Храм Касивисвесвара, Лаккунди
Храм Касивисвесвара, Лаккунди | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Божество | Шива , Сурья |
Руководящий орган | Археологическая служба Индии |
Расположение | |
Расположение | Лаккунди , Карнатака |
Географические координаты | 15 ° 23'14,6 "N 75 ° 43'01,4" E / 15,387389 ° N 75,717056 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Архитектура Западной Чалукья |
Дата установления | 1025 г. н.э. |
Храм(ы) | 1 |
Храм Касивисвесвара ( каннада : काशिविश्वेश्वरा देश्वार ), также называемый храмом Каваталесвара , Кашивишвешвара или Каши Вишванатха в Лаккунди, расположен в Гадагский район штата Карнатака , Индия . Это примерно в 12 км (7,5 миль) от города Гадаг , между Хампи и Гоа . [ 1 ] [ 2 ] [ примечание 1 ] Храм Касивисвесвара — одна из лучших иллюстраций полностью развитого стиля индуистской архитектуры Кальяна Чалукья. [ 3 ]
Храм Касивисвесвара состоит из двух святилищ, обращенных друг к другу и разделяющих мандапу. Большее святилище посвящено Шиве, другое — Сурье. [ 3 ] Он примечателен не только трехмерными миниатюрными рельефами и тонкими деталями произведений искусства, храм также примечателен, как утверждает Джеймс Харл, тем, что объединяет все три основных стиля индуистской храмовой архитектуры – Нагара, Весара и Дравида. [ 4 ]
Расположение
[ редактировать ]Лаккунди, где расположены многочисленные руины исторических индуистских и джайнских храмов, находится примерно в 12 километрах от города-побратима Гадаг-Бетагери, между Хампи и Гоа , connected by India's National Highway 67. A home to numerous ruins of historic Hindu and Jain temples, Lakkundi is geographically located in a region with many major temple groups from the эпохи Калачурис , Чалукьяс , Ядавас-Сеунас , Хойсалас и Виджаянагара . Например, он находится недалеко от исторических храмов, найденных в Дамбале , Куккануре , Гадаге, Аннигери, Мулгунде, Харти, Лакшмешваре, Калкери, Савади, Хули, Роне, Суди, Коппале Итаги. и [ 5 ] Ближайшая железнодорожная станция находится в городе Гадаг. Храм Касивисвесвара расположен к югу от деревни.
История
[ редактировать ]Лаккунди — это фонетически сокращенное название исторического города Локкигунди , имя, встречающееся в надписях в деревне и довольно далеко на юге Карнатаки и Махараштры. [ 6 ] Самая ранняя сохранившаяся надпись была обнаружена британскими археологами на каменной плите возле Каннер Бханви – ступенчатого колодца в Лаккунди. (прачки) использовали Каменную плиту с надписью местные дхоби для стирки одежды у ступенчатого колодца. [ 7 ] Надпись на нем датируется 790 годом н.э. Эта надпись подтверждает, что Лаккунди уже существовал и был достаточно значителен для надписи VIII века. Джеймс Фергюссон – шотландский историк XIX века, известный своими археологическими и архитектурными исследованиями в Индии, сообщил еще о более чем 30 надписях из Лаккунди на каннаде и санскрите, большинство из которых относятся к XI–XII векам. Некоторые из них были надписями на фундаменте джайнских и индуистских храмов, другие - подарками различным храмам, Маха-аграхаре , монастырям, таким как Хири Матха (ныне утерянным), для пожертвования ступенчатых колодцев для общественности и паломников и для других целей. Хотя они повреждены, на многих из них указан сакский год надписи. Обилие этих надписей свидетельствует о важности Лаккунди как исторического города как для индуистских, так и для джайнских традиций. [ 7 ]
