Jump to content

Они братья

(Перенаправлено с людей Баганда )
Они братья
Традиционный танец Баганда
Общая численность населения
5,555,319 [ 1 ] [ 2 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Уганда
Языки
Луганда , английский
Религия
Христианство , Африканская традиционная религия , Ислам
Родственные этнические группы
Басога , Багвере и другие народы банту
Красота
Человек OmuПакет
Люди Народ Ганда
Язык OluЛуганда
Страна Бу Ганда

Братья [ 3 ] (эндоним: Баганда ; единственное число Муганда ), также называемые Ваганда , — банту этническая группа , родом из Буганды , субнационального королевства в пределах Уганды . Традиционно состоящие из 52 кланов (хотя после опроса 1993 года официально признаны только 46), баганда являются крупнейшим народом этнической группы банту в Уганде, составляющим 16,5 процента населения на момент переписи 2014 года. [ 2 ] [ 1 ] [ 4 ]

Иногда их называют «Людьми короля» из-за важности короля, или Кабаки , в их обществе. [ 5 ] Ганда насчитывает около 5,56 миллиона человек в Уганде. [ 2 ] [ 5 ] Кроме того, существует значительная диаспора за рубежом с организованными сообществами в Канаде , Южной Африке , Швеции , Великобритании и США . [ 6 ] Традиционно говорят на луганде . По данным переписи населения Уганды 2002 года, 42,7% жителей Баганды — католики , 27,4% — англиканцы ( Церковь Уганды ), 23% — мусульмане и 4,3% — пятидесятники . [ 7 ]

Ранняя история

[ редактировать ]
Телохранитель Кабаки Мутисы I принимает приглашенного Стэнли (1875 г.) (вверху). Дом Баганда (1911 г.) (внизу).
Традиционная одежда мужчин Баганда на церемонии представления.
Традиционная одежда мужчин Баганда на церемонии представления.

Ранняя история Ганды неясна, существуют различные противоречивые традиции относительно их происхождения. Одна традиция утверждает, что они являются потомками легендарного персонажа Кинту , первого человека согласно мифологии Ганда. Говорили, что он женился на Намби, дочери божества-создателя Ггулу . [ 8 ] Родственная традиция гласит, что Кинту пришел с востока, со стороны горы Элгон , и прошел через Бусогу по пути в Буганду. [ 9 ]

Отдельная традиция утверждает, что Ганда являются потомками людей, пришедших с востока или северо-востока около 1300 года. [ 9 ] Согласно традициям, записанным сэром Аполо Кагвой Буганды , выдающимся этнографом , Кинту был первым Мугандой, и, спустившись на Землю в Поди, как говорят, он перешел в Кибиро и, достигнув Кьядондо в современном районе Вакисо в Уганде , приказал Буганде там.

Поскольку ганда являются народом банту, наиболее вероятно, что их корни находятся в регионе между Западной и Центральной Африкой (около территории современного Камеруна), и они прибыли на свое нынешнее место в результате миграции банту . [ 9 ]

Что касается основания Королевства Ганда (Буганда), то наиболее широко признанным считается, что оно было основано Като Кинту. Этот Като Кинту отличается от мифического Кинту, поскольку он обычно считается историческим человеком, который основал Буганду и стал ее первой «Кабакой», приняв имя Кинту в связи с легендой о Кинту, чтобы утвердить свою легитимность как правителя. Ему удалось объединить то, что раньше представляло собой несколько враждующих племен, в сильное королевство. [ 8 ]

Таким образом, к 18 веку ранее доминирующее королевство Буньоро затмило Буганда. Объединив свои усилия в рамках централизованной королевской власти, баганда (народ Буганды) отошел от оборонительных стратегий в сторону экспансии. К середине 19 века Буганда удвоила и удвоила свою территорию, завоевав большую часть Буньоро и став доминирующим государством в регионе. Недавно завоеванные земли передавались вождям, назначаемым королем. Армии Буганды и королевские сборщики налогов быстро путешествовали по всем частям королевства по специально построенным дорогам, пересекавшим ручьи и болота с помощью мостов и виадуков. На озере Виктория (которое ганда называют Нналубале) королевский флот каноэ с выносными опорами под командованием адмирала, который был главой клана двоякодышащих рыб, мог перевозить коммандос Баганда для совершения набегов на любой берег озера.

