Пирамида Унаса
Пирамида Унаса | |
---|---|
![]() | |
Гвозди | |
Координаты | 29 ° 52'6 "N 31 ° 12'53" E / 29,86833 ° N 31,21472 ° E |
Древнее имя | |
Построенный | Пятая династия (ок. 24 век до н.э.) |
Тип | Гладкий (теперь разрушенный) |
Материал | Известняк |
Высота | 43 м (141 фут ; 82 куб. Дюймов ) [6] (оригинал) |
База | 57,75 м (189 футов; 110 куб. Дюймов) [6] |
Объем | 47 390 м 3 (61 980 куб. ярдов ) [7] |
Склон | 56°18'35" [8] |
Пирамида Унаса ( египет . Nfr swt Wnjs «Прекрасны места Унаса») — гладкая пирамида, построенная в 24 веке до нашей эры для египетского фараона Унаса , девятого и последнего царя Пятой династии . [9] [а] Это самая маленькая пирамида Древнего Королевства , но она имеет большое значение из-за открытия Текстов пирамид - заклинаний для загробной жизни короля, высеченных на стенах ее подземных покоев. , впервые вписанная в пирамиду Унаса, Традиция погребальных текстов продолжалась в пирамидах последующих правителей вплоть до конца Древнего царства и в Среднем царстве через « Гробные тексты» , составляющие основу « Книги Унаса». Мертвый .
Унас построил свою пирамиду между комплексами Сехемкет и Джосер , в Северной Саккаре . К храму в долине у близлежащего озера была построена длинная дамба, обеспечивающая доступ к месту пирамиды. Стены дамбы были искусно украшены, а крыша имела прорезь в одной секции, пропускающую свет, освещающий изображения. длинный вади В качестве пути использовался . Местность была трудной для преодоления, здесь были старые здания и надстройки гробниц. Их снесли и использовали в качестве основания для дамбы. Значительный участок дороги Джосера был повторно использован под насыпи. У гробниц, стоявших на пути, были снесены надстройки и заасфальтированы, сохранив украшения. Две гробницы Второй династии , предположительно принадлежащие Хотепсехемви , Небре и Нинетджеру , судя по печатям, найденным внутри, входят в число тех, что лежат под дамбой. Позже это место использовалось для многочисленных захоронений чиновников Пятой династии, частных лиц Восемнадцатой династии . до двадцатых династий, а также коллекцию памятников позднего периода, известных как «персидские гробницы».
Дорога соединяла храм в гавани с заупокойным храмом на восточной стороне пирамиды. В заупокойный храм можно было попасть с восточной стороны через большой гранитный дверной проем, по-видимому, построенный преемником Унаса Тети . К югу от верхней дамбы находятся две ямы для длинных лодок. там находились две деревянные лодки: солнечные барки Ра Возможно , , бога Солнца. Храм был спланирован аналогично храму Джедкаре Исеси . Поперечный коридор отделяет внешний храм от внутреннего. Входная часовня внутреннего храма полностью разрушена, хотя когда-то в ее нишах находились пять статуй. Особенностью внутреннего храма была единственная кварцитовая колонна, находившаяся в передней части храма . В остальном комната испорчена. Кварцит — нетипичный материал для использования в архитектурных проектах, хотя в Старом Королевстве существуют примеры его умеренного использования. Материал ассоциируется с культом солнца из-за его солнечной окраски.
Подземные камеры оставались неисследованными до 1881 года, когда Гастон Масперо , недавно обнаруживший письменные тексты в пирамидах Пепи I и Меренре I. туда проник Масперо нашел те же тексты, начертанные на стенах пирамиды Унаса, это их первое известное появление. 283 заклинания в пирамиде Унаса представляют собой старейший, самый маленький и лучше всего сохранившийся корпус религиозных писаний Старого Королевства. Их функция заключалась в том, чтобы вести правителя к вечной жизни и обеспечивать его дальнейшее выживание, даже если погребальный культ перестанет действовать. В случае Унаса погребальный культ, возможно, пережил бурный Первый промежуточный период и вплоть до Двенадцатой или Тринадцатой династии , во времена Среднего царства. Это предмет споров среди египтологов, среди которых есть конкурирующая идея о том, что культ был возрожден во времена Среднего царства, а не дожил до того времени.
Расположение и раскопки
[ редактировать ]Пирамида расположена на плато Саккара и лежит на линии, идущей от пирамиды Сехемхета к пирамиде Менкаухора . [18] Это место потребовало строительства исключительно длинной дамбы, ведущей к близлежащему озеру, что позволяет предположить, что это место имело определенное значение для Унаса. [19]
Пирамиду кратко исследовал Джон Ше Перринг , а вскоре после этого Карл Ричард Лепсиус , который внес пирамиду в свой список первопроходцев под номером XXXV. [4] Вход был впервые получен Гастоном Масперо , который исследовал его основание в 1881 году. [4] [20] Недавно он обнаружил ряд текстов в пирамидах Пепи I и Меренре I. Те же самые тексты были обнаружены в гробнице Унаса, что делает их самым ранним известным появлением. [4] С 1899 по 1901 год архитектор и египтолог Алессандро Барсанти провел первое систематическое исследование места пирамиды, сумев раскопать часть погребального храма , а также ряд гробниц Второй династии и позднего периода . [21] Более поздние раскопки Сесила Маллаби Ферта с 1929 года до его смерти в 1931 году, а затем раскопки архитектора Жана-Филиппа Лауэра с 1936 по 1939 год, проводились без особого успеха. Археологи Селим Хасан , Мухаммед Закария Гонейм и А.Х. Хусейн в основном сосредоточили свое внимание на дамбе, ведущей к пирамиде, проводя свои исследования с 1937 по 1949 год. Хусейн обнаружил пару выложенных известняком лодочных ям в верхнем конце дамбы. В 1970-х годах Ахмад Мусса раскопал нижнюю половину дамбы и храм в долине. [22] Мусса и другой археолог, Одран Лабрусс , провели архитектурное исследование храма в долине с 1971 по 1981 год. [23] Пирамиды Унаса, Тети , Пепи I и Меренре были объектами крупного архитектурно-эпиграфического проекта в Саккаре, возглавляемого Жаном Леклантом . [24] С 1999 по 2001 год Высший совет древностей провел масштабный проект реставрации и реконструкции храма в долине. Были восстановлены три входа и пандусы, а также построена низкая стена из известняка, разграничивающая план храма. [23]
Погребальный комплекс
[ редактировать ]Макет
[ редактировать ]
Комплекс Унаса расположен между пирамидой Сехемхета и юго-западным углом комплекса пирамид Джосера . Она симметрична пирамиде Усеркафа, расположенной в северо-восточном углу Саккары. [25] Погребальные комплексы Древнего Царства состоят из пяти основных компонентов: (1) долинного храма; (2) дамба; (3) заупокойный храм; (4) культовая пирамида; и (5) главная пирамида. [26] Памятник Унасу имеет все эти элементы: главную пирамиду, построенную из известняковых блоков высотой в шесть ступеней; [22] храм в долине, расположенный в естественной гавани в устье вади ; [5] дамба, построенная с использованием того же вади, что и тропа; [5] погребальный храм, похожий по планировке на храм предшественника Унаса, Джедкаре Исеси , [27] и культовая пирамида на юге заупокойного храма. [28] Пирамида, погребальный храм и культовая пирамида были окружены стеной по периметру высотой 7 м (23 фута; 13 куб. см). [29] Стена по периметру с северо-востока на северо-западный угол составляет около 86 м (282 фута; 164 куб. ) в длину и простирается на 76 м (249 футов; 145 куб. ) с севера на юг. [30]
