Джеймс Слайго Джеймсон
Джеймс Слайго Джеймсон | |
---|---|
Рожденный | 17 августа 1856 г. Аллоа , Клакманнаншир, Шотландия |
Умер | 17 августа 1888 г. Станция Бангала , Свободное государство Конго | ( 32 года
Занятие | Натуралист |
Джеймс Слайго Джеймсон (17 августа 1856 — 17 августа 1888) был шотландским натуралистом и путешественником по Африке. Он определил черного канюка в 1877 году муравей Джеймсона , светлячок Джеймсона и плетень Джеймсона . В его честь названы . убили и съели рабыню Однако больше всего его помнят за роль в том, что каннибалы .
Внуку основателя компании Jameson Irish Whisky , Джеймсону было чуть больше двадцати, когда он начал посвятить себя путешествиям. Он отправился на Борнео через Цейлон , охотился в Южной Африке и Скалистых горах , посетил Испанию и Алжир, прежде чем жениться в 1885 году.
Два года спустя он решил присоединиться к экспедиции по оказанию помощи Эмину-паше под руководством Генри Мортона Стэнли . В августе 1888 года, еще глубоко в бассейне Конго , он умер от тяжелой лихорадки, через несколько месяцев после якобы платил сообщникам работорговца Типпу Типа за то, чтобы они закупили девушку-рабыню, которую затем зарезали и приготовили на их глазах. В своем дневнике Джеймсон признался, что заплатил назначенную цену, видел это событие и сделал его зарисовки, но утверждал, что считал все это шуткой и не ожидал, что ее действительно убьют. Однако два члена экспедиции обвинили его в том, что он намеренно спровоцировал убийство, чтобы удовлетворить свое любопытство по поводу каннибализма, а его дневник показывает, что он хорошо осведомлен об обычаях каннибалов, что делает его линию защиты сомнительной.
Центральный персонаж Джозефа Конрада новеллы «Сердце тьмы» , возможно, был создан по образцу Джеймсона. Некоторые орнитологи предложили переименовать вид птиц, названный в его честь, из-за его неэтичного поведения в Африке.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеймсон родился 17 августа 1856 года в Аллоа , Клакманнаншир. Его отец, Эндрю Джеймсон, земельный агент, был сыном Джона Джеймсона из Дублина, основателя компании Jameson Irish Whisky . [ 1 ] Матерью Джеймса была Маргарет, дочь Джеймса Кокрейна из Глен Лодж, Слайго. После начального образования в шотландских школах Джеймсон был в 1868 году направлен к Леонарду Шмитцу в Лондонский международный колледж , а затем готовился к армии, но в 1877 году он решил посвятить себя путешествию. В том же году он отправился через Цейлон и Сингапур на Борнео , где первым описал черного осоха , и вернулся домой с коллекцией птиц, бабочек и жуков.
К концу 1878 года он отправился в Южную Африку в поисках крупной дичи и несколько недель охотился на окраинах пустыни Калахари . В начале 1879 года он вернулся в Почефструм , откуда, несмотря на недовольство буров, достиг внутреннего района Замбези, пройдя вдоль реки Грейт-Марико и вверх по Лимпопо . Вместе с Х. Коллисоном он затем прошел через «Землю Великой Жажды» в страну Матабелисов, король которой принял их гостеприимно, и вместе с известным африканским охотником Фредериком Селусом они двинулись в Машоналенд (сегодня часть Зимбабве). Они сделали свою последнюю остановку возле реки Мапфуре (также известной как Умфули или Умвули ), охотились на львов и носорогов и задокументировали ее слияние с другой рекой, Муньяти (тогда называвшейся Умньяти ). В 1881 году Джеймсон вернулся в Англию с коллекцией голов животных, а также орнитологических, энтомологических и ботанических образцов. По словам Ричарда Боудлера Шарпа , это путешествие «внесло большой вклад в наши знания о птицах Юго-Восточной Африки». [ 2 ] [ 3 ]
В 1882 году в сопровождении брата он отправился в стрелковую экспедицию в Скалистые горы , пройдя от основного хребта в Монтану и оттуда к северному рукаву реки Шошоны . Он посетил Испанию и Алжир в 1884 году, а по возвращении домой в феврале 1885 года женился на Этель, дочери Генри Марион Дюран . У них было две дочери.
