Каннибализм в Океании

Каннибализм в Океании хорошо задокументирован во многих частях этого региона: сообщения варьируются от периода раннего Нового времени до, в некоторых случаях, XXI века. Также были найдены некоторые археологические свидетельства. Человеческий каннибализм в Меланезии и Полинезии в первую очередь был связан с войной, когда победители поедали побежденных, тогда как в Австралии это часто было непредвиденным обстоятельством, чтобы избежать голода.
Каннибализм раньше был широко распространен в некоторых частях Фиджи (когда-то их прозвали «Островами каннибалов»). [ 1 ] среди народа маори Новой Зеландии и на Маркизских островах . [ 2 ] Это также практиковалось в Новой Гвинее и в некоторых частях Соломоновых островов , а человеческое мясо продавалось на рынках некоторых меланезийских островов. [ 3 ] По состоянию на 2012 год каннибализм все еще практиковался в Папуа-Новой Гвинее по культурным причинам. [ 4 ] [ 5 ]
Австралия
[ редактировать ]Хотя общепризнано, что некоторые формы каннибализма практиковались в Австралии при определенных обстоятельствах, распространенность и значение таких действий в доколониальных обществах аборигенов оспариваются. [ 6 ] До колонизации австралийские аборигены были преимущественно кочевыми охотниками-собирателями, которым временами не хватало источников белка. Зарегистрированные случаи каннибализма включают убийство и поедание маленьких детей ( детоубийство широко практиковалось как средство контроля рождаемости, а также потому, что матерям было трудно выносить двух маленьких детей, которые еще не могли ходить). [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] и вражеские воины, павшие в бою. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
В конце 1920-х годов антрополог Геза Рохайм услышал от аборигенов, что детоубийственный каннибализм практиковался, особенно во время засухи. «Много лет назад было принято есть каждого второго ребенка» – ребенка жарили и ели не только мать, но и старшие братья и сестры, которым это мясо приносило пользу во времена нехватки еды. Одна женщина рассказала ему, что ее младшую сестру зажарили, но отрицала, что ела ее. Другая «призналась, что убила и съела свою маленькую дочь», а еще несколько человек, с которыми он разговаривал, вспомнили, что «съели одного из своих братьев». [ 13 ] Потребление младенцев принимало две разные формы, в зависимости от того, где оно практиковалось:
Когда юму, пиндупи, нгали или намбутджи были голодны, они ели маленьких детей без каких-либо церемониальных или анимистических мотивов. У южных племен Матунтара, Муларатара или Питжентара съедали каждого второго ребенка, полагая, что такая процедура удвоит силу первого ребенка. [ 14 ]
Обычно в пищу употреблялись только младенцы, еще не получившие имени (что происходило примерно в первый день рождения), но во времена сильного голода можно было убить и съесть и детей постарше (до четырех лет или около того), хотя люди, как правило, плохие чувства по этому поводу. Младенцев убивала мать, а более старшего ребенка «отец убивал, бив по голове». [ 15 ] Но зафиксированы и случаи убийства женщинами детей старшего возраста. В 1904 году приходской священник в Бруме, Западная Австралия , заявил, что детоубийство было очень распространенным явлением, включая один случай, когда четырехлетний ребенок был «убит и съеден своей матерью», которая позже стала христианкой. [ 16 ]

Журналистка и антрополог Дейзи Бейтс , долгое время проведшая среди аборигенов и хорошо знакомая с их обычаями, знала женщину-аборигенку, которая однажды ушла из своей деревни рожать за милю, взяв с собой только дочь. Затем она «убила и съела ребенка, разделив еду с маленькой дочерью». После ее возвращения Бейтс нашел это место и увидел «пепел костра» со «сломанным черепом ребенка и одной или двумя обугленными костями». [ 17 ] Она заявляет, что «детский каннибализм был широко распространен среди этих центрально-западных народов, поскольку это находится к западу от границы с Центральной Австралией ». [ 18 ]
Норвежский этнограф Карл Софус Лумгольц подтверждает, что младенцев обычно убивали и ели, особенно во времена нехватки продовольствия. Он отмечает, что о таких поступках люди говорили «как об обычном явлении, а вовсе не как о чем-то примечательном». [ 19 ]