Главная пирамида
[ редактировать ]Хотя правление Унаса длилось около тридцати-тридцати трех лет, [11] его пирамида была самой маленькой из построенных в Старом Королевстве. [4] Ограничения по времени не могут считаться фактором, объясняющим небольшой размер проекта, и более вероятно, что доступность ресурсов ограничивала проект. [22] Размер памятника также был ограничен из-за обширных карьеров, необходимых для увеличения размера пирамиды. Унас решил избежать этого дополнительного бремени и вместо этого оставил свою пирамиду небольшой. [31]
Ядро пирамиды было построено из грубо обработанных известняковых блоков высотой в шесть ступеней, размер которых уменьшался с каждым шагом. [22] Строительный материал для ядра в идеале должен был быть местного производства. [32] [33] Затем он был облицован мелкими блоками белого известняка. [34] добывается в Туре . [35] Часть обшивки на нижних ступенях осталась нетронутой. [27] Пирамида имела длину основания 57,75 м (189,5 футов; 110,21 куб. У.), сходящегося к вершине под углом примерно 56 °, что давало ей высоту 43 метра (141 фут; 82 куб. У.) после завершения. [36] Пирамида имела общий объём 47 390 м². 3 (61 980 с ярдов). [7] Пирамида была гладкая. [37] [38] [39] Пирамида с тех пор была разрушена. [4] как и все остальные представители Пятой династии, [40] из-за плохой конструкции и материалов. [41] Пирамиды Пятой династии в дальнейшем систематически разбирались во время Нового царства для повторного использования при строительстве новых гробниц. [42]
Унас отказался от строительства пирамид для своих супруг; [43] вместо этого Хенут и Небет были похоронены в двойной мастабе к северо-востоку от главной пирамиды. [44] Каждой царице были предоставлены отдельные комнаты и отдельный вход, хотя планировка гробниц идентична. Хенут владел западной половиной, а Небет – восточной. Их покои были богато украшены. [45] Часовня мастабы Небета имеет четыре ниши . На одном из них имеется картуш с именем Унаса, что указывает на то, что в нем могла находиться статуя короля, тогда как в других находились статуи королевы. [46] Прямо к северу от мастабы находились гробницы сына Унаса Унасанха и дочери Ипут. Другая дочь, Хеметра, была похоронена в гробнице к западу от комплекса Джосера. [47]
Подструктура
[ редактировать ]
Цветовая маркировка материалов: светло-оранжевый = мелкий белый известняк; красный = красный гранит; белый = белый алебастр; серый = граувакк.
Небольшая часовня, называемая «северной часовней» или «входной часовней». [48] [36] находился рядом с северной гранью пирамиды. Он состоял из одной комнаты с алтарем и стелой с иероглифом «стол для жертвоприношений». От часовни остались лишь следы элементов. [27] В этих часовнях была ложная дверь и схема оформления, аналогичная залу для жертвоприношений, что, по мнению археолога Дитера Арнольда, указывает на то, что часовня была «миниатюрной часовней для жертвоприношений». [48]
Вход в основание пирамиды находился под полом часовни. [27] [36] Подструктура пирамиды аналогична конструкции предшественника Унаса, Джедкаре Исеси. [27] Вход ведет в вертикально наклоненный коридор длиной 14,35 м (47,1 фута), наклоненный под углом 22 °, который ведет к вестибюлю внизу. [49] [22] Вестибюль имеет длину 2,47 м (8,1 фута) и ширину 2,08 м (6,8 фута). [49] От вестибюля горизонтальный проход длиной 14,10 м (46,3 фута) идет по ровной дороге к прихожей и охраняется тремя последовательными решётками из гранитных плит. [22] [36] [49] Проход заканчивается прихожей, комнатой размером 3,75 м (12,3 фута) на 3,08 м (10,1 фута), расположенной под центральной осью пирамиды. На востоке дверной проем ведет в комнату, называемую сердаб. [50] – с тремя выемками. [36] [б] Сердаб имеет ширину 6,75 м (22,1 фута) и глубину 2 м (6,6 фута). [49] К западу находилась погребальная камера, комната размером 7,3 м (24 фута) на 3,08 м (10,1 фута), в которой находился саркофаг правителя. [27] [53] Крыша как прихожей, так и погребальной камеры была остроконечной , как и в более ранних пирамидах той эпохи. [27]

У западной стены погребальной камеры стоял гроб Унаса, сделанный из граувака, а не из базальта, как предполагалось первоначально. [27] [58] Гроб не был поврежден, но его содержимое было разграблено. [59] У подножия юго-восточного угла гроба когда-то был похоронен канопический сундук. [27] Следы захоронения фрагментарны; все, что осталось, — это части мумии, в том числе ее правая рука, череп и большеберцовая кость, а также деревянные ручки двух ножей, использовавшихся во время церемонии открытия рта. [27] Останки мумии выставлены в Египетском музее Каира . [36]
Стены палат были облицованы туринским известняком. [60] в то время как окружающие саркофаг Унаса [36] [61] были обшиты белым алебастром, вырезанным и расписанным, чтобы изображать двери фасада королевского дворца, дополняя восточный проход. [27] [62] Считавшиеся символически функциональными, они позволяли королю покинуть гробницу в любом направлении. [63] Стены, по-видимому, содержат блоки, повторно использованные из одной из построек Хуфу , возможно, его пирамидального комплекса в Гизе, поскольку под камнями, вырезанными для Унаса, была обнаружена более ранняя сцена, где царь (идентифицированный по имени Гора Медджеду ) ловил рыбу с гарпуном. [64]
Потолок погребальной камеры был выкрашен в синий цвет с золотыми звездами, напоминающими ночное небо. [36] Аналогично расписаны потолок прихожей и коридора. В то время как звезды в прихожей и погребальной камере указывали на север, звезды в коридоре указывали на зенит. [27] Остальные стены погребальной камеры, прихожей и части коридора были исписаны серией вертикально написанных текстов, высеченных на барельефе и окрашенных в синий цвет. [27] [36]
Тексты пирамид Унаса
[ редактировать ]
Надписи, известные как «Тексты пирамид», были центральным нововведением пирамиды Унаса. [12] [6] на чьих подземных стенах они были впервые выгравированы. [12] [65] «Тексты пирамид» — старейший крупный сборник религиозных писаний, известный из Древнего Египта. [12] Всего таких заклинаний 283, [36] из не менее 1000 известных и неопределенного числа неизвестных, [66] появляются в пирамиде Унаса. [65] Заклинания представляют собой самую маленькую и лучше всего сохранившуюся коллекцию Текстов пирамид, известную из Старого Королевства. [67] Хотя они впервые появились в пирамиде Унаса, многие тексты значительно старше. [68] [с] Впоследствии тексты появились в пирамидах царей и цариц Шестой - Восьмой династий. [66] [71] до конца Древнего Королевства. [12] За исключением одного заклинания, копии текстов Унаса появлялись по всему Поднебесной и позже, включая почти полную копию текстов в гробнице Сенвосретанха в Эль-Лиште . [67] [72]
