Аврелиан Реумский
Аврелиан Реомский ( Aurelanus Reomensis ) (ок. 840–850) — франкский писатель и теоретик музыки . Он является автором Musica disciplina , самого раннего из сохранившихся трактатов о средневековой Европы музыке .
Жизнь
[ редактировать ]О его жизни почти ничего не известно, кроме того, что можно предположить из самого трактата. Некоторое время он был членом монастыря Сен-Жан-де-Реом , в Кот-д'Ор, недалеко от современного города Мутье-Сен-Жан . Аврелиан сказал в своем трактате, что он был бывшим монахом Реома, но был исключен из общины за неустановленное преступление; он написал трактат как форму покаяния, как по просьбе своих коллег, нуждавшихся в его специальных знаниях, так и как попытку умолять аббата Бернара из Сен-Жан-де-Реома; неизвестно, был ли он принят обратно в монастырь в результате написания. Есть записи об аббате по имени Бернар в Сен-Жан-де-Реоме, начиная с 846 года, который вскоре после этого стал епископом Отена ; это помогло установить дату написания трактата. [ 1 ]
Была попытка связать Аврелиана Реомского с Аврелианом, архиепископом Лиона с 876 по 895 год, но доказательства этого в лучшем случае косвенные.
Работа и влияние
[ редактировать ]Musica disciplina , как и другие более известные современные трактаты ( Musica и Scolica enchiriadis , Hucbald of Saint-Amand , Regino of Prüm и т. д.), является одним из самых ранних трактатов Каролингов о песнопениях, которые сочетают в себе прием древнегреческой теории музыки (ἁρμονικαὶ) с вопросами. актуально для современного исполнения литургического песнопения. Исидор Севильский оказал такое же влияние на современные вестготские песнопения о музыке, хотя его темой также была музыка древности.
Тонарии Аврелиана
[ редактировать ]Работа Аврелиана является одним из первых авторов, занимающихся каролингским простым пением , еще в период, когда григорианское пение стало стандартизированным путем его устной передачи в Северной и Западной Европе. Один экземпляр стал самым ранним из сохранившихся образцов нотной записи , хотя и был добавлен позже. [ 2 ] Следовательно, конкретная схема обозначений, которая до сих пор использовалась более поздним писцом, не поддавалась однозначной интерпретации и появлялась в самых ранних рукописях лишь случайным образом. [ 3 ]
Одной из наиболее важных тем, рассматриваемых в Musica disciplina для современных ученых, являются восемь тонов ( октоэхос ), сегодня известные как церковные лады , которые Аврелиан называл «тони». В качестве источников математической науки Аврелиан использовал Исидора Севильского, Кассиодора и прежде всего Боэция , [ 4 ] но восемь тонов, скорее всего, были импортированы из византийской музыки VIII века, хотя его трактат принадлежал к Каролингскому типу певческих трактатов, называемому тонарием (главы IX-XVII). [ 5 ]
Трактат дополняли несколько списков и описаний более 100 песнопений. Как и в других тонариях того времени, изначально не использовалась нотная запись.
Теория музыки Аврелиана
[ редактировать ]Он не только ссылался на виды октав (моди), которыми пользовались древние греки , а также Боэций ( дорийский , фригийский и т. д.), он также использовал названия интонационных формул, передаваемых между певцами, такие как noannoeane и noeagis . Они, очевидно, были вдохновлены византийскими енехиматами , но не идентичны. [ 6 ] В 8-ю главу он также включил увлекательную часть того, что сам Карл Великий повелел добавить к существующим восьми Тонам еще четыре, в результате чего в общей сложности их будет двенадцать. [ 7 ]
При обсуждении 15 октавных видов (глава VI) [ 8 ] Аврелиан восходит от самой нижней октавы гиподорийского (А-г-а) до самой высокой октавы на девятую ступень выше, которую он назвал «гиперлидийской» (б-аа-бб). Включая в конце этот вывод, весь отрывок был составлен буквально из Аврелия Кассиодора . [ 9 ] Это единственная ссылка на трифоническую систему тонов в теории пения Каролингов, также известную как «менее совершенная система» в школе Аристоксена. [ 10 ] вероятно, послужило причиной собственного имени Аврелиана как автора и составителя теории музыки. Это доказывает, что на раннее использование си-бемоль больше повлияла трифония. Тоновая система за 15 октавами построена из трех соединенных («синеммен») тетрахордов (иподориус-дориус-гипердориус: A—D—G—c), с еще одним тетрахордом внизу (гипо) и третьим вверху (гипер). [ 11 ] В пределах трифонии уже было достаточно трёх видов, таких как дорийский (D—c—d, определяемый тетрахордовым тоном — полутоном — тоном ), фригийский (E—d—e, определяемый тетрахордовым полутоном — тоном — тоном ) и лидийский — уже достаточно, чтобы представляют тоновую систему, так как это было необходимо при употреблении си-бемоль. Но упрощение Кассиодора исказило лидийский тон, так что тетрахорды были основаны на C#—F#—b—e как своего рода транспонированные фригийские разновидности, а эолийский тонус (C—F—♭—e♭) заменил его.
