Halo (религиозная иконография)


Ореол ( (от древнегреческого ἅλως « hálōs ) гумно, диск»; [ 1 ] [ 2 ] также называемый нимбом , ореолом , славой или глориолой ( лат . gloriola , букв. «маленькая слава») — это венец из световых лучей, круг или диск света. [ 3 ] то, что окружает человека в произведениях искусства . нимб встречается в иконографии многих религий для обозначения святых или священных фигур, а в различные периоды также использовался в изображениях правителей и героев. В религиозном искусстве Древней Греции , Древнего Рима , христианства , индуизма , буддизма (среди других религий) священные лица могут изображаться с нимбом в виде кругового свечения, а в азиатском искусстве — с пламенем вокруг головы или вокруг головы. все тело — эту последнюю форму часто называют мандорлой . Ореолы могут изображаться практически любым цветом или комбинацией цветов, но чаще всего изображаются золотыми, желтыми или белыми (когда представляют свет) или красными (когда представляют пламя). В зависимости от того, как вы определяете ореол, самые ранние из сохранившихся художественных изображений ореолов были в Египте. [ 4 ] или Иран.
Древняя Месопотамия и Персия
[ редактировать ]Шумерская религиозная литература часто говорит о меламе ( меламму по -аккадски ), «блестящем, видимом очаровании, которое источают боги, герои, иногда цари, а также храмы великой святости, а также символы и эмблемы богов». [ 5 ]
Персидская мифология, а затем и зороастрийская философия говорят о похожей концепции Хварены (позже фарры ), божественной, сияющей силы, которая освящала царя и его правление. Чаще всего его изображали в виде феникса птицы- Симурга .
Древнегреческий мир
[ редактировать ]
Гомер описывает более чем естественный свет вокруг голов героев в битве. [ 6 ] Изображения Персея в момент убийства Медузы с линиями, расходящимися от его головы, появляются на белой коробке для туалетных принадлежностей и на чуть более поздней краснофигурной вазе в стиле Полигнота , ок. 450–30 до н.э. [ 7 ] На расписных изделиях из южной Италии сияющие линии или простые нимбы появляются на ряде мифических фигур: Лисса, олицетворение безумия; сфинкс ; морской демон; и Фетида , морская нимфа, мать Ахилла . [ 8 ] Колосс Родосский был статуей бога Солнца Гелиоса и имел его обычную лучистую корону (скопированную для Статуи Свободы ). Эллинистические правители часто изображаются носящими лучистые короны, которые, кажется, явно имитируют этот эффект. [ 9 ]
Азиатское искусство
[ редактировать ]
В Индии использование нимба могло относиться ко второй половине второго тысячелетия до нашей эры. Две фигуры, аппликированные на фрагменте керамической вазы эпохи малва в Даймабаде (1600–1400 до н.э.), были интерпретированы как святая фигура, напоминающая более позднего индуистского бога Шиву и его сопровождающего, оба с ореолами, окружающими их головы. [ 10 ] Ауреолы широко использовались в индийском искусстве, особенно в буддийской иконографии. [ 11 ] где он появился, по крайней мере, с I века нашей эры; Кушанская бимаранская шкатулка в Британском музее датируется 60 г. н.э. (по крайней мере, между 30 г. до н.э. и 200 г. н.э.). Правители Кушанской империи, возможно, были первыми, кто украсил себя нимбами на своих монетах, а нимб в искусстве, возможно, зародился в Центральной Азии и распространился как на восток, так и на запад. [ 11 ]
В китайском и японском буддийском искусстве нимб также использовался с самых ранних периодов при изображении образа Будды Амитабхи и других. Тибетский буддизм использует нимбы и ореолы многих типов, заимствованные как из индийских, так и из китайских традиций, широко в статуях и картинах тханка буддийских святых, таких как Миларепа и Падмасамбхава, а также божеств. Ореолы разного цвета имеют особое значение: оранжевый для монахов, зеленый для Будды и других более возвышенных существ. [ 12 ] и обычно у фигур есть как нимб для головы, так и еще один круглый для тела, причем они часто пересекаются где-то вокруг головы или шеи. Тонкие золотые линии часто расходятся наружу или внутрь от края нимба, а иногда из них состоит целый нимб. [ 13 ]
В Индии нимб головы называется Прабхамандала или Ширас-чакра , а нимб всего тела — Прабхавали . [ 14 ] Сложные ореолы и особенно ореолы также появляются в индуистской скульптуре, где они имеют тенденцию превращаться в архитектурные рамки, в которых бывает трудно распознать первоначальную идею. Буддизм Тхеравады и джайнизм не использовали ореол на протяжении многих столетий, но позже переняли его, хотя и менее тщательно, чем другие религиозные группы.

