Jump to content

Экзоканнибализм

Молодые аборигены из района Путумайо в бассейне Амазонки жарят и поедают врага

Экзоканнибализм (от греческого exo- — «извне» и каннибализм — «поедать людей»), в отличие от эндоканнибализма , — это поедание плоти людей, не принадлежащих к близкой социальной группе, например, поедание своих врагов. Это интерпретировалось как попытка приобрести желаемые качества жертвы и как «высшая форма унижения и доминирования» побежденного врага в войне. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Такая практика была задокументирована в различных культурах, включая ацтеков в Мексике, карибов и тупинамба в Южной Америке.

Исторически это также использовалось в качестве практического средства в особенно отчаянных истощающих или партизанских войнах , когда крайний голод и большое количество убитых людей совпадают, создавая условия, созревшие для каннибализма . [ 4 ] Некоторые интерпретируют эту практику как форму хищничества, а не как ритуальный акт, рассматривая преступника и жертву в роли хищника и жертвы. [ 5 ]

Культурная практика

[ редактировать ]

Экзоканнибализм в форме поедания врагов часто совершается для выражения враждебности и доминирования по отношению к жертве. [ 2 ] Преступник съедает свою жертву, чтобы нанести ей максимальное унижение и унижение. Это также практиковалось наряду с охотой за головами и скальпированием для демонстрации военных трофеев. Джон Кантнер, археолог, изучавший каннибализм на юго-западе Америки , пришел к выводу, что когда ресурсы сокращаются, конкуренция обществ возрастает и может последовать экзоканнибализм. [ 2 ]

Хотя экзоканнибализм обычно противопоставляется эндоканнибализму , оба являются формами институционализированного или ритуального каннибализма (широко распространенного в обществах, где они встречаются), в отличие от случаев, практикуемых во время голодания или изолированными, часто патологическими людьми.

Культуры, практикующие обе формы ритуального каннибализма, кажутся редкими, но один хорошо изученный случай — это вари , амазонский народ в Бразилии, который раньше ел как убитых врагов, так и умерших родственников, хотя и совершенно разными способами. [ 6 ] [ 7 ]

Культуры, известные экзоканнибализмом

[ редактировать ]
Врагов убивают и жарят в Южной Америке - гравюра Теодора де Бри (1592 г.)

Культуры, которые, как известно или говорят, практиковали экзоканнибализм, включают азанде , [ 8 ] [ 9 ] ленду заппо и сонге (особенно запс ) в Центральной Африке, батак и даяк в Азии и аттакотти в Европе.

В Северной Америке такие практики известны у ирокезов , нуу-ча-нулт (нутка), предков пуэблоанцев (анасази) и ацтеков ; в Южной Америке — тупинамба , вари и мапуче . [ 10 ]

Культуры Океании, которые в какой-то момент практиковали такие обычаи, включают Маркизцы , мианмины , асматы , фиджийцы и маори .

Народ вари в Южной Америке известен тем, что практиковал как эндо-, так и экзоканнибализм. Эндоканнибализм служил формой признания и уважения к умершим. С другой стороны, экзоканнибализм был частью войны. Хотя у вари были совершенно разные мотивы для совершения каждого из этих способов каннибализма, оба они использовали одни и те же основные этапы: обжаривание и последующее поедание мяса. [ 7 ]

Если бы у них была такая возможность, воины Вари убивали членов вражеских группировок. Затем они поедали свои трупы, намеренно обращаясь с ними как с группой добычи. Они рассматривали военный каннибализм как форму хищничества или охоты и использовали экзоканнибализм как средство, с помощью которого можно было заклеймить своих врагов как недочеловеков. Врагов обрабатывали и ели так же, как животных, и вари не видели существенного различия между убийством и поеданием врагов и животных, вместо этого группируя своих врагов среди «животных», которых можно было законно убивать ради еды. [ 11 ]

Практика каннибалов продолжалась до 1960-х годов. [ 12 ]

Сцена снаружи буре калу (храма) с жертвой, которую вот-вот сожрут - рисунок Александра де Бара ( ок. 1860 г. )

На Фиджи экзоканнибализм долгое время был широко принят как культурная практика, хотя точные причины этой практики иногда трудно определить, поскольку большинство сообщений исходит от европейских наблюдателей, а не от самих участников. [ 13 ] Согласно фиджийской легенде, развитие острова произошло благодаря богу, который принес с собой каннибализм и войны. Когда он прибыл на остров, он женился на одной коренной семье. Эта семья затем заселила остров.

Реконструкция из ок. 1895 год , пир каннибалов, который предположительно действительно произошел на Фиджи в 1869 году.

