Jump to content

Сова-копьеносец

Атлатль Кауак
(Джатз'ом Куй, Копьеносная сова)
Ну давай же
Король Теотиуакана
Царствование 2 мая 374 г. - 9 июня 439 г.
Преемник Нуун Якс Айин? или Сихьядж Чан Кавиил II (внук)?
Рожденный Теотиуакан ?
Умер 9 июня 439 г.
Гора Альбан
Супруг Леди Унен К'вил [ 1 ] Тикаля
Проблема Йаш Нун Айин I, король Тикаля
Религия религия майя

« Сова-копьеносец » (возможно, Jatz'om Kuy , что в переводе означает « Сова-ударник ») — мезоамериканский человек раннего классического периода, который идентифицируется в надписях и иконографии майя . Майянист Дэвид Стюарт предположил, что Сова-копьеносец была правителем Теотиуакана в начале расцвета его влияния в Мезоамерике в IV и V веках, и что он был ответственен за интенсивный период присутствия Теотиуакана на территории майя, включая завоевание Тикаля в 378 году н.э. [ 2 ]

Глиф имени Атлатла Кауака / Джатз'ом Куй / «Сова-копьеносец». Перерисовано из резного камня. [ 3 ]

«Сова-копьеносец» — это имя, придуманное археологами для описания возникшего в Теотиуакане символа совы, держащего копье, стилизованного под один или два символа майя, обычно используемых для обозначения его имени.

Одна из версий имени правителя изображает оружие (атлатль или другой тип) в сочетании со знаком совы. В Тикале имя появляется, написанное один раз с фонетическими элементами, что позволяет предположить, что майяская версия имени — Джатз'ом Куй , «сова-нападающий» или «сова, которая нанесет удар». [ 4 ] Таким образом, версия с оружейной совой, вероятно, является логотипом JATZ вместе с KUY или KUJ.

Различные логограммы или глифы, изображающие сову и копьеметателя, задокументированы в Теотиуакане и в городах майя Тикаль, Уахактун , Яшчилан и Тонина . Они могут относиться или не относиться к одному и тому же человеку или иметь другое символическое значение.

Биография

[ редактировать ]
Тикальская стела 31, описывающая восхождение Якса Нууна Ахиина I на трон Тикаля и смерть Совы-копьеносца 50 лет спустя.

Надписи майя на нескольких памятниках описывают прибытие незнакомцев с запада, изображенных в одежде в стиле Теотиуакана и с оружием. Эти прибытия связаны со сменой политического руководства на нескольких объектах.

Стюарт отметил, что памятник Маркадору в центре бассейна Петен в Тикале фиксирует восхождение Совы-копьеносца на трон неустановленного государства в дату, эквивалентную 4 мая 374 года нашей эры. Памятники в Эль-Перу , Тикале и/или Уахактуне описывают прибытие персонажа Сияджа Кака каким-то образом под покровительством Совы-копейщика в январе 378 года. Точная дата его прибытия в Тикаль совпадает со смертью Правитель Тикаля Чак Ток Ичаак I. Тикаль Стела 31 описывает, что в 379 году, через год после прибытия Сияджа Кака в Тикаль, Йаш Нуун Айин , описанный как сын Совы-копейщика, а не предыдущего правителя Чак Ток Ичаака, был назначен царем Тикаль. Тикаль. В его правление в иконографии Тикаля появились изображения в стиле Теотиуакана. Стела 31 была возведена во время правления сына Якса Нууна Айина Сияджа Чан Кавиля и описывает смерть деда этого правителя, Совы-копьеносца, в 439 году нашей эры (дата майя 9.0.3.9.18). [ 5 ]

Сова-копьеметчик упоминалась и в более поздних текстах; например, на дверной перемычке Храма I, где правитель Тикаля Джасав Чан Кавиил I праздновал тринадцатую годовщину катуна (13x20x360 дней) (в 695 г. н. э.) со дня смерти Совы-копьеносца, когда они «заклинали святого». [ 6 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Связь совы-копьеметчика с Теотиуаканом, а также точная природа влияния Теотиуакана на майя были горячо обсуждаемой темой с тех пор, как иероглифические тексты впервые стали полностью читаемыми в 1990-х годах. Споры связаны с общей дискуссией о влиянии Центральной Мексики на территорию майя, которая была вызвана находками объектов, связанных с Теотиуаканом, на стоянке ранних майя Каминальджую в 1930-х годах.

У спора есть две стороны. Интерналистская сторона выступает за ограничение прямых контактов между Теотиуаканом и территорией майя. Эту сторону представляли такие эпиграфисты, как Линда Шеле и Дэвид Фрейдель , которые утверждали, что у майя просто были дружеские дипломатические отношения с Теотиуаканом, что заставило элиту майя подражать культуре и идеологии Теотиуакано. [ 7 ] Экстерналистская сторона утверждает , что Теотиуакан был важным фактором в развитии культуры и политики майя в классический период. Эта точка зрения впервые была связана с археологом Уильямом Сандерсом, который отстаивал крайнюю экстерналистскую точку зрения. [ 8 ] появлялось все больше свидетельств прямого влияния Теотиуакана на территорию майя Но по мере того, как в Копане , а новые иероглифические расшифровки эпиграфов, таких как Дэвид Стюарт, интерпретировали вторжение в Теотиуакан как военное вторжение, позиция экстерналистов укреплялась. В 2003 году Джордж Каугилл , археолог, специализирующийся на Теотиуакане, который ранее придерживался в основном интерналистского взгляда на отношения Теотиуакана и майя, подвел итог дебатам, признав, что Теотиуакан, вероятно, осуществлял своего рода политический контроль над территорией майя в ранний классический период и это оставило важное наследие в поздний и эпиклассический периоды. [ 9 ]

В 2008 году интерпретация иконографии, связанной с совой-копейщиком, в Теотиуакане предположила, что сова-копьеносец была важным военным богом в Теотиуакане, имя которого было дано как месту, известному как «Холм совы-копейщика», так и правителю, упомянутому в иероглифических текстах майя. [ 10 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Беляев Д., Токовинин А., Вепрецкий С., Луин К. (2013). «Памятники Тикаля. Дмитрий Беляев, Александр Токовинин, Сергей Вепрецкий и Камило Луин» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Стюарт (1998)
  3. ^ Mesoweb , Рисунок и перевод по Мартину и Грубе (2000)
  4. ^ Холм совы-копьеносца: топоним в Атателько, Теотиуакан. Йеспер Нильсен и Кристофер Хельмке. Латиноамериканская древность 19 (4), 2008, стр. 459–474. См. также «Обновленный предварительный классический словарь майя-английского языка», «Английский-классический словарь майя по иероглифическому чтению» Эрика Бута. Ресурсы Mesoweb 2007.
  5. ^ «Некоторые рабочие примечания к тексту Тикальской стелы 31, Дэвид Стюарт, 2011 г.» (PDF) .
  6. ^ «Информационный бюллетень ПАРИ» . www.mesoweb.com .
  7. ^ Фрейдель; ракушки; Паркер (1995): стр. 161–175.
  8. ^ например, Чик (1977)
  9. ^ Каугилл, глава «Теотиуакан и раннее классическое взаимодействие: взгляд из-за пределов региона майя» в Брасвелле (2003)
  10. ^ Нильсен и Хельмке, 2008 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ffdba3cd6f1d89365a72272b0a171af9__1699445700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/f9/ffdba3cd6f1d89365a72272b0a171af9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spearthrower Owl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)