Jump to content

Каннибализм в Океании

Каннибальский пир на Танне , Вануату, ок. 1885–1889 гг.

Каннибализм в Океании хорошо задокументирован во многих частях этого региона: сообщения варьируются от периода раннего Нового времени до, в некоторых случаях, XXI века. Также были найдены некоторые археологические свидетельства. Человеческий каннибализм в Меланезии и Полинезии в первую очередь был связан с войной, когда победители поедали побежденных, тогда как в Австралии это часто было непредвиденным обстоятельством, чтобы избежать голода.

Каннибализм раньше был широко распространен в некоторых частях Фиджи (когда-то их прозвали «Островами каннибалов»). [ 1 ] среди народа маори Новой Зеландии и на Маркизских островах . [ 2 ] Это также практиковалось в Новой Гвинее и в некоторых частях Соломоновых островов , а человеческое мясо продавалось на рынках некоторых меланезийских островов. [ 3 ] По состоянию на 2012 год каннибализм все еще практиковался в Папуа-Новой Гвинее по культурным причинам. [ 4 ] [ 5 ]

Австралия

[ редактировать ]

Хотя общепризнано, что некоторые формы каннибализма практиковались в Австралии при определенных обстоятельствах, распространенность и значение таких действий в доколониальных обществах аборигенов оспариваются. [ 6 ] До колонизации австралийские аборигены были преимущественно кочевыми охотниками-собирателями, которым временами не хватало источников белка. Зарегистрированные случаи каннибализма включают убийство и поедание маленьких детей ( детоубийство широко практиковалось как средство контроля рождаемости, а также потому, что матерям было трудно выносить двух маленьких детей, которые еще не могли ходить). [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] и вражеские воины, павшие в бою. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

В конце 1920-х годов антрополог Геза Рохайм услышал от аборигенов, что детоубийственный каннибализм практиковался, особенно во время засухи. «Много лет назад было принято есть каждого второго ребенка» – ребенка жарили и ели не только мать, но и старшие братья и сестры, которым это мясо приносило пользу во времена нехватки еды. Одна женщина рассказала ему, что ее младшую сестру зажарили, но отрицала, что ела ее. Другая «призналась, что убила и съела свою маленькую дочь», а еще несколько человек, с которыми он разговаривал, вспомнили, что «съели одного из своих братьев». [ 13 ] Потребление младенцев принимало две разные формы, в зависимости от того, где оно практиковалось:

Когда юму, пиндупи, нгали или намбутджи были голодны, они ели маленьких детей без каких-либо церемониальных или анимистических мотивов. У южных племен Матунтара, Муларатара или Питжентара съедали каждого второго ребенка, полагая, что такая процедура удвоит силу первого ребенка. [ 14 ]

Обычно в пищу употреблялись только младенцы, еще не получившие имени (что происходило примерно в первый день рождения), но во времена сильного голода можно было убить и съесть и детей постарше (до четырех лет или около того), хотя люди, как правило, плохие чувства по этому поводу. Младенцев убивала мать, а более старшего ребенка «отец убивал, бив по голове». [ 15 ] Но зафиксированы и случаи убийства женщинами детей старшего возраста. В 1904 году приходской священник в Бруме, Западная Австралия , заявил, что детоубийство было очень распространенным явлением, включая один случай, когда четырехлетний ребенок был «убит и съеден своей матерью», которая позже стала христианкой. [ 16 ]

Дейзи Бейтс с группой женщин-аборигенов, ок. 1911 год

Журналистка и антрополог Дейзи Бейтс , долгое время проведшая среди аборигенов и хорошо знакомая с их обычаями, знала женщину-аборигенку, которая однажды ушла из своей деревни рожать за милю, взяв с собой только дочь. Затем она «убила и съела ребенка, разделив еду с маленькой дочерью». После ее возвращения Бейтс нашел это место и увидел «пепел костра» со «сломанным черепом ребенка и одной или двумя обугленными костями». [ 17 ] Она заявляет, что «детский каннибализм был широко распространен среди этих центрально-западных народов, поскольку это находится к западу от границы с Центральной Австралией ». [ 18 ]