Текущий предмет разногласий заключается в том, что Musica disciplina принадлежала к традиции математической научной музыки, и в той же степени она внесла свой вклад в эпоху Каролингского Возрождения просто как руководство по пению под названием «тонарий», которое поддерживало устную передачу каролингской реформы. петь. Музыка как наука была возрождена Алкуином только в конце 8-го века в рамках кампании по возрождению всех свободных искусств древности, что было еще одной целью Каролингского Возрождения.
Возможно, существовали и ранее утраченные произведения по музыке конца 8 - начала 9 веков; но если так, то Аврелиан не упоминает о них. Кроме того, Аврелиан допустил много ошибок в интерпретации Боэция. Другие темы, охватываемые дисциплиной Musica, включают « музыку сфер », этическое и моральное воздействие музыки и музыкальные пропорции; кроме того, он включает повествование об изобретателях музыки, например Пифагоре и Иувале .
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ^ Майкл Глаттаар ( 2011 ).
- ^ Палеофранкские неймы были добавлены к самому раннему экземпляру трактата в аббатстве Сен-Аман ( F-VAL ms. 148 , л. 71v ).
- ↑ Остается лишь предполагать, пытался ли этот нотатор запомнить правильную энекему, использовавшуюся в школе Аврелиана в Реоме, или просто положил в основу формулу, соответствующую его школе, вероятно, аббатству Сен-Аман. Делала она или он это лишь случайно и главным образом в главе IX, которая представляет собой скорее введение в тонарные части трактата Аврелиана. Поскольку распространенная форма известна как спуск через пентахорду протуса, неймы энемемы "authentus protus" для "NO-NAN-NO-E-A-NE" могут быть расшифрованы как "a-G-FE-G- FE—D» и его «плагис» «NO—E—A—NE» или «NO—E—A—GIS» как «DC-D(E)F—G—FE—D», скобки окружают декоративная нота в середине квилизмы ( Пауэрс , пр. 2 ).
- ^ Барбара Хагг ( 2001 ).
- ^ Фактически, в главах XVIII и XIX есть два дополнительных тонария, в то время как другие части уже были идентифицированы как более поздние редакции трактата Аврелиана, которые уже документируют его влияние в то время, когда был создан перечень тонария Меца. Изложение текущего обсуждения и данных см. в «Записках» Мишеля Югло ( 2011 ).
- ↑ В главе IX он спросил грека о «значении» этих интонационных слогов (см. перевод в тонарии ). Именно эта глава со вставленными неймами привлекла византиниста Йоргена Раастеда ( 1988 Аврелиана ) к изучению Musica disciplina как источника византийских песнопений IX века.
- ^ Лишь в 16 веке оставшиеся четыре режима были снова определены; это произошло в Додекахордоне Генриха Глареана .
- ^ См. F-VAL мс. 148 , л. 67р-68р ).
- ^ «О музыке» как глава V, §8 «Об искусстве и дисциплинах гуманитарной литературы» ( Герберт 1784, i: 17-18 ).
- ^ См. статью Матиесена о Древней Греции ( таблица 1 ).
- ^ В целом исследователи западного пения склонны недооценивать это восточное влияние, потому что они не находят для него практического применения, а интерпретация Кассиодора уже основана на недоразумении - вероятно, другого латинского источника, который был почти так же популярен, как музыкальный трактат Боэция. : Марсиана Капеллы « De nuptiis Philologiae et Mercurii» (Liber IX Deharmonia). Даже воспроизведение схемы крыла (взято из Мюнхена, Bayerische Staatsbibliothek , г-жа clm 14629, л. 220r) не смогло убедить Чарльза Аткинсона ( 2008, 72 ), что диатонические тропы Кассиодора в хроматическом порядке были основаны на диатонической интерпретации хроматическое истийское и энгармоническое эоловое деление, так что лидийский тон стал основан на F#. Комментарии Иоанна Скота Эриугены и Ремигия Осерского свидетельствовали о трудностях, с которыми столкнулись каролингские философы, когда они пытались понять практическое использование временных изменений от диатонического к энгармоническому или хроматическому роду ( Аткинсон 2008, 65-84). ).
