Jump to content

Пирамида Унаса

Координаты : 29 ° 52'6 "N 31 ° 12'53" E  /  29,86833 ° N 31,21472 ° E  / 29,86833;

Пирамида Унаса
Курганные остатки пирамиды и сохранившиеся остатки храма
Гвозди
Координаты 29 ° 52'6 "N 31 ° 12'53" E  /  29,86833 ° N 31,21472 ° E  / 29,86833;
Древнее имя
<
Е34
N35
М17С29
>Ф351 квартал1 квартал1 кварталО24

Нфр СВТ Wnjs [1] [2]
Нефер живет в Унасе. [3]
«Прекрасны [культовые] места Унаса» [4]
Альтернативно переводится как «Совершенны места Унаса». [5] или
«Места Унаса полны» [6]
Построенный Пятая династия (ок. 24 век до н.э.)
Тип Гладкий (теперь разрушенный)
Материал Известняк
Высота 43 м (141 фут ; 82 куб. Дюймов ) [6] (оригинал)
База 57,75 м (189 футов; 110 куб. Дюймов) [6]
Объем 47 390 м 3 (61 980 куб. ярдов ) [7]
Склон 56°18'35" [8]
Пирамида Унаса расположена в Нижнем Египте.
Пирамида Унаса
Расположение в Нижнем Египте

Пирамида Унаса ( египет . Nfr swt Wnjs «Прекрасны места Унаса») — гладкая пирамида, построенная в 24 веке до нашей эры для египетского фараона Унаса , девятого и последнего царя Пятой династии . [9] [а] Это самая маленькая пирамида Древнего Королевства , но она имеет большое значение из-за открытия Текстов пирамид - заклинаний для загробной жизни короля, высеченных на стенах ее подземных покоев. , впервые вписанная в пирамиду Унаса, Традиция погребальных текстов продолжалась в пирамидах последующих правителей вплоть до конца Древнего царства и в Среднем царстве через « Гробные тексты» , составляющие основу « Книги Унаса». Мертвый .

Унас построил свою пирамиду между комплексами Сехемкет и Джосер , в Северной Саккаре . К храму в долине у близлежащего озера была построена длинная дамба, обеспечивающая доступ к месту пирамиды. Стены дамбы были искусно украшены, а крыша имела прорезь в одной секции, пропускающую свет, освещающий изображения. длинный вади В качестве пути использовался . Местность была трудной для преодоления, здесь были старые здания и надстройки гробниц. Их снесли и использовали в качестве основания для дамбы. Значительный участок дороги Джосера был повторно использован под насыпи. У гробниц, стоявших на пути, были снесены надстройки и заасфальтированы, сохранив украшения. Две гробницы Второй династии , предположительно принадлежащие Хотепсехемви , Небре и Нинетджеру , судя по печатям, найденным внутри, входят в число тех, что лежат под дамбой. Позже это место использовалось для многочисленных захоронений чиновников Пятой династии, частных лиц Восемнадцатой династии . до двадцатых династий, а также коллекцию памятников позднего периода, известных как «персидские гробницы».

Дорога соединяла храм в гавани с заупокойным храмом на восточной стороне пирамиды. В заупокойный храм можно было попасть с восточной стороны через большой гранитный дверной проем, по-видимому, построенный преемником Унаса Тети . К югу от верхней дамбы находятся две ямы для длинных лодок. там находились две деревянные лодки: солнечные барки Ра Возможно , , бога Солнца. Храм был спланирован аналогично храму Джедкаре Исеси . Поперечный коридор отделяет внешний храм от внутреннего. Входная часовня внутреннего храма полностью разрушена, хотя когда-то в ее нишах находились пять статуй. Особенностью внутреннего храма была единственная кварцитовая колонна, находившаяся в передней части храма . В остальном комната испорчена. Кварцит — нетипичный материал для использования в архитектурных проектах, хотя в Старом Королевстве существуют примеры его умеренного использования. Материал ассоциируется с культом солнца из-за его солнечной окраски.

Подземные камеры оставались неисследованными до 1881 года, когда Гастон Масперо , недавно обнаруживший письменные тексты в пирамидах Пепи I и Меренре I. туда проник Масперо нашел те же тексты, начертанные на стенах пирамиды Унаса, это их первое известное появление. 283 заклинания в пирамиде Унаса представляют собой старейший, самый маленький и лучше всего сохранившийся корпус религиозных писаний Старого Королевства. Их функция заключалась в том, чтобы вести правителя к вечной жизни и обеспечивать его дальнейшее выживание, даже если погребальный культ перестанет действовать. В случае Унаса погребальный культ, возможно, пережил бурный Первый промежуточный период и вплоть до Двенадцатой или Тринадцатой династии , во времена Среднего царства. Это предмет споров среди египтологов, среди которых есть конкурирующая идея о том, что культ был возрожден во времена Среднего царства, а не дожил до того времени.

Расположение и раскопки

[ редактировать ]

Пирамида расположена на плато Саккара и лежит на линии, идущей от пирамиды Сехемхета к пирамиде Менкаухора . [18] Это место потребовало строительства исключительно длинной дамбы, ведущей к близлежащему озеру, что позволяет предположить, что это место имело определенное значение для Унаса. [19]

Пирамиду кратко исследовал Джон Ше Перринг , а вскоре после этого Карл Ричард Лепсиус , который внес пирамиду в свой список первопроходцев под номером XXXV. [4] Вход был впервые получен Гастоном Масперо , который исследовал его основание в 1881 году. [4] [20] Недавно он обнаружил ряд текстов в пирамидах Пепи I и Меренре I. Те же самые тексты были обнаружены в гробнице Унаса, что делает их самым ранним известным появлением. [4] С 1899 по 1901 год архитектор и египтолог Алессандро Барсанти провел первое систематическое исследование места пирамиды, сумев раскопать часть погребального храма , а также ряд гробниц Второй династии и позднего периода . [21] Более поздние раскопки Сесила Маллаби Ферта с 1929 года до его смерти в 1931 году, а затем раскопки архитектора Жана-Филиппа Лауэра с 1936 по 1939 год, проводились без особого успеха. Археологи Селим Хасан , Мухаммед Закария Гонейм и А.Х. Хусейн в основном сосредоточили свое внимание на дамбе, ведущей к пирамиде, проводя свои исследования с 1937 по 1949 год. Хусейн обнаружил пару выложенных известняком лодочных ям в верхнем конце дамбы. В 1970-х годах Ахмад Мусса раскопал нижнюю половину дамбы и храм в долине. [22] Мусса и другой археолог, Одран Лабрусс [ фр ] , провели архитектурное исследование храма в долине с 1971 по 1981 год. [23] Пирамиды Унаса, Тети , Пепи I и Меренре были объектами крупного архитектурно-эпиграфического проекта в Саккаре, возглавляемого Жаном Леклантом . [24] С 1999 по 2001 год Высший совет древностей провел масштабный проект реставрации и реконструкции храма в долине. Были восстановлены три входа и пандусы, а также построена низкая стена из известняка, разграничивающая план храма. [23]

Погребальный комплекс

[ редактировать ]
Карта главного комплекса пирамид Унаса.
Планировка комплекса Унаса

Комплекс Унаса расположен между пирамидой Сехемхета и юго-западным углом комплекса пирамид Джосера . Она симметрична пирамиде Усеркафа, расположенной в северо-восточном углу Саккары. [25] Погребальные комплексы Древнего Царства состоят из пяти основных компонентов: (1) долинного храма; (2) дамба; (3) заупокойный храм; (4) культовая пирамида; и (5) главная пирамида. [26] Памятник Унасу имеет все эти элементы: главную пирамиду, построенную из известняковых блоков высотой в шесть ступеней; [22] храм в долине, расположенный в естественной гавани в устье вади ; [5] дамба, построенная с использованием того же вади, что и тропа; [5] погребальный храм, похожий по планировке на храм предшественника Унаса, Джедкаре Исеси , [27] и культовая пирамида на юге заупокойного храма. [28] Пирамида, погребальный храм и культовая пирамида были окружены стеной по периметру высотой 7 м (23 фута; 13 куб. см). [29] Стена по периметру с северо-востока на северо-западный угол составляет около 86 м (282 фута; 164 куб. ) в длину и простирается на 76 м (249 футов; 145 куб. ) с севера на юг. [30]

