Царство
Царство | |
---|---|
Рожденный | 13 век н.э. |
Умер | 13 или 14 век н.э. |
Род занятий | Каннадский грамматик, поэт и писатель |
Работает | Шабдаманидарпана |
Родитель |
|
Кешираджа , также пишется Кешираджа ( каннада : ಕೇಶಿರಾಜ грамматистом, поэтом и писателем XIII века ), был каннадским . Он особенно известен как автор Шабдаманидарпаны , авторитетного труда по грамматике каннада. По словам дравидийского ученого Шелдона Поллока , благодаря этой работе он считается «величайшим теоретиком грамматики каннада». [1] Он также был знатоком санскрита и придворным поэтом ( Аастхана кави ) при дворе Хойсала .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кешираджа родился в литературной семье, в которую входили несколько известных писателей каннада . Его отец, Малликарджуна (ок. 1245 г. н. э.), был поэтом каннада. Его дядей по материнской линии был эпический писатель Жанна . [2] Дедушкой Кешираджи по материнской линии был другой известный поэт, Шанкара (Суманобана), который был священником столицы Ядавы и поэтом-лауреатом Хойсалы короля Нарасимхи I. В некоторых своих работах Кешираджа называл себя Кешавой . [3]
Известные поэты и писатели каннада в империи Хойсала. (1100-1343 гг. н. э.) | |
Нагачандра | 1105 |
И | 1108 |
Раджадитья | 12-е. с |
Харихара | 1160–1200 |
Удаядитья | 1150 |
Вритта Виласа | 1160 |
Керея Падмараса | 1165 |
Немичандра | 1170 |
Суманобана | 1175 |
Рудрабхатта | 1180 |
торопиться | 1189 |
Палкурики Соманатха | 1195 |
Суджаноттамса (Боппана) | 1180 |
Жесткий лайк | 12 в. |
Девакави | 1200 |
Рагхаванка | 1200–1225 |
Бхандуварма | 1200 |
Балачандра Кави | 1204 |
Паршва Пандит | 1205 |
Будьте готовы | 1209 |
Жанна | 1209–1230 |
Пулигере Соманатха | 13 в. |
задыхаясь | 13 в. |
Чандрама | 13 в. |
Сомараджа | 1222 |
Гунаварма II | 1235 |
Полалваданданатха | 1224 |
Андайя | 1217–1235 |
Сисумаяна | 1232 |
Модель поезда | 1245 |
Нарахаритиртха | 1281 |
Кумара Падмараса | 13 в. |
Махабала Кави | 1254 |
Царство | 1260 |
В глуши | 1275 |
Начираджа | 1300 |
Ратта Кави | 1300 |
Нагараджа | 1331 |
Известные поэты и писатели каннада в Королевстве Сеуна Ядава. | |
Камалабхава | 1180 |
Ачанна | 1198 |
Амугидева | 1220 |
Чаундараса | 1300 |
Шабдаманидарпана
[ редактировать ]Шабдаманидарпана ( каннада : ಶಬ್ದಮಣಿದರ್ಪಣ ), («Драгоценное зеркало грамматики») была написана Кешираджем в 1260 году нашей эры. Эта работа остается всеобъемлющей и авторитетной работой по грамматике каннада. [4] [5] Упомянутые там правила были написаны размером канда и выполнены в стиле врутти (иллюстративный комментарий самого автора). [5] [6] Хотя Кешираджа следовал модели санскритской грамматики школы Катантры и модели более ранних работ по грамматике каннада, его работа имеет собственную оригинальность. [7]
Текст Шабдаманидарпаны начинается со стихов, прославляющих предыдущие поколения писателей, которых Кешираджа приводит в качестве авторитетных примеров:
Опытный путь (сумаргам) Гаджаги, Гунананди, Манасии, Асаги , Чандрабхатты, Гунавармы, Шривиджая, Хонны (Понны), Хампы (Пампы), Суджаноттамсы – они представляют собой наглядные примеры ( лакшья ) в этой работе. В Шабдаманидарпане цитируется около двадцати поэтов и тридцать различных произведений, причем почти каждое правило поясняется цитатами. Эта работа указывает на развитие языка каннада на протяжении предыдущих трех столетий.
- Кезираджа (перевод)
Попытка пополнения словарного запаса представлена в нескольких частях работы. Приведен список глагольных корней и слов, содержащих звуки ḷ и ḹ. Есть также глава под названием «Прайогасара», где Кешираджа процитировал ряд редких слов с указанием их значений. [8]
Страсть к грамматике
[ редактировать ]Кешираджа имел страсть к грамматике, что видно из его сочинений и работы Шабдаманидарпана .
Через грамматику (правильные) возникают слова; через слова этой грамматики значение (возникает); через смысл созерцания истины; через созерцание истины, желаемого окончательного блаженства; это (последнее блаженство) — плод для учёных.
- сутра 10 предисловия, Шабдаманидарпана - Кешираджа [9]
Литературные произведения
[ редактировать ]Помимо своей дошедшей до нас грамматики Шабдаманидарпана , Кешираджа является автором нескольких других сочинений на каннаде, хотя они считаются утерянными: [7]
- Прабодхачандра (प्रबोधचंद्र)
- Чорапалака Чаритам
- Киратам (или Киратарджуниям ) (किरात)
- ShubhadraharanaШубхадрахарана
- Шри Читрамале (Шри Читрамале)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Поллок 2003 , с. 364.
- ^ Райс 1982 , с. 44–45.
- ^ «Глава 6: Чалукья из Бадами» (PDF) . Государственный справочник штата Махараштра . Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2011 года.
- ^ Камат, Джйотсна. «История литературы каннада-III » Попурри Камата . Получено 1 мая.
- ^ Перейти обратно: а б Райс 1982 , с. 111.
- ^ Шастри 2002 , с. 359.
- ^ Перейти обратно: а б Энциклопедия индийской литературы . Том. 2. Сахитья Академия . 1988. с. 1476. ИСБН 81-260-1194-7 .
- ^ Бал Говинд Мишра. Лексикография в Индии: материалы Первой национальной конференции по созданию словарей на индийских языках . п. 82.
- ^ Киттель 1903 , с. 4.
Ссылки
[ редактировать ]- Киттель, Фердинанд (1903). Грамматика языка каннада на английском языке: включает три диалекта языка (древний, средневековый и современный) . Мангалор: Хранилище книг и трактатов Базельской миссии. ISBN 3-7648-0898-5 .
- Поллок, Шелдон (2003). Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22821-9 .
- Райс, Эдвард П. (1982) [1921]. Каннада Литература . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0063-0 .
- Шастри, Нилаканта К.А. (2002) [1955]. История Южной Индии: от доисторических времен до падения Виджаянагара . Нью-Дели: Индийское отделение, Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-560686-8 .