Теопантекуанитлан
Теопантекуанитлан — археологический памятник в мексиканском штате Герреро , который представляет собой неожиданно раннее развитие сложного общества в этом регионе. Это место относится к раннему и среднему периодам формирования , а археологические данные указывают на то, что существовала какая-то связь между Теопантекуанитланом и центром ольмеков на побережье Мексиканского залива . До открытия Теопантекуанитлана в начале 1980-х годов мало что было известно о социокультурном развитии и организации региона в период формирования .
Расположение
[ редактировать ]Теопантекуанитлан расположен в штате Герреро , примерно в 20 км в юго-западном направлении от города Копалильо . Ближайшая деревня — Тлалькозотитлан. Он расположен на слиянии рек Амакусак и Бальсас , в пяти милях (8 км) от места впадения Амакусака в реку Мескала , обеспечивая условия для торговли и путешествий. Теопантекуанитлан занимает от 1,6 до 2 км. 2 (500 акров) и расположен у подножия крутого холма, возвышающегося на 200 м над участком.
Теопантекуанитлан был центром региона, который включал Окстотитлан , Хукстлауаку , Сочипалу , Сумпанго-дель-Рио и Чильпансинго . [1]
Искусство и архитектура
[ редактировать ]Теопантекуанитлан был заселен с 1400 по 500 год до нашей эры , период, который обычно делится на четыре фазы, пик численности населения и сложности приходится на фазу II, между 1000 и 800 годами до нашей эры . [2] Поселение в основном состояло из жилых комплексов, состоящих из четырех построек, расположенных вокруг общего двора или площади. Сами постройки были построены из скоропортящихся материалов и построены на каменном фундаменте. Импортированные артефакты из ракушек и обсидиана, а также керамические изделия, созданные под влиянием ольмеков, были обнаружены внутри жилых групп и внутри них. Эти артефакты являются вещественным доказательством того, что община Теопантекуанитлан была частью межрегиональной торговой сети, которая связывала побережье Мексиканского залива с горной местностью Центральной Мексики. [3]
Артефакты типа культуры Мескала были найдены в районе Теопантекуанитлан. [4]
К северу от Затонувшего патио были найдены глиняные скульптуры. Это были самые старые скульптуры на этом месте. Между ними обнаружены некоторые сходства с памятниками в Охо-де-Агуа, Чьяпас , датируемыми 1200-1100 гг. до н.э. [5]
Затонувший патио
[ редактировать ]Помимо жилых районов, Теопантекуанитлан примечателен своей монументальной архитектурой, искусством и сельскохозяйственными террасами, в частности, одним из первых гражданско-церемониальных сооружений во всей Мезоамерике , Эль-Ресинто («оградка»), также известным как Затонувший. Патио, построенный во время фазы II (между 1000 и 800 гг. до н. э.). Затонувший дворик назван так потому, что он находится на 2 метра (7 футов) ниже естественного уровня земли и построен на основании из желтой глины, облицованном травертиновыми блоками.
Четыре больших, почти идентичных, монументальных блока травертина украшают восточную и западную стороны Затонувшего патио. Эти блоки вырезаны в виде антропоморфных существ, скорее всего, оборотней-ягуаров , с миндалевидными глазами и опущенной вниз пастью. Фактически, именно эти памятники весом от 3 до 5 тонн упоминаются в названии этого места, предложенном археологом Гуадалупе Мартинесом Донхуаном, Теопантекуанитлан, на науатль, что означает «место храма ягуара». [6] По словам Мартинеса Донхуана, эти скульптуры расположены так, чтобы отмечать равноденствия или солнцестояния, и они «символизировали противоборствующие силы, правившие миром». [7]
На оборотной стороне одного из этих памятников, Монумента 2, изображены символы, которые Мартинес Донхуан интерпретирует как «10 цветов». Если эта интерпретация верна, это будет самая старая из когда-либо обнаруженных дат мезоамериканского календаря .
На этом сайте также есть две площадки для игры в мяч . Одна миниатюрная площадка для игры в мяч расположена внутри самого Затонувшего патио. [8] а другой находится в 900 м к северо-востоку. В одном конце меньшей площадки для игры в мяч находится глинобитная паровая баня. Эта паровая баня, скорее всего, использовалась в качестве среды социального общения для развивающегося элитного класса Теопантекуанитлана.
Внутренние дворики с каменной облицовкой и монументальное искусство с барельефами - это особенности, которые также можно найти на территории Чалькацинго , Морелос . Это единственные два известных сайта с такими функциями. Затонувший внутренний дворик Теопантекуанитлана старше. Есть и другие параллели между этими сайтами. [9]
Другие особенности
[ редактировать ]Теопантекуанитлан также является домом для старейшей известной мезоамериканской плотины. Эта плотина была построена около 1200 г. до н.э. из грубых необработанных камней. Эта плотина полагалась на гравитацию, чтобы доставлять воду на сельскохозяйственные угодья. В Теопантекуанитлане также присутствуют каналы или каналы, сделанные из больших плоских каменных плит. Прокладка этих каналов принесла пользу приручению растений, поскольку служила средством орошения. Эти каналы предотвращали эрозию, потеря воды также выполняла роль канализационных стоков.
Это место также является первым известным в Мезоамерике, где используется архитектурная особенность, известная как изогнутый свод . Этот свод позволил построить высокие потолки без использования камня трапециевидной огранки. Эти изогнутые своды использовались в древних сооружениях, таких как гробницы элиты и храмы.