Главная пирамида

[ редактировать ]
Фотография грани главной пирамиды.
Остатки внешней оболочки пирамиды Унаса

Хотя правление Унаса длилось около тридцати-тридцати трех лет, [11] его пирамида была самой маленькой из построенных в Старом Королевстве. [4] Ограничения по времени не могут считаться фактором, объясняющим небольшой размер проекта, и более вероятно, что доступность ресурсов ограничивала проект. [22] Размер памятника также был ограничен из-за обширных карьеров, необходимых для увеличения размера пирамиды. Унас решил избежать этого дополнительного бремени и вместо этого оставил свою пирамиду небольшой. [31]

Ядро пирамиды было построено из грубо обработанных известняковых блоков высотой в шесть ступеней, размер которых уменьшался с каждым шагом. [22] Строительный материал для ядра в идеале должен был быть местного производства. [32] [33] Затем он был облицован мелкими блоками белого известняка. [34] добывается в Туре . [35] Часть обшивки на нижних ступенях осталась нетронутой. [27] Пирамида имела длину основания 57,75 м (189,5 футов; 110,21 куб. У.), сходящегося к вершине под углом примерно 56 °, что давало ей высоту 43 метра (141 фут; 82 куб. У.) после завершения. [36] Пирамида имела общий объём 47 390 м². 3 (61 980 с ярдов). [7] Пирамида была гладкая. [37] [38] [39] Пирамида с тех пор была разрушена. [4] как и все остальные представители Пятой династии, [40] из-за плохой конструкции и материалов. [41] Пирамиды Пятой династии в дальнейшем систематически разбирались во время Нового царства для повторного использования при строительстве новых гробниц. [42]

Унас отказался от строительства пирамид для своих супруг; [43] вместо этого Хенут и Небет были похоронены в двойной мастабе к северо-востоку от главной пирамиды. [44] Каждой царице были предоставлены отдельные комнаты и отдельный вход, хотя планировка гробниц идентична. Хенут владел западной половиной, а Небет – восточной. Их покои были богато украшены. [45] Часовня мастабы Небета имеет четыре ниши . На одном из них имеется картуш с именем Унаса, что указывает на то, что в нем могла находиться статуя короля, тогда как в других находились статуи королевы. [46] Прямо к северу от мастабы находились гробницы сына Унаса Унасанха и дочери Ипут. Другая дочь, Хеметра, была похоронена в гробнице к западу от комплекса Джосера. [47]

Подструктура

[ редактировать ]
Аннотированная карта основания пирамиды Унаса. Подробно описано в следующем разделе.
Планировка подструктуры Унаса.
Цветовая маркировка материалов: светло-оранжевый = мелкий белый известняк; красный = красный гранит; белый = белый алебастр; серый = граувакк.

Небольшая часовня, называемая «северной часовней» или «входной часовней». [48] [36] находился рядом с северной гранью пирамиды. Он состоял из одной комнаты с алтарем и стелой с иероглифом «стол для жертвоприношений». От часовни остались лишь следы элементов. [27] В этих часовнях была ложная дверь и схема оформления, аналогичная залу для жертвоприношений, что, по мнению археолога Дитера Арнольда, указывает на то, что часовня была «миниатюрной часовней для жертвоприношений». [48]

Вход в основание пирамиды находился под полом часовни. [27] [36] Подструктура пирамиды аналогична конструкции предшественника Унаса, Джедкаре Исеси. [27] Вход ведет в вертикально наклоненный коридор длиной 14,35 м (47,1 фута), наклоненный под углом 22 °, который ведет к вестибюлю внизу. [49] [22] Вестибюль имеет длину 2,47 м (8,1 фута) и ширину 2,08 м (6,8 фута). [49] От вестибюля горизонтальный проход длиной 14,10 м (46,3 фута) идет по ровной дороге к прихожей и охраняется тремя последовательными решётками из гранитных плит. [22] [36] [49] Проход заканчивается прихожей, комнатой размером 3,75 м (12,3 фута) на 3,08 м (10,1 фута), расположенной под центральной осью пирамиды. На востоке дверной проем ведет в комнату, называемую сердаб. [50] – с тремя выемками. [36] [б] Сердаб имеет ширину 6,75 м (22,1 фута) и глубину 2 м (6,6 фута). [49] К западу находилась погребальная камера, комната размером 7,3 м (24 фута) на 3,08 м (10,1 фута), в которой находился саркофаг правителя. [27] [53] Крыша как прихожей, так и погребальной камеры была остроконечной , как и в более ранних пирамидах той эпохи. [27]

Фотография лестницы в пирамиду
Современный вход в основания пирамиды (слева внизу)

У западной стены погребальной камеры стоял гроб Унаса, сделанный из граувака, а не из базальта, как предполагалось первоначально. [27] [58] Гроб не был поврежден, но его содержимое было разграблено. [59] У подножия юго-восточного угла гроба когда-то был похоронен канопический сундук. [27] Следы захоронения фрагментарны; все, что осталось, — это части мумии, в том числе ее правая рука, череп и большеберцовая кость, а также деревянные ручки двух ножей, использовавшихся во время церемонии открытия рта. [27] Останки мумии выставлены в Египетском музее Каира . [36]

Стены палат были облицованы туринским известняком. [60] в то время как окружающие саркофаг Унаса [36] [61] были обшиты белым алебастром, вырезанным и расписанным, чтобы изображать двери фасада королевского дворца, дополняя восточный проход. [27] [62] Считавшиеся символически функциональными, они позволяли королю покинуть гробницу в любом направлении. [63] Стены, по-видимому, содержат блоки, повторно использованные из одной из построек Хуфу , возможно, его пирамидального комплекса в Гизе, поскольку под камнями, вырезанными для Унаса, была обнаружена более ранняя сцена, где царь (идентифицированный по имени Гора Медджеду ) ловил рыбу с гарпуном. [64]

Потолок погребальной камеры был выкрашен в синий цвет с золотыми звездами, напоминающими ночное небо. [36] Аналогично расписаны потолок прихожей и коридора. В то время как звезды в прихожей и погребальной камере указывали на север, звезды в коридоре указывали на зенит. [27] Остальные стены погребальной камеры, прихожей и части коридора были исписаны серией вертикально написанных текстов, высеченных на барельефе и окрашенных в синий цвет. [27] [36]

Тексты пирамид Унаса

[ редактировать ]
Фотография сделана из погребальной камеры.
Погребальная камера с защитными заклинаниями, заполняющая западный фронтон, защищающая саркофаг и его содержимое внизу.

