Jump to content

Хосеп Пла

Хосеп Пла и Касадеваль
Пла в 1917 году
Пла в 1917 году
Рожденный ( 1897-03-08 ) 8 марта 1897 г.
Палафружель , Каталония , Испания
Умер 23 апреля 1981 г. ( 1981-04-23 ) (84 года)
Ллофриу , Каталония, Испания
Занятие Журналист и писатель
Язык каталанский и испанский
Национальность испанский
Альма-матер Университет Барселоны
Известные работы Жизнь ожесточает
Заметные награды

Хосеп Пла и Касадеваль ( Каталонское произношение: [ʒuˈzɛp ˈpla] ; 8 марта 1897 — 23 апреля 1981) — испанский журналист и популярный писатель. В качестве журналиста он работал во Франции, Италии, Великобритании, Германии и Советском Союзе, откуда писал политические и культурные хроники на каталонском и испанском языках . [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Сын владельцев скромного сельского бизнеса из Баш-Эмпорда , он получил диплом средней школы в Жироне , где, начиная с 1909 года, учился в интернате Colegio de los Maristas (школа маристов). В последний учебный год (1912–13) ему пришлось сдавать выпускные экзамены, не прослушав курсов, поскольку его исключили из интерната. В 1913 году он зарегистрировался для изучения естественных наук в Университете Барселоны и начал изучать медицину, но в середине первого курса передумал и зарегистрировался для изучения права. Пустота, которую он чувствовал в своей университетской жизни, не помешала ему погрузиться в другую среду, которая сосредоточила интеллектуальную дезориентацию его юности – клуб Barcelona Ateneu с его библиотекой и, прежде всего, ежедневной тертулией (дискуссионной группой), которую вели под руководством доктора Хоакима Борраллераса, и на нем присутствовали такие знаменитости, как Хосеп Мария де Сагарра, Эухенио д'Орс и Франческ Пухольс . Его восхищение Пио Барохой пришло из этого периода – постоянного ориентира для его поколения – а также под влиянием Александра Планы, друга детства и учителя, которому он приписывает решение дистанцироваться от претенциозного стиля XIX века и поддерживать «литературу для всего мира», основанную на «понятности, ясности и простоте», идеях, которые будут постоянными чертами его литературной карьеры.

В 1919 году он получил диплом юриста и начал работать в журналистике, сначала в Las Noticias («Новости»), а вскоре после этого в ночном издании La Publicidad («Публикация»). Свой путь он начинал корреспондентом в различных городах Европы ( Париж , Мадрид , Берлин ). Современный каталонский националист , в 1921 году он был избран diputado ( членом парламента) Содружества Каталонии (Содружество Каталонии) от Lliga Regionalista ( Лиги регионалистов ) в своем родном регионе Баш-Эмпорда. В 1924 году, во время диктатуры Примо де Риверы , он предстал перед военным судом и был приговорен к ссылке из-за критической статьи о военной политике Испании в Марокко, опубликованной в майоркской газете El Día («День»).

В годы своего изгнания он поддерживал связь с некоторыми из основных каталонских противников диктатуры, такими как Франческ Масиа . Он продолжал путешествовать по Европе (Франция, Советский Союз, Великобритания) и в 1925 году опубликовал свою первую книгу « Coses Vistes» , которая имела большой успех и была распродана за неделю. Это было хорошее представление о его эстетике: «писать о том, что видел». В 1927 году он вернулся в Испанию, покинул La Publicidad и начал сотрудничать с La Veu de Catalunya , газетой либерально-консервативного направления Lliga Regionalista , по приказу Франческа Камбо – лидера умеренного каталонского национализма, чьи знаменитые тертулии он посещал регулярно.

В апреле 1931 года, в то же утро, когда была провозглашена Республика Испания, Камбо пригласил его в Мадрид в качестве парламентского корреспондента « Ла Ве» и стал свидетелем первых дней республики. Его книга о примечательных событиях тех месяцев, имеющая огромную историческую ценность, называется El advenimiento de la República («Приход Республики»). Он оставался в Мадриде почти весь республиканский период, писал репортажи о парламенте, что позволяло ему общаться с испанской политической и культурной элитой. Пла, который не был ни антиреспубликанцем, ни антимонархистом, а был прагматиком, желавшим модернизации государства, сначала выразил определенную симпатию к республике. Он считал, что новая политическая система может начать действовать в Испании, если она консолидируется в соответствии с моделью французской республиканской партии. Со временем он постепенно разочаровался в ходе событий, пока в конце концов не счел это «безумным и разрушительным безумием».

