Каннибализм в Африке

Акты каннибализма в Африке были зарегистрированы из разных частей континента, начиная с доисторических времен и заканчивая XXI веком. Самые старые убедительные доказательства того, что архаичные люди пожирали друг друга, датируются 1,45 миллиона лет назад в Кении . Археологические свидетельства человеческого каннибализма существуют позднее среди анатомически современных людей , но его частота остается неизвестной. Позже в Восточной Африке диктатор Уганды Иди Амин сообщалось об актах добровольного и принудительного каннибализма , как считалось, практиковал каннибализм, а во время гражданской войны в Южном Судане . Хотя самое старое известное письменное упоминание о каннибализме находится в гробнице египетского царя Унаса , более поздние свидетельства из Египта показывают, что каннибализм вновь появляется только во время редких эпизодов сильного голода.
Самые старые записи о каннибализме в Западной Африке принадлежат мусульманским авторам, посетившим этот регион в 14 веке. Более поздние отчеты часто приписывают это тайным обществам, таким как Общество Леопарда . Практика каннибализма также была зарегистрирована среди различных нигерийских народов, таких как игбо . Жертвами обычно были убитые или взятые в плен враги, похищенные чужестранцы и купленные в рабство люди . Каннибализм практиковался для выражения ненависти и унижения врагов, а также для того, чтобы избежать расточительства и потому, что мясо в целом было редкостью; Человеческое мясо также считалось вкуснее животного. зафиксированы акты каннибализма в ходе гражданских войн в Либерии и Сьерра-Леоне Хотя его потребление в мирное время, похоже, прекратилось, на рубеже 20-го и 21-го веков .
В конце 19-го века каннибализм, по-видимому, был особенно распространен в некоторых частях бассейна Конго . В то время как некоторые группы отвергали этот обычай, другие употребляли человеческое мясо, часто считая его превосходящим другие виды мяса. Убитых или захваченных врагов можно было съесть, и с той же целью иногда выслеживали людей из разных этнических групп. Порабощенных людей также приносили в жертву за столом, особенно маленьких детей, которые в остальном не пользовались большим спросом, но хвалились как особенно вкусные. В некоторых районах человеческое мясо и рабов, предназначенных для употребления в пищу, продавали на рынках. Хотя каннибализм стал более редким явлением в колониальном Свободном государстве Конго и его преемнике, управляемом Бельгией , колониальные власти, похоже, мало что сделали для подавления этой практики. Человеческое мясо все еще появлялось на прилавках вплоть до 1950-х годов, его ели и продавали во время кризиса в Конго в 1960-х годах. Случайные сообщения о каннибализме во время жестоких конфликтов продолжаются и в 21 веке.
Сообщалось также о каннибализме с севера бассейна Конго, вплоть до гражданской войны в Центральноафриканской Республике , которая началась в 2012 году. Жан-Бедель Бокасса , диктатор Центральноафриканской Республики , похоже, поедал плоть противников и заключенных в 1970-е годы.
Северная Африка
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]
Каннибализм время от времени практиковался в Египте в древние и римские времена , а также позже во время сильного голода. [ 1 ] [ 2 ] Самое старое письменное упоминание о каннибализме, известное где-либо в мире, возможно, находится в гробнице древнеегипетского царя Унаса ( 24 век до н.э.). В нем содержался гимн, восхваляющий короля, изображавший его каннибалом, поедающим и «людей», и «богов», что указывает на совершенно иное, чем современное, отношение к каннибализму. [ 3 ]
Кассий Дион записал каннибализм, практиковавшийся буколами , египетскими племенами под предводительством Исидора против Рима. Они ритуально принесли в жертву и съели двух римских офицеров, принося клятву над их внутренностями. [ 4 ]
Средний возраст
[ редактировать ]В начале 13 века арабский врач Абд аль-Латиф аль-Багдади жил в Каире , когда сильный голод , вызванный тем, что Нил не вышел из берегов, опустошил страну. Согласно его подробному описанию, в 1200 году н.э. ситуация с продовольствием стала настолько ужасной, что многие люди обратились к каннибализму. [ 2 ] Он неоднократно видел «маленьких детей, жареных или вареных» целиком, выставленных на продажу в корзинах на углах улиц. [ 5 ] Однажды он даже увидел «ребенка, приближающегося к половой зрелости, которого нашли жареным»; двое молодых людей признались, что убили и приготовили ребенка. [ 6 ] В некоторых случаях родители жарили детей и предлагали их на продажу; другими жертвами были беспризорные дети, которых стало очень много, и их часто похищали и готовили люди, ищущие еды или дополнительного дохода. Аль-Латиф утверждает, что «виновных редко ловили на месте преступления, и только тогда, когда они проявляли неосторожность». [ 7 ] Жертв было так много, что иногда «в одной кастрюле находили двух-трех детей, а то и больше». [ 8 ]
Аль-Латиф отмечает, что, хотя поначалу люди были шокированы такими действиями, они
в конце концов... привыкли, и некоторые настолько полюбили это отвратительное мясо, что сделали его своим обычным кормом, съедая его ради удовольствия и... [придумывая] различные способы приготовления... Ужас, который ощущали люди сначала исчез совсем; об этом говорили и слышали, как об этом говорят, как о предмете повседневного безразличия. [ 9 ]
Чтобы удовлетворить вкусы богатых, повара начали сочетать человеческое мясо с изысканными ингредиентами, как, например, в Александрии , где друг Аль-Латифа однажды увидел «пять детских голов в одном котле, приготовленных с отборными специями». Эта «замечательная» трапеза, добавляет Аль-Латиф, была лишь одним «из очень многих событий такого рода», с которыми его друг столкнулся в этом городе. [ 10 ]
Западная Африка
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]Когда марокканский исследователь Ибн Баттута посетил Малийскую империю в 1350-х годах, он был удивлен, увидев, что султан Сулейман подарил «девушку-рабыню в качестве подарка-приема» группе воинов из региона каннибалов, пришедших навестить его двор. . «Они зарезали ее, съели, вымазали лица и руки ее кровью и пришли в знак благодарности к султану». Ему сказали, что султан делал это каждый раз, когда принимал гостей-людоедов. [ 11 ] Хотя он был мусульманином, как и сам Ибн Баттута, он считал удовлетворение предпочтений своих посетителей более важным, чем любые сомнения, которые он мог иметь по поводу этой практики. Другие мусульманские авторы, писавшие примерно в то время, также сообщали, что в некоторых регионах Западной Африки практиковался каннибализм и что девушек-рабынь иногда убивали ради еды, поскольку «их плоть — лучшее, что мы можем есть». [ 12 ]
Раннее Новое время и колониальная эпоха
[ редактировать ]Обычаи каннибалов были зафиксированы среди игбо и других нигерийских народов как колониальными исследователями, так и местными жителями. [ 13 ] У разных людей есть воспоминания о том, как их предки ели человеческое мясо несколькими поколениями ранее. [ 14 ] [ 15 ] По крайней мере, до 1870-х годов, а в некоторых случаях и до 1900-х годов. [ 16 ] – убитые или захваченные члены вражеских группировок потреблялись после успешных военных кампаний, иногда в больших количествах. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Плоть врагов ели не только для того, чтобы отпраздновать победу, но и из соображений эффективности. Поскольку «кормиться на поле боя было трудно», воины не были склонны тратить съестное впустую. [ 20 ] Но есть и сведения, свидетельствующие о том, что пленников делили между победителями, которые забирали их домой, чтобы убить и съесть. [ 18 ] [ 21 ] В 1895 году немецкий миссионер стал свидетелем резни более 40 пленников в деревне недалеко от Акассы : [ 22 ] [ 23 ]
Каждую минуту мимо меня проходили мужчины, женщины и даже дети. Один будет нести на плече человеческую ногу, другой — легкие или сердце какого-нибудь несчастного Кру-мальчика в руках. Несколько раз мне самому предлагали на выбор один из этих кусочков, истекающих кровью». [ 23 ]
Неоднократно выражаемым мотивом поедания своих врагов была ненависть: превращая их в съедобную материю, которая затем переваривалась, человек уничтожал их физически и символически, достигая таким образом «окончательной мести». В некоторых регионах люди также верили, что дух человека обычно переживает его физическое тело, но что дух тоже должен умереть, если тело будет уничтожено, поэтому каннибализм использовался для достижения полного разрушения, которого невозможно достичь одним убийством. [ 24 ]
Однако враги были не единственными жертвами. В некоторых сообщениях указывается, что похищенных незнакомцев или купленных рабов тоже можно было съесть. В некоторых районах любой одинокий незнакомец рисковал быть похищенным и порабощенным, либо – особенно если его считали менее ценным для продажи – убитым и съеденным. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Устные свидетельства показывают, что в начале 20-го века, хотя открытая работорговля к тому времени ушла в прошлое, «людей все еще похищали и либо убивали и ели, либо продавали, либо приносили в жертву тому или иному богу». Жертвами часто были играющие дети или одинокие путешественники. [ 28 ] Раньше, когда рабство все еще было общепринятым институтом, маленьких детей, купленных в других регионах, иногда намеренно откармливали, «держали в загонах», как животных, прежде чем «убивать и запекать». [ 29 ] [ 30 ] Священнослужитель и архидьякон Джордж Басден отмечает, что порабощенные люди в целом «не имели личных прав» и что «в некоторых районах их нередко приобретали для снабжения мясом» или когда требовалась жертва для человеческого жертвоприношения. [ 31 ]
Потребление похищенных незнакомцев или купленных рабов вряд ли могло быть вызвано ненавистью, и действительно, британский антрополог Чарльз Кингсли Мик обнаружил, что наиболее частое объяснение, которое он слышал от каннибалов или бывших каннибалов в северной Нигерии, заключалось в том, что человеческое мясо едят «чисто как мясо». . Люди не хотели упускать возможность полакомиться хорошим мясом, увидев его, и жизнь врагов или посторонних их не волновала. [ 32 ] Его коллега Перси Амори Талбот наблюдал то же самое среди игбо и других жителей южной Нигерии: человеческое мясо ели из-за «огромного стремления к мясу». Большинство людей считали мясо редкой роскошью и не видели причин для брезгливости по поводу того, как они его получили, если оно не исходило от родственников или друзей. Более того, человеческое мясо предпочитали мясу животных по гастрономическим причинам : оно считалось самым вкусным из всех видов мяса из-за его «сочности» и сладости (за ним следовало мясо обезьяны как второе по вкусу). Больше всего ценились маленькие дети, поскольку «чем моложе человек, тем нежнее «суставы » . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]