Путешествие в Африку
[ редактировать ]Джеймсон присоединился в качестве натуралиста по соглашению, подписанному 20 января 1887 года, к экспедиции по оказанию помощи Эмину-паше под руководством Генри Мортона Стэнли , согласившись внести 1000 фунтов стерлингов . в фонд [ 4 ] У Стэнли были некоторые опасения, потому что Джеймсон выглядел «физически слабым», но его успокоил предыдущий опыт путешествий. [ 5 ] они достигли Банана В марте начали путешествие вверх по реке Конго и оттуда . Джеймсон считал Стэнли суровым лидером, которого трудно удовлетворить. Когда Стэнли однажды заболел дизентерией , он возложил всю вину на Джеймсона, отвечавшего за приготовление пищи и продовольствие. [ 6 ] Когда они углублялись в бассейн Конго , врач экспедиции Томас Хизл Парк заметил, что Джеймсон «увлекся темой каннибализма ». [ 7 ]
С арьергардом в Ямбуе
[ редактировать ]В июне 1887 года Джеймсон остался заместителем командира так называемой тыловой колонны под командованием майора Эдмунда Масгрейва Бартелота в Ямбуе на реке Аруми , в то время как группа Стэнли продвинулась дальше в глубь страны в поисках Эмина. Арьергард остался позади, потому что Стэнли привез слишком много снаряжения для имеющихся у него авианосцев. Влиятельный афро-оманский торговец рабами и слоновой костью Типпу Тип пообещал Стэнли прислать в Ямбую дополнительных перевозчиков. Подкрепившись таким образом, Джеймсон и его товарищи должны были следовать за Стэнли с дополнительными запасами, которые должны были доставиться к ним из устья Конго. [ 8 ]
Но Типпу Тип не сдержал своего слова, и в августе Джеймсон посетил его у водопада Стэнли (сегодня водопад Бойома ) в Верхнем Конго. безрезультатно [ 9 ] Никакие новости от Стэнли не доходили до лагеря, и вскоре лишения и болезни унесли треть его обитателей. «Ужасно смотреть, как эти люди медленно умирают у вас на глазах, и не иметь возможности что-либо для них сделать», — отметил Джеймсон в своем дневнике. [ 10 ] [ 11 ]
Их отношения с окрестными деревнями были очень плохими. Туземцы отказались продавать им еду, вероятно, из-за своей связи с работорговцами Типпу Типа, неоднократно совершавшими набеги в этом районе. Джеймсон и его товарищи отреагировали «похищением женщин и детей из деревень в этом районе», вернув их только в обмен на выкуп в виде продовольствия. [ 12 ] [ 13 ] Несмотря на это, их запасы часто становились очень скудными. не осталось Отметив, что бананов , а мяса осталось очень мало, а туземцы по-прежнему отказываются торговать, Джеймсон завершил одну из своих дневниковых записей словами: «В качестве последнего ресурса мы должны поймать еще несколько их женщин». [ 14 ] [ 12 ]
Будучи официальным натуралистом экспедиции, Джеймсон собрал множество птиц и насекомых, которых подробно описал в своем дневнике. Джон Бирман, однако, отмечает, что «его научное любопытство имело особенно хладнокровное измерение». После нападения работорговцев Типпу Типа на соседнюю деревню один из их командиров подарил Джеймсону голову убитого жителя деревни. Джеймсон посолил голову, чтобы сохранить ее, и отправил ее в Лондон, чтобы таксидермист «одел ее и оседлал » ; его коллега Уильям Бонни позже увидел его на выставке в доме Джеймсона. [ 15 ] [ 16 ]
В феврале 1888 года Джеймсон отправился в напряженное путешествие, чтобы еще раз посетить Типпу Тип, на этот раз найдя его в Касонго , еще на 300 миль (480 км) выше по реке Конго, чем водопад Стэнли. [ 17 ]
Рабыню убили
[ редактировать ]Возвращаясь с Типпу Типом в Ямбую в мае, Джеймсон стал свидетелем местных танцев в доме вождя Риба Риба , прибрежной деревни. Типпу Тип рассказал ему, что празднества обычно заканчивались банкетом из человеческой плоти, и рассказал о нескольких эпизодах каннибализма, свидетелем которых он был лично. Согласно своему посмертно опубликованному дневнику Джеймсон прокомментировал, что люди дома считают все подобные истории всего лишь « рассказами путешественников»… другими словами, ложью». [ 18 ] [ 19 ] Он добавил, что один из соратников Типпу Типа ответил: «Дайте мне кусок ткани и посмотрите».
