Сова-копьеносец
Атлатль Кауак (Джатз'ом Куй, Копьеносная сова) | |
---|---|
Ну давай же | |
Король Теотиуакана | |
Царствование | 2 мая 374 г. - 9 июня 439 г. |
Преемник | Нуун Якс Айин? или Сихьядж Чан Кавиил II (внук)? |
Рожденный | Теотиуакан ? |
Умер | 9 июня 439 г. Гора Альбан |
Супруг | Леди Унен К'вил [ 1 ] Тикаля |
Проблема | Йаш Нун Айин I, король Тикаля |
Религия | религия майя |
« Сова-копьеносец » (возможно, Jatz'om Kuy , что в переводе означает « Сова-ударник ») — мезоамериканский человек раннего классического периода, который идентифицируется в надписях и иконографии майя . Майянист Дэвид Стюарт предположил, что Сова-копьеносец была правителем Теотиуакана в начале расцвета его влияния в Мезоамерике в IV и V веках, и что он был ответственен за интенсивный период присутствия Теотиуакана на территории майя, включая завоевание Тикаля в 378 году н.э. [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]
«Сова-копьеносец» — это имя, придуманное археологами для описания возникшего в Теотиуакане символа совы, держащего копье, стилизованного под один или два символа майя, обычно используемых для обозначения его имени.
Одна из версий имени правителя изображает оружие (атлатль или другой тип) в сочетании со знаком совы. В Тикале имя появляется, написанное один раз с фонетическими элементами, что позволяет предположить, что майяская версия имени — Джатз'ом Куй , «сова-нападающий» или «сова, которая нанесет удар». [ 4 ] Таким образом, версия с оружейной совой, вероятно, является логотипом JATZ вместе с KUY или KUJ.
Различные логограммы или глифы, изображающие сову и копьеметателя, задокументированы в Теотиуакане и в городах майя Тикаль, Уахактун , Яшчилан и Тонина . Они могут относиться или не относиться к одному и тому же человеку или иметь другое символическое значение.
Биография
[ редактировать ]
Надписи майя на нескольких памятниках описывают прибытие незнакомцев с запада, изображенных в одежде в стиле Теотиуакана и с оружием. Эти прибытия связаны со сменой политического руководства на нескольких объектах.
Стюарт отметил, что памятник Маркадору в центре бассейна Петен в Тикале фиксирует восхождение Совы-копьеносца на трон неустановленного государства в дату, эквивалентную 4 мая 374 года нашей эры. Памятники в Эль-Перу , Тикале и/или Уахактуне описывают прибытие персонажа Сияджа Кака каким-то образом под покровительством Совы-копейщика в январе 378 года. Точная дата его прибытия в Тикаль совпадает со смертью Правитель Тикаля Чак Ток Ичаак I. Тикаль Стела 31 описывает, что в 379 году, через год после прибытия Сияджа Кака в Тикаль, Йаш Нуун Айин , описанный как сын Совы-копейщика, а не предыдущего правителя Чак Ток Ичаака, был назначен царем Тикаль. Тикаль. В его правление в иконографии Тикаля появились изображения в стиле Теотиуакана. Стела 31 была возведена во время правления сына Якса Нууна Айина Сияджа Чан Кавиля и описывает смерть деда этого правителя, Совы-копьеносца, в 439 году нашей эры (дата майя 9.0.3.9.18). [ 5 ]
Сова-копьеметчик упоминалась и в более поздних текстах; например, на дверной перемычке Храма I, где правитель Тикаля Джасав Чан Кавиил I праздновал тринадцатую годовщину катуна (13x20x360 дней) (в 695 г. н. э.) со дня смерти Совы-копьеносца, когда они «заклинали святого». [ 6 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Связь совы-копьеметчика с Теотиуаканом, а также точная природа влияния Теотиуакана на майя были горячо обсуждаемой темой с тех пор, как иероглифические тексты впервые стали полностью читаемыми в 1990-х годах. Споры связаны с общей дискуссией о влиянии Центральной Мексики на территорию майя, которая была вызвана находками объектов, связанных с Теотиуаканом, на стоянке ранних майя Каминальджую в 1930-х годах.
