Jump to content

Южный регион майя

Южная область майя (также сокращенно SMA ) — это область доколумбовых стоянок в Мезоамерике . Долгое время считалось, что это сыграло важную роль в возникновении цивилизации майя в период, известный как доклассический период . Он расположен внутри широкой дуги, идущей на юго-восток от Чьяпа-де-Корсо в Мексике до Копана и Чалчуапы в Центральной Америке.

Тихий океан образует южную и западную границы ареала южных майя. В этой области и в дополнение к этим местам находятся крупные центры Каминальхую , Такалик-Абай , Чокола , Эль-Ситио, Эль-Хобо, Ла-Бланка , Ухуксте , Пало-Гордо, Эль-Бауль , Котсумальуапа , Монте-Альто , Семетабадж, Эль-Портон, Сакуальпа. , Закулеу , Бальберта и Ла Монтана; Считается, что многие из этих мест были построены и заселены носителями языков майя, а другие — носителями других мезоамериканских языков, включая ксинка , ленка , мише-зокеан и пипил ; соответственно, учитывая многоязычный характер региона южных майя, во многих отношениях термин «южный регион майя» является неправильным. [1]

Большинство этих центров достигли своего апогея в доклассический период, а затем пришли в упадок или исчезли. В дополнение к этим крупным стоянкам, многие раннедоклассические сообщества, встречающиеся в основном вдоль Тихоокеанского побережья, свидетельствуют о плодотворном характере южного региона; в частности, к ним относится Ла-Виктория, место, изученное Майклом Коу , где была обнаружена первая надежная последовательность керамики с ранних доклассических времен. После работы Коу Джон Э. Кларк и другие ученые из Археологического фонда Нового Света обнаружили в Пасо-де-ла-Амада и других местах керамику, которая уточняет последовательность Коу и углубляет ее во времени, отодвигая ее назад к ок. 2000 г. до н.э. Это относится к самым ранним ядерным центрам, прекрасной керамике, статуэткам и другим проявлениям зарождения сложного общества и культуры в Мезоамерике.

Самая ранняя нетронутая площадка для игры в мяч и свидетельства рангового общества (погребение богатого ребенка), свидетельствующие о зарождающейся социальной иерархии, были найдены в Пасо-де-ла-Амада. А неподалеку, в Ла-Бланке, археологи обнаружили четырехлистник из обожженной глины, захороненный возле Кургана 1, одного из крупнейших и самых ранних храмовых курганов в Мезоамерике, что указывает на ранний источник того, что позже стало основной идеологией майя. [2]

Терминологические и теоретические вопросы

[ редактировать ]

Споры о происхождении цивилизации майя продолжаются, поскольку ученые продолжают искать и участвовать в дебатах о корнях или первых импульсах того, что стало древней цивилизацией, традиционно считавшейся одной из величайших в мире. В сочетании с ранними рамками культурного развития по сравнению с другими частями Мезоамерики и с учетом того, что южный регион остается явно загадочным в отношении того, как и почему сложные общества развивались столь драматично, как они, ареал южных майя является почти такой же теоретической конструкцией, как и это географическая и временная реальность. Это связано с тем, что обязательно поднимаются такие темы, как культурная эволюция, сложные общества, ранний урбанизм и формирование (древней) идентичности, которые сформулированы и обсуждаются весьма абстрактно.

Если южный регион майя является частью Мезоамерики, отделенной от остальной части Мезоамерики пространственно, временно и в одном конкретном смысле – все еще нерешенным вопросом о его, возможно, решающей роли в происхождении цивилизации майя, – необходимо понимать, что постановка этого вопроса Большой исследовательский вопрос рискует скатиться к бессмысленным, бесконечно регрессирующим спорам о том, как можно рассматривать или определять «происхождение» – по сути, спорам о качественных или неизбежно субъективно представленных сущностях или темах, уступающих место таким вопросам, как «Что такое «цивилизация майя»?» Что такое «Майя»? Что такое «цивилизация»? Что позволяет нам называть ту или иную цивилизацию «великой»? Один из способов концептуализировать затруднение поиска первопричины/причин – это понять, что такие усилия ведут к бесконечному регрессу, если только не будет принята метаконцепция, которая в случае с цивилизацией майя является тем, что изначально сделало «Майю» «Майей». » Другой способ – сосредоточиться на антиисторических процессах – экологических ограничениях, [3] взаимодействие между сверстниками , [4] и другие теории.