Я послал моего мальчика за шестью носовыми платками, думая, что это все шутка... но вскоре появился мужчина, ведущий за руку молодую девочку лет десяти, и тогда я стал свидетелем самого ужасно отвратительного зрелища, которое я когда-либо мог себе представить. увидеть в своей жизни. Он дважды быстро вонзил нож ей в грудь, и она упала лицом вниз, перевернувшись на бок. Затем трое мужчин подбежали вперед и начали резать тело девушки; наконец ей отрубили голову, и не осталось ни единой частицы, и каждый унес свой кусок в реку, чтобы вымыть его. Самым необыкновенным было то, что девочка ни разу не издала ни звука и не боролась, пока не упала. До последнего момента я не мог поверить, что они всерьез... что это была какая-то уловка, чтобы вытянуть из меня деньги ... Когда я пришел домой, я попытался сделать несколько небольших зарисовок этой сцены еще в свежем виде. в моей памяти, но это вряд ли когда-нибудь исчезнет из нее. Кажется, никто здесь ни в малейшей степени не удивился этому». [ 18 ]
По словам Джеймсона, девушку схватили и поработили во время рейда недалеко от Риба-Риба, вероятно, незадолго до того, как он увидел ее смерть. [ 18 ]
Противоречивые заявления Фаррана
[ редактировать ]После смерти Джеймсона и завершения экспедиции, а также в то время, когда опубликованный отчет Стэнли о его отношениях с тыловой колонной в Ямбуе подвергся резкой критике со стороны выживших, Стэнли опубликовал эту историю в лондонской Times (8 ноября 1890 г.). ). Он утверждал, что Джеймсон намеренно купил девочку и подарил ее каннибалам, чтобы наблюдать и рисовать ее превращение в еду. Самым компрометирующим свидетелем Стэнли был Асад Фарран, переводчик Джеймсона, который, однако, оказался также крайне ненадежным. Согласно заявлению под присягой, сделанному Фарраном в присутствии Стэнли, Джеймсон выразил любопытство стать свидетелем каннибализма, и Типпу Тип предложил ему купить и принести в жертву раба для этой цели. Джеймсон спросил о цене, и ему сказали, что он может купить раба за шесть носовых платков (такая же сумма, как указано в его дневнике). Он послал за носовыми платками и отдал их мужчине, который вскоре вернулся с десятилетней девочкой. Вместе с вождём и другими присутствовавшими людьми они затем пошли в группу «туземных хижин», и мужчина указал жителям на девушку, заявив, что «это подарок от белого человека, он хочет посмотреть, как вы справитесь с этим». ее, когда ты ее ешь». [ 22 ]
Девушку привязали за руку к дереву, в то время как «около пяти туземцев точили ножи», один из которых затем убил ее, нанеся «дважды нож в живот». Как и Джеймсон, Фарран заявил, что «девушка не кричала», но добавил, что она «знала, что происходит; она смотрела направо и налево, как будто ища помощи, и когда ее ударили ножом, она упала замертво». Затем ее разрезали на куски, которые туземцы раздали между собой. Некоторые из них шли «на реку мыть» «мясо», а «другие шли прямо в свои избы», чтобы его приготовить. Пока все это происходило, «мистер Джеймсон держал в руке книгу и карандаш и делал черновые наброски сцены». После этого он пошел к себе домой, чтобы закончить их и раскрасить акварелью. [ 23 ] Фарран сказал, что он и многие другие видели эскизы:
Это шесть маленьких, аккуратно выполненных набросков: первый, когда девушку вел мужчина, второй, когда ее привязали к дереву и ударили ножом в живот, из которого хлынула кровь, еще один, когда ее разрезали на куски, четвертый человек, несущий ногу в одной руке и нож в другой, пятый - мужчина с туземным топором, головой и грудью, а последний - человек с внутренними частями живота. [ 23 ]
Таким образом, Фарран утверждал, что Джеймсон намеренно купил девушку, а не был застигнут врасплох, и что он делал наброски на месте, а не после. Однако показания Фаррана сомнительны, поскольку он дважды менял свою историю. У него были причины злиться на Джеймсона, поскольку тот уволил его, и, похоже, он начал распространять свои обвинения довольно вскоре после событий. [ 24 ]