Некоторые интерпретируют употребление в пищу младенцев как религиозную практику: «В некоторых частях Нового Южного Уэльса ... давным-давно было принято, что первенец каждой лубра [женщины-аборигена] съедался племенем как часть религиозная церемония». [ 20 ] Однако, похоже, нет прямых доказательств того, что такие действия действительно имели религиозное значение, а австралийский антрополог Альфред Уильям Ховитт отвергает идею о том, что съеденное было человеческим жертвоприношением, как «абсолютно необоснованную», утверждая, что религиозные жертвоприношения любого рода были неизвестны. в Австралии. [ 21 ]
Другой часто сообщаемой практикой был погребальный эндоканнибализм , приготовление и употребление в пищу умерших в качестве погребального обряда. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Когда кто-нибудь умирает, если только он или она не слишком стары, некоторые из родственников мужского пола выносят тело в кусты и готовят его в местной печи... Когда вся плоть удалена - очевидно, все съедено - кости собираются и, за исключением длинных от руки, заворачиваются в бумажную кору и передаются на попечение родственника. [ 24 ]
По словам Бейтса, экзоканнибализм также практиковался во многих регионах. На иностранцев и представителей разных этнических групп охотились и ели, как на животных. Она встретила «прекрасных крепких парней», которые «откровенно признавали, что охотятся и делятся мясом кенгуру и человека так же часто, как охота кенгуру и эму ». Тела убитых целиком зажаривали в «глубокой яме в песке». Были также «убийственные вендетты», в ходе которых на враждебное поселение нападали и убивали как можно больше людей, чье мясо затем делили по четко определенным правилам: «Пожилые люди ели мягкие и мужественные части и мозг; быстрым бегунам давались бедра, рукам или плечам доставалось лучшим метателям копья и так далее». Ссылаясь на побережье Большого Австралийского залива , Бейтс пишет: «Каннибализм был распространен на протяжении веков в этих регионах и на тысячу миль к северу и востоку от них». Человеческую плоть не ели по духовным причинам, а не только из-за голода; скорее это считалось «любимой едой». [ 27 ]
Лумгольц также отмечает, что «самый большой деликатес, известный австралийцам, — это человеческое мясо», даже добавляя, что «жажда к человеческой плоти» была основным мотивом убийства. На неродственных людей и изолированные семьи нападали только ради того, чтобы их съели, а любой незнакомец рисковал быть «преследуемым, как дикий зверь, убитым и съеденным». [ 28 ] Приобретение человеческой плоти таким образом было поводом для гордости, а не поводом для стыда. [ 29 ] Он подчеркивает, что такое мясо тем не менее ни в коем случае не было «ежедневной пищей», поскольку возможности поимки жертв были сравнительно редки. [ 30 ] Один конкретный случай похищения людей в каннибальных целях был зафиксирован в 1840-х годах английским иммигрантом Джорджем Френчем Ангасом , который заявил, что несколько детей были похищены, зарезаны и съедены возле озера Александрина в Южной Австралии незадолго до его прибытия туда. [ 31 ]
Меланезия
[ редактировать ]В некоторых частях Меланезии каннибализм все еще практиковался в начале 20 века по разным причинам, включая возмездие, оскорбление вражеского народа или поглощение качеств мертвого человека. [ 32 ]
Новая Гвинея
[ редактировать ]
Как и в некоторых других Новой Гвинеи обществах , урапминцы занимались каннибализмом во время войны. Примечательно, что у урапминов также существовала система пищевых табу , согласно которой собак нельзя было есть, и им нужно было не давать им вдыхать пищу, в отличие от людей, которых можно было есть и с которыми можно было делиться едой. [ 33 ]
Племя короваи на юго-востоке Папуа может быть одним из последних выживших племен в мире, занимающихся каннибализмом. [ 5 ] Еще в 2012 году местный культ каннибалов убивал и поедал жертв. [ 4 ]
Фиджи
[ редактировать ]
Говорят, что один вождь племени, Рату Удре Удре в Ракираки, Фиджи , съел 872 человека и собрал кучу камней, чтобы зафиксировать свое достижение. [ 34 ] [ 35 ] Европейские моряки, избегавшие высадки там, прозвали Фиджи «островами каннибалов».
