Каннибализм в Америке

Каннибализм в Америке практиковался во многих местах на протяжении большей части истории Северной и Южной Америки . Современный термин « каннибал » произошел от названия острова Карибов (Калинаго), с которым столкнулся Христофор Колумб на Багамских островах . Европейские исследователи и колонизаторы сообщили, что многие культуры в Америке занимались каннибализмом. Однако эти утверждения могут быть ненадежными, поскольку Испанская империя использовала их для оправдания завоевания. [ 1 ]
По крайней мере, некоторые культуры были физически и археологически доказаны вне всякого сомнения, что они придерживались институционализированного каннибализма. Сюда входят человеческие кости, обнаруженные в пещерной деревушке, подтверждающие сообщения о том, что ксисимы совершали ритуальные набеги в рамках своего сельскохозяйственного цикла после каждого урожая. Доказаны также ритуальные церемонии ацтеков во время испанского завоевания Текоаке . в Также было продемонстрировано , что анасази XII веке занимались каннибализмом, возможно, из-за засухи, о чем свидетельствуют белки человеческой плоти, обнаруженные в извлеченных фекалиях.
Существует почти всеобщее мнение, что некоторые мезоамериканцы практиковали человеческие жертвоприношения и каннибализм, но нет единого мнения среди ученых относительно масштабов этого явления. Антрополог Марвин Харрис , автор книги «Каннибалы и короли» , предположил, что мясо жертв было частью аристократической диеты в качестве награды, поскольку в диете ацтеков не хватало белков. По словам Харриса, экономика ацтеков не позволяла кормить порабощенных людей (захваченных на войне), и колонны пленных «маршировали мясом». [ 2 ] И наоборот, Бернар Р. Ортис де Монтеллано предположил, что каннибализм ацтеков совпал со временем сбора урожая и его следует рассматривать скорее как День Благодарения. Монтеллано отвергает теории Харнера и Харриса, заявляя, что, учитывая столь большое количество дани и интенсивное сельское хозяйство чинампа , ацтеки не нуждались в каких-либо других источниках пищи. [ 3 ] В книге Уильяма Аренса « Миф о людоеде » 1979 года утверждалось, что «не существует твердых, существенных доказательств социально приемлемой практики каннибализма где-либо в мире, в любой момент истории», но его взгляды были в значительной степени отвергнуты как несовместимые с фактические доказательства. [ 4 ] [ 5 ]
В более поздние времена каннибализм иногда практиковался в качестве крайней меры людьми, страдающими от голода . Хорошо известные примеры включают злополучную партию Доннера (1846–1847) и крушение рейса 571 ВВС Уругвая (1972), после которого выжившие ели тела мертвых. Кроме того, известны случаи, когда люди занимались каннибализмом ради сексуального удовольствия, например, Альберт Фиш и Джеффри Дамер .
Южная Америка
[ редактировать ]Бразилия
[ редактировать ]

был распространен каннибализм В ранней Бразилии среди тупинамба . [ 6 ] В анализе Энн Б. МакГиннесс утверждается, что то, как разные христианские миссионеры реагировали на каннибализм, повлияло на успех или неудачу их попыток обратить тупинамбу в христианство. Миссионеры иногда получали угрозы каннибализма, в том числе от женщин Тупинамба, но некоторые миссионеры продолжали свои попытки обращения. [ 7 ]
Человеческая плацентофагия зафиксирована и у уроженцев капитанства Сержипи в Бразилии: «Они едят человеческое мясо, когда могут его достать, а если у женщины случается выкидыш, немедленно пожирают абортивное средство. Если у нее выходит тайм-аут, она сама перерезает пупок». нить с оболочкой, которую она варит вместе с секондой [т. е. плацентой ] и съедает их обоих». [ 8 ] [ нужна полная цитата ]
Каннибализм выживания в 20 веке
[ редактировать ]Когда рейс 571 ВВС Уругвая разбился на леднике в Андах 13 октября 1972 года, выжившие стали есть умерших в течение 72 дней, проведенных в горах. Их опыт и воспоминания стали источником нескольких книг и фильмов . Выживший Роберто Канесса описал, как они «агонизировали» несколько дней, зная, что «тела наших друзей и товарищей по команде, сохраненные снаружи, в снегу и льду, содержат жизненно важный, дающий жизнь белок, который может помочь нам выжить. Но могли бы мы?» сделай это?" В конце концов он и еще 15 человек, которые были спасены несколько месяцев спустя, решили, что могут, понимая, что другого способа противостоять голоду нет. [ 9 ]
Карибский бассейн
[ редактировать ]Карибское море в 15-16 веках.
