устал (песня)
В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии , в частности шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать pro для Старого Окситана. ( февраль 2021 г. ) |
Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
Кансо или кансон или кансо ( Старо-окситанский [kanˈsu] ) — песенный стиль, используемый трубадурами . Это был, безусловно, самый распространенный жанр, используемый, особенно ранними трубадурами, и только во второй половине 13-го века его доминирование было оспорено растущим числом поэтов, пишущих coblas esparsas .
Кансо - стало на старофранцузском языке великим пением , а на итальянском языке канцоной .
Структура
[ редактировать ]Кансо обычно состоит из трех частей. Первая строфа — это вступление , где композитор объясняет свою цель. Основная часть песни встречается в следующих строфах и обычно выявляет различные отношения с вступлением ; формально, за исключением посланников ( s ), которые не всегда присутствуют, кансо состоит из строф, имеющих одинаковую последовательность стихов, в том смысле, что каждый стих имеет одинаковое количество метрических слогов. [1] Это дает возможность использовать одну и ту же мелодию для каждой строфы. Последовательность может быть чрезвычайно простой, как в Can vei la lauzeta mover , строфы которого состоят из восьми строк по восемь метрических слогов в каждой, или довольно сложной, как в Арна Даниэля , «L'aur'amara» [2] чья первая строфа:
Л'Омар Амара
фа'льс брюэльс бранкуц
кларзир,
что два вида с листьями,
это последний
беккс
дельс аузелс раменкс
те бабс и мутц,
парс
и не казалось,
почему я пытаюсь
сделать и сказать
плазеры
утром по закону
который вывернул меня из машины,
Дон боится умереть
если желания не появятся.
(Количество слогов здесь 3, 4, 2, 6, 2, 1, 5, 4, 1, 3, 4, 4, 2, 4, 6, 4, 6 соответственно. Та же структура сохраняется на протяжении шести полных слогов. строфы произведения.)
Схема рифмы
[ редактировать ]Каждая строфа кансо имеет одну и ту же «внутреннюю» схему рифмовки ; то есть, если, скажем, первая строка рифмуется с третьей в первой строфе, то это будет происходить и в каждой последующей. Меняется соотношение рифм в отдельных строфах.
Когда строфы следуют одному и тому же образцу рифмования, но фактические звуки различаются, их называют coblas alternadas (букв. «чередующиеся строфы»). Когда последний рифмованный звук одной коблы становится первым звуком следующей, их называют coblas capcaudadas (букв. «головохвостый»). Когда последнее рифмованное слово одной строфы появляется в первой строке следующей, их называют coblas capfinidas (букв. «законченный головой»). Когда схема рифмования и звуки рифмования в каждой строфе одинаковы, это coblas unissonans (букв. «Унисон»). Когда схема рифмования никогда не меняется, но звуки каждой строфы различны, это коблас единственного числа (буквально «единственное число»). Когда схема рифмования никогда не меняется, но звуки повторяются через каждые две строфы, это называется коблас доблас (букв. «двойной»). Когда схема рифмования никогда не меняется, но звуки повторяются через каждые три строфы, это называется coblas ternas . Когда рифмы меняют положение в соответствии с алгоритмом, их называют coblas Retrogradadas (букв. «ретроградные»). [3]
Отгрузки
[ редактировать ]Кансо они обычно заканчивается одним или несколькими посланиями ( называются Торнадами на старом окситанском языке ). Он принимает форму сокращенной строфы, содержащей только последнюю часть стандартной строфы, использовавшейся до этого момента; Ярким примером является та же самая работа Арнаута Даниэля, процитированная выше: (единственный) посланник :
Фес-эс-лакроц:
что сердце ремир
все существа
ложь,
его пастор Арнаут,
какой еще Альбир
n'esfort m'entent'a soma.
количество слогов в нем (4, 4, 2, 4, 6, 4, 6) такое же, как и в последних семи строках полных строф.
Яркие примеры
[ редактировать ]- Гильен де Питеу : Pos vezem de nove florir , возможно, самая ранняя «классическая» песня.
- Бертран де Борн : «Домна, puois de mi nouscal» была популяризирована Эзрой Паундом.
- Бернар де Вентадорн : «Can vei la lauzeta mover» , вероятно, самая известная кансо, когда-либо написанная.
- Раймбо из Оранжа : Ar resplan la flors enversa , возможно, самый яркий пример тробарика.
См. также
[ редактировать ]- Сирвентес , пародия на форму
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мальковати, Леонардо (2006). Просодия в Англии и других странах: сравнительный подход . Арлингтон: Гивал Пресс. ISBN 9781928589266 .
- ^ Полный текст здесь.
- ^ Саймон Гонт и Сара Кей, изд. (1999), Трубадуры: Введение (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-57473-0 ).