Взаимодействие человека с насекомыми
Взаимодействие человека с насекомыми включает в себя как широкое разнообразие применений, будь то практических (например, для продуктов питания, текстиля и красителей) или символических (например, в искусстве, музыке и литературе), а также негативных взаимодействий, включая повреждение сельскохозяйственных культур и обширные усилия по борьбе с насекомыми-вредителями. .
В академических кругах взаимодействие насекомых и общества рассматривалось частично как культурная энтомология , имеющая дело в основном с «развитыми» обществами, и частично как этноэнтомология , имеющая дело в основном с «примитивными» обществами, хотя различие слабое и не основано на теории. Обе академические дисциплины исследуют параллели, связи и влияние насекомых на человеческую популяцию, и наоборот. Они коренятся в антропологии и естествознании , а также в энтомологии , изучении насекомых. Другие виды культурного использования насекомых, такие как биомимикрия , не обязательно входят в рамки этих академических дисциплин.
В более общем плане люди широко используют насекомых, как практические, так и символические. С другой стороны, отношение к насекомым зачастую негативное, и предпринимаются значительные усилия по их уничтожению. Широкое использование инсектицидов не смогло уничтожить ни одного насекомого-вредителя , но вызвало устойчивость к широко используемым химикатам у тысяч видов насекомых.
Практическое использование включает в себя пищу , медицину , ценный текстильный шелк , красители, такие как кармин , науку, где плодовая мушка является важным модельным организмом в генетике , а также войну , где насекомые успешно использовались во время Второй мировой войны. распространять болезни среди населения противника. Одно насекомое, медоносная пчела , дает мед , пыльцу , маточное молочко , прополис и противовоспалительный пептид мелиттин ; в некоторых обществах его личинки тоже едят. Медицинское использование насекомых включает терапию личинками для обработки ран . В слюне кровососущих насекомых идентифицировано более тысячи семейств белков; они могут обеспечить полезные лекарства, такие как антикоагулянты, сосудорасширяющие средства , антигистаминные препараты и анестетики .
Символическое использование включает роли в искусстве , музыке (во многих песнях с участием насекомых ), кино , литературе , религии и мифологии. насекомых Костюмы используются в театральных постановках, надеваются на вечеринки и карнавалы.
Контекст
[ редактировать ]Культура
[ редактировать ]Культура состоит из социального поведения и норм, существующих в человеческих обществах и передаваемых посредством социального обучения . Культурные универсалии во всех человеческих обществах включают такие выразительные формы, как искусство , музыка , танец , ритуалы , религия и технологии, такие как использование инструментов , приготовление пищи , жилье и одежда . Понятие материальной культуры охватывает физические выражения, такие как технология, архитектура и искусство, тогда как нематериальная культура включает в себя принципы социальной организации , мифологию , философию , литературу и науку . [ 1 ] В этой статье описывается роль, которую играли насекомые в человеческой культуре, определяемая таким образом.
Культурная энтомология и этноэнтомология
[ редактировать ]Этноэнтомология развивалась с 19 века благодаря ранним работам таких авторов, как Альфред Рассел Уоллес (1852 г.) и Генри Уолтер Бейтс (1862 г.). Ханса Цинссера Классическая книга «Крысы, вши и история» (1935) показала, что насекомые были важной силой в истории человечества. Такие писатели, как Уильям Мортон Уиллер , Морис Метерлинк и Жан Анри Фабр, описывали жизнь насекомых и передавали их значение людям «с воображением и блеском». Книга Фредерика Саймона Боденхаймера « Насекомые как пища человека » (1951) привлекла внимание к масштабам и потенциалу энтомофагии и показала положительные стороны насекомых. Еда — наиболее изучаемая тема в этноэнтомологии, за ней следуют медицина и пчеловодство . [ 2 ]
В 1968 году Эрвин Шимичек объявил культурную энтомологию отраслью исследований насекомых в обзоре роли, которую насекомые играли в фольклоре и культуре, включая религию , еду, медицину и искусство. [ 3 ] В 1984 году Чарльз Хог Хога освещал эту тему на английском языке, а с 1994 по 1997 год «Дайджест культурной энтомологии» служил форумом в этой области. [ 4 ] [ 5 ] Хог утверждал, что «люди тратят свою интеллектуальную энергию на три основные области деятельности: выживание, использование практического обучения (применение технологий); поиск чистого знания посредством индуктивных умственных процессов (наука); и стремление к просветлению, чтобы испытать удовольствие посредством эстетических упражнений, которые можно назвать «гуманитарными науками». Энтомология уже давно занимается вопросами выживания ( экономическая энтомология ) и научными исследованиями (академическая энтомология), но отрасль исследований, которая изучает влияние насекомых (и других наземных членистоногих, включая паукообразных и многоножек ) в литературе, языке, музыке, искусстве. «Интерпретационная история, религия и отдых стали признаны как отдельная область» только благодаря работе Шимичека. [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] Хог обозначил границы этой области, сказав: «Повествовательная история науки энтомологии не является частью культурной энтомологии, тогда как влияние насекомых на общую историю можно было бы считать культурной энтомологией». [ 8 ] Он добавил: «Поскольку термин «культурный» имеет узкое определение, некоторые аспекты, обычно включаемые в исследования человеческого общества, исключаются». [ 8 ]
