Зострианос
![]() |
Зостриан — сифианский гностический текст. [1] Это первый трактатов из двух Кодекса VIII библиотеки Наг-Хаммади . [2] Он занимает 132 из 140 страниц кодекса, что делает трактат «Зостриан» самым длинным во всей библиотеке. [3] [4] Однако текст сильно поврежден, особенно в центре. [2] [3] что затрудняет полное понимание документа. [3] [4] Коптская оригинала, вероятно рукопись представляет собой перевод греческого , написанного в Александрии ок. 200 год нашей эры. [5] В тексте Зостриан отправляется в небесное путешествие и получает божественные знания от эонов . [2] [4]
Вероятно, это тот же Зостриан , которого Порфирий раскритиковал в «Жизни Плотина» . [2] [4] [6] Как и в других сифианских гностических текстах Марсана , Аллогена и Трех стел Сифа , его идеи кажутся скорее среднеплатоническими или неоплатоническими , чем христианскими . [5] [7] Однако Порфирий говорил, что эти произведения принадлежали христианским еретикам . [7] Бентли Лейтон объясняет это очевидное противоречие верой в то, что Зостриан был написан христианским автором-гностиком, который был очарован восточными религиозными героями, обладавшими особыми знаниями, касающимися божественного, такими как Зороастр . [5]
Краткое содержание
[ редактировать ]Зостриан, пишущий от первого лица , представляет текст как вечно живые слова, написанные для живых избранных. Он отвергает материальные и психические ассоциации и ищет место упокоения своего духа вне чувственного мира. Он испытывает первоначальное видение идеального ребенка и размышляет о взаимосвязи идеального и феноменального миров, но, несмотря на усердные попытки найти ответы, он не может этого сделать. В отчаянии он ищет насильственной смерти в пустыне , но его посещает ангел познания вечного света, который говорит ему, что он избранный человек и что его можно спасти. Ангел предлагает провести Зостриана в мир света.
Зострианос покидает свое земное тело со светящимся облаком, которое ведет его через атмосферное царство и мимо эонических копий к самопорожденным эонам. Он претерпевает шесть крещений покаяния, становясь созерцательным ангелом, ангелом мужского рода, святым ангелом и совершенным ангелом. В каждом из крещений он стоит на другом эоне и благословляет божественного Аутогена , праотца Пигерадамаса и различных других фигур. Зострианос стремится познать единую реальность, лежащую в основе различных уровней космоса , и получает инструкции, как это сделать.
Аутроуниос предлагает объяснить миры, находящиеся ниже самосозданных Эонов, включая атмосферное царство, Эонические Копии и мир, который на самом деле не существует. Зострианос присоединяется к пройденным им эонам. Автроуниос объясняет происхождение физического космоса, утверждая, что атмосферное царство было создано по рациональному принципу для проявления порожденных и тленных вещей ради пришествия великих судей, чтобы они не были заключены в творении. Когда София созерцала звезды , она излучала тьму, спасаясь от того, что подвластно Архонту . Архонт увидел отражение и создал мир, но образ, принадлежащий Софии, всегда испорчен и обманчив. Зостриан отвечает, и раздел завершается восстановлением Софии, объяснением Эонических копий и просветлением душ .
Всего предсуществующих принципов три, и они возникли из единого начала эона Барбело . Эти принципы проявили каждый принцип и наделили силой каждую силу; они суть существование, блаженство и жизнь. Затем в тексте упоминаются три совершенные воды крещения: вода жизни, вода блаженства и вода существования. В тексте подчеркивается, что эти воды являются подобиями и формами Троесильного, вытекающего из чистой воды, и что они существуют вместе с сущностью и существованием бытия. Текст далее объясняет зарождение определенного существа и то, как оно получило просветление и устойчивое существование посредством крещения. Тот, кто знает, как он существует и что такое живая вода, живет в знании.
