [1967]. Тикаль: Путеводитель по древним руинам майя [ Тикаль: Путеводитель по древним руинам майя ] (на испанском языке). Гватемала: Святой камень. ISBN 84-8377-246-9 . OCLC 21460472 .
- Коу, Уильям Р. (1990). Раскопки на Большой площади, Северной террасе и Северном акрополе Тикаля . Тикаль сообщает. Том. 1. Филадельфия, Пенсильвания: Археологический музей Пенсильванского университета. ISBN 0934718660 . OCLC 19773607 .
- Дрю, Дэвид (1999). Утерянные хроники королей майя (в твердом переплете). Лондон: Вайденфельд и Николсон . ISBN 0-297-81699-3 . ОСЛК 43401096 .
- Фицсиммонс, Джеймс Л. (2009). Смерть и классические короли майя (в твердом переплете). Серия Линды Шеле о майя и доколумбовых исследованиях. Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-71890-6 . OCLC 216941064 .
- Харрисон, Питер Д. (2011) [2006]. «Архитектура майя в Тикале, Гватемала». У Николая Грубе (ред.). Майя: тысячелетняя цивилизация (в твердом переплете) (на испанском языке). Потсдам, Германия: Тандем Верлаг . стр. 219–231. ISBN 978-3-8331-6293-0 . OCLC 828120761 .
- Иглесиас Понсе де Леон, Мария Хосефа (2003). «Проблематические отложения и проблема взаимодействия: материальная культура Тикаля в раннеклассический период». В Брасвелле, Джеффри Э. (ред.). Майя и Теотиуакан: новая интерпретация раннего классического взаимодействия . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 167–198 . ISBN 0-292-70587-5 . ОСЛК 49936017 .
- Лапорт, Хуан Педро (2003). «Тридцать лет спустя: некоторые результаты недавних расследований в Тикале». В Саблоффе, Джереми А. (ред.). Тикаль: династии, иностранцы и государственные дела . Серия продвинутых семинаров Школы американских исследований. Санта-Фе, Нью-Мексико и Оксфорд, Великобритания: Школа американской исследовательской прессы (США) и Джеймс Карри (Великобритания). стр. 281–318. ISBN 1-930618-22-0 . OCLC 496443596 .
- Лотен, Х. Стэнли (2003). «Северный Акрополь: монументальность, функциональность и архитектурное развитие». В Саблоффе, Джереми А. (ред.). Тикаль: династии, иностранцы и государственные дела . Серия продвинутых семинаров Школы американских исследований. Санта-Фе, Нью-Мексико и Оксфорд, Великобритания: Школа американской исследовательской прессы (США) и Джеймс Карри (Великобритания). стр. 227–252. ISBN 1-930618-22-0 . OCLC 496443596 .
- Мартин, Саймон ; Николай Грубе (2000). Хроники королей и королев майя: расшифровка династий древних майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05103-8 . OCLC 47358325 .
- Месовеб. «Сиядж Чан Кавиил II» . Mesoweb: исследование мезоамериканских культур. Архивировано из оригинала 8 августа 2014 г. Проверено 7 мая 2013 г.
- Миллер, Мэри Эллен (1999). Искусство и архитектура майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20327-Х . OCLC 41659173 .
- О'Нил, Меган Э. (весна – осень 2009 г.). «Древние скульптуры майя в Тикале, видимые и невидимые». RES: Антропология и эстетика . 55–56 (55/56). Президент и члены Гарвардского колледжа, действующие через Музей археологии и этнологии Пибоди: 119–134. дои : 10.1086/RESvn1ms25608839 . ISSN 0277-1322 . JSTOR 25608839 . OCLC 611056984 . S2CID 192191980 .
- Реенц-Буде, Дори; Рональд Л. Бишоп; Эллен Белл; Т. Патрик Калберт; Хаттула Мохой-Надь; Гектор Нефф; Роберт Шерер (2004). Ж. П. Лапорт Б. Поток; Х. Эскобедо; Х. Мехиа (ред.). «Тикаль и его королевские гробницы ранней классики: новые химические данные по керамическим сосудам» (PDF) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XVII (2003). Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии : 777–793. Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2011 г. Проверено 6 мая 2013 г.
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Шук, Эдвин М .; Альфред Киддер II (осень 1961 г.). «Расписная гробница в Тикале: важное открытие экспедиции музея в Гватемале» (PDF) . Экспедиция . 4 (1). Филадельфия, Пенсильвания: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета: 2–7. ISSN 0014-4738 . OCLC 183334723 . Проверено 6 мая 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Калберт, Т. Патрик (1999). Ж. П. Лапорт Х. Л. Эскобедо (ред.). «Доклассическая керамика в Тикале и Северном Акрополе» (PDF) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XII (1998). Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 63–74 . Проверено 15 мая 2013 г.
- Вальдес, Хуан Антонио; Федерико Фасен (1998). Ж. П. Лапорт Х. Эскобедо (ред.). «Интерпретация Стелы 40 из Тикаля» (PDF) . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). XI (1997). Город Гватемала, Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 71–87 . Проверено 15 мая 2013 г.