Jump to content

Каннибализм в Америке

Сцена, изображающая ритуальный ацтекский каннибализм, практикуемый в Кодексе Мальябечиано , лист 73r.

Каннибализм в Америке практиковался во многих местах на протяжении большей части истории Северной и Южной Америки . Современный термин « каннибал » произошел от названия острова Карибов (Калинаго), с которым столкнулся Христофор Колумб на Багамских островах . Европейские исследователи и колонизаторы сообщили, что многие культуры в Америке занимались каннибализмом. Однако эти утверждения могут быть ненадежными, поскольку Испанская империя использовала их для оправдания завоевания. [ 1 ]

По крайней мере, некоторые культуры были физически и археологически доказаны вне всякого сомнения, что они придерживались институционализированного каннибализма. Сюда входят человеческие кости, обнаруженные в пещерной деревушке, подтверждающие сообщения о том, что ксисимы совершали ритуальные набеги в рамках своего сельскохозяйственного цикла после каждого урожая. Доказаны также ритуальные церемонии ацтеков во время испанского завоевания Текоаке . в Также было продемонстрировано , что анасази XII веке занимались каннибализмом, возможно, из-за засухи, о чем свидетельствуют белки человеческой плоти, обнаруженные в извлеченных фекалиях.

Существует почти всеобщее мнение, что некоторые мезоамериканцы практиковали человеческие жертвоприношения и каннибализм, но нет единого мнения среди ученых относительно масштабов этого явления. Антрополог Марвин Харрис , автор книги «Каннибалы и короли» , предположил, что мясо жертв было частью аристократической диеты в качестве награды, поскольку в диете ацтеков не хватало белков. По словам Харриса, экономика ацтеков не позволяла кормить порабощенных людей (захваченных на войне), и колонны пленных «маршировали мясом». [ 2 ] И наоборот, Бернар Р. Ортис де Монтеллано предположил, что каннибализм ацтеков совпал со временем сбора урожая и его следует рассматривать скорее как День Благодарения. Монтеллано отвергает теории Харнера и Харриса, заявляя, что, учитывая столь большое количество дани и интенсивное сельское хозяйство чинампа , ацтеки не нуждались в каких-либо других источниках пищи. [ 3 ] В книге Уильяма Аренса « Миф о людоеде » 1979 года утверждалось, что «не существует твердых, существенных доказательств социально приемлемой практики каннибализма где-либо в мире, в любой момент истории», но его взгляды были в значительной степени отвергнуты как несовместимые с фактические доказательства. [ 4 ] [ 5 ]

В более поздние времена каннибализм иногда практиковался в качестве крайней меры людьми, страдающими от голода . Хорошо известные примеры включают злополучную партию Доннера (1846–1847) и крушение рейса 571 ВВС Уругвая (1972), после которого выжившие ели тела мертвых. Кроме того, известны случаи, когда люди занимались каннибализмом ради сексуального удовольствия, например, Альберт Фиш и Джеффри Дамер .

Южная Америка

[ редактировать ]

Бразилия

[ редактировать ]
Женщина из Тапуи держит отрубленную человеческую руку и показывает человеческую ногу в своей корзине. Голландский художник Альберт Экхаут , Бразилия, 1641 год.
Гравюра на дереве, изображающая 12 человек, держащих различные части человеческого тела, развлекающихся вокруг открытого костра, где готовятся части человеческих тел, подвешенные на стропе.
Каннибализм в Бразилии. Гравюра Теодора де Бри для Ганса Штадена о его пленении в 1557 году. отчета

был распространен каннибализм В ранней Бразилии среди тупинамба . [ 6 ] В анализе Энн Б. МакГиннесс утверждается, что то, как разные христианские миссионеры реагировали на каннибализм, повлияло на успех или неудачу их попыток обратить тупинамбу в христианство. Миссионеры иногда получали угрозы каннибализма, в том числе от женщин Тупинамба, но некоторые миссионеры продолжали свои попытки обращения. [ 7 ]