Ссылаясь на проблемы со здоровьем, он покинул беспокойный и опасный Мадрид за несколько месяцев до начала гражданской войны в Испании . Поскольку даже Барселона не казалась ему безопасной, он бежал на лодке из Каталонии в Марсель в сентябре 1938 года в компании Ади Энберга , норвежского гражданина, родившегося в Барселоне и работавшего на франкистскую шпионскую службу. Она была единственным человеком из его скрытной и часто скудной романтической жизни, с которым мы можем быть уверены, что он был связан. Он продолжил свое изгнание в Риме , где написал значительную часть огромной «Истории Второй Испанской Республики» (История Второй Испанской Республики) – задания для Франческа Камбо, одного из финансистов военного восстания – от которого Пла отказался. переиздать при его жизни, несмотря на его большую историческую ценность. Осенью 1938 года Энберг и Пла отправились в Биарриц , а оттуда им удалось добраться до Сан-Себастьяна , где они вошли в контролируемую франкистами часть Испании. В январе 1939 года он, Мануэль Аснар. и другие журналисты вошли в Барселону вместе с победоносными франкистскими войсками. С февраля по апрель 1939 года, когда война закончилась, он стал помощником директора газеты La Vanguardia под руководством Аснара. Потрясенный ходом событий послевоенного периода и перед неожиданным провалом своего проекта в La Vanguardia, он переехал в Эмпорду ( Жирона ) и отделился от Ади Энберга.

В сентябре 1939 года он опубликовал свою первую статью в Destino , еженедельном издании, которое его каталонские друзья создали в Бургосе и для которого он начал писать еженедельно несколько месяцев спустя, с февраля 1940 года. Это годы, которые он провел, путешествуя по своему родному региону, открывая для себя ее пейзажи и люди, маленькие города и, конечно же, море. Он также, наконец, принял свою роль низшего сельского буржуа и никогда больше не жил в Барселоне.

Благодаря регулярной работе с Destino , хотя он больше не был одной из главных движущих сил компании, он вернулся к путешествиям по миру не в качестве корреспондента, а в качестве журналистского обозревателя, что позволило ему писать великолепные путевые отчеты: он посетил Францию , Израиль , Куба , Нью-Йорк , Ближний Восток , Южная Америка и Советский Союз . Об Израиле, например, он оставил уникальное свидетельство о первых годах его существования как государства: он посетил его в 1957 году, прибыв в Тель-Авив на лодке из Марселя, полной перемещенных евреев. Он прибыл во время энергичного строительства городов и еврейской инфраструктуры посреди пустыни. Любопытно, что Пла любил путешествовать на очень медленных нефтяных танкерах, что позволяло ему спокойно и не отвлекаясь от общения с туристами писать свои произведения.

В 1970-е годы Пла полностью посвятил себя подготовке полного собрания сочинений. Это было не просто сопоставление, а почти полное переписывание его творчества и развитие его собственного уникального стиля. Для публикации этих работ он рассчитывал на неоценимую поддержку своего земляка Жозепа Вержеса, редактора журнала Destino . Тем временем культура на каталонском языке постепенно возрождалась.

После того, как франкизм закончился принятием испанской конституции 1978 года, и несмотря на то, что он уже был самым читаемым писателем на каталонском языке, его коллеги-каталонские авторы (в подавляющем большинстве левые) не простили ему его поддержку франкистов во время Гражданской войны и его последующую деятельность. сосуществование с режимом (Пла рассчитывала на мирное и упорядоченное развитие к демократии). Он также подвергался критике со стороны каталонских авторов из-за его презрения к художественной литературе как к литературной форме.

Несмотря на это, в 1980 году, ближе к концу своей жизни, Хосеп Тарраделлас вручил ему Золотую медаль Женералитата Каталонии (Золотую медаль автономного правительства Каталонии). Стоит упомянуть, поскольку это представляло собой небольшую трещину в до сих пор монолитном неприятии Пла каталонскими писателями, что Жоан Короминес , фундаментальный каталонский этимолог, поддержал Пла в своей собственной благодарственной речи на золотую медаль Короминес, которая также была присуждена. .

Пла умер в 1981 году в своем родном Эмпорде , оставив опубликованными тридцать восемь томов (более двадцати пяти тысяч страниц) Obra Completa (Полное собрание сочинений), а также множество неотредактированных статей, опубликованных после его смерти.

Известность его работы

[ редактировать ]

Пла пришлось прожить под цензурой большую часть своей жизни: сначала во время диктатуры Примо де Риверы , позже в Италии и Германии (где он работал корреспондентом во время подъема Фаланги ) и во время Франсиско Франко длительного правления . Хотя первоначально он симпатизировал диктатуре (в 1940 году он писал, что это «в общих интересах»), его поддержка продлилась всего несколько месяцев. Вскоре он начал испытывать скептицизм, особенно потому, что стало невозможно публиковаться на каталонском языке. Хотя он всегда придерживался умеренной политической позиции, позволяющей ему публиковаться, он был глубоко некомфортен из-за неутомимой цензуры Франко (в одном из своих дневников он писал, что это было «худшее, что [я] знал», осуществляемое «слугами фанатизм"). Он ненавидел пренебрежение режима к каталонскому языку и культуре, а также его упрямую неспособность превратиться в демократию, даже не в систему опеки.