Полинезия
[ редактировать ]Новая Зеландия
[ редактировать ]Первая встреча европейцев и маори могла быть связана с каннибализмом голландского моряка. [ 36 ] В июне 1772 года французский исследователь Марион дю Френ и 26 членов его команды были убиты и съедены в заливе Островов . [ 37 ] В инциденте 1809 года, известном как резня Бойда , около 66 пассажиров и членов экипажа Бойда были убиты и съедены маори на полуострове Вангароа, Нортленд. Каннибализм уже был обычной практикой в войнах маори. [ 38 ] В другом случае, 11 июля 1821 года, воины племени Нгапухи убили 2000 врагов и остались на поле боя, «поедая побежденных, пока их не отогнал запах разлагающихся тел». [ 39 ] Воины маори, сражавшиеся с правительством Новой Зеландии в войне Титоковару на Северном острове Новой Зеландии в 1868–1869 годах, возродили древние обряды каннибализма в рамках радикального движения Хаухау религии Пай Марире . [ 40 ]
Маркизские острова
[ редактировать ]Плотное население Маркизских островов , на территории нынешней Французской Полинезии , было сосредоточено в узких долинах и состояло из враждующих племен, которые иногда практиковали каннибализм в отношении своих врагов. Человеческую плоть называли «длинной свиньей». [ 41 ] [ 42 ] Историк Уильям Рубинштейн писал:
На Маркизских островах считалось большим триумфом съесть тело мертвеца. Они обращались со своими пленниками с большой жестокостью. Они ломали себе ноги, чтобы не дать им попытаться сбежать, прежде чем их съедят, но сохраняли им жизнь, чтобы они могли размышлять о предстоящей судьбе... У этого племени, как и у многих других, тела женщин пользовались большим спросом. [ 43 ]
См. также
[ редактировать ]- Александр Пирс , ирландский преступник, признавшийся в каннибализме, находясь в бегах в Австралии.
- Асматы — папуасская группа, известная каннибализмом.
- Каннибализм в Африке
- Каннибализм в Азии
- Каннибализм в Европе
- Каннибализм в Америке
- Детский каннибализм
- Список случаев каннибализма
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэндэй, Пегги Ривз (1986). Божественный голод: каннибализм как культурная система . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 151. ИСБН 978-0-521-31114-4 .
- ^ Рубинштейн, Уильям Д. (2014). Геноцид: история . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 17–18. ISBN 978-0-582-50601-5 .
- ^ Кнауфт, Брюс М. (1999). От примитива к постколониалу в Меланезии и антропологии . Издательство Мичиганского университета . п. 104. ИСБН 978-0-472-06687-2 .
- ^ Jump up to: а б «Члены культа каннибалов арестованы в PNG» . Новозеландский Вестник . 5 июля 2012 г. ISSN 1170-0777 . Проверено 28 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Раффаэле, Пол (сентябрь 2006 г.). «Спящие с каннибалами» . Смитсоновский журнал .
- ^ Бибер, Кэтрин (2005). «Каннибалы и колониализм» . Сиднейский юридический обзор . 27 (4) . Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ Ховитт 1904 , стр. 748–750.
- ^ «Аборигены-каннибалы» . Зарегистрируйтесь . 8 марта 1928 года . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Берндт и Берндт 1977 , с. 470.
- ^ Ховитт 1904 , стр. 751–752.
- ^ Маккарти, Фредерик (1957). Аборигены Австралии: их жизнь и культура . Мельбурн: Цветная гравюра. п. 166.
- ^ Берндт и Берндт 1977 , стр. 469–470.
- ^ Рохайм 1976 , стр. 71–72.