Человеческая плацентофагия зафиксирована и у уроженцев капитанства Сержипи в Бразилии: «Они едят человеческое мясо, когда могут его достать, а если у женщины случается выкидыш, немедленно пожирают абортивное средство. Если у нее выходит тайм-аут, она сама перерезает пупок». нить с оболочкой, которую она варит вместе с секондой [т. е. плацентой ] и съедает их обоих». [ 8 ] [ нужна полная цитата ]

Каннибализм выживания в 20 веке

[ редактировать ]

Когда рейс 571 ВВС Уругвая разбился на леднике в Андах 13 октября 1972 года, выжившие стали есть умерших в течение 72 дней, проведенных в горах. Их опыт и воспоминания стали источником нескольких книг и фильмов . Выживший Роберто Канесса описал, как они «агонизировали» несколько дней, зная, что «тела наших друзей и товарищей по команде, сохраненные снаружи, в снегу и льду, содержат жизненно важный, дающий жизнь белок, который может помочь нам выжить. Но могли бы мы?» сделай это?" В конце концов он и еще 15 человек, которые были спасены несколько месяцев спустя, решили, что могут, понимая, что другого способа противостоять голоду нет. [ 9 ]

Карибский бассейн

[ редактировать ]

Карибское море в 15-16 веках.

[ редактировать ]
Первое известное изображение каннибализма в Новом Свете . Германия, гр. 1505 , Недавно обнаруженные жители островов... . Гравюра на дереве Иоганна Фрошауэра для издания « Америго Веспуччи » Mundus Novus .

Европейские исследователи и колонизаторы привезли домой множество историй о каннибализме, практикуемом коренными народами, с которыми они столкнулись. сообщил о практике каннибализма Во время зарубежной экспансии Испании в Новый Свет Христофор Колумб на Карибских островах, и карибов очень боялись из-за их предполагаемой практики каннибализма. Королева Кастилии Изабель запретила испанцам порабощать коренных жителей, если они не «виновны» в каннибализме. [ 10 ] Несмотря на это, некоторые авторы первых сообщений о предполагаемом карибском каннибализме не интересовались каннибализмом или даже писали о людях положительно. Достоверность давней репутации карибов как пожирателей человеческого мяса подтверждается их легендами, записанными в 17 веке. [ 11 ]

Обвинение в каннибализме быстро стало предлогом для нападений на коренные народы и оправданием испанского завоевания. [ 12 ] На Юкатане потерпевший кораблекрушение испанец Херонимо де Агилар , который позже стал переводчиком Эрнана Кортеса , сообщил, что был свидетелем того, как других испанцев приносили в жертву и ели, но он сбежал из плена, где его самого откармливали для принесения в жертву. [ 13 ] Флорентийский кодекс (1576 г.), составленный францисканцем Бернардино де Саагуном на основе информации, предоставленной очевидцами из числа коренных народов, включает доказательства каннибализма мексиканцев (ацтеков). Францисканский монах Диего де Ланда сообщил о дальнейших случаях на Юкатане. [ 14 ]

Гаити в 19 веке

[ редактировать ]
Восемь человек признаны виновными в убийстве и поедании девочки во время ритуала Вуду на Гаити, 1864 год.

В феврале 1864 года восемь гаитян – четверо мужчин и четыре женщины – были приговорены к смертной казни и казнены за убийство и поедание девочки во время ритуала вуду, проводившегося в деревне недалеко от Порт-о-Пренса . Отчеты о судебном процессе различаются в зависимости от возраста девочки (по сообщениям, он варьируется от семи до двенадцати лет), но в остальном они во многом совпадают. Племянницу одного из мужчин похитили, пока ее мать отсутствовала, а несколько дней спустя «задушили, содрали кожу, обезглавили и расчленили» в ходе жертвенного ритуала, который якобы проводился с целью обогатить ее дядю. Затем ее останки были приготовлены и съедены, причем некоторые доказательства указывают на то, что ее плоть могли съесть более восьми человек, признанных виновными. Есть еще два свидетельства каннибалистических церемоний Вуду, сделанные самопровозглашенными очевидцами 1870-х и 1880-х годов, но их достоверность оспаривается. [ 15 ]