Древнеегипетские верования утверждали, что человек состоит из трех основных частей; тело , ка и ба . [73] Когда человек умирал, ка отделялась от тела и возвращалась к богам оттуда, откуда пришла, а ба оставалась с телом. [73] Тело человека, погребенное в погребальной камере, физически никогда не покидало; [54] но ба , пробудившись, освободилась от тела и начала свой путь к новой жизни. [74] [54] Важным в этом путешествии был Ахет : горизонт, место соединения земли, неба и Дуата . [75] Для древних египтян Ахет был местом, откуда восходило солнце, и поэтому символизировал место рождения или воскресения. [75] [76] В текстах царь призван превратиться в аха в Ахете. [77] [78] Ах , буквально «действующее существо» , был воскресшей формой умершего. [73] [79] достигается посредством индивидуальных действий и ритуальных действий. [80] Если умершему не удалось завершить трансформацию, он стал муту , то есть «мертвым». [73] [75] Функция текстов, как и вся погребальная литература правителя, , заключалась в том, чтобы обеспечить воссоединение ба и ка ведущее к превращению в ах . [81] [79] и обеспечить вечную жизнь среди богов на небе. [65] [82] [83]
Надписи на западном фронтоне погребальной камеры Унаса состоят из заклинаний, защищающих саркофаг и мумию внутри. [84] [85] Северная и южная стены камеры посвящены ритуалам подношения и воскрешения соответственно. [54] [74] а на восточной стене есть тексты, подтверждающие контроль короля над его пропитанием в форме ответа на ритуал подношения. [86] [87] Тексты ритуальных подношений продолжаются на северной и южной стенах прохода. [88] разделение ритуала воскрешения, который завершается на южной стене. [86] [89] В ритуалах погребальной камеры [67] царь идентифицируется как с самим собой, так и с богом Осирисом , [90] к нему обращаются как «Осирис Унас». [12] Царь также отождествляется с другими божествами, иногда с несколькими, наряду с Осирисом в других текстах. [91] Египтолог Джеймс Аллен идентифицирует последний фрагмент ритуального текста на западном фронтоне прихожей: [86]
Ваш сын Гор действовал вместо вас.
Великие сотрясутся, увидев нож в твоей руке, когда ты выходишь из Дуата.
Приветствую, опытный! Геб создал тебя, Эннеада дала тебе жизнь.
Гор удовлетворился своим отцом, Атум удовлетворился своими годами, восточные и западные боги удовлетворились великим событием, произошедшим в его объятиях – рождением бога.
Это Юнис: Юнис, смотри! Это Юнис: Юнис, смотри! Это Унис: слушайте! Это Юнис: Юнис, существуй! Это Унис: Юнис, поднимись со своей стороны!
Исполните мой приказ, вы, ненавидящие сон, но расслабившиеся. Вставай, ты в Недите. Ваш хороший хлеб испекся в Пе; получите контроль над Гелиополисом .
Это Гор (говорит), которому было приказано действовать от имени своего отца.
Повелитель бури, тот, кто рядом с собой плевался, Сет – он родит тебя: он тот, кто родит Атума. [92]
Прихожая и коридор были исписаны преимущественно личными текстами. [67] Западная, северная и южная стены прихожей содержат тексты, основной задачей которых является переход из человеческого царства в другое и восхождение короля на небо. [93] На восточной стене находился второй набор защитных заклинаний, начиная с «Гимна каннибалов». [94] В гимне Унас поглощает богов, чтобы поглотить их силу для своего воскрешения. [95] [96] Египтолог Тоби Уилкинсон определяет этот гимн как мифологизацию «ритуала бойни», во время которого в жертву приносят быка. [96] Сердаб остался незаписанным . [97] Южная часть стен коридора содержит тексты. [98] [д] в которых основное внимание уделяется воскресению и вознесению умерших. [100] Само присутствие заклинаний [и] Считалось, что внутри гробницы они обладают эффективностью, [102] таким образом защищая короля, даже если погребальный культ перестанет действовать. [103] [104] [ф]
Части корпуса «Текстов пирамид» были переданы в « Тексты гробов» . [82] расширенный набор новых текстов, написанных на нецарских гробницах Среднего царства, некоторые из которых сохраняют грамматические условности Старого царства и содержат множество повторяющихся формулировок Текстов пирамид. [66] [106] [107] Переход к Гробным текстам был начат в царствование Пепи I и завершен Поднебесной . Тексты гробов легли в основу Книги Мертвых Нового Царства и позднего периода. [82] Эти тексты появлялись в гробницах и на папирусах в течение двух тысячелетий и окончательно исчезли примерно в то время, когда было принято христианство . [108]
Храм долины
[ редактировать ]

Храм в долине Унаса расположен в гавани, которая естественным образом образуется в месте, где устье вади встречается с озером. Тот же вади использовался как дорога для дамбы. [5] [6] Храм расположен между храмами Ньюсерре Ини и Пепи II . Несмотря на сложный план, храм не содержал каких-либо существенных нововведений. Он был богато украшен – так же, как дамба и заупокойный храм – и сохранившиеся колонны из пальмового гранита, стоявшие у входа в храм, свидетельствуют об их высоком мастерстве. [109]
Главный вход в храм находился с восточной стороны и представлял собой портик с восемью гранитными пальмовыми колоннами, расположенными в два ряда. Узкий коридор, идущий на запад, вел от входа в прямоугольный зал, ориентированный с севера на юг. Второй зал находился на юге. Два второстепенных входа в залы были построены с северной и южной сторон. Каждый имел портик с двумя колоннами. К ним вели узкие пандусы. К западу от двух залов находился главный культовый зал. В нем была вторая комната с тремя кладовыми на юге и проход, ведущий к дамбе на северо-западе. [23]
Дорога
[ редактировать ]Дорога, соединяющая храм в долине с погребальным храмом комплекса пирамид Унаса, была построена вдоль пути, проложенного естественным вади. [5] По оценкам египтолога Йорверта Эдвардса, стены имеют высоту 4 м (13 футов) и толщину 2,04 м (6 футов 8 дюймов). Ширина прохода составляла около 2,65 м (8 футов 8 дюймов). Его крыша была построена из плит толщиной 0,45 м (1 фут 6 дюймов), выступающих из каждой стены к центру. [110] Дорога на высоте 720 м (2360 футов). [29] и 750 м (2460 футов) [5] длиной, была одной из самых длинных построенных пирамид, сравнимая с дорогой пирамиды Хуфу . [5] Дорога также лучше всего сохранилась из всех времен Старого Королевства. [111] Строительство дамбы было сложным и требовало преодоления неровной местности и старых зданий, которые были снесены, а их камни использовались в качестве подкладки. Дорога была построена с двумя поворотами, а не по прямой. [29] Дорога Джосера длиной около 250 м (820 футов) использовалась для создания насыпей для дамбы Унаса и для заполнения промежутков между ней и вади. [5] [29] К югу от самого верхнего изгиба дамбы находились две ямы для лодок длиной 45 м (148 футов) из белого известняка, в которых, возможно, первоначально размещались деревянные лодки с изогнутыми килями, символизирующие дневные и ночные суда Ра , бога Солнца. [20] [112] [113] Лодки стояли бок о бок, ориентируясь с востока на запад. [114]