Но в сентябре 1888 года, когда два члена комитета, организовавшего экспедицию, допросили его, он отказался от своих показаний, заявив, что сделал их просто из-за своих «плохих чувств» к Джеймсону. На самом деле, как он теперь утверждал, Джеймсон оказался на месте происшествия, когда девушка уже была мертва, и просто наблюдал и делал зарисовки, пока «каннибалы [вырезали] части ее тела» и готовили их к приготовлению. Он добавил, что такие зрелища «вполне распространены» в регионе и он сам неоднократно видел подобные процессы. Он также сказал, что действительно видел (возможно, не один раз), как каннибалы привязывали девочку-рабыню к дереву, прежде чем убить и зарезать ее, но это произошло в какой-то другой раз и Джеймсон не имел к этому никакого отношения. [ 25 ]
Эта версия событий противоречит собственному признанию Джеймсона в том, что он видел убийство, а Фарран не смог убедительно объяснить, почему его заявление перед членами комитета так сильно отличалось от того, что он говорил ранее и позже. Бирман предполагает, что его отречение произошло из-за «огромного» давления, которое комитет по оказанию помощи мог оказать, чтобы избежать скандала. [ 20 ] в то время как Кристиан Зифкес подозревает, что он «должно быть, вел себя несколько оппортунистически, говоря людям то, что, по его мнению, они предпочитали слышать». [ 13 ]
Однако Фарран действительно присутствовал в Риба-Рибе, и между дневником Джеймсона (неопубликованным в то время) и версией событий, которую он рассказал Стэнли, есть много общего, что позволяет прийти к общему мнению о том, что на самом деле произошло, независимо от того, что произошло на самом деле. Временное отречение Фаррана. [ 20 ] [ 24 ] Оба отчета сходятся во мнении о цене, которую Джеймсон заплатил за девушку, ее возрасте, ее убийстве от двух ножевых ранений в верхнюю часть тела и том факте, что события начались в доме местного вождя. [ 24 ] То, что шести носовых платков было достаточно, чтобы заплатить за молодую рабыню, также согласуется с другой информацией о ценах, известной в Конго в то время: европейская ткань была ценным импортным товаром, а рабы, особенно маленькие дети (на которых не было большого спроса, за исключением каннибалистический) можно было купить дешево. [ 24 ] [ 26 ]
Другие свидетели и интерпретации
[ редактировать ]Другой отчет, опубликованный Стэнли, принадлежит Уильяму Бонни, одному из товарищей Джеймсона в Ямбуе. Бонни не присутствовал на Риба-Рибе и поэтому не мог точно знать, что произошло, но он тоже видел эскизы. Однако он описал их содержание несколько иначе, чем Фарран:
Мистер Джеймсон показал мне эскизы и подробно описал сцену. Я не могу сейчас описать каждый из шести эскизов; но начинаются они с изображения девушки, которую ведут вниз, привязанной за одну руку к туземцу, который держит в правой руке смертельный нож. Затем показано, как он вонзает нож в девушку, при этом видно, как льется кровь. Затем следует сцена разделывания девушки на части, а туземцы хватаются за куски и убегают их готовить, а последний набросок изображает пир. [ 27 ] [ 21 ]
По словам Бонни, Джеймсон оставался здесь до конца, наблюдая, как поглощаются останки девушки. Он подтвердил, что Джеймсон «заплатил за девушку шесть хлопчатобумажных носовых платков», и добавил, что, что касается «истории Джеймсона, не может быть никаких сомнений в абсолютной правильности заявления мистера Стэнли … Сам мистер Джеймсон рассказал мне о каждом происшествии». как описано г-ном Стэнли». [ 27 ]
Роберт Б. Эдгертон интерпретирует это как означающее, что «Джеймсон признался [Бонни], что он знал, что девушку убьют, и спокойно зарисовывал сцены, пока они происходили». [ 28 ] Хотя письменное заявление Бонни об этом событии было довольно кратким, Стэнли, в свою очередь, сказал, что он «узнал [ред] от Бонни, что Джеймсон ..., похоже, гордился тем, что был единственным европейцем, ставшим свидетелем такого людоедского акта, и что ему нравилось показывать другим свои эскизы». [ 28 ] [ 29 ] Из этих заявлений Эджертон делает вывод, что Джеймсон действительно, очевидно, сознательно купил девушку «чтобы удовлетворить свое интеллектуальное любопытство по поводу каннибализма», зарисовывая, «что произошло, когда ее убили, а ее тело зарезали, затем приготовили и, наконец, съели. " [ 30 ]