[ редактировать ]
Европейские исследователи и колонизаторы привезли домой множество историй о каннибализме, практикуемом коренными народами, с которыми они столкнулись. сообщил о практике каннибализма Во время зарубежной экспансии Испании в Новый Свет Христофор Колумб на Карибских островах, и карибов очень боялись из-за их предполагаемой практики каннибализма. Королева Кастилии Изабель запретила испанцам порабощать коренных жителей, если они не «виновны» в каннибализме. [ 10 ] Несмотря на это, некоторые авторы первых сообщений о предполагаемом карибском каннибализме не интересовались каннибализмом или даже писали о людях положительно. Достоверность давней репутации карибов как пожирателей человеческого мяса подтверждается их легендами, записанными в 17 веке. [ 11 ]
Обвинение в каннибализме быстро стало предлогом для нападений на коренные народы и оправданием испанского завоевания. [ 12 ] На Юкатане потерпевший кораблекрушение испанец Херонимо де Агилар , который позже стал переводчиком Эрнана Кортеса , сообщил, что был свидетелем того, как других испанцев приносили в жертву и ели, но он сбежал из плена, где его самого откармливали для принесения в жертву. [ 13 ] Флорентийский кодекс (1576 г.), составленный францисканцем Бернардино де Саагуном на основе информации, предоставленной очевидцами из числа коренных народов, включает доказательства каннибализма мексиканцев (ацтеков). Францисканский монах Диего де Ланда сообщил о дальнейших случаях на Юкатане. [ 14 ]
Гаити в 19 веке
[ редактировать ]
В феврале 1864 года восемь гаитян – четверо мужчин и четыре женщины – были приговорены к смертной казни и казнены за убийство и поедание девочки во время ритуала вуду, проводившегося в деревне недалеко от Порт-о-Пренса . Отчеты о судебном процессе различаются в зависимости от возраста девочки (по сообщениям, он варьируется от семи до двенадцати лет), но в остальном они во многом совпадают. Племянницу одного из мужчин похитили, пока ее мать отсутствовала, а несколько дней спустя «задушили, содрали кожу, обезглавили и расчленили» в ходе жертвенного ритуала, который якобы проводился с целью обогатить ее дядю. Затем ее останки были приготовлены и съедены, причем некоторые доказательства указывают на то, что ее плоть могли съесть более восьми человек, признанных виновными. Есть еще два свидетельства каннибалистических церемоний Вуду, сделанные самопровозглашенными очевидцами 1870-х и 1880-х годов, но их достоверность оспаривается. [ 15 ]
Различные европейские посетители и жители страны считали, что каннибализм был достаточно распространенным явлением и практиковался не только в контексте человеческих жертвоприношений , но и по гастрономическим причинам . Сэр Спенсер Сент-Джон , британский поверенный в делах на Гаити в 1860-х годах, собрал множество подобных отчетов в скандальной книге, впервые опубликованной в 1884 году. [ 16 ] Допуская, что только меньшинство поклонников Вуду участвовало в человеческих жертвоприношениях или одобряло их, [ 17 ] Св. Иоанн записал несколько случаев, когда детей приносили в жертву и съедали во время церемоний Вуду, о которых сообщили люди, которые, по словам людей, были свидетелями этого лично. [ 18 ] Он также сослался на протоколы случая, когда полиция якобы обнаружила «пакеты с соленой человеческой плотью», но, опасаясь скандала, предпочла не проводить дальнейшее расследование. [ 19 ]
Не все сообщения о каннибализме, собранные св. Иоанном, относились к религиозным церемониям. Французский купец рассказал ему, что однажды видел, как группа солдат избивала человека; когда он поинтересовался причиной, мужчине приказали «открыть корзину, и там он увидел тело ребенка, разрезанное на правильные суставы». [ 20 ] Святой Иоанн беседовал с женщиной, которая видела, как «человеческое мясо открыто продавали на рынке» в сельской местности, и другие свидетели заявили то же самое. [ 21 ] Есть также газетные сообщения о четвертованных детях, проданных в качестве еды во время рождественского сезона, об обнаружении останков частично съеденных детей и о человеке, который случайно съел часть «ноги ребенка, поданного ему во время обеда». " [ 20 ]
