Jump to content

Каннибализм в Европе

Каннибализм в Литве во время Ливонской войны 1571 г. (немецкая табличка)

Акты каннибализма в Европе, похоже, были относительно распространены в доисторические времена, но неоднократно повторялись и в более поздние времена, часто мотивированные голодом, ненавистью или медицинскими проблемами. И анатомически современные люди , и неандертальцы практиковали каннибализм в некоторой степени в плейстоцене . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] и неандертальцы, возможно, были съедены современными людьми, когда последние распространились в Европу. [ 5 ] Среди людей в доисторической Европе археологи обнаружили множество явных и бесспорных мест каннибализма, а также множество других находок, вполне правдоподобной интерпретацией которых является каннибализм.

В древности несколько греческих и римских авторов упоминали обычаи каннибалов в отдаленных частях континента, например, за Днепром и в Британии. Философ стоик - Хрисипп отмечал, что погребальные обычаи сильно различаются: погребальный каннибализм практиковался многими народами, хотя греки отвергали его. Зафиксировано несколько случаев каннибализма для выживания во время осад. Каннибализм для борьбы с голодом практиковался и в более поздние времена, например, во время Великого голода 1315–1317 годов . В раннее Новое время и в колониальную эпоху моряки, потерпевшие кораблекрушение, ели тела умерших или тянули жребий, чтобы решить, кому придется умереть, чтобы обеспечить едой остальных – широко распространенный морской обычай .

Во время Первого крестового похода некоторые крестоносцы поедали тела убитых врагов, причем причины этих действий (голод или ненависть?) были предметом споров. Различные случаи каннибализма, несомненно движимого местью, имели место в Италии раннего Нового времени. В 1672 году голландский государственный деятель Йохан де Витт и его брат были линчеваны и частично съедены разъяренной толпой. потребление частей тела и крови в медицинских целях В Европе раннего Нового времени стало популярным . Достигнув своего апогея в 17 веке, эта практика продолжалась в некоторых случаях и во второй половине 19 века. [ 6 ]

В первой половине 20-го века в Восточной Европе возродились акты каннибализма выживания, особенно во время российского голода 1921–1922 годов , советского голода 1930–1933 годов и блокады Ленинграда . Несколько серийных убийц, в том числе Карл Денке и Андрей Чикатило , поедали части своих жертв. Некоторые другие люди, такие как репортер Уильям Сибрук и художник Рик Гибсон , ели человеческое мясо из любопытства или чтобы шокировать публику, никого не убивая для этой цели. В начале 21 века Армин Мейвес прославился тем, что убил и съел добровольную жертву, которую он нашел через Интернет.

Предыстория

[ редактировать ]

практиковали каннибализм на протяжении по крайней мере сотен тысяч лет . Существуют археологические свидетельства того, что ранние Homo sapiens и архаичные гоминиды [ 7 ] Некоторые антропологи, такие как Тим Д. Уайт , предполагают, что каннибализм был распространен в человеческих обществах до начала периода верхнего палеолита . Эта теория основана на большом количестве «забитых человеческих» костей, найденных в неандертальских и других стоянках нижнего/среднего палеолита. [ 8 ]

Кажется вероятным, что не все случаи доисторического каннибализма были вызваны одной и той же причиной, точно так же, как каннибалистические акты, известные из исторических источников, были мотивированы множеством причин. [ 9 ] Одной из предполагаемых причин каннибализма в нижнем и среднем палеолите была нехватка продовольствия. [ 10 ] Также было высказано предположение, что удаление трупов посредством ритуального (погребального) каннибализма было средством контроля над хищниками, направленным на устранение доступа хищников и падальщиков к телам гоминид (и ранних людей). [ 11 ] Джим Корбетт предположил, что после крупных эпидемий , когда человеческие трупы легко доступны хищникам, случаев появления леопардов-людоедов становится больше. [ 12 ] поэтому удаление трупов посредством ритуального каннибализма (до того, как в истории человечества появились культурные традиции захоронения и сжигания тел) могло иметь практические причины для гоминидов и древних людей контролировать хищничество.

Самые старые археологические свидетельства каннибализма гоминид происходят из пещеры Гран Долина на севере Испании . Останки нескольких особей, умерших около 800 000 лет назад и, возможно, принадлежавших к виду Homo antecessor , имеют безошибочные признаки того, что их забили и съели так же, как и животных, чьи кости также были найдены на этом месте. [ 13 ] Они принадлежат как минимум одиннадцати людям, все из которых были молоды (от младенчества до позднего подросткового возраста). [ 14 ] Исследование этого случая рассматривает его как пример «пищевого» каннибализма, когда на людей, принадлежащих к враждебным или неродственным группам, охотились, убивали и ели так же, как на животных. Основываясь на размещении и обработке останков людей и животных, авторы приходят к выводу, что каннибализм, вероятно, был «повторяющимся поведением с течением времени как часть кулинарной традиции», не вызванным голоданием или другими исключительными обстоятельствами. [ 15 ] Они предполагают, что молодые люди (более половины из которых были детьми до десяти лет) стали мишенью, потому что они «представляли меньший риск для охотников» и потому что это было эффективным средством ограничения роста конкурирующих групп. [ 16 ]