Сифкес более склонен дать Джеймсону некоторое сомнение. Он отмечает, что «Бонни не говорит, что именно сказал ему Джеймсон», и предполагает, что вместо того, чтобы открыто признаться в том, что он умышленно заплатил за убийство, рассказ Джеймсона должен был быть похож на то, что он записал в своем дневнике. [ 21 ] Он также считает правдоподобной первую часть дневниковой записи, указывая на то, что непосредственно перед комментарием Джеймсона о «рассказах путешественника» появляется анекдот, который Джеймсон услышал от Типпу Типа (о крупномасштабном каннибализме среди собственных союзников последнего). в биографии работорговца, опубликованной немецким писателем Генрихом Броде . Поскольку это указывает на то, что Джеймсон действительно слышал анекдот от Типпу Типа (как и Броуд), Сифкес признает, что ход разговора действительно мог «естественным образом» привести к обсуждению возможностей стать свидетелем каннибализма - вместо того, чтобы Джеймсон просил об этом. совершенно неожиданно, как предполагает Фарран. [ 31 ]
Сифкес также отмечает, что сцена связывания деревьев и заточки ножей вполне могла быть украшением, изобретенным Фарраном (возможно, действительно вдохновленным сценой, которую он видел когда-то в другое время), поскольку Бонни не упоминает дерево в своем рассказе о зарисовки, скорее описывая первые два из них в манере, очень похожей на версию смерти девушки, зафиксированную в дневнике Джеймсона. Поэтому он подозревает, что Фарран добавил эту сцену для того, чтобы Джеймсон выглядел более бессердечным, давая ему больше времени, в течение которого он мог бы вмешаться и спасти девушку, но не сделал этого. [ 21 ]
Тем не менее Сифкес не желает принимать заявление Джеймсона о том, что он был застигнут врасплох и не успел предотвратить убийство девушки. Дневник Джеймсона показывает, что он также хорошо осведомлен о широко распространенных в этой местности обычаях каннибалов, поскольку он делал о них различные записи, в том числе о беседе с самопровозглашенными каннибалами, которые свободно говорили о том, кого они любят есть (как врагов, так и рабов) и как они любил их готовить (во время больших пиров запекание целого трупа на вертеле ). среди богатых, по-видимому, было популярно [ 32 ] [ 33 ] Сам Джеймсон однажды видел человеческие остатки еды каннибалов. [ 34 ] [ 35 ] Его коллега Герберт Уорд был информирован еще лучше — он неоднократно видел, как жарят человеческое мясо, был приглашен съесть его благонамеренными хозяевами и вел другие беседы с каннибалами, которые не видели ничего плохого в своих обычаях. [ 36 ] Указывая на то, что Уорд и Джеймсон определенно имели достаточно времени в Ямбуе, чтобы поговорить об их взаимном опыте, Сифкес считает «вряд ли правдоподобным, что идея о том, что он может стать свидетелем акта каннибализма, никогда не приходила в голову» Джеймсону, особенно после явного заявления Партнер Типпу Типа обещает это. [ 35 ]
Сифкес также подозревает, что последний сказал Джеймсону, сколько ему придется заплатить, чтобы стать свидетелем такого действия, и ему трудно объяснить, почему Джеймсон передал шесть ценных (по сравнению с местными ценами) носовых платков без дальнейших подсказок. [ 35 ] Дж. А. Ричардсон также утверждает, что Джеймсон очень хорошо знал, что каннибализм был настоящим обычаем и «что он не стал бы платить за платки просто так», заключая, что он купил девушку, чтобы посмотреть «зрелище» ее резни. [ 16 ] И Сифкес, и Тим Джил , а также различные журналисты, обсуждавшие это событие, отмечают, что Джеймсон не предпринял «ни малейшего усилия, чтобы спасти жизнь ребенка», а также не попытался остановить последующее разделывание и приготовление ее тела. [ 37 ] [ 38 ]
Не оценивая явно достоверность рассказов Джеймсона и Фаррана, Бирман отмечает, что первый, судя по всему, не питал никакой злобы по отношению к Типпу Типу и его людям, несмотря на то, что они намеренно (и без явно видимой причины) устроили смерть девушки, если его Версии событий можно верить. Его дневниковая запись за этот день продолжается записью: «Днем у меня был долгий разговор с Типпу-Тибом», в котором они, кажется, говорили исключительно о «вопросах, касающихся экспедиции». Девушка-каннибал больше не упоминается. [ 39 ] [ 40 ] Бирман также отмечает, что, хотя тот факт, что Джеймсон стал свидетелем убийства девушки, «не подлежит сомнению», утверждение о преднамеренном заказном убийстве изначально в значительной степени отвергалось в англоязычном мире. Вместо того, чтобы признать, что британский джентльмен мог совершить такой поступок, Фаррана «прогнали как типично злобного левантийского лжеца», а Бонни считали «унтер-недовольным, движимым обидой» на других членов арьергарда. [ 41 ]
