Влияние ольмеков на мезоамериканские культуры
Эту статью необходимо обновить . Приведенная причина такова: например, керамика была найдена тысячелетиями ранее в Зохапилко (вдали от родины ольмеков)... цитаты см. в статье Зохапилко), и сейчас обсуждается, что письмо, одно из самых важных творений, может происходить от сапотеков (и ольмеков). принял его), использование ирригации Моготе = 1500 г. до н.э. или раньше; эта ирригация Сапотеки произошла еще до того, как СУЩЕСТВУЛИ ольмеки... цитаты см. в статье Сан-Хосе Моготе, это всего лишь три примера: современники-неольмеки были продвинуты (возможно, в трех наиболее важных аспектах цивилизации: сельском хозяйстве, письменности и керамике. Обратите внимание, что большинство ссылок в этой статье датированы 1990-ми годами, в то время как большинство ссылок на вышеупомянутые открытия и десятки других открытий относятся к периоду после 2005 или даже 2010 года. Обновление в основном необходимо ЭКСПЕРТУ. ( ноябрь 2015 г. ) |
Причины и степень влияния ольмеков на мезоамериканские культуры были предметом споров на протяжении многих десятилетий. Хотя ольмеки считаются, пожалуй, самой ранней мезоамериканской цивилизацией , [1] Есть вопросы относительно того, как и насколько ольмеки повлияли на культуры за пределами центра ольмеков . Эта дискуссия кратко, хотя и упрощенно, оформлена в заголовке статьи The New York Times 2005 года : «Материнская культура или только сестра?». [2]
Сердце Ольмеков
[ редактировать ]Почти все исследователи сходятся во мнении по ряду конкретных вопросов, касающихся ольмеков и ольмекского центра:
- Предки ольмеков были коренными жителями центральной части ольмеков . [3] и развили свою цивилизацию независимо от других цивилизаций. [ нужна ссылка ]
- Цивилизация ольмеков возникла в сердце ольмеков во время расцвета Сан-Лоренцо-Теночтитлана за несколько столетий до 1200 н.э. г. до
За пределами центра
[ редактировать ]Хотя некоторые отличительные черты ольмекской культуры, такие как колоссальные головы или другие скульптуры, земляные платформы и монолитные « алтари », можно найти только в центральной части страны, многие артефакты, рисунки, статуэтки, памятники и мотивы в ольмекском стиле можно найти только в центральной части страны. можно найти в археологических записях на местах, удаленных на сотни километров/миль. Наиболее известные из этих сайтов:
- Тлатилько и Тлапакойя , крупные центры культуры Тлатилько в долине Мексики , где артефакты включают полые фигурки с мотивами детского лица и ольмекские рисунки на керамике.
- Чалькацинго , в долине Морелос , с рельефами в ольмекском стиле на памятниках и обнаженных скалах.
- Теопантекуанитлан в Герреро , где также представлены рельефы в ольмекском стиле, а также планы города с характерными ольмекскими чертами.
- Сан-Хосе Моготе в Оахаке , где представлена керамика в стиле ольмеков. Сан-Хосе-Моготе, как и более крупный город ольмеков Ла-Вента , ориентирован на 8° к западу от севера.
Другие места, демонстрирующие влияние ольмеков, включают Такалик-Абадж и Монте-Альто в Гватемале, Лас-Бокас в Пуэбле и Сазакатлу . [4] Во всех этих случаях археологические данные показывают, что предметы, созданные под влиянием ольмеков, существовали наряду с предметами местной традиции. Часто, например, в Лас-Бокасе, иконография ольмеков даже появляется на предметах, созданных в местной традиции. [5]
Влияние ольмеков на эти места почти исключительно после Сан-Лоренцо и культурных путей. [ нужны разъяснения ] текут из центра ольмеков в эти отдаленные места, а не в другом направлении [ нужна ссылка ] (от, скажем, Чалькацинго до Сан-Лоренцо Теночтитлана ). Этот очевидный односторонний поток побудил большинство исследователей объявить ольмеков «материнской культурой» Мезоамерики.