Норвежский этнограф Карл Софус Лумгольц подтверждает, что младенцев обычно убивали и ели, особенно во времена нехватки продовольствия. Он отмечает, что о таких поступках люди говорили «как об обычном явлении, а вовсе не как о чем-то примечательном». [ 19 ]

Некоторые интерпретируют употребление в пищу младенцев как религиозную практику: «В некоторых частях Нового Южного Уэльса ... давным-давно было принято, что первенец каждой лубра [женщины-аборигена] съедался племенем как часть религиозная церемония». [ 20 ] Однако, похоже, нет прямых доказательств того, что такие действия действительно имели религиозное значение, а австралийский антрополог Альфред Уильям Ховитт отвергает идею о том, что съеденное было человеческим жертвоприношением, как «абсолютно необоснованную», утверждая, что религиозные жертвоприношения любого рода были неизвестны. в Австралии. [ 21 ]

Другой часто сообщаемой практикой был погребальный эндоканнибализм , приготовление и употребление в пищу умерших в качестве погребального обряда. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Когда кто-нибудь умирает, если только он или она не слишком стары, некоторые из родственников мужского пола выносят тело в кусты и готовят его в местной печи... Когда вся плоть удалена - очевидно, все съедено - кости собираются и, за исключением длинных от руки, заворачиваются в бумажную кору и передаются на попечение родственника. [ 24 ]

По словам Бейтса, экзоканнибализм также практиковался во многих регионах. На иностранцев и представителей разных этнических групп охотились и ели, как на животных. Она встретила «прекрасных крепких парней», которые «откровенно признавали, что охотятся и делятся мясом кенгуру и человека так же часто, как охота кенгуру и эму ». Тела убитых целиком зажаривали в «глубокой яме в песке». Были также «убийственные вендетты», в ходе которых на враждебное поселение нападали и убивали как можно больше людей, чье мясо затем делили по четко определенным правилам: «Пожилые люди ели мягкие и мужественные части и мозг; быстрым бегунам давались бедра, рукам или плечам доставалось лучшим метателям копья и так далее». Ссылаясь на побережье Большого Австралийского залива , Бейтс пишет: «Каннибализм был распространен на протяжении веков в этих регионах и на тысячу миль к северу и востоку от них». Человеческую плоть не ели по духовным причинам, а не только из-за голода; скорее это считалось «любимой едой». [ 27 ]

Лумгольц также отмечает, что «самый большой деликатес, известный австралийцам, — это человеческое мясо», даже добавляя, что «жажда к человеческой плоти» была основным мотивом убийства. На неродственных людей и изолированные семьи нападали только ради того, чтобы их съели, а любой незнакомец рисковал быть «преследуемым, как дикий зверь, убитым и съеденным». [ 28 ] Приобретение человеческой плоти таким образом было поводом для гордости, а не поводом для стыда. [ 29 ] Он подчеркивает, что такое мясо тем не менее ни в коем случае не было «ежедневной пищей», поскольку возможности поимки жертв были сравнительно редки. [ 30 ] Один конкретный случай похищения людей в каннибальных целях был зафиксирован в 1840-х годах английским иммигрантом Джорджем Френчем Ангасом , который заявил, что несколько детей были похищены, зарезаны и съедены возле озера Александрина в Южной Австралии незадолго до его прибытия туда. [ 31 ]

Меланезия

[ редактировать ]

В некоторых частях Меланезии каннибализм все еще практиковался в начале 20 века по разным причинам, включая возмездие, оскорбление вражеского народа или поглощение качеств мертвого человека. [ 32 ]

Новая Гвинея

[ редактировать ]
Короваи Новой Гвинеи до недавнего времени практиковали каннибализм.