В азиатском искусстве нимб часто представляют состоящим не только из света, но и из пламени. Этот тип, кажется, впервые появляется в китайских бронзовых изделиях, самые ранние сохранившиеся образцы которых датируются примерно 450 годом. [ 16 ] Изображение пламени может быть очень формализованным, как в случае с обычными маленькими языками пламени на кольцевом ореоле, окружающим многие бронзовые изделия из Чола и другие классические индуистские скульптуры божеств, или очень заметным, как в случае с более реалистичными языками пламени, а иногда и дымом, поднимающимися вверх. вершина многих тибетских буддийских изображений «гневного аспекта» божеств, а также в персидских миниатюрах классического периода. Иногда в буддийских примерах из краев круглого нимба поднимается тонкая линия пламени. [ 17 ] На тибетских рисунках пламя часто изображается раздуваемым ветром. [ 18 ] обычно слева направо. Этот тип также очень редко встречается и в меньших масштабах в средневековом христианском искусстве. [ 19 ] [ нужна страница ]
Ореолы встречаются в исламском искусстве разных мест и периодов, особенно в персидских миниатюрах , а также в искусстве Моголов и Османской империи, находящемся под их влиянием. Пылающие нимбы, заимствованные из буддийского искусства, окружают ангелов, и подобные им часто можно увидеть вокруг Мухаммеда и других священных человеческих фигур. С начала 17 века более простые круглые нимбы появляются на портретах императоров Великих Моголов , а затем и раджпутов и сикхов ; правителей [ 11 ] несмотря на большее количество местных прецедентов, историки искусства полагают, что Моголы взяли этот мотив из европейского религиозного искусства, хотя он выражает персидскую идею о дарованной Богом харизме королевской власти. гораздо более древнюю [ 20 ] Османы , и их можно увидеть на китайских императорах только в том случае , избегали использования нимбов для султанов , несмотря на их титул халифа если они изображают из себя буддийских религиозных деятелей, на что некоторые считали себя вправе поступать. [ 21 ]
Египет и Азия
[ редактировать ]-
Ра с солнечным диском, до 1235 г. до н.э.
-
Буддийская бронза Северной Вэй , 524 г., с двухкольцевым нимбом внутри пылающей мандорлы.
-
Индуистская фигура (11 век)
-
Император Великих Моголов Джахангир часто изображался с нимбом беспрецедентных размеров. в. 1620.
-
Многоконечное тибетское божество, ореолом вздымающегося огня и столбом дыма, обозначающим гневную природу божества (19 век) ( Тханка Хаягривы окруженное ).
-
Современные индуистские религиозные изображения Дурги и других божеств с ореолом.
Римское искусство
[ редактировать ]Ореол представляет собой ауру или сияние святости, которое традиционно изображалось вокруг головы. Впервые он появился в культуре эллинистической Греции и Рима , возможно, связанный с зороастрийской хвареной – «славой» или «божественным сиянием», – которой отмечались персидские цари, и, возможно, был импортирован с митраизмом . [ 23 ] Хотя римские картины в значительной степени исчезли, за исключением некоторых фресок , фигура с ореолом остается свежей на римских мозаиках. На римской напольной мозаике II века нашей эры, сохранившейся в Бардо , Тунис, [ 24 ] с нимбом появляется Посейдон в своей колеснице, запряженной гиппокампами . Примечательно, что тритон и нереида , сопровождающие морского бога, не имеют нимба.
