Анхтифи
Анхтифи | |
---|---|
Номарх го 3- номоса Верхнего Египта | |
Анхтифи из его гробницы в Эль-Моалле | |
Династия | 10-я династия |
фараон | nd |
Похороны | Эль-Моалла |
Анхтифи (или Анхтифи ) был древнеегипетским дворянином, администратором и военачальником. Номарх 10 - Нехена Гераклеополисе и сторонник фараона в Великом ( я династия ), который был вовлечен в конфликт с фиванским за царством 11-й династии контроль над Египтом. Следовательно, Анхтифи, возможно, был соперником фиванских правителей Ментухотепа I и Интефа I. Он жил в первый промежуточный период , после того как египетское государство Древнего царства рухнуло, и в то время, когда экономические трудности, политическая нестабильность и иностранное вторжение бросили вызов устою египетского общества.
Биография
[ редактировать ]Точный фараон, при котором служил Анхтифи, неизвестен; Последовательность и количество царей в 9-й и 10-й династиях являются предметом самых разных предположений. Лишь немногие из многих имен в гораздо более поздних списках королей подтвердили свое правление или существование разрозненными археологическими находками. Единственный фараон, упомянутый в гробнице Анхтифи, находится в следующей отдельной надписи: «Гор приносит / принес (или может Гор принести) (доброе) наводнение для своего сына Ка-нефер-Ре». Некоторые египтологи предложили отождествить этого Ка-нефер-Ре с тронным именем Неферкаре , засвидетельствованным только в Туринском каноне (и там несколько раз) для этой династии. Однако неуверенность в времени глагола в надписи привела к разногласиям среди различных ученых относительно того, правил бы этот фараон «Неферкаре» в юности Анхтифи ( Неферкаре VII ), или во время описываемых им событий ( Неферкаре VIII ), или даже если бы это был не царь Неферкаре до времен Анхтифи, который правил к концу Древнего царства с Мемфис .
Анхтифи, будучи номархом или правителем третьего нома Верхнего Египта, построил и тщательно украсил свою гробницу в Эль-Моалле и написал на стенах гробницы свою автобиографию, в которой подробно описываются его инициативы по восстановлению порядка на земле, его сопротивление Фивам и ужасающие страдания народа Египта при его жизни. Это одна из самых значительных надписей, относящихся к «темным векам», которые начались с крахом Старого царства, а затем стали все более отчетливыми с приближением Среднего царства, ок. 2000 г. до н.э. Анхтифи утверждает в своей автобиографии на могиле:
Принц, граф, Королевский носитель печати, Единственный спутник, Чтец-жрец, Генерал, Начальник разведчиков, Начальник иностранных областей, Великий вождь номов Эдфу и Иераконполиса, Анхтифи, говорит: Гор привел меня в ном Эдфу. для жизни, процветания, здоровья , чтобы восстановить его, и я сделал (это)... Я нашел Дом Хуя затопленным, как болото, оставленным тем, кто ему принадлежал, во власти мятежника, под контроль над негодяем. Я заставил человека обнять убийцу своего отца, убийцу своего брата, чтобы восстановить ном Эдфу (...) Я беспокоился как о низших из людей, так и о высших. Я был человеком, который нашел решение, когда его не хватало в стране из-за плохих решений, и моя речь была умной, и моя храбрость победила в тот день, когда необходимо было объединить три провинции. Я честный человек, которому нет равных, человек, который может говорить свободно, когда другие вынуждены молчать.
Генерал Арманта сказал мне: «Пойдем, о честный человек. Плывите по течению к крепости Армант! Затем я спустился в страну к западу от Арманта и обнаружил, что силы Фив и Коптоса атаковали крепость Армант (...) Я достиг западного берега фиванской провинции (...) Тогда мой отважный отборные войска, да, мои смелые отборные войска отправились на запад и восток фиванского нома в поисках открытого сражения. Но никто не осмелился выйти из Фив, потому что боялись моих войск.