Даррелл Аддисон Поузи, отмечая, что границу между культурной энтомологией и этноэнтомологией провести трудно, цитирует Хога, ограничивающего культурную энтомологию влиянием насекомых на «сущность человечества, выраженную в искусстве и гуманитарных науках». Поузи далее отмечает, что культурная антропология обычно ограничивается изучением «развитых», индустриализированных и грамотных обществ, тогда как этноэнтомология изучает «энтомологические проблемы «примитивных» или «нецивилизованных» обществ». Поузи сразу заявляет, что разделение является искусственным, полным неоправданной предвзятости «мы/они». [ 2 ] Брайан Моррис аналогичным образом критикует то, как антропологи относятся к незападному отношению к природе как к монадическому и спиритуалистическому, и противопоставляет это «гностически » упрощенному подходу к западному, часто 17-го века, механистическому подходу. Моррис считает это «совершенно бесполезным, если не вводящим в заблуждение», и вместо этого предлагает свое собственное исследование множества способов, которыми жители Малави относятся к насекомым и другим животным: «прагматичное, интеллектуальное, реалистическое, практическое, эстетическое, символическое и сакраментальное». [ 9 ]
Преимущества и затраты
[ редактировать ]Экосистемные услуги насекомых
[ редактировать ]В отчете « Оценка экосистем на пороге тысячелетия определяются » (MEA) за 2005 год экосистемные услуги как выгоды, которые люди получают от экосистем, и выделяются четыре категории: обеспечивающие, регулирующие, поддерживающие и культурные. Фундаментальный принцип заключается в том, что влияние некоторых членистоногих на человека хорошо изучено (например, медоносные пчелы, муравьи , комары и пауки ). Однако насекомые предлагают экологические товары и услуги . [ 10 ] Общество Ксерцес подсчитывает экономическое воздействие четырех экологических услуг, оказываемых насекомыми: опыление, рекреация (т.е. «важность насекомых для охоты , рыбалки и наблюдения за дикой природой, включая наблюдение за птицами »), захоронение навоза и борьба с вредителями . Стоимость по всему миру оценивается в 153 миллиарда долларов. [ 11 ] Как эксперт по муравьям [ 12 ] Э.О. Уилсон заметил: «Если бы все человечество исчезло, мир вернулся бы к богатому состоянию равновесия, которое существовало десять тысяч лет назад. Если бы насекомые исчезли, окружающая среда погрузилась бы в хаос». [ 13 ] В сюжете «Нова» Американской службы общественного вещания отношения с насекомыми представлены в городском контексте: «Нам, людям, нравится думать, что мы управляем миром. Но даже в самом сердце наших великих городов процветает конкурирующая сверхдержава… Эти крошечные существа живут вокруг нас в огромных количествах, хотя мы их почти не замечаем. Но во многом именно они действительно правят всем. [ 14 ] Газета Washington Post заявила: «Мы слепо следуем во многих аспектах охраны окружающей среды, и именно поэтому мы так удивляемся, когда такие виды, как медоносные пчелы, начинают погибать или насекомое, которое нам не нужно, азиатский тигровый комар или Огненный муравей появляется среди нас. Другими словами: начните думать об ошибках». [ 15 ]
Вредители и пропаганда
[ редактировать ]Отношение людей к насекомым зачастую негативное, подкрепленное сенсациями в средствах массовой информации. [ 16 ] Это привело к появлению общества, которое пытается исключить насекомых из повседневной жизни. [ 17 ] Например, почти 75 миллионов фунтов инсектицидов широкого спектра действия ежегодно производятся и продаются для использования в американских домах и садах. Годовой доход от продажи инсектицидов домовладельцам в 2004 году превысил 450 миллионов долларов. Из примерно миллиона видов насекомых, описанных на данный момент, не более 1000 можно считать серьезными вредителями , а менее 10 000 (около 1%) являются даже случайными вредителями. . [ 17 ] Однако ни один вид насекомых не был полностью уничтожен с помощью пестицидов. Вместо этого, по крайней мере, 1000 видов развили устойчивость к пестицидам в полевых условиях, и огромный вред был нанесен полезным насекомым, включая опылителей, таких как пчелы. [ 18 ]
Во время Холодной войны страны Варшавского договора развернули широкомасштабную войну против картофельного жука , обвиняя в завозе этого вида из Америки ЦРУ , демонизируя этот вид на пропагандистских плакатах и призывая детей собирать жуков и убивать их. [ 19 ]
Практическое использование
[ редактировать ]В качестве еды
[ редактировать ]Энтомофагия – поедание насекомых. Многие съедобные насекомые считаются кулинарным деликатесом в некоторых обществах по всему миру, а книга Фредерика Саймона Боденхаймера « Насекомые как пища человека » (1951) привлекла внимание к масштабам и потенциалу энтомофагии, но в других обществах эта практика необычна и даже табуирована. Иногда насекомые считаются пригодными только для бедных стран третьего мира, но в 1975 году Виктор Мейер-Рохов предположил, что насекомые могут помочь облегчить будущую глобальную нехватку продовольствия, и выступил за изменение отношения Запада к культурам, в которых насекомые ценились как продукт питания. [ 20 ] П. Дж. Галлан и П. С. Крэнстон считали, что решением этой проблемы может быть маркетинг блюд из насекомых как достаточно экзотических и дорогостоящих, чтобы сделать их приемлемыми. Они также отмечают, что некоторые общества в странах Африки к югу от Сахары предпочитают гусениц говядине, в то время как Чакраворти и др. (2011) [ 21 ] отметим, что пищевые насекомые (высоко ценимые в Северо-Восточной Индии) стоят дороже мяса. Экономика, то есть затраты на сбор пищевых насекомых и деньги, полученные от продажи таких насекомых, были изучены в условиях Лаоса Мейером-Рочоу и др. (2008). [ 22 ] ищут личинки муравьев и яйца кориксидов водяных лодочников как разновидность икры В Мексике гурманы . В провинции Гуандун водяные жуки стоят достаточно дорого, чтобы их можно было выращивать. Особенно высокие цены в Таиланде стоят за гигантского водяного клопа Lethocerus indicus . [ 23 ]