На напольной мозаике конца II века нашей эры из Тисдра, Эль-Джем ( иллюстрация ) Аполлона Гелиоса можно узнать по его сияющему ореолу. Другой мозаичный Аполлон с ореолом из Гадрумента находится в музее в Суссе . [ 25 ] Условные обозначения этого изображения: наклоненная голова, слегка приоткрытые губы, большие глаза, вьющиеся волосы, стриженные прядями, касающимися шеи, были разработаны в III веке до нашей эры для изображения Александра Великого (Bieber 1964; Yalouris 1980). Спустя некоторое время после того, как эта мозаика была выполнена, Императора стали изображать с нимбом. [ 26 ] который не был оставлен, когда они стали христианами; Первоначально у Христа был только один, когда он был изображен на престоле как Христос в Величестве . [ 27 ]
Христианское искусство
[ редактировать ]
Нимб был включен в раннехристианское искусство где-то в IV веке вместе с самыми ранними культовыми изображениями Христа, первоначально единственной фигурой, изображенной с нимбом (вместе с его символом, Агнцем Божьим ). Первоначально нимб рассматривался многими как изображение Логоса Христа , его божественной природы, и поэтому в очень ранних (до 500 г.) изображениях Христа до его Крещения Иоанном он, как правило, не изображался с нимбом, а представлял собой Вопрос споров о том, был ли его Логос врожденным от зачатия (ортодоксальная точка зрения) или приобретенным при крещении ( взгляд адопционистов ). В этот период он также показан ребенком или юношей в Крещениях , хотя это может быть иератическим, а не возрастным изображением. [ 29 ]

Крестообразный нимб , то есть нимб с крестом внутри или выходящим за пределы круга, используется для обозначения лиц Святой Троицы , особенно Иисуса , и особенно в средневековом искусстве. На византийских и православных изображениях внутри каждой перекладины креста в нимбе Христа находится одна из греческих букв Ο Ω Ν, составляющая ὁ ὢν — «хо он», буквально «Существующий», — обозначающая божественность Иисуса. . [ 30 ] По крайней мере, на более поздних православных изображениях каждая полоса этого креста состоит из трёх линий, символизирующих догматы о Троице, единстве Бога и двух природах Христа .
В мозаиках Санта -Мария-Маджоре (432–4040) юный Христос имеет четырехконечный крест либо на макушке в радиусе нимба, либо помещен над радиусом, но это необычно. В тех же мозаиках нимбы есть у сопровождающих ангелов (как, в продолжение императорской традиции, у царя Ирода ), но нет у Марии и Иосифа . Иногда другие фигуры имеют скрещенные нимбы, например, семь голубей, представляющих Семь даров Святого Духа, 11 века в Кодексе Vyssegradensis «Древо Иессея» (где у Иессея и Исайи также есть простые нимбы, как и у Предков Христа в других миниатюрах). [ 31 ]
Позже треугольные нимбы иногда даются Богу Отцу, чтобы олицетворять Троицу . [ 32 ] Когда его изображают в виде руки, выходящей из облака , это может иметь нимб.
Простые круглые нимбы обычно используются для обозначения святых , Девы Марии, ветхозаветных пророков, ангелов, символов Четырех евангелистов и некоторых других фигур. Византийские императоры и императрицы часто изображались с ними в композициях со святыми или Христом, однако нимбы были лишь намечены. Это было скопировано оттоновскими, а затем и российскими правителями. По мере развития Средневековья у деятелей Ветхого Завета становится все меньше шансов иметь нимб на Западе. [ 33 ]

Беатифицированные фигуры, еще не канонизированные как святые, иногда изображаются в средневековом итальянском искусстве с линейными лучами, исходящими от головы, но без четкого кругового края нимба; позже это стало менее навязчивой формой нимба, которую можно было использовать для всех фигур. [ 34 ] У Марии, особенно начиная с периода барокко , есть нимб особой формы в круге из двенадцати звезд , происходящий от ее идентификации как Женщины Апокалипсиса .
Квадратные нимбы иногда использовались для обозначения живых на портретах доноров примерно 500–1100 человек в Италии; [ 35 ] Большинство сохранившихся из них представляют собой мозаики Пап и других лиц в Риме, в том числе главу епископа Феодоры, матери Папы того времени. Они кажутся просто указанием на современную фигуру, в отличие от обычно сопровождающих их святых, без реального намека на будущую канонизацию. Поздним примером является Дезидерий, аббат Монте-Кассино , впоследствии Папа, из рукописи 1056–1086 годов; [ 36 ] Папа Григорий Великий сам был изображен с одним, согласно автору его жития 9-го века , Иоанну, диакону Рима . [ 37 ] У фигуры, которая может представлять Моисея III века в синагоге Дура-Европос , есть фигура, на которой нет круглых нимбов. [ 38 ] Персонификации Добродетелей иногда имеют шестиугольные нимбы. [ 39 ] Зубчатые нимбы, иногда просто выглядящие как состоящие из расходящихся прутков, встречаются в рукописях Каролингской « школы Ады», таких как Евангелия Ады .