Миссионеры и путешественники сообщают, что человеческое мясо предлагалось на продажу на рынках «во многих частях Нигерии». [ 18 ] [ 36 ] По словам Басдена, проведшего в стране более 30 лет, в некоторых южных регионах он имел устоявшуюся рыночную цену и продавался так же, как и любой другой товар; обычно это происходило от военнопленных, похищенных незнакомцев и купленных или обмененных рабов. [ 37 ] [ 38 ] Путешествуя около Онитши примерно в 1900 году, Басден обнаружил, что все его слуги и носильщики неоднократно ели человеческое мясо. Убедившись, что он не причиняет им зла, они свободно говорили об обычае, в том числе о любимых частях тела. Он отмечает, что эти и другие бывшие каннибалы, которых он встречал, часто были «довольно добродушными людьми». [ 39 ] [ 23 ] но также и то, что в традиционном обществе игбо каннибализм и человеческие жертвоприношения считались обычными, бесспорными практиками - люди не считали их греховными или неправильными. [ 40 ]

Король Джордж Оруигбиджи Пеппл из Королевства Бонни (правил в 1866–1883 гг.) поставил в неловкое положение своих британских союзников, «отпраздновав годовщину смерти своего отца пиршеством каннибалов». Когда британцы упрекали его, он ответил, что всего лишь поддержал проверенный временем «обычай своей страны», который также практиковали его предки. [ 41 ]
20 век по настоящее время
[ редактировать ]Тайные общества
[ редактировать ]
Леопардовое общество было каннибалистическим тайным обществом , существовавшим до середины 1900-х годов и действовавшим в основном в регионах, которые сегодня принадлежат Сьерра-Леоне , Либерии и Кот-д’Ивуару . Мужчины -леопарды одевались в леопардовые шкуры и якобы подстерегали путников острым, похожим на когти оружием в виде когтей и зубов леопарда. [ 43 ] Плоть жертв вырезали из тел и раздавали членам общества. [ 44 ]
Во время полевых исследований в 1960-х годах среди народа Мано на севере центральной Либерии американский антрополог Джеймс Ридделл собрал подробные заявления об обществах леопардов и крокодилов, которые действовали в этом районе, в том числе от бывших членов этих обществ. В их состав входили люди из разных городов, и их основной целью была организация торговли между этими городами, которые в остальном были независимыми политическими единицами. [ 45 ] Только мужчинам, которые могли командовать трудом многих иждивенцев, разрешалось присоединиться, поскольку организация торговли, а также транспортировка и защита торговых товаров были трудоемкими. Те, кто хотел присоединиться, должны были принести в жертву члена своей «собственной домашней группы на каннибалистическом пиру», чтобы доказать, что у них достаточно много иждивенцев, чьими услугами они могли бы воспользоваться – предполагаемое подстерегание путешественников было всего лишь уловкой, чтобы скрыть связь между жертва и человек, который решил принести их в жертву. [ 46 ]
Хотя предыдущие наблюдатели не знали конкретного контекста этих обрядов, некоторые из них знали, что жертвами часто были родственники преступников. В 1920-х годах леди Дороти Миллс разговаривала с несколькими окружными комиссарами, которые пытались привлечь к ответственности членов Общества леопардов, причастных к убийствам каннибалов. Она отметила: «Члены будут предлагать и помогать найти кого-нибудь из своей семьи для жертвоприношения. Мужчина принесет в жертву свою жену, ребенка или младшего брата». [ 47 ] Чтобы избежать подозрений, выбранную жертву обычно похищали возле дома, но Миллс также поговорил с человеком, который стал свидетелем того, как группа «Леопардов» ворвалась в дом, унеся спящих там мужчину и мальчика, предположительно в качестве жертвы для своего следующего пиршества. [ 48 ]
В ходе уголовного процесса в 1900-х годах член Общества леопардов признался, что он присутствовал при убийстве девочки, подаренной другим членом общества, и что он ел ее плоть. В данном случае жертвой был купленный раб, а не родственник дарителя. Ребенок был убит и обезглавлен ее хозяином, который затем разделил труп на четыре части, разрезав его «по центру и поперек». Мясо готовили и ели члены общества; некоторые, кто не смог присутствовать на церемонии, также получили свои части и съели их позже. [ 49 ]
На другом суде, состоявшемся несколько лет спустя, мужчина заявил, что другой член общества вызвался принести в жертву свою племянницу. После того как девушку зарезали большим ножом и разрубили на куски, все ее тело было поджарено на открытом огне и съедено членами общества, в том числе и свидетелем. Наиболее важные участники могли выбирать предпочитаемые части, в то время как остальным приходилось довольствоваться напоминаниями. Было съедено все, включая съедобные органы; только кости и череп девушки, очищенные от плоти, остались после пира. [ 50 ] Благодаря этим показаниям и другим доказательствам дядя девушки был признан виновным в убийстве и впоследствии казнен. [ 51 ] Другие исследования показали аналогичную картину, когда мужчины добровольно предлагали иждивенцев, часто родственников, для принесения в жертву и потребления. [ 52 ] Хотя все члены общества, похоже, были взрослыми мужчинами, съеденными жертвами обычно были «молодые мальчики и девочки». [ 53 ]
Гражданские войны
[ редактировать ]В 1980-х годах Врачи без границ международная медицинская благотворительная организация « в Либерии, фотографические и другие документальные свидетельства ритуальных каннибальских пиршеств среди участников междоусобиц предшествовавших Первой гражданской войне в Либерии » предоставила представителям Amnesty International . Amnesty International отказалась публиковать этот материал; Генеральный секретарь организации Пьер Сане заявил тогда во внутреннем сообщении, что «то, что они делают с телами после совершения нарушений прав человека, не является частью нашего мандата или заботы». Впоследствии было подтверждено широкомасштабное существование каннибализма в Либерии. [ 54 ]
Несколько лет спустя появились сообщения о каннибальских актах, совершенных во время Второй гражданской войны в Либерии и гражданской войны в Сьерра-Леоне . [ 55 ] [ 56 ]
Северная Центральная Африка
[ редактировать ]Раннее Новое время и колониальная эпоха
[ редактировать ]Несколько источников указывают, что каннибализм практиковался в Дарфуре (западный Судан ) и соседней империи Вадаи (сегодня юго-восток Чада ). Мухаммад бен Али бен Зейн аль-Абидин из Туниса , посетивший этот район около 1820 года, [ 57 ] утверждает, что военнопленных часто оставляли для последующего разделывания и употребления в пищу. распространение ислама положило конец этому обычаю в некоторых районах. Однако ко времени его пребывания [ 58 ] [ 59 ] Один из местных вождей однажды прислал ему «красивого» 12-летнего мальчика-рабыню вместе с ножом и миской для сбора крови. Когда Зейн аль-Абидин поинтересовался, что означает это, он объяснил: «Я послал его вам в подарок, чтобы вы зарезали и съели его». Зейн аль-Абидин упрекнул вождя в том, что он ест людей, но тот не понял его возражений. Поскольку мальчик был захвачен у враждебного племени, утверждал он, нет ничего плохого в том, чтобы съесть его, добавив, что особенно «парня с таким нежным и свежим мясом, как этот, едят без промедления». На следующий день два других вождя подарили Зейну аль-Абидину двух маленьких рабынь с той же целью. Вместо того, чтобы убить троих детей, он держал их в качестве слуг до конца своего путешествия. [ 60 ] [ 61 ] а затем продал их в Тунисе с хорошей прибылью. [ 62 ]
В 1872 году русский писатель Егор Ковалевский сообщил, что его друг-купец был приглашен на людоедскую трапезу жителями поселения близ верховьев реки Бахр-эль-Газаль : «желая накормить его хорошо, [они] убил раба и приготовил его мясо на обед». [ 63 ] Несколько других путешественников, в том числе Густав Нахтигаль , подтвердили, что в Дарфуре и Вадае практиковался каннибализм, особенно среди некоторых представителей народа масалит . [ 59 ] [ 64 ]
Нахтигаль также утверждает, что, по крайней мере, до времен Сулеймана Солонга (правившего в 17 веке), а вполне возможно и до начала 19 века, человеческие жертвоприношения регулярно происходили в Султанате Дарфур с последующим каннибализмом . Каждый год девственницу в раннем периоде половой зрелости церемониально убивали, а ее плоть съедали местные сановники. К его визиту жертвоприношение скота заменило человеческое. [ 65 ]
Различные источники также указывают на то, что некоторые группы азанде , живущие к северу от бассейна Конго и в его северо-восточных районах, ели человеческое мясо, особенно во время и после военных кампаний. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
20 век по настоящее время
[ редактировать ]
Сообщалось также о каннибализме из Центральноафриканской Республики . Жан-Бедель Бокасса правил страной с 1966 по 1979 год как диктатор, а затем как самопровозглашенный император. Слухи о том, что он любил обедать мясом оппонентов и политических заключенных, были подтверждены несколькими показаниями во время его окончательного суда в 1986/1987 году. Преемник Бокассы Дэвид Дако заявил, что видел фотографии зарезанных тел, висевшие в холодильных камерах дворца Бокассы сразу после прихода к власти в 1979 году. [ 70 ] Эти или подобные фотографии, на которых, как утверждается, изображена морозильная камера с телами школьников, арестованных в апреле 1979 года во время протестов и забитых до смерти во время резни в тюрьме Нгарагба в 1979 году , были также опубликованы в Paris Match . журнале [ 71 ] В ходе суда бывший шеф-повар Бокассы показал, что он неоднократно готовил человеческое мясо из дворцовых морозильников для стола своего босса. Хотя Бокасса был признан виновным в убийстве как минимум в двадцати случаях, обвинение в каннибализме, тем не менее, не было учтено при вынесении окончательного приговора, поскольку по законам ЦАР употребление в пищу человеческих останков считается правонарушением . Все ранее совершенные правонарушения были прощены по всеобщей амнистии, объявленной в 1981 году. [ 70 ]
Сообщалось, что дальнейшие акты каннибализма были направлены против мусульманского меньшинства во время гражданской войны в Центральноафриканской Республике, которая началась в 2012 году. [ 72 ] [ 73 ]
Бассейн Конго
[ редактировать ]Раннее Новое время и колониальная эпоха
[ редактировать ]
В то время розовые области считались «полностью» каннибалистическими; светло-зеленые области, которые раньше или редко считались каннибалистическими.