Останки неандертальцев из пещер Гойет , датируемые 40 500–45 500 лет назад в Бельгии, содержат трещины на костях, следы порезов и другие признаки обработки в пищу. Олени остались с того же места и имеют те же следы разделки. Кроме того, некоторые кости использовались в качестве костяных орудий . Это событие произошло до прибытия анатомически современных людей в Европу и, таким образом, является недвусмысленным свидетельством неандертальского каннибализма в Северной Европе. [ 3 ] Несколько мест в Хорватии , Франции и Испании дают дополнительные доказательства того, что неандертальцы иногда практиковали каннибализм, хотя интерпретация некоторых из этих находок остается спорной. [ 17 ] [ 18 ]

Неандертальцы также могли стать жертвами каннибализма со стороны анатомически современных людей. Свидетельства, найденные на юго-западе Франции, указывают на то, что последний зарезал и съел неандертальского ребенка около 30 000 лет назад; неизвестно, был ли ребенок убит ими или умер по другим причинам. Эта находка была расценена как подтверждение гипотезы о том, что современные люди могли охотиться на неандертальцев и тем самым способствовать их вымиранию. [ 19 ]

Верхняя челюсть из пещеры Гофа со следами порезов возле зубов.

В пещере Гофа в Англии остатки человеческих костей и черепов возрастом около 14 700 лет позволяют предположить, что каннибализм имел место среди людей, живущих в пещере или посещавших ее. [ 20 ] и что они, возможно, использовали человеческие черепа в качестве сосудов для питья . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] В мадленской культуре, по-видимому, широко практиковалось ритуальное употребление умерших родственников как погребальная практика, а не из соображений питания. [ 4 ]

Человеческие кости средиземноморского мезолита, обнаруженные в Кастель-де-Кастельс , Испания , датированные 10 200–9 000 лет назад, имеют явные следы жевания человеческих зубов. Неясно, было ли это событие мотивировано ритуалом, пищевым стрессом или чем-то еще. На девятнадцати костях имеются следы ожогов от приготовления пищи, по-видимому, после того, как мясо было удалено, но до того, как кости были сломаны. Кроме того, человеческие фекалии, обнаруженные внутри пещеры, содержали фрагменты человеческих костей. [ 24 ]

Археологический памятник Херксхайм на юго-западе Германии был ритуальным центром и братской могилой, образованной людьми культуры линейной керамики в неолитической Европе . В нем содержались разбросанные останки более 1000 человек из разных, в некоторых случаях далеких регионов, умерших около 5000 г. до н.э. Неясно , были ли они военнопленными или жертвами человеческих жертв , но факты указывают на то, что их трупы были зажарены на вертеле целиком, а затем съедены. [ 25 ]

В пещере Фонтбрегуа на юго-востоке Франции помимо костей животных были найдены останки шести человек, живших около 7000 лет назад (двое детей, один подросток и трое взрослых). Характер следов порезов указывает на то, что и с людей, и с животных снимали шкуры и обрабатывали их одинаковыми способами. Поскольку все человеческие жертвы были обработаны одновременно, главный исследователь Паола Вилья подозревает, что все они принадлежали к одной и той же семье или большой семье и были убиты и зарезаны вместе, вероятно, во время какого-то жестокого конфликта. Другие утверждали, что следы были оставлены ритуалами удаления кожи, предшествующими вторичному захоронению , но тот факт, что и люди, и дикие и домашние животные обрабатывались одинаково, делает это маловероятным; более того, Вилла утверждает, что наблюдаемые следы лучше соответствуют типичному процессу разделки, чем вторичному захоронению. [ 26 ]

Исследователи также нашли вещественные доказательства каннибализма более поздних времен, в том числе в доисторической Британии . В 2001 году археологи Бристольского университета обнаружили доказательства каннибализма, практиковавшегося около 2000 лет назад в Глостершире , на юго-западе Англии. [ 27 ] Это согласуется с древнеримскими сообщениями о том, что кельты в Британии практиковали человеческие жертвоприношения, убивая и поедая захваченных врагов, а также осужденных преступников. [ 28 ]

Ранняя история

[ редактировать ]

Каннибализм много раз упоминается в ранней истории и литературе. Геродот утверждал в своих «Историях» (V век до н.э.), что после одиннадцатидневного путешествия вверх по Борисфену ( река Днепр ) можно достичь пустынной земли, простиравшейся на долгое время, за которой следовала страна людоедов (кроме скифов ), а за ним еще одна пустынная и необитаемая местность. [ 29 ]

Философ стоик - Хрисипп одобрял поедание умерших родственников в рамках погребального ритуала, отмечая, что такие ритуалы были распространены у многих народов. [ 30 ]

По словам Аппиана , во время осады Нуманции римлянами во II веке до нашей эры население Нуманции (на территории сегодняшней Испании) дошло до каннибализма и самоубийств . [ 31 ] О каннибализме также сообщил Иосиф Флавий во время осады Иерусалима в 70 году нашей эры. [ 32 ]

Иероним в своем письме «Против Иовиниана» (написанном в 393 г. н.э.) обсуждает, как люди пришли к своему нынешнему состоянию в результате своего наследия, и перечисляет несколько примеров народов и их обычаев. В списке он упоминает, что слышал, что аттакотты Британии ) едят человеческое мясо и что массагеты и дербики (два среднеазиатских народа) убивают и едят стариков, считая это более желательной судьбой, чем смерть от старости и болезнь. [ 33 ]

Средний возраст

[ редактировать ]
Картина, изображающая бородатого мужчину и четверых детей, сгрудившихся на каменном полу, а над головой — двух больших ангелов.
Уголино и его сыновья в своей келье, картина Уильяма Блейка . По словам Данте , заключенных медленно уморили голодом, и перед смертью дети Уголино умоляли отца съесть их трупы, чтобы выжить.

