Jump to content

Влияние ольмеков на мезоамериканские культуры

Причины и степень влияния ольмеков на мезоамериканские культуры были предметом споров на протяжении многих десятилетий. Хотя ольмеки считаются, пожалуй, самой ранней мезоамериканской цивилизацией , [1] Есть вопросы относительно того, как и насколько ольмеки повлияли на культуры за пределами центра ольмеков . Эта дискуссия кратко, хотя и упрощенно, оформлена в заголовке статьи The New York Times 2005 года : «Материнская культура или только сестра?». [2]

Сердце Ольмеков

[ редактировать ]

Почти все исследователи сходятся во мнении по ряду конкретных вопросов, касающихся ольмеков и ольмекского центра:

За пределами центра

[ редактировать ]

Хотя некоторые отличительные черты ольмекской культуры, такие как колоссальные головы или другие скульптуры, земляные платформы и монолитные « алтари », можно найти только в центральной части страны, многие артефакты, рисунки, статуэтки, памятники и мотивы в ольмекском стиле можно найти только в центральной части страны. можно найти в археологических записях на местах, удаленных на сотни километров/миль. Наиболее известные из этих сайтов:

Другие места, демонстрирующие влияние ольмеков, включают Такалик-Абадж и Монте-Альто в Гватемале, Лас-Бокас в Пуэбле и Сазакатлу . [4] Во всех этих случаях археологические данные показывают, что предметы, созданные под влиянием ольмеков, существовали наряду с предметами местной традиции. Часто, например, в Лас-Бокасе, иконография ольмеков даже появляется на предметах, созданных в местной традиции. [5]

Влияние ольмеков на эти места почти исключительно после Сан-Лоренцо и культурных путей. [ нужны разъяснения ] текут из центра ольмеков в эти отдаленные места, а не в другом направлении [ нужна ссылка ] (от, скажем, Чалькацинго до Сан-Лоренцо Теночтитлана ). Этот очевидный односторонний поток побудил большинство исследователей объявить ольмеков «материнской культурой» Мезоамерики.

Цитируя, пожалуй, самого выдающегося мезоамериканского археолога Майкла Д. Коу : «Сегодня нет никаких сомнений в том, что все более поздние цивилизации в Мезоамерике, будь то мексиканские или майя, в конечном итоге основывались на базе ольмеков». [6] На это студент-археолог Коу Ричард Диль добавляет: «Хотя не каждый археолог согласен с Коу, ... все больше доказательств ... убедили всех, кроме самых стойких противников». [7]

Основные памятники периода формирования на территории современной Мексики, археологические данные которых свидетельствуют о влиянии ольмеков.

Материнская культура

[ редактировать ]

Концепция ольмеков как материнской культуры была впервые официально выдвинута Альфонсо Касо на конференции 1942 года по «проблеме ольмеков» в Тустла-Гутьерресе , где он утверждал, что ольмеки были « культурной матерью » Мезоамерики. [8]

Сторонники «материнской культуры» не утверждают, что ольмеки были единственными участниками, но что ольмеки первыми развили многие черты, перенятые более поздними мезоамериканскими цивилизациями.

Они утверждают, что именно в Сан-Лоренцо и в сердце ольмеков были впервые установлены отличительные черты культуры ольмеков, отличительные черты, которые включают концепцию патио/площади, монументальную скульптуру, [9] Иконография ольмеков, архетипические фигурки ольмеков и другое портативное искусство.

Сестринская культура

[ редактировать ]

Сторонники «сестринской культуры», с другой стороны, утверждают, что мезоамериканские культуры развивались более или менее одновременно. Среди основных сторонников этой теории — Джойс Маркус и Кент В. Фланнери , которые утверждают, что ольмеки были просто первыми среди равных, а не источником культурных изменений.

«Именно адаптивная автономия и частое конкурентное взаимодействие таких вождеств ускоряют эволюцию и в конечном итоге делают полезные технологии и социально-политические стратегии доступными для всех регионов». [10]

В последующей статье они подразумевают, например, что иконография ольмеков, возможно, зародилась в ранней культуре Тлатилько . [11]

Эту точку зрения разделяет меньшинство других исследователей, включая историка искусства Катерину Магни , которая, тем не менее, согласна с тем, что ольмеки завещали богатое наследие более поздним культурам. [12] Однако Магни не согласен с тем, что то, что сейчас называют культурой ольмеков, было в первую очередь продуктом глубинки.

