Человек человеку волк
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Homo homini lupus , или в полной форме Homo homini lupus est , — латинская пословица, буквально означающая «Человек человеку — волк». Оно используется для обозначения ситуаций, когда человек вел себя подобно волку . В данном случае волк олицетворяет хищные, жестокие и вообще бесчеловечные качества.
История
[ редактировать ]пословицы появился в строке 495 в «Азинария Плавта » пьесе Вариант . [2] что было переведено как «Человек для чужака не человек, а волк» или «Человек для другого человека скорее волк, чем человек, когда он еще не узнал, на что он похож».
Сенека Младший писал, наоборот, в этих Нравственных посланиях к Луцилию (в частности, Послание XVV, параграф 33), « человек, святыня для человека », [3] что переводится как «человек, объект почитания в глазах человека».
Эразм включил пословицу в свою «Адагию» , написав вариацию Плавта: «Здесь нас предупреждают не доверяться неизвестному человеку, а остерегаться его, как волка». [4]
Философ, теолог и юрист Франсиско де Витория (по-латыни Франциск де Виктория) писал в одном из своих «Relectiones Theologicae» , что поэт Овидий не согласен с пословицей: «Человек, — говорит Овидий, — не волк для ближнего своего». человек, но мужчина».
Томас Гоббс использовал пословицу в своей книге «De Cive» , написав в посвящении : «Если говорить беспристрастно, оба высказывания очень верны; , если мы сравним граждан между собой, и второе, если мы сравним города». Гоббс описывал тенденцию людей поступать справедливо и великодушно по отношению к другим людям в том же обществе, а также тенденцию обществ действовать обманчиво и жестоко по отношению к другим обществам, или, как он заявил : «В одном есть некоторая аналогия сходства с Божество, а именно Справедливость и Милосердие, сестры-близнецы мира: Но в другом случае Добрые люди должны защищать себя, взяв себе в качестве Святилища двух дочерей Войны, Обман и Насилие».
Зигмунд Фрейд согласился с пословицей, написав в своей книге «Цивилизация и ее недовольство» : «Люди — не нежные существа, которые хотят, чтобы их любили, которые в лучшем случае могут защитить себя, если на них нападут; напротив, это существа, среди которых инстинктивные способности следует считать мощной долей агрессивности. В результате сосед является для них не только потенциальным помощником или сексуальным объектом, но и тем, кто соблазняет их удовлетворить на нем свою агрессивность, эксплуатировать его способность к работе без помощи. компенсировать, использовать его сексуально без его согласия, захватить его имущество, унизить его, причинить ему боль, пытать и убить его, Homo homini lupus . хватит смелости оспорить это утверждение?». [5]
Приматолог и этолог Франс де Ваал не согласился с пословицей, написав, что она «содержит два основных недостатка. Во-первых, она не в состоянии отдать должное псовым, которые являются одними из самых стадных и склонных к сотрудничеству животных на планете (Schleidt and Shalter 2003). Но что еще хуже, эта поговорка отрицает социальную природу нашего вида». [6]
В ответ на беспорядки Джонсона-Джеффриса в Соединенных Штатах в 1910 году российский сионистский активист Зеэв Жаботинский написал о параллелях между расизмом, который испытывают афроамериканцы , и антисемитизмом, который испытывают европейские евреи , в статье под названием «Homo Homini Lupus». [7]
Бартоломео Ванцетти , будучи признанным виновным в убийстве вместе с Николой Сакко в 1927 году, заявил, что их ожидающая казнь станет эмблемой «проклятого прошлого, в котором человек был волком для человека». [8]
См. также
[ редактировать ]- Агрессивизм
- Война всех против всех
- Большой злой волк
- Мизантропия
- Список латинских фраз
- Волк в овечьей шкуре
- Волки в фольклоре, религии и мифологии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Homo homini lupus , Национальная галерея в Праге , 1901 год.
- ^ Тит Макций Плавт «Азинария» . Латинская библиотека Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ Луций Анней Сенека «Нравственные послания к Луцилию» . Латинская библиотека Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ Эразм, Дезидерий (2001) [1500–1536]. Баркер, Уильям (ред.). Пословицы Эразма . Университет Торонто Пресс. п. 41. ИСБН 0-8020-4874-9 . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ Фрейд, Зигмунд . «Фрейд, Цивилизация и ее недовольство, 1930 (отрывок)» . Путеводитель по истории . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ де Ваал, Франс (2006). Приматы и философы: как развивалась мораль . Издательство Принстонского университета. п. 3. ISBN 0-691-12447-7 . Проверено 14 июля 2015 г.
- ^ Жаботинский, Зеев. «Homo Homini Lupus» (PDF) . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Линдер, Дуглас О. «Речи Сакко и Ванцетти в суде во время вынесения приговора» . Проверено 23 января 2017 г.