Осада Маарры
Осада Маарры | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первого крестового похода | |||||||
![]() Захват крепости Маарра в провинции Антиохия в 1098 году художником XIX века Анри Декеном. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Крестоносцы | Город во владениях Ридван Алеппо. | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Раймон IV Тулузский Богемонд Таранто Роберт II Фландрский | Неизвестный | ||||||
Сила | |||||||
Неизвестный | Местное ополчение и гарнизон | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Погибло около 20 000 мирных жителей. | |||||||
Расположение в Сирии |
Осада Маарры произошла в конце 1098 года в городе Мааррат-Нуман , на территории современной Сирии , во время Первого крестового похода . Он печально известен заявлениями о широко распространенном каннибализме, совершаемом крестоносцами.
Фон
[ редактировать ]Первые крестоносцы , в том числе Раймунд IV Тулузский и Богемонд Тарантский , начали осаду Антиохии в октябре 1097 года. [ 1 ] [ 2 ] В декабре того же года Боэмонд и Роберт II Фландрский повели 20 000 человек на добычу и грабеж окрестных деревень, открыв Раймонду IV контратаку командующего Сельджукской империи и губернатора Антиохии Яги-Сияна . [ 3 ] К началу 1098 года крестоносцы страдали от повсеместного голода. [ 4 ]
В июле 1098 года Раймон Пиле д'Алес , рыцарь армии Раймунда IV , возглавил экспедицию против Маарры , важного города на пути на юг к Дамаску . гораздо более крупный мусульманский гарнизон и были полностью разбиты, понеся большие потери. Его войска встретили в городе [ 5 ] До конца лета крестоносцы продолжали марш на юг, захватили множество других небольших городов и в ноябре снова прибыли в Маарру.
Осада
[ редактировать ]Утром 28 ноября 1098 года Раймунд IV и Роберт II, граф Фландрии , предприняли неудачный штурм Маарры. В тот же день к ним присоединился Боэмунд и предпринял вторую непродуктивную атаку. [ 6 ] Поначалу граждан это не беспокоило, поскольку экспедиция Раймона Пиле провалилась, и они насмехались над крестоносцами. Крестоносцы также не могли позволить себе вести длительную осаду, так как приближалась зима и у них было мало припасов, но они также не смогли прорвать оборону города, состоящую из глубокого рва и мощных стен.
Защитникам города, состоящим в основном из городской милиции и неопытных горожан, удавалось сдерживать атаки около двух недель. [ 6 ] Крестоносцы неоднократно отправляли послов с предложением условий капитуляции, которые включали безопасность жизни и имущества арабского населения в обмен на назначение франкского губернатора города. [ 7 ] Эти условия были отклонены. Крестоносцы потратили это время на строительство осадной башни , которая позволила им обрушиться на стены города, [ 6 ] в то же время группа рыцарей взобралась на незащищенные стены на другой стороне города.