Последствия и контекст
[ редактировать ]Хотя сам Стэнли опубликовал обвинения против Джеймсона и столь же серьезные обвинения против Бартелота, его очевидная попытка спасти свою репутацию, возложив вину за катастрофический ход экспедиции помощи Эмин-паши на других, имела неприятные последствия. Репутация Стэнли и экспедиции была навсегда подорвана в результате обсуждения поведения членов арьергарда. [ 42 ] и плохая огласка, вероятно, способствовала тому, что после этого прекратились частные ненаучные экспедиции в Африку. [ 43 ]
Эджертон рассматривает этот инцидент в контексте Конго того времени, отмечая, что, хотя прямое участие Джеймсона, «джентльменского» европейца, было необычным, судьба рабыни таковой не была, поскольку «каннибализм... был, несомненно, широко распространен» и «многие люди были убиты специально для того, чтобы другие могли полакомиться их телами». [ 44 ] Зарегистрировано больше случаев, когда «здоровых детей закалывали, чтобы устроить пир для их владельцев», в то время как другим детям-рабам перерезали горло или обезглавливали с той же целью. [ 45 ] [ 46 ]
Через несколько лет после того, как Джеймсон стал свидетелем смерти девушки в Риба-Риба, чиновник Свободного государства Конго Гай Берроуз, ныне находящийся в той же деревне, спас молодого мальчика-раба от того, чтобы он стал главным блюдом банкета, запланированного его хозяином. Последний не только открыто признал этот план, но и не увидел в нем ничего плохого. Берроуз поговорил с коллегой, который знал о запланированном банкете, но не видел причин беспокоиться, поскольку этот обычай практиковался во многих окрестных деревнях. [ 47 ] [ 48 ] В целом колониальное Свободное государство (основанное в 1885 году), похоже, мало что сделало для прекращения насилия. [ 49 ] Действительно, по словам историка Питера Форбата, некоторые из его европейских офицеров «почувствовали вкус к человеческому мясу». [ 50 ]
Смерть
[ редактировать ]Визит Джеймсона в Типпу Тип оказался успешным, поскольку последний, наконец, прислал по крайней мере несколько сотен обещанных носильщиков, и поэтому Джеймсон, Бартелот и их товарищи приготовились наконец покинуть Ямбую и снова привести в движение арьергард. что произошло 11 июня. [ 51 ] [ 52 ] Типпу Типа Но носильщики Маньемы оказались крайне недисциплинированными, и вскоре отряд разделился на две части: Барттелот двинулся вперед, а Джеймсон шел позади с более медленной частью группы. [ 53 ]
19 июля Бартло был застрелен в Унарии во время спора со старостой Маньемы. [ 54 ] Получив это катастрофическое известие, Джеймсон поспешил в Унарию, а оттуда в Стэнли-Фолс, куда прибыл 1 августа. 7 августа он присутствовал на суде и казни Санги, убийцы Бартелота, пытаясь заключить соглашение с Типпу Типом о поиске надежного лидера для непослушных туземцев. Джеймсон предложил заплатить 500 фунтов из своего кошелька за услуги одного из племянников Типпу Типа, но сделка сорвалась. Вместо этого Типпу Тип сам вызвался возглавить арьергард к озеру Альберт , но попросил огромную плату в 20 000 фунтов. [ 55 ]
Не имея возможности принять такое решение самостоятельно, Джеймсон решил отправиться вниз по реке Конго к станции Бангала , куда Герберта Уорда отправили ждать телеграмм от экспедиционного комитета, чтобы связаться с комитетом и узнать, как действовать дальше. Вскоре после отъезда из Стэнли-Фолс 8 августа он простудился, переросший в сильную лихорадку. Уорд был шокирован, когда эскорт Джеймсона доставил его на станцию Бангала без сознания и в «смертоносном» состоянии, а через день, 17 августа, он умер. [ 56 ] Уорд, который был у его постели, когда он умер, передал свои последние слова так: «Уорд! Уорд! Они идут; слушай. Да! Они идут – теперь давай встанем вместе». [ 57 ] [ 58 ] 18 числа его похоронили на острове в Конго напротив деревни.