Случаи каннибализма были зафиксированы во время Первого крестового похода , поскольку существуют различные свидетельства о том, что европейские крестоносцы поедали тела своих мертвых противников после осады Антиохии и Маарры в 1097–1098 годах. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Хотя все христианские источники объясняют эти действия голодом, Амин Маалуф скептически относится к этому оправданию, утверждая, что поведение крестоносцев указывает на то, что ими мог руководить «фанатизм», а не «необходимость» или в дополнение к ней. [ 38 ] Томас Эсбридж утверждает, что, хотя «каннибализм в Маррате является одним из самых позорных из всех злодеяний, совершенных Первыми крестоносцами», он, тем не менее, оказал «некоторые положительные последствия на краткосрочные перспективы крестоносцев», поскольку сообщения об их жестокости убедили многие мусульманские командиры соглашаются на перемирие, а не пытаются с ним бороться. [ 39 ]

Во время Великого голода 1315–1317 годов поступали различные сообщения о каннибализме среди голодающих. [ 40 ] [ 41 ]

Раннее Новое время и колониальная эпоха

[ редактировать ]

Зафиксированы различные случаи каннибализма из мести. Историк Анжелика Монтанари исследовала несколько отчетов из Италии между 14 и 16 веками, показав, что употребление в пищу внутренностей или частей тела тех, кого считали врагами, неоднократно упоминается в местных хрониках, иногда без какого-либо выражения осуждения или неодобрения. [ 42 ] Другой случай каннибализма этого типа произошел в 1672 году, когда голландский штатгальтер Йохан де Витт и его брат Корнелис были линчеваны и частично съедены за то, что не смогли отразить французское вторжение. [ 43 ] [ нужна страница ] На братьев напали члены гражданской милиции Гааги , которые застрелили их и бросили на растерзание мафии. Их обнаженные, изуродованные тела были повешены на ближайшей общественной виселице, в то время как толпа оранжистов торжествующе жарила и ела их печень. На протяжении всего этого времени толпа сохраняла поразительную дисциплину, что вызывало сомнения в спонтанности события. [ 44 ]

египетских мумий , 1875 год. Продавец

С XVI века в ряде европейских стран получила распространение необычная форма медицинского каннибализма , для чего тысячи египетских мумий измельчали ​​и продавали в качестве лекарств. порошкообразные человеческие мумии, называемые мумией Считалось, что , останавливают внутреннее кровотечение и обладают другими целебными свойствами. Эта практика превратилась в широко распространенный бизнес, который процветал до начала 18 века. Спрос был намного выше, чем предложение древних мумий, в результате чего большая часть предлагаемых «мумий» была поддельной, сделанной из недавних египетских или европейских трупов - часто с виселицы - вместо этого. В некоторых случаях мумия все еще предлагалась в медицинских каталогах в начале 20 века. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]

Моряки, потерпевшие кораблекрушение или потерявшиеся в море, неоднократно прибегали к каннибализму, чтобы избежать голодной смерти. Выжившие после затопления французского корабля «Медуза» в 1816 году прибегли к каннибализму после четырех дней дрейфа на плоту. Их тяжелое положение стало известно благодаря Теодора Жерико картине «Плот Медузы» . После того, как 20 ноября 1820 года кит затонул судно « Эссекс Нантакет » , выжившие на трех небольших лодках, по общему согласию, прибегли к каннибализму, чтобы некоторые из них выжили. Это событие стало важным источником вдохновения для Германа Мелвилла «Моби Дика» . [ 50 ]

Дело Р против Дадли и Стивенса (1884 г.) представляет собой английское уголовное дело, в котором рассматривались четыре члена экипажа английской яхты « Миньонетка» , которые были выброшены во время шторма примерно в 2600 километрах (1600 миль) от мыса Доброй Надежды. . Через несколько дней один из членов экипажа, семнадцатилетний юнга, потерял сознание из-за голода и употребления морской воды. Остальные (один, возможно, возражал) решили убить его и съесть. Их забрали через четыре дня. Двое из трех выживших были признаны виновными в убийстве. Важным результатом этого дела стало то, что необходимость в английском уголовном праве не была признана защитой от обвинения в убийстве. [ 51 ] Это был разрыв с традиционным пониманием среди моряков, согласно которому выбор жертвы для убийства и потребления был приемлемым в ситуации голода, если жеребьевка проводилась так, чтобы все подвергались равному риску быть убитыми. [ 52 ]

Начало 20 века по настоящее время

[ редактировать ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Финские солдаты показывают шкуры российских солдат, съеденные членами советского патруля во время Войны-продолжения

Многие случаи каннибализма по необходимости были зафиксированы во время Второй мировой войны. Например, во время 872-дневной блокады Ленинграда сообщения о каннибализме стали появляться зимой 1941–1942 годов, после того как выжившие съели всех птиц, крыс и домашних животных. Ленинградская полиция даже сформировала специальное подразделение по борьбе с каннибализмом. [ 53 ] [ 54 ]

Около 2,8 миллиона советских военнопленных умерли в плену у нацистов менее чем за восемь месяцев в 1941–42 годах. [ 55 ] По данным Мемориального музея Холокоста США , к зиме 1941 года «голод и болезни привели к массовой гибели людей невообразимых масштабов». [ 56 ] Это преднамеренное голодание привело ко многим случаям каннибализма. [ 57 ]