Испанский коллега Сент-Джона рассказал ему, что в определенные сезоны многие дети бесследно исчезали; хотя больше ничего точно не было известно, люди обычно предполагали, что большинство из них было съедено. [ 22 ] Точно так же британский капитан Уильям Кеннеди услышал от англиканского священнослужителя, что детей «крадут, забивают, а их мясо продают» на рынках по всей стране. Жена священнослужителя однажды чуть не купила кусок человеческого мяса, «полагая, что это свинина». Кеннеди также услышал о семейном застолье, на котором был съеден маленький мальчик, и поговорил с человеком, который видел бочки, наполненные человеческим мясом, выставленные на продажу в западном Гаити. [ 23 ]
Майк Дэш отмечает, что доказательства утверждений Сент-Джона и других наблюдателей о том, что каннибализм был «нормальной чертой» жизни Гаити, тем не менее, недостаточны. Хотя этот обычай, судя по всему, не был неизвестен и его повсеместно избегали, оценки некоторых европейцев, согласно которым «сорок гаитян съедали» каждый день и «почти каждый житель страны пробовал человеческое мясо», по-видимому, сильно преувеличены. отражающие предрассудки больше, чем реальность. [ 15 ]
Средняя Америка
[ редактировать ]Ацтеки
[ редактировать ]
Существует всеобщее мнение, что некоторые мезоамериканцы практиковали человеческие жертвоприношения , за которыми следовал каннибализм. Тем не менее, среди ученых отсутствует консенсус относительно того, насколько широко распространена последняя практика. С одной стороны, антрополог Марвин Харрис , автор книги «Каннибалы и короли» , предположил, что мясо жертв было частью аристократической диеты в качестве награды, поскольку в диете ацтеков не хватало белков . Хотя большинство историков доколумбовой эпохи признают, что существовал ритуальный каннибализм, связанный с человеческими жертвоприношениями, они часто отвергают предположения о том, что человеческое мясо могло составлять значительную часть рациона ацтеков. [ 24 ] [ 3 ] Каннибализм также ассоциировался с военными действиями и интерпретировался как элемент кровной мести на войне. [ 25 ]
Мексиканцы . периода ацтеков, пожалуй, наиболее широко изучены из древних мезоамериканских народов Хотя большинство доколумбовых историков полагают, что ритуальный каннибализм имел место в контексте человеческих жертвоприношений, они не поддерживают тезис Харриса о том, что человеческое мясо когда-либо составляло значительную часть рациона ацтеков. Майкл Д. Коу заявляет, что, хотя «неоспоримо то, что некоторые из этих жертв в конечном итоге были ритуально съедены […], эта практика была больше похожа на форму причастия, чем на каннибальский пир». [ 26 ]
Документация об ацтекском каннибализме в основном датируется периодом после испанского завоевания Империи ацтеков (1519-1521). Например, конвой, заказанный Диего Веласкесом де Куэльяром, был разграблен ацтеками в Зультепек-Текоаке в 1520 году. На языке науатль название «Текоак» переводится как «место, где они их ели». В течение восьми месяцев конвоя ритуально приносили в жертву, а их головы помещали на подставки для черепов . В жертву приносились как мужчины, так и женщины, в том числе беременные. По крайней мере, один 3-4-летний ребенок также был принесен в жертву во время ритуала, а население города выросло до 5000 человек, когда люди прибыли на церемонии. В 1521 году прибыл Эрнан Кортес и его войска и в отместку уничтожили жителей города, в основном женщин и детей. [ 27 ]
И наоборот, в своей широко критикуемой книге «Миф о людоеде » Аренс пишет: «Постепенная трансформация тех немногих имеющихся доказательств ацтекского каннибализма также является показателем постоянной необходимости узаконить завоевание ». [ 28 ] Следующие утверждения могли быть преувеличены.