Наследие
[ редактировать ]Небольшая, но ценная коллекция птиц и насекомых, собранная Джеймсоном в Ямбуе, была отправлена домой в 1890 году. Основная часть его коллекций осталась у его вдовы, но часть его орнитологических коллекций была помещена в Музей естественной истории в Лондоне . Его дневник экспедиции Эмина-паши был опубликован посмертно в 1890 году.
Уже в 1877 году, во время своего первого большого путешествия, он опознал черного осоха . [ 59 ] Три африканских вида птиц — муравей Джеймсона , светлячок Джеймсона и плетень Джеймсона — были описаны им во время путешествия в Конго и названы в его честь. [ 60 ] Некоторые орнитологи предложили изменить эти имена из-за его «ужасных поступков» в Африке. [ 61 ] [ 62 ]
Ряд авторов считают, что Джозефа Конрада повесть «Сердце тьмы» вдохновлена событиями и личностями арьергарда, предполагая, что Бартелот, Джеймсон или оба, возможно, послужили моделями для ее центрального персонажа Курца . [ 63 ] Некоторые ученые считают Джеймсона наиболее вероятным кандидатом, утверждая, что, как и Курц, он, казалось, был «культурным, даже идеалистическим человеком, пока «дикая природа не нашла его » » и что он тоже «присутствовал на некоторых... танцах, заканчивавшихся невыразимые обряды». [ 64 ] [ 65 ] Крис Флетчер, один из авторов, придерживающихся этой точки зрения, указывает, что есть сходство и в их «личном облике и манерах», а также в высказываниях, приписываемых им обоим, когда они были маленькими детьми. [ 66 ] Он отмечает, что «аргументы в пользу Бартелота постепенно исчезают в пользу Джеймсона». [ 67 ]
См. также
[ редактировать ]- Тыловая колонна , пьеса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Жуткая капля истории» . Ирландские Таймс . 10 октября 2009 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Джеймсон 1891 , с. 394.
- ^ Уоткинс 1892 .
- ^ Бирман 1992 , с. 265.
- ^ Джил 2007 , с. 320.
- ^ Бирман 1992 , с. 270.
- ^ Джил 2007 , с. 332.
- ^ Бирман 1992 , стр. 296–297.
- ^ Бирман 1992 , стр. 299–300.
- ^ Джеймсон 1891 , с. 95.
- ^ Бирман 1992 , с. 296.
- ^ Jump up to: а б Бирман 1992 , с. 297.
- ^ Jump up to: а б Зифкес 2022 , с. 158.
- ^ Джеймсон 1891 , с. 92.
- ^ Бирман 1992 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б Ричардсон 1993 , с. 66.
- ^ Бирман 1992 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б с Джеймсон 1891 , с. 291.
- ^ Бирман 1992 , стр. 303–304.
- ^ Jump up to: а б с Бирман 1992 , с. 326.
- ^ Jump up to: а б с д Зифкес 2022 , с. 160.
- ^ Сифкес 2022 , с. 154. Полное заявление Фаррана было первоначально опубликовано в «Таймс» 14 ноября 1890 года.
- ^ Jump up to: а б Зифкес 2022 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б с д Зифкес 2022 , с. 157.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 155–156.
- ^ Эдгертон 2002 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б «Таймс» , 10 ноября 1890 г.
