Jump to content

Насекомые в мифологии

Золотые бляшки с тиснением крылатых богинь -пчёл , возможно, Триай , найденные в Камиросе на Родосе , VII век до нашей эры.

Насекомые появились в мифологии всего мира с древних времен. Среди групп насекомых, фигурирующих в мифах, - пчела , муха , бабочка , цикада , стрекоза , богомол и жук-скарабей .

Мифы о насекомых могут рассказывать о происхождении людей или об их навыках, таких как поиск меда. Другие мифы касаются природы богов или их действий, а также способов их умиротворения. О превращениях повествуют самые разные мифы, например, между душой живого или умершего человека и бабочкой в ​​Японии. Наконец, насекомые выступают как символы человеческих качеств, таких как быстрота, или как предвестники предстоящих бед; соответственно, они могут выглядеть как амулеты , защищающие от зла.

Мифы о происхождении

[ редактировать ]

из пустыни Калахари Народ сан рассказывает о пчеле, которая перенесла богомола через реку. Измученная пчела оставила богомола на летающем цветке, но посадила семя в тело богомола, прежде чем тот умер. Семя выросло и стало первым человеком. [1]

В египетской мифологии пчелы выросли из слез бога солнца Ра, когда они приземлились на песок пустыни. Есть египетские боги, которые связаны с насекомыми, такими как Селкет Хепри и Нейт. [2] Тетива лука индуистского бога любви Камадевы сделана из медоносных пчел. [3]

Народ баганда в Уганде хранит легенду о Кинту , первом человеке на земле. Если не считать коровы, Кинту жил один. Однажды он попросил разрешения у Ггулу , жившего на небесах, жениться на его дочери Намби. Ггулу предложил Кинту пройти пять тестов, прежде чем он согласился. Для последнего испытания Кинту было приказано выбрать собственную корову Ггулу из стада крупного рогатого скота. Намби помогла Кинту в последнем испытании, превратившись в пчелу и прошептав ему на ухо, чтобы он выбрал того, на чей рог она приземлилась. [4] [5] [6]

В греческой мифологии Аристей был богом пчеловодства . После того, как она случайно стала причиной смерти Эвридики , которая наступила на змею, спасаясь от него, ее сестры- нимфы наказали его, убив всех его пчел. Увидев пустые ульи, в которых жили его пчелы, Аристей заплакал и посоветовался с Протеем , который затем посоветовал Аристею оказать честь в память Эвридики, принеся в жертву четырех быков и четырех коров. Сделав это, он позволил им сгнить, а из их трупов выросли пчелы и наполнили его пустые ульи. [4] [7]

В гомеровском «Гимне Афродите » богиня Афродита пересказывает легенду о том, как Эос , богиня зари, просила Зевса позволить ее возлюбленному Тифону жить вечно как бессмертному . [8] Зевс удовлетворил ее просьбу, но, поскольку Эос забыла попросить его также сделать Тифона нестареющим, Тифон не умер, но состарился. [8] В конце концов он стал настолько крошечным и сморщенным, что превратился в первую цикаду . [8]

У австралийских аборигенов существует легенда о том, как люди-великаны находили пчелиные мешочки с медом и учили аборигенов, как их находить. [9]

Боги и смертные

[ редактировать ]

В древней шумерской поэме муха помогает богине Инанне, когда ее мужа Думузида преследуют галлы- демоны. [10] Мухи также появляются на древневавилонских печатях как символы Нергала , бога смерти. [10] в форме мухи а бусы из лазурита часто носили представители многих различных культур древней Месопотамии , наряду с другими видами украшений из мух. [10] Аккадский стрекоз эпос о Гильгамеше содержит намеки на , обозначающие невозможность бессмертия. [11] [12]

В гомеровском «Гимне Аполлону» признается, что дар пророчества Аполлону впервые пришел к нему от трех пчелиных девушек, которых обычно, но с сомнением, отождествляли с Триями , троицей доэллинских эгейских богинь-пчел. [13] Серия идентичных золотых пластинок с тиснением была обнаружена в Камиросе на Родосе ; [14] они датируются архаичным периодом греческого искусства седьмого века, но изображенные на них крылатые богини-пчелы должны быть намного старше. [15]

В «Привязанном Прометее» , приписываемом афинскому трагическому драматургу Эсхилу , овод , посланный Зевса женой Герой , преследует и мучает его любовницу Ио , которая превратилась в корову и за которой постоянно наблюдают сотни глаз пастуха Аргуса . Шекспир намекает на этот миф: [16] [17] «Ио: Ах! Ха! Опять укол, укол овода! О земля, земля, шкура, пустая фигура — Аргус — эта злая тварь — стоглазая». [17]

в стиле кодекса. Мок Чи, божество-покровитель пчеловодов, на сосуде майя

В хеттской мифологии бог земледелия Телипину впал в ярость и отказался позволять чему-либо расти, а животные не могли производить потомство. Боги отправились на поиски Телипину, но потерпели неудачу. Тогда богиня Ханнаанна послала пчелу, чтобы вернуть его. Пчела находит Телипину, жалит его и мажет воском. Бог разгневался еще больше, пока богиня Камрусепа (или, согласно некоторым источникам, смертный жрец) не использовала ритуал, чтобы направить его гнев в Подземный мир .

