Каталонская литература
Каталонский / валенсийский культурный домен |
---|
Каталонская литература (или валенсийская литература ) — название, традиционно используемое для обозначения литературы, написанной на каталонском языке . В центре внимания этой статьи не только литература Каталонии , но и литература, написанная на каталонском языке из любой точки мира, так что в нее входят писатели из Андорры , Валенсийского сообщества , Балеарских островов и других территорий, где распространен любой каталонский вариант.
Каталонская литературная традиция обширна, начиная с раннего средневековья . Романтическое . возрожденческое движение XIX века, Renaixença , классифицировало каталонскую литературу по периодам Многовековая глава, известная как Декаденция , последовавшая за золотым веком валенсийской литературы, воспринималась как чрезвычайно бедные и некачественные литературные произведения. Дальнейшие попытки объяснить, почему это произошло (см. « Историю Каталонии ») побудили к новым критическим исследованиям этого периода, и в настоящее время происходит переоценка этого раннего Нового времени. Каталонская литература возродилась в 19 и начале 20 веков, пережив трудные времена с начала гражданской войны в Испании. Многие интеллектуалы были вынуждены покинуть страну, а каталонская культура подвергалась репрессиям. Однако после окончания Второй мировой войны эти репрессии начали ослабевать . Каталонский язык подвергался репрессиям до смерти Франсиско Франко и конца его диктатуры в 1975 году. Затем по сей день началось развитие официальности и присутствия в школах и средствах массовой информации.
Средний возраст
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Каталанский язык, романский язык , произошел от народной латыни в средние века , когда он стал отдельным языком от латыни. Обычно считается, что литературное использование каталонского языка началось с религиозного текста, известного как «Проповеди организации» , написанного либо в конце 11-го, либо в начале 12-го века, хотя более ранний «Кансо-де-Санта-Фе» 1054–1076 годов может быть каталонским или каталонским. Окситан . середины XIII века Еще одно раннее каталонское стихотворение — «Augats, seyós qui credets Déu lo Payre» , a planctus Mariae плач Марии ) ( .
Рамон Луллий (13 век), один из крупнейших средневековых майорканских писателей на каталонском языке, не только считается основателем каталонской литературной традиции, четко отделенной от окситанскоязычного мира того времени, но также приписывают обогащение языка своим изобретением. большого количества слов и его философия . См. Llibre de Meravelles (включая знаменитую Llibre de les bèsties ) и Blanquerna (включая Llibre d'Amic e Amat ) для получения более подробной информации о его работах.
Четыре великие хроники
[ редактировать ]Эти четыре основных литературных произведения представляют собой хроники, написанные между 13 и 14 веками и повествующие о деяниях монархов и ведущих деятелей Араганской Короны . Они следующие:
- Crònica de Jaume I , также известная как «Книга дел» (см. Внешние ссылки)
- Cronica de Bernat Desclot , также известная как «Книга короля Петра Арагонского».
- Хроника Рамона Мунтанера
- Летопись Петра Церемониального
Лирическая поэзия
[ редактировать ]Первым широко распространенным народным письмом на любом романском языке была поэзия трубадуров лирическая , сочинявшая на окситанском языке . Поскольку до XIV века окситанский и каталанский язык часто были неразличимы, неудивительно, что многие каталонцы сочиняли на окситанском поэтическом койне. Первым каталонским трубадуром ( тробадорами ) может быть Беренгье де Паласоль , действовавший около 1150 года и писавший только кансоны (песни о любви в куртуазной традиции ). Герау III де Кабрера и Гильем де Бергеда , работавшие в последующем поколении, были известными представителями жанров ensenhamen и sirventes соответственно. В этот ранний период окситанская литература находилась под покровительством правителей Каталонии, что неудивительно, учитывая их широкое участие в окситанской политике и статус графов Прованса . Альфонсо II покровительствовал многим композиторам, не только из Каталонии, и даже сам писал окситанские стихи. Традицию королевских трубадуров продолжили его потомки Петр III Джеймс II Арагонский , анонимный, известный только как « Lo bord del rei d'Arago », и Фридрих II Сицилийский . Самым плодовитым каталонским трубадуром во время господства окситанского языка как языка литературы был Сервери де Жирона , оставивший после себя более ста произведений. Он был самым плодовитым трубадуром. любой национальности.
В начале 13 века Раймон Видаль из Бесалу составил свою поэтическую грамматику Razos de trobar («Цели композиции»). Это был самый ранний и, возможно, самый влиятельный окситанский лирический трактат. Лирика трубадура последовала за каталонцами на Сицилию позже в том же веке, где Жофре де Фуаша сочинил Regles de trobar («Правила сочинения») по образцу более ранних произведений Видаля. Третий каталонский трактат о языке трубадуров и сочинении лирической поэзии, Mirall de trobar («Зеркало композиции»), был написан майорканцем Беренгером д'Анойя .
