Пчелы в мифологии
Пчелы фигурируют в мифах и фольклоре по всему миру. Мед и пчелиный воск были важными ресурсами для людей, по крайней мере, с периода мезолита , и в результате отношения людей с пчелами , особенно с медоносными пчелами , варьировались от встреч с дикими пчелами (как в доисторические времена, так и в наши дни) до содержания их в сельском хозяйстве. . [3] [4] Сами пчелы часто характеризуются как существа, наделенные магией, а их мед - как божественный дар.
Мифология и фольклор
[ редактировать ]Африканская мифология
[ редактировать ]из пустыни Калахари Народ сан рассказывает о пчеле, которая перенесла богомола через реку. Измученная пчела оставила богомола на летающем цветке, но посадила семя в тело богомола, прежде чем тот умер. Семя выросло и стало первым человеком. [5]
В египетской мифологии пчелы выросли из слез бога солнца Ра, когда они приземлились на песок пустыни. [6]
Народ баганда в Уганде рассказывает легенду о Кинту , первом человеке на земле. Кинту жил один, если не считать своей коровы. Однажды он попросил разрешения у Ггулу , жившего на небесах, жениться на его дочери Намби . Ггулу предложил Кинту пройти пять тестов, прежде чем он согласился. Для последнего испытания Кинту было приказано выбрать собственную корову Ггулу из группы крупного рогатого скота. Намби помогла Кинту в этом последнем испытании, превратившись в пчелу и прошептав ему на ухо, чтобы он выбрал того, на чей рог она приземлилась. [7] [8] [9] [10]
Американская мифология
[ редактировать ]В майя мифологии Ах-Музен-Каб — один из богов пчел и меда майя. [11] Один из героев-близнецов майя , Шбаланке, также связан с пчелами и пчеловодством под именем или аспектом Мок Чи. [12] Хобнил, Бакаб , олицетворяющий Восток, может ассоциироваться с пчелами и ульями. [13]
Азиатская мифология
[ редактировать ]Согласно хеттской мифологии , бог земледелия Телипину впал в ярость и отказался позволять чему - либо расти, а животные не могли производить потомство. Боги отправились на поиски Телипину, но потерпели неудачу. Тогда богиня Ханнананна послала пчелу, чтобы вернуть его. Пчела нашла Телипину, ужалила его и намазала воском. Бог разгневался еще больше, и только когда богиня Камрусепа (или смертный жрец, согласно некоторым источникам) использовала ритуал, чтобы направить свой гнев в Подземный мир , Телипину успокоился. [14]
В индуистской мифологии Бхрамари был призван богами, чтобы убить демона Арунасуру, который захватил небеса и три мира. Чтобы убить Арунасуру, она несколько раз ужалила его с помощью бесчисленных черных пчел, вылетевших из ее тела. Боги наконец смогли снова взять под свой контроль небеса и небесные миры. [15] Кроме того, тетива индуистского бога любви Камадевы сделана из сахарного тростника, покрытого пчелами. [16]
В мифологии Индии, древнего Ближнего Востока и Эгейской культуры пчела считалась священным насекомым, соединяющим мир природы с подземным миром. [17] [18] [19]
Европейская мифология
[ редактировать ]В греческой мифологии есть несколько богов, связанных с пчелами. Аристей — бог пчеловодства. После того, как она случайно стала причиной смерти Эвридики , которая наступила на змею, спасаясь от него, ее сестры- нимфы наказали его, убив всех его пчел. Увидев пустые ульи, в которых обитали его пчелы, Аристей заплакал и посоветовался с Протеем , который посоветовал ему почтить память Эвридики, принеся в жертву четырех быков и четырех коров. Сделав это, он позволил им сгнить, а из их трупов выросли пчелы и наполнили его пустые ульи. [7] Пророчества в Древней Греции, похоже, были связаны с пчелами. В гомеровском «Гимне Гермесу» признается, что дар пророчества Аполлону впервые пришел к нему от трех пчелиных девушек, которых обычно, но с сомнением, отождествляли с Триями , троицей доэллинских эгейских богинь-пчел. [20] Кроме того, Дельфийского оракула называет Пиндар «Дельфийской пчелой» . [б] [2] [21]
В микенских греческих и минойских мифах пчела была эмблемой Потнии , также называемой «Чистая мать-пчела». [22] Ее жрицы получили имя Мелисса , («пчела»). [23] По мнению философа-неоплатоника Порфирия , жрицы Деметры также назывались «Мелиссами», а Мелисса была именем Артемиды. [21] Мелиссей был богом меда и пчел, чьи дочери Ида и Адрастея вскормили младенца Зевса молоком и медом, когда мать спрятала его от Кроноса . [24]
В европейском фольклоре и обычаях рассказывать пчелам о важных событиях в семье (особенно о рождении и смерти) было жизненно важно для того, чтобы пчелы были довольны и счастливы в своем улье. [25]
См. также
[ редактировать ]- Бугония
- Для роя пчел
- Лорш Пчелиное благословение
- Толос или «ульевые гробницы» микенской культуры: Несмотря на то, что они имеют форму улья, не существует известной явной связи с пчелиной мифологией микенской Греции.
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Один из них был проиллюстрирован на линейном рисунке у Харрисона 1922: 443, рис. 135. [1]
- ^ Мелисса Дельфис , согласно Пиндара , 60. Четвертой Пифийской Оде
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Харрисон (1922) , с. 443.
