Саваоф (гностицизм)
![]() |
В некоторых произведениях гностических Саваоф является одним из сыновей Иалдаваофа . Согласно «Ипостаси Архонтов» и «О происхождении мира» , Саваоф свергает с престола своего отца Иалдаваофа. В обоих рассказах Саваоф раскаивается, когда слышит голос Софии , осуждает своего отца и свою мать (материю) и после этого восседает Софией на троне на седьмом небе. некоторые отцы церкви С другой стороны, сообщают, что гностики отождествляли Саваофа с самим Иалдаваофом.
Имя
[ редактировать ]Имя Саваоф появляется в Ветхом Завете в отношении армии. В Первой книге Царств это используется как имя Бога имя . В гностических текстах это имя, очевидно, следует перевести как «над всеми силами (хаоса)».
В гностических источниках
[ редактировать ]Ян Занди интерпретирует роль Саваофа как противоположность Иалдаваофа. Экстрасенсы ; могут выбирать между обоими Иалдаваоф представляет зло, а Саваоф представляет добро. Саваоф становится нынешним правителем мира и, таким образом, выполняет роль Бога Израиля . [ 1 ]
Брошенный в Тартар , Иалдабаоф завидует своему сыну, после чего его зависть обретает форму и становится смертью . От смерти возникают зависть, гнев, плач, рев, громкий крик, рыдание и горе. Многие из этих эмоций, похоже, связаны с плачем во время похорон. Поскольку среди ранних христиан траур вызывал споры и ассоциировался с сатаной , они могли намеренно демонстрировать неодобрение по поводу оплакивания умерших и выступать за контроль над эмоциями. Однако это прямо не прописано и некоторые эмоции, например гнев на повелителей тьмы , одобряются, чем отличаются от стоицизма .
После того, как Иалдаваоф принес в мир смерть, Саваоф создает воинство херувимов — идея, которая также появляется в еврейском мистицизме Меркавы .
Негностические источники
[ редактировать ]Епифаний Саламинский , епископ Саламинского Кипра в конце IV века , сообщает, что Северианские энкратиты (также связанные с сифианами ) считали Саваофа и Иалдаваофа одним и тем же, Богом закона, а потому злым. Цельс , II века греческий философ , отождествлял Иалдабаофа с Кроносом и Саваофом, а Адонай — с Зевсом . Ориген (ок. 184 – ок. 253) отрицает это уравнение. То, что такие отождествления появляются в самих гностических документах, не доказано.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Расимус, Т. (2009). Переосмысление рая в гностическом мифотворчестве: переосмысление сифианства в свете свидетельств офитов. Нидерланде: Брилл. стр. 116 - 117
Источники
[ редактировать ]- Роджер А. Буллард «Ипостась Архонтов: коптский текст с переводом и комментариями», Уолтер де Грюйтер, 2012 г. ISBN 978-3-110-85235-6 стр. 110-112
- Фрэнсис Т. Фэллон «Возведение на престол Саваофа» Архив Брилла, 1978, стр. 80–83.
- Исмо Дундерберг «Возвращение к гностической морали» Мор Зибек, 2015 г. ISBN 9783161525674 стр. 35–37.