Надписи, известные как «Тексты пирамид», были центральным нововведением пирамиды Унаса. [12] [6] на чьих подземных стенах они были впервые выгравированы. [12] [65] «Тексты пирамид» — старейший крупный сборник религиозных писаний, известный из Древнего Египта. [12] Всего таких заклинаний 283, [36] из не менее 1000 известных и неопределенного числа неизвестных, [66] появляются в пирамиде Унаса. [65] Заклинания представляют собой самую маленькую и лучше всего сохранившуюся коллекцию Текстов пирамид, известную из Старого Королевства. [67] Хотя они впервые появились в пирамиде Унаса, многие тексты значительно старше. [68] [с] Впоследствии тексты появились в пирамидах царей и цариц Шестой - Восьмой династий. [66] [71] до конца Древнего Королевства. [12] За исключением одного заклинания, копии текстов Унаса появлялись по всему Поднебесной и позже, включая почти полную копию текстов в гробнице Сенвосретанха в Эль-Лиште . [67] [72]

Древнеегипетские верования утверждали, что человек состоит из трех основных частей; тело , ка и ба . [73] Когда человек умирал, ка отделялась от тела и возвращалась к богам оттуда, откуда пришла, а ба оставалась с телом. [73] Тело человека, погребенное в погребальной камере, физически никогда не покидало; [54] но ба , пробудившись, освободилась от тела и начала свой путь к новой жизни. [74] [54] Важным в этом путешествии был Ахет : горизонт, место соединения земли, неба и Дуата . [75] Для древних египтян Ахет был местом, откуда восходило солнце, и поэтому символизировал место рождения или воскресения. [75] [76] В текстах царь призван превратиться в аха в Ахете. [77] [78] Ах , буквально «действующее существо» , был воскресшей формой умершего. [73] [79] достигается посредством индивидуальных действий и ритуальных действий. [80] Если умершему не удалось завершить трансформацию, он стал муту , то есть «мертвым». [73] [75] Функция текстов, как и вся погребальная литература правителя, , заключалась в том, чтобы обеспечить воссоединение ба и ка ведущее к превращению в ах . [81] [79] и обеспечить вечную жизнь среди богов на небе. [65] [82] [83]

Надписи на западном фронтоне погребальной камеры Унаса состоят из заклинаний, защищающих саркофаг и мумию внутри. [84] [85] Северная и южная стены камеры посвящены ритуалам подношения и воскрешения соответственно. [54] [74] а на восточной стене есть тексты, подтверждающие контроль короля над его пропитанием в форме ответа на ритуал подношения. [86] [87] Тексты ритуальных подношений продолжаются на северной и южной стенах прохода. [88] разделение ритуала воскрешения, который завершается на южной стене. [86] [89] В ритуалах погребальной камеры [67] царь идентифицируется как с самим собой, так и с богом Осирисом , [90] к нему обращаются как «Осирис Унас». [12] Царь также отождествляется с другими божествами, иногда с несколькими, наряду с Осирисом в других текстах. [91] Египтолог Джеймс Аллен идентифицирует последний фрагмент ритуального текста на западном фронтоне прихожей: [86]

Ваш сын Гор действовал вместо вас.
Великие сотрясутся, увидев нож в твоей руке, когда ты выходишь из Дуата.
Приветствую, опытный! Геб создал тебя, Эннеада дала тебе жизнь.
Гор удовлетворился своим отцом, Атум удовлетворился своими годами, восточные и западные боги удовлетворились великим событием, произошедшим в его объятиях – рождением бога.
Это Юнис: Юнис, смотри! Это Юнис: Юнис, смотри! Это Унис: слушайте! Это Юнис: Юнис, существуй! Это Унис: Юнис, поднимись со своей стороны!
Исполните мой приказ, вы, ненавидящие сон, но расслабившиеся. Вставай, ты в Недите. Ваш хороший хлеб испекся в Пе; получите контроль над Гелиополисом .
Это Гор (говорит), которому было приказано действовать от имени своего отца.
Повелитель бури, тот, кто рядом с собой плевался, Сет – он родит тебя: он тот, кто родит Атума. [92]

Прихожая и коридор были исписаны преимущественно личными текстами. [67] Западная, северная и южная стены прихожей содержат тексты, основной задачей которых является переход из человеческого царства в другое и восхождение короля на небо. [93] На восточной стене находился второй набор защитных заклинаний, начиная с «Гимна каннибалов». [94] В гимне Унас поглощает богов, чтобы поглотить их силу для своего воскрешения. [95] [96] Египтолог Тоби Уилкинсон определяет этот гимн как мифологизацию «ритуала бойни», во время которого в жертву приносят быка. [96] Сердаб остался незаписанным . [97] Южная часть стен коридора содержит тексты. [98] [д] в которых основное внимание уделяется воскресению и вознесению умерших. [100] Само присутствие заклинаний [и] Считалось, что внутри гробницы они обладают эффективностью, [102] таким образом защищая короля, даже если погребальный культ перестанет действовать. [103] [104] [ф]

Части корпуса «Текстов пирамид» были переданы в « Тексты гробов» . [82] расширенный набор новых текстов, написанных на нецарских гробницах Среднего царства, некоторые из которых сохраняют грамматические условности Старого царства и содержат множество повторяющихся формулировок Текстов пирамид. [66] [106] [107] Переход к Гробным текстам был начат в царствование Пепи I и завершен Поднебесной . Тексты гробов легли в основу Книги Мертвых Нового Царства и позднего периода. [82] Эти тексты появлялись в гробницах и на папирусах в течение двух тысячелетий и окончательно исчезли примерно в то время, когда было принято христианство . [108]

Храм долины

[ редактировать ]
Фотография долинного храма.
Долинный храм, принадлежащий комплексу пирамид Унаса
Аннотированная карта храма в долине Унаса. Подробно описано в следующем разделе.
План храма в долине Унаса. По порядку: (1) Входной двор с колоннадой; (2) Прихожая; (3) Южный зал; (4а и б) Второстепенные входы; (5) Главный культовый зал; (6) Кладовые; (7) Проход, ведущий к (8) Дороге.

Храм в долине Унаса расположен в гавани, которая естественным образом образуется в месте, где устье вади встречается с озером. Тот же вади использовался как дорога для дамбы. [5] [6] Храм расположен между храмами Ньюсерре Ини и Пепи II . Несмотря на сложный план, храм не содержал каких-либо существенных нововведений. Он был богато украшен – так же, как дамба и заупокойный храм – и сохранившиеся колонны из пальмового гранита, стоявшие у входа в храм, свидетельствуют об их высоком мастерстве. [109]

Главный вход в храм находился с восточной стороны и представлял собой портик с восемью гранитными пальмовыми колоннами, расположенными в два ряда. Узкий коридор, идущий на запад, вел от входа в прямоугольный зал, ориентированный с севера на юг. Второй зал находился на юге. Два второстепенных входа в залы были построены с северной и южной сторон. Каждый имел портик с двумя колоннами. К ним вели узкие пандусы. К западу от двух залов находился главный культовый зал. В нем была вторая комната с тремя кладовыми на юге и проход, ведущий к дамбе на северо-западе. [23]

Дорога, соединяющая храм в долине с погребальным храмом комплекса пирамид Унаса, была построена вдоль пути, проложенного естественным вади. [5] По оценкам египтолога Йорверта Эдвардса, стены имеют высоту 4 м (13 футов) и толщину 2,04 м (6 футов 8 дюймов). Ширина прохода составляла около 2,65 м (8 футов 8 дюймов). Его крыша была построена из плит толщиной 0,45 м (1 фут 6 дюймов), выступающих из каждой стены к центру. [110] Дорога на высоте 720 м (2360 футов). [29] и 750 м (2460 футов) [5] длиной, была одной из самых длинных построенных пирамид, сравнимая с дорогой пирамиды Хуфу . [5] Дорога также лучше всего сохранилась из всех времен Старого Королевства. [111] Строительство дамбы было сложным и требовало преодоления неровной местности и старых зданий, которые были снесены, а их камни использовались в качестве подкладки. Дорога была построена с двумя поворотами, а не по прямой. [29] Дорога Джосера длиной около 250 м (820 футов) использовалась для создания насыпей для дамбы Унаса и для заполнения промежутков между ней и вади. [5] [29] К югу от самого верхнего изгиба дамбы находились две ямы для лодок длиной 45 м (148 футов) из белого известняка, в которых, возможно, первоначально размещались деревянные лодки с изогнутыми килями, символизирующие дневные и ночные суда Ра , бога Солнца. [20] [112] [113] Лодки стояли бок о бок, ориентируясь с востока на запад. [114]