Гробницы на пути дамбы были застроены, сохранив украшения, но не содержимое, что указывает на то, что гробницы были ограблены либо до, либо во время строительства дамбы. [20] Две большие королевские гробницы, относящиеся ко временам Второй династии, находятся среди тех, что лежат под дамбой. [115] [116] Гробница западной галереи содержит печати с именами Хотепсехемви и Небры , а гробница восточной галереи содержит многочисленные печати с именем Нинетджера , указывающими на вероятное владение. [115] Надстройки гробниц были снесены, что позволило построить над ними погребальный храм и верхний конец дамбы. [31]
Внутренние стены дамбы были богато украшены расписными барельефами, но записи о них фрагментарны. [5] На остатках изображены разнообразные сцены, в том числе охота на диких животных, сбор урожая, сцены с рынков, мастера, работающие с медью и золотом, флот, возвращающийся из Библоса , лодки, перевозящие колонны из Асуана на строительную площадку, сражения с врагами и кочевые племена, перевозка пленных, очереди людей с подношениями и процессия представителей номов Египта . [5] [29] [117] В части крыши дамбы была оставлена щель, через которую проникал свет, освещая ярко раскрашенные украшения на стенах. [5] Археолог Питер Клейтон отмечает, что эти изображения были больше похожи на те, что встречаются на мастабах знати. [20]
Египтолог Мирослав Вернер выделяет одну конкретную сцену с дамбы, изображающую голодных кочевников пустыни. Эта сцена использовалась как «уникальное доказательство» того, что уровень жизни жителей пустыни снизился во время правления Унаса в результате климатических изменений в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Обнаружение аналогичного рельефа на Сахуре блоках дамба ставит под сомнение эту гипотезу. Вернер утверждает, что кочевники, возможно, были приглашены, чтобы продемонстрировать трудности, с которыми сталкиваются строители пирамид, привозящие камень более высокого качества из отдаленных горных районов. [29] Грималь предположил, что эта сцена предвещала общенациональный голод, который, похоже, поразил Египет. [г] в начале первого промежуточного периода . [119] По мнению Аллена и др., наиболее широко распространенное объяснение этой сцены состоит в том, что она была призвана проиллюстрировать щедрость государя в помощи голодающему населению. [120]

К северу от дамбы была обнаружена группа гробниц. [121] Могила Ахететепа , визиря, была обнаружена командой под руководством Кристианы Зиглер . [122] Остальные мастабы принадлежат визирам Ихы, Ий-ноферту, Няньх-ба и Меху. [123] [124] Унаса Предполагается, что гробницы принадлежат визирям , за исключением гробницы Меху, которая связана с Пепи I. [123] Другая могила, принадлежащая Унас-анху, сыну Унаса, разделяет могилы Ихи и Ий-ноферта. [125] [126] Возможно, это датировано поздним периодом правления Унаса. [125]
Ахмед Мусса обнаружил высеченные в скалах гробницы Нефера и Ка-хая – придворных певцов во время . правления Менкаухара [127] - к югу от дамбы Унаса, содержит девять захоронений и чрезвычайно хорошо сохранившуюся мумию, найденную в гробу в шахте под восточной стеной часовни. [128] Главный инспектор Саккары Мунир Баста обнаружил еще одну высеченную в скале гробницу к югу от дамбы в 1964 году, позже раскопанную Ахмедом Муссой. Гробницы принадлежали двум дворцовым чиновникам – мастерам маникюра. [129] – жившие во времена правления Нюсерре Ини и Менкаухора, в Пятой династии, по имени Ни-анх-хнум и Хнум-хотеп . В следующем году была обнаружена богато украшенная часовня для гробницы. Часовня располагалась внутри уникальной каменной мастабы, соединенной с гробницами неукрашенным открытым двором. [128]
Заупокойный храм
[ редактировать ]
Погребальный храм в комплексе пирамид Унаса имеет планировку, сравнимую с планировкой его предшественника Джедкаре Исеси, за одним примечательным исключением. Дверной проем из розового гранита отделяет конец дамбы от вестибюля. На нем написаны имена и титулы Тети , преемника Унаса, что указывает на то, что он, должно быть, приказал построить дверной проем после смерти Унаса. [130] [5] В вестибюле был сводчатый потолок и пол, выложенный алебастром. Стены комнаты были украшены рельефными картинами, изображавшими совершение подношений. [131] Вестибюль заканчивается открытым двором с колоннами, с восемнадцатью – на две колонны больше, чем в комплексе Джедкаре Исеси – пальмовыми колоннами из розового гранита, поддерживающими крышу амбулатории. [131] [5] Некоторые из колонн были повторно использованы столетия спустя в зданиях Таниса, столицы Египта времен Двадцать первой и Двадцать второй династий. Другие колонны были выставлены в Британском музее и Лувре. Рельефные украшения, которые раньше находились во дворе, также были повторно использованы в более поздних проектах, о чем свидетельствует наличие рельефов Унаса в комплексе пирамид Аменемхета I в Эль-Лиште. [131]

К северу и югу от вестибюля и двора с колоннами располагались кладовые. [131] Они регулярно снабжались предметами, предназначенными для королевского погребального культа , который имел расширенное влияние. [час] в Пятой династии. [137] Их неравномерное размещение привело к тому, что северных кладовых было вдвое больше, чем южных. Помещения использовались для захоронений в поздний период, о чем свидетельствует наличие больших шахтных гробниц. [131] В дальнем конце двора находился поперечный коридор, образующий пересечение двора с колоннами на востоке и внутреннего храма на западе, с культовой пирамидой на юге и большим двором, окружающим пирамиду на севере. [28]
Во внутренний храм можно попасть по небольшой лестнице, ведущей в разрушенную часовню с пятью нишами для статуй. [131] [5] Часовня и зал для пожертвований были окружены кладовыми; как и везде в храме, на севере было больше кладовых, чем на юге. [138] Квадратная прихожая – квадратная прихожая [5] – отделил часовню от зала для жертвоприношений. [131] Размеры комнаты составляют 4,2 м (14 футов; 8,0 куб. ) с каждой стороны, что делает ее самой маленькой такой комнатой из Старого Королевства. [139] но был в значительной степени разрушен. [131] Первоначально в него можно было войти через дверь на восточной стороне, и там были еще две двери, ведущие в зал для пожертвований и кладовую. [139] В комнате находилась единственная колонна из кварцита, фрагменты которой были найдены в юго-западной части храма. [131] – добыт в каменоломне Габель Ахмар недалеко от Гелиополиса. [5] Кварцит, будучи особенно твердым камнем (7 баллов по шкале Мооса ), обычно не использовался в архитектурных проектах. [140] но использовался умеренно в качестве строительного материала на некоторых объектах Древнего Королевства в Саккаре. [141] [142] Твердый камень связан с культом солнца, естественным явлением, вызванным солнечной окраской материала. [143] [5] Остатки гранитной ложной двери с надписью о душах жителей Нехена и Буто отмечают то немногое, что сохранилось от зала для жертвоприношений. Блок двери выставлен в Египетском музее в Каире. [131] [144]