Цитируя, пожалуй, самого выдающегося мезоамериканского археолога Майкла Д. Коу : «Сегодня нет никаких сомнений в том, что все более поздние цивилизации в Мезоамерике, будь то мексиканские или майя, в конечном итоге основывались на базе ольмеков». [6] На это студент-археолог Коу Ричард Диль добавляет: «Хотя не каждый археолог согласен с Коу, ... все больше доказательств ... убедили всех, кроме самых стойких противников». [7]
Материнская культура
[ редактировать ]Концепция ольмеков как материнской культуры была впервые официально выдвинута Альфонсо Касо на конференции 1942 года по «проблеме ольмеков» в Тустла-Гутьерресе , где он утверждал, что ольмеки были « культурной матерью » Мезоамерики. [8]
Сторонники «материнской культуры» не утверждают, что ольмеки были единственными участниками, но что ольмеки первыми развили многие черты, перенятые более поздними мезоамериканскими цивилизациями.
Они утверждают, что именно в Сан-Лоренцо и в сердце ольмеков были впервые установлены отличительные черты культуры ольмеков, отличительные черты, которые включают концепцию патио/площади, монументальную скульптуру, [9] Иконография ольмеков, архетипические фигурки ольмеков и другое портативное искусство.
Сестринская культура
[ редактировать ]Сторонники «сестринской культуры», с другой стороны, утверждают, что мезоамериканские культуры развивались более или менее одновременно. Среди основных сторонников этой теории — Джойс Маркус и Кент В. Фланнери , которые утверждают, что ольмеки были просто первыми среди равных, а не источником культурных изменений.
- «Именно адаптивная автономия и частое конкурентное взаимодействие таких вождеств ускоряют эволюцию и в конечном итоге делают полезные технологии и социально-политические стратегии доступными для всех регионов». [10]
В последующей статье они подразумевают, например, что иконография ольмеков, возможно, зародилась в ранней культуре Тлатилько . [11]
Эту точку зрения разделяет меньшинство других исследователей, включая историка искусства Катерину Магни , которая, тем не менее, согласна с тем, что ольмеки завещали богатое наследие более поздним культурам. [12] Однако Магни не согласен с тем, что то, что сейчас называют культурой ольмеков, было в первую очередь продуктом глубинки.
- «Вопреки [этой] общепринятой идее, блестящая [ольмекская] культура зародилась не на побережье Персидского залива Веракрус и Табаско. По правде говоря, разнообразные и объемные археологические данные показывают гораздо более сложную реальность; [вместо этого] ольмекские религиозные и политические центры возникли одновременно на обширной территории Мезоамерики: от Мексики до Коста-Рики». [13]
Магни приписывает эти концепции известному археологу Кристине Нидербергер . [14]
Анализ керамики в ольмекском стиле
[ редактировать ]Пытаясь ответить на вопросы, касающиеся географического происхождения ольмекских артефактов (с учетом географического происхождения ольмекской культуры), в марте 2005 года группа археологов применила инструментальный нейтронно-активационный анализ (ИНАА), чтобы сравнить более 1000 мезоамериканских керамических артефактов в стиле ольмеков с 275 образцов глины, чтобы «отследить» происхождение этой керамики. Они обнаружили, что «ольмеки упаковывали и экспортировали свои верования по всему региону в виде специализированных керамических рисунков и форм, которые быстро стали отличительными чертами элитного статуса в различных регионах древней Мексики». [15]