Различные европейские посетители и жители страны считали, что каннибализм был достаточно распространенным явлением и практиковался не только в контексте человеческих жертвоприношений , но и по гастрономическим причинам . Сэр Спенсер Сент-Джон , британский поверенный в делах на Гаити в 1860-х годах, собрал множество подобных отчетов в скандальной книге, впервые опубликованной в 1884 году. [ 16 ] Допуская, что только меньшинство поклонников Вуду участвовало в человеческих жертвоприношениях или одобряло их, [ 17 ] Св. Иоанн записал несколько случаев, когда детей приносили в жертву и съедали во время церемоний Вуду, о которых сообщили люди, которые, по словам людей, были свидетелями этого лично. [ 18 ] Он также сослался на протоколы случая, когда полиция якобы обнаружила «пакеты с соленой человеческой плотью», но, опасаясь скандала, предпочла не проводить дальнейшее расследование. [ 19 ]

Не все сообщения о каннибализме, собранные св. Иоанном, относились к религиозным церемониям. Французский купец рассказал ему, что однажды видел, как группа солдат избивала человека; когда он поинтересовался причиной, мужчине приказали «открыть корзину, и там он увидел тело ребенка, разрезанное на правильные суставы». [ 20 ] Святой Иоанн беседовал с женщиной, которая видела, как «человеческое мясо открыто продавали на рынке» в сельской местности, и другие свидетели заявили то же самое. [ 21 ] Есть также газетные сообщения о четвертованных детях, проданных в качестве еды во время рождественского сезона, об обнаружении останков частично съеденных детей и о человеке, который случайно съел часть «ноги ребенка, поданного ему во время обеда». " [ 20 ]

Испанский коллега Сент-Джона рассказал ему, что в определенные сезоны многие дети бесследно исчезали; хотя больше ничего точно не было известно, люди обычно предполагали, что большинство из них было съедено. [ 22 ] Точно так же британский капитан Уильям Кеннеди услышал от англиканского священнослужителя, что детей «крадут, забивают, а их мясо продают» на рынках по всей стране. Жена священнослужителя однажды чуть не купила кусок человеческого мяса, «полагая, что это свинина». Кеннеди также услышал о семейном застолье, на котором был съеден маленький мальчик, и поговорил с человеком, который видел бочки, наполненные человеческим мясом, выставленные на продажу в западном Гаити. [ 23 ]

Майк Дэш отмечает, что доказательства утверждений Сент-Джона и других наблюдателей о том, что каннибализм был «нормальной чертой» жизни Гаити, тем не менее, недостаточны. Хотя этот обычай, судя по всему, не был неизвестен и его повсеместно избегали, оценки некоторых европейцев, согласно которым «сорок гаитян съедали» каждый день и «почти каждый житель страны пробовал человеческое мясо», по-видимому, сильно преувеличены. отражающие предрассудки больше, чем реальность. [ 15 ]

Средняя Америка

[ редактировать ]
Ацтеки приносят в жертву жертву, истекая кровью из языка и ушей

Существует всеобщее мнение, что некоторые мезоамериканцы практиковали человеческие жертвоприношения , за которыми следовал каннибализм. Тем не менее, среди ученых отсутствует консенсус относительно того, насколько широко распространена последняя практика. С одной стороны, антрополог Марвин Харрис , автор книги «Каннибалы и короли» , предположил, что мясо жертв было частью аристократической диеты в качестве награды, поскольку в диете ацтеков не хватало белков . Хотя большинство историков доколумбовой эпохи признают, что существовал ритуальный каннибализм, связанный с человеческими жертвоприношениями, они часто отвергают предположения о том, что человеческое мясо могло составлять значительную часть рациона ацтеков. [ 24 ] [ 3 ] Каннибализм также ассоциировался с военными действиями и интерпретировался как элемент кровной мести на войне. [ 25 ]