После советской победы под Сталинградом выяснилось, что некоторые немецкие солдаты в осажденном городе были отрезаны от снабжения и прибегли к каннибализму. [ 58 ] Позже, после капитуляции Германии в январе 1943 года, около 100 000 немецких солдат были взяты в плен . Почти все они были отправлены в лагеря для военнопленных в Сибири или Средней Азии , где из-за хронического недоедания советских пленителей многие прибегали к каннибализму. Менее 5000 пленных, взятых в Сталинграде, пережили плен. [ 59 ]

Каннибализм имел место в концентрационных лагерях и лагерях смерти Независимого государства Хорватия (НДХ), нацистской Германии марионеточного государства , которым управляла фашистская организация усташей , ответственная за Геноцид сербов и Холокост в НДХ . [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Несколько выживших показали, что некоторые усташи пили кровь из перерезанных глоток жертв. [ 61 ] [ 64 ]

Центральная и Западная Европа

[ редактировать ]
Уильям Сибрук , американский журналист и каннибал

До 1931 года The New York Times репортер Уильям Сибрук , очевидно разочарованный тем, что ему не удалось попробовать человеческое мясо в Западной Африке, получил от стажера больницы Сорбонны кусок этого мяса из тела здорового мужчины, погибшего в результате несчастного случая. , затем приготовил и съел. [ 65 ] Он сообщил:

Это было похоже на хорошую, полностью развитую телятину , не молодую, но еще и не говядину. Это определенно было именно так, и оно не было похоже ни на одно другое мясо, которое я когда-либо пробовал. Это было настолько похоже на хорошую, полностью развитую телятину, что, я думаю, ни один человек с обычным, нормальным вкусом не смог бы отличить ее от телятины. Это было мягкое, добротное мясо без какого-либо другого резко выраженного или весьма характерного вкуса, как, например, у козлятины, крупной дичи и свинины. Стейк [ромштекс] был немного жестче, чем телятина высшего сорта, немного жилистым, но не слишком жестким или жилистым, чтобы его можно было съесть. Жаркое [ корейка ], от которого я отрезал и съел центральный кусок, было нежным, а по цвету, текстуре, запаху и вкусу укрепило мою уверенность в том, что из всех видов мяса, которые мы обычно знаем, телятина — единственное мясо, к которому это мясо точно сопоставимо. [ 66 ]

Карл Денке , возможные Карл Гроссманн и Фриц Хаарманн , а также Иоахим Кролл были немецкими убийцами и каннибалами, действовавшими в период с начала 20-го века по 1970-е годы. Армин Мейвес — бывший техник по ремонту компьютеров , получивший международную известность после того, как в 2001 году убил и съел добровольную жертву , которую он нашел через Интернет. жертвы После того, как Мейвес и жертва совместно попытались съесть отрубленный пенис , Мейвес убил свою жертву и начал есть большое количество ее плоти. Он был арестован в декабре 2002 года. В январе 2004 года Мейвес был признан виновным в непредумышленном убийстве и приговорен к восьми годам и шести месяцам тюремного заключения. Несмотря на неоспоримое согласие жертвы, прокуратура успешно обжаловала это решение, и на повторном судебном разбирательстве, завершившемся в мае 2006 года, Мейвес был признан виновным в убийстве и приговорен к пожизненному заключению . [ 67 ]

23 июля 1988 года Рик Гибсон публично съел плоть другого человека. Поскольку в Англии нет специального закона против каннибализма, он на законных основаниях съел канапе из пожертвованных человеческих миндалин на Уолтемстоу-Хай-стрит в Лондоне . [ 68 ] Год спустя, 15 апреля 1989 года, он публично съел кусочек человеческого яичка . [ 69 ] [ 70 ] Когда он попытался съесть еще один кусок человеческого яичка в качестве закуски в Международной галерее Питта в Ванкувере 14 июля 1989 года, полиция конфисковала яичко. [ 71 ] Однако обвинение в публичной демонстрации отвратительного предмета было снято. Два месяца спустя он наконец съел кусок человеческого яичка на ступеньках здания суда в Ванкувере. [ 72 ]

В 2008 году британская модель Энтони Морли была заключена в тюрьму за убийство, расчленение и частичную каннибализацию своего возлюбленного, руководителя журнала Дамиана Олдфилда. [ 73 ]

Восточная Европа и Советский Союз

[ редактировать ]
Каннибализм во время российского голода 1921–1922 гг.

В своей книге «Архипелаг ГУЛАГ » советский писатель Александр Солженицын описал случаи каннибализма в Советском Союзе 20-го века . [ 74 ] О голоде в Поволжье (1921–1922) он писал: «Этот ужасный голод был вплоть до каннибализма, вплоть до поедания детей собственными родителями – голод, которого Россия никогда не знала даже в Смутное время [в 1601–1603 гг.] ]". [ 74 ]

Историк Орландо Файджес отмечает, что были зарегистрированы «тысячи случаев» каннибализма, тогда как число случаев, о которых никогда не сообщалось, несомненно, было еще выше. В Пугачеве «детям было опасно выходить на улицу после наступления темноты, так как были известны банды каннибалов и торговцев, которые убивали их, чтобы съесть или продать их нежное мясо». Житель соседнего села заявил: «В селе есть несколько столовых, и все они обслуживают маленьких детей». [ 75 ] Это не было исключением: по оценкам Файджеса, «значительная часть мяса на советских заводах в Поволжье… составляла человеческое мясо». Различные банды специализировались на «захвате детей, их убийстве и продаже человеческого мяса в виде конины или говядины», причем покупатели были счастливы, что нашли источник мяса в ситуации крайней нехватки, и часто не желали «задавать слишком много вопросов». . [ 76 ]