В августе 2005 года были опубликованы результаты другого исследования. В этом исследовании с помощью петрографии было проанализировано 20 керамических черепков, и было обнаружено, что пять образцов из Сан-Лоренцо «однозначно» были из Оахаки. На основании этих данных авторы пришли к выводу, что «обмен сосудами между горными и равнинными главными центрами был взаимным или двусторонним», что «противоречит недавним утверждениям о том, что побережье Мексиканского залива было единственным источником керамики» в Мезоамерике. [16]
Результаты исследования INAA позже были защищены в марте 2006 года в двух статьях в журнале Latin American Antiquity , в частности, в сопоставлении размера выборки исследования INAA (приблизительно 1000) с размером выборки петрографического анализа (20). [17]
Возникающая золотая середина
[ редактировать ]В начале XXI века, похоже, может появиться золотая середина между позициями материнской и сестринской культур. [18] Таким образом, Пул (2007) приходит к выводу, что, хотя Сан-Лоренцо рано возник как крупнейшее и наиболее развитое государство Мезоамерики и там обнаружены самые ранние свидетельства некоторых определяющих черт мезоамериканской культуры, ольмеки появляются, выглядя не столько как материнская культура, сколько как беспорядочная отцовская культура, щедро порождающая потомство от множества разных материнских культур по всей Мезоамерике. [19] Эта формулировка подчеркивает точку зрения, согласно которой влияние центра ольмеков слилось со многими местными традициями, создав местные выражения как с ольмекскими, так и с неольмекскими корнями. из этого подхода следует, что тип и степень влияния ольмеков сильно различаются от места к месту в пределах Мезоамерики. [18]
Поток влияния
[ редактировать ]Если влияние ольмеков вытекло из глубинки, что обычно рассматривается как не двусторонняя передача, то как это произошло? Как отличительные черты культуры ольмеков были перенесены на места, удаленные на сотни километров от центра страны? Было выдвинуто множество теорий, в том числе:
- военное господство ольмеков,
- Ольмекская колонизация других регионов,
- ольмеки Ремесленники- отправляются в другие центры,
- Миссионерская деятельность,
- Сознательное подражание художественным стилям ольмеков со стороны развивающихся городов,
- Дальняя торговля купцов -ольмеков .
Доказательств, подтверждающих военное господство ольмеков, мало или вообще нет. Очень мало ольмеков или других произведений искусства эпохи раннего формирования изображают войну или жертвоприношения. [20] Не было обнаружено никаких стел, восхваляющих победы правителей, в отличие от более поздних майя или современных египетских или хеттских культур.
Колонизация ольмеков, то есть основание новых поселений эмигрантами-ольмеками за пределами центра ольмеков, маловероятна. Археологические данные о местах, находящихся под влиянием ольмеков, показывают, что в каждом из них существовали доольмекские занятия, а также значительное количество местных артефактов, созданных в соответствии с местной традицией. Местонахождение Тлатилько, а также статуэтки Сочипала — это два примера, известные большим количеством фигурок, которые не похожи ни на одну фигурку, найденную в Ла Венте или Сан-Лоренцо.
Хотя портативное искусство , такое как керамика , кельты или другие предметы, можно было транспортировать на большие расстояния между городами, монументальное искусство в Чалькацинго или Теопантекуанитлане должно было создаваться на месте. Таким образом, весьма вероятно, что скульпторам и художникам, знакомым с архитектурой хартленда или имеющими опыт в нем, было поручено создать подобные церемониальные объекты вдали от хартленда. [21] Но хотя это может объяснить, как монументальное искусство в стиле ольмеков было создано в Чалькацинго, оно не объясняет, почему .