Несмотря на эти, казалось бы, терминологически насыщенные исследования, вопрос о происхождении майя оправдан для профессионального внимания и разработки, поскольку все исторические темы по своей природе состоят не только из приписываний, придающих данной теме значимость и навеянных той или иной интерпретацией. или интерпретативного контекста, но и «факта». По необходимости такого рода вопросы коренятся в истории научных исследований по той или иной теме, принимая во внимание различные или новые акценты или деакценты, обычно определяемые поколениями или парадигматически. Соответственно, «цивилизация майя» — это одновременно реальность (как впервые обнаружил Джон Ллойд Стивенс ) и научная конструкция, нити которой состоят из реальных паттернов и «эмерджентных» сущностей и характеристик, а также паттернов и агентивных решений, исторически сложившихся в научной среде. мир, они сами задним числом рассмотрены и переосмыслены.

Теория термометра

[ редактировать ]
Самые южные места ареала южных майя.

Наука майя долгое время считала, что древние майя во временном и географическом смысле возникли, подобно термометру – когда все начало «теплеть» в социальном и культурном отношении – на «дне», то есть в Южной Мезоамерике. в раннем доклассическом периоде: события и процессы сливались на тихоокеанском побережье современной Гватемалы и южной Мексики, а также в предгорьях и высокогорьях Гватемалы и на севере Сальвадора, перемещались на север во времена классического периода в низменности майя на севере Гватемалы и южный Чьяпас, Мексика; и мигрировали еще дальше на север, в Юкатан, после «краха» майя в 10 веке нашей эры. Майянисты из Археологического фонда Нового Света, а также других учреждений стали пионерами усилий по обнаружению основ цивилизации майя, работая в таких местах, как Чьяпа-де-Корсо и Исапа, опираясь на усилия Майкла Коу в Ла-Виктория, на южном тихоокеанском побережье Мексика, [5] за ним последовали работы таких ученых, как Джон Э. Кларк , Барбара Вурхис, Барбара Старк, Роберт Шерер и других. Примечательна также работа Франца Термера в Пало-Гордо. Работа археологов Карнеги А. В. Киддера и Эдвина М. Шука. [6] в Каминальджую сыграл важную роль в привлечении внимания к истокам цивилизации майя на юге. Со времени их работы было обнаружено множество других мест, на которых либо проводились, либо планируются исследования с целью определения роли южного региона в траектории развития цивилизации майя.

Два «эмерджентных явления»: лингвистика и ольмеки

[ редактировать ]

Представление об аборигенном стимуле майя – лингвистических, культурных и этнических нитях, переплетающихся вместе с конца палеоиндийского или архаического периодов – происходит главным образом из реконструкций лингвистики майя. По иронии судьбы, стимулом, не принадлежащим майя, также считается ольмек ; как и в Такалик-Абае, прямое влияние ольмеков, похоже, пришло и в Чокола , поскольку примерно в десяти километрах к югу от этого места был найден замечательный памятник, известный как «Дрожащая панель».

Помимо этих двух «новых» факторов, процессуальная археология продолжает рассматривать функционалистские и сугубо теоретические аспекты социальных и культурных процессов, включая сообщества от эгалитарного к иерархическому и другие культурные эволюционные последовательности, например, последовательности Сервиса и Фрида, а также окружающую среду. , «взаимодействие человека и земли» и реакция конечных ресурсов с нулевой суммой (например, «пропускная способность»).