Мексиканцы . периода ацтеков, пожалуй, наиболее широко изучены из древних мезоамериканских народов Хотя большинство доколумбовых историков полагают, что ритуальный каннибализм имел место в контексте человеческих жертвоприношений, они не поддерживают тезис Харриса о том, что человеческое мясо когда-либо составляло значительную часть рациона ацтеков. Майкл Д. Коу заявляет, что, хотя «неоспоримо то, что некоторые из этих жертв в конечном итоге были ритуально съедены […], эта практика была больше похожа на форму причастия, чем на каннибальский пир». [ 26 ]

Документация об ацтекском каннибализме в основном датируется периодом после испанского завоевания Империи ацтеков (1519-1521). Например, конвой, заказанный Диего Веласкесом де Куэльяром, был разграблен ацтеками в Зультепек-Текоаке в 1520 году. На языке науатль название «Текоак» переводится как «место, где они их ели». В течение восьми месяцев конвоя ритуально приносили в жертву, а их головы помещали на подставки для черепов . В жертву приносились как мужчины, так и женщины, в том числе беременные. По крайней мере, один 3-4-летний ребенок также был принесен в жертву во время ритуала, а население города выросло до 5000 человек, когда люди прибыли на церемонии. В 1521 году прибыл Эрнан Кортес и его войска и в отместку уничтожили жителей города, в основном женщин и детей. [ 27 ]

И наоборот, в своей широко критикуемой книге «Миф о людоеде » Аренс пишет: «Постепенная трансформация тех немногих имеющихся доказательств ацтекского каннибализма также является показателем постоянной необходимости узаконить завоевание ». [ 28 ] Следующие утверждения могли быть преувеличены.

  • Эрнан Кортес писал в одном из своих писем, что испанец видел, как индеец... ел кусок мяса, взятый из тела убитого индейца. [ 29 ]
  • » «Общая история (составленная в 1540–1585 гг.) Бернардино де Саагуна (первого мезоамериканского этнографа, по словам Мигеля Леона-Портильи ) содержит иллюстрацию ацтека, приготовленного неизвестным племенем. Сообщалось, что это одна из опасностей, с которыми столкнулись ацтекские торговцы.
  • В своей книге Relación (1582) Хуан Баутиста де Помар (ок. 1535–1590) утверждает, что после жертвоприношения тело жертвы было передано воину, ответственному за захват. Он варил тело и разрезал его на куски, чтобы преподносить их в качестве подарков важным людям в обмен на подарки и рабов. Его редко ели, так как считали его бесполезным. Берналь Диас сообщает, что некоторые из этих частей человеческой плоти попали на рынок Тлателолко недалеко от Теночтитлана.
  • В 2012 году Национальный институт антропологии и истории (INAH) сообщил, что они обнаружили около 60 скелетов под линиями метро в Мехико, 50 детей и 10 взрослых, возрастом 500 лет. Судя по всему, на костях скелетов есть следы порезов, которые указывают на человеческое жертвоприношение, но не указывают на то, что имел место каннибализм. [ 30 ] [ 31 ]

Аккаунт Берналя Диаса

[ редактировать ]
Титульный лист оригинального издания « Берналя Диаса 1632 года . Правдивой истории»

Берналя Диаса «Правдивая история завоевания Новой Испании» (написанная в 1568 году, опубликованная в 1632 году) содержит несколько отчетов о каннибализме среди людей, с которыми конкистадоры столкнулись во время своей военной экспедиции в Теночтитлан.