11 декабря крестоносцы использовали осадную башню, чтобы разрушить стену, и начали грабежи. К ночи бои утихли, но на следующее утро возобновились с жестоким грабежом. Некоторые мусульмане договорились о капитуляции перед Боэмундом; эти мужчины были убиты, а женщины и дети были порабощены и проданы. [ 8 ] Тем временем Боэмунд захватил большую часть добычи. Однако армия Раймунда в значительной степени обеспечила безопасность города, в результате чего последний потребовал укрепления для епископа Альбары . Армии оставались на месте до 13 января 1099 года, когда они возобновили марш на юг, чтобы взять Иерусалим . [ 9 ]
Каннибализм
[ редактировать ]
Во время или после осады некоторые из голодающих крестоносцев прибегали к каннибализму, питаясь телами мусульман. Сам по себе этот факт не вызывает серьезных сомнений, поскольку он признается почти в дюжине христианских хроник, написанных в течение двадцати лет после Крестового похода, и все они основаны, по крайней мере в некоторой степени, на свидетельствах очевидцев. [ 10 ] Каннибализм крестоносцев также кратко упоминается в арабском источнике, который объясняет его голодом («изнуренным голодом»). [ 11 ]
Существуют противоречивые данные о том, когда именно и почему произошел каннибализм. Некоторые источники утверждают, что враги были съедены во время осады, в то время как другие (незначительное большинство) утверждают, что это произошло после того, как город был завоеван. [ 12 ] Другой источник напряженности существует в отношении его мотивов: практиковалось ли оно тайно из-за голода и нехватки еды, как предполагают некоторые источники, или публично перед врагами, чтобы шокировать и напугать их, как предполагают другие? [ 13 ]
После падения города крестоносцы оставались там около месяца, прежде чем продолжить свой марш на Иерусалим, пока их лидеры обсуждали, как разделить завоеванные ими земли. [ 14 ] Одна группа летописей предполагает, что каннибализм произошел после окончания осады и был полностью мотивирован голодом. Самый ранний текст этой традиции, Gesta Francorum , утверждает, что из-за больших лишений после осады «некоторые разрезали плоть трупов на полоски и готовили ее для еды». Хроника Питера Тудебоде дает аналогичное описание, но добавляет, что ели только мусульман. [ 15 ] Несколько других работ, частично основанных на Gesta Francorum , включают аналогичные отчеты, в которых также утверждается, что потреблялись только мусульмане или «турки». Только один из них говорит, что «человеческое мясо продавалось открыто», а другие подразумевают, что его ели только тайно, вне поля зрения. [ 16 ]
Раймунд из Агилерса , который, по-видимому, присутствовал в Маарре, также утверждает, что каннибализм произошел после осады и «в разгар голода», но добавляет, что человеческое мясо потреблялось публично и «с удовольствием», а не тайно. и позорно. Он добавляет, что эти зрелища шокировали мусульман, которые были напуганы решимостью и жестокостью крестоносцев – что несколько противоречит его рассказу о том, что эти события произошли после падения города, когда все мусульмане в окрестностях были либо мертвы, либо порабощены. [ 17 ]
В трех других отчетах Фулчера Шартрского (который был участником крестового похода, но лично не присутствовал в Маарре), Альберта Аахенского и Ральфа Канского (оба основывали свои отчеты на интервью с участниками) говорится, что каннибализм произошел. во время осады и предполагают, что это было публичное зрелище, а не позорный, замаскированный эпизод. [ 18 ] Ральф утверждает, что «недостаток еды вынуждал их готовить еду из человеческого мяса, взрослых клали в кастрюлю, а [детей] насаживали на вертел. И то, и другое готовили и ели». Он утверждает, что слышал это «от самих виновников этого позора», то есть от некоторых самих каннибалов. [ 19 ] Альберт пишет, «что христиане перед лицом дефицита, о котором вы слышали, не боялись есть... приготовленные на огне тела не только убитых ими сарацин или турок, но и собак. что они поймали», таким образом цинично подразумевая, что есть собак хуже, чем есть мусульман. [ 20 ] Фулчер утверждает, что многие крестоносцы «жестоко набивали рты» приготовленными «кусками ягодиц сарацин», которые они вырезали из тел врагов, пока осада еще продолжалась. [ 21 ]
Хотя многочисленные источники сходятся во мнении о факте каннибализма, его время и мотивы, таким образом, вызывают сомнения. Другой вопрос заключается в том, ограничивались ли такие действия Мааррой или происходили и в других местах во время Первого крестового похода, как предполагают некоторые источники. Некоторые источники описывают каннибализм несколькими месяцами ранее, во время осады Антиохии . [ 22 ] Византийская принцесса Анна Комнина относит это к еще более раннему периоду, Народному крестовому походу , и описывает его подобно Ральфу Канскому: «одних младенцев они разрезали на куски, других насадили на деревянные вертелы и поджарили на огонь". [ 23 ]
Несколько средневековых интерпретаций каннибализма во время крестового похода, сделанные Гвибертом Ножанским , Вильгельмом Тирским и в « Антиошской песне» , интерпретируют его как преднамеренный акт психологической войны, «предназначенный для того, чтобы вселить страх во врага». Это означает, что это должно было произойти во время, а не после осады, «пока еще были живы мусульмане, которые стали свидетелями этого и почувствовали ужас, который был предполагаемым побочным продуктом». [ 24 ]