Грубые, а иногда нелогичные и ошибочно вдохновленные характеристики социального и культурного развития, полученные из эволюционной биологии, грозят запутать дискуссию, точно так же, как традиционные, но устойчивые культурно-исторические характеристики оставляют многие вопросы без ответа, учитывая их упор на описание, а не на объяснение.

Таким образом, существует теоретическая дихотомия между сторонниками автохтонного развития, то есть развития, происходящего в результате внутренних - часто функционалистских - процессов, и теми, кто полагает, что более фундаментальными в создании Истории были природный гений, диффузия, миграции и так далее.

Исторические лингвисты уже давно утверждают, что родиной прото-майяского языка были западные высокогорья южной Гватемалы. [7] Хотя этот вопрос остается несколько спорным, до сих пор не было предложено никакой жизнеспособной конкурирующей теории, хотя оговорки к первоначальному взгляду на языковое происхождение майя продолжают предоставляться.

Соответственно, поскольку язык или языковая семья могут считаться культурной универсалией, лингвистика, по-видимому, указывает на Южный регион как на аборигенный дом майя.

Еще одним теоретическим стимулом, предшественником или «матерью» майя, по крайней мере, в отношении некоторых отличительных черт цивилизации майя – письменности и календаря майя – является феномен ольмеков . [8] Археология действительно склонна поддерживать движение во времени и пространстве к западу от центра ольмеков в Табаско и Веракрусе, Мексика; через перешеек Теуантепек, вниз по тихоокеанскому побережью Мексики и Гватемалы и на восток от побережья через предгорья, где находятся Чокола и Такалик-Абай, и высокогорья за Каминальджую. Однако такой сценарий зависит от того, насколько или мало приписывать формальное единство цивилизации ольмеков.

Конкурирующие теории

[ редактировать ]

Обсуждения региона южных майя как важного, если не существенного, для возникновения классической цивилизации майя и должны быть связаны с дискуссиями о предполагаемом первенстве развития в Северном Петене, и наоборот. По сути, дебаты ведутся между теми, кто придает больший вес временному приоритету сложных культурных и социальных достижений на Юге, и теми, кто отдает предпочтение северной Гватемале для этих событий. Крупные доклассические города со структурами, которые могут похвастаться самыми масштабными масштабами в древнем мире майя, включают Эль-Мирадор , Накбе , Тинтал, Вакна и другие из бассейна Мирадор , к северу от величайшего города майя в классические времена, Тикаля . Без сомнения, эти города представляют собой выдающееся развитие цивилизации майя; однако их датировка по существу остается поздней доклассической, и найдено скудное свидетельство двух отличительных черт классической цивилизации майя: вертикальных резных валов, называемых стелами , которые ознаменовали зарождение культа королевской власти, и иероглифического письма. . В то время как стелы и иероглифические письмена доклассического периода изобилуют южной областью, сторонники низменностей , то есть бассейна Мирадор, как места происхождения цивилизации майя, утверждают, что первые общества майя, достигшие уровня государства, соответственно, основывали свое Заявляют, главным образом, о размерах и масштабах строительства, а также о бесчисленных свидетельствах явных связей между этими северными городами, включая даже сакбеоб , «белые пути» или «большие дороги», которые соединялись между собой.

Некоторые дебаты между учеными из региона южных майя и тем, что можно было бы назвать «автохтонной школой» учености майя – теми, кто отстаивает уникальную или главную роль предшественников классической цивилизации майя в Северном Петене – также основаны на сильно теоретизированных отчетах о экспансия народов майя, интерпретируемая сменой керамических сфер. Хотя некоторые данные подтверждают «расширение Чиканеля», [9] керамику Чиканель не найти ни в южном Хайленде, ни в каком-либо значительном количестве нигде в южной части доклассического периода.