  • О городе Чолула Диас писал о своем шоке, увидев молодых людей в клетках, готовых принести в жертву и съесть. [ 32 ]
  • В той же работе Диас упоминает, что чолуланские и ацтекские воины были настолько уверены в победе над конкистадорами в предстоящей на следующий день битве, что «они хотели убить нас и съесть нашу плоть, и уже приготовили горшки с солью и перцем». и помидоры». [ 33 ]
  • О храме Кетцалькоатля в Теночтитлане Диас писал, что внутри стояли большие котлы, в которых варили и готовили человеческое мясо принесенных в жертву туземцев, чтобы накормить священников. [ 34 ]
  • О мезоамериканских городах в целом Диас писал, что некоторые из коренных жителей, которых он видел, «ели человеческое мясо, точно так же, как мы берем коров из мясных лавок, и у них во всех городах есть толстые деревянные тюрьмы, похожие на клетки, и в них они откормили множество индейских мужчин, женщин и мальчиков, а откормленные принесли их в жертву и съели». [ 35 ]

Показания Диаса подтверждаются другими испанскими историками, писавшими о завоевании. В «Истории Тласкалы» (написанной в 1585 году) Диего Муньос Камарго ( ок. 1529–1599 ) утверждает, что: «Таким образом, существовали общественные мясные лавки с человеческим мясом, как если бы оно было коровьим или овечьим». [ 36 ]

Рассказы об Империи ацтеков как о «Королевстве каннибалов», по выражению Марвина Харриса, были обычным явлением от Берналя Диаса до Харриса, Уильяма Х. Прескотта и Майкла Харнера . Харнер обвинил своих коллег, особенно в Мексике, в преуменьшении доказательств ацтекского каннибализма. Ортис де Монтеллано утверждает, что диета ацтеков была сбалансированной и что диетический вклад каннибализма не был бы очень эффективным в качестве награды. [ 3 ]

Совсем недавно, в 2008 году, Национальный институт археологии и истории Мексики (INAH) высмеял как «миф» исторические отчеты миссионеров-иезуитов, сообщающих о ритуальном каннибализме среди народа ксисимов на севере Мексики. [ 37 ] Но в 2011 году археолог Хосе Луис Пунзо, директор INAH, сообщил о доказательствах, подтверждающих, что ксисимы действительно практиковали каннибализм. Внутри пещерной деревушки было обнаружено более трех дюжин костей, на которых имелись явные следы разделки и снятия мяса, что подтверждает современные европейские рассказы о ксимимах. Обычно мишенью становились одинокие мужчины из других племен, их тела разрывали на части по суставам, а затем готовили. Затем мясо смешивали с фасолью и кукурузой и готовили суп. Племена ксисимов практиковали каннибализм, полагая, что поедание душ своих врагов и развешивание их костей на деревьях принесут хороший урожай в следующем году, и поэтому проводили каннибалистические набеги в рамках своего сельскохозяйственного цикла после каждого урожая. [ 38 ]

Северная Америка

[ редактировать ]

Коренные канадцы и коренные американцы

[ редактировать ]

1913 года В «Справочнике индейцев Канады» (переиздании материалов Бюро американской этнологии 1907 года ) прежние каннибальские обычаи приписываются десяткам групп коренных народов Северной Америки. [ 39 ] Описанные формы каннибализма включали как обращение к человеческому мясу во время голода, так и ритуальный каннибализм, последний часто заключался в поедании лишь небольшой части вражеского воина. Из другого источника, согласно Хансу Эгеде , когда инуиты убили женщину, обвиненную в колдовстве, они съели часть ее сердца. [ 40 ]

Как и большинство мрачных историй о каннибализме туземцев, к этим историям относятся с большим вниманием, поскольку обвинения в каннибализме могут быть использованы в качестве оправдания порабощения или уничтожения «дикарей». [ 41 ] Историк Патрик Брантлингер предполагает, что колонизированные коренные народы были дегуманизированы как часть оправдания зверств. [ 42 ]

Человеческие кости, датированные XII веком, найденные примерно в 40 местах на юго-западе Америки, имеют четкие следы разделки и приготовления. Обезжиривание и расчленение некоторых тел такие же, как и у животных, употребляемых в пищу. Эпизоды произошли на участках Анасази и, возможно, были вызваны засухой. В одном поселении были обнаружены человеческие фекалии, содержащие белки человеческой плоти, что убедительно свидетельствует о наличии каннибализма. [ 43 ] [ 44 ]