Прибытие и вмешательство британских колонизаторов

[ редактировать ]

Исследователь Джон Спик, искавший истоки Нила, посетил Буганду в 1860-х годах и вернулся домой в Британию, давая скудный отчет о развитом королевстве банту, которое он нашел в Восточной Африке, и вскоре за ним должны были последовать его коллеги-исследователи, а также колонизаторы. в королевство.

Журналист Генри Мортон Стэнли посетил Буганду в 1875 году и нарисовал хорошую картину силы королевства, а также дал оценку численности войск Буганды.

В 1876 году христианские миссионеры начали приезжать в королевство Буганда, чтобы познакомить жителей Баганды с христианством. Между 1881 и 1890 годами жители Баганды начали принимать ислам и христианство. [ 10 ]

В столице Буганды Стэнли нашел хорошо организованный город с населением около 80 000 человек, окружающий королевский дворец, расположенный на вершине высокого холма. Стена более четырех километров в окружности окружала дворцовый комплекс, заполненный домами с травяными крышами, залами для собраний и складскими постройками. У входа во двор горела королевская гомболола (огонь), который погаснет только после смерти Кабаки. На территории толпились иностранные послы, ищущие аудиенции, вожди, идущие в королевский консультативный совет, гонцы с поручениями и отряд молодых пажей, которые служили Кабаке, готовясь стать будущими вождями. Для связи по королевству гонцы дополнялись барабанными сигналами.

Стэнли насчитал 125 000 солдат, отправившихся в одну кампанию на восток, где флот из 230 военных каноэ ждал, чтобы действовать в качестве вспомогательной военно-морской поддержки.

Мясное рагу Буганда, приготовленное в банановых листьях
Мясное рагу Буганда, приготовленное в банановых листьях

Британцы в своих колониальных предприятиях были очень впечатлены правительством, а также обществом и экономической организацией Буганды, которую они считали самой развитой страной, с которой они когда-либо сталкивались в Восточной Африке, и ставили ее в один ряд с другими высокоразвитыми странами, подобными тем, которые они когда-либо имели. Встречается в Зимбабве и Нигерии.

При Кабаке Мванге II Буганда стала протекторатом в 1894 году. Это продолжалось недолго, и Кабака объявил войну Британии 6 июля 1897 года. Он потерпел поражение в битве при Будду 20 июля того же года. Он бежал в Германскую Восточную Африку, где был арестован и интернирован в Букобе. Позже Кабака сбежали и возглавили повстанческую армию, чтобы вернуть себе королевство, прежде чем снова потерпели поражение в 1898 году и были сосланы на Сейшельские острова. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

Кабаке Мванге II из Буганды была предоставлена ​​​​почти полная автономия и положение повелителя других королевств. Находясь в изгнании, Мванга II был принят в англиканскую церковь и крещен именем Даниери (Даниил). Остаток жизни он провел в ссылке. Он умер в 1903 году в возрасте 35 лет. В 1910 году его останки были репатриированы и захоронены в Касуби. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

Война против Кабака Мванга II обошлась дорого, и новый комиссар Уганды в 1900 году сэр Гарри Х. Джонстон получил приказ создать эффективную администрацию и как можно быстрее взимать налоги. Сэр Джонстон обратился к вождям Буганды с предложениями работы в колониальной администрации в обмен на их сотрудничество. Вожди сделали это, но ожидали, что их интересы (сохранение Буганды как самоуправления, продолжение королевской линии кабаков и обеспечение частного землевладения для себя и своих сторонников) будут соблюдены. После долгих трудных переговоров вожди получили все, что хотели, включая половину всей земли в Буганде. Половина, оставленная британцам как «Земля Короны», позже оказалась в основном болотом и кустарником.