Образ сияния всего тела иногда называют « ореолом » или славой ; он показан исходящим от всего тела, чаще всего у Христа или Марии, иногда у святых (особенно тех, кого, как сообщается, видели в окружении одного из них). Таким ореолом часто является мандорла («миндалевидная» vesica piscis ), особенно вокруг Христа в Величестве , который вполне может иметь и нимб. В изображениях Преображения Господня часто можно увидеть более сложную форму, особенно в восточно-православной традиции, как, например, в знаменитой иконе XV века в Третьяковской галерее в Москве . [ 40 ]
Там, где золото используется в качестве фона в миниатюрах , мозаиках и панно, ореол часто формируется путем вписывания линий в сусальное золото и может быть украшен узорами ( подгузниками ) внутри внешнего радиуса и, таким образом, становится гораздо менее заметным. Сусальное золото внутри нимба также можно отполировать по кругу, чтобы создать эффект света, исходящего от головы субъекта. В первые века своего использования христианский ореол мог быть любого цвета (хотя черный предназначен для Иуды , Сатаны и других злых фигур) или разноцветным; позже золото становится стандартом, и если весь фон не покрыт сусальным золотом, обычно им будет сам ореол. [ 41 ]
Упадок нимба
[ редактировать ]
С ростом реализма в живописи ореол стал проблемой для художников. Пока они продолжали использовать старые композиционные формулы, разработанные для размещения ореолов, с проблемами можно было справиться, но поскольку западные художники стремились к большей гибкости в композиции, это перестало быть таковым. В отдельно стоящей средневековой скульптуре нимб уже изображался в виде плоского диска над или позади головы. Когда перспектива стала считаться важной, художники также изменили ореол с ауры, окружающей голову, всегда изображаемой так, как будто она видна в полный рост, на плоский золотой диск или кольцо, которые появлялись в перспективе, паря над головами святых, или вертикально сзади, иногда прозрачные. Впервые это можно увидеть у Джотто , который до сих пор дает Христу крестообразный нимб, который начал постепенно исчезать его преемниками. В Северной Европе сияющий ореол, состоящий из лучей, похожих на солнечные лучи , вошёл в моду во французской живописи примерно в конце 14 века. [ 42 ]
В начале 15 века Ян ван Эйк и Роберт Кампин в значительной степени отказались от их использования, хотя некоторые другие ранние нидерландские художники продолжали их использовать. [ 43 ] Примерно в то же время в Италии Пизанелло использовал их, если они не противоречили одной из огромных шляп, которые он любил рисовать. Обычно они держались дольше в Италии, хотя часто сводились к тонкой золотой ленте, изображающей внешний край нимба, обычной, например, у Джованни Беллини . Христа стали изображать с простым нимбом.

Фра Анджелико , сам монах , был консерватором в том, что касается нимбов, и некоторые из его картин хорошо демонстрируют проблемы, например, в некоторых из его более насыщенных композиций, где они показаны в виде дисков из цельного золота на той же плоскости, что и нимбы. поверхность изображения, становится трудно предотвратить их загораживание других фигур. В то же время они были полезны в многолюдных повествовательных сценах для выделения главных, узнаваемых фигур из массы толпы. » Джотто «Оплакивание Христа из капеллы Скровеньи состоит из восьми фигур с нимбами и десяти без них, которым зритель знает, что они не предназначены для придания определенной индивидуальности. Точно так же Крещение Христа Перуджино . в Вене не дает ни нимба Христа, ни Иоанна Крестителя , которые были бы достаточно узнаваемы без них, но святой на заднем плане, обычно не присутствующий в этой сцене, имеет кольцевой нимб, обозначающий его статус . [ 44 ]
В эпоху Высокого Возрождения даже большинство итальянских художников вообще обходились без нимбов, но в результате реакции Церкви на протестантскую Реформацию , кульминацией которой стали декреты об изображениях Тридентского собора 1563 года, их использование было предписано священнослужителями, писавшими о религиозном искусстве, такими как как Молан и святой Карло Борромео . Фигуры размещались там, где источники естественного света освещали их головы, или вместо этого вокруг головы Христа и других фигур был показан более сдержанный квазинатуралистический мерцающий или светящийся свет (возможно, впервые это сделал Тициан в его поздний период). , Офорты Рембрандта . например, демонстрируют множество решений всех этих типов, а также большинство из них вообще без эффекта ореола Ореол диска редко использовался для фигур из классической мифологии эпохи Возрождения, хотя его иногда можно увидеть, особенно в классической лучистой форме, в маньеризма и барокко искусстве .