Фотография дамбы пирамиды Унаса.
Дорога, ведущая к пирамиде Унаса

Гробницы на пути дамбы были застроены, сохранив украшения, но не содержимое, что указывает на то, что гробницы были ограблены либо до, либо во время строительства дамбы. [20] Две большие королевские гробницы, относящиеся ко временам Второй династии, находятся среди тех, что лежат под дамбой. [115] [116] Гробница западной галереи содержит печати с именами Хотепсехемви и Небры , а гробница восточной галереи содержит многочисленные печати с именем Нинетджера , указывающими на вероятное владение. [115] Надстройки гробниц были снесены, что позволило построить над ними погребальный храм и верхний конец дамбы. [31]

Внутренние стены дамбы были богато украшены расписными барельефами, но записи о них фрагментарны. [5] На остатках изображены разнообразные сцены, в том числе охота на диких животных, сбор урожая, сцены с рынков, мастера, работающие с медью и золотом, флот, возвращающийся из Библоса , лодки, перевозящие колонны из Асуана на строительную площадку, сражения с врагами и кочевые племена, перевозка пленных, очереди людей с подношениями и процессия представителей номов Египта . [5] [29] [117] В части крыши дамбы была оставлена ​​щель, через которую проникал свет, освещая ярко раскрашенные украшения на стенах. [5] Археолог Питер Клейтон отмечает, что эти изображения были больше похожи на те, что встречаются на мастабах знати. [20]

Египтолог Мирослав Вернер выделяет одну конкретную сцену с дамбы, изображающую голодных кочевников пустыни. Эта сцена использовалась как «уникальное доказательство» того, что уровень жизни жителей пустыни снизился во время правления Унаса в результате климатических изменений в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Обнаружение аналогичного рельефа на Сахуре блоках дамба ставит под сомнение эту гипотезу. Вернер утверждает, что кочевники, возможно, были приглашены, чтобы продемонстрировать трудности, с которыми сталкиваются строители пирамид, привозящие камень более высокого качества из отдаленных горных районов. [29] Грималь предположил, что эта сцена предвещала общенациональный голод, который, похоже, поразил Египет. [г] в начале первого промежуточного периода . [119] По мнению Аллена и др., наиболее широко распространенное объяснение этой сцены состоит в том, что она была призвана проиллюстрировать щедрость государя в помощи голодающему населению. [120]

Фотография тропы, двух вертикальных колонн и главной пирамиды.
Конец дороги Унаса лицом к заупокойному храму.

К северу от дамбы была обнаружена группа гробниц. [121] Могила Ахететепа , визиря, была обнаружена командой под руководством Кристианы Зиглер . [122] Остальные мастабы принадлежат визирам Ихы, Ий-ноферту, Няньх-ба и Меху. [123] [124] Унаса Предполагается, что гробницы принадлежат визирям , за исключением гробницы Меху, которая связана с Пепи I. [123] Другая могила, принадлежащая Унас-анху, сыну Унаса, разделяет могилы Ихи и Ий-ноферта. [125] [126] Возможно, это датировано поздним периодом правления Унаса. [125]

Ахмед Мусса обнаружил высеченные в скалах гробницы Нефера и Ка-хая – придворных певцов во время . правления Менкаухара [127] - к югу от дамбы Унаса, содержит девять захоронений и чрезвычайно хорошо сохранившуюся мумию, найденную в гробу в шахте под восточной стеной часовни. [128] Главный инспектор Саккары Мунир Баста обнаружил еще одну высеченную в скале гробницу к югу от дамбы в 1964 году, позже раскопанную Ахмедом Муссой. Гробницы принадлежали двум дворцовым чиновникам – мастерам маникюра. [129] – жившие во времена правления Нюсерре Ини и Менкаухора, в Пятой династии, по имени Ни-анх-хнум и Хнум-хотеп . В следующем году была обнаружена богато украшенная часовня для гробницы. Часовня располагалась внутри уникальной каменной мастабы, соединенной с гробницами неукрашенным открытым двором. [128]

Заупокойный храм

[ редактировать ]
Аннотированная карта заупокойного храма Унаса. Подробно описано в следующем разделе.
План заупокойного храма Унаса. По порядку: (1) Гранитный дверной проем, построенный Тети; (2) Прихожая с кладовыми (5a и b) на севере и юге; (3) Двор с (4) восемнадцатью гранитными колоннами; (6) Поперечный коридор; (7) Часовня с пятью нишами для статуй; (8а, б и в) Кладовые внутреннего храма; (9) Antichambre Carrée с центральной колонной; (10) Зал для жертвоприношений с (11) ложной дверью с защитной надписью; (12) Культовая пирамида; и (13) Двор, окружающий комплекс пирамид.

Погребальный храм в комплексе пирамид Унаса имеет планировку, сравнимую с планировкой его предшественника Джедкаре Исеси, за одним примечательным исключением. Дверной проем из розового гранита отделяет конец дамбы от вестибюля. На нем написаны имена и титулы Тети , преемника Унаса, что указывает на то, что он, должно быть, приказал построить дверной проем после смерти Унаса. [130] [5] В вестибюле был сводчатый потолок и пол, выложенный алебастром. Стены комнаты были украшены рельефными картинами, изображавшими совершение подношений. [131] Вестибюль заканчивается открытым двором с колоннами, с восемнадцатью – на две колонны больше, чем в комплексе Джедкаре Исеси – пальмовыми колоннами из розового гранита, поддерживающими крышу амбулатории. [131] [5] Некоторые из колонн были повторно использованы столетия спустя в зданиях Таниса, столицы Египта времен Двадцать первой и Двадцать второй династий. Другие колонны были выставлены в Британском музее и Лувре. Рельефные украшения, которые раньше находились во дворе, также были повторно использованы в более поздних проектах, о чем свидетельствует наличие рельефов Унаса в комплексе пирамид Аменемхета I в Эль-Лиште. [131]

Фотография колонны.
Папирусная колонна из погребального храма Унаса на выставке в Лувре

К северу и югу от вестибюля и двора с колоннами располагались кладовые. [131] Они регулярно снабжались предметами, предназначенными для королевского погребального культа , который имел расширенное влияние. [час] в Пятой династии. [137] Их неравномерное размещение привело к тому, что северных кладовых было вдвое больше, чем южных. Помещения использовались для захоронений в поздний период, о чем свидетельствует наличие больших шахтных гробниц. [131] В дальнем конце двора находился поперечный коридор, образующий пересечение двора с колоннами на востоке и внутреннего храма на западе, с культовой пирамидой на юге и большим двором, окружающим пирамиду на севере. [28]

Во внутренний храм можно попасть по небольшой лестнице, ведущей в разрушенную часовню с пятью нишами для статуй. [131] [5] Часовня и зал для пожертвований были окружены кладовыми; как и везде в храме, на севере было больше кладовых, чем на юге. [138] Квадратная прихожая – квадратная прихожая [5] – отделил часовню от зала для жертвоприношений. [131] Размеры комнаты составляют 4,2 м (14 футов; 8,0 куб. ) с каждой стороны, что делает ее самой маленькой такой комнатой из Старого Королевства. [139] но был в значительной степени разрушен. [131] Первоначально в него можно было войти через дверь на восточной стороне, и там были еще две двери, ведущие в зал для пожертвований и кладовую. [139] В комнате находилась единственная колонна из кварцита, фрагменты которой были найдены в юго-западной части храма. [131] – добыт в каменоломне Габель Ахмар недалеко от Гелиополиса. [5] Кварцит, будучи особенно твердым камнем (7 баллов по шкале Мооса ), обычно не использовался в архитектурных проектах. [140] но использовался умеренно в качестве строительного материала на некоторых объектах Древнего Королевства в Саккаре. [141] [142] Твердый камень связан с культом солнца, естественным явлением, вызванным солнечной окраской материала. [143] [5] Остатки гранитной ложной двери с надписью о душах жителей Нехена и Буто отмечают то немногое, что сохранилось от зала для жертвоприношений. Блок двери выставлен в Египетском музее в Каире. [131] [144]