Культурная организация народа Баганда, известная как Ггомеси.
Культурная организация народа Баганда, известная как Ггомеси.

Соглашение Джонстона в Буганде 1900 года ввело налог на хижины и оружие, назначило вождей сборщиками налогов и свидетельствовало о продолжающемся союзе интересов Великобритании и Баганды. Британцы подписали гораздо менее щедрые договоры с другими королевствами (Торо в 1900 году, Анколе в 1901 году и Буньоро в 1933 году) без предоставления крупномасштабного частного землевладения.

После обретения Угандой независимости в 1962 году королевство было упразднено первым премьер-министром Уганды Милтоном Оботе в 1966 году. После нескольких лет беспорядков при Оботе и диктатора Иди Амина, а также нескольких лет внутренних разногласий среди правящего в Уганде Движения национального сопротивления под руководством Йовери Мусевени. , президент Уганды с 1986 года, королевство было окончательно восстановлено в 1993 году. В настоящее время Буганда является королевской монархией с большой степенью автономии от угандийского государства, хотя напряженность между королевством и страной сохраняется.

Британское правление и протекторат Уганды

[ редактировать ]

Ганда вступили в контакт с британцами в девятнадцатом веке, что привело к широкомасштабным социальным потрясениям в Буганде. Население Ганды, которое, как утверждается, насчитывало три миллиона во время правления Мутисы I (1856–1884), уменьшилось примерно до 1,5 миллиона в результате голода и гражданской войны. К началу 1900-х годов их население сократилось примерно до одного миллиона в результате эпидемии сонной болезни . [ 17 ] Изменения в обществе Буганды, первым крупным изменением стало введение постоянной армии во время правления Мутисы I. [ 18 ] были ускорены, когда Буганда стала центром недавно сформированного Протектората Уганды в составе Британской империи в 1894 году. Земля, которая ранее принадлежала исключительно Кабака , была разделена между Кабака и вождями племен. Многие старые родовые могильники, ранее считавшиеся священными, были осквернены. [ 19 ]

Культура и социальная структура

[ редактировать ]
Люди Баганда в своей культурной одежде. Мужчины надевают Канзу, а дамы Ггомиси.

Социальная организация Ганда делала упор на происхождение по мужскому признаку. Четыре или пять поколений потомков одного человека, связанных предками мужского пола, составляли отцовскую линию. Группа родственных линий составляла клан. Лидеры кланов могли созвать совет глав родословных, и решения совета затрагивали все родословные внутри клана. Многие из этих решений регулировали брак, который всегда заключался между двумя разными линиями, образуя важные социальные и политические союзы для мужчин обеих линий. Лидеры родословных и кланов также помогали поддерживать эффективные методы землепользования и внушали гордость группе посредством церемоний и воспоминаний о предках.

Большинство линий передачи поддерживали связи с родной территорией (обутака) внутри более крупной территории клана, но члены линии не обязательно жили на земле бутака. Мужчины одной линии часто составляли ядро ​​деревни; их жены, дети и родственники мужа присоединились к деревне. Люди могли свободно уехать, если они разочаровались в местном лидере, и поселиться у других родственников или родственников мужа, и они часто так и делали.

По состоянию на 2009 год в королевстве насчитывается как минимум пятьдесят два (52) признанных клана, и как минимум еще четыре претендуют на статус клана. Внутри этой группы кланов есть четыре отдельные подгруппы, которые отражают исторические волны иммиграции в Буганду. [ 20 ] [ 21 ]

Семейная жизнь

[ редактировать ]
Культурной формой развлечения и общения Баганда являются барабаны.
Культурной формой развлечения и общения Баганда являются барабаны.