К 19 веку нимбы стали необычными в западном мейнстриме искусства, хотя и сохранились в знаковых и популярных изображениях, а иногда и в качестве средневекового эффекта. Когда Джон Милле придает своему реалистическому Святому Стефану (1895) ореол кольца, это кажется довольно удивительным. [ 45 ] В популярной графической культуре простое кольцо стало преобладающим изображением нимба, по крайней мере, с конца 19 века, как это видно, например, в логотипе серии романов Саймона Темплара («Святой») и других адаптаций.
Духовное значение в христианстве
[ редактировать ]
Ранние отцы церкви потратили много риторической энергии на концепции Бога как источника света; среди прочего, это произошло потому, что «в спорах IV века о единосущности Отца и Сына отношение луча к источнику было наиболее убедительным примером эманации и отдельных форм с общей субстанцией» – ключевой понятия в богословской мысли того времени. [ 46 ]
Более католическая интерпретация состоит в том, что нимб представляет собой свет божественной благодати, наполняющий душу, которая идеально соединена и находится в гармонии с физическим телом.
В богословии Восточной Православной Церкви икона . — это «окно в небеса», через которое можно увидеть Христа и Святых на небесах и общаться с ними Золотой фон иконы указывает на то, что изображенное находится на небесах. Нимб — символ Нетварного Света (греч. Ἄκτιστον Φῶς) или благодати Божией, сияющей через икону. Псевдо-Дионисий Ареопагит в своих «Небесных иерархиях» говорит об ангелах и святых, просвещаемых благодатью Божией и, в свою очередь, просвещающих других.
Галерея — Христианское искусство
[ редактировать ]-
Император Юстиниан (и императрица Феодора ) изображены нимбом на мозаике базилики Сан-Витале , Равенна, 548 год. см. здесь Более ранние примеры здесь . , а более поздние примеры —
-
Евангелия от царя Ивана Александра Болгарского, 1355–1356 гг.; у всей королевской семьи есть нимбы.
-
Джотто Капелла Скровеньи , 1305 г., с плоскими перспективными нимбами; вид сзади вызывает затруднения, и нимб Джона приходится уменьшать в размерах.
-
Нидерланды , до 1430 года. Религиозная сцена, где предметы в реалистической домашней обстановке содержат символизм. Плетеный каминный экран служит нимбом.
-
Фра Анджелико 1450, нимб Марии виден в перспективе, а Иосифа — нет. У Иисуса все еще есть крестообразный нимб.
-
Лютеранин Ганс Леонхард Шойфелейн показывает только Христа с нимбом . на Тайной вечере 1515 года
-
На Симона Ушакова « иконе Тайная вечеря » (1685) одиннадцать из двенадцати апостолов имеют нимбы; только у Иуды Искариота его нет.
-
«Спаситель мира» , 1570 год Картина Тициана . Начиная с позднего Возрождения часто отдавалось предпочтение более «натуралистической» форме нимба.
-
Уильям Блейк использует шляпы двух девушек, чтобы создать нимбы на фронтисписе книги Мэри Уолстонкрафт « Оригинальные истории из реальной жизни» , 1791 год.
-
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд был членом движения Назарянина , восходящего к средневековому искусству. Однако в «Трех Мариях у гроба» (1835) нимб есть только у ангела.
Происхождение и использование различных терминов
[ редактировать ]
Различие между альтернативными терминами, используемыми в английском языке для обозначения различных типов нимба, довольно неясно. Самый старый термин в английском языке — «слава», единственный, доступный в средние века , но сейчас во многом устаревший. Оно произошло от французского слова gloire , которое имеет тот же диапазон значений, что и слово «слава». «Глориоль» появляется в этом смысле только в 1844 году, будучи современным изобретением в уменьшительном значении и на французском языке. «Гало» впервые встречается в английском языке в этом смысле в 1646 году (почти через столетие после оптического или астрономического значения). И «ореолы», и «ореолы» могут использоваться во множественном числе, а гало может использоваться как глагол. [ 47 ] Ореол происходит от греческого слова «гумно» — круглая, слегка наклоненная площадка, поддерживаемая в чистоте, вокруг которой ходили рабы или волы, чтобы молотить зерно. По-гречески это означало божественный яркий диск.