В индуистской мифологии Парвати была призвана богами, чтобы убить демона Арунасуру в образе Бхрамари Деви, захватившего небеса и три мира. Она жалит его до смерти с помощью бесчисленных черных пчел, выходящих из ее тела, и Боги восстанавливают контроль. [18]

Памятный свадебный скарабей царицы Тие из Аменхотепа III

В древнеегипетской религии бог Солнца Ра каждый день катится по небу, преобразовывая тела и души. Жуки семейства Scarabaeidae ( навозные жуки ) скатывают навоз в шар в качестве пищи и в качестве выводковой камеры, в которую откладывают яйца; таким образом личинки вылупляются и сразу же оказываются окруженными пищей. По этим причинам скарабей считался символом этого небесного цикла и идеи возрождения или возрождения. Египетский бог Хепри , Ра в образе восходящего солнца, часто изображался в виде жука-скарабея или человека с головой жука-скарабея. Древние египтяне верили, что Хепри обновлял солнце каждый день, прежде чем закатить его над горизонтом, а затем проносил его через загробный мир после захода солнца только для того, чтобы снова обновить его на следующий день. [19]

Богомола , почитали в южноафриканских традициях кой и сан где человек и природа переплетались. [20] Некоторые древние цивилизации считали, что насекомое обладает сверхъестественными способностями; для греков он имел возможность указать заблудшим путникам дорогу домой; в древнеегипетской «Книге мертвых » «птица-муха» — второстепенный бог, ведущий души умерших в подземный мир; в списке ниневийских кузнечиков ( буру ) 9 века до нашей эры богомол назван некромантом ( буру-энмели ) и прорицателем ( буру-энмели-ашага ). [21] [22]

Преобразования

[ редактировать ]

По мнению Лафкадио Хирна , бабочка рассматривалась в Японии как олицетворение души человека; живы ли они, умирают или уже мертвы. Если бабочка проникнет в вашу комнату и усядется за бамбуковой ширмой, в Японии говорят, что к вам придет человек, которого вы больше всего любите. Большое количество бабочек считается плохим предзнаменованием . Когда Тайра-но Масакадо тайно готовился к своему знаменитому восстанию, в Киото появился такой огромный рой бабочек, что люди испугались, полагая, что это явление является предзнаменованием грядущего зла. [23]

Дидро Энциклопедия также называет бабочек символом души. Римская скульптура изображает бабочку, вылетающую изо рта мертвеца, что символизирует римскую веру в то, что душа выходит через рот. [24] Действительно, древнегреческое слово «бабочка» — ψυχή ( psųchē ), что в первую очередь означает «душа» или «разум». [25] По словам Мирчи Элиаде, некоторые наги Манипура заявляют , что произошли от бабочки. [26] В некоторых культурах бабочки символизируют возрождение . [27] В английском графстве Девон однажды люди поспешили убить первую бабочку в году, чтобы избежать года невезения. [28] На Филиппинах появление в доме черной бабочки или мотылька означает смерть в семье. [29]

Древнегреческий миф рассказывает о кифаристе Евноме («Мистер Гудтюн»). Во время соревнований у него сломалась верхняя струна пятиструнной китары. В этот момент на музыкальный инструмент приземлилась цикада и запела на месте недостающей струны: вместе они выиграли соревнование. [30]

В сказке австралийских аборигенов рассказывается, как мужчина строит приют для своего больного сына; когда он возвращается с едой, его сын исчез, но на дереве находится кокон вокруг куколки. [9]

Символы, амулеты и приметы

[ редактировать ]
Символ стрекозы на чаше хопи из Сикьятки , Аризона.