К насекомым, используемым в пищу, относятся личинки и куколки медоносных пчел. [ 24 ] [ 25 ] черви мопани , [ 26 ] шелкопряды , [ 27 ] Черви Магуи , [ 28 ] Ведьминские личинки , [ 29 ] сверчки, [ 30 ] кузнечики [ 31 ] и саранча . [ 32 ] В Таиланде 20 000 фермеров выращивают сверчков, производя около 7 500 тонн в год. [ 33 ]
В медицине
[ редактировать ]Насекомые использовались в медицинских целях в культурах по всему миру, часто в соответствии с Доктриной подписей . Так, бедренные кости кузнечиков, которые, как говорили, напоминали человеческую печень, использовались коренными народами Мексики для лечения заболеваний печени. [ 34 ] Эта доктрина применялась как в традиционной китайской медицине (ТКМ), так и в аюрведе . ТКМ использует членистоногих для различных целей; например, многоножку используют для лечения столбняка, судорог и конвульсий, [ 35 ] в то время как китайский черный горный муравей, Polyrhachis vicina , используется в качестве лекарства для всех, особенно для пожилых людей, а его экстракты исследовались как возможное противораковое средство. [ 36 ] Аюрведа использует насекомых, таких как термиты, при таких состояниях, как язвы, ревматические заболевания, анемия и боль. Личинки листовертки ятрофы . используются в вареном виде, чтобы вызвать лактацию, снизить температуру и успокоить желудочно-кишечный тракт [ 21 ] [ 37 ] Напротив, традиционная медицина от насекомых в Африке является локальной и неформализованной. [ 37 ] Коренные народы Центральной Америки использовали в лечебных целях самых разных насекомых. Майя использовали армейских муравьев- солдат в качестве живых швов . [ 34 ] Яд красного муравья-жнеца использовался для лечения ревматизма , артрита и полиомиелита посредством иммунной реакции, вызванной его укусом. [ 34 ] Вареные куколки тутового шелкопряда принимали для лечения апоплексии , афазии, бронхита , пневмонии , судорог, кровотечений и частого мочеиспускания. [ 34 ]
Продукты медоносных пчел используются в медицинских целях в апитерапии в Азии, Европе, Африке, Австралии и Америке, несмотря на то, что медоносные пчелы не были завезены в Америку до колонизации Испанией и Португалией. Они, безусловно, являются наиболее распространенным лекарственным средством от насекомых как исторически, так и в настоящее время, и наиболее часто упоминаемым из них является мед . [ 37 ] Его можно наносить на кожу для лечения чрезмерных рубцов, сыпи и ожогов. [ 38 ] и как глазную припарку для лечения инфекции. [ 21 ] Мед принимают при проблемах с пищеварением и как общеукрепляющее средство. Его принимают горячим при простуде , кашле , инфекциях горла, ларингите , туберкулезе и заболеваниях легких. [ 34 ] Апитоксин (медоносный пчелиный яд) применяется при прямом укусе для облегчения артрита, ревматизма, полиневрита и астмы . [ 34 ] Прополис , смолистая восковая смесь, собираемая медоносными пчелами и используемая в качестве изолятора и герметика улья, часто употребляется женщинами в период менопаузы из-за высокого содержания в нем гормонов . Говорят, что он обладает антибиотическими, анестезирующими и противовоспалительными свойствами. [ 34 ] Маточное молочко применяется для лечения анемии , язв желудочно-кишечного тракта , атеросклероза, гипо- и гипертонии , а также угнетения полового либидо . [ 34 ] Наконец, пергу или пчелиную пыльцу едят как общеукрепляющее средство для здоровья, и говорят, что она помогает лечить как внутренние, так и внешние инфекции. [ 34 ] Один из основных пептидов пчелиного яда, мелиттин , потенциально может лечить воспаления у больных ревматоидным артритом и рассеянным склерозом . [ 39 ]
Рост инфекций , устойчивых к антибиотикам, побудил фармацевтические исследования новых ресурсов, в том числе членистоногих. [ 40 ]
Терапия личинками использует личинки мясных мух ран для очистки . [ 41 ]
Кантаридин , вызывающее волдыри масло, обнаруженное у нескольких семейств жуков, имеющих расплывчатое общее название «Шпанская муха», в некоторых обществах использовалось в качестве афродизиака . [ 39 ]
Кровопитающие насекомые, такие как клещи , слепни и комары , вводят в свою добычу множество биологически активных соединений. Эти насекомые уже давно используются практиками восточной медицины для предотвращения образования тромбов или тромбозов, что предполагает возможное применение в научной медицине. [ 42 ] Со слюной организмов, питающихся кровью, связано более 1280 семейств белков, включая ингибиторы агрегации тромбоцитов, АДФ, арахидоновую кислоту , тромбин , ПАФ, антикоагулянты, вазодилататоры , вазоконстрикторы , антигистаминные препараты , блокаторы натриевых каналов, ингибиторы комплемента, порообразователи, ингибиторы ангиогенез, анестетики , AMP и молекулы распознавания микробных образов, а также усилители/активаторы паразитов. [ 39 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
В науке и технике