Международная торговля
[ редактировать ]Аналогичным образом торговля на большие расстояния может объяснить артефакты ольмекского стиля, найденные в Теопантекуанитлане, а также артефакты из нефрита и обсидиана , найденные в сердце ольмеков, вдали от нефрита или источников обсидиана . Но торговля сама по себе не может объяснить широкое распространение артефактов и стилей под влиянием ольмеков по всей Мезоамерике или ольмекскую иконографию, обнаруженную на товарах местного производства — хотя торговля и может объяснить движение предметов, она не объясняет движение идей или стилей. Поэтому, по мнению археолога Джеффри Бломстера, «мы должны выйти за рамки чисто экономической модели… Тот факт, что торговля включает в себя керамические сосуды, на которых изображена иконография, представляющая основную идеологию и религию, синтезированную ольмеками с побережья Мексиканского залива, предполагает, что нечто гораздо более глубокое». на карту поставлено, чем просто поддержание обменных отношений». [22]
Иконография на службе идеологии
[ редактировать ]Чтобы объяснить распространение ольмекской иконографии и концепций по всей Мезоамерике, археолог Ф. Кент Рейли предлагает «правителей средней формы». То есть стили и иконография, а также артефакты использовались восходящей элитой в формирующих вождествах для аутентифицироваться или увеличить свою власть и престиж.
Этому вторит, среди прочего, археолог Жизель Канто Агилера. Работая на территории Зазакатлы в Морелосе, она обнаружила, что жители Зазакатлы переняли стиль ольмеков, когда они перешли от простого эгалитарного общества к более сложному, иерархическому: «Когда их общество стало расслоенным, новым правителям потребовались эмблемы… чтобы оправдать свое господство над людьми, которые раньше были им равными». [23]
Краткое содержание
[ редактировать ]Объекты, созданные под влиянием ольмеков, встречаются по всей Мезоамерике. Большинство, но ни в коем случае не все, археологов и исследователей сходятся во мнении, что ольмеки не были ни матерью, ни сестрой других мезоамериканских культур , но отличительные черты ольмекской иконографии развивались в сердце ольмеков и что эта иконография стала по словам Майкла Коу, «всепроникающий художественный стиль» по всей Мезоамерике (хотя сам Коу признает на той же странице, что «нет ничего [в фигурках Сочипалы ], что могло бы привести к ольмекскому образцу»), пропагандируя « мощная единая религия» и «официальная идеология», [24] идеология, которую переняли вожди далеких коренных народов и другие элиты, стремившиеся подтвердить и укрепить свои притязания на привилегии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, см. Диль, Ольмеки: первая цивилизация Америки или Ловгрен: «Ольмеки обычно считаются первой развитой цивилизацией в Мезоамерике».
- ^ Уилфорд.
- ^ Хотя почти все исследователи полагают, что предки ольмеков были коренными жителями центральной части ольмеков , такие известные исследователи, как Гваделупе Мартинес Донхуан и Мигель Коваррубиас, полагают, что ольмеки эмигрировали из современного штата Герреро , чтобы заселить центральную часть ольмеков. (см. Мартинес Донхуан (2000))
- ^ не связаны с археологическими раскопками, Хотя наскальные рисунки Хукстлауака и Октотитлан они считаются вдохновленными ольмеками.
- ^ Рейли, с. 371.
- ^ Коу, с. 62.
- ^ Диль, с. 12.
- ^ «Эта великая культура, с которой мы сталкиваемся на древних уровнях, несомненно, является матерью других культур, таких как майя, Теотиуакан, Сапотек, Эль-Тахин и других, без сомнения, является матерью других культур». как майя, теотиуаканы, сапотеки, жители Эль-Тахина и другие».) Caso (1942), стр. 46.
- ^ «Немногие ученые подвергают сомнению гипотезу о том, что мезоамериканская монолитная скульптурная традиция зародилась в сердце ольмеков». Рейли, с. 370.
- ^ Фланнери и Маркус (2000), с. 33.
- ^ Фланнери и др. (2005).
- ^ «... завещать богатое наследие более поздним культурам», Магни (2004).
- ^ «Вопреки распространенному мнению, эта блестящая культура зародилась не на побережье Мексиканского залива (современные штаты Веракрус и Табаско). На самом деле многочисленные и разнообразные археологические данные показывают гораздо более сложную реальность..мы Таким образом, можно утверждать, что религиозные и политические центры ольмеков возникли синхронно на обширной территории Мезоамерики: от Мексики до Коста-Рики, через Белиз, Гватемалу, Сальвадор, Гондурас и Никарагуа». Магни (2004).