Вдали от Лаккунди обнаружено еще множество надписей на каменных и медных пластинах с упоминанием Локкугунди. Однако в этой части древней и средневековой Карнатаки Локкугунди входит в число наиболее упоминаемых городов. К 1884 году было обнаружено около тридцати пяти индуистских и джайнских надписей, датированных периодом между 9 и 13 веками нашей эры, в которых упоминается Локкугунди. [ 8 ] Хотя Лаккунди был устойчивым городом во второй половине I тысячелетия, его рост и богатство произошли после 973 года нашей эры, когда Тайла II, потомок Чалукья из Ватапи и вождь, назначенный в 965 году нашей эры, организовал успешное восстание против Каркки II из династии Раштракута. . В региональных текстах последующее правление называется Калукья (Поздние Чалукья, Кальяни Чалукья или Чалукья Кальяны), чтобы отличить их от Калукья (Ранние Чалукья). Лаккунди расцвел и разросся вместе с индуистским монархом традиции Шивы Сатьяшрайей Иривабедангой – преемником и сыном Тайлы II, пришедшего к власти в 997 или 998 году нашей эры. Об этом свидетельствуют как джайнские, так и индуистские надписи начала XI века. [ 9 ] [ 10 ]
Лаккунди превратился в крупный город, процветающий и с монетным двором. Лаккунди и несколько исторических городов к северу от него, такие как Рона, Суди, Крадугу, ныне известные как Гадаг, Хули и другие, привлекли всплеск религиозного, культурного и литературного расцвета с 11 по 13 век, когда храмовая архитектура стала еще более сложной, Видьядана. (школы, поддерживаемые благотворительной организацией) и общественные работы, такие как строительство ступенчатых колодцев. В основном они относятся к шиваизму и джайнизму, хотя несколько крупных храмов вайшнавизма здесь также относятся к этому периоду. [ 11 ] В 1192 году нашей эры, после того как многие из замечательных храмов Лаккунди уже стояли, санскритская надпись короля Хойсалы Баллалы II вновь подтверждает непреходящее значение Лаккунди и то, что он становится его столицей. [ 12 ] [ 13 ] После 13-го века резко прекратились все свидетельства новых общественных работ, храмов, надписей и других косвенных признаков экономического процветания в Лаккунди.
Дата
[ редактировать ]Храм Касивисвесвара обычно датируется периодом с начала 11 века до середины 12 века. Историки и археологи колониальной эпохи, такие как Джеймс Кэмпбелл и Генри Казенс, руководствуясь гипотезой полковника Медоуза Тейлора – влиятельного и плодовитого писателя по истории Южной Индии, предложили два периода строительства. Первое завершение к 11 веку, затем частичное разрушение Чола, а затем реконструкция где-то в 12 веке. [ 14 ] Даки и Мейстер - исследователи индийской храмовой архитектуры, авторы многочисленных трактатов и книг об исторических памятниках Индийского субконтинента, датируют сохранившийся храм периодом между 1020 и 1030 годами нашей эры, хотя в более ранних замечаниях Даки предполагал, что «это может быть около 1010 года». [ 15 ] [ 16 ] Адам Харди, другой специалист по храмовой архитектуре в Индии, утверждает, что храм Касивисвесвара должен был быть завершен до 1087 года нашей эры. Генри Казенс опубликовал раннее мнение о двухэтапном строительстве в 1926 году, основанное на том, что полковник Медоуз полагался на преувеличенный рассказ о разрушениях и победах суда Чола. Эта точка зрения ошибочна, утверждает Харди, и «порождает неправильное представление», что храм Касивисвесвара мог быть поврежден Чолами, а затем перестроен в 12 веке. [ 16 ] Иконографические и архитектурные детали храма Касивисвесвара, если рассматривать их в контексте других храмов, построенных школами Лаккунди и Суди в этом регионе в 11 и 12 веках, утверждает Аджай Синха, историк искусства и архитектуры, предполагают, что Касивисвесвара в том виде, в каком она есть выжил из ок. 1075 год нашей эры. [ 17 ]
План храма
[ редактировать ]Это двойной храм ( двикута ), один из которых выровнен соосно. Больший храм обращен на восток и посвящен Шиве ( Касивисвесвара , Кашивишванатха ). Святилище несколько меньшего размера посвящено индуистскому богу солнца Сурье ( Сурьянараяне ). [ 18 ] Их соединяют ранга-мандапа и гудха-мандапа. Храм расположен на формованной платформе, ступеньки которой ведут как к рангамандапе, так и к гудхамандапе, что похоже на стиль индуистской архитектуры Раштракута. Надстройка над святилищами повреждена, но части, которые сохранились при изучении питхи и внешней структуры, указывают на исключительный подход к интеграции архитектуры северных частей субконтинента (Нагара), запада (Мару-Гурджара), юга (Дравида). ) и центрально-восточный (Везара). [ примечание 2 ] Хотя аспекты этого синтетического нововведения также встречаются в некоторых других храмах Лаккунди, таких как храм Наннесвара и храмы в Айхоле, план и исполнение этого храма являются лучшим успешным примером, сохранившимся со времен Кальяны Чалукьян. [ 15 ] [ 4 ] По словам Адама Харди, этот и другие храмы Лаккунди отражают эволюцию одного из исторических направлений, которое мы теперь называем школой Лаккунди, их достижения можно увидеть в индуистских храмах в Куккануре, Мудхоле и Роне. Школа Лаккунди конкурировала в Северной Карнатаке с исторической школой архитектуры Суди. [ 19 ]
Храм включает в себя архитектурные разработки северной Индии. Об этом свидетельствует тот факт, что пилястры украшены миниатюрными эдикулами из североиндийских индуистских храмов, а именно Сехари-Нагара и Бхумиджа-Нагара . [ 20 ] Миниатюрные башни отражают повторяющуюся идею святынь, духовный принцип, прослеживаемый в Ригведе . Другими северными идеями, которые они воплотили, были тела колонн, которые выглядели как выступы стен. [ 21 ] Хорошо известные конструкции, включающие в себя эти особенности, находятся в храме Касивисвесвара и близлежащем храме Наннесвара. [ 22 ]
Описание
[ редактировать ]Храмы Лаккунди следуют традициям и экспериментам в архитектуре и искусстве ( васту-шастра, силпа-шастра ), которые начались в регионе между северным и южным притоками реки Кришна, особенно реками Малапрабха и Тунгабхадра. Сохранившиеся примеры простираются от Айхоле, Паттадакала до регионов Алампур, Срисайлам и Биккаволу (северная Карната, Андхрадеша и Телингана). [ примечание 3 ] На них изображены ремесленники и архитекторы из разных регионов и традиций Индийского субконтинента, которые делятся идеями, создают и внедряют инновации в новые конструкции храмов, в которых части храма, включая возвышающуюся надстройку над святилищами, сочетаются и улучшают проекты северной и южной Индии (шпиль, шикхара, вимана). Самый ранний храм Лаккунди, джайнский храм Брахма Джиналая, демонстрирует преемственность с архитектурой индуистского храма Кукканур. Храм Касивисвесвара свидетельствует об этапе быстрого, смелого и тщательного синтеза различных стилей в имперском масштабе. [ 25 ] [ 26 ] Он является примером архитектуры индуистского храма в стиле Весара , главного нововведения XI века. [ 17 ]
- Надстройка
В более крупной святыне есть трехэтажная ( тритала ) вимана с прекрасно выполненными настенными пилястрами, одна с двусторонними фигурами паллави и бхарапутрака в верхней части. Между карной и пратикарной вырезаны небольшие кутастамбхи, увенчанные сложными и богатыми торанами. Произведения искусства в этих кутастамбхах и торанах уникальны в деталях вокруг надстройки, тем самым оживляя пространство, образованное между каждым углублением салилантара, когда человек обходит святыни. В нишах карны представлены рисунки Бхимии, Весары и Дравиды, встречающиеся в ранних санскритских текстах. [ 3 ]
- Наружные стены
Части упабхадры внешних стен столь же новаторские. Наряду с декоративными элементами, навеянными тематикой природы, они наполнены сюжетными сценами из индуистских легенд. легенды на тему слонов из Махабхараты , Рамаяны и Шива-пураны , например легенды о Гаджантаке, Кайласахаране и Таракасура-вадхе. В частности, изображены [ 3 ]
В кхаттака-нише бхадры есть следы индуистских богов и богинь. Они слишком изуродованы, чтобы идентифицировать божества. Повреждение кажется преднамеренным, а не результатом эрозии, поскольку декор вокруг ниши сохранил почти первоначальную форму и формы можно распознать. В этих нишах изображены североиндийские Нагара-шикары наверху с глубокой трехлистной аркой и андаки у их основания. Детали хорошо сохранились. Этот мотив повторяется по вертикали, как фракталы, уменьшаясь в пропорциях. Эти повторяющиеся мотивы совпадают. В самом верху этих узоров изображены Нагара-гханты и макара-малы, подобные тем, что встречаются в сохранившихся храмах Северной Индии. Поскольку верх надстройки отсутствует, неясно, как шилпины завершили этот синтез на самом верху. [ 3 ] [ 27 ]
