Сальвадор Эсприу
Сальвадор Эсприу | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Санта-Колома-де-Фарнерс , Испания | 10 июля 1913 г.
Умер | 22 февраля 1985 г. Барселона , Испания | (71 год)
Занятие | Драматург , поэт , прозаик |
Литературное движение | Ноуцентизм , сатира |
Известные работы | Ариадна в Гротескном Лабиринте , Кладбище Синера , Еще Федра, пожалуйста. |
Сальвадор Эсприу и Кастельо (англ.) Каталонское произношение: [səlβəˈðo əsˈpɾiw] ; 10 июля 1913 — 22 февраля 1985) — каталонский поэт родом из Испании .
Биография
[ редактировать ]Эсприу родился в Санта-Колома-де-Фарнерс , Каталония , Испания . Он был сыном адвоката. Детство он провел между своим родным городом Барселоной и Ареньс-де-Мар , деревней на побережье Маресме . В шестнадцать лет он опубликовал свою первую книгу «Израиль» , написанную на испанском языке . В 1930 году он поступил в университет Барселоны , где изучал право и древнюю историю. Путешествуя (1933 г.) по Египту , Греции и Палестине , он познакомился со странами, породившими великие классические мифы и оказавшими большое влияние на его творчество.
Во время гражданской войны в Испании он был мобилизован и служил военным бухгалтером.
Переведенная на несколько языков работа Эсприу получила международное признание, в первую очередь премию Монтеня (1971). Ему также была вручена Почетная награда каталонской литературы (1972 г.), премия Игнаси Иглесиаса (1980 г.), премия города Барселоны (1982 г.) и Золотая медаль Женералитата Каталонии (1982 г.). Ему были присвоены степени почетного доктора университетов Тулузы и Барселоны .
Он умер в Барселоне в 1985 году и был похоронен на кладбище Ареньс-де-Мар, которое дало название его стихотворению Cementiri de Sinera .
Работа
[ редактировать ]Первые работы
[ редактировать ]В 1931 году он опубликовал El Doctor Rip , а в следующем году — Laia , романы, отходящие от модных тогда теоретических формул эстетики каталонского движения Noucentisme .
Публикация «Аспектов» (1934), «Ариадны в гротеске» (1935) и «Миратге а Цитера» (1935) сделала его самым оригинальным рассказчиком своего поколения. В этих книгах проза Эсприу поочередно переходит от гротескного искажения к эстетизирующему лиризму, вероятно, под влиянием испаноязычных модернистов Валле-Инклана и Габриэля Миро ). Он разработал синтетический реализм под лингвистической опекой некоторых каталонских писателей, таких как Виктор Катала и Хоаким Руйра .
Гражданская война
[ редактировать ]В 1937 году, во время Гражданской войны, он опубликовал «Летицию и альтернативные прозы» . В 1939 году в оккупированной Барселоне, еще до окончания военного конфликта, он написал пьесу «Антигона» (опубликованную в 1955 году и открытую в 1958 году) на тему братоубийственной войны и сострадания к проигравшим.
Поэзия
[ редактировать ]Эсприу, который начал писать стихи еще до войны, опубликовал свой первый том стихов только в 1946 году: «Cementiri de Sinera» , элегию с большой формальной трезвостью. С этой книги и пьесы Primera història d'Esther (опубликованной в 1948 году и открытой в 1957 году) — лингвистически творческой и оригинальной — началась его послевоенная популярность, которая росла по мере публикации остальных его произведений, по существу поэтических.
В «Песнях Ариадны » (1949) он собрал серию стихотворений разных периодов, в которых сатира и искажения противопоставляются элегии и лиризму и в которых можно найти мифологические сюжеты, которые должны были появиться в последующих произведениях.
Последующие четыре сборника стихов — Les hores и Mrs. Death (1952), El caminant i el mur (1954) и Final del laberint (1955) — составляют вместе с Cementiri de Sinera специфическое формальное единство, с одной стороны с другой стороны, учитывая симметричное количество стихотворений, вошедших в каждый том, и, с другой, строгую разработку весьма сложного духовного процесса, завершающегося мистическим переживанием в последней книге цикла. Музыкальность поэзии Эсприу подчеркнул Андреас Доршель . [ 1 ]
Популярный успех
[ редактировать ]Огромный общественный успех «Пелья де брау» (1960) ознаменовал народное признание Эсприу: автор изложил историческую драму Сефарада (прозвище поэта Испании по еврейскому словоупотреблению ) в стихах, имеющих высокий духовный, моральный и политический резонанс.