Хотя такие доказательства, как размер и масштаб территории и отдельных сооружений (например, Эль-Тигре в Эль-Мирадоре), убедительны, события в южном регионе остаются устойчивыми к окончательному консенсусу. Временной приоритет обильных, а не скудных свидетельств стел и письменности на доклассическом юге по сравнению с бассейном Мирадор должен быть основан главным образом на абсолютной датировке, хотя эту проблему саму по себе становится трудно решить, когда события датируются по 14 C («калиброванный» или «некалиброванный») – до сих пор наиболее широко используемый метод абсолютного датирования в Мезоамерике – и который нельзя сделать более точным, чем ок. 100 лет и часто менее точны. Соответственно, дебаты о временном приоритете останутся неразрешенными до тех пор, пока другие методы абсолютного датирования, такие как археомагнетизм и люминесценция (до сих пор термолюминесценция), не будут применяться более широко или пока тексты, датированные длинным счетом , например, цикл 6, не будут обнаружены раньше, чем те, найденные на данный момент и относящиеся к 7-му циклу. Хотя методы относительного датирования – в основном керамические – очень надежны, поскольку на них имеются перекрестные ссылки со многих сайтов и доступны сложные статистические данные, если они не привязаны к абсолютным датам, они остаются неопределенными, особенно когда внимание ученого сосредоточено на находится на ранних периодах развития в Мезоамерике.

«Высокие черты» южных майя

[ редактировать ]

«Высокие черты» древней цивилизации майя включают в себя иероглифическое письмо и календарь длинного счета майя, причем первый представляет собой одно из немногих мировых первозданных изобретений письменности, а второй включает изобретение концепции нуля и другие математические достижения. непревзойденные в то время в Европе, а также выдающиеся достижения в астрономии. Начиная с позднего доклассического периода и экспоненциально распространяясь в период классического майя, тексты майя можно датировать, поскольку можно провести корреляцию между датами длинного счета майя и григорианским календарем. Соответственно, с большой уверенностью мы можем говорить о классическом периоде как обрамляемом крупномасштабным появлением по всему миру майя к третьему-четвертому векам нашей эры датированных текстов на резных памятниках и исчезновением этих текстов на памятниках к 10-му веку нашей эры. век нашей эры. (Согласованное признание одной корреляции между Длинным счетом майя и григорианским календарем, известной как корреляция Гудмана-Мартинеса-Томпсона или «GMT», произошло лишь сравнительно недавно. В этой корреляции начальная дата 12 августа 3114 г. до н.э. придает календарю майя характер стрелы времени, точно так же, как дата 0 в христианском календаре разделяет западное ведение времени на абсолютное разделение, в силу которого разрешен бесконечный отсчет как прошлого, так и будущего времени в отличие от «циклического» времени. время.") [10]

Как уже упоминалось, один из аргументов в пользу того, что южный регион «более плодотворен» по сравнению с регионом Петена, основан на неоспоримом на данный момент факте, что на юге обнаружено, безусловно, наибольшее количество доклассических иероглифических текстов; например, многочисленные тексты были вырезаны на памятниках Каминальджую, величайшего города южного региона и одного из величайших древних городов мирового культурного наследия. Некоторые из самых ранних календарных текстов также найдены на Юге, например, в Такалике-Абахе и Эль-Бауле , хотя самый ранний – ок. 60 лет — подтвержденные на данный момент обнаружены в Чьяпа-де-Корсо и Трес-Сапотес , то есть на участках с ольмекской (или « эпи-ольмекской ») идентичностью. Глифы, найденные в Сан-Бартоло , в Петене, могут датироваться уже 300 годом до нашей эры. [11] но эти тексты очень коротки и не содержат дат длинного счета или календарного раунда. Календарное происхождение само по себе, согласно самым убедительным доказательствам, должно быть отнесено к узкой широтной полосе, простирающейся через южную Гватемалу и включающей такие места, как Чокола и Такалик-Абай.