[ редактировать ]Насекомые играют важную роль в биологических исследованиях. Из-за небольших размеров, короткого времени генерации и высокой плодовитости обыкновенная плодовая мушка Drosophila melanogaster была выбрана в качестве модельного организма для изучения генетики высших эукариот . D. melanogaster сыграл важную роль в исследованиях таких принципов, как генетическое сцепление , взаимодействие между генами , хромосомная генетика, эволюционная биология развития , поведение животных и эволюция . Поскольку генетические системы у эукариот хорошо консервативны, понимание основных клеточных процессов, таких как ДНК репликация или транскрипция у плодовых мух, помогает ученым понять эти процессы у других эукариот, включая человека. [ 46 ] Геном 2000 году, что был D. melanogaster секвенирован в отражает важную роль плодовой мухи в биологических исследованиях. 70% генома мухи сходно с геномом человека, что подтверждает дарвиновскую теорию эволюции от единого происхождения жизни . [ 47 ]
Некоторые полужесткокрылые используются для производства красителей , таких как кармин (также называемый кошениль ). Щитовка Dactylopius coccus производит блестящую карминовую кислоту красного цвета для отпугивания хищников . Для производства килограмма (2,2 фунта) красителя из кошенили необходимо до 100 000 щитовок. [ 48 ] [ 49 ]
Столь же огромное количество лаковых жуков необходимо для изготовления килограмма шеллака , краски для нанесения кистью и отделки дерева. [ 50 ] Дополнительное использование этого традиционного продукта включает нанесение воска на цитрусовые для продления срока их хранения, а также покрытие таблеток для их защиты от влаги, обеспечения медленного высвобождения или маскировки вкуса горьких ингредиентов. [ 51 ]
Кермес — красный краситель из высушенных тел самок щитовки рода Кермес , преимущественно Kermes vermilio . Кермес родом из Средиземноморья и живет за счет сока дуба кермес . Древние греки и римляне использовали их в качестве красной краски. Краситель кермес имеет насыщенный красный цвет и обладает хорошей стойкостью цвета на шелке и шерсти. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]
Атрибуты насекомых иногда имитируются в архитектуре , как, например, в Центре Истгейт в Хараре , где используется пассивное охлаждение, сохраняющее тепло утром и выпускающее его в теплое время дня. [ 57 ] Целью этой биомимикрии является структура термитов, таких как Macrotermes michaelseni, которые эффективно охлаждают гнезда этих социальных насекомых. [ 58 ] [ 59 ] Свойства пустынного жука Намиб , экзоскелета в частности его надкрылья ( надкрылья ), имеющие выступы с гидрофильными (притягивающими воду) кончиками и гидрофобными (отводящими воду) сторонами, были имитированы в пленочном покрытии, разработанном для Великобритании Министерство обороны , для захвата воды в засушливых регионах. [ 60 ] [ 61 ]
В текстиле
[ редактировать ]Шелкопряды, гусеницы и куколки бабочки Bombyx mori , выращивались для производства шелка в Китае, начиная с периода неолита Яншао , ок. 5000 г. до н.э. [ 62 ] [ 63 ] Производство распространилось в Индию к 140 году нашей эры. [ 64 ] Гусеницы питаются листьями шелковицы . Кокон, образующийся после четвертой линьки, покрыт непрерывной нитью белка шелка фиброина , склеенной серицином . При традиционном процессе жвачку удаляют путем замачивания в горячей воде, а затем шелк разматывают из кокона и наматывают на катушку. Нити сплетаются вместе, чтобы получить шелковую нить. [ 65 ] Торговля шелком между Китаем и странами к западу от него началась в древние времена, когда шелк был известен по египетской мумии 1070 г. до н. э., а позже – древним грекам и римлянам. Шелковый путь, ведущий на запад из Китая, был открыт во 2 веке нашей эры, что способствовало развитию торговли шелком и другими товарами. [ 66 ]
В войне
[ редактировать ]Попытки использования насекомых в войне, возможно, были предприняты в средние века или раньше, но впервые систематические исследования были проведены несколькими странами в 20 веке. японской армии Он был применен на практике подразделением 731 во время нападений на Китай во время Второй мировой войны , в результате чего погибло почти 500 000 китайцев от блох, зараженных чумой , и мух, зараженных холерой . [ 67 ] [ 68 ] Также во время Второй мировой войны французы и немцы изучали возможность использования колорадских жуков для уничтожения посевов картофеля противника. [ 69 ] Во время холодной войны армия США рассматривала возможность использования комаров желтой лихорадки для нападения на советские города. [ 67 ]
Символическое использование
[ редактировать ]
В мифологии и фольклоре
[ редактировать ]Насекомые появились в мифологии всего мира с древних времен. Среди групп насекомых, фигурирующих в мифах, — пчела , бабочка , цикада , муха , стрекоза , богомол и жук-скарабей . Жуки-скарабеи имели религиозную и культурную символику в Старом Египте , Греции и некоторых шаманских культурах Старого Света. Древние китайцы считали цикад символом возрождения или бессмертия. [ 23 ] [ 70 ] В гомеровском «Гимне Афродите » богиня Афродита пересказывает легенду о том, как Эос , богиня зари, просила Зевса позволить ее возлюбленному Тифону жить вечно как бессмертному . [ 71 ] Зевс удовлетворил ее просьбу, но, поскольку Эос забыла попросить его также сделать Тифона нестареющим, Тифон не умер, но состарился. [ 71 ] В конце концов он стал настолько крошечным и сморщенным, что превратился в первую цикаду. [ 71 ]
В древней шумерской поэме муха помогает богине Инанне, когда ее мужа Думузида преследуют галлы- демоны. [ 72 ] Мухи также появляются на древневавилонских печатях как символы Нергала , бога смерти. [ 72 ] в форме мухи а бусы из лазурита часто носили представители многих различных культур древней Месопотамии , наряду с другими видами украшений из мух. [ 72 ] Аккадский стрекоз эпос о Гильгамеше содержит намеки на , обозначающие невозможность бессмертия. [ 23 ] [ 70 ]