- Эрнан Кортес писал в одном из своих писем, что испанец видел, как индеец... ел кусок мяса, взятый из тела убитого индейца. [ 29 ]
- » «Общая история (составленная в 1540–1585 гг.) Бернардино де Саагуна (первого мезоамериканского этнографа, по словам Мигеля Леона-Портильи ) содержит иллюстрацию ацтека, приготовленного неизвестным племенем. Сообщалось, что это одна из опасностей, с которыми столкнулись ацтекские торговцы.
- В своей книге Relación (1582) Хуан Баутиста де Помар (ок. 1535–1590) утверждает, что после жертвоприношения тело жертвы было передано воину, ответственному за захват. Он варил тело и разрезал его на куски, чтобы преподносить их в качестве подарков важным людям в обмен на подарки и рабов. Его редко ели, так как считали его бесполезным. Берналь Диас сообщает, что некоторые из этих частей человеческой плоти попали на рынок Тлателолко недалеко от Теночтитлана.
- В 2012 году Национальный институт антропологии и истории (INAH) сообщил, что они обнаружили около 60 скелетов под линиями метро в Мехико, 50 детей и 10 взрослых, возрастом 500 лет. Судя по всему, на костях скелетов есть следы порезов, которые указывают на человеческое жертвоприношение, но не указывают на то, что имел место каннибализм. [ 30 ] [ 31 ]
Аккаунт Берналя Диаса
[ редактировать ]
Берналя Диаса «Правдивая история завоевания Новой Испании» (написанная в 1568 году, опубликованная в 1632 году) содержит несколько отчетов о каннибализме среди людей, с которыми конкистадоры столкнулись во время своей военной экспедиции в Теночтитлан.
- О городе Чолула Диас писал о своем шоке, увидев молодых людей в клетках, готовых принести в жертву и съесть. [ 32 ]
- В той же работе Диас упоминает, что чолуланские и ацтекские воины были настолько уверены в победе над конкистадорами в предстоящей на следующий день битве, что «они хотели убить нас и съесть нашу плоть, и уже приготовили горшки с солью и перцем». и помидоры». [ 33 ]
- О храме Кетцалькоатля в Теночтитлане Диас писал, что внутри стояли большие котлы, в которых варили и готовили человеческое мясо принесенных в жертву туземцев, чтобы накормить священников. [ 34 ]
- О мезоамериканских городах в целом Диас писал, что некоторые из коренных жителей, которых он видел, «ели человеческое мясо, точно так же, как мы берем коров из мясных лавок, и у них во всех городах есть толстые деревянные тюрьмы, похожие на клетки, и в них они откормили множество индейских мужчин, женщин и мальчиков, а откормленные принесли их в жертву и съели». [ 35 ]
Показания Диаса подтверждаются другими испанскими историками, писавшими о завоевании. В «Истории Тласкалы» (написанной в 1585 году) Диего Муньос Камарго ( ок. 1529–1599 ) утверждает, что: «Таким образом, существовали общественные мясные лавки с человеческим мясом, как если бы оно было коровьим или овечьим». [ 36 ]
Споры
[ редактировать ]Рассказы об Империи ацтеков как о «Королевстве каннибалов», по выражению Марвина Харриса, были обычным явлением от Берналя Диаса до Харриса, Уильяма Х. Прескотта и Майкла Харнера . Харнер обвинил своих коллег, особенно в Мексике, в преуменьшении доказательств ацтекского каннибализма. Ортис де Монтеллано утверждает, что диета ацтеков была сбалансированной и что диетический вклад каннибализма не был бы очень эффективным в качестве награды. [ 3 ]
Ксисимы