Нимб означает «облако» на латыни и встречается как «божественное облако» в 1616 году, тогда как как «яркий или золотой диск, окружающий голову», он появляется только в 1727 году. Нимбы во множественном числе верны, но «редки»; «Нимбы» не включены в OED, но иногда используются. Нимб — устаревшая форма существительного, а не глагола, за исключением того, что устаревшее «нимбад», как и простонародное «нимбате», означает «снабжённый нимбом». Историки искусства иногда отдают ему предпочтение, поскольку оно звучит более технично, чем ореол. [ 48 ]
Ауреол , от латинского слова «золотой», использовался в английском языке как термин для обозначения золотой короны, особенно той, которая традиционно считалась наградой мучеников со времен средневековья (OED 1220). Однако первое использование термина для обозначения нимба произошло в 1848 году, вскоре после чего ситуация значительно осложнилась публикацией в 1851 году английского перевода Адольфа Наполеона Дидрона важной книги «Христианская иконография: или история христианского искусства». в средние века . В результате того, что OED называет «странной ошибкой», это слово произошло от латинского aura как уменьшительного размера, а также определило его как означающее нимб или славу, покрывающую все тело, в то время как «нимб» относился только к нимбу. вокруг головы. По мнению OED, это изменило историческое использование обоих слов, но хотя диктат Дидрона был «не принят во Франции», OED отметил, что он уже был подхвачен несколькими английскими словарями и повлиял на использование в английском языке, что до сих пор кажется Это так, поскольку слово «нимб» чаще всего используется для описания нимбов всего тела и, похоже, также повлияло на «глориолу» в том же направлении. [ 49 ]
Единственный английский термин, который однозначно означает нимб всего тела и не может быть использован для обозначения круглого диска вокруг головы, — это « мандорла », впервые появившийся в 1883 году. Однако этот термин, который на итальянском языке означает « миндаль », является обычно используется для формы vesica piscis , по крайней мере, при описании христианского искусства. При обсуждении азиатского искусства оно используется более широко. [ 50 ] В противном случае можно было бы сказать, что существует избыток слов, которые могли бы относиться либо к головному диску, либо к гало всего тела, и нет слов, которые четко обозначали бы гало всего тела, не имеющее формы vesica piscis. Само по себе «Ореол», согласно последним словарям, [ 51 ] означает только круг вокруг головы, хотя Ри и Турман используют это слово также для обозначения круглых ореолов всего тела. [ 52 ]
См. также
[ редактировать ]- Аура (паранормальное явление)
- Гало
- Корона бессмертия
- Слава (оптическое явление)
- Слава в искусстве
- Lesya
- Велификация
Примечания
[ редактировать ]- ^ Харпер, Дуглас. «ореол» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ ἅλως . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ «ореол – искусство» . Британская энциклопедия .
- ^ Гамаль, Шаза и Ноха Мустафа Шалаби. 2023. «Концепция нимба: диалог между греко-римским и византийским Египтом». Международный академический журнал Факультет туризма и гостиничного менеджмента 9 (1):1-30.
- ^ Дж. Блэк и А. Грин, Боги, демоны и символы древней Месопотамии (Остин, 1992), с. 130.
- ^ Iliad v.4ff, xviii.203ff.
- ^ Марджори Дж. Милн, «Персей и Медуза на аттической вазе» Бюллетень Метрополитен-музея, новая серия, 4.5 (январь 1946, стр. 126–130) 126 стр.) JSTOR 3257993
- ^ Л. Стефани, «Nimbus und Strahlenkranz in den Werken der Alten Kunst» в « Мемуарах Академии наук Санкт-Петербурга» , серия VI, том. том ix, отмечено Милном 1946: 130.
- ^ Стивенсон, Грегори М. (1995). «Концептуальная основа образа Золотой Короны в Апокалипсисе Иоанна (4:4, 10; 14:14)» . Журнал библейской литературы . 114 (2): 257–272. дои : 10.2307/3266939 . ISSN 0021-9231 . JSTOR 3266939 .
- ^ Сали, С.А. «Даймабад: 1976–79» . ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА . п. 499 . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Метрополитен-музей: Искусство Южной Азии» (PDF) . metmuseum.org .