У народа аррернте в Австралии медовые муравьи и ведьминские личинки служили личными клановыми тотемами. В случае с бушменами сан из Калахари именно богомол имеет большое культурное значение, включая созидание и дзен-терпение в ожидании. [ 23 ] [ 70 ] : 9
Насекомые фигурируют в фольклоре всего мира. В Китае фермеры традиционно регулировали посев сельскохозяйственных культур в соответствии с « Пробуждением насекомых» , когда температурные изменения и муссонные дожди выводят насекомых из спячки. Большинство обычаев «пробуждения» связаны с употреблением в пищу таких закусок, как блины, сушеная фасоль, груши и жареная кукуруза, символизирующих вредных насекомых в поле. [ 73 ]
В районе Великих озер США ежегодно проводится Фестиваль шерстистого медведя , который отмечается уже более 40 лет. Личинки вида Pyrrharctia isabella (широко известные как тигровая моль изабелла) с 13 отдельными сегментами черного и красновато-коричневого цвета имеют в народном фольклоре репутацию способности предсказывать предстоящую зимнюю погоду. [ 74 ]
Существует распространенное заблуждение, что тараканы являются серьезными переносчиками болезней, но, хотя они могут переносить бактерии, они не улетают далеко, не кусаются и не жалят. [ 75 ] [ 76 ] Их панцири содержат белок арилфорин , вызывающий астму и другие респираторные заболевания. [ 77 ]
Среди глубоководных рыбаков Гринока в Шотландии существует поверье, что если муха упадет в стакан, из которого человек пил или собирается пить, это верная примета для пьющего. [ 78 ]
Многие люди верят городскому мифу о том, что у длинноногого папы ( Opiliones ) самый ядовитый укус в мире пауков, но его клыки слишком малы, чтобы пробить человеческую кожу. Это неверно по нескольким причинам. Ни у одного из известных видов сенокосцев нет ядовитых желез; их хелицеры представляют собой не полые клыки, а цепкие когти, которые обычно очень маленькие и определенно недостаточно сильные, чтобы прорвать человеческую кожу. [ 79 ] [ 80 ]
В Японии появление светлячков и жуков-носорогов означает ожидаемую смену времен года. [ 81 ]
В религии
[ редактировать ]В бразильской Амазонии представители языковой семьи тупи-гуарани было замечено, что использовали муравьев Pachycondyla commutata во время женских церемоний посвящения и прописывали укусы видов Pseudomyrmex . при лихорадке и головных болях. [ 82 ]
Красный муравей-жнец Pogonomyrmex Californicus на протяжении сотен лет широко использовался уроженцами Южной Калифорнии и Северной Мексики в церемониях, проводимых с целью помочь членам племени обрести духовных помощников посредством галлюцинаций. Во время ритуала молодых людей отсылают из племени, и они поедают большое количество живых непережеванных муравьев под присмотром пожилого члена племени. Проглатывание муравьев должно привести к длительному состоянию бессознательного состояния, в котором появляются помощники во сне и служат союзниками сновидца до конца его жизни. [ 83 ]
В искусстве
[ редактировать ]И символическая форма, и фактическое тело насекомых использовались для украшения людей в древние и современные времена. Постоянной темой древних культур Европы и Ближнего Востока был священный образ пчелы или человека с чертами насекомого. Эти изображения, которые часто называют пчелиной «богиней», были найдены в драгоценных камнях. На драгоценном ониксе из Кносса (древний Крит), датируемом примерно 1500 годом до нашей эры, изображена богиня-пчела с бычьими рогами над головой. В данном случае фигуру окружают собаки с крыльями, скорее всего, олицетворяющие Гекату и Артемиду – богов подземного мира, подобных египетским богам Акеу и Анубису. [ 84 ]
изготовления жуков Искусство – это древняя техника ремесла с использованием переливающихся крыльев жуков, традиционно практикуемая в Таиланде , Мьянме , Индии , Китае и Японии . Кусочки жуков используются в качестве украшения картин, текстиля и ювелирных изделий. В зависимости от региона использовались разные виды крыльев металлических жуков-древоточцев, но традиционно наиболее ценными были крылья жуков, принадлежащих к роду Sternocera . Эта практика пришла из всей Азии и Юго-Восточной Азии, особенно из Таиланда, Мьянмы, Японии, Индии и Китая. В Таиланде в бывших придворных кругах жуками предпочитали украшать одежду (шали и ткань сабаи) и украшения. [ 85 ]
В книге канадского энтомолога Чарльза Говарда Каррана , вышедшей в 1945 году «Насекомые Тихоокеанского мира» , упоминаются женщины из Индии и Шри-Ланки, которые держат длиной 1 + 1 ⁄ 2 Радужные зеленовато-медные жуки вида Chrysochroa ocellata дюйма (38 мм) в качестве домашних животных. Эти живые драгоценности носили в праздничных случаях, вероятно, с небольшой цепочкой, прикрепленной к одной ноге и прикрепленной к одежде, чтобы предотвратить побег. После этого насекомых купали, кормили и помещали в декоративные клетки. Живых жуков с драгоценными камнями также носили и держали в качестве домашних животных в Мексике. [ 86 ]
Бабочки издавна вдохновляли людей своим жизненным циклом, цветом и декоративными узорами. Писатель Владимир Набоков также был известным знатоком бабочек. Он опубликовал и проиллюстрировал многие виды бабочек, заявив:
Я обнаружил в природе те неутилитарные удовольствия, которые искал в искусстве. И то и другое было формой магии, обе были играми сложного волшебства и обмана. [ 87 ]
Именно эстетическая сложность насекомых побудила Набокова отвергнуть естественный отбор . [ 88 ] [ 89 ]
Натуралист Ян Макрей пишет о бабочках:
животное одновременно неуклюжее, хлипкое, странное, прыгучее в полете, но красивое и безмерно симпатичное; оно болезненно преходяще, хотя и способно на экстремальные миграции и трансформации. Такие образы и фразы, как «калейдоскопические нестабильности», «оксюморон сходств», «бунтующие радуги», «видимая тьма» и «души камня» имеют много общего. Они объединяют два термина концептуального противоречия, тем самым способствуя смешиванию того, что должно быть дискретными и взаимоисключающими категориями... Ставя такие вопросы, наука о бабочках, неисчерпаемая, сложная и тонко детализированная область, мало чем отличается от человеческой воображение или сама область литературы. В естественной истории животного мы начинаем ощущать его литературные и художественные возможности. [ 90 ]
Фотограф Кьелл Сандвед провел 25 лет, документируя все 26 символов латинского алфавита, используя узоры крыльев бабочек и мотыльков в качестве «Алфавита бабочек» . [ 91 ]
В 2011 году художница Анна Коллетт создала более 10 000 отдельных керамических насекомых в Ноттингемском замке «Возбуждая рой». Рецензии на выставку представили убедительное повествование для культурной энтомологии: «неожиданное использование материалов, темные оттенки и прямое воздействие тысяч крошечных множеств в пространстве. Выставка была одновременно изысканно красивой и глубоко отталкивающей, и эта странная двойственность была захватывающей». [ 92 ] [ 93 ]
В литературе и кино
[ редактировать ]У древнегреческого драматурга Эсхила овод преследует и мучает Ио , девушку, связанную с луной, за которой постоянно наблюдают глаза пастуха Аргуса, связанного со всеми звездами: «Ио: Ах! Ха! Опять укол, удар жало овода! О земля, земля, шкура, пустая фигура - Аргус - эта злобная тварь - стоглазая. У Уильяма Шекспира , вдохновленного Эсхилом, есть Том о'Бедлам в «Короле Лире» , «которого злодей провел сквозь огонь и пламя, через брод и водоворот, через трясину и трясину», доведенный до безумия постоянным преследованием. [ 94 ] В «Антонии и Клеопатре » Шекспир аналогичным образом сравнивает поспешное отбытие Клеопатры с поля битвы при Актиуме с уходом коровы, преследуемой оводом. [ 95 ] Герберт Уэллс представил гигантских ос в своем романе 1904 года «Пища богов и как она пришла на Землю» . [ 96 ] используя недавно открытые гормоны роста, чтобы придать правдоподобие своей научной фантастике. [ 97 ] Лафкадио Хирна В эссе « Бабочки » анализируется отношение к бабочке в японской литературе , как в прозе, так и в поэзии. Он отмечает, что они часто отсылают к китайским сказкам, например, о молодой женщине, которую бабочки приняли за цветок. Он переводит 22 японских стихотворения хайку о бабочках, в том числе стихотворение мастера хайку Мацуо Басё , которое, как говорят, символизирует счастье весной: «Просыпайся! Просыпайся! Я сделаю тебя своим товарищем, спящая бабочка». [ 98 ]
Писатель Владимир Набоков был сыном профессионального лепидоптеролога и сам интересовался бабочками. [ 99 ] Он написал свой роман «Лолита» во время своих ежегодных поездок по сбору бабочек на запад Соединенных Штатов. [ 100 ] В конце концов он стал ведущим лепидоптерологом. Это отражено в его художественной литературе, где, например, «Дар» посвящает целых две главы (из пяти) рассказу об отце и сыне в экспедиции бабочек. [ 101 ]
К фильмам ужасов с участием насекомых, иногда называемым «фильмами о больших жуках», относится новаторский фильм 1954 года « Они!» с участием гигантских муравьев, мутировавших под воздействием радиации, и «Смертельного богомола» 1957 года . [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ]
Газетная карикатура «Дальняя сторона » использовалась профессором Майклом Бергеттом в качестве учебного пособия на уроках энтомологии ; «Дальняя сторона» и ее автор Гэри Ларсон были отмечены биологом Дейлом Х. Клейтоном, его коллегой, за «огромный вклад», который Ларсон внес в их область посредством своих карикатур. [ 105 ] [ 106 ]
В музыке
[ редактировать ]Сюжетами некоторых популярных и влиятельных музыкальных произведений стали насекомые. Французский эпохи Возрождения композитор Жокен де Пре написал фроттолу под названием «Эль Грилло» ( букв. « Сверчок » ). Это одно из наиболее часто исполняемых его произведений. [ 107 ] Николай Римский-Корсаков написал « Полет шмеля » в 1899–1900 годах в рамках своей оперы «Сказка о царе Салтане» . Произведение является одним из самых узнаваемых произведений классической композиции. Шмель в сказке — это принц , превратившийся в насекомое, чтобы улететь навестить отца. [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] В пьесе, положенной в основу оперы, написанной Александром Пушкиным , изначально было еще две темы насекомых: «Полет комара» и «Полет мухи». [ 111 ] Венгерский композитор Бела Барток он пытался изобразить отчаянные попытки спастись попавшей в паутину мухи объяснил в своем дневнике, что в своей пьесе «Из дневника мухи» для фортепиано («Микрокосмос», том 6/142) . [ 112 ]
Джазовый играет дуэтами с поющими насекомыми , музыкант и философии профессор Дэвид Ротенберг включая цикад, сверчков и жуков. [ 113 ]
В астрономии и космологии
[ редактировать ]В астрономии к созвездиям, названным в честь членистоногих, относятся зодиакальный Скорпион , скорпион, [ 114 ] [ 115 ] и Муска , муха, также известная как Апис, пчела, в глубоком южном небе. Musca, единственное признанное созвездие насекомых, было названо Петром Планциусом в 1597 году. [ 116 ]