Поселенцы и исследователи

[ редактировать ]

Существуют археологические и письменные свидетельства каннибализма английских поселенцев в 1609 году в колонии Джеймстаун в условиях голода, в период, который стал известен как « Время голодания» . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

Путешественники по малонаселенным регионам и исследователи неизвестных мест иногда ели человеческое мясо после того, как у него закончились другие запасы. В известном примере 1840-х годов члены партии Доннера оказались застрявшими в снегу на перевале Доннер , высоком горном перевале в Калифорнии, без достаточных запасов во время американо-мексиканской войны , что привело к нескольким случаям каннибализма, включая убийства. двух молодых индейцев на еду. [ 48 ] [ 49 ] сэра Джона Франклина , Пропавшая полярная экспедиция состоявшаяся примерно в то же время, является еще одним примером каннибализма от отчаяния. [ 50 ]

Бун Хелм получил прозвище «Кентуккийский каннибал» за то, что съел нескольких других путешественников.

В приграничных ситуациях, где не было сильной власти, некоторые люди привыкли убивать и есть других, даже в ситуациях, когда была доступна другая еда. Одним из печально известных случаев стал горец Бун Хелм , который стал известен как «Кентуккийский каннибал» за то, что съел нескольких своих попутчиков с 1850 года до своего окончательного повешения в 1864 году.

Уголовные дела в 20 веке

[ редактировать ]

