Йоханнес де Грошейо
Йоханнес де Грошейо (или Грочео ) ( Церковная латынь : [jɔˈan.nɛs dɛ ɡrɔˈkɛj.jɔ] ; ок. 1255 – ок. 1320) был парижским музыкальным теоретиком начала 14 века. Его французское имя было Жан де Груши , но он наиболее известен под своим латинизированным именем . Он был автором трактата Ars musicae («Искусство музыки») (ок. 1300 г.), в котором описываются функции духовной и светской музыки и его окрестностях в Париже при его жизни. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Йоханнес де Грошейо, которого первоначально звали Жан де Груши, вероятно, вырос в богатой семье, контролировавшей вотчину в Нормандии . [ 1 ] Грошейо изучал музыку и философию в Париже, но нет никаких свидетельств того, что он получил ученую степень. Несмотря на отсутствие таких доказательств, в дармштадтской рукописи он указан как magister (магистр) и regens Parisius (постоянный учитель в Париже, хотя последний титул был добавлен к рукописи после того, как она была скопирована. Грочейо, возможно, также преподавал в базилике ). Сен-Дени на основе равнинной песни, которую он описывает в разделе о церковной музыке ( musica ecclesiastica ) в Ars musicae . [ 2 ] О жизни Грочейо больше ничего не известно, поскольку любая биографическая информация поступает из Ars musicae, а также из научных исследований и предположений.
Искусство музыки
[ редактировать ]Темы, обсуждаемые в трактате
[ редактировать ]Грошейо написал о нескольких принципах музыки в Париже тринадцатого века, которые он наблюдал. Грочейо делит музыку на три категории: musica vulgaris («музыка народа»), musica mensurabilis («размеренная музыка») и musica ecclesiastica («церковная музыка»). Он также обсуждает теорию музыки и композиционные методы, такие как мензуральная нотация и музыкальная фикта . [ 1 ] Грохейо в своем трактате придерживается схоластического подхода, отвергая Боэция тройное разделение музыки на musica undana (музыка сфер) , musica humana (музыка человеческого тела) и musica Instrumentalis (вокальная или инструментальная музыка). Вместо этого он использует технику классификации, аналогичную Аристотелю , используя таксономический подход, использованный в нескольких работах Аристотеля. [ 3 ] [ 4 ] Грошейо также консультируется и критикует работы многих других теоретиков музыки, математиков и философов, таких как Платон , Пифагор , Иоганнес де Гарландия , Франко Кельнский , Никомах и ряд других. [ 4 ]
Популярная музыка
[ редактировать ]Грочейо считает большую часть музыки, которую любят миряне, musica vulgaris . Он описывает эту музыку как способную облегчить страхи и страдания людей. Грошейо консультировался с монахом по имени Клемент из аббатства Лессе как с источником музыки vulgaris . [ 5 ] Грочейо далее уточняет, что существует два вида жанров musica vulgaris : cantus и cantilena . Оба могли быть исполнены голосом или инструментами. [ 1 ] В каждом жанре было три типа песен, которые Грочейо описал следующим образом:
Cantus gesturalus, Cantus coronatus и Cantus versiculatus.
[ редактировать ]Cantus gestualis , более известная как шансон де жесте , — это песня, которую поют в честь великих деятелей, таких как французские короли, особенно Карл Великий , Дун де Майанс и Рено де Монтобан . [ 6 ] Он призван вызвать у людей сочувствие к героическим поступкам и побудить их подняться над своим положением и служить обществу, выполняя свою работу. Cantus coronatus — это песня, написанная королями и знатью, которую пели для них, чтобы дать им возможность стать великими лидерами. Литературные темы песни включают дружбу и любовь. Cantus versiculatus — песня, которую предназначалось для исполнения молодыми людьми, отказавшимися работать. [ 1 ]
Cantilena rotunda , Cantilena stantipes и Cantilena ductia.