Первый золотой век этого языка возник в Королевстве Валенсия примерно в 15 веке по варианту «Валенциано». Каталонский язык консолидировался и четко дифференцировался даже в лирической поэзии от окситанского языка. Проза широко культивируется под влиянием итальянского гуманизма. Такие авторы, как гуманист Бернат Метге, проповедник Винсент Феррер , Франческ Эйксименис или Ансельм Турмеда, пишут произведения, которые сейчас считаются классическими образцами каталонской прозы. Повествование и художественная литература показаны в таких романах, как Història de Jacob Xalabín , Paris e Viana или рыцарский роман Curial i Güelfa . В 15 веке главным центром литературного производства является Валенсия : в лирической поэзии участвуют выдающиеся поэты-петрарки: Жорди де Сант-Жорди или Аусиас Марк , или сложная поэзия и проза Жоана Роиса де Корелья . В художественной литературе можно выделить Жауме Роига « Эспилль » или «Тиран ло Блан» .
Тирант Белый
[ редактировать ]Написанный валенсийским писателем Жоанотом Марторелем , этот эпический роман был одним из самых влиятельных романов своего времени и, возможно, последней крупной книгой в каталонской литературе до XIX века.
Современная эпоха
[ редактировать ]Декаданс
[ редактировать ]Период раннего Нового времени (конец 15-18 веков), хотя и был чрезвычайно продуктивным для кастильских писателей Золотого века Испании , был назван La Decadència каталонскими учеными и писателями 19 века . Этот «упадочный» период в каталонской литературе возник из-за общего упадка использования местного языка и отсутствия покровительства со стороны знати, поскольку арагонские институты пришли в упадок. Упадок каталонского языка сопровождал рост коммерческого влияния Каталонии в Испанской империи , в которой использование испанского языка было важным после династического союза, возникшего в результате брака Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской в 1474 году. Сегодня это рассматривается как романтический взгляд, ставший популярным благодаря писателям и мыслителям движения национального пробуждения XIX века , известного как Ренессанса . Предполагаемый период упадка оспаривается появлением недавних культурных и литературных исследований, показывающих, что в этот период действительно существовали известные литературные произведения таких авторов, как Кристофор Деспуч , Пере Серафи , Франческ Висенс Гарсия , Франческ Фонтанелла и Джоан Рамис и другие. [ 1 ]
ренессанс
[ редактировать ]Первые романтики в Каталонии и на Балеарских островах выбрали испанский язык в качестве своего языка и не прибегали к использованию каталонского языка до тех пор, пока не появилось движение национального пробуждения , начало которому положил романтический национализм . Основу движения чаще всего приписывают Бонавентуре Карлесу Арибау с его «Одой а-ля-Патрия» . Renaixença или «возрождение». Литературная Ренессанса разделяет большинство своих черт с европейским романтизмом , но создала собственный стиль благодаря восхищению средневековьем и желанию приукрасить язык, а также необходимости создать новый общий стандарт. Реализм и натурализм оказали глубокое влияние на более поздних авторов. Их наиболее важными приверженцами действительно были Жасин Вердагер , написавший , Каталонии национальный эпос и Анхель Гимера , чьи пьесы переводились и ставились по всей Европе.
Модернизм
[ редактировать ]Литературный каталонский модернизм был естественным продолжением Ренессенсы, по-прежнему демонстрируя романтические черты и влияния, но при этом сосредотачиваясь на темных темах, таких как насилие или темная сторона жизни и природы. Что касается поэзии, то она близко следовала стилю парнасцев и символистов . Движение было разделено на авторов, в чьих работах преобладали темные темы декадентизма , классифицированных под названием Bohèmia Negra , и на авторов, чья карьера охватывала эстетизм , известных как участники Bohèmia Daurada или Bohèmia Rosa . Сантьяго Русиньол , Жоан Марагалл и Жоан Пуч-и-Ферретер были одними из его самых влиятельных приверженцев. Кроме того, необходимо сослаться на плодотворные работы Микеля Коста-и-Льоберы и Жоан Альковер , поэтов, которые развивали свое творчество параллельно с периодом расцвета модерна , в то же время выдвигая концепцию литературы, безусловно, антагонистическую по отношению к ним и более сопоставимую с классической. поэзия.
ноуцентизм
[ редактировать ]Культурное и политическое движение, известное как ноуцентизм, появилось в начале 20-го века, во время большого экономического роста в Каталонии , как в основном консервативная реакция против модернизма и авангарда , как в искусстве , так и в мысли . Его классицизм был оформлен как «возвращение к красоте ». Любовь к тщательно продуманной форме, а также столь желанное совершенство языка обвинялись модернистами в чрезмерной искусственности. Поэзия была его любимым жанром, о чем свидетельствуют шедевры Хосепа Карнера или Карлеса Рибы .