Храм имеет по две стены-капили с каждой стороны. У них есть рельефные настенные пилястры, которые смело выступают. Видный наси в сочетании с сурнаси меньшего размера изображены поднятыми львами. [ 3 ]
- Гудха-мандапа
Стены и колонны гудха-мандапы, соединяющей святилища Шивы и Сурьи, позволяют предположить, что у мандапы явно была крыша. Эта крыша была повреждена и утрачена в последующие века. Сохранившиеся мандапа и ее стены показывают, что это пространство и архитектура были относительно простыми, с единой схемой отделки и без украшений, как будто для того, чтобы помешать паломникам и преданным стоять и толпиться у входов в храмы Шивы и Сурьи. . Вместо этого сложные произведения искусства расположены вдоль обходных дорожек на платформе вокруг храмов, а также у входов и внутри мандапы. [ 3 ]
Двери у входов в гудха-мандапу, как утверждает Даки, «украшены очень богато украшенными» произведениями искусства. Они соответствуют учениям Васту -шастр и иллюстрируют дверные проемы, предназначенные для храмов, построенных суверенным царем. Дверные проемы представляют собой сложную композицию, внутреннюю сатсакху для Сурьи и саптасакху для Шивы, обернутую внешней трисакхой . Это параллельные концентрические полосы сложной резьбы. На них изображены ратна (драгоценный слой), артха (тема людей), две полосы камы (митхуна, любовные пары, эрос), стамбха, вьяла, валли и падма. Такие ученые, как Казенс, Кэмпбелл, Даки, по-разному называют их «изящно вырезанными и тщательно отделанными» и теми, в которых художники 11-го века достигли на камне того мастерства, которого можно ожидать от «бронзы и серебра». [ 3 ] [ 27 ] По словам Казенса, это «тонкая работа перфорированной филиграни с тонким узором», выполненная так, что бесчисленные промежутки отбрасывают естественную тень. Чернота этой тени подчеркивает рисунок на камне; То, как художники использовали свои инструменты и обрабатывали эти маленькие отверстия и формы, утверждает Казенс, «чудесно». [ 27 ]
Эти лалита-бимбы дверных косяков украшены Абхишекой-Лакшми, как и другие индуистские храмы. Над ней изображены одиннадцать индуистских божеств, но слишком изуродованных, чтобы их можно было идентифицировать, как человеческие фигуры педья. Колонны Гудхамандапы в стиле Шрикара похожи на храм Наннесвара неподалеку в Лаккунди. Известные произведения искусства находятся на настенных пилястрах бхадраки в антарале, которая находится ближе к святилищу. Он смелый и богатый декором с деталями, как будто выполненными на золоте, с «гирляндами из жемчужных нитей», - утверждает Даки. [ 3 ] Когда кто-то входит в мандапу внутри каждого храма, наверху находится открытый лотос. [ 3 ]
- Ранга-мандапа
Ранга-мандапа в храме Шивы имеет квадратную форму и поддерживается красивыми колоннами, вырезанными на токарном станке, которые кажутся отполированными и собранными. По словам Казенса, гладкость и симметрия, достигнутые в массивной каменной колонне, вполне ожидаемы от колонны из слоновой кости или серебра. [ 28 ] Нижняя часть колонн вырезана в трех измерениях (повреждена), с секциями в рамке, подчеркивающими индуистские мотивы и изображающими эпические легенды. В скобках над капителями изображены маленькие львы, заключенные в киртимукхи . Завитки листьев Pepal подчеркивают гладкую поверхность. К югу от ранга-мандапы находится лестница, ведущая в храм. [ 28 ]
- Гарбха-гуди
Дверной проем святилища Шивы окружен двумя пилястрами Брахмаканты, обе богато украшены резьбой. Кроме того, искусно вырезаны параллельные сакхи , но вместо артх-сцен людей на них изображены танцующие и веселые апсары и божки. На других слоях изображена природа (цветущие лианы, птицы, павлины, слоны), митхуна (любовные пары, обнимающиеся, любовные сцены) и падма мала. Здесь находится блок Гаджа-лакшми и панно с изображением шиваитских мудрецов. На трех самых больших панелях изображены Брахма, Вишну и Шива, причем Шива занимает центральное место. [ 29 ] Дверной проем святилища святилища Сурья аналогичен, богато украшен резьбой, но немного меньшего размера, с другими деталями и сокращениями. На панели над дверью святилища изображен Сурья верхом на колеснице из семи лошадей, управляемой миниатюрной Аруной. По бокам от них расположены миниатюрные богини Уша и Чайя. Симметрия и пропорции делают храм Сурья «красивее», чем главный храм, утверждает Даки. [ 29 ]