- ^ Перейти обратно: а б Кук, Артур Бернард. «Пчела в греческой мифологии», 1895 г., Журнал Эллинского общества, 15 страниц 1–24.
- ^ Дамс, М.; Дамс, Л. (21 июля 1977 г.). «Испанские наскальные рисунки, изображающие сбор меда во время мезолита». Природа . 268 (5617): 228–230. Бибкод : 1977Natur.268..228D . дои : 10.1038/268228a0 . S2CID 4177275 .
- ^ Крейн, Ева (1999). Всемирная история пчеловодства и медовой охоты . Лондон: Дакворт. ISBN 9780715628270 .
- ^ Криги-в-Африке. «Первый бушмен/Сан» . Ворота Африки . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Нортон, Холли (24 мая 2017 г.). «Дорогая, я люблю тебя: наши 40 000-летние отношения со скромной пчелкой» . Хранитель .
- ^ Перейти обратно: а б Маклиш, Кеннет (1996). Блумсберийский словарь мифов . Блумсбери. ISBN 978-0-7475-2502-8 .
- ^ Ссемакула, Джеймс; и др. (ред.). «Кинту-человек против Кинту-легенды» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 19 апреля 2014 г.
- ^ Йодер, Джон (1988). «В поисках Кинту и поиски мира: мифология и мораль в Буганде девятнадцатого века». История в Африке . 15 :365. дои : 10.2307/3171868 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3171868 . S2CID 145063130 .
- ^ «Кинту – первый человек в Буганде» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2014 года . Проверено 19 апреля 2014 г.
- ^ Милбрат, Сьюзен (1999). Звездные боги майя: астрономия в искусстве, фольклоре и календарях . Серия Линды Шеле о майя и доколумбовых исследованиях. Остин: Издательство Техасского университета . п. 162. ИСБН 0-292-75225-3 . OCLC 40848420 .
- ^ Керр, Джастин. «Преобразование Шбаланке или Многоликий Бог А1» .
- ^ Пэрис, Элизабет Х.; Пераче Лопе, Чарльз; Массон, Мэрилин А.; Тонкий Ку, Питер С.; Скамилла Айд, Барбара К. (01 декабря 2018 г.). «Организация безжалостного пчеловодства (мелипоникультура) в Маяпане, Юкатан, Мексика » Журнал антропологической археологии . 52 : 1–2 дои : 10.1016/j.ja.2018.07.004 . ISSN 0278-4165 . S2CID 149734608 .
- ^ Хоффнер, Гарри А.; Бекман, Гэри М. (1998). Хеттские мифы . Атланта, Джорджия: Scholars Press. стр. 15–16, 20, 22. ISBN. 978-0788504884 .
- ^ «Деви Бхагаватам: Десятая книга: Глава 13» . Sacred-texts.com . Проверено 17 октября 2017 г.
- ^ Бир, Роберт (2003). Справочник тибетских буддийских символов . Публикации Сериндии. п. 122. ИСБН 978-1-932476-03-3 .
- ^ Кук, Артур Бернард (ноябрь 1895 г.). «Пчела в греческой мифологии» . Журнал эллинистических исследований . 15 : 1–24. дои : 10.2307/624058 . JSTOR 624058 . S2CID 161354512 .
- ^ Рэнсом, Хильда М. (1937). Священная пчела в древности и фольклоре . Лондон: Джордж Аллен и Анвин. стр. 19–41.
- ^ Карттунен, Клаус (2009). «Бхрамаротпитадхарах: Пчелы в классической Индии». Студия Восточной Электроники . 107 : 89–134. ISSN 2323-5209 .
- ^ Шейнберг, Сьюзен 1979. «Пчелиные девы из гомеровского гимна Гермесу». Гарвардские исследования по классической филологии 83 (1979), стр. 1–28.
- ^ Перейти обратно: а б Харрисон (1922) , с. 442.
- ^ Г. В. Элдеркин (1939) «Пчела Артемиды» Американский филологический журнал 60 стр. 203–213
- ^ Нойштадт, Эрнст 1906. De Jove cretico (диссертация, Берлин). В главе 3 «О богине Мелиссе» рассказывается о богинях-пчелах и жрицах-пчелах на Крите.
- ^ «Мелисей» . Проект Теой . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ Стив Руд (6 апреля 2006 г.). Путеводитель пингвинов по суевериям Британии и Ирландии . Пингвин Букс Лимитед. п. 128. ИСБН 978-0-14-194162-2 .
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Харрисон, Джейн Эллен (1922) [1903]. Пролегомены к изучению греческой религии (3-е изд.). стр. 91 и 442f .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берренс, Доминик (2018): Общественные насекомые в древности. Вклад в представления о природе в греко-римской культуре . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт (Гипомнемата 205).
- Энгельс, Давид/Николай, Карла (ред.), 2008, « Ille operum custos. Культурно-исторический вклад в древнюю символику пчел и ее рецепцию», Хильдесхайм (Georg Olms-press, серия Spudasmata 118).
- Харрисон, Джейн Эллен (2010) [впервые опубликовано в 1903 году]. Пролегомены к изучению греческой религии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511696770 . ISBN 9780511696770 . S2CID 191323024 .
- Джеймс В. Джонсон (апрель 1961 г.), «Эта неоклассическая пчела», Журнал истории идей 22.2 , стр. 262–266. дои : 10.2307/2707837 . JSTOR 2707837 .