- ^ Рохайм 1976 , с. 71.
- ^ Рохайм 1976 , стр. 69, 72.
- ^ Королевская комиссия по положению туземцев (1905 г.). Доклад представлен обеим палатам парламента . Перт: Ум. Альфред Уотсон. стр. 61, 63.
- ^ Бейтс 1938 , гл. 17.
- ^ Бейтс 1938 , гл. 10.
- ^ Люмгольц 1889 , стр. 134, 254, 273.
- ^ Смит, Р. Бро (1878). Аборигены Виктории . Том. 1.
- ^ Ховитт 1904 , стр. 754–756.
- ^ Маккарти 1957 , стр. 165–166.
- ^ Берндт и Берндт 1977 , стр. 467–469.
- ^ Jump up to: а б Спенсер, Уолтер Болдуин ; Гиллен, Фрэнсис Джеймс (1912). По всей Австралии .
- ^ Ховитт 1904 , стр. 751–753, 755.
- ^ Монро, Миннесота (15 апреля 2013 г.). «Погребальные обряды австралийских аборигенов – каннибализм» . Австралия: Земля, где началось время . Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ Бейтс 1938 , гл. 11.
- ^ Люмгольц 1889 , стр. 176, 271–272.
- ^ Люмгольц 1889 , стр. 72.
- ^ Люмгольц 1889 , стр. 274.
- ^ Ангас, Джордж Френч (1847). Дикая жизнь и сцены в Австралии и Новой Зеландии: впечатления художника о странах и людях на антиподах . Том. 1. Лондон: Смит, Элдер. стр. 122–123.
- ^ «Историко-географическая Меланезия: Соломоновы острова и Новые Гебриды». Южный Крест (1). Церковная армейская пресса. Лондон: 1950.
- ^ Роббинс, Джоэл (2006). «Свойства природы, свойства культуры: собственность, признание и политика природы в обществе Папуа-Новой Гвинеи». В Бирсаке, Алетта; Гринберг, Джеймс (ред.). Переосмысление политической экологии . Издательство Университета Дьюка. стр. 176–177 . ISBN 978-0-8223-3672-3 .
- ↑ Самый плодовитый каннибал Книга рекордов Гиннеса Интернет-архив Wayback Machine, 29 сентября 2004 г.
- ^ Сандей 1986 , с. 166.
- ^ М. Кинг, История пингвинов Новой Зеландии (Лондон, 2003) 105.
- ^ Дневник дю Клесмера. Исторические записи Новой Зеландии. Том 11, Роберт Макнаб
- ^ Мастерс, Кэтрин (8 сентября 2007 г.). « Боевая ярость питала каннибализм маори» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ ХОНГИ ХИКА (ок. 1780–1828) военный вождь Нгапухи , Энциклопедия Новой Зеландии.
- ^ «Глава 20: Открытие кампании Титоковару - NZETC» . nzetc.victoria.ac.nz .
- ^ Аланна Кинг, изд. (1987). Роберт Льюис Стивенсон в Южных морях . Дом Лузака Парагона. стр. 45–50.
- ^ «Длинная свинья – Оксфордский справочник» . www.oxfordreference.com . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ Рубинштейн 2014 , с. 18.
Библиография
[ редактировать ]- Бейтс, Дейзи (1938). Уход аборигенов . Лондон: Джон Мюррей – через Project Gutenberg Australia .
- Берндт, Рональд М .; Берндт, Кэтрин Х. (1977). Мир первых австралийцев (2-е изд.). Сидни: Юр Смит. ISBN 978-0-7254-0272-3 .
- Ховитт, AW [Альфред Уильям] (1904). Коренные племена Юго-Восточной Австралии . Лондон: Макмиллан.
- Лумгольц, Карл (1889). Среди каннибалов: отчет о четырехлетних путешествиях по Австралии и лагерной жизни с аборигенами Квинсленда . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера.
- Рохайм, Геза (1976). Дети пустыни: Западные племена Центральной Австралии . Том. 1. Нью-Йорк: Харпер и Роу.