Каннибализм широко практиковался в некоторых частях бассейна Конго , хотя и не был повсеместным. Некоторые люди, такие как баконго , вообще отвергли эту практику. В некоторых других регионах человеческое мясо ели «лишь изредка, чтобы отметить особенно важное ритуальное событие», но в других обществах Конго, которых, возможно, даже было большинство к концу девятнадцатого века, люди ели человеческое мясо всякий раз, когда могли, говоря, что это было гораздо вкуснее, чем другое мясо», — отмечает антрополог Роберт Б. Эдгертон. [ 74 ]
Многие люди не только открыто признались, что едят человеческое мясо, но и удивились, когда услышали, что европейцы его не едят. [ 75 ] [ 76 ] Антрополог Эмиль Тордай , проведший почти десять лет в бассейне Конго в начале 20 века, [ 77 ] заметил: «Они не стыдятся каннибализма и открыто признают, что практикуют его из-за своей любви к человеческой плоти», причем основной причиной каннибализма является гастрономическое предпочтение таких блюд. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ] Однажды Тордей получил в качестве благонамеренного подарка «часть человеческого бедра», а другим европейцам в знак гостеприимства предлагали куски человеческой плоти. [ 81 ] [ 82 ] Люди ожидали, что за хорошо выполненные услуги будут вознаграждены свежей человеческой плотью, и были разочарованы, когда вместо этого получали что-то другое. [ 83 ]
Помимо врагов, убитых или взятых в плен на войне, порабощенные люди частыми жертвами были . Многим «здоровым детям» пришлось умереть, «чтобы устроить праздник своим хозяевам». [ 84 ] [ 85 ] Молодые дети-рабы подвергались особому риску, поскольку они не пользовались большим спросом для других целей (и, следовательно, были дешевы), а их мясо широко хвалилось как особенно вкусное, «точно так же, как многие современные мясоеды предпочитают баранину баранине и телятину говядине». [ 86 ] Подобные действия не считались спорными – люди не понимали, почему европейцы возражали против убийства рабов, а сами убивали и поедали коз; они утверждали, что оба являются «собственностью» своих владельцев и могут использоваться по своему усмотрению. [ 87 ] [ 88 ]
Третью группу жертв составили представители других этнических групп, на которых в некоторых районах «охотились ради еды», как и на животных. [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ] Многие из жертв, которых обычно убивали отравленными стрелами или дубинками, были «женщинами и детьми... которые отважились уйти слишком далеко от дома, собирая дрова или принося питьевую воду», и на которых нападали «потому что их было легче одолеть». ", а еще считается вкуснее, чем у взрослых мужчин. [ 92 ]
Торговля человеческим мясом и людьми для потребления
[ редактировать ]
В некоторых регионах регулярно шла торговля порабощенными людьми, предназначенными для употребления в пищу, а также можно было купить мясо недавно забитых рабов. [ 93 ] [ 94 ] Некоторые люди откармливали детей-рабов, чтобы продать их для потребления; если такой ребенок заболевал и терял слишком много веса, его владелец топил его в ближайшей реке вместо того, чтобы тратить на него лишнюю еду, как однажды был свидетелем французского миссионера. [ 95 ] Человеческое мясо, не проданное в тот же день , коптили , чтобы его можно было «продать на досуге» в течение последующих недель. [ 96 ] [ 94 ] Европейцы часто не решались покупать копченое мясо, поскольку знали, что «копчение человеческого мяса для его сохранения… широко распространено», но как только мясо было копчено, его происхождение было трудно определить. [ 97 ] [ 98 ]
Различные сообщения указывают на то, что живых порабощенных людей выставляли на рынках, чтобы покупатели могли выбирать, какие части тела покупать, прежде чем жертву зарезали и раздали плоть.
Часто случается, что беднягу, предназначенную для ножа, выставляют на продажу на рынке. Он ходит взад и вперед, и эпикурейцы приходят его осмотреть. Они описывают части, которые предпочитают: одну руку, другую ногу, грудь или голову. Купленные порции отмечены линиями цветной охры. Когда все тело продается, несчастного убивают. [ 99 ]
Этот обычай, распространенный как в центральной части реки Конго , так и в районе Убанги на севере, [ 100 ] [ 101 ] по-видимому, ими двигало желание получить свежее, а не копченое мясо, поскольку без охлаждения не было другого способа сохранить мясо от быстрой порчи. [ 102 ] [ 103 ]
В целом порабощенные люди и их плоть стоили недорого. В некоторых регионах человеческое мясо было почти в два раза дороже, чем мясо животных, а в других обе цены были сопоставимы. [ 104 ] В регионах, где рабов обычно покупали для стола, их цена часто «определялась количеством мяса» на их телах. Молодую девушку можно было купить по цене карликовой козы или даже дешевле, а за больших, толстых мужчин брали до четырех коз. «Если на человека съедается столько же, сколько на трех коз, он приносит цену трех коз», - сказал поселенец миссионеру Сэмюэлю Лэпсли в районе Касаи . [ 105 ] [ 106 ] Свиньи обычно были дороже рабов. [ 107 ] – «Двух обычных женщин можно купить по цене одной свиньи», – заметил британский художник Герберт Уорд . [ 108 ] [ 109 ] Однако это не означает, что человеческое мясо было повседневным блюдом для многих — вместо этого, как и в других доиндустриальных обществах, мясо, похоже, было довольно редким деликатесом, который большинство людей могли есть только время от времени. [ 110 ]
Военный каннибализм
[ редактировать ]
Убитые или взятые в плен враги становились жертвами другого рода, даже во время войн, которые вели колониальные государства. Во время войны 1892–1894 годов между Свободным государством Конго и суахили — арабскими городами-государствами Ньянгве и Касонго в Восточном Конго поступали сообщения о повсеместном каннибализации тел поверженных комбатантов союзниками Батетелы бельгийского полководца Фрэнсиса Дханиса . [ 112 ] В апреле 1892 года 10 000 Батетел под командованием Гонго Лютете объединили свои силы с Дханисом в кампании против суахили-арабских лидеров Сефу и Мохары. [ 113 ] После одной из первых стычек в ходе кампании медицинский офицер Дханиса, капитан Сидни Лэнгфорд Хинд , «заметил, что тела убитых и раненых исчезли». Когда бои возобновились, Хинде увидел, как его союзники из Батетелы роняли на дорогу человеческие руки, ноги и головы; теперь ему пришлось признать, что они действительно «унесли их ради еды», в чем он поначалу сомневался. [ 113 ] [ 114 ]
По словам Хинде, за завоеванием Ньянгве последовали «дни пиршества каннибалов», во время которых сотни людей были съедены, оставив на память только их головы. [ 115 ] [ 116 ] В это время Лютете «спрятался в своей квартире, потрясенный видом тысяч людей, курящих человеческие руки и человеческие отбивные на кострах, которых было достаточно, чтобы прокормить его армию в течение многих дней». Хинде также отметил, что в городе Нганду в Батетеле было «по крайней мере 2000 полированных человеческих черепов» в качестве «сплошного белого тротуара перед» его воротами, причем человеческие черепа венчали каждый столб частокола. [ 113 ]

Вскоре после этого уцелевшее население Ньянгве подняло восстание, в ходе жестокого подавления которого новое правительство убило тысячу бунтовщиков. Один молодой бельгийский офицер писал домой: «К счастью, люди Гонго… съели их [за несколько часов]. Это ужасно, но чрезвычайно полезно и гигиенично… Я должен был ужаснуться этой идее в Европе! для меня здесь естественно. Не показывайте это письмо никому нескромному». [ 119 ] Хинде также одобрительно отозвался о тщательности, с которой каннибалы «уничтожили всех мертвецов, не оставив ничего даже шакалам, и тем самым, без сомнения, спасая нас от многих эпидемий». [ 120 ] В целом администрация Свободного государства, похоже, мало что сделала для подавления каннибальских обычаев, иногда даже терпя или поощряя их среди своих вспомогательных войск и союзников. [ 121 ] [ 122 ] [ 123 ] Сообщается, что некоторые из ее европейских чиновников привыкли есть человеческое мясо, у них появился «вкус» к нему. [ 124 ]
В августе 1903 года британский дипломат Роджер Кейсмент написал с озера Тумба коллеге из консульства также водятся карлики (называемые батва : «Все люди здесь — каннибалы… В лесу ), которые являются еще худшими каннибалами, чем более высокие люди. окружающей среды. Они едят человеческое мясо сырым. Это факт». Он добавил, что нападавшие «сбивали гнома по дороге домой ради супружеского котла... Гномы, как я уже сказал, обходятся без кастрюль и едят и пьют свою человеческую добычу свежесрезанной на поле боя, пока кровь все еще тепло и бегает. Это не сказки..., а настоящая ужасная реальность в самом сердце этой бедной, темной дикой земли». [ 125 ]
