Jump to content

Йоханнес де Грошейо

Йоханнес де Грошейо (или Грочео ) ( Церковная латынь : [jɔˈan.nɛs dɛ ɡrɔˈkɛj.jɔ] ; ок. 1255 – ок. 1320) был парижским музыкальным теоретиком начала 14 века. Его французское имя было Жан де Груши , но он наиболее известен под своим латинизированным именем . Он был автором трактата Ars musicae («Искусство музыки») (ок. 1300 г.), в котором описываются функции духовной и светской музыки и его окрестностях в Париже при его жизни. [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Йоханнес де Грошейо, которого первоначально звали Жан де Груши, вероятно, вырос в богатой семье, контролировавшей вотчину в Нормандии . [ 1 ] Грошейо изучал музыку и философию в Париже, но нет никаких свидетельств того, что он получил ученую степень. Несмотря на отсутствие таких доказательств, в дармштадтской рукописи он указан как magister (магистр) и regens Parisius (постоянный учитель в Париже, хотя последний титул был добавлен к рукописи после того, как она была скопирована. Грочейо, возможно, также преподавал в базилике ). Сен-Дени на основе равнинной песни, которую он описывает в разделе о церковной музыке ( musica ecclesiastica ) в Ars musicae . [ 2 ] О жизни Грочейо больше ничего не известно, поскольку любая биографическая информация поступает из Ars musicae, а также из научных исследований и предположений.

Искусство музыки

[ редактировать ]

Темы, обсуждаемые в трактате

[ редактировать ]

Грошейо написал о нескольких принципах музыки в Париже тринадцатого века, которые он наблюдал. Грочейо делит музыку на три категории: musica vulgaris («музыка народа»), musica mensurabilis («размеренная музыка») и musica ecclesiastica («церковная музыка»). Он также обсуждает теорию музыки и композиционные методы, такие как мензуральная нотация и музыкальная фикта . [ 1 ] Грохейо в своем трактате придерживается схоластического подхода, отвергая Боэция тройное разделение музыки на musica undana (музыка сфер) , musica humana (музыка человеческого тела) и musica Instrumentalis (вокальная или инструментальная музыка). Вместо этого он использует технику классификации, аналогичную Аристотелю , используя таксономический подход, использованный в нескольких работах Аристотеля. [ 3 ] [ 4 ] Грошейо также консультируется и критикует работы многих других теоретиков музыки, математиков и философов, таких как Платон , Пифагор , Иоганнес де Гарландия , Франко Кельнский , Никомах и ряд других. [ 4 ]

Популярная музыка

[ редактировать ]

Грочейо считает большую часть музыки, которую любят миряне, musica vulgaris . Он описывает эту музыку как способную облегчить страхи и страдания людей. Грошейо консультировался с монахом по имени Клемент из аббатства Лессе как с источником музыки vulgaris . [ 5 ] Грочейо далее уточняет, что существует два вида жанров musica vulgaris : cantus и cantilena . Оба могли быть исполнены голосом или инструментами. [ 1 ] В каждом жанре было три типа песен, которые Грочейо описал следующим образом:

Cantus gesturalus, Cantus coronatus и Cantus versiculatus.

[ редактировать ]

Cantus gestualis , более известная как шансон де жесте , — это песня, которую поют в честь великих деятелей, таких как французские короли, особенно Карл Великий , Дун де Майанс и Рено де Монтобан . [ 6 ] Он призван вызвать у людей сочувствие к героическим поступкам и побудить их подняться над своим положением и служить обществу, выполняя свою работу. Cantus coronatus — это песня, написанная королями и знатью, которую пели для них, чтобы дать им возможность стать великими лидерами. Литературные темы песни включают дружбу и любовь. Cantus versiculatus — песня, которую предназначалось для исполнения молодыми людьми, отказавшимися работать. [ 1 ]

Cantilena rotunda , Cantilena stantipes и Cantilena ductia.

[ редактировать ]

Все кантилены , которые определяет Грочейо, — это танцевальные песни, исполняемые для молодежи. Cantilena rotunda — танцевальная песня, которую обычно исполняли в западных регионах северной Франции, таких как Нормандия. где он вырос. Грошейо процитировал песню, в которой рифма была похожа на рондо . [ 1 ] Cantilena stantipes более известна как эстампия , поскольку представляет собой танцевальную песню, в которой имеются отдельные тексты и музыкальное содержание куплетов и припевов. трудно танцевать Грочейо также отмечает, что под кантилену стантипес из-за ее сложности. [ 7 ] Cantilena ductia — еще одна танцевальная песня, которую Грочейо описал как способную отвлечь сердца молодых мужчин и женщин от эротической любви . Считается, что кантилена дуктия была ранней версией вирелая, основанной на повторении первой строки первой строфы в последующих строфах. [ 6 ]

Инструментальная музыка

[ редактировать ]

Грочейо обсуждает использование таких инструментов, как труба , язычковые инструменты , флейты , органы , барабаны , колокольчики , цимбалы , псалтерий , кифара , лира и виэль . Он особо подчеркнул, что использование vielle требует виртуозного таланта, позволяющего играть в любом из жанров musica vulgaris . Грочейо также обозначает два жанра, исполняемых на духовых инструментах, которые также называются стантипами и дуктиями, которые также являются танцевальными песнями. [ 1 ]