Важнейшими характеристиками «планианского» литературного стиля являются простота, ирония и ясность. Чрезвычайно скромный и чувствительный к насмешкам, он ненавидел искусственность и пустую риторику. На протяжении всей своей литературной жизни он оставался верен своей рубрике: «необходимости ясного, точного и сдержанного письма». Он сохранял отсутствие интереса к художественной литературе, развивая сухой, на первый взгляд простой и практичный стиль, посвященный тому, что реально. Он был проницательным наблюдателем реальности в ее мельчайших деталях и дал правдивое свидетельство об обществе своего времени.

Его работы демонстрируют субъективное и разговорное видение, антилитературное, хотя он прилагает огромные стилистические усилия, называя вещи своими именами и «придумывая точное прилагательное», что является одной из его самых стойких литературных навязчивых идей. Неутомимый писатель, его точка зрения заключалась в том, что жизнь хаотична, иррациональна и несправедлива, а стремление к равенству и революциям — это заблуждение, которое провоцирует худшие злодеяния, чем те, которым оно пытается положить конец. Консервативный и рациональный, он был склонен не к действию, а к сладострастию и чувственности: к удовольствию излагать мир на бумаге. Хороший консерватор, он хорошо ел и лучше пил (в старости виски составлял значительную часть его рациона), заядлый курильщик, с юности носил котелок, а позже был неразлучен со своим деревенским беретом. Он ненавидел банальность, культурную аффектацию (он никогда не включал в свои произведения цитаты, несмотря на то, что читал классику) и «людей, которые говорят только для того, чтобы услышать себя». Так он писал: «Писать труднее, чем думать, гораздо труднее: так думают все».

Работает

[ редактировать ]

Пла прожил жизнь, полностью посвященную писательству. Объем его Obres Completes (Полное собрание сочинений, 46 томов и почти 30 000 страниц), представляющего собой собрание всех его журналов, отчетов, статей, эссе, биографий, романов и некоторых стихотворений, дает представление о его утомительном графике работы, одновременно усложняя его. его хронологическая классификация. Многие из этих страниц являются плодом тяжелого процесса переписывания текстов его юности и еженедельных статей, которые публиковались в Destino на протяжении почти 40 лет, а также сотен статей, опубликованных в разных газетах, и обилия переписки.

Тематическая классификация также непроста: многие статьи появлялись в разных местах с некоторыми изменениями; его тематический репертуар обширен и, прежде всего; границы между развиваемыми им жанрами не всегда четкие. Однако мы можем попытаться организовать жанры (указанные годы соответствуют оригинальному изданию, а не переводу или переизданию Полного собрания сочинений ).

  • Повествования: «Coses vess» (1925), «Llanterna màgica» (1926), «Relacions» (1927) — книги, в которых преобладает повествование, но которые предвещают и намекают на другие жанры, которые впоследствии станут фундаментальными в его творчестве. «Огорчающая жизнь» ( «La vida amar» ), «El carrer estret» (1952) и «Aigua de mar» — более поздние повествования.
  • Книги примечательных событий и воспоминаний: книга примечательных событий дает Пла большую свободу в совместном использовании разных жанров – личного дневника, описания, повествования, диалога, личных размышлений, советов читателю, портрета и анализа обычаев люди и города. El quadern gris — книга выдающихся событий, посвященная Пла. Это был не подлинный дневник, а «литературная» книга примечательных событий, составленная позднее. Центральными темами книги примечательных событий являются сельская местность и география Эмпорды, описания повседневной жизни и одержимость рассказчика-автора писательством.
  • Антропологические и фольклорные очерки: El payés y su mundo (1990) и Les hores (1953).
  • Биография: Вида де Маноло (1928), Сантьяго Русиньол и су тьемпо (1955), Франческ Камбо (1928–1930), Хоменотс , Паспортные портреты и Трес сеньорс . Другими явно биографическими произведениями являются «Жирона», книга воспоминаний (1952), «Примера Волада» , «Записки рассеянные» и «Записки дель капвеспрол» .
  • Сочинения о путешествиях: Острова , Путешествие в Старую Каталонию , Италию и Средиземноморье , Америку , О Париже и Франции , Письма издалека и Израиля, 1957 (1957)
  • Политическая литература: Мадрид. Пришествие республики (1933 г.), Парламентские хроники (1933–1934 гг.) и (1934–1936 гг.)