Внутри храма Шивы находится трехфутовый лингам, а идол внутри храма Сурьи давно потерян и пуст. [ 28 ]
Декоративные особенности
[ редактировать ]По мнению Казенса, . заслуживают упоминания карнизы на южных и восточных дверных проемах По обеим сторонам южного дверного проема расположены четыре внутренние полосы свитков, которые проходят по бокам и вокруг нижней части антаблемента наверху . Рядом с этими полосами, по обе стороны, в центре расположены высокие колонны или пилястры, поддерживающие нижний карниз наверху. За этими колоннами по обе стороны расположены еще четыре полосы декоративной лепнины. [ 30 ] Над нижним карнизом антаблемент состоит из небольших фигур, которых теперь всего три (изначально их было одиннадцать), стоящих под остроконечными арками. Над этими фигурами находится балдахин из бус, свисающих гирляндами . Над карнизом проходит процессия людей и животных. Эти изображения включают в себя всадников и музыкантов. [ 31 ]
Орнамент на внешней стене святилища состоит из выступающих центральных ниш, над которыми находится миниатюрная башня ( шихара или эдикула ), выполненная в чистом стиле нагара (северно-индийская) и прорезающая главный карниз. Ярким декоративным элементом надстройки является декоративная арка над миниатюрной башней. Миниатюрная комбинация башенных арок повторяется вверху надстройки святыни. Навершие ) и ( калаша навершие башни отсутствуют. В зале храма украшения встречаются на колоннах, их капителях и фигурах- кронштейнах над капителью. [ 31 ]
Прием
[ редактировать ]Храм Касивисвесвара подчеркивает новаторские отличительные черты и достижения шилпинов и стхапати ( ремесленников и архитекторов) школы Лаккунди, которые исследовали возможности мыльного камня, в отличие от школы Суди, которая придерживалась песчаника и сосредоточилась на его возможностях. Это нововведение Лаккунди было перенято ремесленниками Хойсала, которые построили многочисленные храмовые группы на юге Карнатаки. Эти школы находились в центре культурной и храмостроительной деятельности империи Западная Чалукья недалеко от района реки Тунгабхадра , где они построили многочисленные памятники. [ 32 ] Лаккунди, в частности, был местом зрелой фазы архитектуры Западной Чалукья . [ 33 ] и храм Касивисвесвара знаменует собой высшую точку этих достижений. По словам Генри Казенса, это один из самых богато украшенных храмов в на каннада . регионе Индии, где говорят [ 34 ]
По мнению Каузенса, храм Касивисвесвара олицетворяет сдвиг в художественных достижениях Чалукья в сторону более четкой и четкой работы по камню, невиданной в более ранних постройках, в полной мере использующей эффект света и тени. Особое внимание уделялось карнизам, аркам и другим деталям башни, украшениям на косяках и перемычках. [ 30 ]
Храм Касивисвесвара является «вехой в истории средневековой архитектуры Карнатадеши», утверждает Даки. [ 35 ] По словам Адама Харди, «из многих храмов Лаккунди самым богатым и необычным является Касивисвесвара». [ 19 ]
Галерея
[ редактировать ]-
с замысловатой Дверь святилища панчасакха резьбой святилища Сурья; Лалита-бимба показывает Сурью
-
Старая каннада надпись Викрамадитьи VI, датированная 1087 годом нашей эры, на балке храма.
-
Киртимукха (лицо демона) с миниатюрной башней, декоративной аркой, поднимающейся над надстройкой храма.
-
Столбы в мандапе
-
Миниатюрная иконография и мелкие детали
-
Картина возле двери
-
Одна из потолочных резьб
-
Музыканты и танцоры, последние иллюстрируют классические индийские натья (танцы) мудры.