Семью в Буганде часто называют микрокосмом королевства. Отца почитают и повинуются как главу семьи. Его решения, как правило, не подвергаются сомнению. Социальный статус мужчины определяется теми, с кем он устанавливает покровительско-клиентские отношения, и одним из лучших средств обеспечения этих отношений являются дети. Детей Баганды, некоторым из которых всего три года, отправляют жить в дома своих социальных начальников, чтобы укрепить узы лояльности между родителями и предоставить своим детям возможности для социальной мобильности. Даже в 1980-е годы считалось, что дети Баганды психологически лучше подготовлены к взрослой жизни, если они в молодом возрасте несколько лет жили вдали от своих родителей.

Баганда еще в очень молодом возрасте осознает, что их начальство тоже живет в мире правил. Социальные правила требуют, чтобы мужчина делился своим богатством, предлагая гостеприимство, и это правило более строго применяется к людям с более высоким статусом. От начальства также ожидается бесстрастность, достоинство, самодисциплина и уверенность в себе, и принятие этих манер иногда увеличивает шансы мужчины на успех.

Авторитарный контроль - важная тема культуры Ганда. В доколониальные времена повиновение королю было вопросом жизни и смерти. Однако второй важной темой культуры Ганда является акцент на индивидуальных достижениях. Будущее человека не полностью определяется статусом при рождении. Вместо этого люди сколачивают свое состояние упорным трудом, а также тщательным выбором друзей, союзников и покровителей.

Культура Ганда легче переносит социальное разнообразие, чем многие другие африканские общества. Еще до прихода европейцев во многих деревнях Ганда проживали жители из-за пределов Буганды. Некоторые прибыли в регион в качестве рабов, но к началу 20 века многие рабочие-мигранты из других стран остались в Буганде, чтобы заниматься сельским хозяйством. Брак с не-багандой был довольно распространенным явлением, и многие браки баганда заканчивались разводом. По оценкам официальных лиц Уганды, после обретения независимости от одной трети до половины всех взрослых вступают в брак более одного раза в течение своей жизни. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Баганда после обретения независимости/после 1962 года

[ редактировать ]

После обретения Угандой независимости в 1962 году королевство было упразднено первым премьер-министром Уганды Милтоном Оботе в 1966 году. После нескольких лет беспорядков при Оботе и диктатора Иди Амина, а также нескольких лет внутренних разногласий среди правящего в Уганде Движения национального сопротивления под руководством Йовери Мусевени, Президент Уганды с 1986 года, окончательно королевство было восстановлено в 1993 году. теперь это королевство-монархия с большой степенью автономии от государства Уганда, хотя напряженность между королевством и правительством Уганды продолжает оставаться определяющей чертой политики Уганды. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

С момента восстановления королевства в 1993 году королем Буганды, известным как Кабака, был Мувенда Мутеби II. Он признан тридцать шестым Кабакой Буганды. Нынешняя королева, известная как Королева, - королева Сильвия Наггинда. [ 28 ]

Кабака Мванга II был последним могущественным Кабакой Буганды. После его правления влияние Королевства Буганда в регионе значительно ослабло. Кабака Мванга II был предан некоторыми из его доверенных лиц Менго , которые сотрудничали с колониальным британским Базунгу для изгнания Кабака на Сейшельские острова , где он позже умер в одиночестве. Именно при этих обстоятельствах Земля Буганда была разделена между регентами и британскими колонизаторами от имени королевы Соединенного Королевства .