Отношения
[ редактировать ]Тордей и другие наблюдатели отмечают, что, хотя каннибализм был широко распространен, конголезские общества не были беззаконными. Люди не случайно убивали и ели других. Вместо этого существовали четкие соглашения о том, кого можно есть, а кого нельзя. В целом каждый был в безопасности в своих общинах: родственников и соседей очень редко ели и уж точно не убивали для этой цели. В некоторых районах останки умерших родственников потреблялись «из благочестия» в ненасильственных актах погребального каннибализма , но такие акты были очень далеки от гастрономического каннибализма , который можно было встретить во многих других местах. [ 126 ] [ 127 ]
С другой стороны, когда людей убивали ради потребления, они всегда принадлежали к определенным группам, от которых считалось расходным материалом или даже от которых можно было избавиться: обычно враги и порабощенные люди, а в тех регионах, где люди из несвязанных между собой групп рассматривались как законная добыча. , более или менее любой иностранец, не принадлежащий к своей общине или общине, с которой у него были дружеские отношения. [ 128 ] Другую группу жертв составили преступники, признанные виновными в тяжком преступлении. Обычно их не ели в родной общине, но в некоторых регионах их продавали соседним народам, которые затем убивали и ели их, фактически приводя в исполнение смертный приговор. [ 129 ] [ 130 ]
С этой оговоркой – не всех можно было съесть, а только определенных людей – многие конголезцы не разделяли негативного отношения к каннибализму, существующего в различных других регионах. «Напротив, люди выражали свою глубокую признательность» «говорящему мясу» – как часто называли человеческую плоть. [ 131 ] [ 126 ] [ 132 ] – «и не мог понять истерической реакции со стороны белого человека», как отмечает Кайса Экхольм Фридман. [ 133 ] К тем, кого можно было съесть, относились с полным безразличием, причем как замечания, так и поведение указывали на то, что люди, похоже, считали их мало отличающимися от животных, не понимая, почему нельзя убивать и есть их, если есть последних было приемлемо.
Когда миссионер Джордж Гренфелл протестовал против покупки рабов для потребления, жители района Убанги ответили: «Вы едите птиц и коз, а мы едим людей; в чем разница?» [ 80 ] [ 134 ] В районе Бангалы люди утверждали, что «они определенно не сделали ничего предосудительного, [поскольку] мужчины или женщины, которых они убили и съели, принадлежали им в полной собственности». [ 135 ] Тордей и другие заметили, что люди «не делают различия между употреблением в пищу мяса коз и мяса человека» и, следовательно, даже не понимают жалоб других мясоедов на обычаи каннибалов, отвергая их как нелогичные и лицемерные. [ 81 ] [ 136 ] [ 88 ]
Различные свидетельства подтверждают, что люди не видели в своей привычке ничего плохого или предосудительного. Из Убанги французский колониальный офицер сообщил, что каннибализм практиковался «средь бела дня, не цинично, а как естественная вещь… человека едят так же, как ели бы буйвола или кабана». [ 137 ] По словам французского миссионера Проспера Филиппа Огуара , местные жители, хотя и часто забивали и ели детей-рабов, «как если бы они были быком или овцой», были достаточно дружелюбны и «любезны»; они с удивлением отреагировали на отказ миссионеров «есть такой деликатес». [ 137 ]

На станции Бангала , когда местный вождь нанес визит бельгийскому колониальному офицеру Камилле Кокилья , у него в каноэ была большая группа гостей, а также «оставшаяся половина приготовленного на пару человека в огромной кастрюле» – раб, которого утром зарезали и приготовили. Когда Кокильхат, в ужасе от этого зрелища, запретил им приземляться, вождь подумал, что он шутит. Он не мог понять гнева Кокилья, утверждая, как и другие, что «этот человек, которого я казнил, был моей собственностью» и что не было никакой разницы между убийством козла и убийством раба. [ 138 ] [ 139 ] Экхольм Фридман комментирует:
Монгонга купил свою жертву на рынке, как обычное мясо, и пригласил друзей на вечеринку с большим количеством пива. Это похоже на повседневную деятельность, свободную от сильных эмоций. Он был удивлен критикой Кокилья и сравнил свою покупку раба с покупкой козла. Что имело значение... похоже, так это то, что он заплатил за свою жертву-каннибала. Он относился к нему как к еде, как к скоту. [ 140 ]
Хинде также отмечает, что люди не делали большой разницы между употреблением мяса человека и животного, за исключением того, что они предпочитали вкус первого. [ 141 ] Он сообщает, что вскоре после создания колониального поста на реке Санкуру молодой вождь Сонге попросил одолжить у коменданта поста нож, которым он затем перерезал горло приобретенной им маленькой рабыне, по-видимому, не подозревая об этом. любое правонарушение. Когда мужчину заметили готовящим тело девушки, Хинде арестовал его и заключил в тюрьму на два месяца. [ 142 ] [ 89 ] [ 137 ]
Дисаси Макуло, молодой человек из Турумбу , получивший образование у христианских миссионеров, ярко ощутил контраст между местными обычаями и ценностями своих учителей. Когда он вернулся в середине 1890-х годов на место своего рождения, жители деревни устроили «большой пир», на котором помимо коз и собак хотели зарезать двух порабощенных людей. Макуло был «сильно возмущен» и вмешался, чтобы спасти рабов, но многие жители деревни «с изумлением задавались вопросом, почему я чувствую жалость к этим рабам. Другие обвиняли меня в том, что я помешал им съесть вкусную человеческую плоть». [ 143 ] [ 144 ] Вернувшись позже, он заметил, что порабощенных людей все еще убивали ради употребления в пищу. [ 145 ]
Некоторые источники указывают на то, что каннибалы, хотя и не были преднамеренно жестокими, также не заботились о том, чтобы причинить страдания своим жертвам. Вместо того, чтобы быть быстро убитыми, «людям, которых нужно было съесть, часто ломали обе руки и ноги, и их заставляли сидеть по шею в ручье в течение [до] трех дней, что, как говорят, делало их плоть более нежной». прежде чем их убили и приготовили». [ 74 ] Этой обработке перед забоем обычно подвергались как взрослые, так и дети, а также животные, такие как птицы и обезьяны. [ 146 ] Миссионеры в районе Убанги были обеспокоены не только тем, что детей-рабов съедали как нечто само собой разумеющееся, но и тем, что многим из этих детей пришлось провести свою последнюю ночь в сильной боли, поместив их в реку со сломанными конечностями. Но их владельцев это не смутило, отметив, что это «размочит мясо и сделает его более нежным». Их собственные «удовольствия» значили для них больше, чем «агония» и «жизни других», как прокомментировал историк миссии. [ 145 ]
Экхольм Фридман отмечает, что конголезский каннибализм часто кажется «поразительно непристойным», поскольку многие жертвы были не врагами, съеденными из ненависти, а «просто мясом, купленным на рынке», или иногда порабощенными людьми, «убитыми за непокорное поведение», без каких-либо заметных признаков. различие между рабами и съедобными животными. [ 147 ] Тех, кому суждено было быть съеденными, держали как скот. Однажды их зарезали и съели, зачастую это происходило без «сложных ритуалов» и особых эмоций, кроме «наслаждения» от «отличного» вкуса. [ 148 ] Как заметили европейцы (часто к своему удивлению), каннибализм был далеко не «примитивным» обычаем, а «связан с успехом и развитием». Его практиковали в основном «наиболее развитые и политически влиятельные» группы, которые были достаточно сильны, чтобы подчинять и захватывать других, или достаточно богаты, чтобы покупать порабощенных людей. [ 149 ] Другой автор отмечает, что менее обеспеченные люди восхищались теми, кто был достаточно богат, чтобы регулярно обедать рабами. [ 150 ] Среди съеденных было много женщин и детей. Действительно, их мясо часто хвалили как даже более вкусное, чем у мужчин. [ 151 ] [ 152 ] Однако пожирателями (или, по крайней мере, теми, кто мог пригласить других на каннибальские пиры) обычно были мужчины и часто вожди, которые контролировали большую часть власти и ресурсов. [ 151 ]
Истоки и связи с международной торговлей
[ редактировать ]Истоки конголезского каннибализма теряются во времени. Самые старые известные упоминания о нем можно найти в » Филиппо Пигафетты , «Отчете о Королевстве Конго опубликованном в конце 16 века на основе воспоминаний Дуарте Лопеса, португальского торговца, несколько лет жившего в Королевстве Конго . Лопес сообщил, что выше по реке Конго жил народ, питавшийся как убитыми врагами, так и теми своими рабами, которых не могли продать за «хорошую цену». [ 153 ] [ 154 ]