[ редактировать ]Совсем недавно, в 2008 году, Национальный институт археологии и истории Мексики (INAH) высмеял как «миф» исторические отчеты миссионеров-иезуитов, сообщающих о ритуальном каннибализме среди народа ксисимов на севере Мексики. [ 37 ] Но в 2011 году археолог Хосе Луис Пунзо, директор INAH, сообщил о доказательствах, подтверждающих, что ксисимы действительно практиковали каннибализм. Внутри пещерной деревушки было обнаружено более трех дюжин костей, на которых имелись явные следы разделки и снятия мяса, что подтверждает современные европейские рассказы о ксимимах. Обычно мишенью становились одинокие мужчины из других племен, их тела разрывали на части по суставам, а затем готовили. Затем мясо смешивали с фасолью и кукурузой и готовили суп. Племена ксисимов практиковали каннибализм, полагая, что поедание душ своих врагов и развешивание их костей на деревьях принесут хороший урожай в следующем году, и поэтому проводили каннибалистические набеги в рамках своего сельскохозяйственного цикла после каждого урожая. [ 38 ]
Северная Америка
[ редактировать ]Коренные канадцы и коренные американцы
[ редактировать ]1913 года В «Справочнике индейцев Канады» (переиздании материалов Бюро американской этнологии 1907 года ) прежние каннибальские обычаи приписываются десяткам групп коренных народов Северной Америки. [ 39 ] Описанные формы каннибализма включали как обращение к человеческому мясу во время голода, так и ритуальный каннибализм, последний часто заключался в поедании лишь небольшой части вражеского воина. Из другого источника, согласно Хансу Эгеде , когда инуиты убили женщину, обвиненную в колдовстве, они съели часть ее сердца. [ 40 ]
Как и большинство мрачных историй о каннибализме туземцев, к этим историям относятся с большим вниманием, поскольку обвинения в каннибализме могут быть использованы в качестве оправдания порабощения или уничтожения «дикарей». [ 41 ] Историк Патрик Брантлингер предполагает, что колонизированные коренные народы были дегуманизированы как часть оправдания зверств. [ 42 ]
Человеческие кости, датированные XII веком, найденные примерно в 40 местах на юго-западе Америки, имеют четкие следы разделки и приготовления. Обезжиривание и расчленение некоторых тел такие же, как и у животных, употребляемых в пищу. Эпизоды произошли на участках Анасази и, возможно, были вызваны засухой. В одном поселении были обнаружены человеческие фекалии, содержащие белки человеческой плоти, что убедительно свидетельствует о наличии каннибализма. [ 43 ] [ 44 ]
Поселенцы и исследователи
[ редактировать ]Существуют археологические и письменные свидетельства каннибализма английских поселенцев в 1609 году в колонии Джеймстаун в условиях голода, в период, который стал известен как « Время голодания» . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Путешественники по малонаселенным регионам и исследователи неизвестных мест иногда ели человеческое мясо после того, как у него закончились другие запасы. В известном примере 1840-х годов члены партии Доннера оказались застрявшими в снегу на перевале Доннер , высоком горном перевале в Калифорнии, без достаточных запасов во время американо-мексиканской войны , что привело к нескольким случаям каннибализма, включая убийства. двух молодых индейцев на еду. [ 48 ] [ 49 ] сэра Джона Франклина , Пропавшая полярная экспедиция состоявшаяся примерно в то же время, является еще одним примером каннибализма от отчаяния. [ 50 ]

В приграничных ситуациях, где не было сильной власти, некоторые люди привыкли убивать и есть других, даже в ситуациях, когда была доступна другая еда. Одним из печально известных случаев стал горец Бун Хелм , который стал известен как «Кентуккийский каннибал» за то, что съел нескольких своих попутчиков с 1850 года до своего окончательного повешения в 1864 году.
Уголовные дела в 20 веке
[ редактировать ]В 1991 году Джеффри Дамер из Милуоки , штат Висконсин, был арестован после того, как одной из его предполагаемых жертв удалось сбежать. В квартире Дамера были найдены два человеческих сердца, целое туловище, мешок, полный человеческих органов его жертв, и часть мышцы руки. Он заявил, что планирует съесть все части тела в течение следующих нескольких недель. [ 51 ]
См. также
[ редактировать ]- Альферд Пакер , американский старатель, обвиненный, но не осужденный за каннибализм.