  1. ^ Перейти обратно: а б «Уганда» . Всемирный справочник меньшинств и коренных народов . Международная группа по правам меньшинств. Июнь 2019 года . Проверено 23 июня 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Перепись населения и жилищного фонда Уганды 2014 г. – Основной отчет» (PDF) . Статистическое бюро Уганды. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2017 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
  3. ^ «Ганда» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  4. ^ Сарагоса, Джордж Инглиш. «БАГАНДА ПИПЛ» . АФРИКА 101 ПОСЛЕДНИЕ племена .
  5. ^ Перейти обратно: а б «Баганда» . Страны и их культуры . Архивировано из оригинала 29 июля 2010 года . Проверено 22 июля 2010 г.
  6. ^ Мукаса Э. Ссемакула. «Диаспора » Буганды Домашняя страница Архивировано из оригинала 19 августа. Получено 22 июля.
  7. ^ «Состав населения» (PDF) . ubos.org . Проверено 7 августа 2023 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Мукаса Э. Ссемакула. «Основание Буганды » Буганды Домашняя страница Архивировано из оригинала 11 ноября . Получено 24 июля.
  9. ^ Перейти обратно: а б с «Народ баганда в Уганде: культура, история и традиции народа баганда в Уганде» . Путеводитель по Уганде . Проверено 24 июля 2010 г.
  10. ^ «Веб-архив УВКБ ООН» .
  11. ^ «Мванга | король Буганды» . Британская энциклопедия . Проверено 31 мая 2021 г.
  12. ^ «Кабака изгнан, поскольку Буганда призывает к независимости» . Ежедневный монитор . Проверено 31 мая 2021 г.
  13. ^ «Кризис в Уганде, 1966 год» . www.buganda.com . Архивировано из оригинала 24 марта 2010 г. Проверено 31 мая 2021 г.
  14. ^ «Четыре Кабака, похороненные в Касуби» . www.kasubitombs.org . Проверено 31 мая 2021 г.
  15. ^ «Гробницы Кабака - Гробницы Касуби | Туры по королевству Буганда» . Достигните глобального сафари . 15 августа 2019 г. Проверено 31 мая 2021 г.
  16. ^ Бриерли, Джин (1988). «Мутеса, миссионеры и обращение христиан в Буганде». Международный журнал африканских исторических исследований . 21 (4): 601–618. дои : 10.2307/219743 . JSTOR   219743 .
  17. ^ Роско, стр. 6
  18. ^ Роско, стр. 2
  19. ^ Роско, с. 2
  20. ^ «Знакомство с культурой Уганды» (PDF) .
  21. ^ Касфир, Нельсон (2020). «Восстановление правительства Королевства Буганда 1986–2014 гг.: Культура, непредвиденные обстоятельства, ограничения». Журнал современных африканских исследований . 57 (4): 519–540. дои : 10.1017/S0022278X1900048X . S2CID   213628762 .
  22. ^ Мусиси, Б. Наканьике (1991). «Женщины, «элитная полигиния» и формирование государства Буганда». Знаки . 16 (4): 757–786. дои : 10.1086/494702 . JSTOR   3174572 . S2CID   143149213 .
  23. ^ «Культура БАГАНДА | Путеводитель по Уганде» . 7 августа 2014 года . Проверено 31 мая 2021 г.
  24. ^ «Буганда | Восточноафриканское королевство» . Британская энциклопедия . Проверено 31 мая 2021 г.
  25. ^ «ВРАЖДЕБНЫЙ ДЕМОКРАТИИ» . www.hrw.org . Проверено 1 июня 2021 г.
  26. ^ Ланкастер, Энди (2012). «Разногласия по поводу этнической принадлежности в политике Уганды до и после обретения независимости» . Электронные международные отношения .
  27. ^ Ньеко, Балам (2021). «ПРЕПОСЫЛКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В ПОСТАМИНОВОЙ УГАНДЕ» (PDF) . Уфахаму . 15 (3): 11–32.
  28. ^ Голоба-Мутеби, Фредерик (2008). «Коллапс, война и реконструкция в Уганде: аналитический рассказ о государственном строительстве» (PDF) . Рабочие документы кризисных состояний . Серия № 2. № 27. eISSN   1749-1800 . ISSN   1749-1797 .
Источники
  • Роско, Джон (2005). Баганда: рассказ об их местных обычаях и верованиях . Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер. ISBN  978-1-4179-7538-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 32b4eaf73c4d9f16cca30407691c04c6__1720770840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/c6/32b4eaf73c4d9f16cca30407691c04c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baganda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)