- ^ Jump up to: а б Эдгертон 2002 , с. 70.
- ^ Бирман 1992 , стр. 326–327.
- ^ Эдгертон 2002 , стр. 69, 87.
- ^ Сифкес 2022 , с. 159.
- ^ Джеймсон 1891 , стр. 31, 59, 151, 206, 244.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 63, 141–142, 161.
- ^ Джеймсон 1891 , с. 263.
- ^ Jump up to: а б с Зифкес 2022 , с. 161.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 62–63, 76, 92, 99, 102, 136, 161.
- ^ Джил 2007 , с. 409.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 161–162.
- ^ Бирман 1992 , с. 304.
- ^ Джеймсон 1891 , стр. 291–292.
- ^ Бирман 1992 , с. 328.
- ^ Джил 2007 , с. 411.
- ^ Паолетти, Гейб (8 июля 2018 г.). «Когда Джеймс Джеймсон купил девушку только для того, чтобы посмотреть, как ее съедят каннибалы» . Все это интересно . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Эдгертон 2002 , стр. 86–87, 108.
- ^ Эдгертон 2002 , стр. 87, 108.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 56, 64, 71–74, 93, 95, 99, 104, 107–108, 114–116, 119, 141, 178.
- ^ Берроуз, Гай; Канисиус, Эдгар (1903). Проклятие Центральной Африки . Лондон: Р.А. Эверетт. стр. 206–209.
- ^ Siefkes 2022 , стр. 137–138, 152.
- ^ Эдгертон 2002 , стр. 86, 111.
- ^ Форбат, Питер (1977). Река Конго: открытие, исследование и эксплуатация самой впечатляющей реки в мире . Харпер и Роу . п. 368. ИСБН 978-0-06-122490-4 .
- ^ Бирман 1992 , стр. 304, 307.
- ^ Джеймсон 1891 , стр. 308–311.
- ^ Бирман 1992 , с. 307.
- ^ Бирман 1992 , с. 308.
- ^ Бирман 1992 , с. 309.
- ^ Бирман 1992 , стр. 309–310.
- ^ Джеймсон 1891 , с. 373.
- ^ Бирман 1992 , с. 310.
- ^ ОДНБ: Дж. С. Джеймсон
- ^ Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2020). Словарь эпонимов птиц . Издательство Блумсбери. п. 283. ИСБН 978-1-4729-8269-8 .
- ^ Смайли, Шон (10 августа 2021 г.). «Орнитологи с миссией изменить названия птиц, связанных с колониальными ужасами» . Ежедневный Маверик . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Кальма, Жюстин (4 июня 2021 г.). «Прочитайте эту историю о том, почему пришло время отказаться от расистских названий птиц» . Грань . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Эдгертон 2002 , стр. 71–72.
- ^ Бирман 1992 , с. 329.
- ^ Ричардсон 1993 .
- ^ Флетчер, Крис (2001). «Курц, Марлоу, Джеймсон и арьергард: несколько дальнейших наблюдений» . Конрадиан . 26 (1): 60–64. ISSN 0951-2314 . JSTOR 20874186 .
- ^ Флетчер 2001 , с. 60.
Библиография
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Уоткинс, Морган Джордж (1892). « Джеймсон, Джеймс Слайго ». В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 29. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- Бирман, Джон (1992). Темное сафари: жизнь, лежащая в основе легенды о Генри Мортоне Стэнли . Лондон: Скипетр.
- Эдгертон, Роберт Б. (2002). Беспокойное сердце Африки: история Конго . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
- Джеймсон, Джеймс С. (1891). История тыловой колонны спасательной экспедиции Эмина-паши . Нью-Йорк: Национальное издательство.
- Джил, Тим (2007). Стэнли: Невозможная жизнь величайшего исследователя Африки . Лондон: Фабер и Фабер.
- Ричардсон, Дж. А. (1993). «Джеймс С. Джеймсон и Сердце тьмы ». Примечания и запросы . 40 (1): 64–66.
- Сифкес, Кристиан (2022). Съедобные люди: историческое потребление рабов и иностранцев и каннибалистическая торговля человеческой плотью . Нью-Йорк: Берган. ISBN 978-1-80073-613-9 . .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Джеймсом Слайго Джеймсоном, на Викискладе?