Насекомые часто считались олицетворением качеств, хороших или плохих, и, соответственно, использовались в качестве амулетов для отражения зла или как предзнаменования, предсказывающие предстоящие события. с синей глазурью в виде стрекозы Фаянсовый амулет был найден Флиндерсом Петри в Лахуне, из позднего Среднего царства древнего Египта . [31] В архаики кузнечик эпоху греческой символом полиса афинского . был [32] возможно, потому, что они были одними из самых распространенных насекомых на сухих равнинах Аттики . [32] Коренные афиняне носили золотые броши в виде кузнечиков, что символизировало их чистое афинское происхождение и отсутствие иностранных предков. [32] В более поздние времена этот обычай стал рассматриваться как признак архаизма . [32]

Для некоторых индейских племен стрекозы символизируют быстроту и активность; для навахо они символизируют чистую воду. Они являются обычным мотивом в керамике зуни ; стилизованные под крест с двойной перемычкой, они появляются в хопи наскальных рисунках пуэбло . и на ожерельях [33] Среди классических названий Японии Акицукуни (машина), Акицусима (машина), Тойо-акицусима (машиностроитель). Акиту или акиду — архаичные или диалектные японские слова, обозначающие стрекозу, поэтому одна из интерпретаций Акицусимы — «Остров стрекоз». [34] Это связано с легендой, согласно которой мифического основателя Японии императора Дзинму укусил комар , которого затем съела стрекоза. [35] [36] Как сезонный символ в Японии стрекоза ассоциируется с осенью. [37] и в более общем плане стрекозы являются символами мужества, силы и счастья, и они часто появляются в японском искусстве и литературе, особенно в хайку . [33]