-
На панелях показаны сцены Рамаяны и Махабхараты, но многое изуродовано и испорчено.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Этот храм не следует путать с храмами с таким же названием в Индии; По всему Индийскому субконтиненту есть множество храмов, которые называются Касивисвесвара или Каши Вишванатха.
- ^ Весара представляла собой слияние и синтез, в котором архитектурные идеи севера и юга были объединены и обновлены в регионе Декан-Одиша; некоторые сложные образцы Весары можно найти в храмах Хойсала.
- ^ Эту традицию можно проследить из региона к югу от Гоа и простираться до региона Калинга на юго-западе Одиши. См. главу 18 Харла, [ 23 ] и Даки. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камия, Такео (20 сентября 1996 г.). «Архитектура Индийского субконтинента» . Жерар да Кунья — Автономная архитектура, Бардез, Гоа , Индия . Проверено 27 октября 2007 г.
- ↑ Справочник правительства Карнатаки (2005 г.), Справочник Карнатаки, глава XIV , стр. 392, Архив
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , стр. 95–96.
- ^ Jump up to: а б Джеймс К. Харл 1994 , с. 256 .
- ^ Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , стр. 3–4, глава 33.
- ^ «ГЛАВА 9. КАЛУКЬИ И КАЛАКУРЬИ КАЛЯНИ. ИСТОРИЯ – ДРЕВНИЙ ПЕРИОД, Чалукья» (PDF) . Проверено 10 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Берджесс (1885). Списки антикварных останков президентства Бомбея . Центральная правительственная пресса. стр. 37–39.
- ^ Дж. М. Кэмпбелл (1884 г.). Справочник президентства Бомбея: Дхавар . Центральная правительственная пресса. стр. 389–390.
- ^ Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , стр. 3–7.
- ^ Г.С. Дикшит (1947), Сатьясрая Чалукья , Труды Индийского исторического конгресса, Vol. 10, с. 241-244, JSTOR 44137139
- ^ Нупур Дасгупта (2021). Генри Олбери; Йенс-Уве Хартманн; Химаншу Прабха Рэй (ред.). Власть, присутствие и пространство: южноазиатские ритуалы в археологическом контексте . Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 260–272. ISBN 978-1-00-016880-8 .
- ^ Нупур Дасгупта (2021). Генри Олбери; Йенс-Уве Хартманн; Химаншу Прабха Рэй (ред.). Власть, присутствие и пространство: южноазиатские ритуалы в археологическом контексте . Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 279–280. ISBN 978-1-00-016880-8 .
- ^ Эдит Томори (1982). История изящных искусств в Индии и на Западе . Ориент Лонгман. п. 120. ИСБН 978-0-86131-321-1 .
- ^ Сэр Джеймс Макнабб Кэмпбелл (1884 г.). Справочник президентства Бомбея: Дхавар . Центральная правительственная пресса. стр. 769–770 со сноской 1.
- ^ Jump up to: а б Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , стр. 95–100.
- ^ Jump up to: а б Харди 1995 , с. 336.
- ^ Jump up to: а б Аджай Дж. Синха (1996), Архитектурные изобретения в священных сооружениях: пример храмов Весара в Южной Индии , Журнал Общества историков архитектуры, Том. 55, № 4, стр. 387–390, рисунок 10, контекст: 382–399, JSTOR 991180.
- ^ Казенс (1926), с. 81–82
- ^ Jump up to: а б Харди 1995 , с. 158.
- ^ Адам Харди (2001), Традиции и трансформация: преемственность и изобретательность в храмах Карнатаки, Журнал Общества историков архитектуры, Том. 60, № 2, стр. 193 (контекст и более подробную информацию см. на стр. 180–199, JSTOR 991703) .
- ^ Фукема (2003), стр. 51–52
- ^ Фокема (2003), стр. 51, стр. 53.
- ^ Джеймс К. Харл 1994 , стр. 254–258.
- ^ Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 .
- ^ Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , стр. 95, глава 33.
- ^ Фокема 2003 , стр. 51–53.
- ^ Jump up to: а б с Казенс 1926 , стр. 79–82.
- ^ Jump up to: а б с Казенс 1926 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , стр. 97.
- ^ Jump up to: а б Казенс (1926), с. 80
- ^ Jump up to: а б Казенс (1926), с. 81
- ^ Харди (1995), стр. 156.