В тексте описывается нисхождение различных духовных сущностей, бестелесных, неделимых и духовно чистых, но и без принуждения. Путь их восхождения чист и нетленен, и они связаны с разными крещениями, ведущими в жизнь вечную. Славы назначены охранять истинно крещеных в познании, и различные крещения назначены тем, кто сбрасывает с себя мир и оставляет природу. Через познание и очищение можно приблизиться к единству и исполниться Духом Святым . В тексте также упоминается Тройной Могущественный Невидимый Дух и силы Духа, которые могут быть раскрыты посредством безмолвных мыслей и медитации .
В тексте обсуждаются различные типы душ и уровень их достижения в разные эоны. Первый тип души — это воплощенная душа, которая делится на тех, кто погиб, и тех, кто находится в своем времени. Между душами существуют различия, но они являются частью вещей, которые сохраняются. Второй тип — это развоплощённая душа в странствии, которая не обладает самородной силой и следует путями других. Третий тип — это развоплощенная душа в покаянии, которая имеет три класса: те, кто совершил все грехи и покаялся, те, кто частично согрешил или только намеревался согрешить. Четвертый тип — это саморожденные, обладающие рациональным выражением невыразимой истины и вечной жизни. Эти четыре существуют как рациональные выражения истины и знания, и они принадлежат не Протофану , а Матери. Четыре света — Армазель, Ороиэль, Давейт и Элелет — существуют как рациональные выражения истины и знания. Более того, Адам — совершенный человек, око Аутогена, и именно его знание познает божественный Аутоген.
В тексте говорится об отрицательных и положительных перспективах душ в самопорожденных Эонах. Он подчеркивает, что Эоны неизмеримы, и души, достигшие лишь некоторых из них, отпадут от совершенных Эонов и что можно объединить каждую форму своей бессмертной души. Кроме того, нет ничего вечного, и всякая форма бесформенна, несотворена и не имеет никакой формы. В тексте упоминаются эонические уровни и воды ниже самопорожденных Эонов. У этих эонов есть и другие воды, в том числе и воды архонтов. Кроме того, в тексте упоминается тройной ребенок мужского пола и три подэона эона Барбело. Тройной ребенок мужского пола — это форма божественного Аутогена и сила Барбело, а субэоны — это те, что познают истину.
В тексте описаны пять типов людей и их перспективы спасения . Говорят, что смертность требует спасения для всех людей. Люди первого типа — материалисты, с мертвыми душой, разумом и телом, они страдают и поглощаются демонами. Второй тип материалистичен, но имеет бессмертную душу, забывает своего вечного бога и общается с демонами. Третий тип, пришельцы, далеки от злых дел, если обладают внутренним открытием истины. Четвертый тип — это тот, кто кается, отрекается от мертвого и желает бессмертного разума и души, и они могут получить иное зачатие и всякое достижение. Пятый и самый мощный тип — это спасённый человек, который уловил образ, который меняется в каждой ситуации и может стать божественным. Зостриан возносит хвалу Богу и просит Ефесеха о мудрости относительно рассеяния спасаемого типа людей, а также о том, кто смешался с ними и отделился от них.
Некоторым душам нужна помощь, чтобы избежать реинкарнации , а если нет, они будут продолжать спускаться в поколение и терять дар речи из-за тисков тела. Чтобы избежать этой участи, для спасения назначены особые силы. Эти силы представляют собой совершенные живые концепции, которые спасут того, кто их получит, проходя через мир и каждый эон. Кроме того, в тексте Самопорожденные Эоны описываются как вечные светила, обладающие разнообразной красотой, деревьями, растениями, людьми, живущими во всех видах, бессмертными душами, каждой формой и видом интеллекта, богами истины, ангелами, обитающими в великой славе. с нерасторжимым телом и неродившимся потомством с неизменным восприятием. Эти Эоны совершенны и индивидуально завершены, и в каждом Эоне есть живая земля, живая вода, светящийся воздух и непоглощающий огонь.