Устные записи свидетельствуют о том, что уже в то время, когда рабство не было широко распространено в бассейне Конго, люди предполагали, что любой порабощенный и проданный, скорее всего, будет съеден, «потому что каннибализм был обычным явлением, и рабов покупали специально для таких целей». [ 155 ] В 19 веке войны и набеги рабов в бассейне Конго усилились в результате международного спроса на порабощенных людей, которых больше нельзя было так легко поймать ближе к побережью. [ 156 ] В результате потребление рабов также увеличилось, поскольку большинство из тех, кто продавался в работорговле в Атлантике, были молодыми и здоровыми людьми в возрасте от 14 до 30 лет, и аналогичные предпочтения существовали в работорговле арабо-суахили . Однако многие из пленников были моложе, старше или по другим причинам считались менее продаваемыми, и такие жертвы часто съедались налетчиками рабов или продавались каннибалам, которые покупали их как «мясо». [ 157 ]
Большинство сообщений о каннибализме в Конго относятся к концу 19 века, когда работорговля в Атлантике прекратилась, но рабство все еще существовало в Африке и арабском мире. Различные сообщения указывают на то, что в районе реки Убанги порабощенных людей часто обменивали на слоновую кость , которую затем экспортировали в Европу или Америку, пока рабов съедали. [ 158 ] [ 159 ] [ 160 ] Некоторые европейские трейдеры, похоже, прямо и сознательно принимали участие в этих смертоносных сделках, в то время как другие смотрели в другую сторону. [ 161 ] Местные охотники на слонов предпочитали мясо, особенно молодых людей (по словам одного торговца, предпочтительный возрастной диапазон был от четырех до шестнадцати лет), «потому что оно было не только более нежным, но и гораздо быстрее готовилось», чем мясо слонов или других животных. крупные животные. [ 162 ]
Рассказы очевидцев и выживших
[ редактировать ]
Хотя скептики, такие как Уильям Аренс, иногда заявляют, что не существует заслуживающих доверия свидетельств очевидцев о каннибализме, в Конго существует множество таких свидетельств. Дэвид Ливингстон «видел, как человеческие части готовили с бананами, а многие другие европейцы», в том числе Хинде, «сообщали, что видели приготовленные человеческие останки, лежащие вокруг заброшенных костров». [ 89 ] [ 120 ] Солдаты немецкого исследователя Германа Виссмана видели, как люди, захваченные и раненые в ходе набега рабов, были расстреляны суахили-арабским лидером, а затем переданы «своим вспомогательным войскам, которые... разрезали их на куски и тащили к огню, чтобы служить им ужином». [ 163 ]
Посещая деревню у реки Арувими , Герберт Уорд увидел человека, «несшего на палке четыре больших куска человеческого мяса с еще прилипшей к нему кожей», а вскоре после этого «группу мужчин, сидящих на корточках вокруг костра, перед которым эта ужасная плоть, обнаженная на вертеле, варилась»; ему сказали, что плоть принадлежала человеку (или человеку), которого они убили несколько часов назад. В другой раз, когда «разбивал лагерь на ночлег с отрядом арабских разбойников и их сторонников», он и его спутники почувствовали себя «вынужденными изменить положение нашей палатки из-за неприятного запаха человеческого мяса, которое готовилось со всех сторон». из нас». [ 164 ] [ 76 ]
У реки Убанги, которая образовывала границу между бельгийскими и французскими колониальными предприятиями, французский путешественник Жак д'Юзе видел, как местные вспомогательные силы французских войск убили «несколько женщин и детей» после карательной экспедиции , а затем приготовили еду. их плоть в горшках и «наслаждаться» ею. [ 165 ] Среди народа мангбету на северо-востоке Георг А. Швайнфурт увидел человеческую руку, которую коптили над огнем. В другой раз он наблюдал, как группа молодых женщин использовала кипяток, чтобы «ошпарить волосы на нижней половине человеческого тела» перед их приготовлением. Несколько лет спустя Гаэтано Казати увидел, как при дворе короля Мангбету подавали жареную ногу порабощенной женщины. [ 166 ] Можно было бы добавить и другие свидетельства очевидцев. [ 167 ]
Есть также несколько рассказов выживших о людях, которые едва избежали быть съеденными. Хинде описывает инцидент, когда 37 военнопленных сбежали во время арабской войны в Конго . Командир Хинде попросил местного вождя Сонге вернуть их, но оказалось, что «они все были съедены». Единственным выжившим, впоследствии отправленным вождем обратно, был молодой слуга Хинде, который сбежал с дезертирами и был пощажен благодаря влиянию друга в деревне. Его описания того, как были съедены остальные, «были весьма отвратительными», отмечает Хинде. [ 168 ] [ 169 ] [ 170 ]
Отчет еще одного выжившего был записан немецким миссионером, находившимся недалеко от места впадения реки Арувими. Однажды мальчик лет семи выбежал из джунглей и попросил защиты. Его обнаженная кожа была в крови и покрыта грязью. Он объяснил, что его и его брата-близнеца поймала группа из восьми путешественников, которые, возможно, искали провизию во время сбора еды в лесу. Они связали детей и посадили их в каноэ. Вечером, стоя на стоянке, разожгли большой костер, ради еды убили его брата. [ 171 ] Они
окружили его, фиксируя его руки и ноги, а затем перерезали ему горло. Я слышал, как мой Китибо, мой дорогой брат, стонал, стонал, как умирающая антилопа. Его стоны становились всё медленнее и слабее, а потом он умер... Моя душа разрывалась от боли! Они разделали его и положили его мясо в свои горшки. [ 172 ]
Позже он слышал, как мужчины говорили о том, что его курят, но пока они отвлекались на готовку его брата, ему удалось освободиться от связей и сбежать. [ 172 ]
20 век по настоящее время
[ редактировать ]Сообщения из Бельгийского Конго показывают, что в 1920-х годах в некоторых регионах каннибализм все еще широко практиковался. Герман Норден, американец, посетивший регион Касаи в 1923 году, обнаружил, что «каннибализм был обычным явлением». [ 89 ] Люди боялись выходить за пределы населенных пунктов, поскольку существовал риск быть атакованными, убитыми и съеденными. Норден беседовал с бельгийским поселенцем, который «признал, что вполне вероятно, что ему время от времени подавали человеческое мясо, даже не зная, что он ест» — это было просто блюдо, которое время от времени появлялось на столах. Молодой местный житель объяснил Нордену, что, как и раньше, его ели, потому что оно «вкуснее любого другого» мяса. Он добавил, что их общий бельгийский знакомый достаточно хорошо знал, что человеческое мясо "вкуснее, чем мясо козла", видимо, не веря, что последний съел его лишь по незнанию. [ 173 ]
От других путешественников доходили упорные слухи о том, что по-прежнему существует подпольная торговля порабощенными людьми, некоторых из которых (как взрослых, так и детей) регулярно убивали, а затем «разрезали и готовили как обычное мясо» как в районе Касаи , так и в районе реки Убанги . Колониальное государство, судя по всему, мало что сделало для того, чтобы воспрепятствовать подобным действиям или наказать их. Есть также сообщения о том, что человеческое мясо иногда продавалось на рынках как в Киншасе , так и в Браззавиле , «прямо в разгар европейской жизни». [ 174 ] Норден заметил, что каннибализм был настолько распространен, что люди говорили о нем совершенно «небрежно»: «Этому не придавалось никакого значения и не выказывался ужас. Этот человек умер от лихорадки, а тот был съеден. о том, как удача сложилась». [ 175 ]
Кулинарное использование человеческого мяса продолжалось и после Второй мировой войны . В 1950 году бельгийский администратор съел «невероятно вкусное» блюдо, узнав после того, как он закончил, «что мясо было приготовлено молодой девушкой». [ 97 ] Несколько лет спустя датскому путешественнику подали кусок «мягкой и нежной» плоти забитой женщины. [ 176 ] По оценкам колониальных чиновников, подобные случаи все еще были достаточно распространены в сельской местности, но, как правило, не расследовали их, пока не были обнаружены свежие кости или другие явные доказательства. [ 177 ]
Во время кризиса в Конго , последовавшего за обретением страной независимости в 1960 году, части тел убитых врагов съедали. [ 178 ] [ 179 ] а мясо жертв войны иногда продавалось для употребления в пищу. [ 175 ] В Лулуабурге (ныне Кананга ) американский журналист увидел грузовик, залитый кровью. Комиссар полиции, расследующий место происшествия, рассказал ей, что «шестнадцать женщин и детей» были заманены в соседнюю деревню, чтобы они сели в грузовик, были похищены и «зарезаны... на мясо». Она также поговорила с пресвитерианским миссионером, который объяснил этот поступок «необходимостью в белке… Тела их врагов являются единственным доступным источником белка». [ 180 ]