Llibre de Sinera (1963), одна из его самых герметичных книг, связана с темами из двух предыдущих работ и снова ограничивает гражданскую сферу его поэзии «родиной», мифизированной в Sinera , слове, фонетически образованном путем написания задом наперед Arenys . В «Сетмана Санта» (1971) через образы ритуального шествия автор представляет миф о католических страстях с метафизической точки зрения.
В библиографии Эсприу имеются еще два стихотворения, вошедшие в первый том Его Полного собрания сочинений (1968) ( Для книги псалмов этих старых слепцов и Фрагменты. Versots. Intencions. Matisos ), а также подборка критических произведений Evocació де Росселло-Порсель и другие заметки (1957).
Начиная с 1968 года, с публикацией Полного собрания сочинений I. Поэзия, он посвятил себя тщательному пересмотру всего своего произведения. По сюжету романы «Эль доктор Рип» (1931) и «Лайя» (1932) были практически переписаны при их повторной публикации (1979 и 1968 соответственно). То же самое произошло с его сборниками повествований «Аспекты» (1934) и «Ариадна в гротеске» (1935), снова опубликованными в 1981 и 1975 годах соответственно.
Последними примерами его театральных постановок были « Una altra Fedra si us plau ...» (1978), прозаический том «Les roques i el mar, el blau» (1981) и поэтическое стихотворение «D'una». vella i encerclada terra (1979) и сборник Per a la bona gent (1984).
Несколько театральных постановок этого произведения осуществил Рикар Сальват , который также сочинил на основе текстов Эсприу различного происхождения « Ronda de mort a Sinera» (1966), произведение, рассчитанное на широкую театральную публику.
Валенсийский автор песен и певец Раймон положил на музыку стихи Эсприу, в том числе «Песни о прохождении времени», «Начало песни в храме» и «Indesinenter» .
Медитация о смерти
[ редактировать ]Автор в общих чертах охарактеризовал свою работу как «медитацию о смерти», но этот термин слишком ограничителен для понимания ее сложности и культурной точки зрения. Фактически Эсприу предлагает принять литературную традицию человечества в личном воссоздании, расположенном в определенном географическом и историческом контексте, Каталонии после поражения Испанской Республики в гражданской войне в Испании, о ее неудачах и надеждах, которые он воспевает.
Возможно, самым важным достоинством и оригинальностью Эсприу была его способность примирить в одной и той же единой работе духовные проблемы человека, имеющие метафизический резонанс, с его судьбой как члена группы, подверженной социальной и политической напряженности, одновременно ставя великие вопросы справедливости и свободы.
Международное признание
[ редактировать ]Во время получения Международной премии Каталонии известный литературный критик Гарольд Блум назвал Эсприу «выдающимся поэтом по всем международным стандартам», а позже сказал: « Нобелевский комитет виновен во многих ошибках, и одна из них заключалась в том, что он не присудил премию». Сальвадору Эсприу. Я считаю, что он это заслужил».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андреас Доршель, Песни Ариадны. Великий каталонский поэт Сальвадор Эсприу. В: Süddeutsche Zeitung , 15 октября 2007 г. Аспекты текста Доршеля обсуждались Рамоном Фарресом в книге « Фриц Фогельгсанг: переводчик Сальвадора Эприуса на немецкий язык». В: Журнал каталонских исследований 23 (2010), стр. 39–52.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сальвадор Эсприу из Ассоциации писателей каталонского языка. На (на каталанском и английском) , немецком и (на испанском) языках.
- Подборка каталонской поэзии в Lletra, виртуальном пространстве каталонской литературы. Некоторые стихи с английским переводом.
- «Сальвадор Эсприу» . lletrA-УПЦ – Открытый университет Каталонии .
- Эсприу в цифровом журнале литературы и переводов Visat PEN (на английском, испанском, каталанском и французском языках)
- Центр документации и обучения Сальвадора Эсприу (на каталанском языке)
- Сальвадор Эсприу (на каталанском языке)
- Сальвадор Эсприу записан в Библиотеке Конгресса для аудиолитературного архива латиноамериканского отдела 22 июня 1984 года.