Культовая пирамида

[ редактировать ]

Цель культовой пирамиды остается неясной. В нем была погребальная камера, но он не использовался для захоронений и, по-видимому, представлял собой чисто символическое сооружение. [145] фараона Возможно, здесь находилась ка , [146] или миниатюрная статуя короля. [48] Возможно, его использовали для ритуальных представлений, связанных с погребением и воскрешением духа ка во время фестиваля Сед . [48]

Культовая пирамида в комплексе Унаса имеет опознаваемые останки, но в остальном она разрушена. [147] Сохранившиеся элементы позволяют предположить, что длина ее основания составляла 11,5 м (38 футов; 22 куб. дюйм), что составляет пятую часть длины основания главной пирамиды. Плиты перекрытия пирамиды были наклонены под углом 69°. Это было типично для культовых пирамид, которые имели наклон с соотношением 2:1 и, следовательно, высоту, равную длине основания, то есть 11,5 м (38 футов; 22 куб. ед.). Перед входом в пирамиду был вырыт небольшой канал, возможно, для предотвращения попадания сточных вод в пирамиду. [148] Первые плиты нисходящего коридора отклонены под углом 30,5°. Размеры ямы составляют 5,15 м (17 футов; 10 куб. м) с севера на юг и 8,15 м (27 футов; 16 куб. футов) с востока на запад. Погребальная камера была вырублена в скале на глубину 2,03 м (7 футов; 4 куб. У.), находится на глубине 2,12 м (7 футов; 4 у. 5 у.е.). [149]

«Большой корпус» [я] Главной пирамиды и внутреннего храма имеется определимая аномалия. В четырех метрах (13 футов; 8 куб. футов) от западной стороны культовой пирамиды стена резко поворачивает на север, а затем отступает на 12 м (39 футов; 23 куб. х) к главной пирамиде. Он останавливается в 2,6 м (8,5 футов; 5,0 куб. е.) от главной пирамиды и снова поворачивает на свое первоначальное направление. [150] Единственное объяснение этому - наличие большой гробницы Хотепсехемви Второй династии, которая занимает ширину всего храма и проходит прямо под нишей. Архитекторы пирамиды, похоже, предпочитали, чтобы стена ограждения проходила над проходом гробницы, а не над верхушкой подземной галереи. Культовая пирамида имеет собственное вторичное ограждение, которое проходит вдоль северной грани пирамиды и половины ее западной грани. Эта вторичная стена имела толщину около 1,04 м (3 фута; 2 куб. фута), а ближе к ее началу была построена двойная дверь толщиной 0,8 м (2,6 фута). [151]

Более поздняя история

[ редактировать ]

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что погребальный культ Унаса сохранился в течение Первого переходного периода и в Среднем царстве. [152] признак того, что Унас сохранял престиж еще долго после своей смерти. [153] Два независимых свидетельства подтверждают существование культа в Поднебесной: 1) Стела, датированная Двенадцатой династией, носящая имя Унасемсаф. [Дж] и 2) Статуя мемфисского чиновника Сермаата, [к] из Двенадцатой или Тринадцатой династии , с надписью, в которой упоминается имя Унаса. [155] Египтолог Яромир Малек утверждает, что имеющиеся данные свидетельствуют лишь о теоретическом возрождении культа в результате того, что храм в долине служил полезным входом в некрополь Саккара, но не о его сохранении в Древнем царстве. [156] Несмотря на возобновление интереса к правителям Старого царства в то время, их погребальные комплексы, в том числе Унас, были частично повторно использованы при строительстве Аменемхета I и Сенусрета I в Эль-Лиште. пирамидных комплексов [157] Один блок, использованный в комплексе Аменемхета, был точно идентифицирован как принадлежащий комплексу Унаса, вероятно, взятый с дамбы, на основании появившихся на нем надписей, содержащих его имя. [158] Происхождение нескольких других блоков также предположительно связано с комплексом Унаса. [159]

Плато Саккара стало свидетелем новой эры строительства гробниц в Новом Королевстве. Начиная с правления Тутмоса III в Восемнадцатой династии и вплоть до, возможно, Двадцатой династии , Саккара использовалась как место для гробниц частных лиц. [160] Наибольшее скопление гробниц того периода обнаружено на большой территории к югу от дамбы Унаса. [161] Эта территория стала широко использоваться во времена Тутанхамона . [162] Пирамида Унаса подверглась реставрационным работам в Новом царстве. В династии девятнадцатой [20] Хаемвесет , верховный жрец Мемфиса и сын Рамсеса II , вырезал надпись на блоке на южной стороне пирамиды в память о своих реставрационных работах. [5] [27]

