Азия
Асии индоевропейским , Осии , Оссии , Асои , Асиои , Асини или Асени были древним . народом Центральной Азии , жившим во 2-м и 1-м веках до нашей эры Известные только из классических греческих и римских источников, они были одним из народов, ответственных за падение Греко -Бактрийского царства . [ 1 ] В греческой мифологии они были детьми Япета и Азии .
Современные ученые попытались идентифицировать асов с другими народами, известными из европейских и китайских источников, включая юэчжи , тохарцев , исседонов / усуней и/или алан .
Исторические источники
[ редактировать ]Классические европейские источники, касающиеся Азии, кратки. Иногда они сохранились только как цитаты из других древних источников с текстовыми вариациями, которые привели к самым разным переводам и интерпретациям. [ нужна ссылка ]
В течение 4-го и 3-го веков до нашей эры Мегастен , который жил в Арахозии и был послом при дворе Маурьев в Паталипутре , ссылается в своей работе «Индика» на три племени со схожими и, возможно, родственными названиями в отдельных частях Южной Азии:
- было у асенов три города, и их столицей была Буцефала (где Александр Македонский похоронил свою одноименную лошадь ), местонахождение которой является предметом споров; [ 2 ]
- Осии долине были близкими соседями Таксиллов в Инда;
- Асои жили на равнинах , известных как Аманда (вероятно, Гандхара ), рядом с такими племенами, как пеуколаиты (пушкалавати) и гереты (панджкорцы).
Эти ссылки Мегасфена сохранились только как цитаты в других текстах.
В I веке до н. э. троги называют – в Historiae Philppicae (из которых сохранились только «Прологи») – три племени, участвовавшие в завоевании Бактрии: азиаты, сакарауки и тохары (т. е. тухары Бактрии, а не тухары из Бактрии ). так называемые тохары Таримской котловины). Сообщается, что точари в какой-то момент стали подчиняться правящей элите азиатов. [ нужна ссылка ]
По словам Трога, Сакарауки с тех пор были уничтожены. (Примерно в 200 г. н. э. римский историк Юстин (Марк Юниан Юстинус) написал краткое изложение или краткое изложение истории Трога. Последнее датируемое событие, записанное Юстином, - это возвращение римских штандартов, захваченных парфянами в 20 г. до н. э., хотя Трог Первоначальная история, возможно, имела дело с событиями, произошедшими в первом десятилетии I века нашей эры. [ нужна ссылка ] )
Страбон завершил свою «Географию» в 23 году нашей эры. Он упоминает четыре племени: асиой, пасианой, сакараулай и тохарой. [ 3 ]
Плиний Старший примерно в 77–79 годах нашей эры кратко упоминает народ, называемый азини, в своей «Естественной истории» . По словам П. Х. Л. Эггермонта:
Плиний упоминает... азини, царствующие в городе Буцефеле. Судя по этим трем данным, 1) Tacoraei являются соседями Besadae /Sosaeadae ; 2) асини — соседи сосаеад [возможно, кират ]; [и] 3) Азиани [ sic ] - цари токаров, [ sic ] из этого следует, что асини из текста Плиния идентичны азиатам, которые являются царями тохаров. Это подразумевает, что — по крайней мере, во времена Плиния — кушаны были царями региона между Джеламом и Индом и что Буцефала был одним из их городов. Похоже, что Плиний воспользовался недавним описанием этой территории и что эти данные были известны и Птолемею. [ 4 ]
Возможные связи с другими народами
[ редактировать ]Историками и другими учеными было предложено множество теорий относительно их происхождения, взаимоотношений, языка, культуры и т. д., но единого мнения до сих пор не возникло.
Принято считать, что азиаты, упомянутые Трогом, вероятно, были идентичны асиям Страбона. [ 5 ]
Нет единого мнения относительно того, было ли подобное же родство с другим племенем, упомянутым Страбоном, « пасианами ». Такие ученые, как У. В. Тарн и Моти Чандра, полагают, что «поскольку Азиани является (иранской) прилагательной формой Асии, так и Пасиани будет аналогичной прилагательной формой и будет подразумевать такое имя, как * Паси или * Паси ». [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Это может свидетельствовать о том, что Страбон имел в виду группу персов ( древнеперсидский парса ) или парсов , поселившихся в Центральной Азии. Однако такие ученые, как Ж. Марквар, считают, что они были синонимами азиати. [ 9 ] Другими словами, Асии и Пасиани были одним и тем же, а «Пасиани» было орфографической ошибкой Азиани или вариантом одного и того же имени. Другие предполагают, что это имя — неправильное написание имени Гасиани . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] это имя, которое, по мнению китайских ученых, связано с Кушанской империей (эндоним: Кушано ; китайский: Гуйшуан 貴霜).
Юэчжи и тохарцы
[ редактировать ]Другие ученые предположили, что более спорно, что асии, юэчжи и/или тохары были тесно связаны между собой.