[ редактировать ]Все кантилены , которые определяет Грочейо, — это танцевальные песни, исполняемые для молодежи. Cantilena rotunda — танцевальная песня, которую обычно исполняли в западных регионах северной Франции, таких как Нормандия. где он вырос. Грошейо процитировал песню, в которой рифма была похожа на рондо . [ 1 ] Cantilena stantipes более известна как эстампия , поскольку представляет собой танцевальную песню, в которой имеются отдельные тексты и музыкальное содержание куплетов и припевов. трудно танцевать Грочейо также отмечает, что под кантилену стантипес из-за ее сложности. [ 7 ] Cantilena ductia — еще одна танцевальная песня, которую Грочейо описал как способную отвлечь сердца молодых мужчин и женщин от эротической любви . Считается, что кантилена дуктия была ранней версией вирелая, основанной на повторении первой строки первой строфы в последующих строфах. [ 6 ]
Инструментальная музыка
[ редактировать ]Грочейо обсуждает использование таких инструментов, как труба , язычковые инструменты , флейты , органы , барабаны , колокольчики , цимбалы , псалтерий , кифара , лира и виэль . Он особо подчеркнул, что использование vielle требует виртуозного таланта, позволяющего играть в любом из жанров musica vulgaris . Грочейо также обозначает два жанра, исполняемых на духовых инструментах, которые также называются стантипами и дуктиями, которые также являются танцевальными песнями. [ 1 ]
Измеримая музыка
[ редактировать ]Грочейо отличает musica vulgaris от musica mensurabilis (мерная музыка), которая предназначена для образованных людей и включает в себя такие жанры, как мотет , органум и хоккет . Он уточняет, что мотет должен исполняться перед духовенством перед праздниками или во время торжеств, поскольку они будут одними из немногих людей, которые оценят тонкость мотета и смогут оценить «тонкости искусства». [ 8 ]
Церковная музыка
[ редактировать ]Грочейо обсуждает в своем трактате несколько аспектов musica ecclesiastica (церковной музыки). Он описывает использование всех песнопений в Мессе , функцию восьми церковных модусов и тройное разделение музыки церковной на музыку для утрени , богослужения и мессы. [ 2 ]
Рукописи
[ редактировать ]Трактат Грочейо сохранился в двух рукописях. Одно издание трактата сохранилось в Британской библиотеке, Харли — в антологии трактатов по теории музыки Гвидо Ареццо , Ги Сен-Дени , Петруса де Круса и нескольких анонимных авторов. Другое издание находится в Дармштадтском университете и государственной библиотеке в другой антологии, содержащей сочинения Давида Аугсбургского , Гюго Сен-Викторского , Гюго Сен-Шерского и ряда других анонимных авторов. Дармштадтская рукопись — единственная копия, в которой авторство трактата принадлежит Иоганнесу де Грошейо. [ 9 ]
- Дармштадт, Гессенская государственная и университетская библиотека, MS 2663, ff.
- Лондон, Британская библиотека, Harley 281, ff. 30-52.
Редакции и переводы
[ редактировать ]- Рохлофф, Эрнст, пер. Музыкальный трактат Иоганна де Грочео переиздан по источникам с переводом на немецкий язык и отчетом о доработке . Media latinitas musica 2, Gebrüder Reinecke, Лейпциг, 1943, с. 41-67.
- Скажи, Альберт, пер. Иоганнес де Грочео: О музыке (De musica) . Музыкальная пресса Колледжа Колорадо-Спрингс, переводы (1), Колорадо-Спрингс, 1973 (2-е изд.).
- Пейдж, Кристофер. «Иоганнес де Грошейо о светской музыке: исправленный текст и новый перевод». Plainsong и средневековая музыка 2, № 1 (1993): 17-41.
- Йоханнес де Грошейо. Ars Musice , изд. и транс. Констант Дж. Мьюс, Джон Н. Кроссли, Кэтрин Джеффрис, Ли Маккиннон и Кэрол Дж. Уильямс. Каламазу, Мичиган: Публикации Института Средневековья, 2011.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пейдж, Кристофер (1993). «Иоганнес де Грошейо о светской музыке: исправленный и новый перевод». Plainsong и средневековая музыка . 2 :17.41. дои : 10.1017/S0961137100000401 . S2CID 162777949 .
- ^ Jump up to: а б Джеффрис, Кэтрин (май 2018 г.). «Иоганнес де Грошейо, музыка Ars и трансформация теории пения в конце тринадцатого века». Интернет-журнал музыкальных исследований . 9 : 1–28.
- ^ Уильямс, Кэрол Дженис (2005). «De musica Йоханнеса де Грочео: теория и практика, или Авторитет и эмпирическое наблюдение». Эстетика и опыт музыкального исполнения . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 21–38. ISBN 978-1-9043-0350-3 .
- ^ Jump up to: а б Хейнс, Джон; Девитт, Патрисия (2008). «Иоганнес де Грошейо и аристотелевская натурфилософия». История старинной музыки . 27 : 47–98. дои : 10.1017/S0261127908000284 . S2CID 192085434 .
- ^ Пейдж, Кристофер (1990). «Изобретение государства». Сова и соловей: музыкальная жизнь и идеи во Франции 1100-1300 гг . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 171–186. ISBN 978-0520069442 .
- ^ Jump up to: а б Маллалли, Роберт (1998). «Musica Vulgaris Иоганна де Грошейо». Музыка и письма . 79 : 1–26. дои : 10.1093/мл/79.1.1 .
- ^ МакГи, Тимоти Дж (1998). «Средневековые танцы: сопоставление репертуара с описаниями Грочейо». Журнал музыковедения . 7 (4): 498–517. дои : 10.2307/763778 . JSTOR 763778 .
- ^ Пейдж, Кристофер (август 2000 г.). «Вокруг исполнения мотета XIII века». Ранняя музыка . 28 (3): 343–348+351–357. дои : 10.1093/earlyj/XXVIII.3.343 .
- ^ де Грошейо, Йоханнес (2011). Мьюс, Констант Дж; Кроссли, Джон Н; Джеффрис, Кэтрин; Маккиннон, Ли; Уильямс, Кэрол Дж (ред.). Арс музыка . Каламазу, Мичиган: Публикации Института средневековья. стр. 1–31. ISBN 978-1-58044-164-3 .