Рядом с дамбой были обнаружены памятники позднего периода, в просторечии называемые «персидскими гробницами», которые, как полагают, относятся к периоду правления Амасиса II . К ним относятся гробницы, построенные для Тьяннехебу, надзирателя Королевского флота; Псамтик, главный врач; и Петенизе, надзиратель за конфиденциальными документами. Египтолог Джон Д. Рэй объясняет, что это место было выбрано потому, что до него было легко добраться как из Мемфиса, так и из долины Нила. [163] Следы финикийских и арамейских захоронений были обнаружены в районе непосредственно к югу от дамбы Унаса. [164]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Предлагаемые даты правления Унаса: ок. 2404–2374 гг. до н.э., [10] [11] в. 2375–2345 гг. до н. э., [12] [13] в. 2356–2323 гг. до н.э., [14] в. 2353–2323 гг. до н.э., [15] в. 2312–2282 гг. до н.э., [16] в. 2378/48–2348/18 ± 1–3 года до н.э. [17]
  2. ^ Функция сердаба неясна . [51] Иоахим Шпигель [ де ] считал, что комната символизирует дневное небо. [52] Николя Грималь предполагает, что здесь находились статуи умерших. [53] Марк Ленер добавляет, что ниши могли использоваться для хранения припасов культа; символический перенос подношений, преподнесенных через ложную дверь зала для подношений, в подземные покои. [54] Леклан оспаривает гипотезу о королевских статуях, предлагая вместо этого использовать их в качестве отсеков для хранения погребальных материалов. [55] Бернар Матье утверждает, что сердаб представляет собой «Demeure d'Osiris» (резиденцию Осириса), где правитель должен спуститься за горизонт, прежде чем возобновить восхождение на северное небо. [56] Джеймс Аллен отмечает, что это может относиться к трехсторонней «Гробнице Гора», представленной в Амдуате , содержащей Гора расчлененное тело после того, как он был убит Сетом . Таким образом, три углубления содержали «человеческую голову, соколиные крылья и кошачью заднюю часть» Гора. [52] [57]
  3. Многие тексты ритуала подношений имеют общее со «списком подношений», который был обнаружен в других гробницах Пятой династии. Самый ранний неповрежденный образец был найден в нецарской гробнице Дебехени, по-видимому, подаренной ему Менкаурой из Четвертой династии . Списки предшественников датируются нецарскими гробницами, построенными во время правления Хуфу , за два столетия до правления Унаса. [69] Фрагменты списка были обнаружены в погребальных храмах правителей Пятой династии Сахуре , Нефериркаре Какаи и Нюсерре . [70]
  4. В пирамиде Унаса были вписаны только южные участки горизонтального прохода. [99] [36] Пирамида Тети подверглась такому же обращению, хотя пирамиды Меренра и Пепи II имели надписи по всему горизонтальному проходу и вестибюлю с тремя гранитными решётками, а пирамида Пепи I также имела надписи на участке восходящего коридора. [99]
  5. Считалось, что символы обладают мощной магией; настолько, что иероглифические символы, изображающие опасных животных, таких как змея или лев, были намеренно повреждены после того, как были начертаны, чтобы предотвратить их телесную форму и угрозу благополучию короля в его покоях. [101]
  6. Мотивом регулярного проведения культа был временный характер речей. Благодаря написанию текстов обряды приобрели постоянство. [105] Даже будучи ахом , умерший требовал внимания живых, которые поддерживали его посредством ритуалов и подношений. [75]
  7. ^ Проблема голода и экономических кризисов является отличительной чертой Первого переходного периода Египта. Серию неудачных разливов Нила в разные годы, вызванных изменением климата, часто обвиняют в распаде Старого царства. Доказательства в виде биографических свидетельств, таких как надписи Анхтифи в его гробнице в Эль-Моалле , свидетельствующие о голоде, многочисленны, но несколько сомнительны. Климатические изменения, приведшие к более засушливым сезонам, по-видимому, начались во времена Древнего царства, и археологические наблюдения на Элефантине позволяют предположить, что в первый переходный период сезоны наводнений были лучше, а не хуже. Кризисы в этот период были социально значимыми и давали основу легитимности власти правителей. Правители позиционировали себя как заботящиеся обо всем своем обществе, включая слабых и несчастных, обеспечивая их право на власть и уважение. [118]
  8. ^ К пятой династии религиозный институт утвердился как доминирующая сила в обществе; [132] [133] тенденция роста бюрократии и жречества, а также упадка власти фараона установилась во время правления Нефериркаре Какаи и лишь усилилась во время правления Унаса. [134] Приоритет культовой деятельности нашел свое выражение в обширных складских комплексах. [135] это стало особенностью храмов-пирамид, начиная с Сахуре , правления [117] и пространство, которое они занимали, увеличивалось линейно, начиная с Нефериркаре Какаи . правления [136]
  9. ^ в переводе с французского: « la grande enceinte » [148]
  10. ^ перевод. Wnỉs-m-zʒ.f [154]
  11. ^ перевод. Ср-м'ꜥт [154]
  1. ^ Хименес-Серрано 2012 , с. 155.
  2. ^ Эдель 2013 , с. 74.
  3. ^ Бадж 1920 , с. 167а.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вернер 2001d , с. 332.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ленер 2008 , с. 155.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Арнольд 2003 , с. 250.
  7. ^ Перейти обратно: а б Барта 2005 , стр. 180.
  8. ^ Ленер 2008 , с. 10.
  9. ^ Альтенмюллер 2001 , стр. 597 и 600.
  10. ^ Вернер 2001b , с. 590.
  11. ^ Перейти обратно: а б Альтенмюллер 2001 , с. 600.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Малек 2003 , стр. 102.
  13. ^ Шоу 2003 , с. 482.
  14. ^ Ленер 2008 , с. 8.
  15. ^ Аллен и др. 1999 , с. хх.
  16. ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 288.
  17. ^ Вернер 2001a , с. 411.
  18. ^ Ленер 2008 , стр. 82–83.
  19. ^ Ленер 2008 , с. 83.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Клейтон 1994 , с. 63.
