Маркетто из Падуи
Маркетто из Падуи | |
---|---|
Рожденный | Маркетт Падуанский Падуя |
Национальность | итальянский |
Род занятий | теоретик музыки, композитор и писатель |
Маркетто да Падуя ( Марчеттус Падуанский ; фл. 1305–1319) — итальянский теоретик музыки и композитор эпохи позднего средневековья . Его нововведения в записи временных значений были фундаментальными для музыки итальянской ars nova , как и его работа по определению ладов и совершенствованию настройки . Кроме того, он был первым теоретиком музыки, обсудившим хроматизм .
Жизнь
[ редактировать ]Скорее всего, он родился в Падуе . О его жизни мало что известно, но записано, что он был учителем музыки для певчих в соборе в Падуе в 1305 и 1306 годах, а в 1308 году он покинул Падую, чтобы работать в других городах Венето и Романьи . Два его основных трактата, судя по всему, были написаны между 1317 и 1319 годами, незадолго до того, как Филипп де Витри написал свою книгу Ars nova (около 1322 года), давшую название музыке того времени. Маркетто указывал в самих трактатах, что написал их в Чезене и Вероне . Других достоверных записей о его жизни нет, хотя его слава, очевидно, была широко распространена, а его работы приобрели огромное влияние позже, в 14 веке.
Музыка
[ редактировать ]Лишь три мотета достоверно приписаны Маркетто, один из них из-за того, что его имя фигурирует в качестве акростиха в тексте для одной из частей ( Ave retina celorum / Mater innocencie ). Основанный на другом акростихе того же мотета, по-видимому, он был написан для освящения капеллы Скровеньи (также известной как капелла Арены) в Падуе 25 марта 1305 года.
Сочинения и влияние
[ редактировать ]Маркетто опубликовал два крупных трактата: « Людариум в арт-музыке» (вероятно, в 1317–1318 гг.) и « Померий в арт-музыке (вероятно, 1318 г.). Он также опубликовал сокращенную версию Pomerium как Brevis compilatio , хотя дата этого неизвестна. он заявил В « Померии» , что написал его во время пребывания в доме Рейнальда де Цинтиса в Чезене , который был правителем города с 1321 по 1326 год, однако большинство учёных полагают, что « Померий» был написан в 1318 году.
Эти два названия имеют следующие значения: lucidarium , энциклопедическое разъяснение. [ 1 ] и померий , граница или ограждение вокруг Римского сада.
Точная датировка его работ была важна для музыковедения из-за разногласий по поводу того, находился ли он под влиянием нововведений французского ars nova , написанного Филиппом де Витри и Жаном де Мюрисом в 1320-х годах, или же влияние пошло в другую сторону. . Скорее всего, работа Маркетто была первой, хотя он был хорошо осведомлен о французской практике, которая, как и большинство инноваций в музыке до 20-го века, обсуждалась в письменной форме только спустя годы после того, как произошло фактическое музыкальное новшество. Все трактаты, за исключением сокращенной версии, имеют строгую схоластическую основу и почти наверняка представляют собой сборники устных учений.
Инновации Маркетто касаются трех областей: настройка, хроматизм и запись временных значений. Он был первым средневековым писателем, предложившим делить весь тон более чем на две части. Полутон , мог состоять из одной, двух, трех или четырех таких частей, в зависимости от того, был ли он соответственно диезисом , энгармоническим полутоном диатоническим полутоном или хроматическим полутоном. Маркетто предпочитал расширять основные интервалы и сужать второстепенные для мелодического эффекта, в противоположность тому, что делает более поздний темперамент . Точный размер описанной им большой шестой является предметом некоторых разногласий, но Джордж Секор считал, что он составляет 12:7 (933 цента). [ 2 ]
В области значений времени Маркетто усовершенствовал старую франконскую систему обозначений; нотная запись к этому времени превратилась в метод, известный сегодня, где отдельный символ представляет определенное временное значение, и Маркетто внес свой вклад в эту тенденцию, разработав метод составного разделения времени и назначив определенные формы нот определенным временным значениям.
Кроме того, Маркетто обсудил ритмические лады , старый метод ритмической записи из ars antiqua 13-го века , и добавил четыре «несовершенных» лада к существующим пяти «совершенным» ладам, тем самым позволив использовать современную итальянскую практику смешанных, гибких и выразительных ладов. ритмичное исполнение.
Люцидариум также включал один из самых ранних текстов , посвященных отношениям между композитором (Марчетто использовал слово «музыкант» , заимствованным из Боэция определения в «De Institutione Musica libri quinque» ) и исполнителем . Он установил четкую иерархию, определяя «музыканта» или композитора как художника, выносящего суждения в соответствии со своими научными знаниями, описывая певца как инструмент, на котором играет музыкант, и сравнивая их отношения с отношениями судьи и глашатая. . [ 3 ]
Трактаты Маркетто имели огромное влияние в XIV и начале XV веков, широко копировались и распространялись. Кодекс Росси , который является самым ранним сохранившимся источником светской итальянской полифонии и содержит музыку, написанную между 1325 и 1355 годами, демонстрирует очевидное влияние Маркетто, особенно в использовании его усовершенствований нотации.
Без нововведений Маркетто музыка итальянского Треченто – например, светская музыка Ландини – была бы невозможна.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Журнал хорватских исследований: Тома 36-37; Тома 36-37 Хорватская академия Америки, Хорватская академия Америки - 1997 г. Старейшими произведениями энциклопедического характера были так называемые люцидарии, которые появлялись также в хорватской глаголице и были написаны по зарубежным образцам XII века. Интересными хорватскими альманахами были...
- ^ «17-тоновая головоломка — и неосредневековый ключ, который ее открывает» (PDF) .
- ^ Фиск, Иосия (1997). Композиторы о музыке: восемь веков сочинений . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. п. 3 . ISBN 1-55553-279-9 .
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Ричард Х. Хоппин, Средневековая музыка . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6
- Ян Херлингер: "Marchetto da Padova", изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 28 февраля 2005 г.), (доступ по подписке)
- Джей Ран: Практические аспекты настройки Маркетто. Теория музыки онлайн: Интернет-журнал Общества теории музыки. том. 4, нет. 6, 1998. ISSN 1067-3040 (по состоянию на 3 января 2006 г.)
- Марго Шультер: «Ксенгармоническая экскурсия в Падую, 1318 год: Маркеттус, каденциальный диезис и неоготические настройки» [1]
- Джозеф Л.монзо: «Рассуждения о Маркетто пятых тонов Падуи» [2]
- Кароль Бергер: «Musica Ficta. Теории случайных флексий в вокальной полифонии от Маркетто да Падуи до Джозеффо Зарлино», Cambridge University Press, 1987, особенно стр. 22–9, 86–87, 141–3.