- ^ включая императора Цяньлуна - см. примечание ниже. Ри, Мэрилин и Турман, Роберт (ред.): Мудрость и сострадание: Священное искусство Тибета , с. 99, и пассим, 2000, 1991, ISBN 0-8109-2526-5
- ^ Ри и Турман, стр. 77, 176, 197 и т. д.
- ^ Гопинатха Рао, штат Калифорния (1985). Элементы индуистской иконографии . стр. 31–32. Мотилал Банарсидасс . ISBN 9788120808782
- ^ «БнФ. Отдел рукописей. Турецкое приложение 190» . Национальная библиотека Франции . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ↑ Несомненно, как и позже, тот же мотив появлялся на картинах, но ни одна из них не сохранилась с этого раннего времени. Л. Сикман и А. Сопер, «Искусство и архитектура Китая», «История искусства Пеликана», 3-е изд. 1971 г., стр. 86–7, Penguin (ныне Йельская история искусства), LOC 70-125675.
- ^ Часто на картинах из пещер Дуньхуана см. Энн Фаррер (редактор), «Пещеры тысячи Будд», 1990, публикации Британского музея, №№ 42, 53, 54 и т. д. ISBN 0-7141-1447-2
- ^ Ри и Турман, с. 161
- ^ См. Дидрона
- ^ Крилл и Джаривала, 29 лет и примечание.
- ^ Такие, как император Цяньлун , император Цяньлун в буддийской одежде и его отец.
- ↑ Во многих описаниях иконографии Натараджи огненному кольцу приписываются и другие значения, но многие другие типы статуй имеют подобные ореолы, и их происхождение как таковое ясно.
- ^ Рамсден, Э.Х. (1941). «Ореол: дальнейшее исследование его происхождения». Журнал Burlington для ценителей . 78 (457): 123–131. JSTOR 868232 .
- ^ Иллюстрировано .
- ^ «Иллюстрация» . Архивировано из оригинала 8 июля 2008 года.
- ^ Первоначально ореолом были только мертвые и, следовательно, обожествленные императоры, позже - живая католическая энциклопедия.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Нимб» . www.newadvent.org .
- ↑ Согласно Новой католической энциклопедии 1967 года , стандартной библиотечной ссылке, в статье о Константине Великом : «Кроме того, Sol Invictus был принят христианами в христианском смысле, как это продемонстрировано во Христе как Аполлон-Гелиос в мавзолей (ок. 250 г.), обнаруженный под собором Святого Петра в Ватикане ».
- ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Том. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, с. 135, рис. 150–53, 346–54. ISBN 0-85331-270-2
- ^ «Раннехристианские символы» (PDF) . Католическая библейская ассоциация Канады. Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2011 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Том. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, инжиры 20–22, ISBN 0-85331-270-2
- ^ Nationalgallery.org.uk. Архивировано 23 апреля 2007 года в Wayback Machine . Рельефы конца 15 века работы Якопо делла Кверсия на портале Сан-Петронио в Болонье являются ранним примером треугольного нимба. По словам Дидрона, Адольфа Наполеона: Христианская иконография: Или, История христианского искусства в средние века , Лондон, 1851, Том 2, стр. 30, это «чрезвычайно редко во Франции, но достаточно распространено в Италии и Греции».
- ^ Дидрон, Том 2, стр. 68–71.
- ^ Это различие наблюдается в картине «Христос, прославленный на небесном дворе » (1423–1424 гг.) Фра Анджелико , Национальная галерея, Лондон , где только блаженные святые по краям имеют исходящие линейные нимбы.
- ^ только в Италии, по словам Дидрона, том 2, стр. 79.