«Вопреки [этой] общепринятой идее, блестящая [ольмекская] культура зародилась не на побережье Персидского залива Веракрус и Табаско. По правде говоря, разнообразные и объемные археологические данные показывают гораздо более сложную реальность; [вместо этого] ольмекские религиозные и политические центры возникли одновременно на обширной территории Мезоамерики: от Мексики до Коста-Рики». [13]

Магни приписывает эти концепции известному археологу Кристине Нидербергер . [14]

Анализ керамики в ольмекском стиле

[ редактировать ]

Пытаясь ответить на вопросы, касающиеся географического происхождения ольмекских артефактов (с учетом географического происхождения ольмекской культуры), в марте 2005 года группа археологов применила инструментальный нейтронно-активационный анализ (ИНАА), чтобы сравнить более 1000 мезоамериканских керамических артефактов в стиле ольмеков с 275 образцов глины, чтобы «отследить» происхождение этой керамики. Они обнаружили, что «ольмеки упаковывали и экспортировали свои верования по всему региону в виде специализированных керамических рисунков и форм, которые быстро стали отличительными чертами элитного статуса в различных регионах древней Мексики». [15]

В августе 2005 года были опубликованы результаты другого исследования. В этом исследовании с помощью петрографии было проанализировано 20 керамических черепков, и было обнаружено, что пять образцов из Сан-Лоренцо «однозначно» были из Оахаки. На основании этих данных авторы пришли к выводу, что «обмен сосудами между горными и равнинными главными центрами был взаимным или двусторонним», что «противоречит недавним утверждениям о том, что побережье Мексиканского залива было единственным источником керамики» в Мезоамерике. [16]

Результаты исследования INAA позже были защищены в марте 2006 года в двух статьях в журнале Latin American Antiquity , в частности, в сопоставлении размера выборки исследования INAA (приблизительно 1000) с размером выборки петрографического анализа (20). [17]

Возникающая золотая середина

[ редактировать ]

В начале XXI века, похоже, может появиться золотая середина между позициями материнской и сестринской культур. [18] Таким образом, Пул (2007) приходит к выводу, что, хотя Сан-Лоренцо рано возник как крупнейшее и наиболее развитое государство Мезоамерики и там обнаружены самые ранние свидетельства некоторых определяющих черт мезоамериканской культуры, ольмеки появляются, выглядя не столько как материнская культура, сколько как беспорядочная отцовская культура, щедро порождающая потомство от множества разных материнских культур по всей Мезоамерике. [19] Эта формулировка подчеркивает точку зрения, согласно которой влияние центра ольмеков слилось со многими местными традициями, создав местные выражения как с ольмекскими, так и с неольмекскими корнями. из этого подхода следует, что тип и степень влияния ольмеков сильно различаются от места к месту в пределах Мезоамерики. [18]

Поток влияния

[ редактировать ]

Если влияние ольмеков вытекло из глубинки, что обычно рассматривается как не двусторонняя передача, то как это произошло? Как отличительные черты культуры ольмеков были перенесены на места, удаленные на сотни километров от центра страны? Было выдвинуто множество теорий, в том числе:

  • военное господство ольмеков,
  • Ольмекская колонизация других регионов,
  • ольмеки Ремесленники- отправляются в другие центры,
  • Миссионерская деятельность,
  • Сознательное подражание художественным стилям ольмеков со стороны развивающихся городов,
  • Дальняя торговля купцов -ольмеков .

Доказательств, подтверждающих военное господство ольмеков, мало или вообще нет. Очень мало ольмеков или других произведений искусства эпохи раннего формирования изображают войну или жертвоприношения. [20] Не было обнаружено никаких стел, восхваляющих победы правителей, в отличие от более поздних майя или современных египетских или хеттских культур.

Колонизация ольмеков, то есть основание новых поселений эмигрантами-ольмеками за пределами центра ольмеков, маловероятна. Археологические данные о местах, находящихся под влиянием ольмеков, показывают, что в каждом из них существовали доольмекские занятия, а также значительное количество местных артефактов, созданных в соответствии с местной традицией. Местонахождение Тлатилько, а также статуэтки Сочипала — это два примера, известные большим количеством фигурок, которые не похожи ни на одну фигурку, найденную в Ла Венте или Сан-Лоренцо.

Хотя портативное искусство , такое как керамика , кельты или другие предметы, можно было транспортировать на большие расстояния между городами, монументальное искусство в Чалькацинго или Теопантекуанитлане должно было создаваться на месте. Таким образом, весьма вероятно, что скульпторам и художникам, знакомым с архитектурой хартленда или имеющими опыт в нем, было поручено создать подобные церемониальные объекты вдали от хартленда. [21] Но хотя это может объяснить, как монументальное искусство в стиле ольмеков было создано в Чалькацинго, оно не объясняет, почему .

Международная торговля

[ редактировать ]

Аналогичным образом торговля на большие расстояния может объяснить артефакты ольмекского стиля, найденные в Теопантекуанитлане, а также артефакты из нефрита и обсидиана , найденные в сердце ольмеков, вдали от нефрита или источников обсидиана . Но торговля сама по себе не может объяснить широкое распространение артефактов и стилей под влиянием ольмеков по всей Мезоамерике или ольмекскую иконографию, обнаруженную на товарах местного производства — хотя торговля и может объяснить движение предметов, она не объясняет движение идей или стилей. Поэтому, по мнению археолога Джеффри Бломстера, «мы должны выйти за рамки чисто экономической модели… Тот факт, что торговля включает в себя керамические сосуды, на которых изображена иконография, представляющая основную идеологию и религию, синтезированную ольмеками с побережья Мексиканского залива, предполагает, что нечто гораздо более глубокое». на карту поставлено, чем просто поддержание обменных отношений». [22]

Картина 1, созданная под влиянием ольмеков, из пещеры Хукстлауака, примерно в 500 км (300 миль) к западу от центра ольмеков.