В конфликтных ситуациях каннибализм сохранялся и в XXI веке. В течение первого десятилетия нового столетия сообщалось о каннибальских актах во время Второй войны в Конго. [ 181 ] и конфликт в Итури на северо-востоке Демократической Республики Конго . По версии следователей ООН , боевики, принадлежащие к нескольким группировкам, «поджаривали» человеческие тела «на барбекю»; молодых девушек варили «живьем в… больших кастрюлях, наполненных кипящей водой и маслом» или «разрезали на мелкие кусочки… и затем съедали». [ 182 ] [ 183 ] [ 184 ] В июле 2007 года эксперт ООН по правам человека сообщил, что сексуальные злодеяния, совершаемые повстанческими группировками, а также вооруженными силами и национальной полицией против конголезских женщин, выходят «дальше, чем просто изнасилование» и включают сексуальное рабство , принудительный инцест и каннибализм. [ 185 ] В регионе Итури большая часть насилия, включая «широко распространенный каннибализм», была сознательно направлена против пигмеев , которых некоторые другие конголезцы считали относительно беспомощными и даже считали недочеловеками. [ 186 ] [ 187 ]
Следователи ООН также собрали свидетельства очевидцев каннибализма во время жестокого конфликта, потрясшего регион Касаи в 2016/2017 году. Различные части убитых врагов и обезглавленных пленников готовились и съедались, включая головы, бедра и пенисы. [ 188 ] [ 189 ] [ 181 ]
Восточная Африка
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]Самым старым убедительным доказательством каннибализма являются порезы на костях, обнаруженные в Туркане , Кения, 1,45 миллиона лет назад, что указывает на то, что к этому моменту архаичные люди поедали друг друга. Однако в это время и в этом месте сосуществовали несколько видов людей ( Homo ), поэтому неясно, было ли это, строго говоря, каннибализмом. Большеберцовая кость заменяет более старый череп Homo habilis или австралопитека, датируемый примерно 2 миллионами лет назад, который был более спорным как свидетельство каннибализма, и на котором есть отметки, которые, как теперь предполагают, вызваны естественными причинами. [ 190 ] Более обширные свидетельства существования человеческих костей, «лишенных плоти» другими людьми, датируются 600 000 лет назад. Самые древние кости Homo sapiens (из Эфиопии ) также имеют признаки этого. Однако, несмотря на археологические свидетельства его возникновения, частота доисторического каннибализма остается неизвестной и спорной. [ 191 ]
Раннее Новое время и колониальная эпоха
[ редактировать ]Замолчи
[ редактировать ]В ряде африканских устных рассказов и португальских документов упоминается народ, известный как Зимба , который примерно в 1590-х годах вторгся в некоторые части северной Замбезии (сегодня Замбия ) и соседние регионы. Возможно, они были беженцами с южного берега реки Замбези , и их часто называют каннибалами. [ 192 ] Устные источники описывают их как наемников, сражавшихся на стороне Лунду, правителя части королевства Марави . [ 193 ] [ 194 ] В 1592 году несколько сотен португальцев и многие из их местных союзников были убиты в битве против зимба за контроль над территорией вокруг Сены , города на Замбези, где у португальцев был важный перевалочный пункт . После очередной неудачной попытки Португалии победить зимбу в военном отношении обе стороны в следующем году достигли мирного соглашения. [ 193 ]
Португальский историк Мануэль де Фариа э Соуза пишет, что, когда зимба разграбили город, они не оставили после себя ничего, кроме «куч руин и костей жителей», и что они полностью съедали всех врагов, убитых в боях, «кроме их голов, рук и т. д. и ноги». [ 195 ] По словам миссионера Жуана душ Сантуша , в их поселениях можно было купить человеческое мясо точно так же, как быков или овец, и они ели не только убитых врагов, но и порабощенных пленников, когда они «старились и больше не годились для работы». [ 196 ] После мирного соглашения с португальцами они перестали публично есть человечину, но, как сообщается, продолжали делать это в частном порядке, если была такая возможность, иногда убивая и поедая рабов, если им не удавалось продать их по хорошей цене. [ 197 ]
Это некоторый спор относительно достоверности источников, ссылающихся на Зимбу. Голландский миссионер и антрополог Ян Мэтью Шоффелерс пишет, что из-за «поразительного совпадения» между письменными источниками и местной устной историей «нужно серьезно относиться к такой информации, если только у вас нет веских причин не делать этого». [ 198 ]
Озеро Виктория
[ редактировать ]Устные исторические отчеты, собранные среди народа сукума к югу от озера Виктория, полны упоминаний о каннибалистических практиках людей, поселившихся в этом районе в начале семнадцатого века. Различные источники описывают их как иммигрантов из восточной части бассейна Конго; имя их лидера иногда называют Нканда. Они поселились на территории, которая сегодня принадлежит округу Миату в Танзании , нападая и поедая местное население. По устным преданиям, число жертв было значительным. [ 199 ] В то время как одни считают, что иммигранты принесли с собой свои людоедские обычаи, другие утверждают, что они начали есть людей только после того, как остепенились. Этот регион был опустошен жестоким голодом с 1617 по 1623 год, и вполне возможно, что потребление человеческого мяса началось как реакция на нехватку другой еды. Хотя происхождение этого обычая неясно, устные рассказы сходятся во мнении, что каннибалы отказались от своей практики через несколько лет, возможно, потому, что голод закончился, или из-за давления, требующего подтверждения местных обычаев. [ 200 ]
20 век по настоящее время
[ редактировать ]
Некоторые источники предполагают, что человеческое мясо иногда ели, а иногда и продавали в некоторых частях Восточной Африки вплоть до середины 20 века. казнили мужчину В 1937 году в Уганде «за то, что он сварил и съел младенца». [ 201 ] , в начале 1960-х годов антропологу Роберту Б. Эджертону предложили копченые человеческие пальцы, а также «копченый кусок ягодиц молодой женщины, настоящий «отрезок на выбор » ». По словам продавца [ 202 ] Несколькими годами ранее «двум откормленным детям» предложили европейцу купить рождественское жаркое в Ньясаленде (сегодня Малави ). [ 203 ]
Считалось , что в 1970-е годы диктатор Уганды Иди Амин практиковал каннибализм. [ 204 ] [ 205 ] Совсем недавно Армию сопротивления Бога обвинили в регулярном ритуальном или магическом каннибализме. [ 206 ] Есть также сообщения о том, что знахари в стране иногда используют в своих лекарствах части тел детей. [ 207 ]
Во время гражданской войны в Южном Судане поступали сообщения о каннибализме и принудительном каннибализме из Южного Судана . [ 208 ] [ 209 ]
См. также
[ редактировать ]- Каннибализм в Азии
- Каннибализм в Европе
- Каннибализм в Океании
- Каннибализм в Америке
- Детский каннибализм
- Список случаев каннибализма
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томпсон, Джейсон (2008). История Египта: с древнейших времен до наших дней . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-416-091-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Таннахилл, 1975 , стр. 47–55.
- ^ Ван ден Дунген, Вим (7 января 2015 г.). «Каннибальский гимн фараону Унису» . sofiatopia.org . Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Кассий Дион Римская история , LXXII.4.
- ^ Таннахилл 1975 , стр. 47–51.
- ^ Таннахилл 1975 , с. 50.
- ^ Таннахилл 1975 , стр. 49–51.
- ^ Таннахилл 1975 , с. 54.
- ^ Таннахилл 1975 , с. 49.
- ^ Таннахилл 1975 , с. 55.
- ^ Левцион, Н.; Хопкинс, JFP, ред. (1981). Корпус ранних арабских источников по истории Западной Африки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 298.
- ^ Левцион и Хопкинс 1981 , стр. 36–37, 86, 253.
- ^ Хогг 1958 , стр. 81–93.
- ^ Ищей 1977 , с. 84.
- ^ «Здесь каннибалы» . Как африканцы сделали Африку недостаточно развитой . 24 августа 2018 г. Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Бернс 1963 , стр. 164–166, 200.
- ^ Ищей 1977 , с. 261.
- ^ Перейти обратно: а б с Хогг 1958 , стр. 92–93.
- ^ Басден 1921 , с. 105.
- ^ Ищей 1977 , с. 130.
- ^ Басден 1921 , стр. 39, 210.
- ^ Бернс 1963 , стр. 164–166.
- ^ Перейти обратно: а б с Хогг 1958 , с. 92.
- ^ Хогг 1958 , стр. 87–88.
- ^ Хогг 1958 , с. 86.
- ^ Басден 1921 , стр. 38, 146, 175.
- ^ Бернс 1963 , стр. 200, 216.
- ^ Ищей 1977 , с. 111.
- ^ Хогг 1958 , с. 93.
- ^ Сифкес 2022 , с. 62.
- ^ Басден 1921 , стр. 106–107.
- ^ Хогг 1958 , с. 83.