«Туманность Жук», также называемая «Туманность Бабочка», является более поздним открытием. Известная как NGC 6302, это одна из самых ярких и популярных звезд во Вселенной, популярная тем, что ее особенности привлекают внимание многих исследователей. Он расположен в созвездии Скорпиона . Она совершенно биполярна, и до недавнего времени центральная звезда была ненаблюдаемой, затуманенной газом, но, по оценкам, она была одной из самых горячих в галактике — 200 000 градусов по Фаренгейту, что, возможно, в 35 раз горячее Солнца. [ 117 ] [ 118 ]
Медоносная пчела играла центральную роль в космологии народа майя . Лепная фигура в храмах Тулума, известная как «Ах Мусен Каб» – Бог-ныряющая пчела – имеет сходство с насекомым в Кодексе Тро-Кортезиана, идентифицированным как пчела. На таких рельефах могли обозначаться города и деревни, производящие мед. Современные авторитеты майя утверждают, что эта фигура также имеет связь с современной космологией. Эксперт по мифологии майя Мигель Анхель Вергара рассказывает, что майя верили, что пчелы пришли с Венеры, «Второго Солнца». Рельеф может указывать на другое «божество насекомых», Сюкс Экс, «осиную звезду» майя. [ 119 ] Майя олицетворяли Венеру в форме бога Кукулькана (также известного как Гукумац и Кетцалькоатль или родственного ему в других частях Мексики), Кетцалькоатль — мезоамериканское божество, чье имя на языке науатль означает «пернатый змей». Культ был первой мезоамериканской религией, преодолевшей лингвистические и этнические разделения старого классического периода. Этот культ способствовал общению и мирной торговле между народами самого разного социального и этнического происхождения. [ 120 ] Хотя изначально культ был сосредоточен в древнем городе Чичен-Ица в современном мексиканском штате Юкатан, он распространился до высокогорья Гватемалы. [ 121 ]
В костюмах
[ редактировать ]Костюмы пчел и других насекомых носят во многих странах на вечеринках, карнавалах и других торжествах. [ 122 ] [ 123 ]
«Ово» — это постановка всемирно известной канадской развлекательной компании Cirque du Soleil , посвященная насекомым . Шоу рассказывает о мире насекомых и его биоразнообразии, в котором они ведут свою повседневную жизнь, пока среди них не появляется таинственное яйцо, поскольку насекомые испытывают благоговение перед этим знаковым объектом, который представляет собой загадку и циклы их жизни. Костюмы представляли собой смесь типов телосложения членистоногих и доспехов супергероев. Лиз Вандал, ведущий художник по костюмам, имеет особую привязанность к миру насекомых: [ 124 ]
Когда я был еще ребенком, я раскладывал камни по двору рядом с фруктовыми деревьями и регулярно поднимал их, чтобы наблюдать за насекомыми, поселившимися под ними. Я гладила гусениц и пускала в дом бабочек. Поэтому, когда я узнал, что OVO был вдохновлен насекомыми, я сразу понял, что у меня прекрасная возможность отдать дань уважения этому величественному миру своими костюмами. Все насекомые прекрасны и совершенны; именно то, что они вызывают у каждого из нас, меняет наше восприятие их». [ 124 ]
Отмеченный наградами видеосериал Webby « Зеленое порно» был создан для демонстрации репродуктивных привычек насекомых. Джоди Шапиро и Рик Гилберт отвечали за воплощение исследований и концепций, задуманных Изабеллой Росселлини, в костюмы из бумаги и пасты, которые непосредственно способствуют уникальному визуальному стилю сериала. Целью создания серии фильмов было создание костюмов, призванных превратить научные исследования в «что-то визуальное и сделать это комичным». [ 125 ]
См. также
[ редактировать ]- Членистоногие в культуре
- Птицы в культуре
- Растения в культуре
- Взаимодействие человека с насекомыми на юге Африки
- Насекомые в этике
- Сбор насекомых
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Масьонис, Джон Дж.; Гербер, Линда Мари (2011). Социология . Пирсон Прентис Холл. п. 53. ИСБН 978-0137001613 . OCLC 652430995 .
- ^ Перейти обратно: а б Поузи, Даррелл Аддисон (1986). «Темы и проблемы этноэнтомологии с некоторыми предложениями по разработке и проверке гипотез в этнобиологии» (PDF) . Журнал этнобиологии . 6 (1): 99–120. Архивировано (PDF) из оригинала 1 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шимичек, Э. (1968). «Насекомые как пища, обычаи, культ и культура». В Хельмке Й.Г.; Старк Д.; Вермут Х. (ред.). Справочник по зоологии . Том 4. Берлинская академия Верлага. стр. 1–62.
- ^ Хог, Чарльз. «Культурная энтомология» . Архивировано из оригинала 17 июня 2012 года . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ «Кто? Что? Почему?» . Дайджест культурной энтомологии. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ Шимичек, Э. (1961). «Значение насекомых для человеческой культуры и экономики в прошлом и настоящем». Стамбульский университет . 908 : 1-48.
- ^ Хог, Чарльз (январь 1987 г.). «Культурная энтомология». Ежегодный обзор энтомологии . 32 : 181–199. дои : 10.1146/annurev.en.32.010187.001145 .
- ^ Перейти обратно: а б Хог, Чарльз. «Культурная энтомология» . Дайджест культурной энтомологии. Архивировано из оригинала 17 июня 2012 года . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ Моррис, 2006.
- ^ Оценка экосистем на пороге тысячелетия (2005 г.). Экосистемы и благополучие человека: синтез (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Island Press. ISBN 1-59726-040-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 31 октября 2019 г. Проверено 7 августа 2014 г.
- ^ Лайман Кирст, Мэриан (29 декабря 2011 г.). «Насекомое – забытые 99%» . Новости Высокой страны . Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ «Биография Эдварда О. Уилсона» . Биография.com. Архивировано из оригинала 7 января 2017 года . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Уилсон, Э.О. (2006). Сотворение: призыв спасти жизнь на Земле . Нортон. ISBN 9780393062175 .