Эта легенда продолжала формировать реальную практику каннибализма. Во время войны вожди могли выбирать вражеских воинов и убитых солдат, разыскивая самых известных из убитых. Те из убитых врагов, которых не хотел вождь, были съедены простым народом. Поедание мертвых врагов практиковалось не по необходимости; вместо этого он служил средством утверждения своей власти и превосходства над побежденным врагом. Потребление человеческой плоти не рассматривалось как запрещенное или постыдное действие, а вместо этого рассматривалось как акт обедания с богами или обедания пищей богов. [ 14 ] [ 15 ]

В то время как плоть убитых врагов употреблялась в пищу, чтобы выразить свое господство над ними, каннибализм также был частью как политических, так и религиозных ритуалов, совершаемых фиджийским народом. Он сохранился на Фиджи из-за присущих ему культурных верований. В отличие от европейских ценностей, обычаи каннибалов были неотъемлемой частью местного образа жизни и мировоззрения, а не чем-то спорным или избегаемым. [ 16 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвис, Роджер (2008). «Ты то, что ты ешь: каннибализм, аутофагия и случай Армина Мейвеса» . Территории Зла . п. 151. дои : 10.1163/9789401205603_011 . ISBN  978-90-420-2369-7 .
  2. ^ Jump up to: а б с «Каннибализм» . Энциклопедия смерти и умирания .
  3. ^ Доу, Джеймс В. «Каннибализм» . В Тененбауме, Барбара А. (ред.). Энциклопедия латиноамериканской истории и культуры . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 535–537. Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года.
  4. ^ Танака, Юки. Скрытые ужасы: военные преступления Японии во Второй мировой войне , Westview Press, 1996, стр. 127.
  5. ^ Менгет, Патрик (1985): «Война, общества и мировоззрение в низменностях Южной Америки. Вехи сравнительного исследования». В: Журнал Общества американистов 71: 129–141.
  6. ^ Трэвис-Хеникофф, Кэрол А. (2008). Ужин с каннибалом: полная история древнейшего табу человечества . Санта-Моника: Санта-Моника Пресс. п. 165. ИСБН  978-1-59580-030-5 .
  7. ^ Jump up to: а б Конклин, Бет А. (2001). Поглощающее горе: сострадательный каннибализм в амазонском обществе . Остин: Издательство Техасского университета. п. 3. ISBN  0-292-71232-4 .
  8. ^ Эванс-Притчард, Э.Э. (1960). «Занде-каннибализм» . Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 90 (2): 238–258. дои : 10.2307/2844346 . ISSN   0307-3114 . JSTOR   2844346 .
  9. ^ Геро, Ф. (ок. 1980). Каннибализм в Занделанде: правда и ложь . Болонья: Итальянское миссионерское издательство.
  10. ^ Боккара, Гийом (1999). «Этногенез мапуче: сопротивление и реструктуризация среди коренных народов центрально-южного Чили (16–18 вв.)» . Латиноамериканское историческое обозрение . 79 (3): 437–438. дои : 10.1215/00182168-79.3.425 . JSTOR   2518286 .
  11. ^ Конклин, Бет А. (1997). «Потребление изображений: изображения каннибализма на границе Амазонки» . Антропологический ежеквартальный журнал . 70 (2): 68–78. дои : 10.2307/3317507 . JSTOR   3317507 .
  12. ^ Вилака, Апаресида (2000). «Отношения между погребальным каннибализмом и военным каннибализмом: вопрос хищничества» . Этнос . 65 : 83–106. дои : 10.1080/001418400360652 . S2CID   143616841 .
  13. ^ Хупер, Стивен (2003). «Разговоры о каннибалах: ответ Обейсекере и Аренсу (AT 19,5)» . Антропология сегодня . 19 (6): 20. дои : 10.1111/j.0268-540X.2003.00233.x . JSTOR   3695244 .
  14. ^ Салинс, Маршалл Д. (1983). «Сырые женщины, приготовленные мужчины и другие« великие вещи » островов Фиджи». В Брауне, П.; Тузин Д. (ред.). Этнография каннибализма . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  15. ^ Торен, К. (1998). «Каннибализм и сострадание: трансформации фиджийских представлений о личности». В Кек, В. (ред.). Общие миры и одинокая жизнь: составляющие знания в тихоокеанских обществах . Оксфорд: Берг.
  16. ^ Ортис Де Монтеллано, Бернард Р. (1978). «Ацтекский каннибализм: экологическая необходимость?» . Наука . 200 (4342): 611–617. Бибкод : 1978Sci...200..611O . дои : 10.1126/science.200.4342.611 . ПМИД   17812682 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 592392bb9f9efefdbbbac7c29ae48ecd__1720272060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/cd/592392bb9f9efefdbbbac7c29ae48ecd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Exocannibalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)