В 1991 году Джеффри Дамер из Милуоки , штат Висконсин, был арестован после того, как одной из его предполагаемых жертв удалось сбежать. В квартире Дамера были найдены два человеческих сердца, целое туловище, мешок, полный человеческих органов его жертв, и часть мышцы руки. Он заявил, что планирует съесть все части тела в течение следующих нескольких недель. [ 51 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Спектор, Брэндон (13 января 2020 г.). «Утверждения Колумба о набегах каннибалов, возможно, были правдой» . www.livscience.com . Проверено 4 марта 2024 г.
  2. ^ Харрис 1991 .
  3. ^ Jump up to: а б с Ортис де Монтеллано 1978 год .
  4. ^ Леви-Стросс, Клод (2016). Мы все каннибалы и другие очерки . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 87.
  5. ^ Линденбаум, Ширли (2004). «Размышления о каннибализме». Ежегодный обзор антропологии . 33 : 475–476, 491. doi : 10.1146/annurev.anthro.33.070203.143758 . S2CID   145087449 .
  6. ^ * Метро, ​​Альфред (1949). «Война, каннибализм и человеческие трофеи». Справочник южноамериканских индейцев . 5 : 383–409.
  7. ^ МакГиннесс, Энн Б. (2010). «Христианство и каннибализм: три европейских взгляда на тупи во время духовного завоевания Бразилии, 1557–1563» . Всемирная история на связи . 7 (3).
  8. ^ Э. Боуэн, 1747: 532.
  9. ^ Бевер, Линдси (25 февраля 2016 г.). «Каннибализм: выживший в авиакатастрофе в Андах в 1972 году описывает «ужасное» решение, которое ему пришлось принять, чтобы остаться в живых» . Независимый . Архивировано из оригинала 23 ноября 2017 года.
  10. ^ Ребекка Эрл, Тело конкистадора: еда, раса и колониальный опыт в Испанской Америке, 1492–1700 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2012, с. 123.
  11. ^ Майерс, Роверт А. (1984). «Островной карибский каннибализм» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Новый путеводитель по Вест-Индии . 58 (3/4): 147–184. ISSN   0028-9930 . JSTOR   41849170 .
  12. ^ Доу, Джеймс. «Каннибализм». Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры . 1 : 535–37.
  13. ^ Кей А. Рид, «Каннибализм» в Оксфордской энциклопедии Мезоамерики , Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001, том. 1 р. 138.
  14. ^ Де Ланда, Диего (1978). Юкатан до и после завоевания . Дувр. п. 4 . ISBN  978-0-486-23622-3 .
  15. ^ Jump up to: а б Дэш, Майк (29 мая 2013 г.). «Суд, который дал Водоу плохую репутацию» . Смитсоновский журнал . Проверено 2 июля 2024 г.
  16. ^ Сент-Джон, Спенсер (1889). Гаити, или Черная Республика (2-е изд.). Скрибнер и Велфорд: Нью-Йорк.
  17. ^ Св. Иоанн 1889 , с. 230.
  18. ^ Св. Иоанн 1889 , стр. 200–207.
  19. ^ Св. Иоанн 1889 , с. 224.
  20. ^ Jump up to: а б Св. Иоанн 1889 г. , с. 243.
  21. ^ Св. Иоанн 1889 , стр. 242–243.
  22. ^ Св. Иоанн 1889 , с. 227.
  23. ^ Кеннеди, WR (1885 г.). Спорт, путешествия и приключения на Ньюфаундленде и Вест-Индии . Эдинбург: Уильям Блэквуд и сыновья. стр. 351–352.
  24. ^ «Мнение: для ацтеков каннибализм был символом статуса» . Нью-Йорк Таймс . 6 января 1987 года.
  25. ^ Петринович 2000 , с. 126.
  26. ^ Коу, Майкл Д.; Кунц, Рекс (1 января 2008 г.). Мексика: от ольмеков до ацтеков . Темза и Гудзон. ISBN  9780500287552 .
  27. ^ Гершон, Ливия (21 января 2021 г.). «После того, как ацтеки разобрали испанский конвой, конкистадоры ответили убийством невинных» . Смитсоновский журнал . Проверено 3 марта 2024 г.
  28. ^ Аренс 1980 .
  29. ^ Письма Кортеса, пер. Фрэнсис А. МакНатт (Нью-Йорк: 1908), 1: 256–257, 2: 244.
  30. ^ «Под Мехико - журнал археологии» . www.archaeology.org . Проверено 23 октября 2015 г.
  31. ^ «При раскопках метро Мехико обнаружены ацтекские останки и артефакты – история в заголовках» . ИСТОРИЯ.com . Проверено 23 октября 2015 г.
  32. ^ Диас дель Кастильо 1992 , с. 150.
  33. ^ Диас дель Кастильо 1992 , с. 178.
  34. ^ Диас дель Кастильо 1992 , с. 176.
  35. ^ Диас дель Кастильо 1992 , с. 579. В оригинальном испанском языке: «[...] ешьте человеческое мясо, точно так же, как мы приносим коров из мясных лавок, и во всех городах у них были тюрьмы из толстого дерева, сделанные как дома, как клетки, и в них они По словам людей, «многие индийские женщины и мальчики толстели, а когда они толстели, их приносили в жертву и ели».
  36. ^ Отрывок из перевода Муньоса Камарго 1947 , стр. 153. В оригинале на испанском языке: «Там были общественные мясные лавки, где продавалось человеческое мясо, как если бы это была говядина и баранина, как и сегодня » .