Каннибализм был также широко распространен во время Голодомора , искусственного голода в Советской Украине между 1932 и 1933 годами. [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ]

Выживание было как моральной, так и физической борьбой. В июне 1933 года женщина-врач написала подруге, что она еще не стала каннибалом, но «не уверена, что не стану ею к тому времени, когда мое письмо дойдет до тебя». Хорошие люди умирали первыми. Те, кто отказывался воровать или заниматься проституцией, умирали. Те, кто давал еду другим, умерли. Те, кто отказался есть трупы, умерли. Те, кто отказался убить своего ближнего, умерли. ... В 1932 и 1933 годах в Украине за каннибализм было осуждено не менее 2505 человек, хотя реальное число случаев было, конечно, гораздо выше. [ 80 ]

Большинство случаев каннибализма представляли собой «некрофагию, поедание трупов людей, умерших от голода». Но убийство детей ради еды также было обычным явлением. Многие выжившие рассказывали о соседях, которые убили и съели их детей. Одна женщина на вопрос, почему она это сделала, «ответила, что ее дети все равно не выживут, а так она выживет». Полиция арестовала ее. Полиция также документировала случаи похищения, убийства и поедания детей, а во многих районах распространялись «истории о том, как детей выслеживали в качестве еды». [ 81 ] Когда почти все зерно и все виды мяса животных были исчерпаны, «возник черный рынок человеческого мяса», и оно «возможно, даже проникло в официальную экономику». Полиция внимательно следила за мясными лавками и бойнями, пытаясь помешать им вводить в оборот человеческое мясо. [ 82 ] Итальянский консул Серджио Градениго тем не менее сообщил из Харькова , что "торговля человеческим мясом активизируется". [ 83 ]

В марте 1933 года тайная полиция Киевской области собирала «десять или более сообщений о каннибализме каждый день», но пришла к выводу, что «на самом деле таких инцидентов гораздо больше», большинство из которых остались незарегистрированными. Признанных виновными в каннибализме часто «сажали в тюрьму, казнили или линчевали». Но хотя власти были хорошо осведомлены о масштабах каннибализма, они также пытались скрыть эту информацию от широкой известности; начальник тайной полиции предупредил, «что письменные заметки по этому поводу не распространяются среди чиновников там, где они могут вызвать слухи». [ 81 ]

Голодомор был частью советского голода 1930–1933 годов , который также опустошил другие части Советского Союза в начале 1930-х годов. О многочисленных случаях каннибализма сообщалось также из Казахстана . [ 84 ]

Через несколько лет голодающие люди вновь прибегли к каннибализму во время блокады Ленинграда (1941–1944). Примерно в это же время Солженицын пишет: «Те, кто потреблял человеческое мясо или занимался торговлей человеческой печенью из анатомических кабинетов... считались политическими преступниками». [ 85 ]

О здании Северного железнодорожного лагеря (« Севжелдорлаг ») Солженицын сообщает: «Обычный трудолюбивый политзаключенный почти не мог выжить в этом исправительном лагере. В лагере Севжелдорлаг (начальник: полковник Ключкин) в 1946–47 годах существовал было много случаев каннибализма: они резали человеческие тела, готовили и ели». [ 86 ]

Советская журналистка Евгения Гинзбург была многолетней политзаключенной, отсидевшей время в советских тюрьмах, лагерях ГУЛАГа и поселениях с 1938 по 1955 год. В своих мемуарах « Суровый путь (или Крутой путь )» она описала случай, в котором она была непосредственно участвовала в конце 1940-х годов, после того как ее перевели в больницу для заключенных. [ 87 ]