- Каннибализм в Африке
- Каннибализм в Азии
- Каннибализм в Европе
- Каннибализм в Океании
- Детский каннибализм
- Человеческие жертвоприношения в культуре ацтеков
- Список случаев каннибализма
- Manifesto Antropófago («Антропофагический» или «Каннибальский манифест»), бразильское стихотворение.
- Испанское завоевание Юкатана § Первые встречи: 1502 и 1511 гг.
- Вари , индейский народ, практиковавший как эндо-, так и экзоканнибализм.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спектор, Брэндон (13 января 2020 г.). «Утверждения Колумба о набегах каннибалов, возможно, были правдой» . www.livscience.com . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Харрис 1991 .
- ^ Jump up to: а б с Ортис де Монтеллано 1978 год .
- ^ Леви-Стросс, Клод (2016). Мы все каннибалы и другие очерки . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 87.
- ^ Линденбаум, Ширли (2004). «Размышления о каннибализме». Ежегодный обзор антропологии . 33 : 475–476, 491. doi : 10.1146/annurev.anthro.33.070203.143758 . S2CID 145087449 .
- ^ * Метро, Альфред (1949). «Война, каннибализм и человеческие трофеи». Справочник южноамериканских индейцев . 5 : 383–409.
- ^ МакГиннесс, Энн Б. (2010). «Христианство и каннибализм: три европейских взгляда на тупи во время духовного завоевания Бразилии, 1557–1563» . Всемирная история на связи . 7 (3).
- ^ Э. Боуэн, 1747: 532.
- ^ Бевер, Линдси (25 февраля 2016 г.). «Каннибализм: выживший в авиакатастрофе в Андах в 1972 году описывает «ужасное» решение, которое ему пришлось принять, чтобы остаться в живых» . Независимый . Архивировано из оригинала 23 ноября 2017 года.
- ^ Ребекка Эрл, Тело конкистадора: еда, раса и колониальный опыт в Испанской Америке, 1492–1700 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2012, с. 123.
- ^ Майерс, Роверт А. (1984). «Островной карибский каннибализм» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Новый путеводитель по Вест-Индии . 58 (3/4): 147–184. ISSN 0028-9930 . JSTOR 41849170 .
- ^ Доу, Джеймс. «Каннибализм». Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры . 1 : 535–37.
- ^ Кей А. Рид, «Каннибализм» в Оксфордской энциклопедии Мезоамерики , Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001, том. 1 р. 138.
- ^ Де Ланда, Диего (1978). Юкатан до и после завоевания . Дувр. п. 4 . ISBN 978-0-486-23622-3 .
- ^ Jump up to: а б Дэш, Майк (29 мая 2013 г.). «Суд, который дал Водоу плохую репутацию» . Смитсоновский журнал . Проверено 2 июля 2024 г.
- ^ Сент-Джон, Спенсер (1889). Гаити, или Черная Республика (2-е изд.). Скрибнер и Велфорд: Нью-Йорк.
- ^ Св. Иоанн 1889 , с. 230.
- ^ Св. Иоанн 1889 , стр. 200–207.
- ^ Св. Иоанн 1889 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б Св. Иоанн 1889 г. , с. 243.
- ^ Св. Иоанн 1889 , стр. 242–243.
- ^ Св. Иоанн 1889 , с. 227.
- ^ Кеннеди, WR (1885 г.). Спорт, путешествия и приключения на Ньюфаундленде и Вест-Индии . Эдинбург: Уильям Блэквуд и сыновья. стр. 351–352.
- ^ «Мнение: для ацтеков каннибализм был символом статуса» . Нью-Йорк Таймс . 6 января 1987 года.
- ^ Петринович 2000 , с. 126.
- ^ Коу, Майкл Д.; Кунц, Рекс (1 января 2008 г.). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Темза и Гудзон. ISBN 9780500287552 .