Завершая обсуждение различных версий каннибализма, историк Джей Рубинштейн отмечает, что летописцы чувствовали дискомфорт и пытались преуменьшить значение произошедшего, поэтому склонны сообщать только часть фактов (но не договорившись о том, какую часть и интерпретацию дать). . [ 25 ] Он также отмечает, что тот факт, что ели только мусульман, противоречит голоду как единственному или основному мотиву – предположительно, отчаявшиеся голодающие люди не особо заботились бы о религии тех, кого они потребляли. [ 26 ] Он заключает, что Маарра, вероятно, был лишь «самым запоминающимся примером того, что, вероятно, было периодической реакцией на голод», а именно каннибализмом, и что он выходил «за рамки бедных и голодных людей, тайно питающихся мертвецами». Он скорее предполагает, что «некоторые солдаты, должно быть, осознали его потенциальную полезность [как оружие террора] и, надеясь заставить защитников быстро сдаться, устроили зрелище из еды и убедились, что мусульмане были единственными участниками». съел». [ 25 ]
Историк Томас Эсбридж утверждает, что, хотя «каннибализм в Маррате является одним из самых позорных из всех злодеяний, совершенных Первыми крестоносцами», он, тем не менее, оказал «некоторое положительное влияние на краткосрочные перспективы крестоносцев». Сообщения и слухи об их жестокости в Маарре и Антиохии убедили «многих мусульманских командиров и гарнизонов в том, что крестоносцы были кровожадными варварами, непобедимыми дикарями, которым невозможно противостоять». Соответственно, многие из них решили «принять дорогостоящее и унизительное перемирие с франками, а не сражаться с ними в бою». [ 27 ]
Споры о роли тафуров
[ редактировать ]Некоторые летописцы, а также различные более поздние источники возлагали вину за каннибализм в Маарре на Тафуров , группу крестоносцев, которые следовали строгим клятвам бедности. В последнее время некоторые ученые продолжают называть тафуров главными виновниками каннибализма. [ 28 ] Гвиберт Ножанский был первым, кто приписал каннибальские действия именно тафурам, в то же время преуменьшая их значение и заявляя, что они происходили – если вообще происходили – только тайно. [ 29 ] Однако в более позднем «Песне об Антиохии » тафуры снова появляются как фанатики, которые «поджаривают тела сарацинов на вервах недалеко от стен Антиохии», шокируя защитников. [ 30 ] Рубинштейн заключает, что желание некоторых летописцев «обвинить бедняков в каннибализме... привело их к созданию мифологии Тафура». [ 31 ] и что эта мифология процветала в более поздние времена, потому что она помогла изолировать неприятные воспоминания о каннибализме крестоносцев от самих вооруженных героических крестоносцев, вместо этого прямо возложив вину за это на группу бедных, безоружных помощников. [ 32 ]
Среди современных историков Амин Маалуф , вероятно, самый известный из тех, кто поддержал тезис Тафура:
Жители региона Маарра стали свидетелями поведения той зловещей зимы, которое нельзя было объяснить голодом. Они видели, например, как фанатичные франки , тафуры, бродили по сельской местности, открыто заявляя, что будут жевать плоть сарацин, и собирались вокруг ночных костров, чтобы пожирать свою добычу. [ 33 ]
Маалуф также отмечает, что события в Маарре помогли сформировать негативный образ крестоносцев в глазах арабов. «В течение трех дней они предавали людей мечу, убив более ста тысяч человек», - писал один арабский летописец. Хотя это было сильно преувеличено, поскольку население всего города, вероятно, составляло менее десяти тысяч человек, это указывает на масштабы насилия, которые глубоко потрясли мусульманский мир, а на «едва вообразимую судьбу» тел жертв – служить пищей для завоевателей – было еще более глубоким потрясением. После этих событий «франчи» часто появляются в арабских и турецких источниках как жестокие «звери» и «антропофаги». [ 34 ]
Аргумент Маалуфа подвергся критике со стороны других ученых. Рубинштейн согласен с ним в том, что «арабские историки действительно помнят Маарру как место ужасающей резни», но он критикует утверждение Маалуфа о том, что «устная традиция» сохранила каннибалистические ужасы среди арабов как «вероятно, аргументированную ловкость рук», указывая что именно христианские, а не арабские летописцы записали и документировали каннибализм – и что именно некоторые из них, а не арабы, конкретно обвиняли Тафуры. [ 35 ] Карин Бурже согласна с Маалуфом в том, что тенденция в основных описаниях крестовых походов XX века преуменьшать или вообще опускать эпизод с каннибалом проблематична. [ 36 ] но она упрекает его в том, что он занимается «переписыванием истории» другого рода, не упоминая ни одного арабского источника, в котором упоминается каннибализм и объясняется его голодом, чтобы укрепить его предположение о «фанатизме». [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эджингтон, Сьюзен; Суитенхэм, Кэрол, ред. (2011). «Антиошский шансон: старинный французский рассказ о Первом крестовом походе» . Рутледж. п. 391.