Старший надзиратель показывает мне черный прокопченный горшок, наполненный едой: «Мне нужна ваша медицинская экспертиза по поводу этого мяса». Смотрю в горшок, и еле сдерживаю рвоту. Волокна этого мяса очень маленькие и не похожи ни на что, что я видел раньше. Кожа на некоторых кусках топорщится черными волосами... Бывший кузнец из Полтавы Кулеш работал вместе с Центурашвили. В это время Центурашвили оставался всего месяц до выписки из лагеря... И вдруг он удивительным образом исчез... Надзиратели искали еще два дня, а потом предположили, что это был случай побега, хотя и недоумевали, почему, так как срок его заключения почти закончился... Преступление было налицо. Подойдя к камину, Кулеш убил Центурашвили топором, сжег его одежду, затем расчленил его и спрятал куски в снегу, в разных местах, поставив на каждом месте захоронения определенные отметки. ... Буквально вчера под двумя скрещенными бревнами была найдена часть тела.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кулотта, Э. (1 октября 1999 г.). «Неандертальцы были каннибалами, шоу костей». Наука . 286 (5437). Sciencemag.org: 18b–19. дои : 10.1126/science.286.5437.18b . ПМИД   10532879 . S2CID   5696570 .
  2. ^ Гиббонс, А. (1 августа 1997 г.). «Археологи заново открывают каннибалов». Наука . 277 (5326). Sciencemag.org: 635–637. дои : 10.1126/science.277.5326.635 . ПМИД   9254427 . S2CID   38802004 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Ружье, Элен; Кревкер, Изабель; Боваль, Седрик; Пост, Козимо; Флас, Дэмиен; Виссинг, Кристоф; Фуртвенглер, Аня; Жермонпре, Митье; Гомес-Оливенсия, Азиер; Семаль, Патрик; ван дер Плихт, Йоханнес; Бочеренс, Эрве; Краузе, Йоханнес (6 июля 2016 г.). «Неандертальский каннибализм и кости неандертальцев, используемые в качестве инструментов в Северной Европе» . Научные отчеты . 6 (1): 29005. Бибкод : 2016NatSR...629005R . дои : 10.1038/srep29005 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   4933918 . ПМИД   27381450 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Дэвис, Джош (4 октября 2023 г.). «Старейшее свидетельство человеческого каннибализма как погребальной практики» . Музей естественной истории – Новости науки . Проверено 26 февраля 2024 г.
  5. ^ Маккай, Робин (17 мая 2009 г.). «Как неандертальцев постигла ужасная судьба: их съели люди» . Наблюдатель . Лондон . Проверено 18 мая 2009 г.
  6. ^ Сагг, Ричард (2015). Мумии, каннибалы и вампиры: история медицины трупов от эпохи Возрождения до викторианской эпохи . Рутледж. стр. 122–125 и пассим.
  7. ^ Холлингем, Ричард (10 июля 2004 г.). «Прирожденные каннибалы» . Новый учёный : 30.
  8. ^ Уайт 2006 , стр. 340–346.
  9. ^ Линденбаум, Ширли (2004). «Размышления о каннибализме». Ежегодный обзор антропологии . 33 : 480. doi : 10.1146/annurev.anthro.33.070203.143758 . S2CID   145087449 .
  10. ^ Джеймс Оуэн. «Неандертальцы обратились к каннибализму, предполагает Костяная пещера» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 8 декабря 2006 года . Проверено 3 февраля 2008 г.
  11. ^ Жордания, Джозеф (2011). Почему люди поют? Музыка в эволюции человека . Логотипы. стр. 119–121.
  12. ^ Корбетт, Джим (2003). Людоеды Кумаона . Издательство Оксфордского университета, 26-е впечатление. стр. xv – xvi.
  13. ^ Уайт 2006 , стр. 342–343.
  14. ^ Карбонелл, Эудальд; Касерес, Изабель; Лозано, Марина; Саладье, Пальмира; Роселл, Хорди; Лоренцо, Карлос; Вальверду, Джозеф; Юге, Роза; Каналс, Энтони; Бермудес де Гастро, Хосе Мария (2010). «Культурный каннибализм как палеоэкономическая система в европейском нижнем плейстоцене». Современная антропология . 51 (4): 543. дои : 10.1086/653807 . JSTOR   10.1086/653807 . S2CID   1311044 .
  15. ^ Карбонелл и др. 2010 , стр. 539–540, 547.
  16. ^ Карбонелл и др. 2010 , с. 548.
  17. ^ Уайт 2006 , с. 343.
  18. ^ Херст, К. Крис (6 июня 2018 г.). «Научные доказательства неандертальского каннибализма в Эль-Сидроне, Испания» . МысльКо . Проверено 28 апреля 2023 г.
  19. ^ Вьегас, Дженнифер (22 мая 2009 г.). «Ранний человек съел молодого неандертальца: исследование» . Азбука науки . Проверено 29 апреля 2023 г.
  20. ^ Маккай, Робин (20 июня 2010 г.). «Кости из пещеры в ущелье Чеддер показывают, что каннибализм помог первым британским поселенцам пережить ледниковый период» . Хранитель . Лондон . Проверено 20 июня 2010 г.
  21. ^ Белло, Сильвия М.; Уолдак, Розалинда; Парфитт, Саймон А.; Стрингер, Крис Б. (9 августа 2017 г.). «Человеческая кость с гравировкой эпохи верхнего палеолита, связанная с ритуальным каннибализмом» . ПЛОС ОДИН . 12 (8): e0182127. Бибкод : 2017PLoSO..1282127B . дои : 10.1371/journal.pone.0182127 . ПМК   5549908 . ПМИД   28792978 .
  22. ^ Белло, Сильвия М.; и др. (февраль 2011 г.). Петралья, Майкл (ред.). «Самые ранние прямо датированные чашки из человеческих черепов» . ПЛОС ОДИН . 6 (2): e17026. дои : 10.1371/journal.pone.0017026 . ПМК   3040189 . ПМИД   21359211 .
  23. ^ Амос, Джонатан (16 февраля 2011 г.). «Древние бритты «пили из черепов» » . Новости Би-би-си . Проверено 17 февраля 2011 г.