Источники
[ редактировать ]- Аврелиан Реомский. «Валансьен, Муниципальная библиотека, г-жа 148, ff.57v-89r» . «Musica disciplina», аббатство Сен-Аман (ок. 880–885) . Галлика.
- Аврелиан Реомский. «Оксфорд, Бодлианская библиотека, г-жа Кэнон. Разное 212, ff.40r-48v» . Фолианты «Musica disciplina» еще не изданы. Сборник музыкальных трактатов XIV века .
Издания
[ редактировать ]- Аурелиан Реоменсис (1784), «Musica disciplina», в Герберте, Мартине (ред.), Scriptores ecclesiastici de musica Sacra Potissimum , том 1 (переиздание Хильдесхайма, 1963 г.), Сен-Блез: Typis San-Blasianis, стр. 27–63, заархивировано из оригинала 30 мая 2016 г. , получено 13 мая 2016 г.
Издание по материалам Валансьена, Муниципальная библиотека, г-жа 148 , ff.57v-89r:
- Гуши, Лоуренс, изд. (1975). Музыкальное образование Аурелиани Реоменсе . Сборник сочинений о музыке. Том. 21. Рим: Американский институт музыковедения. стр. 53–135.
Альтернативное издание на основе Оксфорда, Бодлианской библиотеки, Canonici, разное. 212, сл.40р-48в. 8.38-10.29:
- Аврелиан Римский (1975). Гуши, Лоуренс (ред.). Музыкальные дисциплины, гл. 8-16 Сборник сочинений о музыке. Том. 21. Рим: Американский институт музыковедения . стр. 136–153.
- Кассиодор, Аврелий (1784), «Глава V Книги Кассиодора об искусстве и дисциплинах гуманитарной литературы», в Герберте, Мартине (редактор), Scriptores ecclesiastici de musica Sacra, особенно , vol. 1 (переиздание Хильдесхайма, 1963 г.), Сен-Блез: Typis San-Blasianis, стр. 15–19
Исследования
[ редактировать ]- Аткинсон, Чарльз М. (2008). Критическая связь: тоновая система, лад и обозначения в музыке раннего средневековья . Оксфорд, Нью-Йорк [и др.]: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514888-6 .
- Беллингем, Джейн. «Аврелиан Реомский» . Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 25 сентября 2013 г.
- Глаттаар, Майкл (2011). «Бернар де Реом и датировка «Musica disciplina» Аврелиана». Ревю Бенедиктин . 121 (2): 357–381. дои : 10.1484/J.RB.5.100458 .
- Хагг, Барбара (2001). «Библиотека Аврелиана» Cantus Planus: Доклады, прочитанные на девятом совещании, Эстергоме и Вышеграде Будапешт: Венгерская Всемогущая Академия. стр. 100-1 271–300.
- Хоппин, Ричард Х. Средневековая музыка . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6 .
- Угло, Мишель (1971). Тонары: опись, анализ, сравнение [с «Заметками о воспроизведении моих «Тонаров» в pdf», 2012] . Публикации Французского общества музыковедения. Полет. 2. Париж: Французское общество музыковедения.
- Матисен, Томас Дж. «Греция, §1: Древняя, 6. Теория музыки, (iii) аристоксенианская традиция, (а) Примечания» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 30 октября 2013 г.
- Пауэрс, Гарольд, «Мод, § II Средневековая модальная теория, 2. Синтез Каролингов, 9–10 века», Grove Music Online , получено 25 сентября 2013 г.
- Раастед, Йорген (1988). «Юбилейные финалы и использование вставочных вокализов в певческой практике византийцев». В Брандле, Рудольф Мария (ред.). Греческая музыка и Европа: античность, Византия, современная народная музыка; Симпозиум «Связь греческой музыки с европейской музыкальной традицией» с 9 по 11 мая 1986 года в Вюрцбурге . Орбис музыкальныйарум. Ахен: Ред. Геродот. стр. 67–80. ISBN 978-3-924007-77-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мейер, Кристиан. «Источники средневековой теории музыки» . Баварская академия наук онлайн . Проверено 16 декабря 2013 г.
- Варшавский, Жан-Марк. «Аврелиан Римский» . Музыкология.орг . Проверено 16 декабря 2013 г.