  21. ^ Вернер 2001d , стр. 332–333.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вернер 2001d , с. 333.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Хавасс 2015 , Глава 10.
  24. ^ Шове 2001 , с. 177.
  25. ^ Ленер 2008 , стр. 10, 83 и 154.
  26. ^ Барта 2005 , стр. 178.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Вернер 2001d , с. 334.
  28. ^ Перейти обратно: а б Вернер 2001d , стр. 335–337.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вернер 2001d , с. 337.
  30. ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , с. 58.
  31. ^ Перейти обратно: а б Додсон 2016 , с. 29.
  32. ^ Ленер 2008 , с. 206.
  33. ^ Лукас 1959 , с. 66.
  34. ^ Вернер 2001d , стр. 333–334.
  35. ^ Ленер 2008 , с. 207.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ленер 2008 , с. 154.
  37. ^ Ленер 2008 , с. 155 изображений.
  38. ^ Грос де Белер 2000 , с. 119.
  39. ^ Бард 2015 , Общее утверждение о пирамидах на стр. 145.
  40. ^ Эдвардс 1993 , с. 157.
  41. ^ Hellum 2007 , стр. 80–81, подпись к изображению.
  42. ^ Вернер 1994 , с. 92.
  43. ^ Додсон 2016 , с. 30.
  44. ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 68.
  45. ^ Додсон 2016 , стр. 30–31.
  46. ^ Вернер 2001d , с. 339.
  47. ^ Додсон 2016 , с. 31.
  48. ^ Перейти обратно: а б с д Арнольд 2005 , с. 70.
  49. ^ Перейти обратно: а б с д Штадельманн 1985 , с. 185.
  50. ^ Аллен 2005 , с. 10.
  51. ^ Аллен 2005 , стр. 11 и 14, примечание. 17.
  52. ^ Перейти обратно: а б Биллинг 2018 , с. 78.
  53. ^ Перейти обратно: а б Гримал 1992 , с. 125.
  54. ^ Перейти обратно: а б с д Ленер 2008 , с. 33.
  55. ^ Матье 1997 , стр. 294 и 301.
  56. ^ Матье 1997 , с. 292.
  57. ^ Аллен 2005 , стр. 11 и 14, примечание 17..
  58. ^ Николсон и Шоу 2006 , с. 57.
  59. ^ Эдвардс 1993 , стр. 175–176.
  60. ^ Эдвардс 1993 , с. 175.
  61. ^ Вернер 1994 , с. 54.
  62. ^ Хейс 2009 , стр. 215–216.
  63. ^ Хейс 2009 , с. 216.
  64. ^ Вернер 2020 , с. 275.
  65. ^ Перейти обратно: а б с Вернер 1994 , с. 57.
  66. ^ Перейти обратно: а б с Аллен 2001 , с. 95.
  67. ^ Перейти обратно: а б с д Аллен 2005 , с. 15.
  68. ^ Аллен 2005 , с. 4.
  69. ^ Hays 2012 , стр. 86–89.
  70. ^ Смит 2009 , стр. 8–9.
  71. ^ Вернер 2001c , с. 92.
  72. ^ Hays 2012 , стр. 5–6.
  73. ^ Перейти обратно: а б с д Аллен 2005 , с. 7.
  74. ^ Перейти обратно: а б Аллен 2001 , с. 96.
  75. ^ Перейти обратно: а б с д Янак 2013 , стр. 3.
  76. ^ Хейс 2009 , с. 195.
  77. ^ Hays 2009 , стр. 209–212.
  78. ^ Hays 2012 , стр. 212–213.
  79. ^ Перейти обратно: а б Ленер 2008 , с. 24.
  80. ^ Янак 2013 , стр. 2.
  81. ^ Аллен 2005 , стр. 7–8.
  82. ^ Перейти обратно: а б с Гримал 1992 , с. 126.
  83. ^ Хейс 2012 , с. 10.
  84. ^ Аллен 2005 , с. 11.
  85. ^ Hays 2012 , стр. 107–108.
  86. ^ Перейти обратно: а б с Аллен 2005 , с. 16.
  87. ^ Хейс 2012 , с. 289.
  88. ^ Хейс 2012 , с. 82.
  89. ^ Hays 2012 , стр. 93, 640 и 649.
  90. ^ Аллен 2005 , стр. 11 и 15.
  91. ^ Смит 2017 , с. 139.
  92. ^ Аллен 2005 , стр. 16 и 41.
  93. ^ Hays 2012 , стр. 106–109 и 282.
  94. ^ Аллен 2005 , стр. 11 и 16.
  95. ^ Эйр 2002 , с. 134.
  96. ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 2016 , Часть 3 «Гимны», 1 «Гимн каннибалов», с. 1.
  97. ^ Ленер 2008 , с. 158.
  98. ^ Hays 2012 , стр. 108–109.
  99. ^ Перейти обратно: а б Аллен 2005 , с. 12.
  100. ^ Хеллум 2012 , с. 42.
  101. ^ Вернер 2001d , стр. 42–43.
  102. ^ Малек 2003 , стр. 103.
  103. ^ Ленер 2008 , с. 145.
  104. ^ Аллен 2001 , с. 600.
  105. ^ Hays 2012 , стр. 257–258.
  106. ^ Леско 2001 , с. 574.
  107. ^ Вернер 2001d , с. 44.
  108. ^ Хейс 2012 , с. 1.
  109. ^ Уилкинсон 2000 , с. 128.
  110. ^ Эдвардс 1993 , с. 173.
  111. ^ Хеллум 2007 , с. 105.
  112. ^ Вернер 2001d , стр. 337–338.
  113. ^ Гримал 1992 , с. 124.
  114. ^ Альтенмюллер 2002 , с. 271.
  115. ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 2005 , с. 207.
  116. ^ Аллен и др. 1999 , с. 157.
  117. ^ Перейти обратно: а б Гримал 1992 , с. 123.
  118. ^ Зейдльмайер 2003 , стр. 118–120.
  119. ^ Гримал 1992 , с. 123 и 137–139.
  120. ^ Аллен и др. 1999 , с. 360.
  121. ^ Струдвик 1985 , стр. 56–57.
  122. ^ Аллен и др. 1999 , с. 136.
  123. ^ Перейти обратно: а б Струдвик 1985 , с. 56.
  124. ^ Мануэлян 1999 , с. 598.
  125. ^ Перейти обратно: а б Струдвик 1985 , с. 57.
  126. ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 69.
  127. ^ Струдвик 1985 , стр. 13 и 205.
  128. ^ Перейти обратно: а б Аллен и др. 1999 , с. 162.
  129. ^ Струдвик 1985 , с. 205.
  130. ^ Вернер 2001d , стр. 334–335.
  131. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Вернер 2001d , с. 335.
  132. ^ Вегнер 2001 , с. 333.
  133. ^ Гримал 1992 , стр. 89–90.
  134. ^ Вернер 2001b , стр. 589–590.
  135. ^ Барта 2005 , стр. 186.
  136. ^ Барта 2005 , стр. 184, рис. 4. и 186.
  137. ^ Барта 2005 , стр. 186 и 188.
  138. ^ Вернер 2001d , с. 336.
  139. ^ Перейти обратно: а б Мегахед 2016 , с. 248.
  140. ^ Оссиан 2001 , стр. 104–105.
  141. ^ Николсон и Шоу 2006 , с. 54.
  142. ^ Лукас 1959 , с. 79.
  143. ^ Оссиан 2001 , с. 105.
  144. ^ Свик 2003 , стр. 270.
  145. ^ Вернер 2001d , с. 53.
  146. ^ Ленер 2008 , с. 18.
  147. ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , с. 54.
  148. ^ Перейти обратно: а б Лабрусс, Лауэр и Леклан, 1977 , с. 55.
  149. ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , стр. 54–55.
  150. ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , стр. 55–56.
  151. ^ Лабрусс, Лауэр и Леклан 1977 , с. 56.
  152. ^ Моралес 2006 , с. 314.
  153. ^ Аллен и др. 1999 , с. 9.
  154. ^ Перейти обратно: а б Малек 2000 , стр. 251.
  155. ^ Малек 2000 , стр. 251 и 607.
  156. ^ Малек 2000 , стр. 256.
  157. ^ Малек 2000 , стр. 256–257.
  158. ^ Годике 1971 , стр. 24–26.
  159. ^ Годике 1971 , стр. 59–74, 78, 86–94, 97–100.
  160. ^ Шнайдер 1999 , стр. 847–848.
  161. ^ Шнайдер 1999 , с. 849.
  162. ^ Шнайдер 1999 , с. 852.
  163. ^ Рэй 1999 , с. 845.
  164. ^ Рэй 1999 , с. 846.