Зострианос объясняет, что пять раз крещение силами Аутогена сделало его божественным. Зостриан стоял на пятом эоне, где он видел всех принадлежащих Аутогену, включая тех, кто действительно существует. Зостриан видит все Самопорожденные Эоны и описывает пять раз погружение в воду несколькими силами, включая Иессеуса Мазарея Иседекеуса . Зостриан приближается к Эону Протофана, и в тексте упоминается появление Юэля , который объясняет короны и печати, наделяющие силой каждый дух и душу. В тексте также описаны печати четырех видов и тройных классов, принадлежащие Невидимому Духу.
Зострианос крестится Юэлем в живой воде и получает силу, форму, свет и святой дух. Юэль переносит Зостриана в великий эон, где он видит невидимого ребенка в невидимом свете. Юэль снова крестит Зостриана в живой воде, и он обретает способность видеть в присутствии великих и совершенных Самопорожденных. Юэль говорит Зострианосу, что он получил все подобающие крещения и ему следует призвать Саламекса, Семена и всесовершенную Арме, светила Эона Барбело, чтобы они открыли ему крещения невидимого великого совершенного мужчины Протофана и нерожденного Калипта и рассказать ему о девственном эоне Барбело и Невидимом Тройном Духе.
Зостриан помазан большей славой, чем силами. Он получает откровение от Саламекса и Семена о Едином, единстве, существовавшем до всего сущего и могущественнее любого рода или вида. Единое — это чистая непознаваемая сила, имеющая три силы Духа: полное Существование, Жизнь и Блаженство. Дух — это единый, совершенный и простой Дух, который есть всё и везде. Напротив, есть тот, кто приходит в Менталитет и Жизнь. Все сущее предсуществует от Духа.
Текст описывает возникновение эона Барбело из тройственного духа. Барбело — это сила, обитающая в части нерождения и существующая вечно, ищущая Троесильного Духа. Барбело не хватает единства Троесильного Духа, но она стала отчетливой и совершенной, потому что является всесовершенным примером созерцания. Она — потомок, дополняющий Троесильный Дух, и обладающий пред-силой, даже первичной нерожденностью, следующей за ней, потому что по отношению ко всему остальному она — первый эон. Весь Дух становится единством в существовании и действии, даже простой Тройной Силой, Невидимый Дух, образ того, кто действительно существует. Барбело стремится соединиться с образом Тройственного Духа, но не может этого сделать и становится несознательным, в конечном итоге существуя индивидуально.
(Страницы 96–113 повреждены до невозможности понимания.) [8]
Текст описывает различные аспекты существования в Эоне Калиптос, включая ангелов, демонов, души, живые существа, деревья, тела, а также элементы воздуха, воды, земли и числа, среди других. Существуют также различные силы, целые и роды, причем некоторые из них святы и вечны, а другие неизменны и нетленны. Существа в Эоне Калиптос существуют в единстве и наполнены действительно существующим Эоном. Некоторые из них существуют по существу, а другие являются квазисущественными. Есть бестелесная сущность с нетленным телом и огнем непоглощающим и неуничтожимым. Четыре Светила Эона Калиптоса называются Арме, Дифаней, Афредон и Солмис. Также названы различные субэоны и светила внутри Протофана и Аутогена.
Зострианос продолжает задаваться вопросом о Тройственном Невидимом Совершенном Духе и его существовании. Апофантес и Афропаис приводят его к Протофану, где он соединяется с эоном Калиптоса, девственным Барбело и Невидимым Духом, становясь всесовершенным и могущественным. Зострианос возвращается в Самопорожденные Эоны и получает истинный образ. Он возвращается в чувственный мир и проповедует истину, усиливая и сводя на нет множество безобразий, которые привели его на грань смерти. В заключительной части Зострианос призывает святое семя Сифа пробудить свой божественный аспект, искать неизменную неисчерпаемость и выбрать спасение мужественности, выбрав свет вместо тьмы. [9]
Божественная иерархия
[ редактировать ]Зострианос имеет сложную божественную иерархию. [10]
Тройной невидимый дух
[ редактировать ]Тройной Невидимый Дух — божество высшего уровня. У него есть три полномочия: [10]
- Существование
- Жизненная сила или жизнь
- Блаженство или Менталитет
Барбело Эон
[ редактировать ]Эти три силы Тройного Невидимого Духа порождают эон Барбело, который имеет три подуровня или подэона, которые представляют три отдельные фазы в развертывании Эона Барбело: [10]
- Калиптос («Скрытый»), первый и высший субэон в Эоне Барбело, представляющий начальную латентность или потенциальное существование Эона Барбело.
