Священная Книга Великого Невидимого Духа
![]() |
Священная Книга Великого Невидимого Духа , также известная как Коптское Евангелие египтян , [1] [2] — сифианский гностический текст, найденный в Кодексах III и IV библиотеки Наг-Хаммади . В тексте описывается происхождение трёх сил: Отца, Матери и Сына, произошедших от великого невидимого Духа. В тексте подчеркивается, что Сиф является источником семени вечной жизни и великого нетленного рода. Он завершается молитвой и заявлением о том, что он был написан великим Ситом и помещен на горе Хараксио, чтобы быть раскрытым в конце времен.
Краткое содержание
[ редактировать ]Это открытие описывает сотворение вселенной и происхождение трех сил: Отца, Матери и Сына. Говорят, что эти силы исходят от великого невидимого Духа, который есть свет эонов , истина и нетление. Говорят, что три силы возникли из молчания неведомого Отца, и каждая из них обладает своей собственной силой-огдоадой. Первая огдоада связана с Отцом, вторая – с Матерью, третья – с Сыном. Текст описывает характеристики и силы каждой из этих трех сущностей и то, как они были рождены из лона Отца через Его провидение .
Часть текста содержит несколько пропущенных и невосстановимых строк, что затрудняет понимание. Скрытая, невидимая тайна проявляется в виде семи гласных, по 22 раза каждая. Несколько существ поют хвалу и прославляют великого, невидимого, девственного Духа и его деву-мужчину. Появляется также великое саморожденное живое Слово , сын великого Христа и молчания, который есть истинный бог и нерожденный фисис . В тексте также упоминается пение мириадов ангелов , вечные эоны и провидение из тишины.
В тексте описывается создание божественного Аутогена и нетленного человека Адамаса силой великого Логоса. Они воздают хвалу великому Духу и просят о сыне, который рождается как великий нетленный Сиф. Отец одобряет, и совершенная хебдомада завершается четырьмя великими светилами: Гармозелем, Ороиаэлем, Давите, Элелет и служителями Гамалиэлем, Габриэлем, Самло и Абрасаксом, которые несут Память, Любовь, Мир и вечную Жизнь. Пять огдоад завершены, в результате чего получается сорок неинтерпретируемых сил.
Великий Логос, Аутоген и слово плеромы четырех светов прославляют Дух вместе с различными другими сущностями, такими как девственница мужского пола, великие эоны Доксомедонта, трижды мужеский ребенок, Юэль , Эсефех и другие. В этом отрывке также упоминается великий Сет, сын нетленного человека Адамаса, который также воздает хвалу упомянутым ранее существам и просит его семя. Тогда великая сила света Плесифея, мать ангелов и светов, выходит вперед и приносит плоды Содома и Гоморры в дар Ситу, который радуется и берет от нее свое семя.
Мир создан великим светом Элелет и появляется облако по имени Хилик София. Великий ангел Гамалиэль просит создать ангела, который будет править хаосом и Аидом, и облако соглашается. Сакла и Небрюэль создают двенадцать ангелов ( архонтов ). Сакла объявляет себя ревнивым богом, но голос свыше открывает существование Человека и Сына Человеческого. Метанойя создается и получает силу для восполнения дефицита. Хормос готовит семя великого Сифа в священном сосуде, а Сет приносит свое семя для посева в эоны. Место, где было посеяно это семя, известно как Содом, который, по мнению некоторых, является пастбищем великого Сифа, в то время как другие полагают, что Сет взял растение из Гоморры и посадил его на втором месте, которое он назвал Содомом.
Род, произошедший через Эдоклу, является источником семени вечной жизни. Он столкнется с такими проблемами, как наводнения , голод, [3] язвы и лжепророки , а благодать будет с принадлежащими к роду. Великий Сиф увидел замыслы дьявола и его силы и воздал хвалу великому, не вызываемому Духу. Четыреста эфирных ангелов были посланы охранять расу, а Сет был послан спасти ее посредством крещения через тело, рожденное Логосом. Святые рождены Святым Духом через невидимые символы, и святое крещение превосходит небо. В тексте Иисус живой описывается как рожденный Логосом и вооруживший верующих знанием истины и непобедимой силой нетления.
В тексте описываются видения различных духовных существ и лидеров. Эти существа связаны с такими аспектами реальности, как солнце, вода, жизнь, истина и нетленное. В тексте говорится, что через отречение от Пяти печатей во время весеннего крещения те, кто достоин призыва, познают этих получателей и никогда не вкусят смерти. Затем текст обращается к молитве Есею Мазарею Еседекею и Великому Эону и завершается утверждением, что книга была написана великим Сетом и помещена на горе Хараксио, чтобы в конце времен она могла быть явлено волей божественного Аутогена и отца. [2]
Анализ
[ редактировать ]Основное содержание касается сифианско-гностического понимания того, как возникла земля, как Сиф, в гностической интерпретации, воплощается как Иисус, чтобы освободить души людей из злой тюрьмы, которой является творение. Более конкретно, текст можно разделить на четыре части, касающиеся: создания небесного мира, создания и значения рода Сифа, гимна и истории создания самого текста. [4] Использование в тексте последовательностей гласных (возможно, это представление раннехристианской глоссолалии ) загадочно, хотя гласные последнего абзаца ( u aei eis aei ei o ei ei os ei ) можно разделить на части, чтобы читать (по-гречески) кто существует как Сын на веки вечные. Ты такой, какой ты есть, ты такой, какой ты есть . Одним из объяснений может быть то, что эти гласные связаны с божественным именем ЯХВЕ . Другая возможность состоит в том, что гласные могут представлять собой тайный, священный путь души читателя приблизиться к гнозису. [4] очень похоже на буддийскую и индуистскую дхарани .
Триады
[ редактировать ]Священная Книга Великого Невидимого Духа перечисляет серию из шести различных божественных триад. Четвертая, пятая и шестая триады также упоминаются у Зостриана . [5]
Отец | Мать | Ребенок | |
---|---|---|---|
1. | Невидимый дух | Тишина-Пронойя- Барбело | Трижды Младенец мужского пола – Великий Христос |
2. | Тройной ребенок мужского пола | Юэль | Есефех, Дитя Ребенка |
3. | Великий Христос | Пронойя | Самогенерируемые логотипы |
4. | Самогенерируемые логотипы | Миротоэ | Адам |
5. | Адамас, самогенерируемые логотипы | Ненормативная лексика | Сет и четыре светила |
6. | Сет | Плесифея | Семя Сета |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Д. Тернер: «С конца 1940-х годов стало принято неуместно называть его Евангелием египтян». Мейер, Марвин (2007). Священные Писания Наг-Хаммади: международное издание . п. 247.
- ^ Перейти обратно: а б Болиг, Александр; Виссе, Фредерик. «Евангелие от египтян» . Библиотека Гностического общества . Библиотека Наг-Хаммади . Проверено 6 февраля 2023 г.
- ^ Бытие, Книга. «Бытие 41:29-31» . Библейский шлюз . НИВ . Проверено 6 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фостер, Пол (2009). Апокрифические Евангелия: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 56–58. ISBN 978-0-19-923694-7 .
- ^ Мейер, Марвин (2007). Священные Писания Наг-Хаммади . Нью-Йорк: HarperOne. ISBN 978-0-06-162600-5 . OCLC 124538398 .