Источники

[ редактировать ]
  • Аллен, Джеймс (2001). «Тексты пирамид». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 95–98. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Аллен, Джеймс (2005). Дер Мануэлян, Питер (ред.). Тексты древнеегипетских пирамид . Письма древнего мира, номер 23. Атланта: Общество библейской литературы. ISBN  978-1-58983-182-7 .
  • Аллен, Джеймс; Аллен, Сьюзен; Андерсон, Джули; и др. (1999). Египетское искусство в эпоху пирамид . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN  978-0-8109-6543-0 . OCLC   41431623 .
  • Альтенмюллер, Хартвиг ​​(2001). «Старое царство: Пятая династия». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 2 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 597–601. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Альтенмюллер, Хартвиг ​​(2002). «Погребальные лодки и лодочные ямы Старого Королевства» (PDF) . В Коппенсе, Филип (ред.). Абусир и Саккара в 2001 году . Том. 70. Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 269–290. ISSN   0044-8699 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  • Арнольд, Дитер (2003). Энциклопедия древнеегипетской архитектуры . Лондон: ИБ Таурис. ISBN  978-1-86064-465-8 .
  • Арнольд, Дитер (2005). «Царские культовые комплексы Старого и Среднего царств». В Шафере, Байрон Э. (ред.). Храмы Древнего Египта . Лондон и Нью-Йорк: IB Taurus. стр. 31–86. ISBN  978-1-85043-945-5 .
  • Бард, Кэтрин (2015). Введение в археологию Древнего Египта . John Wiley and Sons, Inc. Хобокен, Нью-Джерси: ISBN  978-0-470-67336-2 .
  • Барта, Мирослав (2005). «Расположение пирамид Старого царства в Египте». Кембриджский археологический журнал . 15 (2): 177–191. дои : 10.1017/s0959774305000090 . S2CID   161629772 .
  • Биллинг, Нильс (2018). Перформативная структура: ритуализация пирамиды Пепи I. Лейден и Бостон: Брилл. ISBN  978-90-04-37237-5 .
  • Бадж, Эрнест Альфред Уоллис (1920). Словарь египетских иероглифов: с указателем английских слов, список царей и географический список с указателями, список иероглифических символов, коптских и семитских алфавитов и т. д . Том. 1. Лондон: Дж. Мюррей. OCLC   697736910 .
  • Шове, Виолен (2001). «Саккара». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 176–179. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Клейтон, Питер А. (1994). Хроника фараонов . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-05074-3 .
  • Цвик, Анджей (2003). Рельефное украшение в королевских погребальных комплексах Древнего царства: исследования развития, сюжетного содержания и иконографии (доктор философии). Руководит Каролем Мысливцем . Варшава: Институт археологии Варшавского университета. OCLC   315589023 .
  • Додсон, Эйдан ; Хилтон, Дайан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-05128-3 .
  • Додсон, Эйдан (2016). Царские гробницы Древнего Египта . Барнсли, Южный Йоркшир: археология пера и меча. ISBN  978-1-47382-159-0 .
  • Эдель, Эльмар (2013) [1980]. Иероглифические надписи Старого царства (на немецком языке). Висбаден: Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH. ISBN  978-3-531-05081-2 .
  • Эдвардс, Йорверт (1993) [1947]. Пирамиды Египта . Лондон: Книги Пингвина. ISBN  978-0140136340 . OCLC   473229011 .
  • Эйр, Кристофер (2002). Каннибальский гимн: культурное и литературное исследование . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN  978-0-85323-706-8 .
  • Гедике, Ганс (1971). Повторно использованные блоки пирамиды Аменемхета I в Лиште . Том. 20. Нью-Йорк: Метрополитен-музей Египетская экспедиция. ISBN  978-0-87099-107-3 .
  • Грималь, Николас (1992). История Древнего Египта . Перевод Яна Шоу. Оксфорд: издательство Блэквелла. ISBN  978-0-631-19396-8 .
  • Грос де Белер, Од (2000). Нил . Париж: Издания Мольера. ISBN  978-2907670333 .
  • Хавасс, Захи (2015). Магия пирамид: Мои приключения в археологии . Монтеварки, Италия: Хармакис Эдизиони. ISBN  978-88-98301-33-1 .
  • Хейс, Гарольд М. (2009). «Нечитая пирамиды». Бюллетень Французского института восточной археологии . 109 : 195–220. ISSN   0255-0962 .
  • Хейс, Гарольд М. (2012). Организация текстов пирамид: типология и расположение (Том 1) . Проблема Египта. Том. Группа 31. Лейден и Бостон: Brill. ISBN  978-90-04-22749-1 . ISSN   0169-9601 .
  • Хеллум, Дженнифер (2007). Пирамиды . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN  978-0-313-32580-9 .
  • Хеллум, Дженнифер (2012). «Использование мифа в Текстах пирамид». В Кноблаухе, Кристиан М.; Гилл, Джеймс С. (ред.). Египтология в Австралии и Новой Зеландии, 2009 г.: материалы конференции, состоявшейся в Мельбурне, 4–6 сентября . Оксфорд: Археопресс. стр. 41–46. ISBN  978-1-4073-0941-5 .
  • Янак, Иржи (2013). Вендрик, Виллеке; Дилеман, Жакко; Фруд, Элизабет; Бейнс, Джон (ред.). Ах . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет. ISBN  978-0-615-21403-0 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  • Хименес-Серрано, Алехандро (2012). Каль, Йохем ; Клот, Николь (ред.). О строительстве заупокойного храма царя Унаса . Том. 41. Гамбург: Helmut Buske Verlag GmBH. стр. 153–162. ISBN  978-3-8754-8941-5 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  • Лабрус, Одран; Лауэр, Жан-Филипп; Леклан, Жан (1977). Верхний храм погребального комплекса короля Унаса (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии в Каире. OCLC   249491871 .
  • Ленер, Марк (2008). Полные пирамиды . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-28547-3 .
  • Леско, Леонард (2001). «Похоронная литература». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 570–575. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Лукас, Альфред (1959) [1948]. Древнеегипетские материалы и промышленность (Третье издание, исправленное издание). Лондон: Эдвард Арнольд (Издательство) LTD. OCLC   1057992706 .
  • Малек, Яромир (2000). «Правители Старого Королевства как «местные святые» в районе Мемфита во времена Старого Королевства». В Барте, Мирослав; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2000 году . Прага: Академия наук Чехии – Восточный институт. стр. 241–258. ISBN  978-80-85425-39-0 .
  • Малек, Яромир (2003). «Старое царство (ок. 2686–2160 до н.э.)» . В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 83–107 . ISBN  978-0-19-815034-3 .
  • Мануэлян, Питер Дер (1999). «Мемфисские частные гробницы Старого Королевства». В Барде, Кэтрин (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 594–598 . ISBN  978-0-203-98283-9 .
  • Матье, Бернар (1997). «Значение сердаба в пирамиде Унаса: Архитектура царских погребальных покоев в свете текстов пирамиды». В Бергере, Кэтрин; Матье, Бернар (ред.). Исследования по Древнему царству и некрополю Саккара, посвященные Жану-Филиппу Лауэру . Orientalie Monspeliensia IX (на французском языке). Монпелье: Университет Поля Валери-Монпелье III. стр. 289–304. ISBN  978-2842690472 .
  • Мегахед, Мохамед (2016). « Antichambre carée в Старом Королевстве. Украшение и функциональность». В Ландграфовой Рената; Минаржова, Яна (ред.). Богатые и великие: этюды в честь Энтони Дж. Спалинджера по случаю его 70-летия Праздника Тота . Прага: Карлов университет в Праге, факультет искусств. стр. 239–259. ISBN  978-8073086688 .
  • Моралес, Антонио Дж. (2006). «Следы официального и народного почитания Нюсерры Ини в Абусире. Поздняя пятая династия в Поднебесную». В Барте, Мирослав; Коппенс, Филип; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2005 году, Материалы конференции, состоявшейся в Праге (27 июня – 5 июля 2005 г.) . Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 311–341. ISBN  978-80-7308-116-4 .
  • Николсон, Пол Т.; Шоу, Ян, ред. (2006). Древнеегипетские материалы и технологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-45257-1 .
  • Оссиан, Клер Р. (2001). «Кварцит». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 104–105. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Рэй, Джон Д. (1999). «Саккара, поздний период и греко-римские гробницы». В Барде, Кэтрин (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 844–847 . ISBN  978-0-203-98283-9 .
  • Шнайдер, Ганс Д. (1999). «Саккара, частные гробницы Нового царства». В Барде, Кэтрин (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 847–854 . ISBN  978-0-203-98283-9 .
  • Зейдльмайер, Стефан (2003). «Первый промежуточный период (ок. 2160–2055 до н.э.)» . В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. стр. 108–136 . ISBN  978-0-19-815034-3 .
  • Шоу, Ян, изд. (2003). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-815034-3 .
  • Смит, Марк (2009). Вендрик, Виллеке; Дилеман, Жакко; Фруд, Элизабет; Бейнс, Джон (ред.). Демократизация загробной жизни . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет. ISBN  978-0-615-21403-0 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  • Смит, Марк (2017). По следам Осириса: перспективы загробной жизни Осириса за четыре тысячелетия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-108976-3 .
  • Стадельманн, Ренье (1985). Египетские пирамиды: от кирпичного здания до чуда света . Культурная история древнего мира (на немецком языке). Том 30. Майнц-на-Рейне: Филип фон Заберн. ISBN  978-3-8053-0855-7 . OCLC   961317530 .
  • Струдвик, Найджел (1985). Дэвис, Западная Вирджиния (ред.). Управление Египтом в Древнем царстве: высшие титулы и их носители . Лондон: KPI Limited. ISBN  978-0-7103-0107-9 .
  • Вернер, Мирослав (1994). Забытые фараоны, Затерянные пирамиды: Абусир (PDF) . Прага: Академия Шкодаэкспорт. ISBN  978-80-200-0022-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2011 г.
  • Вернер, Мирослав (2001а). «Археологические заметки о хронологии 4-й и 5-й династий» (PDF) . Восточный архив . 69 (3): 363–418. ISSN   0044-8699 .
  • Вернер, Мирослав (2001б). «Старое королевство». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 2 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 585–591. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Вернер, Мирослав (2001c). «Пирамида». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, том 3 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 87–95. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Вернер, Мирослав (2001г). Пирамиды: тайна, культура и наука великих памятников Египта . Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN  978-0-8021-1703-8 .
  • Вернер, Мирослав (2020). Пирамиды: археология и история знаковых памятников Египта . Каир: Американский университет в Каире. ISBN  978-9-77-416988-5 .
  • Вегнер, Йозеф В. (2001). «Королевские культы». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 332–336. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Уилкинсон, Ричард Х. (2000). Полное собрание храмов Древнего Египта . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-05100-9 .
  • Уилкинсон, Тоби А.Х. (2005). Раннединастический Египет . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-415-18633-9 .
  • Уилкинсон, Тоби А.Х. (2016). Письма Древнего Египта . Лондон: Классика пингвинов. ISBN  978-0141395951 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca5db5765b578dffbfc08159c54b7953__1720485360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/53/ca5db5765b578dffbfc08159c54b7953.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pyramid of Unas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)