В Европе стрекоз часто считали зловещими. Некоторые английские народные имена, такие как «лошадиное жало», [38] « Штопальная игла дьявола » и «резак для ушей» связывают их со злом или травмой. [39] Шведский фольклор утверждает, что дьявол использует стрекоз, чтобы взвешивать души людей. [33] Норвежское . название стрекоз — Øyenstikker («покер глаз»), а в Португалии их иногда называют tira-olhos («похититель глаз») Их часто ассоциируют со змеями, как в валлийском названии gwas-y-neidr , « слуга змеи ». [39] Термин «змеиный доктор» на юге Соединенных Штатов относится к народному поверью, что стрекозы следуют за змеями и сшивают их вместе, если они ранены. [40]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Криги-в-Африке. «Первый бушмен/Сан» . Ворота Африки . Проверено 30 марта 2017 г.
  2. ^ Крицкий, Джин (2015). Слезы Ре: пчеловодство в Древнем Египте . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-936138-0 .
  3. ^ «Кама» . Британская энциклопедия . Проверено 9 марта 2018 г. Его лук сделан из сахарного тростника, а тетива — из пчел.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маклиш, Кеннет (1996). Блумсберийский словарь мифов . Блумсбери. ISBN  978-0-7475-2502-8 .
  5. ^ «Кинту-человек против Кинту-легенды» . Проверено 19 апреля 2014 г.
  6. ^ «Кинту – первый человек в Буганде» . Проверено 19 апреля 2014 г.
  7. ^ «Аристей» . Проверено 20 апреля 2014 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дюбуа, Пейдж (2010). Из Афин: Новые древние греки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 51–53. ISBN  978-0-674-03558-4 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Использование насекомых австралийскими аборигенами» . Дайджест культурной энтомологии (1). Насекомые.орг. Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 4 апреля 2016 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Издательство Британского музея. стр. 84–85. ISBN  0-7141-1705-6 .
  11. ^ Гуллан, П.Дж.; Крэнстон, PS (2009). Насекомые: Очерк энтомологии . Джон Уайли и сыновья. стр. 9–13. ISBN  978-1-4051-4457-5 .
  12. ^ Гуллан, П.Дж.; Крэнстон, PS (2005). Насекомые: Очерк энтомологии (3-е изд.). Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN  1-4051-1113-5 .
  13. ^ Шейнберг, Сьюзен 1979. «Пчелиные девы из гомеровского гимна Гермесу». Гарвардские исследования по классической филологии 83 (1979), стр. 1–28.
  14. ^ Один из них был проиллюстрирован на линейном рисунке у Харрисона 1922: 443, рис. 135.
  15. ^ Кук, Артур Бернард. «Пчела в греческой мифологии» 1895 г. Журнал Греческого общества 15 страниц 1–24.
  16. ^ Бельфиоре, Элизабет С. (2000). Убийство среди друзей: насилие над Филией в греческой трагедии . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 47. ИСБН  0-19-513149-5 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стэгман, Майрон (11 августа 2010 г.). Секрет греческой драмы Шекспира . Издательство Кембриджских ученых. стр. 205–208. ISBN  978-1-4438-2466-8 .
  18. ^ «Деви Бхагаватам: Десятая книга: Глава 13» . Sacred-texts.com . Проверено 26 марта 2016 г.
  19. ^ Бен-Тор, Дафна (1989). Скарабеи, отражение Древнего Египта . Иерусалим: Музей Израиля . п. 8. ISBN  965-278-083-9 .
  20. ^ «Калейдоскоп насекомых: «лицемерный» готтентоцгот» . Mieliestronk.com (на языке африкаанс) . Проверено 9 октября 2015 г.
  21. ^ Прет, Фредерик Р.; Уэллс, Харрингтон; Уэллс, Патрик Х. (1999). «Хищное поведение богомолов: исторические взгляды и современные вопросы». В Прете, Фредрик Р.; Уэллс, Харрингтон; Уэллс, Патрик Х.; Херд, Лоуренс Э. (ред.). Молящиеся богомолы . Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 3–8. ISBN  978-0-8018-6174-1 .
  22. ^ «Богомол» . Британская энциклопедия . Проверено 30 июля 2015 г.
  23. ^ Хирн, Лафкадио (1904). Квайдан: Истории и исследования странных вещей . Дувр. ISBN  0-486-21901-1 .
  24. ^ «Бабочка» . Энциклопедия Дидро и Даламбера . Январь 2011 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
  25. ^ Хатчинс, М., Артур В. Эванс, Россер В. Гаррисон и Нил Шлагер (редакторы) (2003) Энциклопедия жизни животных Гржимека, 2-е издание. Том 3, Насекомые. Гейл, 2003.
  26. ^ Рабуцци, М. 1997. Этимология бабочки. Культурная энтомология, ноябрь 1997 г., четвертый онлайн- выпуск. Архивировано 3 декабря 1998 г. в Wayback Machine.
  27. ^ «Церковь выпускает бабочек как символ возрождения» . Рекорд Святого Августина . Проверено 8 сентября 2015 г.
  28. ^ Дорсетские хроники, май 1825 г., перепечатано в: «Первая бабочка» , в «Книге на каждый день» и «Настольной книге»; или «Вечный календарь народных развлечений» и т. д. Том III. , изд. Уильям Хоун (Лондон: 1838), стр. 678.
  29. ^ «Суеверия и поверья, связанные со смертью» . Жизнь на Филиппинах . Проверено 9 октября 2015 г.
  30. ^ Иган, Рори Б. (2011). «Цикады в Древней Греции. Предприятия в области классической теттигологии». Дайджест культурной энтомологии (3).
  31. ^ «Бисер UC7549» . Каталог музея Петри . Музей Петри, UCL. Архивировано из оригинала 16 сентября 2017 года . Проверено 10 июня 2015 г. В каталоге есть фотография; он бесплатен для некоммерческого использования.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рош, Пол (2005). Аристофан: Полное собрание пьес: новый перевод Поля Роша . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Новая американская библиотека. п. 176. ИСБН  978-0-451-21409-6 .
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Митчелл, Форрест Л.; Лассвелл, Джеймс Л. (2005). Ослепление стрекоз . Издательство Техасского университета A&M. стр. 19–27, 38. ISBN.  1-58544-459-6 .
  34. ^ Нуссбаум, Луи Фредерик; Кете Рот (2005). «Акицусима». Японская энциклопедия . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. п. 20. ISBN  9780674017535 .
  35. ^ Пожал плечами
  36. ^ Юичи Сугиура; Джон К. Гиллеспи (1999). Двуязычный справочник по японской культуре (на японском и английском языках ), Тиёда-ку, Токио, Япония (Чиода, JP-13 ): Natsume Co., Ltd. ( Kabushiki gaisha Natsume Group). ), стр. 305. ISBN.  4-8163-2646-4 . Проверено 26 апреля 2010 г. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  37. ^ Бэрд, Весело (2001). Символы Японии: тематические мотивы в искусстве и дизайне . Нью-Йорк: Риццоли. стр. 108–9. ISBN  0-8478-2361-Х .
  38. ^ Труман, Джон WH; Роу, Ричард Дж. «Одоната: стрекозы и стрекозы» . Древо Жизни . Проверено 27 февраля 2015 г.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Корбет, Филипп С. (1999). Стрекозы: поведение и экология Odonata . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . стр. 559–561. ISBN  0-8014-2592-1 .
  40. ^ Хэнд, Вэйланд Д. (1973). «От идеи к слову: народные верования и обычаи, лежащие в основе народной речи». Американская речь . 48 (1/2): 67–76. дои : 10.2307/3087894 . JSTOR   3087894 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6d1d9338bdd1ce3246855f8c034de51__1721155260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/51/f6d1d9338bdd1ce3246855f8c034de51.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Insects in mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)