  24. ^ Геггель, Лаура (24 марта 2017 г.). «Ном Ням Ням: доисторические человеческие кости имеют признаки каннибализма» . www.livscience.com . Проверено 27 февраля 2024 г.
  25. ^ Булестен, Бруно; Купей, Анн-Софи (2015). Каннибализм в культуре линейной керамики: человеческие останки из Херксхайма . Оксфорд: Археопресс. С. 101, 115, 123, 126.
  26. ^ Корн, Радиче и Хоуз 2001 , стр. 32–35.
  27. ^ «Кельты-каннибалы обнаружены в Южном Глостершире» . Бристольский университет . 7 марта 2001 года . Проверено 1 мая 2023 г.
  28. ^ Оуэн, Джеймс (20 марта 2009 г.). «Друиды совершали человеческие жертвоприношения, каннибализм?» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 20 марта 2021 года . Проверено 1 мая 2023 г.
  29. ^ Годли, AD (1920). Геродот, с английским переводом . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. п. Хдт. 4.18 . Проверено 19 июля 2014 г.
  30. ^ Секст Эмпирик . Против специалистов по этике , разделы 192–194.
  31. ^ Аппиан. Войны в Испании , Глава XV, Раздел 96 . Перевод Горация Уайта. Размещено в цифровой библиотеке Персея.
  32. ^ Флавий Иосиф Флавий. Войны евреев , Книга VI, Глава 3, Раздел 4 . Перевод Уильяма Уистона. Размещено в цифровой библиотеке Персея.
  33. ^ Шафф, Филип; Уэйс, Генри, ред. (1893). «Против Иовиниана - Книга II». Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви . Том. 6. Нью-Йорк: Компания христианской литературы. п. 394 . Проверено 20 мая 2023 г.
  34. ^ Хенг, Джеральдин (2003). Империя магии: средневековый роман и политика культурной фантазии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 23–24.
  35. ^ Питерс, Эдвард (2011). Первый крестовый поход: «Хроника Фулчера Шартрского» и другие исходные материалы . Издательство Пенсильванского университета. п. 84. ИСБН  978-0-8122-0472-8 .
  36. ^ Кан, Ральф (2005). Геста Танкреди Ральфа Канского. История норманнов в Первом крестовом походе . Олдершот: Эшгейт. п. 116.
  37. ^ Альберт Аахенский (2007). История Иеросолимитана: История путешествия в Иерусалим Перевод Сьюзен Б. Эджингтон. Кларендон. п. 375 (гл. В.29).
  38. ^ Маалуф, Амин (1984). Крестовые походы глазами арабов . Нью-Йорк: Schocken Books . стр. 39–40 . ISBN  978-0-8052-0898-6 .
  39. ^ Асбридж, Томас (2004). Первый крестовый поход: новая история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 274–275. ISBN  978-0-19-517823-4 .
  40. ^ Джонс, Эван Т., изд. (30 сентября 2019 г.). «Бристольский архив 09594/1» (PDF) . Бристоль Аннал . Бристольское общество звукозаписи. Архивировано из оригинала (PDF) 25 января 2021 года.
  41. ^ Лукас, Генри С. (октябрь 1930 г.). «Великий европейский голод 1315, 1316, 1317 годов» . Зеркало . 5 (4): 355–356, 364, 376. doi : 10.2307/2848143 . JSTOR   2848143 . S2CID   161705685 .
  42. ^ Монтанари, Анжелика А. (2018). «Что пузырится в котле? Муки врага» . Журнал средневековых и гуманистических исследований (36): 339–356. doi : 10.15122/isbn.978-2-406-08953-7.p.0339 . S2CID   201431788 .
  43. ^ Роуэн, HH (1985). Джон де Витт: государственный деятель «истинной свободы». Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-30391-0.
  44. ^ Израиль, Джонатан И. (1995). Голландская республика: ее взлет, величие и падение, 1477–1806 гг . Издательство Оксфордского университета . п. 803. ИСБН  978-0-19-873072-9 .
  45. ^ Долан, Мария (6 мая 2012 г.). «Ужасная история употребления трупов в качестве лекарства» . Смитсоновский журнал . Проверено 23 августа 2023 г.
  46. ^ Дейли, Николас (1994). «Этот неясный объект желания: викторианская товарная культура и вымыслы о мумии». Роман: Форум художественной литературы . 28 (1): 24–51. дои : 10.2307/1345912 . JSTOR   1345912 .
  47. ^ Благородный, Луиза Кристина (2011). Лекарственный каннибализм в английской литературе и культуре раннего Нового времени . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0-230-11861-4 . OCLC   714086301 .
  48. ^ Прайс, Мерролл Л. (2004). Всепоглощающие страсти: использование каннибализма в Европе позднего средневековья и раннего Нового времени . Рутледж.
  49. ^ Sugg 2015 , проход.
  50. ^ «Крушение китобойного судна «Эссекс»» . Би-би-си . Проверено 30 августа 2009 г.
  51. ^ Роусон, Клод (16 апреля 2000 г.). «Главное табу» . Нью-Йорк Таймс .
  52. ^ Уокер, Эндрю: Неправильно ли есть людей?: Великие юридические дела и как они сформировали мир . Издательство Кембриджского университета, Нью-Йорк, 2011 г. ISBN   978-1-107-00037-7 стр. 22
  53. ^ Каваллерано, Дж. (3 мая 2002 г.). «900-дневная блокада Ленинграда» . Университет Святого Лаврентия . Архивировано из оригинала 1 марта 2013 года . Проверено 30 августа 2009 г.
  54. ^ «Этот день в истории 1941 год: Начало блокады Ленинграда» . History.com . Архивировано из оригинала 11 февраля 2010 года . Проверено 30 августа 2009 г.