Культовая пирамида
[ редактировать ]Цель культовой пирамиды остается неясной. В нем была погребальная камера, но он не использовался для захоронений и, по-видимому, представлял собой чисто символическое сооружение. [145] фараона Возможно, здесь находилась ка , [146] или миниатюрная статуя короля. [48] Возможно, его использовали для ритуальных представлений, связанных с погребением и воскрешением духа ка во время фестиваля Сед . [48]
Культовая пирамида в комплексе Унаса имеет опознаваемые останки, но в остальном она разрушена. [147] Сохранившиеся элементы позволяют предположить, что длина ее основания составляла 11,5 м (38 футов; 22 куб. дюйм), что составляет пятую часть длины основания главной пирамиды. Плиты перекрытия пирамиды были наклонены под углом 69°. Это было типично для культовых пирамид, которые имели наклон с соотношением 2:1 и, следовательно, высоту, равную длине основания, то есть 11,5 м (38 футов; 22 куб. ед.). Перед входом в пирамиду был вырыт небольшой канал, возможно, для предотвращения попадания сточных вод в пирамиду. [148] Первые плиты нисходящего коридора отклонены под углом 30,5°. Размеры ямы составляют 5,15 м (17 футов; 10 куб. м) с севера на юг и 8,15 м (27 футов; 16 куб. футов) с востока на запад. Погребальная камера была вырублена в скале на глубину 2,03 м (7 футов; 4 куб. У.), находится на глубине 2,12 м (7 футов; 4 у. 5 у.е.). [149]
«Большой корпус» [я] Главной пирамиды и внутреннего храма имеется определимая аномалия. В четырех метрах (13 футов; 8 куб. футов) от западной стороны культовой пирамиды стена резко поворачивает на север, а затем отступает на 12 м (39 футов; 23 куб. х) к главной пирамиде. Он останавливается в 2,6 м (8,5 футов; 5,0 куб. е.) от главной пирамиды и снова поворачивает на свое первоначальное направление. [150] Единственное объяснение этому - наличие большой гробницы Хотепсехемви Второй династии, которая занимает ширину всего храма и проходит прямо под нишей. Архитекторы пирамиды, похоже, предпочитали, чтобы стена ограждения проходила над проходом гробницы, а не над верхушкой подземной галереи. Культовая пирамида имеет собственное вторичное ограждение, которое проходит вдоль северной грани пирамиды и половины ее западной грани. Эта вторичная стена имела толщину около 1,04 м (3 фута; 2 куб. фута), а ближе к ее началу была построена двойная дверь толщиной 0,8 м (2,6 фута). [151]
Более поздняя история
[ редактировать ]Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что погребальный культ Унаса сохранился в течение Первого переходного периода и в Среднем царстве. [152] признак того, что Унас сохранял престиж еще долго после своей смерти. [153] Два независимых свидетельства подтверждают существование культа в Поднебесной: 1) Стела, датированная Двенадцатой династией, носящая имя Унасемсаф. [Дж] и 2) Статуя мемфисского чиновника Сермаата, [к] из Двенадцатой или Тринадцатой династии , с надписью, в которой упоминается имя Унаса. [155] Египтолог Яромир Малек утверждает, что имеющиеся данные свидетельствуют лишь о теоретическом возрождении культа в результате того, что храм в долине служил полезным входом в некрополь Саккара, но не о его сохранении в Древнем царстве. [156] Несмотря на возобновление интереса к правителям Старого царства в то время, их погребальные комплексы, в том числе Унас, были частично повторно использованы при строительстве Аменемхета I и Сенусрета I в Эль-Лиште. пирамидных комплексов [157] Один блок, использованный в комплексе Аменемхета, был точно идентифицирован как принадлежащий комплексу Унаса, вероятно, взятый с дамбы, на основании появившихся на нем надписей, содержащих его имя. [158] Происхождение нескольких других блоков также предположительно связано с комплексом Унаса. [159]
Плато Саккара стало свидетелем новой эры строительства гробниц в Новом Королевстве. Начиная с правления Тутмоса III в Восемнадцатой династии и вплоть до, возможно, Двадцатой династии , Саккара использовалась как место для гробниц частных лиц. [160] Наибольшее скопление гробниц того периода обнаружено на большой территории к югу от дамбы Унаса. [161] Эта территория стала широко использоваться во времена Тутанхамона . [162] Пирамида Унаса подверглась реставрационным работам в Новом царстве. В династии девятнадцатой [20] Хаемвесет , верховный жрец Мемфиса и сын Рамсеса II , вырезал надпись на блоке на южной стороне пирамиды в память о своих реставрационных работах. [5] [27]
Рядом с дамбой были обнаружены памятники позднего периода, в просторечии называемые «персидскими гробницами», которые, как полагают, относятся к периоду правления Амасиса II . К ним относятся гробницы, построенные для Тьяннехебу, надзирателя Королевского флота; Псамтик, главный врач; и Петенизе, надзиратель за конфиденциальными документами. Египтолог Джон Д. Рэй объясняет, что это место было выбрано потому, что до него было легко добраться как из Мемфиса, так и из долины Нила. [163] Следы финикийских и арамейских захоронений были обнаружены в районе непосредственно к югу от дамбы Унаса. [164]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Предлагаемые даты правления Унаса: ок. 2404–2374 гг. до н.э., [10] [11] в. 2375–2345 гг. до н. э., [12] [13] в. 2356–2323 гг. до н.э., [14] в. 2353–2323 гг. до н.э., [15] в. 2312–2282 гг. до н.э., [16] в. 2378/48–2348/18 ± 1–3 года до н.э. [17]
- ^ Функция сердаба неясна . [51] Иоахим Шпигель считал, что комната символизирует дневное небо. [52] Николя Грималь предполагает, что здесь находились статуи умерших. [53] Марк Ленер добавляет, что ниши могли использоваться для хранения припасов культа; символический перенос подношений, преподнесенных через ложную дверь зала для подношений, в подземные покои. [54] Леклан оспаривает гипотезу о королевских статуях, предлагая вместо этого использовать их в качестве отсеков для хранения погребальных материалов. [55] Бернар Матье утверждает, что сердаб представляет собой «Demeure d'Osiris» (резиденцию Осириса), где правитель должен спуститься за горизонт, прежде чем возобновить восхождение на северное небо. [56] Джеймс Аллен отмечает, что это может относиться к трехсторонней «Гробнице Гора», представленной в Амдуате , содержащей Гора расчлененное тело после того, как он был убит Сетом . Таким образом, три углубления содержали «человеческую голову, соколиные крылья и кошачью заднюю часть» Гора. [52] [57]