- ^ Гершон, Ливия (21 января 2021 г.). «После того, как ацтеки разобрали испанский конвой, конкистадоры ответили убийством невинных» . Смитсоновский журнал . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Аренс 1980 .
- ^ Письма Кортеса, пер. Фрэнсис А. МакНатт (Нью-Йорк: 1908), 1: 256–257, 2: 244.
- ^ «Под Мехико - журнал археологии» . www.archaeology.org . Проверено 23 октября 2015 г.
- ^ «При раскопках метро Мехико обнаружены ацтекские останки и артефакты – история в заголовках» . ИСТОРИЯ.com . Проверено 23 октября 2015 г.
- ^ Диас дель Кастильо 1992 , с. 150.
- ^ Диас дель Кастильо 1992 , с. 178.
- ^ Диас дель Кастильо 1992 , с. 176.
- ^ Диас дель Кастильо 1992 , с. 579. В оригинальном испанском языке: «[...] ешьте человеческое мясо, точно так же, как мы приносим коров из мясных лавок, и во всех городах у них были тюрьмы из толстого дерева, сделанные как дома, как клетки, и в них они По словам людей, «многие индийские женщины и мальчики толстели, а когда они толстели, их приносили в жертву и ели».
- ^ Отрывок из перевода Муньоса Камарго 1947 , стр. 153. В оригинале на испанском языке: «Там были общественные мясные лавки, где продавалось человеческое мясо, как если бы это была говядина и баранина, как и сегодня » .
- ^ «Каннибализм народа Синалоа Шисимэ, миф» . Национальный институт антропологии и истории . 9 июня 2008 года . Проверено 28 сентября 2017 г.
Археолог Центра INAH Синалоа Альфонсо Граве Тирадо заявил, что оценки испанских летописцев отражают страх, вызванный Шисимэ, а не историческую реальность.
- ^ Валле, Сабрина (1 октября 2011 г.). «Среди древней мексиканской группы подтвержден каннибализм» . Нэшнл Географик . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 1 октября 2011 года . Проверено 28 сентября 2017 г.
Недавно найденные кости доказывают, что каннибализм «был важнейшим аспектом их мировоззрения, их идентичности», сказал Хосе Луис Пунзо, археолог, стоящий за новым исследованием.
- ^ « Каннибализм », Джеймс Уайт, изд., Справочник индейцев Канады , опубликованный как приложение к Десятому отчету Географического совета Канады , Оттава, 1913, стр. 77–78.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 184–185.
- ^ Станнард, Делавэр (1992). Американский Холокост: Колумб и завоевание Нового Света. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 197.
- ^ Брантлингер, Патрик (2003). Темные исчезновения: беседа о вымирании примитивных рас, 1800–1930 гг . Издательство Корнельского университета. стр. 1–2. ISBN 978-0-8014-8876-4 .
- ^ Мо, Томас (7 сентября 2000 г.). «Найдены убедительные доказательства каннибализма американских индейцев | The Seattle Times» . archive.seattletimes.com . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ Уокер, Амели (2 марта 2024 г.). «Анасази-Каннибализм? - Архив журнала «Археология»» . archive.archaeology.org .
- ^ Стромберг, Джозеф (30 апреля 2013 г.). «Голодающие поселенцы в колонии Джеймстаун прибегли к каннибализму» . Смитсоновский институт .
- ^ «Череп доказывает, что поселенцы прибегали к каннибализму» . Новости АВС . 2 мая 2013. Архивировано из оригинала 2 мая 2013 года . Проверено 2 мая 2013 г.
- ^ Келсо, Уильям М. (2017). Джеймстаун: правда раскрыта . Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии. ISBN 978-0-8139-3993-3 . OCLC 964303596 .
- ^ Джонсон, Кристин, изд. (1996). Несчастные эмигранты: рассказы о партии Доннера . Логан: Издательство Университета штата Юта. стр. 62, 130 и пассим. ISBN 0-87421-204-9 .
- ^ Корн, Радиче и Хоуз 2001 , стр. 129–130.