Помимо иероглифов и календарных инноваций, южный регион известен местами, которые на ранних этапах развития мезоамериканской цивилизации можно охарактеризовать как полностью городские, а также появлением торговли на большие расстояния такими жизненно важными товарами, как обсидиан и какао, за первые настоящие культы священного правления или королевской власти, за мастерски вырезанное монументальное искусство, а также за очень сложную идеологию и религию, вероятно, основанную на какой-то изначальной версии Пополь Вух .

Нам остается, что события на Юге по-прежнему объясняются в основном их собственным автохтонным возникновением, за исключением, как уже упоминалось, свидетельств некоторого рода влияния ольмеков, распространяющегося с востока на запад через перешеек Теуантепек, на юг вдоль Тихоокеанского побережья и с запада на на восток через предгорья Гватемалы до высокогорья, в Каминальджую, а затем еще дальше на восток. Этот предполагаемый марш ольмекских миссионеров, воинов и/или торговцев – сценарий, действительно осуществимый только в том случае, если принять концепцию Cultura Madre цивилизации ольмеков в отличие от аргумента primus inter pares и если интерпретировать артефакты как «ольмеков», а не просто « Ольмекоид» – предположительно, был вызван тройной привлекательностью какао в Соконуско, Мексика; предгорья Гватемалы, в центре которых расположены Чокола и Эскуинтла, Гватемала; обсидиан из огромных пластов в высокогорье, где Каминальджую был основным бенефициаром торговли в этой «стали Нового Света»; и голубой нефрит, отличительный знак ольмекских знаний и сокровищ, из огромного обнажения над рекой Мотагуа к востоку от Каминальджуйу. Тот факт, что южный регион первоначально представлял собой поистине удивительный источник материального богатства, даже житницу, возможно, лежал в основе изначального появления культурных достижений, таких как письменность, календарь, королевская власть, мастерское искусство и сложная религия, получает дальнейшее подтверждение, продолжающееся с течением времени в ранняя классика и свидетельства взаимодействия с Теотиуакан , единственный величайший древний город Мезоамерики и религиозная, если не имперская, столица большей части центральной Мексики, гегемония которой простирается повсюду. Столь глубокая материальная основа уникальной важности Южного региона для цивилизационного развития подтверждается и на протяжении всего классического периода появлением культуры Котсумальгуапан – ее памятники ок. В 60 километрах к востоку от Чокола – и ее акцент на какао и войне, что указывает на конкуренцию за этот самый ценный товар в Мезоамерике и на протяжении всего постклассического периода, поскольку этноистория фиксирует огромные объемы продуктов, включая какао, экспортируемых с Юга, что является закономерностью. это продолжалось и после завоевания, когда испанские энкомьенды все еще эксплуатировали этот жизненно важный ресурс и другую сельскохозяйственную продукцию, и что положило начало превращению большей части Гватемалы в огромную ферму, выращивающую товарные культуры на экспорт.

Возвращаясь к тому факту, что термин «Южный регион майя» рискует оказаться неправильным, что Южный регион майя представлял собой изменчивую смесь народов, языков и культур с соответствующим динамичным взаимодействием, это дает больше поддержки аргументу о том, что Юг принимал участие в плодотворных событиях и это путь вверх в социальном и культурном отношении к классической цивилизации майя, по крайней мере равный северному Петену.

Ранняя и средняя классика: Шоколадные войны

[ редактировать ]