Общество Теопантекуанитлан не было эгалитарным — иначе такие монументальные сооружения не были бы построены. Был руководитель, который наблюдал за строительством этих сооружений, а также инструктировал рабочих и обеспечивал наличие всех необходимых ресурсов.
Открытие и раскопки
[ редактировать ]Теопантекуанитлан был обнаружен Мартинесом Донхуаном в 1983 году после сообщений о грабежах на этом месте в Герреро . В этом ей помогала, в частности, Кристина Нидербергер . Нидербергер сосредоточил особое внимание на жилых районах, известных как зона Ломериос или Тлакозотитлан.
Сайт Teopantecuanitlan открыт для публики со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00.
Ольмекские связи
[ редактировать ]Влияние ольмеков заметно во многих памятниках Теопантекуанитлана. В дополнение к четырем выдающимся памятникам, о которых говорилось выше, на всей территории были обнаружены артефакты в ольмекском стиле или под влиянием ольмеков.
Существует несколько теорий относительно того, как такие ольмекские мотивы и рисунки — возможно, даже божества — оказались на территории в сотнях миль/километров от центра ольмеков . Мартинес Донхуан считает, что корни ольмекской культуры лежат в Теопантекуанитлане, и отколовшаяся группа покинула Теопантекуанитлан, чтобы колонизировать то, что мы называем «центром» ольмеков. [10] возрождение гипотезы Мигеля Коваррубиаса , впервые сформулированной в 1946 году. [11]
Штат Герреро, похоже, сыграл важную роль в ранней истории культуры ольмеков. Артефакты в стиле ольмеков, как правило, появляются раньше в некоторых частях Герреро, чем в районе Веракрус-Табаско. В частности, предметы из стоянки Амуко-Абелино в Герреро датируются уже 1530 годом до нашей эры. [12]
Известный археолог Майкл Д. Коу заявил, что эта «позиция противоречит экологическим ограничениям», налагаемым полузасушливым высокогорьем Герреро. [13] Нидербергер обнаруживает влияние ольмеков только в монументальной архитектуре, а остальная часть культуры происходит из местных источников. [14]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Мартинес Донхуан, с. 200.
- ^ Рейли (2000), с. 756.
- ^ Рейли (2000), с. 756.
- ^ Сьюзан Тоби Эванс, Дэвид Л. Вебстер, ред., Археология Древней Мексики и Центральной Америки: Энциклопедия. Рутледж, 2013 г. ISBN 1136801855 стр.319
- ^ Джулия Гернси, Джон Э. Кларк, ред., Место каменных памятников: контекст, использование и значение в доклассическом переходном периоде Мезоамерики. Издательство Гарвардского университета, 2010 г. ISBN 0884023648 стр.60
- ^ Мальмстрем, стр. 1.
- ^ Мартинес Донхуан делит четыре памятника на две пары, с «отверстием» клюва кошки или птицы (Мартинес Донхуан (2000), стр. 200). Другие исследователи не делают этого различия.
- ^ Из-за своего размера и расположения Мартинес Донхуан считает, что это символическая, а не реальная площадка для игры в мяч (Мартинес Донхуан (2000), стр. 200).
- ^ Брюс Г. Триггер, изд., Кембриджская история коренных народов Америки. Издательство Кембриджского университета, 1996 г. ISBN 0521351650 стр. 146
- ^ Диль, с. 169-170,
- ^ Паради, Луиза Изольда (1981), Герреро и ольмеки. В Бенсоне, Элизабет П. (редактор), Ольмеки и их соседи. Очерки в честь Мэтью В. Стирлинга, стр. 195–208, Вашингтон, округ Колумбия. ISBN 0884020983 стр.196
- ^ Сьюзан Тоби Эванс, Дэвид Л. Вебстер, ред., Археология Древней Мексики и Центральной Америки: Энциклопедия. Рутледж, 2013 г. ISBN 1136801855 стр.315
- ^ Коу, с. 80.
- ^ Диль, с. 169-170.
Ссылки
[ редактировать ]- Коу, Майкл (1994), Мексика: От ольмеков до ацтеков , 4-е издание, Темза и Гудзон, Нью-Йорк.
- Диль, Ричард А. (2004) Ольмеки: первая цивилизация Америки , Темза и Гудзон, Нью-Йорк.
- Эванс, Сьюзен Тоби (2004) Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры , Нью-Йорк: Темза и Гудзон.
- Рейли, Ф.К., (2000), «Тлакозотитлан (Герреро, Мексика)» в книге Эванс, Сьюзен, Археология Древней Мексики и Центральной Америки , Тейлор и Фрэнсис.
- Мальмстрем, В.Х., «Обследование Теопантекуанитлана, Герреро, Мексика» .
- Мартинес Донхуан, Гваделупе (2000), «Теопантекуанитлан», в Оксфордской энциклопедии мезоамериканских культур , Каррасо, Дэвид, изд., Oxford University Press.
- Мартинес Донхуан, Гуадалупе (1986), «Теопантекуанитлан», в Arqueologia y Etnohistoria del Estado de Guerrero , Роберто Сервантес-Дельгадо, изд., Институт антропологии и истории Мексики, стр. 55–80.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Национального института антропологии и истории (INAH) Теопантекуанитлан
- Архитектура на протяжении веков с кратким описанием архитектуры ольмеков.