  55. ^ Гольдхаген, Дэниел (1996). Добровольные палачи Гитлера . п.   290. «2,8 миллиона молодых, здоровых советских военнопленных» были убиты немцами, «в основном от голода   ... менее чем за восемь месяцев» в 1941–1942 годах, прежде чем «уничтожение советских военнопленных   ... было остановлено» и Немцы «стали использовать их в качестве рабочих».
  56. ^ «Обращение с советскими военнопленными: голод, болезни и расстрелы, июнь 1941 г. – январь 1942 г.» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 31 июля 2024 г.
  57. ^ Кроу, Дэвид М. (2013). Государственные преступления прошлого и настоящего: зверства, спонсируемые правительством, и меры международного права . Рутледж. п.   87. ISBN   1-317-98682-2 .
  58. ^ Петринович, Льюис Ф. (2000). Каннибал внутри . Нью-Йорк: Aldine Transaction. п. 194. ИСБН  0-202-02048-7 .
  59. ^ Бивор, Энтони (1999). Сталинград: роковая осада. Книги о пингвинах.
  60. ^ Шиндли, Ванда; Макара, Петар (2005). Ясеновац: материалы Первой международной конференции и выставки, посвященной концентрационным лагерям Ясеновац, 29–31 октября 1997 г., Общественный колледж Кингсборо Городского университета Нью-Йорка . Даллас Паб. п. 149. ИСБН  978-0-912011-64-6 .
  61. ^ Перейти обратно: а б Джейкобс, Стивен Л. (2009). Противостояние геноциду: иудаизм, христианство, ислам . Лексингтонские книги. п. 160. ИСБН  978-0-7391-3589-1 .
  62. ^ Литучи, Барри М. (2006). Ясеновац и Холокост в Югославии: анализ и свидетельства выживших . Ясеновацкий научно-исследовательский институт. п. 220. ИСБН  978-0-9753432-0-3 .
  63. ^ Байфорд, Йован (2014). «Вспоминая Ясеновац: свидетельства выживших и культурное измерение свидетельствования» (PDF) . Исследования Холокоста и геноцида . 28 (1): 58–84. дои : 10.1093/hgs/dcu011 . S2CID   145546608 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
  64. ^ Фридлендер, Генри; Маккаррик, Эрлин М. «Экстрадиция нацистских преступников: Райана, Артуковича и Демьянюка» . Центр Симона Визенталя . Проверено 10 мая 2020 г.
  65. ^ Аллен, Гэри (1999). Каков вкус человеческой плоти? . Корваллис, Орегон: Представлено на симпозиуме «Культурные и исторические аспекты продуктов питания» Университета штата Орегон. Архивировано из оригинала 2 февраля 2008 года.
  66. ^ Сибрук, Уильям (1931). Пути джунглей . Лондон: Джордж Г. Харрап. стр. 172–173.
  67. ^ О'Коннор, Ройзин (9 февраля 2016 г.). «Армин Майвес: Интервью с документальным фильмом «Каннибал» проливает новый свет на одного из самых печально известных убийц Германии» . Независимый . Проверено 4 декабря 2023 г.
  68. ^ «Трудно переваривать, но Рик ест человеческие части», Waltham Forest Guardian , Лондон, стр. 6, 29 июля 1988 г.
  69. ^ Уайт, Ким (14 апреля 1989 г.), «Теперь Рик действительно сошел с ума!», Guardian & Gazette Newspapers , Лондон, стр. 8
  70. ^ «Пища для размышлений Рика», The Mercury , Лондон, стр. 5, 20 апреля 1989 г.
  71. ^ Стуек, Венди (15 июля 1989 г.), «Конфискована закуска потенциального каннибала», Vancouver Sun , Ванкувер, стр. А7
  72. ^ «Никаких обвинений не предъявлено по иску художника о яичках», Vancouver Sun , Ванкувер, стр. Б1, 22 августа 1988 г.
  73. ^ «Повар-каннибал приговорен к 30 годам тюрьмы» . CNN . 20 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2008 г.
  74. ^ Перейти обратно: а б Solzhenitsyn 1973 , part I, chapter 9.
  75. ^ Файджес, Орландо (1997). Народная трагедия: Русская революция 1891–1924 гг . Лондон: Пимлико. стр. 777–778.
  76. ^ Корн, Радиче и Хоуз 2001 , с. 81 (цитата по Файджесу).
  77. ^ Сокур, Василий [Sokur, Vasily] (November 21, 2008). Выявленным во время голодомора людоедам ходившие по селам медицинские работники давали отравленные "приманки" – кусок мяса или хлеба . Факты и комментарии (на русском языке). Архивировано из оригинала 20 января 2013 года.
  78. ^ Варди, Стивен Бела; Варди, Агнес Хусар (2007). «Каннибализм в сталинской России и Китае Мао» (PDF) . Восточноевропейский ежеквартальный журнал . 41 (2): 225. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
  79. ^ Луков, Ярослав (22 ноября 2003 г.). «Украина отмечает великую годовщину голода» . Новости Би-би-си . Проверено 27 июля 2007 г.
  80. ^ Снайдер, Тимоти (2010). Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 50–51. ISBN  978-0-465-00239-9 .
  81. ^ Перейти обратно: а б Эпплбаум 2017 , глава 11.
  82. ^ Снайдер 2010 , стр. 51.
  83. ^ Цитируется по Applebaum 2017 , глава 11.
  84. ^ Киндлер, Роберт (2018). Сталинские кочевники: власть и голод в Казахстане . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. стр. 158, 167–168. ISBN  978-0-8229-8614-0 .
  85. Солженицын 1973 , часть I, комментарии к главе 5.
  86. ^ Solzhenitsyn 1973 , part III, chapter 15.
  87. ^ Евгения Гинзбург, Суровый путь , Часть 2, Глава 23: «Рай под микроскопом».

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46d6aba17f88d86f899d229d98047a55__1722437580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/55/46d6aba17f88d86f899d229d98047a55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cannibalism in Europe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)