- ↑ Многие тексты ритуала подношений имеют общее со «списком подношений», который был обнаружен в других гробницах Пятой династии. Самый ранний неповрежденный образец был найден в нецарской гробнице Дебехени, по-видимому, подаренной ему Менкаурой из Четвертой династии . Списки предшественников датируются нецарскими гробницами, построенными во время правления Хуфу , за два столетия до правления Унаса. [69] Фрагменты списка были обнаружены в погребальных храмах правителей Пятой династии Сахуре , Нефериркаре Какаи и Нюсерре . [70]
- ↑ В пирамиде Унаса были вписаны только южные участки горизонтального прохода. [99] [36] Пирамида Тети подверглась такому же обращению, хотя пирамиды Меренра и Пепи II имели надписи по всему горизонтальному проходу и вестибюлю с тремя гранитными решётками, а пирамида Пепи I также имела надписи на участке восходящего коридора. [99]
- ↑ Считалось, что символы обладают мощной магией; настолько, что иероглифические символы, изображающие опасных животных, таких как змея или лев, были намеренно повреждены после того, как были начертаны, чтобы предотвратить их телесную форму и угрозу благополучию короля в его покоях. [101]
- ↑ Мотивом регулярного проведения культа был временный характер речей. Благодаря написанию текстов обряды приобрели постоянство. [105] Даже будучи ахом , умерший требовал внимания живых, которые поддерживали его посредством ритуалов и подношений. [75]
- ^ Проблема голода и экономических кризисов является отличительной чертой Первого переходного периода Египта. Серию неудачных разливов Нила в разные годы, вызванных изменением климата, часто обвиняют в распаде Старого царства. Доказательства в виде биографических свидетельств, таких как надписи Анхтифи в его гробнице в Эль-Моалле , свидетельствующие о голоде, многочисленны, но несколько сомнительны. Климатические изменения, приведшие к более засушливым сезонам, по-видимому, начались во времена Древнего царства, и археологические наблюдения на Элефантине позволяют предположить, что в первый переходный период сезоны наводнений были лучше, а не хуже. Кризисы в этот период были социально значимыми и давали основу легитимности власти правителей. Правители позиционировали себя как заботящиеся обо всем своем обществе, включая слабых и несчастных, обеспечивая их право на власть и уважение. [118]
- ^ К пятой династии религиозный институт утвердился как доминирующая сила в обществе; [132] [133] тенденция роста бюрократии и жречества, а также упадка власти фараона установилась во время правления Нефериркаре Какаи и лишь усилилась во время правления Унаса. [134] Приоритет культовой деятельности нашел свое выражение в обширных складских комплексах. [135] это стало особенностью храмов-пирамид, начиная с Сахуре , правления [117] и пространство, которое они занимали, увеличивалось линейно, начиная с Нефериркаре Какаи . правления [136]
- ^ в переводе с французского: « la grande enceinte » [148]
- ^ перевод. Wnỉs-m-zʒ.f [154]
- ^ перевод. Ср-м'ꜥт [154]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хименес-Серрано 2012 , с. 155.
- ^ Эдель 2013 , с. 74.
- ^ Бадж 1920 , с. 167а.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вернер 2001d , с. 332.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ленер 2008 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Арнольд 2003 , с. 250.
- ^ Перейти обратно: а б Барта 2005 , стр. 180.
- ^ Ленер 2008 , с. 10.
- ^ Альтенмюллер 2001 , стр. 597 и 600.
- ^ Вернер 2001b , с. 590.
- ^ Перейти обратно: а б Альтенмюллер 2001 , с. 600.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Малек 2003 , стр. 102.
- ^ Шоу 2003 , с. 482.
- ^ Ленер 2008 , с. 8.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. хх.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 288.
- ^ Вернер 2001a , с. 411.
- ^ Ленер 2008 , стр. 82–83.
- ^ Ленер 2008 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Клейтон 1994 , с. 63.
- ^ Вернер 2001d , стр. 332–333.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вернер 2001d , с. 333.
- ^ Перейти обратно: а б с Хавасс 2015 , Глава 10.
- ^ Шове 2001 , с. 177.
- ^ Ленер 2008 , стр. 10, 83 и 154.
- ^ Барта 2005 , стр. 178.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Вернер 2001d , с. 334.
- ^ Перейти обратно: а б Вернер 2001d , стр. 335–337.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вернер 2001d , с. 337.
- ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Додсон 2016 , с. 29.
- ^ Ленер 2008 , с. 206.
- ^ Лукас 1959 , с. 66.
- ^ Вернер 2001d , стр. 333–334.
- ^ Ленер 2008 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ленер 2008 , с. 154.
- ^ Ленер 2008 , с. 155 изображений.
- ^ Грос де Белер 2000 , с. 119.
- ^ Бард 2015 , Общее утверждение о пирамидах на стр. 145.
- ^ Эдвардс 1993 , с. 157.
- ^ Hellum 2007 , стр. 80–81, подпись к изображению.
- ^ Вернер 1994 , с. 92.
- ^ Додсон 2016 , с. 30.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 68.
- ^ Додсон 2016 , стр. 30–31.
- ^ Вернер 2001d , с. 339.
- ^ Додсон 2016 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с д Арнольд 2005 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с д Штадельманн 1985 , с. 185.
- ^ Аллен 2005 , с. 10.
- ^ Аллен 2005 , стр. 11 и 14, примечание. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Биллинг 2018 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Гримал 1992 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ленер 2008 , с. 33.
- ^ Матье 1997 , стр. 294 и 301.
- ^ Матье 1997 , с. 292.
- ^ Аллен 2005 , стр. 11 и 14, примечание 17..
- ^ Николсон и Шоу 2006 , с. 57.
- ^ Эдвардс 1993 , стр. 175–176.
- ^ Эдвардс 1993 , с. 175.
- ^ Вернер 1994 , с. 54.
- ^ Хейс 2009 , стр. 215–216.
- ^ Хейс 2009 , с. 216.
- ^ Вернер 2020 , с. 275.
- ^ Перейти обратно: а б с Вернер 1994 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с Аллен 2001 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д Аллен 2005 , с. 15.
- ^ Аллен 2005 , с. 4.
- ^ Hays 2012 , стр. 86–89.
- ^ Смит 2009 , стр. 8–9.
- ^ Вернер 2001c , с. 92.
- ^ Hays 2012 , стр. 5–6.
- ^ Перейти обратно: а б с д Аллен 2005 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Аллен 2001 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б с д Янак 2013 , стр. 3.
- ^ Хейс 2009 , с. 195.
- ^ Hays 2009 , стр. 209–212.
- ^ Hays 2012 , стр. 212–213.
- ^ Перейти обратно: а б Ленер 2008 , с. 24.
- ^ Янак 2013 , стр. 2.
- ^ Аллен 2005 , стр. 7–8.
- ^ Перейти обратно: а б с Гримал 1992 , с. 126.
- ^ Хейс 2012 , с. 10.
- ^ Аллен 2005 , с. 11.
- ^ Hays 2012 , стр. 107–108.
- ^ Перейти обратно: а б с Аллен 2005 , с. 16.
- ^ Хейс 2012 , с. 289.
- ^ Хейс 2012 , с. 82.
- ^ Hays 2012 , стр. 93, 640 и 649.
- ^ Аллен 2005 , стр. 11 и 15.
- ^ Смит 2017 , с. 139.
- ^ Аллен 2005 , стр. 16 и 41.
- ^ Hays 2012 , стр. 106–109 и 282.