(Надписи 1–3, 6–7, 10 и 12; Вандье, 1950, 161–242) [ 1 ]

Я дал хлеб голодному и одежду нагим; Я помазал тех, у кого не было косметического масла; Я дал обувь босым; Я дал жену тому, у кого не было жены. Я заботился о городах Хефат [т.е. эль-Моалла] и Хор-мер в каждой [кризисной ситуации, когда] небо было затянуто облаками, а земля [была пересохшей (?) и когда все умирали] от голода на этой песчаной отмели. из Апофиса. Юг пришел со своим народом и север со своими детьми; они принесли лучшее масло в обмен на подаренный им ячмень. [ 2 ]
Весь Верхний Египет умер от голода, и каждый человек дошел до такого состояния голода, что съел собственных детей. Но я не допустил, чтобы кто-нибудь умер от голода, и отдал зерно на север Верхнего Египта. И я не думаю, что что-то подобное было сделано правителями провинций, которые были до меня… Я принес жизнь провинциям Иераконполис и Эдфу, Элефантина и Омбос! (Надписи 1–3, 6–7, 10 и 12; Вандье, 1950, 161–242) [ 1 ]
Автобиография Анхтифи подчеркивает политическую раздробленность Египта во время его карьеры в качестве номарха Иераконполя, поскольку он описывает себя «прежде всего как начальника своей провинции» или трех своих номов, а не губернатора региона Верхнего Египта, как Пепи. Вени Доверенное лицо сделал это во времена 6-й династии . Его автобиография также предполагает, что он стал номархом Эдфу только после того, как захватил его у Хуя, который был союзником Фив. [ 3 ] Хотя позже Фивы разгромили его войска и завоевали контроль над Эдфу, Иераконполем и Элефантиной под властью фиванских царей Интефа I и Интефа II , завершение строительства его гробницы предполагает, что Анхтифи сам не потерпел поражение в битве. [ 3 ]
Экономический кризис
[ редактировать ]
В автобиографии Анхтифи предполагается, что страх перед экономическим кризисом был эндемичным в начале Первого переходного периода, когда местные городские магнаты публично хвастались своей способностью прокормить свои города, в то время как остальная часть Египта голодала. [ 4 ] Другое свидетельство голода, охватившего землю в этот период, исходит от работника коптосского « надзирателя священников», который скромно рассказывает, что он «стоял в дверях его превосходительства, надзирателя священников Джефи, раздавая зерно (жителям ) весь этот город, чтобы поддержать его в мучительные годы голода». [ 4 ]
Ранее было неясно, вызвала ли массовый голод серия небольших ежегодных разливов Нила, а не вспышку хаоса после краха Древнего царства, поскольку некоторые археологические наблюдения на Элефантине, по-видимому, указывали на то, что Египет на самом деле переживал немного выше наводнение среднего. уровнях в течение первого промежуточного периода. [ 4 ] Однако с 2000 года новые археологические данные свидетельствуют о том, что комментарии Анхтифи относительно серьезности голода - по крайней мере, в начале Первого промежуточного периода - действительно основаны на фактах, а не на пропаганде. Египетский ученый Фекри Хасан из Университетского колледжа Лондона представил убедительные доказательства того, что внезапное глобальное изменение климата привело к полному высыханию озера Файюм — крупного водоема, питаемого Нилом и имеющего глубину 65 метров. -между 2200 и 2150 годами до нашей эры, примерно в начале Старого царства . распада [ 5 ] [ 6 ] Испарение воды озера, произошедшее в течение многих лет, намекает на силу засухи, поразившей Египет в это время.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Николас Грималь, История Древнего Египта, Blackwell Books: 1992, стр.142.
- ^ Стефан Зайдлмайер, «Первый промежуточный период» в Оксфордской истории Древнего Египта (под редакцией Яна Шоу), Oxford University Press, мягкая обложка, 2002 г., стр.129
- ^ Jump up to: а б Грималь, соч. соч., стр. 143
- ^ Jump up to: а б с Зейдльмайер, соч. цит., стр. 129
- ^ Падение Древнего египетского царства
- ^ Катастрофа, постигшая древних
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Спанель, Дональд Б., «Дата Анхтифи из Моаллы», Göttinger Miszellen , 78, 1984, стр. 87–94.
Внешние ссылки
[ редактировать ]