Можно привести доводы в пользу большего единства в ареале южных майя, чем могло бы в противном случае указывать этническое и языковое разнообразие, просто в силу того факта, что «доклассический коллапс» произошел, распространившись на большую часть ареала южных майя. [12] В районе южных майя, во времена, называемые классическими для майя в низинах на севере, существуют дразнящие свидетельства отвращения к вакууму в материально очень богатой житнице этого района – и, как уже упоминалось, особенно к продолжению того, что Должно быть, это был чрезвычайно интенсивно культивируемый продукт, имевший огромное значение в Мезоамерике и у майя в кухне, идеологически и даже как валюта — какао. В предгорьях Гватемалы, расположенном не более чем в шестидесяти километрах к востоку от Чокола, Котсумальгуапа, среднеклассическая траектория, известна резной каменной скульптурой, тесно связывающей обезглавливание и другие жертвоприношения с какао. Мы должны заключить, что ассоциации представляют собой ожесточенную войну за этот товар. и обширная этноистория, начиная с раннего периода после испанского завоевания, упоминает «вождей» и вождества, борющихся за производство и распространение шоколадных зерен и/или их обработанных форм. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лав и Каплан (2011) отмечают, что стипендиям не хватает изучения ареала южных майя как отдельной культурной территории, то есть без привязки к другим образованиям и территориям.
  2. ^ Лав и Гернси интерпретируют это как значок «портала: С любовью, Майкл; с Джулией Гернси (2005). Контекст и ассоциации памятника 3 из Ла-Бланки, Гватемала. Отдел грантов Фонда: отчеты, представленные в FAMSI. Фонд для Продвижение мезоамериканских исследований, Inc. (FAMSI). Проверено 12 февраля 2007 г.
  3. ^ См. Карнейро (1970) Теория происхождения государства. Наука 169:733-738
  4. ^ См. Ренфрю, Колин и Джон Ф. Черри (1986) Взаимодействие между сверстниками и социально-политические изменения. Издательство Кембриджского университета, Кембридж
  5. ^ Коу, доктор медицины (1961) Ла Виктория, раннее место на тихоокеанском побережье Гватемалы. Документы Музея археологии и этнологии Пибоди LIII. Музей Пибоди, Гарвардский университет, Кембридж
  6. ^ Киддер, Альфред В., Джесси Д. Дженнингс и Эдвин М. Шук (1946) Раскопки в Каминальхую, Гватемала. Публикация 561 Вашингтонского института Карнеги, Вашингтон, округ Колумбия; Шук, Эдвин М. и Альфред В. Киддер (1952) Курган E-III-3, Каминальджую, Гватемала. В «Вкладе в американскую антропологию и историю», Vol. 9 (53): 33-127. Публикация 596 Вашингтонского института Карнеги. Вашингтонский институт Карнеги, Вашингтон, округ Колумбия.
  7. ^ Маккуон, Н. А. 1956 Классификация языков майя; Международный журнал американской лингвистики 22:191-195; Свадеш, Маурисио (1961) Interrelaciones de las lenguas Mayenses Anales del Instituto Nacional de Antropología e Historia 13 (42): 231-267. Мексика; см. также Джастесон, Джон С., Уильям М. Норман, Лайл Кэмпбелл и Терренс Кауфман, 1985. Иностранное влияние на язык и письменность равнинных майя. Публикация 53 Среднеамериканского исследовательского института, Университет Тулейн, Новый Орлеан
  8. ^ См., например, Коу, Майкл Д. и Ричард А. Диль (1980) В стране ольмеков; Том. 1: Археология Сан-Лоренцо Теночтитлана; Том. 2: Люди реки. Техасский университет Press, Остин; (1996) Мир ольмеков: ритуал и правление; с эссе Майкла Д. Коу, Ричарда А. Диля, Дэвида А. Фрейделя, Питера Т. Ферста, Ф. Кента Рейли, III, Линды Шеле, Кэролайн Тейт и Карла А. Таубе. Художественный музей Принстонского университета/Harry N. Abrams, Inc., Принстон и Нью-Йорк; Шерер, Роберт Дж. и Дэвид В. Гроув, ред. (1989) Региональные перспективы ольмеков. Издательство Кембриджского университета, Кембридж