Измеримая музыка

[ редактировать ]

Грочейо отличает musica vulgaris от musica mensurabilis (мерная музыка), которая предназначена для образованных людей и включает в себя такие жанры, как мотет , органум и хоккет . Он уточняет, что мотет должен исполняться перед духовенством перед праздниками или во время торжеств, поскольку они будут одними из немногих людей, которые оценят тонкость мотета и смогут оценить «тонкости искусства». [ 8 ]

Церковная музыка

[ редактировать ]

Грочейо обсуждает в своем трактате несколько аспектов musica ecclesiastica (церковной музыки). Он описывает использование всех песнопений в Мессе , функцию восьми церковных модусов и тройное разделение музыки церковной на музыку для утрени , богослужения и мессы. [ 2 ]

Рукописи

[ редактировать ]

Трактат Грочейо сохранился в двух рукописях. Одно издание трактата сохранилось в Британской библиотеке, Харли — в антологии трактатов по теории музыки Гвидо Ареццо , Ги Сен-Дени , Петруса де Круса и нескольких анонимных авторов. Другое издание находится в Дармштадтском университете и государственной библиотеке в другой антологии, содержащей сочинения Давида Аугсбургского , Гюго Сен-Викторского , Гюго Сен-Шерского и ряда других анонимных авторов. Дармштадтская рукопись — единственная копия, в которой авторство трактата принадлежит Иоганнесу де Грошейо. [ 9 ]

  • Дармштадт, Гессенская государственная и университетская библиотека, MS 2663, ff.
  • Лондон, Британская библиотека, Harley 281, ff. 30-52.

Редакции и переводы

[ редактировать ]
  • Рохлофф, Эрнст, пер. Музыкальный трактат Иоганна де Грочео переиздан по источникам с переводом на немецкий язык и отчетом о доработке . Media latinitas musica 2, Gebrüder Reinecke, Лейпциг, 1943, с. 41-67.
  • Скажи, Альберт, пер. Иоганнес де Грочео: О музыке (De musica) . Музыкальная пресса Колледжа Колорадо-Спрингс, переводы (1), Колорадо-Спрингс, 1973 (2-е изд.).
  • Пейдж, Кристофер. «Иоганнес де Грошейо о светской музыке: исправленный текст и новый перевод». Plainsong и средневековая музыка 2, № 1 (1993): 17-41.
  • Йоханнес де Грошейо. Ars Musice , изд. и транс. Констант Дж. Мьюс, Джон Н. Кроссли, Кэтрин Джеффрис, Ли Маккиннон и Кэрол Дж. Уильямс. Каламазу, Мичиган: Публикации Института Средневековья, 2011.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Пейдж, Кристофер (1993). «Иоганнес де Грошейо о светской музыке: исправленный и новый перевод». Plainsong и средневековая музыка . 2 :17.41. дои : 10.1017/S0961137100000401 . S2CID   162777949 .
  2. ^ Jump up to: а б Джеффрис, Кэтрин (май 2018 г.). «Иоганнес де Грошейо, музыка Ars и трансформация теории пения в конце тринадцатого века». Интернет-журнал музыкальных исследований . 9 : 1–28.
  3. ^ Уильямс, Кэрол Дженис (2005). «De musica Йоханнеса де Грочео: теория и практика, или Авторитет и эмпирическое наблюдение». Эстетика и опыт музыкального исполнения . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 21–38. ISBN  978-1-9043-0350-3 .
  4. ^ Jump up to: а б Хейнс, Джон; Девитт, Патрисия (2008). «Иоганнес де Грошейо и аристотелевская натурфилософия». История старинной музыки . 27 : 47–98. дои : 10.1017/S0261127908000284 . S2CID   192085434 .
  5. ^ Пейдж, Кристофер (1990). «Изобретение государства». Сова и соловей: музыкальная жизнь и идеи во Франции 1100-1300 гг . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 171–186. ISBN  978-0520069442 .
  6. ^ Jump up to: а б Маллалли, Роберт (1998). «Musica Vulgaris Иоганна де Грошейо». Музыка и письма . 79 : 1–26. дои : 10.1093/мл/79.1.1 .
  7. ^ МакГи, Тимоти Дж (1998). «Средневековые танцы: сопоставление репертуара с описаниями Грочейо». Журнал музыковедения . 7 (4): 498–517. дои : 10.2307/763778 . JSTOR   763778 .
  8. ^ Пейдж, Кристофер (август 2000 г.). «Вокруг исполнения мотета XIII века». Ранняя музыка . 28 (3): 343–348+351–357. дои : 10.1093/earlyj/XXVIII.3.343 .
  9. ^ де Грошейо, Йоханнес (2011). Мьюс, Констант Дж; Кроссли, Джон Н; Джеффрис, Кэтрин; Маккиннон, Ли; Уильямс, Кэрол Дж (ред.). Арс музыка . Каламазу, Мичиган: Публикации Института средневековья. стр. 1–31. ISBN  978-1-58044-164-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 807c8250222808e01953efbc077e9502__1712837040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/02/807c8250222808e01953efbc077e9502.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johannes de Grocheio - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)