Как и в некоторых других Новой Гвинеи обществах , урапминцы занимались каннибализмом во время войны. Примечательно, что у урапминов также существовала система пищевых табу , согласно которой собак нельзя было есть, и им нужно было не давать им вдыхать пищу, в отличие от людей, которых можно было есть и с которыми можно было делиться едой. [ 33 ]

Племя короваи на юго-востоке Папуа может быть одним из последних выживших племен в мире, занимающихся каннибализмом. [ 5 ] Еще в 2012 году местный культ каннибалов убивал и поедал жертв. [ 4 ]

Сцена снаружи фиджийского буре калу (храма) с жертвой, которую вот-вот сожрут - рисунок Александра де Бара ( ок. 1860 г. )

Говорят, что один вождь племени, Рату Удре Удре в Ракираки, Фиджи , съел 872 человека и собрал кучу камней, чтобы зафиксировать свое достижение. [ 34 ] [ 35 ] Европейские моряки, избегавшие высадки там, прозвали Фиджи «островами каннибалов».

Полинезия

[ редактировать ]

Новая Зеландия

[ редактировать ]

Первая встреча европейцев и маори могла быть связана с каннибализмом голландского моряка. [ 36 ] В июне 1772 года французский исследователь Марион дю Френ и 26 членов его команды были убиты и съедены в заливе Островов . [ 37 ] В инциденте 1809 года, известном как резня Бойда , около 66 пассажиров и членов экипажа Бойда были убиты и съедены маори на полуострове Вангароа, Нортленд. Каннибализм уже был обычной практикой в ​​​​войнах маори. [ 38 ] В другом случае, 11 июля 1821 года, воины племени Нгапухи убили 2000 врагов и остались на поле боя, «поедая побежденных, пока их не отогнал запах разлагающихся тел». [ 39 ] Воины маори, сражавшиеся с правительством Новой Зеландии в войне Титоковару на Северном острове Новой Зеландии в 1868–1869 годах, возродили древние обряды каннибализма в рамках радикального движения Хаухау религии Пай Марире . [ 40 ]

Маркизские острова

[ редактировать ]

Плотное население Маркизских островов , на территории нынешней Французской Полинезии , было сосредоточено в узких долинах и состояло из враждующих племен, которые иногда практиковали каннибализм в отношении своих врагов. Человеческую плоть называли «длинной свиньей». [ 41 ] [ 42 ] Историк Уильям Рубинштейн писал:

