Мадригал (четырнадцатый век)
Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
Треченто Мадригал — итальянская музыкальная форма 14 века . Он совершенно отличается от мадригала эпохи Возрождения и раннего барокко , с которым у него общее только название. Мадригал Треченто процветал ок. 1340–1370 гг. с кратковременным возрождением около 1400 г. Это было сочинение для двух (реже трех) голосов, иногда на пасторальную тему. Вначале это была простая конструкция: Франческо да Барберино в 1300 году назвал ее «грубым и хаотичным пением».
Текст мадригала разделен на три части: две строфы, называемые терцетти, положенные на одну и ту же музыку, и заключительную часть, называемую ритурнель, обычно в другом размере, образующую форму aaB.
История
[ редактировать ]Происхождение мадригала неясно и спорно: одна школа мысли рассматривает его как вековую мутацию проводника ars antiqua , а другая считает, что он произошел от светской монофонической песни 13-го века с импровизированным аккомпанементом. Итальянской музыки XIII века сохранилось мало, поэтому связи между средневековыми формами, такими как кондуктус и песня трубадура , и музыкой треченто в значительной степени являются логическими выводами. Происхождение названия (которое в ранних источниках фигурирует как madriale , matricale , madregal и marigalis ) также неясно; две возможности — это происхождение от «materialis» (в отличие от «formalis» ), обозначающего стихотворение без определенной формы, или от «matrix» , означающего мать, либо как в песне на родном языке , либо в музыке, используемой для Матери-Церкви . [1]
Самый ранний этап развития мадригала можно увидеть в Кодексе Росси , сборнике музыки ок. 1350 г. или ранее, составлено около 1370 г. Было высказано предположение, что орнамент верхних голосов может быть импровизирован над скелетной конструкцией. [2]
На более поздних стадиях развития мадригала его верхний голос часто был очень сложным, а нижний голос, тенор, - тем более. В то время эта форма, вероятно, была разработкой знатоков и исполнялась небольшими группами знатоков; нет никаких свидетельств его широкой популярности, в отличие от мадригала XVI века. К концу XIV века он вышел из моды, и другие формы (в частности, баллата преобладали и импортированная французская музыка), некоторые из которых были еще более изысканными и украшенными.
К началу 15 века этот термин больше не использовался в музыкальной сфере. Более поздний мадригал 16-го века не имеет отношения к нему, хотя в нем часто использовались тексты, написанные в 14-м веке (например, Петраркой ).
Известные композиторы
[ редактировать ]Среди важных композиторов мадригала Треченто :
- Якоб Болонский
- Джон Кашиа
- Винченцо из Римини
- Мастер Пьеро
- Лоренцо да Флоренция
- Николай Перуджийский
- Франческо Ландини
- Пожертвовано Касией
- Йоханнес Чикония (позже сторонник возрождения)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фишер, Курт фон и Д'Агостино, Джанлука (2001). «Мадригал, I. Италия, 14 век». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Брукс Толивер, «Импровизация в мадригалах Кодекса Росси», Acta musicologica 64 (1992), стр. 165–76.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Курт фон Фишер , Джанлука Д'Агостино (2004) Мадригал: I. Италия, 14 век . Гроув Музыка онлайн. Доступ: июнь 2013 г. (требуется подписка)
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и эпоху Возрождения (Очерки музыкальной литературы, серия I). Блумингтон, Индиана. Франжипани Пресс, 1986. ISBN 0-89917-034-X
- Ричард Х. Хоппин, Средневековая музыка . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6