- ^ Аллен 2005 , стр. 11 и 16.
- ^ Эйр 2002 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 2016 , Часть 3 «Гимны», 1 «Гимн каннибалов», с. 1.
- ^ Ленер 2008 , с. 158.
- ^ Hays 2012 , стр. 108–109.
- ^ Перейти обратно: а б Аллен 2005 , с. 12.
- ^ Хеллум 2012 , с. 42.
- ^ Вернер 2001d , стр. 42–43.
- ^ Малек 2003 , стр. 103.
- ^ Ленер 2008 , с. 145.
- ^ Аллен 2001 , с. 600.
- ^ Hays 2012 , стр. 257–258.
- ^ Леско 2001 , с. 574.
- ^ Вернер 2001d , с. 44.
- ^ Хейс 2012 , с. 1.
- ^ Уилкинсон 2000 , с. 128.
- ^ Эдвардс 1993 , с. 173.
- ^ Хеллум 2007 , с. 105.
- ^ Вернер 2001d , стр. 337–338.
- ^ Гримал 1992 , с. 124.
- ^ Альтенмюллер 2002 , с. 271.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 2005 , с. 207.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Гримал 1992 , с. 123.
- ^ Зейдльмайер 2003 , стр. 118–120.
- ^ Гримал 1992 , с. 123 и 137–139.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. 360.
- ^ Струдвик 1985 , стр. 56–57.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б Струдвик 1985 , с. 56.
- ^ Мануэлян 1999 , с. 598.
- ^ Перейти обратно: а б Струдвик 1985 , с. 57.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 69.
- ^ Струдвик 1985 , стр. 13 и 205.
- ^ Перейти обратно: а б Аллен и др. 1999 , с. 162.
- ^ Струдвик 1985 , с. 205.
- ^ Вернер 2001d , стр. 334–335.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вернер 2001d , с. 335.
- ^ Вегнер 2001 , с. 333.
- ^ Гримал 1992 , стр. 89–90.
- ^ Вернер 2001b , стр. 589–590.
- ^ Барта 2005 , стр. 186.
- ^ Барта 2005 , стр. 184, рис. 4. и 186.
- ^ Барта 2005 , стр. 186 и 188.
- ^ Вернер 2001d , с. 336.
- ^ Перейти обратно: а б Мегахед 2016 , с. 248.
- ^ Оссиан 2001 , стр. 104–105.
- ^ Николсон и Шоу 2006 , с. 54.
- ^ Лукас 1959 , с. 79.
- ^ Оссиан 2001 , с. 105.
- ^ Свик 2003 , стр. 270.
- ^ Вернер 2001d , с. 53.
- ^ Ленер 2008 , с. 18.
- ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Лабрусс, Лауэр и Леклан, 1977 , с. 55.
- ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , стр. 54–55.
- ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , стр. 55–56.
- ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , с. 56.
- ^ Моралес 2006 , с. 314.
- ^ Аллен и др. 1999 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Малек 2000 , стр. 251.
- ^ Малек 2000 , стр. 251 и 607.
- ^ Малек 2000 , стр. 256.
- ^ Малек 2000 , стр. 256–257.
- ^ Годике 1971 , стр. 24–26.
- ^ Годике 1971 , стр. 59–74, 78, 86–94, 97–100.
- ^ Шнайдер 1999 , стр. 847–848.
- ^ Шнайдер 1999 , с. 849.
- ^ Шнайдер 1999 , с. 852.
- ^ Рэй 1999 , с. 845.
- ^ Рэй 1999 , с. 846.
Источники
[ редактировать ]- Аллен, Джеймс (2001). «Тексты пирамид». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 95–98. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Аллен, Джеймс (2005). Дер Мануэлян, Питер (ред.). Тексты древнеегипетских пирамид . Письма древнего мира, номер 23. Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-182-7 .
- Аллен, Джеймс; Аллен, Сьюзен; Андерсон, Джули; и др. (1999). Египетское искусство в эпоху пирамид . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-8109-6543-0 . OCLC 41431623 .
- Альтенмюллер, Хартвиг (2001). «Старое царство: Пятая династия». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 2 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 597–601. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Альтенмюллер, Хартвиг (2002). «Погребальные лодки и лодочные ямы Старого Королевства» (PDF) . В Коппенсе, Филип (ред.). Абусир и Саккара в 2001 году . Том. 70. Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 269–290. ISSN 0044-8699 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Арнольд, Дитер (2003). Энциклопедия древнеегипетской архитектуры . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-86064-465-8 .
- Арнольд, Дитер (2005). «Царские культовые комплексы Старого и Среднего царств». В Шафере, Байрон Э. (ред.). Храмы Древнего Египта . Лондон и Нью-Йорк: IB Taurus. стр. 31–86. ISBN 978-1-85043-945-5 .
- Бард, Кэтрин (2015). Введение в археологию Древнего Египта . John Wiley and Sons, Inc. Хобокен, Нью-Джерси: ISBN 978-0-470-67336-2 .
- Барта, Мирослав (2005). «Расположение пирамид Старого царства в Египте». Кембриджский археологический журнал . 15 (2): 177–191. дои : 10.1017/s0959774305000090 . S2CID 161629772 .
- Биллинг, Нильс (2018). Перформативная структура: ритуализация пирамиды Пепи I. Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-37237-5 .
- Бадж, Эрнест Альфред Уоллис (1920). Словарь египетских иероглифов: с указателем английских слов, список царей и географический список с указателями, список иероглифических символов, коптских и семитских алфавитов и т. д . Том. 1. Лондон: Дж. Мюррей. OCLC 697736910 .
- Шове, Виолен (2001). «Саккара». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 176–179. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Клейтон, Питер А. (1994). Хроника фараонов . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05074-3 .
- Цвик, Анджей (2003). Рельефное украшение в королевских погребальных комплексах Древнего царства: исследования развития, сюжетного содержания и иконографии (доктор философии). Руководит Каролем Мысливцем . Варшава: Институт археологии Варшавского университета. OCLC 315589023 .
- Додсон, Эйдан ; Хилтон, Дайан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05128-3 .
- Додсон, Эйдан (2016). Царские гробницы Древнего Египта . Барнсли, Южный Йоркшир: археология пера и меча. ISBN 978-1-47382-159-0 .
- Эдель, Эльмар (2013) [1980]. Иероглифические надписи Старого царства (на немецком языке). Висбаден: Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH. ISBN 978-3-531-05081-2 .
- Эдвардс, Йорверт (1993) [1947]. Пирамиды Египта . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0140136340 . OCLC 473229011 .
- Эйр, Кристофер (2002). Каннибальский гимн: культурное и литературное исследование . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-0-85323-706-8 .
- Гедике, Ганс (1971). Повторно использованные блоки пирамиды Аменемхета I в Лиште . Том. 20. Нью-Йорк: Метрополитен-музей Египетская экспедиция. ISBN 978-0-87099-107-3 .
- Грималь, Николас (1992). История Древнего Египта . Перевод Яна Шоу. Оксфорд: издательство Блэквелла. ISBN 978-0-631-19396-8 .
- Грос де Белер, Од (2000). Нил . Париж: Издания Мольера. ISBN 978-2907670333 .