- ^ Кинлисайд, Энн (1997). «Последние дни экспедиции Франклина: новые скелетные доказательства» (PDF) . Арктика . 50 (1): 36. дои : 10.14430/arctic1089 . Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 26 января 2008 г.
- ^ Мастерс, Мозг (1993). Храм Джеффри Дамера . Ходдер и Стоутон. ISBN 978-0-340-59194-9 .
Библиография
[ редактировать ]- Аренс, Уильям (1980). Миф о людоеде: антропология и антропофагия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-502793-0 .
- Диас из замка, Берналь (1963) Завоевание Новой Испании Пингвинская классика. Дж. М. Коэн (пер.) (6-е издание (1973 г.) изд.). Хармондсворт, Англия: Penguin Books . ISBN 0-14-044123-9 . OCLC 162351797 .
- Диас дель Кастильо, Берналь (1992) [1632]. Правдивая история завоевания Новой Испании (на испанском языке). Хоакин Рамирес Кабаньяс (редактор, введение и примечания). Мехико: Редакция Порруа. ISBN 970-07-1800-Х .
- Харнер, Майкл (1977). «Загадка ацтекского жертвоприношения» . Естественная история . 86 (4): 46–51. ISSN 0028-0712 .
- Харрис, Марвин (1991) [1977]. Каннибалы и короли: истоки культур . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 0-679-72849-Х . OCLC 23985455 .
- Корн, Дэниел; Радиче, Марк; Хоуз, Чарли (2001). Каннибал: История пожирателей людей . Лондон: Книги Канала 4.
- Муньос Камарго, Диего (1947) [ок. 1585]. История Тласкалы (на испанском языке). Мехико: Публикации Национального Атенеума наук и искусств Мексики.
- Ортис де Монтеллано, Бернар Р. (1978). «Ацтекский каннибализм: экологическая необходимость?» . Наука . 200 (4342): 611–617. Бибкод : 1978Sci...200..611O . дои : 10.1126/science.200.4342.611 . ПМИД 17812682 . S2CID 35652641 . Архивировано из оригинала 5 августа 2009 года . Проверено 30 августа 2009 г.
- Петринович, Льюис Ф. (2000). Каннибал внутри . Нью-Йорк: Aldine Transaction. ISBN 0-202-02048-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аблер, Томас С. (1980). «Ирокезский каннибализм: факт, а не вымысел». Этноистория . 27 (4): 309–316. дои : 10.2307/481728 . JSTOR 481728 .
- Бердан, Фрэнсис Ф. Ацтеки Центральной Мексики: Имперское общество . Нью-Йорк 1982.
- Доул, Гертруда Э (1962). «Эндоканнибализм среди индейцев Амауака». Труды Нью-Йоркской академии наук . 24 (2): 567–573. дои : 10.1111/j.2164-0947.1962.tb01432.x .
- Форсайт, Дональд В. (1983). «Начало бразильской антропологии: иезуиты и каннибализм тупинамба». Журнал антропологических исследований . 39 (2): 147–178. дои : 10.1086/jar.39.2.3629965 . S2CID 163258535 .
- Харнер, Майкл (1977). «Экологическая основа жертвоприношений ацтеков» . Американский этнолог . 4 : 117–135. дои : 10.1525/ae.1977.4.1.02a00070 .
- Хореги, Карлос. Канибалия: каннибализм, калибанизм, культурная антропофагия и потребление в Латинской Америке . Мадрид: Вервуерт, 2008.
- Лестрингант, Фрэнк. Каннибалы: открытие и изображение каннибала от Колумба до Жюля Верна . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета, 1997.
- Ортис де Монтеллано, Бернард Р. Ацтекская медицина, здоровье и питание . Нью-Брансуик, 1990 год.
- Прочтите, Кей А. Время и жертвоприношение в ацтекском космосе . Блумингтон 1998.
- Уайтхед, Нил Л. (1984). «Карибский каннибализм, историческое свидетельство» . Журнал Общества американистов . 70 :69–98. дои : 10.3406/jsa.1984.2239 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гарри Дж. Браун, Ганс Стаден среди тупинамбов (1997) - эссе, анализирующее изображения, сопровождающие отчет о путешествии Стадена