  37. ^ «Каннибализм народа Синалоа Шисимэ, миф» . Национальный институт антропологии и истории . 9 июня 2008 года . Проверено 28 сентября 2017 г. Археолог Центра INAH Синалоа Альфонсо Граве Тирадо заявил, что оценки испанских летописцев отражают страх, вызванный Шисимэ, а не историческую реальность.
  38. ^ Валле, Сабрина (1 октября 2011 г.). «Среди древней мексиканской группы подтвержден каннибализм» . Нэшнл Географик . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 1 октября 2011 года . Проверено 28 сентября 2017 г. Недавно найденные кости доказывают, что каннибализм «был важнейшим аспектом их мировоззрения, их идентичности», сказал Хосе Луис Пунзо, археолог, стоящий за новым исследованием.
  39. ^ « Каннибализм », Джеймс Уайт, изд., Справочник индейцев Канады , опубликованный как приложение к Десятому отчету Географического совета Канады , Оттава, 1913, стр. 77–78.
  40. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Каннибализм» . Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 184–185.
  41. ^ Станнард, Делавэр (1992). Американский Холокост: Колумб и завоевание Нового Света. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 197.
  42. ^ Брантлингер, Патрик (2003). Темные исчезновения: беседа о вымирании примитивных рас, 1800–1930 гг . Издательство Корнельского университета. стр. 1–2. ISBN  978-0-8014-8876-4 .
  43. ^ Мо, Томас (7 сентября 2000 г.). «Найдены убедительные доказательства каннибализма американских индейцев | The Seattle Times» . archive.seattletimes.com . Проверено 2 марта 2024 г.
  44. ^ Уокер, Амели (2 марта 2024 г.). «Анасази-Каннибализм? - Архив журнала «Археология»» . archive.archaeology.org .
  45. ^ Стромберг, Джозеф (30 апреля 2013 г.). «Голодающие поселенцы в колонии Джеймстаун прибегли к каннибализму» . Смитсоновский институт .
  46. ^ «Череп доказывает, что поселенцы прибегали к каннибализму» . Новости АВС . 2 мая 2013. Архивировано из оригинала 2 мая 2013 года . Проверено 2 мая 2013 г.
  47. ^ Келсо, Уильям М. (2017). Джеймстаун: правда раскрыта . Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии. ISBN  978-0-8139-3993-3 . OCLC   964303596 .
  48. ^ Джонсон, Кристин, изд. (1996). Несчастные эмигранты: рассказы о партии Доннера . Логан: Издательство Университета штата Юта. стр. 62, 130 и пассим. ISBN  0-87421-204-9 .
  49. ^ Корн, Радиче и Хоуз 2001 , стр. 129–130.
  50. ^ Кинлисайд, Энн (1997). «Последние дни экспедиции Франклина: новые скелетные доказательства» (PDF) . Арктика . 50 (1): 36. дои : 10.14430/arctic1089 . Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 26 января 2008 г.
  51. ^ Мастерс, Мозг (1993). Храм Джеффри Дамера . Ходдер и Стоутон. ISBN  978-0-340-59194-9 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аблер, Томас С. (1980). «Ирокезский каннибализм: факт, а не вымысел». Этноистория . 27 (4): 309–316. дои : 10.2307/481728 . JSTOR   481728 .
  • Бердан, Фрэнсис Ф. Ацтеки Центральной Мексики: Имперское общество . Нью-Йорк 1982.
  • Доул, Гертруда Э (1962). «Эндоканнибализм среди индейцев Амауака». Труды Нью-Йоркской академии наук . 24 (2): 567–573. дои : 10.1111/j.2164-0947.1962.tb01432.x .
  • Форсайт, Дональд В. (1983). «Начало бразильской антропологии: иезуиты и каннибализм тупинамба». Журнал антропологических исследований . 39 (2): 147–178. дои : 10.1086/jar.39.2.3629965 . S2CID   163258535 .
  • Харнер, Майкл (1977). «Экологическая основа жертвоприношений ацтеков» . Американский этнолог . 4 : 117–135. дои : 10.1525/ae.1977.4.1.02a00070 .
  • Хореги, Карлос. Канибалия: каннибализм, калибанизм, культурная антропофагия и потребление в Латинской Америке . Мадрид: Вервуерт, 2008.
  • Лестрингант, Фрэнк. Каннибалы: открытие и изображение каннибала от Колумба до Жюля Верна . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета, 1997.
  • Ортис де Монтеллано, Бернард Р. Ацтекская медицина, здоровье и питание . Нью-Брансуик, 1990 год.
  • Прочтите, Кей А. Время и жертвоприношение в ацтекском космосе . Блумингтон 1998.
  • Уайтхед, Нил Л. (1984). «Карибский каннибализм, историческое свидетельство» . Журнал Общества американистов . 70 :69–98. дои : 10.3406/jsa.1984.2239 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7e8a44604b9f8ab0afa316c09baa1182__1723042140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/82/7e8a44604b9f8ab0afa316c09baa1182.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cannibalism in the Americas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)