- ^ Харди (1995), стр. 158.
- ^ Казенс (1926), с. 79
- ^ Мадхусудан А. Даки и Майкл Мейстер 1996 , с. 100.
Библиография
[ редактировать ]- Казенс, Генри (1926). Архитектура Чалукяна районов Канарезе (переиздано в 1996 г.) . Нью-Дели: Археологическая служба Индии. ОСЛК 37526233 .
- Харди, Адам (1995) [1995]. Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация - традиция Карната Дравида, 7-13 века . Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-312-4 .
- Фокема, Жерар (2003) [2003]. Архитектура, украшенная архитектурой: Поздние средневековые храмы Карнатаки, 1000–1300 гг . н.э. Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО ISBN 81-215-1089-9 .
- Камия, Такео. «Архитектура Индийского субконтинента» . Индийская архитектура . Жерар да Кунья . Проверено 16 августа 2008 г.
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- Т. Ричард Блертон (1993). Индуистское искусство . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-39189-5 .
- Томас Э. Дональдсон (1985). Индуистское храмовое искусство Ориссы . Брилл. ISBN 978-90-04-07173-5 .
- Джеймс Фергюссон; Ричард Фене Спирс (1910). История индийской и восточной архитектуры . Джон Мюррей.
- Джеймс Фергюссон (1967). История индийской и восточной архитектуры, Том 2 . Мунширам Манохарлал.
- Джеймс Фергюссон (1876). История индийской и восточной архитектуры Том 3 . Дж. Мюррей.
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0-470-02827-8 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация: традиция Карната-Дравида, 7-13 века . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1983a). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 1, тексты и таблички для Южной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 9780691040530 .
- М. А. Даки; Майкл В. Мейстер (1983b). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры: Том 1 Часть 2 Текст и таблички Южной Индии . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-7992-4 .
- Мадхусудан А. Даки; Майкл Мейстер (1996). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 3, текст и таблички Южной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-86526-00-2 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки (1983c). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 1, часть 4, тексты и таблички для Южной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-7304-436-6 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки; Кришна Дева (1983d). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 2, часть 1, текст и таблички для Северной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 9780691040530 .
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан А. Даки (1993). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры: Том 2 Часть 2 Текст и таблички для Северной Индии . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-691-04094-3 .
- Мадхусудан А. Даки (1998). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры, том 2, часть 3, текст и таблички для Северной Индии . Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-7304-225-6 .
- Джордж Мичелл (2001). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры: более поздний этап, ок. н. э. 1289-1798. Южная Индия. Дравидадеша . Американский институт индийских исследований.
- Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06217-5 .
- Сьюзан Л. Хантингтон; Джон К. Хантингтон (2014). Искусство Древней Индии: буддизм, индуизм, джайнизм . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-3617-4 .
- Стелла Крамриш (1996). Индуистский храм, Том 1 . Мотилал Банарсидасс.
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, Том 2 . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0224-7 .
- Джордж Мичелл (1977). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-435750-0 .
- Джордж Мичелл (1989). Путеводитель «Пингвин» по памятникам Индии: буддийским, джайнским, индуистским . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-008144-2 .
- Джордж Мичелл (1995). Архитектура и искусство Южной Индии: Виджаянагара и государства-преемники 1350-1750 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-44110-0 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- М. Рама Рао (1965). Ранние калукьянские храмы Андхра Деса . Правительство Андхра-Прадеша.
- М. Рама Рао (1970). Выберите храмы Андхры . Правительство Андхра-Прадеша. ISBN 9781340109394 .
- КВ Саундара Раджан (1965). Архитектура ранних индуистских храмов Андхра-Прадеша . Правительство Андхра-Прадеша.
- Бенджамин Роуленд (1970). Искусство и архитектура Индии: буддисты, индуисты, джайны . Книги о пингвинах.
- М-Р Сарма (1972). Храмы Телинганы: архитектура, иконография и скульптура храмов Калукья и Какатия . Мунширам Манохарлал. ISBN 978-81-215-0437-9 .
- К.М. Суреш (2003). Храмы Карнатаки: Тома 1 и 2 . Бхаратия Кала Пракашан. ISBN 978-81-8090-013-6 .
- Генрих Роберт Циммер (1955). Искусство индийской Азии: Текст . Книги Пантеона.