Иконография на службе идеологии

[ редактировать ]

Чтобы объяснить распространение ольмекской иконографии и концепций по всей Мезоамерике, археолог Ф. Кент Рейли предлагает «правителей средней формы». То есть стили и иконография, а также артефакты использовались восходящей элитой в формирующих вождествах для аутентифицироваться или увеличить свою власть и престиж.

Этому вторит, среди прочего, археолог Жизель Канто Агилера. Работая на территории Зазакатлы в Морелосе, она обнаружила, что жители Зазакатлы переняли стиль ольмеков, когда они перешли от простого эгалитарного общества к более сложному, иерархическому: «Когда их общество стало расслоенным, новым правителям потребовались эмблемы… чтобы оправдать свое господство над людьми, которые раньше были им равными». [23]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Объекты, созданные под влиянием ольмеков, встречаются по всей Мезоамерике. Большинство, но ни в коем случае не все, археологов и исследователей сходятся во мнении, что ольмеки не были ни матерью, ни сестрой других мезоамериканских культур , но отличительные черты ольмекской иконографии развивались в сердце ольмеков и что эта иконография стала по словам Майкла Коу, «всепроникающий художественный стиль» по всей Мезоамерике (хотя сам Коу признает на той же странице, что «нет ничего [в фигурках Сочипалы ], что могло бы привести к ольмекскому образцу»), пропагандируя « мощная единая религия» и «официальная идеология», [24] идеология, которую переняли вожди далеких коренных народов и другие элиты, стремившиеся подтвердить и укрепить свои притязания на привилегии.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Например, см. Диль, Ольмеки: первая цивилизация Америки или Ловгрен: «Ольмеки обычно считаются первой развитой цивилизацией в Мезоамерике».
  2. ^ Уилфорд.
  3. ^ Хотя почти все исследователи полагают, что предки ольмеков были коренными жителями центральной части ольмеков , такие известные исследователи, как Гваделупе Мартинес Донхуан и Мигель Коваррубиас, полагают, что ольмеки эмигрировали из современного штата Герреро , чтобы заселить центральную часть ольмеков. (см. Мартинес Донхуан (2000))
  4. ^ не связаны с археологическими раскопками, Хотя наскальные рисунки Хукстлауака и Октотитлан они считаются вдохновленными ольмеками.
  5. ^ Рейли, с. 371.
  6. ^ Коу, с. 62.
  7. ^ Диль, с. 12.
  8. ^ «Эта великая культура, с которой мы сталкиваемся на древних уровнях, несомненно, является матерью других культур, таких как майя, Теотиуакан, Сапотек, Эль-Тахин и других, без сомнения, является матерью других культур». как майя, теотиуаканы, сапотеки, жители Эль-Тахина и другие».) Caso (1942), стр. 46.
  9. ^ «Немногие ученые подвергают сомнению гипотезу о том, что мезоамериканская монолитная скульптурная традиция зародилась в сердце ольмеков». Рейли, с. 370.
  10. ^ Фланнери и Маркус (2000), с. 33.
  11. ^ Фланнери и др. (2005).
  12. ^ «... завещать богатое наследие более поздним культурам», Магни (2004).
  13. ^ «Вопреки распространенному мнению, эта блестящая культура зародилась не на побережье Мексиканского залива (современные штаты Веракрус и Табаско). На самом деле многочисленные и разнообразные археологические данные показывают гораздо более сложную реальность..мы Таким образом, можно утверждать, что религиозные и политические центры ольмеков возникли синхронно на обширной территории Мезоамерики: от Мексики до Коста-Рики, через Белиз, Гватемалу, Сальвадор, Гондурас и Никарагуа». Магни (2004).
  14. ^ Магни, (2004). См. также Нидербергер (1987), стр. 745-750, а также Нидербергер (1996).
  15. ^ Девитт. Оригинальное исследование см. в разделе «Цветы».
  16. ^ Столтман и др.
  17. ^ Нефф и др. (2006).
  18. ^ Jump up to: а б Джойс 2010 с. 92
  19. ^ Пул 2007 300-301
  20. ^ Пул, с. 20. Заметными исключениями являются Памятник 2 Чалькацинго , боковая панель Алтаря 4 Ла Венты и самая большая картина в Хукстлауаке, все из которых демонстрируют тот или иной тип доминирования человека над человеком. Рисунок 1. Пул обнаруживает, что «археологические свидетельства войн среди ольмеков отличаются своей редкостью...», с. 138.
  21. ^ См. Таунсенд, с. 119.
  22. ^ Цитируется в Роуз.
  23. ^ Стивенсон.
  24. ^ Коу, с. 81.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a1523f246bd1181b27345343f68b0fa__1700784480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/fa/5a1523f246bd1181b27345343f68b0fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Olmec influences on Mesoamerican cultures - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)