  9. ^ Кларк, Дж. Э. , Р. Д. Хансен и Т. Перес Суарес (2000) Зона майя в доклассическом периоде. В Древней Мексике, ее культурных ареалах, истоках и доклассическом горизонте; Л. Мансанилья и Л. Лопес Лухан, ред.; 436-510. Древняя история Мексики, Том 1. INAH, Мексика, DF.
  10. ^ Это не означает, что хронометраж майя не основывался на вере в то, что космические циклы или «эпохи» приходили и уходили. Конец 13-го бактуна , или периода в 400 лет, по 360 дней каждый, наступит в декабре 2012 года, когда начнется новая космическая эра.
  11. ^ Сатурн, Уильям А., Дэвид Стюарт, Борис Бельтран (2006) Раннее письмо майя в Сан-Бартоло, Гватемала. Наука 311(5765):1281–1283
  12. ^ Каплан 2011.
  13. ^ Каплан 2008.
  • Арно, М.-Шарлотта, Ален Бретон, Мари-Франс Фове-Бертло и Хуан Антонио Вальдес, ред. (2003) Разное... в честь Алена Ишона . Французский центр исследований Мексики и Центральной Америки/Ассоциация Тикаль, Мексика и Гватемала
  • Бове, Фредерик Дж. (1993) Переход от конечного формирования к ранней классической. В «Мемуарах Питтсбургского университета по латиноамериканской археологии № 6: Проект Бальберта». Терминальный формирующий-ранний классический переход на тихоокеанском побережье Гватемалы ; Фредерик Дж. Бове, Соня Медрано Б., Бренда Лу П. и Барбара Арройо Л., ред.; 177–194; Кафедра антропологии Питтсбургского университета / Ассоциация Тикаль, Питтсбург и Гватемала
  • Кларк, Джон Э. (1991) Начало Мезоамерики: апология раннего формирования Сононуско. В книге «Формирование сложного общества в Юго-Восточной Мезоамерике» . Уильям Р. Фаулер, изд.; 13–26; CRC Press, Бока-Ратон
  • Коу, Майкл Д. (1961) Ла Виктория, раннее место на тихоокеанском побережье Гватемалы . Документы Музея археологии и этнологии Пибоди, Гарвардский университет, Том 53, Кембридж
  • Коу, Майкл Д. (2005) Майя . 7-е изд. Темза и Гудзон, Лондон и Нью-Йорк
  • Фейнман, Гэри М. и Джойс Маркус, ред. (1998) Архаические государства . Школа американской исследовательской прессы, Санта-Фе
  • Фаулер, Уильям Р., изд. (1991) Формирование сложного общества в Юго-Восточной Мезоамерике . CRC Press, Бока-Ратон
  • Каплан, Джонатан (2008) Гидравлика, какао и комплексные разработки в доклассической Чоколе, Гватемала: доказательства и последствия. Латиноамериканская древность 19 (4): 399–413.
  • Каплан, Джонатан (2011) Заключение: Южный регион майя и проблема единства. В книге «Южные майя в позднем доклассическом периоде: взлет и падение ранней мезоамериканской цивилизации» . Майкл В. Лав и Джонатан Каплан, ред.; 490–532. Университетское издательство Колорадо, Боулдер
  • Кребер, Альфред и Клайд К. Клакхон (1952) Культура: критический обзор концепций и определений . Музей Пибоди, Кембридж
  • Лав, Майкл В. (2002) Раннее сложное общество в Тихоокеанской Гватемале: поселения и хронология Рио-Наранхо, Гватемала . Археологический фонд Нового Света, Прово
  • Лав, Майкл В. и Джонатан Каплан, ред. (2011) Южные майя в позднем доклассическом периоде: взлет и падение ранней мезоамериканской цивилизации . Университетское издательство Колорадо, Боулдер
  • Лоу, Гарет В. (1977) Миксе-Сок как конкурирующие соседи раннего низменного мая. В «Происхождении цивилизации майя »; REW Адамс, изд.; 197–248; Серия продвинутых семинаров Школы американских исследований; Издательство Университета Нью-Мексико, Альбукерке
  • Шерер, Роберт Дж. (2005) Древние майя . 6-е изд. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd3601e1641810e858118498d5913150__1722398520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/50/bd3601e1641810e858118498d5913150.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Southern Maya area - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)