Альфред фон Гучмид считал, что Асии, Пазиани и другие имена, упомянутые Страбоном, являются попыткой передать Юэчжи по-гречески. [ 13 ] В. В. Тарн сначала подумал, что асии, вероятно, были одной частью юэчжи, а другой — тохарами. Однако позже он выразил сомнение в этой позиции. [ 14 ] [ 15 ]
Асии были тождественны пасиани (гасиани) и, следовательно, также были юэчжи.
- Дж. Маркварт. Ираншахр [ 16 ]
Асии, вероятно, были одним из трех скифских племен, тогда как тохары, вероятно, таковыми не были, и их следует отождествлять с юэчжи.
— А. К. Нараин Индо-греки [ 17 ]
Одним из важнейших источников информации о миграции кочевников в Центральной Азии является Пролог Юстина к Помпею Трогу (пролог к книге XLII), в котором говорится, что «азианы — цари тохаров и уничтожили сакараваков» (Reges Tocharorum Asiani interiusque Sakaraucarum). . Из этого отрывка можно сделать вывод, что азиаты и тохари были близкородственными племенами. Более того, это указывает на то, что «азианы» доминировали над «точари» (Reges Tocharorum Asiani). Мы можем отождествить азиатов с кушанами (фон Гутшмидт 1888; Халун 1937; Баххофер 1941; Даффина 1967), одним из ведущих племен, которые впоследствии пришли к власти и создали великую империю. Примечательно, что Юстин говорит, что точарами правили азиаты, тогда как китайские источники идентифицируют их как самые крупные из пяти княжеств юэчжи.
— Казим Абдуллаев, 2007, Миграции кочевников в Центральной Азии . [ 18 ]
К середине I тысячелетия н. э. носители так называемого тохарского языка А в Таримской котловине, по-видимому, называли себя Арши (произносится как «арши»; очевидно, означает «сияющий» или «блестящий»).
Исседонес/Усунь
[ редактировать ]Асии или Азиани могут быть просто искажением названия исседонов — иранского народа, упомянутого Геродотом, — которого часто отождествляют с усунями , упоминаемыми в современных китайских источниках.
Тайшань Ю предполагает, что асии были «вероятно» доминирующим племенем конфедерации четырех исседонских племен «с того момента, как они поселились в долинах Или и Чу », которые позже вторглись в Согдиану и Бактрию. «Это объясняет, почему Геродот называл их коллективно «исседонами». Он также утверждает, что «Исседон Скифия и Исседон Серика получили свои имена от исседонов». [ 19 ] Ю считает, что исседоны, должно быть, мигрировали в долины Или и Чу «самое позднее к концу VII века до нашей эры». [ 20 ] [ 21 ]
Было высказано предположение, что усунь также может быть идентифицирован в западных источниках, поскольку их имя, произносимое тогда * o-sən или * uo-suən , недалеко ушло от названия народа, известного как азиати, который писатель Помпей Трог (1-й век) век до нашей эры) сообщает нам, что это были скифские племена.
- Дж. П. Мэллори и Виктор Х. Мэйр Таримские мумии [ 22 ]
Аланы
[ редактировать ]Конкурирующая теория вместо этого отождествляет Асии/Асиани/Асиои с аланами , иранским племенем, которое мигрировало из Евразийской степи в Европу в раннем средневековье.
Косвенные доказательства такой связи имеются в:
- имя аорсов , которые мигрировали из Центральной Азии в конце V века до нашей эры в районы к северу и западу от Каспийского моря ; [ 23 ]
- государство, известное китайским ученым II и I веков до нашей эры как Яньцай и Аланляо , [ 23 ] [ 24 ] который находился к северу от Аральского моря .
Аланы были впервые задокументированы европейскими учеными в I веке нашей эры в Понтийско-Каспийской степи .
Ономастические доказательства отождествления асов и аланов предоставлены более поздними средневековыми европейскими учеными и путешественниками. В 13 веке Джованни да Пьян дель Карпине ( Иоганнес де Плано Карпини ) называл Alani sive Assi («Аланы или Асси»), а Вильгельм Рубрукский использовал имя Alani sive Aas («Аланы или Аас»). В 15 веке Иосиф Барбарус сообщил, что аланы называли себя именем Ас . [ 25 ] Название осетин , которые происходят от алан, также имеет корень от альтернативного этнонима Оси .
Однако имена, похожие на аланские (например, арийский и иронский ), явно использовались отдаленно родственными иранскими племенами в самых разных исторических контекстах, и для идентификации алан с асиями требуется, чтобы они мигрировали более чем на 2800 километров (1750 миль) по пространство нескольких десятилетий. По мнению археолога Клода Рапена , маловероятно, чтобы азии Бактрии мигрировали дальше на запад, чем Канджу / Согдия . [ 23 ] [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сотрудники ЮНЕСКО (1 января 1994 г.). История цивилизаций Центральной Азии . ЮНЕСКО . п. 488. ИСБН 9231028464 . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Археологические разведки в северо-западной Индии и юго-восточном Иране , стр. 31–32 и н. 15. Аурел Штайн. (1937). Макмиллан и Ко, Лондон.