- Хавасс, Захи (2015). Магия пирамид: Мои приключения в археологии . Монтеварки, Италия: Хармакис Эдизиони. ISBN 978-88-98301-33-1 .
- Хейс, Гарольд М. (2009). «Нечитая пирамиды». Бюллетень Французского института восточной археологии . 109 : 195–220. ISSN 0255-0962 .
- Хейс, Гарольд М. (2012). Организация текстов пирамид: типология и расположение (Том 1) . Проблема Египта. Том. Группа 31. Лейден и Бостон: Brill. ISBN 978-90-04-22749-1 . ISSN 0169-9601 .
- Хеллум, Дженнифер (2007). Пирамиды . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-32580-9 .
- Хеллум, Дженнифер (2012). «Использование мифа в Текстах пирамид». В Кноблаухе, Кристиан М.; Гилл, Джеймс С. (ред.). Египтология в Австралии и Новой Зеландии, 2009 г.: материалы конференции, состоявшейся в Мельбурне, 4–6 сентября . Оксфорд: Археопресс. стр. 41–46. ISBN 978-1-4073-0941-5 .
- Янак, Иржи (2013). Вендрик, Виллеке; Дилеман, Жакко; Фруд, Элизабет; Бейнс, Джон (ред.). Ах . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет. ISBN 978-0-615-21403-0 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Хименес-Серрано, Алехандро (2012). Каль, Йохем ; Клот, Николь (ред.). О строительстве заупокойного храма царя Унаса . Том. 41. Гамбург: Helmut Buske Verlag GmBH. стр. 153–162. ISBN 978-3-8754-8941-5 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Лабрус, Одран; Лауэр, Жан-Филипп; Леклан, Жан (1977). Верхний храм погребального комплекса короля Унаса (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии в Каире. OCLC 249491871 .
- Ленер, Марк (2008). Полные пирамиды . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28547-3 .
- Леско, Леонард (2001). «Похоронная литература». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 570–575. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Лукас, Альфред (1959) [1948]. Древнеегипетские материалы и промышленность (Третье издание, исправленное издание). Лондон: Эдвард Арнольд (Издательство) LTD. OCLC 1057992706 .
- Малек, Яромир (2000). «Правители Старого Королевства как «местные святые» в районе Мемфита во времена Старого Королевства». В Барте, Мирослав; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2000 году . Прага: Академия наук Чехии – Восточный институт. стр. 241–258. ISBN 978-80-85425-39-0 .
- Малек, Яромир (2003). «Старое царство (ок. 2686–2160 до н.э.)» . В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 83–107 . ISBN 978-0-19-815034-3 .
- Мануэлян, Питер Дер (1999). «Мемфисские частные гробницы Старого Королевства». В Барде, Кэтрин (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 594–598 . ISBN 978-0-203-98283-9 .
- Матье, Бернар (1997). «Значение сердаба в пирамиде Унаса: Архитектура царских погребальных покоев в свете текстов пирамиды». В Бергере, Кэтрин; Матье, Бернар (ред.). Исследования по Древнему царству и некрополю Саккара, посвященные Жану-Филиппу Лауэру . Orientalie Monspeliensia IX (на французском языке). Монпелье: Университет Поля Валери-Монпелье III. стр. 289–304. ISBN 978-2842690472 .
- Мегахед, Мохамед (2016). « Antichambre carée в Старом Королевстве. Украшение и функциональность». В Ландграфовой Рената; Минаржова, Яна (ред.). Богатые и великие: этюды в честь Энтони Дж. Спалинджера по случаю его 70-летия Праздника Тота . Прага: Карлов университет в Праге, факультет искусств. стр. 239–259. ISBN 978-8073086688 .
- Моралес, Антонио Дж. (2006). «Следы официального и народного почитания Нюсерры Ини в Абусире. Поздняя пятая династия в Поднебесную». В Барте, Мирослав; Коппенс, Филип; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2005 году, Материалы конференции, состоявшейся в Праге (27 июня – 5 июля 2005 г.) . Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 311–341. ISBN 978-80-7308-116-4 .
- Николсон, Пол Т.; Шоу, Ян, ред. (2006). Древнеегипетские материалы и технологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-45257-1 .
- Оссиан, Клер Р. (2001). «Кварцит». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 104–105. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Рэй, Джон Д. (1999). «Саккара, поздний период и греко-римские гробницы». В Барде, Кэтрин (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 844–847 . ISBN 978-0-203-98283-9 .
- Шнайдер, Ганс Д. (1999). «Саккара, частные гробницы Нового царства». В Барде, Кэтрин (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 847–854 . ISBN 978-0-203-98283-9 .
- Зейдльмайер, Стефан (2003). «Первый промежуточный период (ок. 2160–2055 до н.э.)» . В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. стр. 108–136 . ISBN 978-0-19-815034-3 .
- Шоу, Ян, изд. (2003). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-815034-3 .
- Смит, Марк (2009). Вендрик, Виллеке; Дилеман, Жакко; Фруд, Элизабет; Бейнс, Джон (ред.). Демократизация загробной жизни . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет. ISBN 978-0-615-21403-0 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Смит, Марк (2017). По следам Осириса: перспективы загробной жизни Осириса за четыре тысячелетия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-108976-3 .
- Стадельманн, Ренье (1985). Египетские пирамиды: от кирпичного здания до чуда света . Культурная история древнего мира (на немецком языке). Том 30. Майнц-на-Рейне: Филип фон Заберн. ISBN 978-3-8053-0855-7 . OCLC 961317530 .
- Струдвик, Найджел (1985). Дэвис, Западная Вирджиния (ред.). Управление Египтом в Древнем царстве: высшие титулы и их носители . Лондон: KPI Limited. ISBN 978-0-7103-0107-9 .
- Вернер, Мирослав (1994). Забытые фараоны, Затерянные пирамиды: Абусир (PDF) . Прага: Академия Шкодаэкспорт. ISBN 978-80-200-0022-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2011 г.
- Вернер, Мирослав (2001а). «Археологические заметки о хронологии 4-й и 5-й династий» (PDF) . Восточный архив . 69 (3): 363–418. ISSN 0044-8699 .
- Вернер, Мирослав (2001б). «Старое королевство». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 2 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 585–591. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Вернер, Мирослав (2001c). «Пирамида». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 87–95. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Вернер, Мирослав (2001г). Пирамиды: тайна, культура и наука великих памятников Египта . Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-1703-8 .
- Вернер, Мирослав (2020). Пирамиды: археология и история знаковых памятников Египта . Каир: Американский университет в Каире. ISBN 978-9-77-416988-5 .
- Вегнер, Йозеф В. (2001). «Королевские культы». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 332–336. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Уилкинсон, Ричард Х. (2000). Полное собрание храмов Древнего Египта . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05100-9 .
- Уилкинсон, Тоби А.Х. (2005). Раннединастический Египет . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-18633-9 .
- Уилкинсон, Тоби А.Х. (2016). Письма Древнего Египта . Лондон: Классика пингвинов. ISBN 978-0141395951 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Тексты пирамид онлайн – читайте тексты на месте. Посмотреть иероглифы и полный перевод.
- Виртуальное исследование пирамиды Унаса