У спора есть две стороны. Интерналистская сторона выступает за ограничение прямых контактов между Теотиуаканом и территорией майя. Эту сторону представляли такие эпиграфисты, как Линда Шеле и Дэвид Фрейдель , которые утверждали, что у майя просто были дружеские дипломатические отношения с Теотиуаканом, что заставило элиту майя подражать культуре и идеологии Теотиуакано. [ 7 ] Экстерналистская сторона утверждает , что Теотиуакан был важным фактором в развитии культуры и политики майя в классический период. Эта точка зрения впервые была связана с археологом Уильямом Сандерсом, который отстаивал крайнюю экстерналистскую точку зрения. [ 8 ] появлялось все больше свидетельств прямого влияния Теотиуакана на территорию майя Но по мере того, как в Копане , а новые иероглифические расшифровки эпиграфов, таких как Дэвид Стюарт, интерпретировали вторжение в Теотиуакан как военное вторжение, позиция экстерналистов укреплялась. В 2003 году Джордж Каугилл , археолог, специализирующийся на Теотиуакане, который ранее придерживался в основном интерналистского взгляда на отношения Теотиуакана и майя, подвел итог дебатам, признав, что Теотиуакан, вероятно, осуществлял своего рода политический контроль над территорией майя в ранний классический период и это оставило важное наследие в поздний и эпиклассический периоды. [ 9 ]
В 2008 году интерпретация иконографии, связанной с совой-копейщиком, в Теотиуакане предположила, что сова-копьеносец была важным военным богом в Теотиуакане, имя которого было дано как месту, известному как «Холм совы-копейщика», так и правителю, упомянутому в иероглифических текстах майя. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Беляев Д., Токовинин А., Вепрецкий С., Луин К. (2013). «Памятники Тикаля. Дмитрий Беляев, Александр Токовинин, Сергей Вепрецкий и Камило Луин» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Стюарт (1998)
- ^ Mesoweb , Рисунок и перевод по Мартину и Грубе (2000)
- ^ Холм совы-копьеносца: топоним в Атателько, Теотиуакан. Йеспер Нильсен и Кристофер Хельмке. Латиноамериканская древность 19 (4), 2008, стр. 459–474. См. также «Обновленный предварительный классический словарь майя-английского языка», «Английский-классический словарь майя по иероглифическому чтению» Эрика Бута. Ресурсы Mesoweb 2007.
- ^ «Некоторые рабочие примечания к тексту Тикальской стелы 31, Дэвид Стюарт, 2011 г.» (PDF) .
- ^ «Информационный бюллетень ПАРИ» . www.mesoweb.com .
- ^ Фрейдель; ракушки; Паркер (1995): стр. 161–175.
- ^ например, Чик (1977)
- ^ Каугилл, глава «Теотиуакан и раннее классическое взаимодействие: взгляд из-за пределов региона майя» в Брасвелле (2003)
- ^ Нильсен и Хельмке, 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Брасвелл, Джеффри Э. (2003). «Введение: переосмысление раннего классического взаимодействия». В Джеффри Э. Брасвелле (ред.). Майя и Теотиуакан: новая интерпретация раннего классического взаимодействия . Остин: Издательство Техасского университета . стр. 1–44. ISBN 0-292-70587-5 . ОСЛК 49936017 .
- Стюарт, Дэвид (1998). « «Прибытие незнакомцев»: Теотиуакан и Толлан в классической истории майя» (отрывок из статьи за октябрь 1996 г.) . Интернет-публикации ПАРИ: Информационный бюллетень № 25 . Институт исследований доколумбового искусства . Проверено 18 января 2007 г.
- Чик, Чарльз Д. (1977). «Раскопки в Палангане и Акрополе Каминальджую». У Уильяма Т. Сандерса; Джозеф В. Михелс (ред.). Теотиуакан и Каминальджую: исследование контактов доисторической культуры . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета . стр. 1–204. ISBN 0-271-00529-7 . ОСЛК 3327234 .
- Фрейдель, Дэвид А .; Линда Шеле ; Джой Паркер (1995). Майя Космос: Три тысячи лет на пути шамана (переиздание). Нью-Йорк: Харпер в мягкой обложке . ISBN 0-688-14069-6 .
- Нильсен, Йеспер; Кристоф Хельмке (2008). «Холм совы-копьеносца: топоним в Атетелко, Теотиуакан». Латиноамериканская древность . 19 (4): 459–474. дои : 10.1017/S1045663500004387 .