- ^ Груссе, Рене (30 января 1970 г.). Степная империя: История Центральной Азии (Переиздание). Издательство Университета Рутгерса. стр. 30 . ISBN 978-0813513041 .
- ^ Мурунды и древний торговый путь из Таксилы в Удджайн». PHL Eggermont. Journal of the Economic and Social History of the Orient, 9 (1966), стр. 283.
- ^ Ярослав Лебединский. (2006). Саки: «Скифы» Азии, 8 век до н.э. до нашей эры – 4 век нашей эры. J.-C. Editions Errance, Париж. ISBN 2-87772-337-2
- ^ Селевкидо-парфянские исследования, 1930, стр. 11; Греки в Бактрии и Индии, 1938, стр. 292, Уильям Вудторп Тарн.
- ^ Торговля и торговые пути в Древней Индии, 1977, стр. 94, Моти Чандра; Географические и экономические исследования в Махабхарате: Упаяна Парва, 1945, стр. 17, Моти Чандра.
- ^ Труды Британской академии, 1930, стр. 113, Британская академия, Баласундара Гупта; Литературная история древней Индии в отношении ее расовой и языковой принадлежности, 1953, стр. 148, Чандра Чакраберти - санскритская литература.
- ^ Goeg., XI, 8, 2, Гучмид.
- ^ «Юэ-чжи и их миграции». К. Еноки, Г. А. Кошеленко и З. Хайдари. В: История цивилизаций Центральной Азии, Том II. Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: 700 г. до н. э. — 250 г. н. э. , с. 173. Харматта, Янош, изд., 1994. Париж: Издательство ЮНЕСКО.
- ^ «Тохарцы и буддизм», с. 3. Сюй Вэнькан, В: Исследования религий Центральной и Восточной Азии 9 , стр. 1–17 (1996). Получено 14 июня 2003 г. из: [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Исследование истории саков , стр. 140–141. Тайшань Ю. Китайско-платонические статьи № 80. Июль 1998 г. Кафедра азиатских и ближневосточных исследований Пенсильванского университета.
- ^ Goeg., XI, 8, 2, Альфред фон Гучмид .
- ^ WW Тарн. Греки в Бактрии и Индии. 2-е издание . (1951), стр. 284, 286, 533. Кембридж.
- ^ Тайшань Ю. Исследование истории саков , с. 40, н. 30. (1998) Китайско-платонические статьи. Пенсильванский университет.
- ^ Дж. Маркварт. Эраншар. (1901), с. 206. См. в: Тайшань Ю. Исследование истории саков , с. 38, н. 17. (1998) Китайско-платонические статьи. Пенсильванский университет.
- ^ АК Нараин. Индо-греки , с. 132. (1957). Издательство Оксфордского университета.
- ^ Казим Абдуллаев (2007). «Миграции кочевников в Центральной Азии». В: После Александра: Центральная Азия до ислама . Труды Британской академии – 133, ред. Джо Крибб и Джорджина Херрманн , с. 75. ISBN 978-0-19-726384-6 .
- ^ Тайшань Ю. Исследование истории саков , стр. 12, 15, 24, 140. (1998) Китайско-платонические статьи. Пенсильванский университет.
- ^ Тайшань Ю. Исследование истории саков , стр. 21 и 38, н. 13 (1998) Китайско-платонические статьи. Пенсильванский университет.
- ^ Дж. П. Мэллори и Виктор Х. Мэйр. (2000) Таримские мумии , с. 92. Thames & Hudson Ltd., Нью-Йорк и Лондон. ISBN 0-500-05101-1 .
- ^ Дж. П. Мэллори и Виктор Х. Мэйр. (2000) Таримские мумии , стр. 91–92. Thames & Hudson Ltd., Нью-Йорк и Лондон. ISBN 0-500-05101-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ричард Бжезинский и М. Мельчарек, 2002, Сарматы, 600 г. до н.э. - 450 г. н.э. , Оксфорд, Osprey Military, стр. 7–8, 92.
- ^ Я. А. Заднепровский, 1994, «Кочевники северной части Центральной Азии после вторжения Александра», в Янош Харматта, История цивилизаций Центральной Азии: развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. - 250 г. н.э. , Париж, ЮНЕСКО, стр. . 457–472.
- ^ Ф. Тордарсон, 1987–2011, «Азия», Энциклопедия Ираника (12 марта 2017 г.)
- ^ Рапен, Клод (2007). «Кочевники и формирование Центральной Азии». В: После Александра: Средняя Азия до ислама. Труды Британской академии – 133 , ред. Джо Крибб и Джорджина Херрманн, стр. 59–60. ISBN 978-0-19-726384-6 .