- Протофан («Первый Появившийся»), второй высший субэон, называется великим совершенным мужским Разумом и представляет собой начальное проявление Эона Барбело.
- Аутогенес («Самопорожденный»), самопорожденная реализация Эона Барбело, является низшим из трех субэонов.
В свою очередь, на каждую из этих трёх сил (или субэонов) приходится по четыре светила.
Тройной Ребенок-мужчина — спаситель или посредник в Эоне Барбело, который приводит недифференцированные существа в Эоне Протофана к дифференцированному существованию в Эоне Аутогена, а также помогает им вознестись обратно в Эон Протофана. [10]
Самогенерируемые Эоны
[ редактировать ]Самопорожденные (аутогенные) эоны содержат большинство божественных существ, которые обычно ассоциируются с сифианским обрядом крещения: [10]
- Живая Вода (Иессей Мазарей Еседекеус)
- крестители: Михей и Михар (и Мнезинус)
- очиститель: Барфаранж
- Сельдао
- Елена
- Зогенетлос
Самопорожденные Эоны также содержат Четыре Светила:
- София
- Мирофея, супруга Аутогена и мать архетипического Адама Пигерадамаса.
- Профания, мать небесного Сифа и Четырех Светил.
- Плесифея, мать семени Сифа, называемая «ангелами».
Четыре Светила, установленные Аутогеном, от высшего до низшего, таковы:
- Армозель (или Гармозель): жилище Адамаса.
- Ороиэль: жилище (Эммахи) Сифа
- Давейт: жилище семени Сета
- Элелет: жилище Софии и кающихся душ последующих поколений.
София не рождает архонта творения, а показывает модель материального мира, лишь смутное отражение которого он видит, глядя вниз. Архонт творения творит материальный мир на основе этого отражения. [10]
Низшие эоны
[ редактировать ]Низшие эоны: [10]
- Покаяние, имеющее шесть субэонов для разных видов грехов.
- Пребывание
Ниже находятся нижние миры:
- Эонические копии образуют низшее царство или чистилище . В этом царстве находятся вращающиеся вокруг планеты планеты и, возможно, также неподвижные звезды.
- Атмосферное царство или «воздушная земля» образует атмосферу между Землей и планетами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сучу, Алин. «Разговор с Джоном Д. Тернером о сифианском гностицизме» . AlinSuciu.com . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Зибер, Джон Х. «Зостриан» . Коптская энциклопедия, том 1 . Высший университет Клермонта. Школа религии . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Зибер, Джон Х. (1973). «Введение в трактат Зострианос из Наг-Хаммади» . Новый Завет . 15 (3): 233–40 . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Зибер, Джон Х. (март 1981 г.). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . Сан-Франциско: Харпер и Роу. п. 368. ИСБН 9780060669294 . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Кирби, Питер. «Зострианос» . Раннехристианские сочинения . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Порфир. «О жизни Плотина и устройстве его творчества» . Порфирий, «Жизнь Плотина» . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Маджерчик, Рут (май 2005 г.). «Порфирий и гностицизм» . Классический ежеквартальный журнал . 55 (1): 277–292. дои : 10.1093/cq/bmi020 . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Тернер, Джон Д. «Зострианос (научное издание - с секционным указателем)» . Библиотека Гностического общества . Библиотека Наг-Хаммади . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Зибер, Джон Н. «Зострианос» . Библиотека Гностического общества . Библиотека Наг-Хаммади . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мейер, Марвин (2007). Священные Писания Наг-Хаммади . Нью-Йорк: HarperOne. ISBN 978-0-06-162600-5 . OCLC 124538398 .