- ^ Хогг 1958 , с. 89–90.
- ^ Сифкес 2022 , стр. 62, 105.
- ^ Талбот, Перси Амори (1926). Народы Южной Нигерии . Том. 3. Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 826–829, 839, 841–842, 849–850.
- ^ Сифкес 2022 , с. 234.
- ^ Басден 1921 , стр. 39–40.
- ^ Хогг 1958 , с. 91–92.
- ^ Басден 1921 , с. 40.
- ^ Басден 1921 , с. 217.
- ^ Бернс 1963 , с. 112.
- ^ ван Бокхавен, Вики (2009). «Люди-леопарды Конго в литературе и народном воображении» . Tydskrif для Letterkunde . 46 (1): 79–94. ISSN 0041-476X .
- ^ Хогг 1958 , стр. 94–101.
- ^ «Общество леопардов – Африка в середине 1900-х годов» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2010 года . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ Ридделл, Джеймс К. (1979). «Гбанна Ма (Мано) в двух экономиках». В Дорджане, Вернон Р.; Исаак, Барри Л. (ред.). Очерки экономической антропологии Либерии и Сьерра-Леоне . Филадельфия: Институт либерийских исследований. стр. 121, 129–130, 140.
- ^ Ридделл 1979 , с. 130.
- ^ Миллс, леди Дороти (1926). Через Либерию . Лондон: Дакворт. п. 119.
- ^ Миллс 1926 , стр. 118–119.
- ^ Калус, Милан (1974). Каннибалы и игроки тонго Сьерра-Леоне . Окленд: Райт и Карман. стр. 104–105.
- ^ Битти, Кеннет Джеймс (1978). Человек-леопард: отчет о судебных процессах над людьми-леопардами в суде Специальной комиссии с примечанием о Сьерра-Леоне в прошлом и настоящем . Нью-Йорк: AMS Press. стр. 45–48. ISBN 978-0-404-12006-1 .
- ^ Битти 1978 , стр. 58–60.
- ^ Битти 1978 , стр. 31–32.
- ^ Битти 1978 , с. 120.
- ^ Гиллисон, Джиллиан (13 ноября 2006 г.). «От каннибализма к геноциду: работа отрицания». Журнал междисциплинарной истории . 37 (3). Журналы MIT Press: 395–414. дои : 10.1162/jinh.2007.37.3.395 . S2CID 144521549 .
- ^ «Либерийские командиры «съели» человеческие внутренности» . Франция 24 . 14 мая 2008 года . Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ «Чарльз Тейлор велел бойцам есть своих врагов, как слышит суд» . Хранитель . 14 марта 2008 года . Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ Херцог, Кристоф; Мотика, Рауль (2000). «Ориентализм Алла Турка : Османские путешествия конца 19-го - начала 20-го века в мусульманскую глубинку » . Мир ислама . 40 (2): 158. ISSN 0043-2539 . JSTOR 1570642 .
- ^ Зейн аль-Абидин, Мухаммад бен Али бен (1847 г.). Книга Судана или Путешествие шейха Зайна эль-Абидина по Нигритии . Перевод Розена, Георга . Лейпциг: Фридр. Христианин. Вильгельм Фогель. стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Волхард, Эвальд (1939). Каннибализм . Штутгарт: Стретчер и Шредер. стр. 159–160.
- ^ Зейн аль-Абидин 1847 , стр. 44–45.
- ^ Волхард 1939 , с. 160.
- ^ Зайн аль-Абидин 1847 , с. 109.
- ^ Ковалевский, Егор (2020) [1872]. Путешествие во Внутреннюю Африку (PDF) . Амхерст, Массачусетс: Издательство Амхерстского колледжа. стр. 200–201.
- ^ Нахтигаль, Густав (1971) [1889]. Сахара и Судан . Том. 4. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 267, 356. ISBN. 978-0-520-01789-4 .
- ^ Нахтигаль 1971 , стр. 340–341.
- ^ Эванс-Притчард, Э.Э. (1960). «Занде-каннибализм» . Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 90 (2): 238–258. дои : 10.2307/2844346 . ISSN 0307-3114 . JSTOR 2844346 .
- ^ Геро, Ф. (ок. 1980). Каннибализм в Занделанде: правда и ложь . Болонья: Итальянское миссионерское издательство.
- ^ Нахтигаль 1971 , стр. 141–142, 414.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 62, 71–73, 85, 98, 105, 119–120, 124–128, 136, 141, 144–145, 148, 180–181, 219–220, 231–232, 253.
- ^ Перейти обратно: а б Кнаппман, Эдвард В. (1997). «Суд над Жаном-Беделем Бокассой: 1986–87». Великие мировые испытания . Детройт: Гейл Исследования . стр. 439–440 . ISBN 978-0-7876-0805-7 .
- ^ Смит, Дэвид (3 декабря 2010 г.). « Диктатор-каннибал Бокасса посмертно помилован» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ «Ненависть в ЦАР перерастает в каннибализм» . NewsAfrica.co.uk . 17 января 2014. Архивировано из оригинала 10 января 2015 года . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Флинн, Дэниел (29 июля 2014 г.). «Инсайт – Золото и алмазы питают религиозное насилие в Центральной Африке» . Рейтер . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года.
- ^ Перейти обратно: а б Эдгертон 2002 , с. 86.
- ^ Эдгертон 2002 , стр. 87–88.
- ^ Перейти обратно: а б Хогг 1958 , стр. 107–108.
- ^ «Эмиль Тордей» . Британский музей . Проверено 9 июня 2024 г.
- ^ Сегодня 1913 , с. 177.
- ^ Сегодня, Эмиль (1925). Конголезские переговоры . Брюссель: Вромант. п. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Зифкес 2022 , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б Сегодня 1913 , с. 68.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 97, 99–100.
- ^ Сифкес 2022 , с. 95.
- ^ Эдгертон 2002 , с. 108.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 56, 64, 71–74, 93, 95, 99, 107–108, 114–116, 119, 141, 178.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 62, 114, 123, 125, 157.
- ^ Сифкес 2022 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Хогг 1958 , стр. 105–106.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдгертон 2002 , с. 87.
- ^ Сегодня 1913 , с. 87.
- ^ Сегодня 1925 , с. 83.
- ^ Сифкес 2022 , с. 220.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 113–121.
- ^ Перейти обратно: а б Хогг 1958 , с. 105.
- ^ Сифкес 2022 , с. 113.
- ^ Сифкес 2022 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Эдгертон 2002 , с. 109.
- ^ Хогг 1958 , с. 103.
- ^ Сегодня цитируется в Siefkes 2022 , с. 120
- ^ Siefkes 2022 , стр. 119–121.
- ^ Хогг 1958 , с. 108.
- ^ Сифкес 2022 , с. 121.
- ^ Дэвис, Найджел (1981). Человеческие жертвоприношения: в истории и сегодня . Нью-Йорк: Уильям Морроу. п. 157. ИСБН 978-0-688-03755-0 .
- ^ Siefkes 2022 , стр. 121–124.
- ^ Лэпсли, Сэмюэл Норвелл (1893). Жизнь и письма Сэмюэля Норвелла Лэпсли, миссионера в долине Конго, Западная Африка . Ричмонд, Вирджиния: Whittet & Shepperson. п. 175.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 121–123.
- ^ Фиппс, Уильям Э. (2002). Уильям Шеппард: афроамериканец Ливингстон из Конго . Луисвилл, Кентукки: Женева Пресс. п. 138. ИСБН 0-664-50203-2 .
- ^ Уорд, Герберт (1910). Голос из Конго . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 293.
- ^ Сифкес 2022 , с. 122.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 127–129.
- ^ Уикс, Джон Х. (1913). Среди каннибалов Конго: опыт, впечатления и приключения во время тридцатилетнего пребывания среди Болоки и других племен Конго ... Лондон: Seeley, Service & Co., с. 226 и изображение напротив.
- ^ Пакенхэм 1991 , стр. 439–449.
- ^ Перейти обратно: а б с Пакенхэм 1991 , с. 439.
- ^ Хинде, Сидни Лэнгфорд (1897). Падение арабов Конго . Лондон: Метуэн. п. 119.
- ^ Сифкес 2022 , с. 79.
- ^ Не 1897 г. , стр. 174–175.
- ^ Морель, Эдмунд Д. (1905). Правление короля Леопольда в Африке . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 144 (напротив), 444–446.
- ^ Томпсон, Т. Джек (октябрь 2002 г.). «Свет на темном континенте: фотография Элис Сили Харрис и зверства Конго в начале двадцатого века» . Международный бюллетень миссионерских исследований . 26 (4): 146–9. дои : 10.1177/239693930202600401 . S2CID 146866987 . Архивировано из оригинала 21 июля 2021 года . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Слэйд, Рут (1962). Конго короля Леопольда . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 115 (цитата по «Papiers Lémery» из архива Министерства по делам Африки , Брюссель).
- ^ Перейти обратно: а б Хинде 1897 , стр. 69.
- ^ Эдгертон 2002 , с. 111.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 77–86, 115–116.
- ^ Ван Рейбрук 2014 , стр. 90–91.
- ^ Форбат, Питер (1977). Река Конго: открытие, исследование и эксплуатация самой впечатляющей реки в мире . Нью-Йорк: Харпер и Роу . п. 368. ИСБН 978-0-06-122490-4 .