В первые годы франкистского режима из-за полного ограничения каталонского издания на испанском языке были опубликованы следующие произведения: Guía de la Costa Brava (1941), Las Cities del Mar (1942), Viaje en bus (1942). - считается одной из его величайших работ, доказывающей его умелое владение испанским языком - Rusiñol y su Tiempo (1942), El Pintor Joaquín Mir (1944), Un Señor de Barcelona (1945) и La Huida del Tiempo (1945). ) ). В 1947 году, как только цензура была снята, он вернулся к публикации на каталонском языке ( «Кадакес» , одна из его самых успешных книг).

После 1956 года он начал первую серию своего Полного собрания сочинений , которая расширилась до 29 томов и в которой он начал публиковать свои необычные изображения Хоменотов (Великих людей). В 1966 году Ediciones Destino начала публикацию этой серии. Первым томом была неопубликованная работа El quadern gris , книга о примечательных событиях, первоначально написанная, когда ему было немногим более 20 лет (хотя позже она была переписана и существенно расширена). Он был переведен на испанский язык как El cuaderno gris Дионисио Ридруехо (в сотрудничестве с его женой Глорией де Рос). [ 2 ] и на английский язык как «Серая тетрадь» Питера Буша. [ 3 ] В общественном сознании Пла считался «до» и «после» гораздо больше, чем как журналист, как лучший рассказчик современной каталонской литературы. Успех критики и огласка этой работы убедили Вержеса продолжить публикацию всей работы, достигшей XLVI тома, с неопубликованными рукописями (такими как его Notas para un diario , написанными в середине 1960-х годов), не лишенными противоречий. предполагаемыми поправками и манипуляциями, которым подвергся сам Вержес (видимо, с целью скрыть некоторые непристойные отрывки). Позже Кирл, его наследник, стал гораздо больше озабочен экономическим использованием документов, чем предоставлением их в распоряжение следователей или Фонда Хосепа Пла.

Несмотря на то, что он не писал пьес, его жизнь и творчество после его смерти послужили вдохновением для создания ряда значительных произведений, среди которых: Ara que els ametllers ja estan batuts (Теперь, когда миндальные деревья снесены) 1990 года, в котором Хосеп Мария Флотац создает портрет Пла через коллаж из его текстов. Также «Невероятная история доктора Флоита и мистера Пла» (1997), постановка Эльса Джоглара , воссоздающая работу Роберта Луи Стивенсона, где персонажи доктор Джекил и мистер Хайд - соответственно каталонский промышленник, одержимый богатством. и, с другой стороны, образованный и снисходительный писатель, олицетворяющий противоположные ценности промышленной буржуазии, основанный на Пла.

Его либерально-консервативная мысль, скептическая и бескомпромиссная, наполненная иронией и здравым смыслом, звучит и сегодня, хотя, кажется, противоречит нынешнему культурному истеблишменту так же, как и предыдущему. Его книги до сих пор издаются, а испанские и каталонские критики единогласно признали его одним из величайших писателей ХХ века.

С 1968 года Премия Хосепа Пла за произведения, написанные и опубликованные на каталонском языке. в его честь вручается [ 4 ]

  1. ^ Хосеп Микель Собрер (1992). Каталония, Автопортрет . Издательство Университета Индианы. стр. 157–. ISBN  0-253-28883-5 .
  2. ^ Буэнавентура, Рамон (10 февраля 2012 г.). «CVC. Эль Трухаман. Авторы 20 века. Серая тетрадь случайно» . Виртуальный центр Сервантеса. Институт Сервантеса . Проверено 22 января 2024 г.
  3. ^ «Серая тетрадь. Хосеп Пла, новый перевод с каталонского Питера Буша» . Нью-Йоркские обзорные книги . Архивировано из оригинала 30 августа 2013 г.
  4. ^ Гели, Карлес (6 января 2018 г.). «Приз Пла, «каталонский брат» Рождества, 50 лет назад » Эль Паис (на каталонском языке). Барселона . Проверено 12 ноября 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
( Биография писателя, основанная на прочтении и интерпретации его Полного собрания сочинений ).
  • Хосеп Пла, Кристина Бадоса, Буква УПЦ.
  • Валенти Пуч, Знакомство с «Серой тетрадью» , NYRB Classics, Нью-Йорк, 2014 г. ISBN   9781590176719 [ 1 ]
[ редактировать ]
  1. ^ Пла, Хосеп (2013). Серая тетрадь . Нью-Йоркское обозрение книг. ISBN  978-1590176719 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 319ccbbf39ca1c0e7715fe002d3fa568__1723387920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/68/319ccbbf39ca1c0e7715fe002d3fa568.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Josep Pla - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)