- ^ см. Дидрон, Том 2, стр. 79 и Додуэлл, Чехия; Живописное искусство Запада, 800–1200 , 1993, Йельский университет, ISBN 0-300-06493-4 , с. 170
- ^ Иоганнес Диаконус приводит причину: circa verticem tabulae similitudinem, quod viventis insigne est, предпочитает, не-коронам («несущий вокруг головы подобие квадрата, что является знаком живого человека, а не короны») ( Мине , Пат. 75, 231). Римский диакон не знал о восточной традиции изображать императора с нимбом. Сохранившиеся примеры редки и, похоже, становятся все реже; Епископ Экклезиус отчетливо видит ее на старых фотографиях мозаики в Сан-Витале, Равенна , которая, по-видимому, была удалена во время недавней реставрации. Купол хора – см.: Джеймс Холл, История идей и образов в итальянском искусстве , стр. 100 и фото. п. 93, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0-7195-3971-4 . Другими сохранившимися примерами являются Папа Адриан I на фреске, ранее находившейся в Санта-Прасседе в Риме, фигурки доноров в церкви монастыря Святой Екатерины и еще два римских примера – предметы 3 и 5. Архивировано 30 июня 2007 года в Wayback Machine , одной из матери Паскаля. довольно загадочная епископа Феодора . см. также: Фишер, Салли. Квадратный нимб и другие загадки западного искусства: образы и истории, которые их вдохновили . Под редакцией Гарриет Уэлчел, Harry N Abrams, Inc., 1995 г.
- ^ Беклектик, сделанный фотографом. «Иисус Навин. Фреска из синагоги Дура Европос (Еврейское искусство, изд. Сесил Рот, Тель-Авив: Massadah Press, 1961, столбцы 203–204: «Иисус Навин»)» - через Wikimedia Commons.
- ↑ Как на фресках мастерской Джотто в нижней церкви Ассизи. Джеймс Холл, История идей и образов в итальянском искусстве , стр. 202, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0-7195-3971-4
- ^ Дидрон, Том 2, стр. 107–126.
- ^ Робин Маргарет Дженсен, Понимание раннехристианского искусства , стр. 112, 2000, Рутледж, ISBN 0-415-20454-2
- ^ Тейт, Хью. Каталог завещания Уоддесдона в Британском музее , стр. 43, 1986, издательство Британского музея, ISBN 978-0-7141-0525-3
- ↑ Более поздние дилеры и реставраторы также часто добавляли нимбы к таким работам и даже иногда использовали их для превращения портретов в «святых». Преднамеренные изменения ранней нидерландской живописи, Метрополитен-музей
- ^ Если не их личность. Картина частично перекрашена, и нынешний вид может не соответствовать первоначальному. Вена Перуджино
- ^ Тейт. « Святой Стефан», сэр Джон Эверетт Милле, Британская Колумбия, 1895 – Тейт» . tate.org.uk.
- ^ Заметки о Кастельсеприо (1957) в Мейере Шапиро, Избранные статьи, том 3, стр. 117, Позднеантичное, раннехристианское и средневековое искусство, 1980, Chatto & Windus, Лондон, ISBN 0-7011-2514-4
- ^ Оригинальное издание OED для «славы», «глориолы» и «ореола».
- ^ Оригинальное издание OED для «нимба» и т. д.
- ^ Оригинальное издание OED для «ореола».
- ^ Например, Сикман и Сопер, op. цит.
- ^ Краткий Оксфордский словарь, 1995 г., и словарь английского языка Коллинза.
- ^ op и страницы цит. Католическая энциклопедия 1911 года (ссылка выше) дает дополнительные значения этих терминов, включая славу.
Ссылки
[ редактировать ]- Астер, Шон Зелиг, Непобедимый свет: Меламму и его библейские параллели , Alter Orient und Altes Father vol. 384 (Мюнстер), 2012 г., ISBN 978-3-86835-051-7
- Крилл, Розмари и Джаривала, Капил. Индийский портрет, 1560–1860 , Национальная портретная галерея, Лондон , 2010, ISBN 978-1-85514-409-5
- Дидрон, Адольф Наполеон , Христианская иконография: или История христианского искусства в средние века , перевод Эллен Дж. Миллингтон, Герберта Бона (оригинал из Гарвардского университета, оцифровано для Google Books) – Том I, Часть I (стр. 25–165) посвящен нимбу в его различных формах, хотя книга устарела.
- Додуэлл, Ч.Р., Изобразительное искусство Запада, 800–1200 , 1993, Йельский университет, ISBN 0-300-06493-4
- Ри, Мэрилин и Турман, Роберт (ред.): Мудрость и сострадание: Священное искусство Тибета , 1991, ISBN 0-8109-2526-5
- Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Vol. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-270-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан В., «Намеренные изменения ранних нидерландских картин», Журнал Метрополитен-музея , Том. 40, Очерки памяти Джона М. Брили (2005), стр. 51–65, 10, University of Chicago Press от имени Метрополитен-музея, JSTOR 20320643 - о более позднем добавлении и удалении ореолов.
Внешние ссылки
[ редактировать ]