- ^ Магни, (2004). См. также Нидербергер (1987), стр. 745-750, а также Нидербергер (1996).
- ^ Девитт. Оригинальное исследование см. в разделе «Цветы».
- ^ Столтман и др.
- ^ Нефф и др. (2006).
- ^ Jump up to: а б Джойс 2010 с. 92
- ^ Пул 2007 300-301
- ^ Пул, с. 20. Заметными исключениями являются Памятник 2 Чалькацинго , боковая панель Алтаря 4 Ла Венты и самая большая картина в Хукстлауаке, все из которых демонстрируют тот или иной тип доминирования человека над человеком. Рисунок 1. Пул обнаруживает, что «археологические свидетельства войн среди ольмеков отличаются своей редкостью...», с. 138.
- ^ См. Таунсенд, с. 119.
- ^ Цитируется в Роуз.
- ^ Стивенсон.
- ^ Коу, с. 81.
Ссылки
[ редактировать ]- Бломстер, Джеффри П.; Гектор Нефф; Майкл Д. Гласкок (18 февраля 2005 г.). «Производство и экспорт ольмекской керамики в Древней Мексике, определенный с помощью элементного анализа». Наука . 307 (5712). Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация содействия развитию науки : 1068–1072. Бибкод : 2005Sci...307.1068B . дои : 10.1126/science.1107599 . ISSN 0036-8075 . OCLC 204603069 . ПМИД 15718462 . S2CID 24341195 .
- Кейс, Альфонсо (1942). «Определение и масштабы комплекса «Ольмека» . Майя и ольмеки: Второй круглый стол по антропологическим проблемам Мексики и Центральной Америки (на испанском языке) (под почетным председательством доктора Рафаэля Паскасио Гамбоа, Тустла Гутьеррес, Чьяпас. 27–1 апреля). тот . Ред., май 1942 г.). Мексика, DF: Редакционные семинары Stylo. OCLC 1872886 .
- Коу, Майкл Д. (1994) [1962]. Мексика: от ольмеков до ацтеков . Серия «Древние народы и места» (4-е издание, полностью переработанное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-27722-2 . OCLC 29708907 .
- Девитт, Терри (1 августа 2005 г.). «Новый анализ керамики вызывает торговые споры ольмеков» . Новости Университета Висконсин-Мэдисон . Мэдисон: Попечительский совет системы Университета Висконсина . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 г. Проверено 21 февраля 2007 г.
- Диль, Ричард (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Серия «Древние народы и места». Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-02119-8 . OCLC 56746987 .
- Фланнери, Кент В .; Джойс Маркус (март 2000 г.). «Формирующиеся мексиканские вождества и миф о «материнской культуре» ». Журнал антропологической археологии . 19 (1). Нью-Йорк: Академическая пресса : 1–37. дои : 10.1006/jaar.1999.0359 . ISSN 0278-4165 . OCLC 7810050 .
- Фланнери, Кент В .; Эндрю К. Балканский; Гэри М. Фейнман; Дэвид С. Гроув ; Джойс Маркус ; Эльза М. Редмонд; Роберт Г. Рейнольдс; Роберт Дж. Шерер; Чарльз С. Спенсер; Джейсон Йегер (август 2005 г.). «Последствия нового петрографического анализа для модели ольмекской «материнской культуры»» . Труды Национальной академии наук . 102 (32). Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия наук : 11219–11223. Бибкод : 2005PNAS..10211219F . дои : 10.1073/pnas.0505116102 . ISSN 0027-8424 . OCLC 209632728 . ПМЦ 1183595 . ПМИД 16061797 .
- Джойс, Артур А. (2010). Микстеки, сапотеки и чатино: древние народы Южной Мексики . Уайли Блэквелл. ISBN 978-0-631-20977-5 .