На Маркизских островах считалось большим триумфом съесть тело мертвеца. Они обращались со своими пленниками с большой жестокостью. Они ломали себе ноги, чтобы не дать им попытаться сбежать, прежде чем их съедят, но сохраняли им жизнь, чтобы они могли размышлять о предстоящей судьбе... У этого племени, как и у многих других, тела женщин пользовались большим спросом. [ 43 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сэндэй, Пегги Ривз (1986). Божественный голод: каннибализм как культурная система . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 151. ИСБН  978-0-521-31114-4 .
  2. ^ Рубинштейн, Уильям Д. (2014). Геноцид: история . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 17–18. ISBN  978-0-582-50601-5 .
  3. ^ Кнауфт, Брюс М. (1999). От примитива к постколониалу в Меланезии и антропологии . Издательство Мичиганского университета . п. 104. ИСБН  978-0-472-06687-2 .
  4. ^ Jump up to: а б «Члены культа каннибалов арестованы в PNG» . Новозеландский Вестник . 5 июля 2012 г. ISSN   1170-0777 . Проверено 28 ноября 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б Раффаэле, Пол (сентябрь 2006 г.). «Спящие с каннибалами» . Смитсоновский журнал .
  6. ^ Бибер, Кэтрин (2005). «Каннибалы и колониализм» . Сиднейский юридический обзор . 27 (4) . Проверено 7 октября 2023 г.
  7. ^ Ховитт 1904 , стр. 748–750.
  8. ^ «Аборигены-каннибалы» . Зарегистрируйтесь . 8 марта 1928 года . Проверено 5 октября 2023 г.
  9. ^ Берндт и Берндт 1977 , с. 470.
  10. ^ Ховитт 1904 , стр. 751–752.
  11. ^ Маккарти, Фредерик (1957). Аборигены Австралии: их жизнь и культура . Мельбурн: Цветная гравюра. п. 166.
  12. ^ Берндт и Берндт 1977 , стр. 469–470.
  13. ^ Рохайм 1976 , стр. 71–72.
  14. ^ Рохайм 1976 , с. 71.
  15. ^ Рохайм 1976 , стр. 69, 72.
  16. ^ Королевская комиссия по положению туземцев (1905 г.). Доклад представлен обеим палатам парламента . Перт: Ум. Альфред Уотсон. стр. 61, 63.
  17. ^ Бейтс 1938 , гл. 17.
  18. ^ Бейтс 1938 , гл. 10.
  19. ^ Люмгольц 1889 , стр. 134, 254, 273.
  20. ^ Смит, Р. Бро (1878). Аборигены Виктории . Том. 1.
  21. ^ Ховитт 1904 , стр. 754–756.
  22. ^ Маккарти 1957 , стр. 165–166.
  23. ^ Берндт и Берндт 1977 , стр. 467–469.
  24. ^ Jump up to: а б Спенсер, Уолтер Болдуин ; Гиллен, Фрэнсис Джеймс (1912). По всей Австралии .
  25. ^ Ховитт 1904 , стр. 751–753, 755.
  26. ^ Монро, Миннесота (15 апреля 2013 г.). «Погребальные обряды австралийских аборигенов – каннибализм» . Австралия: Земля, где началось время . Проверено 7 октября 2023 г.
  27. ^ Бейтс 1938 , гл. 11.
  28. ^ Люмгольц 1889 , стр. 176, 271–272.
  29. ^ Люмгольц 1889 , стр. 72.
  30. ^ Люмгольц 1889 , стр. 274.
  31. ^ Ангас, Джордж Френч (1847). Дикая жизнь и сцены в Австралии и Новой Зеландии: впечатления художника о странах и людях на антиподах . Том. 1. Лондон: Смит, Элдер. стр. 122–123.
  32. ^ «Историко-географическая Меланезия: Соломоновы острова и Новые Гебриды». Южный Крест (1). Церковная армейская пресса. Лондон: 1950.
  33. ^ Роббинс, Джоэл (2006). «Свойства природы, свойства культуры: собственность, признание и политика природы в обществе Папуа-Новой Гвинеи». В Бирсаке, Алетта; Гринберг, Джеймс (ред.). Переосмысление политической экологии . Издательство Университета Дьюка. стр. 176–177 . ISBN  978-0-8223-3672-3 .
  34. Самый плодовитый каннибал Книга рекордов Гиннеса Интернет-архив Wayback Machine, 29 сентября 2004 г.
  35. ^ Сандей 1986 , с. 166.
  36. ^ М. Кинг, История пингвинов Новой Зеландии (Лондон, 2003) 105.
  37. ^ Дневник дю Клесмера. Исторические записи Новой Зеландии. Том 11, Роберт Макнаб
  38. ^ Мастерс, Кэтрин (8 сентября 2007 г.). « Боевая ярость питала каннибализм маори» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
  39. ^ ХОНГИ ХИКА (ок. 1780–1828) военный вождь Нгапухи , Энциклопедия Новой Зеландии.
  40. ^ «Глава 20: Открытие кампании Титоковару - NZETC» . nzetc.victoria.ac.nz .
  41. ^ Аланна Кинг, изд. (1987). Роберт Льюис Стивенсон в Южных морях . Дом Лузака Парагона. стр. 45–50.
  42. ^ «Длинная свинья – Оксфордский справочник» . www.oxfordreference.com . Проверено 13 августа 2019 г.
  43. ^ Рубинштейн 2014 , с. 18.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c78083767b145e6196669cf6f1f140f6__1722692820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/f6/c78083767b145e6196669cf6f1f140f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cannibalism in Oceania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)