- ^ Баркер, Эрнест (1911). » энциклопедия Британская Том. 4 (11-е изд.). стр. 135–136.
- ^ Асбридж 2004 , с. 248.
- ^ Рансимен 1951 , стр. 220–223.
- ^ Асбридж 2004 , стр. 248–249.
- ^ Jump up to: а б с Рансимен 1951 , с. 259.
- ^ Асбридж, Томас (2017). «Знание врага: отношения Латинской Америки с исламом во время Первого крестового похода». В Хаусли, Норман (ред.). Рыцарство Христа: Очерки истории крестовых походов и тамплиеров, представленные Малкольму Барберу . Лондон: Рутледж. Ч. 2. ISBN 978-1-351-92392-7 .
- ^ Рансимен 1951 , стр. 259–260.
- ^ Рансимен 1951 , стр. 260–261.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 526, 537.
- ^ Jump up to: а б Бурже 2006 , с. 269.
- ^ Рубинштейн 2008 , с. 537.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 533, 535, 541.
- ^ Рубинштейн 2008 , с. 526.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 530–531.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 532–533.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 534–535.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 534–536.
- ^ Рубинштейн 2008 , с. 536.
- ^ Рубинштейн 2008 , с. 535.
- ^ Рубинштейн 2008 , с. 534.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 537–538.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 538–539.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 539–542.
- ^ Jump up to: а б Рубинштейн 2008 , с. 550.
- ^ Рубинштейн 2008 , с. 529.
- ^ Асбридж 2004 , стр. 274–275.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 526–527.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 539–540.
- ^ Рубинштейн 2008 , с. 541.
- ^ Рубинштейн 2008 , с. 530.
- ^ Рубинштейн 2008 , стр. 540, 551–552.
- ^ Маалуф, Амин (1984). Крестовые походы глазами арабов . Лондон: Книги Аль Саки. п. 39. ИСБН 0-86356-113-6 .
- ^ Маалуф 1984 , стр. 38–39.
- ^ Рубинштейн 2008 , с. 527.
- ^ Бурже 2006 , стр. 268 и 282 (примечание 4).
Библиография
[ редактировать ]- Асбридж, Томас (2004). Первый крестовый поход: новая история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-517823-4 .
- Бурже, Карин (2006). «Переписывание истории в книге Амина Маалуфа « Крестовые походы глазами арабов » . Исследования литературы 20 и 21 веков . 30 (2, статья 3): 263–287. дои : 10.4148/2334-4415.1633 . Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года.
- Рубинштейн, Джей (2008). «Каннибалы и крестоносцы». Французские исторические исследования . 31 (4): 525–552. дои : 10.1215/00161071-2008-005 .
- Рансиман, Стивен (1951). История крестовых походов, том I: Первый крестовый поход и основание Иерусалимского королевства . Издательство Кембриджского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хенг, Джеральдин (2003). Империя магии: средневековый роман и политика культурной фантазии . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Лебедев, Клод (2006). Крестовые походы, истоки и последствия . Издания Ouest-France. ISBN 2-7373-4136-1 .