- ^ Национальная библиотека Ирландии, MS 36,201/3.
- ^ Перейти обратно: а б Сегодня 1925 , с. 80.
- ^ Хогг 1958 , стр. 110–111.
- ^ Сегодня 1925 , стр. 82–83.
- ^ Сегодня 1925 , с. 82.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 103, 114, 146, 220, 232.
- ^ Сегодня 1913 , с. 202.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 97, 102, 283.
- ^ Экхольм Фридман 2013 , стр. 221.
- ^ Хогг 1958 , с. 104.
- ^ Сифкес 2022 , с. 96.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 96–97.
- ^ Перейти обратно: а б с Зифкес 2022 , с. 99.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 90–92.
- ^ Экхольм Фридман 2013 , стр. 229–230.
- ^ Экхольм Фридман 2013 , стр. 230.
- ^ Не 1897 г. , стр. 67–68.
- ^ Не 1897 г. , стр. 63–64.
- ^ Ван Рейбрук 2014 , гл. 2.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 92–93.
- ^ Перейти обратно: а б Зифкес 2022 , с. 93.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 90–93, 116–117.
- ^ Экхольм Фридман 2013 , стр. 223, 231–232.
- ^ Экхольм Фридман 2013 , стр. 221, 231–232.
- ^ Экхольм Фридман 2013 , стр. 224, 232.
- ^ Фиппс 2002 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Экхольм Фридман 2013 , стр. 232.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 62, 64, 114, 125, 142.
- ^ Пигафетта, Филиппо (1881). Отчет Королевства Конго и соседних стран . Лондон: Джон Мюррей. стр. 25–29.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 170–172.
- ^ Евсевицкий, Богумил; Мумбанза мва Бавеле (1981). «Социальный контекст рабства в Экваториальной Африке в девятнадцатом и двадцатом веках». В Лавджое, Пол (ред.). Идеология рабства в Африке . Беверли-Хиллз: Сейдж. п. 75.
- ^ Евсевицкий и Мумбанза в Бавеле, 1981 , стр. 80–82.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 58–66.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 52–58.
- ^ Экхольм Фридман 2013 , стр. 232, 245.
- ^ Хогг 1958 , стр. 103, 108.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 53–54.
- ^ Сифкес 2022 , стр. 114, 125.
- ^ Сифкес 2022 , с. 75.
- ^ Сифкес 2022 , с. 76.
- ^ Сифкес 2022 , с. 85.
- ^ Сифкес 2022 , с. 74.
- ^ Например, Экхольм Фридман, 2013 , стр. 229–231; Хогг 1958 , стр. 103–104, 106–107, 112; Siefkes 2022 , стр. 71–72, 77, 79, 83, 90–92; Слэйд 1962 , стр. 110–111.
- ^ Не 1897 г. , стр. 64–65.
- ^ Эдгертон 2002 , стр. 108–109.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 218–219.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 220–221.
- ^ Перейти обратно: а б Зифкес 2022 , с. 221.
- ^ Сифкес 2022 , с. 179.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 178–179.
- ^ Перейти обратно: а б Зифкес 2022 , с. 180.
- ^ Хогг 1958 , стр. 114–115.
- ^ Хогг 1958 , с. 115.
- ^ Ван Рейбрук 2014 , стр. 324.
- ^ Форбат 1977 , с. х.
- ^ Уолдрон, Д'Линн. «Племенная война в Лулуабурге, Бельгийское Конго» . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Зифкес 2022 , с. 176.
- ^ «ООН осуждает каннибализм в ДР Конго» . Новости Би-би-си . 15 января 2003 года . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «ООН сообщает о зверствах в Конго» . Хранитель . 17 марта 2005 года . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Каннибализм в ДР Конго: агония Зайнабо» . рельефная сеть . 19 марта 2005 года . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Сексуальное насилие в Конго выходит далеко за рамки изнасилования » . Вашингтон Пост . 31 июля 2007 года . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ «Каннибалы истребляют пигмеев: претензия» . Сидней Морнинг Геральд . 10 января 2003 года . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ Салопек, Пол (сентябрь 2005 г.). «Кто правит лесом». Нэшнл Географик . п. 85.
- ^ «Подробный отчет Группы международных экспертов о ситуации в Касаи» . Совет ООН по правам человека (на французском языке). 29 июня 2018 г. §§ 62, 304, 305, 415 . Проверено 14 апреля 2023 г.
- ^ «Массовые изнасилования, каннибализм, расчленение – команда ООН обнаруживает зверства в войне в Конго» . КаналNewsAsia.com . 4 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2018 года . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Паре, Саша (29 июня 2023 г.). «Ученые обнаружили то, что могло быть древнейшим свидетельством каннибализма среди древних родственников человека» . www.livscience.com . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Холлингем, Ричард (10 июля 2004 г.). «Прирожденные каннибалы» . Новый учёный : 30.
- ^ Шиллингтон, Кевин, изд. (2005). Энциклопедия истории Африки . Том. 2. Нью-Йорк: Фицрой Дирборн. п. 945.
- ^ Перейти обратно: а б Шиллингтон 2005 , с. 946.
- ^ Шоффелерс, Дж. Мэтью (1992). Река Крови . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 118.
- ^ Тил, Джордж МакКолл (1898). Записи Юго-Восточной Африки, собранные в различных библиотеках и архивных отделах Европы . Том. 1. Лондон: Уильям Клоуз и сыновья. п. 31.
- ^ Тил, Джордж МакКолл (1901). Записи Юго-Восточной Африки, собранные в различных библиотеках и архивных отделах Европы . Том. 7. Лондон: Уильям Клоуз и сыновья. стр. 291–292.
- ^ Тил 1901 , стр. 313–14.
- ^ Schoffeleers 1992 , с. 129.
- ^ Итандала, Булуда (1979). «Илембо, Нканда и девушки: установление хронологии бабинзы». В Вебстере, Джеймс Б. (ред.). Хронология, миграция и засуха в межозерной Африке . Лондон: Лонгман. стр. 159, 161, 166.
- ^ Итандала 1979 , стр. 161–162.
- ^ Гюнтер, Джон (1955). Внутри Африки . Нью-Йорк: Харпер и братья. п. 292.
- ^ Эдгертон 2002 , с. 255.
- ^ Дабб, Элли, изд. (1960). Миф в современной Африке: материалы четырнадцатой конференции Института социальных исследований Родса-Ливингстона . Лукаса: Институт Родса-Ливингстона. п. 146.
- ^ «2003: Умирает «военный преступник» Иди Амин» . Новости Би-би-си . 16 августа 2003 года . Проверено 4 декабря 2007 г.
- ^ Орицио, Риккардо (21 августа 2003 г.). «Когда Амин мечтает об изгнании» . Нью-Йорк Таймс . Получено 4 , декабря
- ^ Герсон, Майкл (6 июня 2008 г.). «Африканский Мессия Ужаса» . Вашингтон Пост .
В конечном итоге это работа и торговая марка одного человека: Джозефа Кони, самого плотоядного убийцы со времен Иди Амина.
- ^ Камара, Ахмед М. (8 января 2010 г.). «В Уганде растет количество детских жертвоприношений, поскольку знахари расширяют свою практику» . Новостное время Африки . Архивировано из оригинала 23 октября 2011 года.
- ^ «Каннибализм, изнасилование и смерть: травма, когда Южному Судану исполняется пять лет» . Рейтер . 5 июля 2016 г. – через www.reuters.com.
- ^ Сюзанна Куллинан. «В докладе Южного Судана подробно описаны каннибализм и изнасилования» . CNN .
Библиография
[ редактировать ]- Басден, Джордж Томас (1921). Среди ибо Нигерии: отчет о любопытных и интересных привычках, обычаях и верованиях малоизвестных африканских народов ... Лондон: Seeley, Service & Co.
- Бернс, Алан (1963). История Нигерии (6-е изд.). Лондон: Джордж Аллен и Анвин.
- Эдгертон, Роберт Б. (2002). Беспокойное сердце Африки: история Конго . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
- Экхольм Фридман, Кайса (2013). Катастрофа и созидание: трансформация африканской культуры . Лондон: Рутледж.
- Хогг, Гарри (1958). Каннибализм и человеческие жертвоприношения . Лондон: Роберт Хейл.
- Исичей, Элизабет (1977). Миры игбо: Антология устных историй и исторических описаний . Лондон: Макмиллан.
- Пакенхэм, Томас (1991). Борьба за Африку: завоевание Белым человеком Темного континента с 1876 по 1912 год . Нью-Йорк: Многолетник. ISBN 978-0-380-71999-0 .
- Сифкес, Кристиан (2022). Съедобные люди: историческое потребление рабов и иностранцев и каннибалистическая торговля человеческой плотью . Нью-Йорк: Берган. ISBN 978-1-80073-613-9 .
- Таннахилл, Рей (1975). Плоть и кровь: история комплекса каннибалов . Нью-Йорк: Штейн и Дэй. ISBN 978-0-8128-1756-0 .
- Сегодня, Эмиль (1913). Лагерь и бродяга в африканских дебрях: запись приключений, впечатлений и опыта в течение многих лет, проведенных среди диких племен вокруг озера Танганьика и в Центральной Африке ... Лондон: Seeley, Service & Co.
- Ван Рейбрук, Дэвид (2014). Конго: Эпическая история народа . Нью-Йорк: Экко.