- Ловгрен, Стефан (26 января 2007 г.). «Древний город, найденный в Мексике; свидетельствует о влиянии ольмеков» . Национальные географические новости . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 года . Проверено 28 февраля 2007 г.
- Магни, Катерина (2003). Ольмеки: от истоков к мифу (на французском языке). Париж: Éditions du Seuil. ISBN 2-02-054991-3 . OCLC 52385926 .
- Магни, Катерина (2004). «Ольмеки и Мезоамерика» . Интернет-библиотека (на французском языке). Clio.fr. Проверено 21 февраля 2007 г.
- Мартинес Донхуан, Гваделупа (1986). «Теопантекуанитлан». В Роберто Сервантес-Дельгадо (ред.). Первый коллоквиум по археологии и этноистории штата Герреро (Материалы конференции: Коллоквиум по археологии и этноистории штата Герреро (1-е, 1984: Чильпансинго де лос Бравос, Мексика) изд.). Мексика, Германия: Национальный институт антропологии и истории ; Правительство штата Герреро. стр. 55–80. OCLC 17475087 .
- Мартинес Донхуан, Гваделупе (2000), «Теопантекуанитлан», в Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур , Каррасо, Дэвид, изд., Oxford University Press.
- Нефф, Гектор, Джеффри Бломстер, Майкл Д. Гласкок, Рональд Л. Бишоп, М. Джеймс Блэкман, Майкл Д. Коу, Джордж Л. Каугилл, Энн Сайферс, Ричард А. Дил, Стивен Хьюстон, Артур А. Джойс, Карл П. Липо и Маркус Винтер (2006) «Дымовые завесы в исследовании происхождения ранней мезоамериканской керамики» в журнале Latin American Antiquity , том 17, номер 1, март 2006 г.
- Нидербергер, Кристина (1987), Paléopaysages et Archéologie Pré-Urbaine du Bassin de Mexico. Тома I и II опубликованы Французским центром исследований Мексики и Центральной Америки, Мексика, Германия (резюме)
- Нидербергер, Кристина (1996) «Ольмекский горизонт Герреро», в книге «Ольмекское искусство Древней Мексики» , ред. Е.П. Бенсон и Б. де ла Фуэнте, Вашингтон, округ Колумбия, ISBN 0-89468-250-4 .
- Пул, Кристофер А. (2007). Ольмекская археология и ранняя Мезоамерика . Серия Кембриджской мировой археологии. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-78882-3 . OCLC 68965709 .
- Таунсенд, Ричард Ф. (1992). Древняя Америка: искусство священных пейзажей . Художественный институт Чикаго.
- Рейли III, Ф. Кент , «Искусство, ритуалы и правление в мире ольмеков» в книге « Древние цивилизации Мезоамерики: читатель» , Blackwell Publishing Ltd, стр. 369-395.
- Роуз, Марк (2005) «Ольмеки, искусство ольмеков» , в журнале «Археология » (онлайн), Археологический институт Америки, по состоянию на февраль 2007 г.
- Стивенсон, Марк (2007) «Город под влиянием ольмеков найден в Мексике» , Associated Press, по состоянию на 8 февраля 2007 г.
- Столтман Дж. Б., Маркус Дж., Фланнери К. В., Бертон Дж. Х., Мойл Р. Г. , « Петрографические данные показывают, что обмен керамикой между ольмеками и их соседями был двусторонним », Труды Национальной академии наук США. Штаты Америки , 9 августа 2005 г., т. 102, н. 32, стр. 11213-11218.
- Уилфорд, Джон Ноубл ; «Мать-культура или всего лишь сестра?» , The New York Times, 15 марта 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Спор между матерью и сестрой в Мезоамерике» — полезная обзорная статья, в которой обнаруживается, что «обе фракции верят примерно в одно и то же — что ольмеки были первыми в некоторых вещах в Мезоамерике и вели двустороннюю торговлю с другими растущими обществами».
- Происхождение ольмеков в низменностях южной части Тихого океана