Франкистская Испания, изгнание и политический переход
[ редактировать ]После, казалось бы, периода надежд и быстрого роста, гражданская война в Испании и создание франкистской Испании (начиная с 1939 года) вынудили многих каталонских левых интеллектуалов покинуть страну , поскольку многие из них столкнулись с политическими преследованиями.
В первые годы франкистской Испании использование каталонского языка в средствах массовой информации вызывало осуждение. Однако публикации на каталонском языке никогда не прекращались полностью, хотя лишь несколько известных авторов, таких как Сальвадор Эсприу, публиковались на этом языке в первые годы франкистской Испании. Эти первоначальные политические ограничения на публикацию на каталонском языке со временем ослабли. К 1950-м годам публикации на каталонском языке уже не были чем-то необычным; к 1960-м годам это стало возможным без ограничений [ 2 ] кроме идеологических, которые распространялись на всю Испанию.
Некоторые литературные премии на каталонском языке были учреждены еще в 1947 году ( Premi Joanot Martorell ). Также к концу 1940-х годов такие известные авторы, как Хосеп Мария де Сагарра, снова начали публиковаться на каталонском языке (среди прочих: «Престиж мертвых» , 1946, «L'Hereu i la forastera» , 1949). За этим последовало множество других литературных премий, таких как Premi Carles de la Riba (1950), Victor Català (1953) или Lletra d'Or (1956). С 1951 года самый замечательный литературный конкурс в Каталонии того времени ( Premio Ciudad de Barcelona ) принимал оригиналы на каталонском языке. [ 3 ]
В 1962 году Мерсе Родореда опубликовала «Время голубей» , возможно, книгу, которая проложила путь современной каталонской литературе, поскольку она могла получить более широкое признание благодаря новым средствам массовой информации и распространению грамотности на этом языке. В 1963 году Испания выиграла международный песенный конкурс с произведением, исполненным на каталанском языке. [ 4 ]
Позже в том же десятилетии Хосеп Пла опубликовал то, что считается шедевром современной литературы на каталонском языке, плодотворную книгу « Эль-Квадерн Грис» (1966). Каталонская культурная ассоциация Òmniumcultural , основанная в 1961 году, могла бы начать свою работу в поддержку каталонской литературы к 1967 году. Сальвадор Эсприу, опубликовавший большую часть своих работ на каталонском языке, был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе в 1971 году.
После перехода к демократии (1975–1978) и восстановления каталонского регионального правительства Женералитата (1980) литературная жизнь и редакционный рынок вернулись к нормальной жизни, а литературное производство на каталонском языке поддерживается рядом языковых политик, направленных на защиту Каталонская культура. Помимо вышеупомянутых авторов, среди других соответствующих писателей 20-го века периода франкизма и демократии можно назвать Хоана Бросса , Агусти Бартра , Мануэля де Педроло , Пере Кальдерса или Кима Монсо , Хесуса Монкаду или, в 21 веке, Хауме Кабре или Альберта Санчеса Пиньоля . Число женщин-писателей двадцать первого века увеличивается, таких как Долорс Микель, Нурия Перпинья или Ирен Сола .
Списки каталонских писателей и поэтов
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Разговоры о декадансе окончены» . Ara.cat (на каталонском языке). 03.06.2017 . Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ Браншаделл, Альберт (23 февраля 2012 г.). «Каталонская иллюзия» . Страна
- ^ Браншаделл, Альберт (23 февраля 2012 г.). «Каталонская иллюзия» . Страна
- ^ Гамес, Карлес (3 ноября 2013 г.). «Песня, которая забила гол режиму Франко» . Страна .
Ссылки
[ редактировать ]- Комас, Энтони. Распад . Сан-Кугат-дель-Вальес: А. Ромеро, 1986.
- Эллиотт, Дж. Х. Императорская Испания, 1469–1716 гг . Лондон: Пингвин, 2002.
- Рикер, Марти де . История каталонской литературы . 6 рейсов Барселона: Редакция Ариэль, 1980.
- Росич, Альберт. «Актуальна ли сегодня концепция упадка современной каталонской культуры? Можно ли отождествить упадок с кастильанизацией?» Рукописи 15 (1997), 127–34.
- Терри, Артур. Спутник каталонской литературы . Вудбридж, Саффолк, Великобритания / Рочестер, Нью-Йорк: Tamesis, 2003.
- Джад Хатем, Время в современной каталонской поэзии , Париж, Изд. Лебедя, 2011
Внешние ссылки
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- Подборка каталонской поэзии (800 стихотворений, 176 поэтов, 42 биографии, 37 английских версий)
- LletrA, Каталонская литература в Интернете (Открытый университет Каталонии)
- Каталонская литература на сайте Британской библиотеки
- Отношения между каталонской и итальянской культурами