Кодекс Росси
Кодекс Росси — собрание музыкальных рукописей XIV века. В настоящее время рукопись разделена на два отдела: один находится в библиотеке Ватикана , а другой, меньший по размеру, — в северном итальянском городе Остилья . Кодекс мадригалы содержит 37 светских произведений, включая , какче и , что уникально среди треченто источников , монофонические баллаты. Кодекс представляет большой интерес для музыковедов треченто , поскольку на протяжении многих лет он считался самым ранним источником итальянской музыки четырнадцатого века. другие источники светской полифонической итальянской и Хотя теперь идентифицированы музыки, существовавшие до 1380 года, ни один из них не является столь обширным, как Кодекс Росси.
Структура и история
[ редактировать ]Хотя первоначально рукопись состояла как минимум из 32 листов, сегодня сохранилось только 18.
Большая часть Кодекса Росси в настоящее время находится в Библиотеке Ватикана ( Biblioteca Apostolica Vaticana, Rossi 215 ). Этот раздел состоит из семи бифолио, сл. 1–8 и далее. 18–21. В начале девятнадцатого века она принадлежала итальянскому коллекционеру Джовану Франческо де Росси , в честь которого названа эта рукопись и коллекция в Ватикане. В 1857 году его вдова передала рукописи иезуитской библиотеке в Линце , позже переведенной в Вену . В этом сборнике рукопись имела гриф VIII.154. В 1922 году иезуиты передали коллекцию Ватикану. Рукопись была впервые представлена вниманию музыкального сообщества монсеньором Джино Боргецио в 1925 году, а затем более подробно описана музыковедами Генрихом Бесселером (1927), Фридрихом Людвигом (1928) и Йоханнесом Вольфом (1939). Хотя все трое ученых утверждали, что рукопись, как и большинство сохранившихся источников треченто, была флорентийской, итальянские ученые Фердинандо Люцци, Уго Сезини и Этторе Ли Готти отмечали, что лингвистические данные в текстах указывают на северную Италию, а В частности, Венето как более вероятная точка происхождения. Совсем недавно Пирротта заявил о своем конкретном происхождении из Вероны на основании символов в трудах кодекса.
Местонахождение источника до того, как Росси завладел им, неясно. Курт фон Фишер утверждал, что она принадлежала кардиналу Доменико Капранике (1400–1458), который передал рукопись основанный им колледж ( Collegio Capranica ). Однако, как отмечает Пирротта, в других источниках, которые Де Росси приобрел у Коллегио в 1842 году, есть примечание, подтверждающее, что Коллегио является их источником. В этом кодексе его нет. Пирротта далее отметил, что Де Росси покупал книги в Венеции и Вероне, и предполагает, что кодекс мог быть приобретен во время одной из этих поездок.

Меньшая часть рукописи находится в библиотеке Fondazione Greggiati в Остилье ( Biblioteca musice Opera Pia «G. Greggiati» ). Хотя источник почти всегда указывается как «MS без товарного знака», недавно ему был присвоен каталожный номер «Mus. rari B 35». Эти два бифолио были обнаружены Оскаром Мишиати в 1963 году. Поскольку до 1963 года эти фолианты не фигурировали ни в каких библиотечных каталогах и поскольку на фолиантах имеются доказательства того, что они были сложены, они, вероятно, использовались в качестве обложек или усиления обложек для других томов.
Создание и содержание
[ редактировать ]Хотя точная история Кодекса неизвестна, некоторые подробности его создания установлены. Скорее всего, здесь хранится репертуар группы певцов и композиторов, собранной Альберто делла Скала в Падуе и Вероне между примерно 1330 и 1345 годами. Альберто был сыном Кан Гранде делла Скала , принца Вероны , знаменитого покровителя Данте . Согласно истории XVIII века, Альберто был еще большим покровителем искусств, чем его отец. Он жил в Падуе, которая до 1337 года находилась под контролем семьи Скалья; присутствие местного падуанского диалекта в большей части музыки подтверждает падуанское происхождение большей части музыки. Самое главное, нотации в рукописи близки тем, которые описал Маркетто да Падова в своем Pomerium in arte musice mensurate второго десятилетия века, родом из того же региона.
Хотя музыка, вероятно, была написана между 1325 и 1355 годами, недавние данные свидетельствуют о том, что кодекс, как и большинство источников треченто, является ретроспективным. Рукопись почти наверняка была скопирована после 1350 года, причем наиболее общепринятой на данный момент датой является дата Пирротты ок. 1370.
Всего во фрагменте Ватикана 29 произведений, некоторые из которых неполные. Листья Остильи добавляют к общему количеству композиций еще восемь композиций. Тридцать пьес являются мадригалами , в том числе один чрезвычайно необычный канонический мадригал, а также есть одна качча , одно ронделло и пять баллат . Все баллаты монофонические. Хотя музыка анонимна, по появлению одних и тех же произведений с указанием авторства в других, более поздних источниках были идентифицированы два композитора: Маэстро Пьеро и Джованни да Каша .
СМИ
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нино Пирротта , изд. Росси 215: Вводное исследование и факсимильное издание Кодекс . Ars Nova 2. Лукка: LIM (Итальянская музыкальная библиотека), 1992. ISBN 88-7096-033-1
- Тициана Сукато, Il Codice Rossiano 215: Мадригалические баллады, охота, ротунделло. Различные записи 1. Пиза: издание ETS, 2003 г. ISBN 88-467-0600-5
- «Источники, итальянская полифония 1325–1400», в Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 8 декабря 2005 г.), (доступ по подписке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- База данных средневековой музыки библиотеки университета Ла Троб
- Факсимиле (Цифровая библиотека Ватикана)