- ^ «Маленькие существа, которые правят миром» . Нова . Дата выхода PBS: 12 августа 1997 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2018 г. Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Хиггинс, Адриан (30 июня 2007 г.). «Спасение Земли с нуля» . 30 июня 2007 года . Вашингтон Пост. Архивировано из оригинала 21 февраля 2018 года . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ Келлерт, СР (1993). «Ценности и представления о беспозвоночных». Биология сохранения . 7 (4): 845–855. дои : 10.1046/j.1523-1739.1993.740845.x .
- ^ Перейти обратно: а б Мейер, Джон (2006). «Глава 18: Насекомые как вредители» . Государственный университет Северной Каролины. Архивировано из оригинала 26 февраля 2012 года . Проверено 22 июля 2012 г.
- ^ Миллер Г.Т. (2004). Поддержание Земли (6-е изд.). Томпсон Обучение. стр. 211–216.
- ^ Синделар, Дейзи (29 апреля 2014 г.). «Что такое «оранжево-черное» и прослушивание Украины?» . Радио Свободная Европа / Радио Свобода . Архивировано из оригинала 17 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
Поводья Украины ослабевают по мере распространения хаоса. Архивировано 23 августа 2017 г. в Wayback Machine , The New York Times (4 мая 2014 г.). - ^ Мейер-Рохов, Виктор Бенно (1975). «Могут ли насекомые помочь облегчить проблему мировой нехватки продовольствия?». Журнал АНЗААС: «Поиск» . 6 (7): 261–262.
- ^ Перейти обратно: а б с Чакраворти Дж., Гош С. и В.Б. Мейер-Рочов. (2011). Практики энтомофагии и энтомотерапии представителей племен ньиши и гало, двух этнических групп штата Аруначал-Прадеш (Северо-Восточная Индия). Журнал этнобиологии и этномедицины 7 (5)
- ^ Мейер-Рочов В.Б., Нонака К., Булидам С. (2008) Больше боятся, чем почитают: насекомые и их влияние на человеческое общество (с конкретными данными о важности энтомофагии в условиях Лаоса. Entomologie Heute 20: 3–25).
- ^ Перейти обратно: а б с д Гуллан, Пи Джей; Крэнстон, PS (2009). Насекомые: Очерк энтомологии . Джон Уайли и сыновья. стр. 100-1 9–13. ISBN 978-1-4051-4457-5 .
- ^ Холланд, Дженнифер (14 мая 2013 г.). «ООН призывает есть насекомых: 8 популярных насекомых, которые стоит попробовать» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 16 июля 2015 года . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ Харис, Эммария (6 декабря 2013 г.). «Уникальное вкусовое ощущение боток с жалящими пчелами» (на индонезийском языке). Саянги.com. Архивировано из оригинала 22 июня 2015 года . Проверено 22 июня 2015 г.
- ^ «Черви! Взгляните на любимую закуску Зимбабве: червей мопане» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . 25 января 2013 года. Архивировано из оригинала 29 июня 2016 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ Робинсон, Мартин; Бартлетт, Рэй; Уайт, Роб. Корея (2007). Публикации Lonely Planet, ISBN 1-74104-558-4 , ISBN 978-1-74104-558-1 . стр. 63
- ^ Тан, Филипп. «10 самых вкусных насекомых и жуков Мексики» . Одинокая планета . Архивировано из оригинала 21 августа 2016 года . Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ Айзекс, Дженнифер (2002). Еда Буша: еда аборигенов и фитотерапия . Френчс Форест, Новый Южный Уэльс : Издательство New Holland (Австралия). стр. 190–192. ISBN 1-86436-816-0 .
- ^ Брей, Адам (24 августа 2010 г.). «Самые сложные блюда Вьетнама» . CNN: Путешествие . Архивировано из оригинала 3 июня 2018 года . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Кеньон, Челси. «Шапулины» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 31 марта 2015 г.
- ^ Фромм, Элисон (2005). «Съедобные насекомые» . Смитсоновский институт Зугер . 34 (4). Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 11 ноября 2005 года . Проверено 26 апреля 2015 г.
- ^ Ханбунсонг, Юпа ; Тасани, Джамджанья (01 марта 2013 г.). «Шестиногий скот» (PDF) . ФАО . Патрик Б. Дерст. Продовольственная и сельскохозяйственная организация. Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2018 г. Проверено 10 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рамос-Элордуй де Кончини, Дж. и Дж. М. Браун Пайн. (1988). Использование насекомых в эмпирической медицине древних мексиканцев. Журнал этнобиологии, 8 (2), 195–202.
- ^ «У Гун, многоножка, иглоукалывание, традиционная китайская медицина, иглоукалывание. Изображение китайских трав, блог, доска обсуждений, доска объявлений, форумы» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2012 г. Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ «BBC News | ЗДОРОВЬЕ | Насекомые укрепляют иммунную систему» . 10 февраля 2002 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 г. Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шривастава С.К., Бабу Н. и Х. Пандей. (2009). Традиционная биоразведка насекомых — как пища и лекарство для человека. Индийский журнал традиционных знаний, 8 (4): 485–494.
- ^ Фэн Ю., Чжао М., Хэ З., Чен З. и Л. Сунь. (2009). Исследование и использование лекарственных насекомых в Китае. Энтомологические исследования, 39: 313–316.
- ^ Перейти обратно: а б с Рэтклифф, Н.А. и др. Биохимия насекомых и молекулярная биология , 41 (2011) 747e769.
- ^ Досси, AT, 2010. Насекомые и их химическое оружие: новый потенциал для открытия лекарств. Нат. Прод. Реп 27, 1737e1757.
- ^ Сунь, Синьцзюань; Цзян, Кечунь; Чен, Джинган; Ву, Лян; Лу, Хуэй; Ван, Айпин; Ван, Цзяньмин (2014). «Систематический обзор лечения личинками хронически инфицированных ран и язв» . Международный журнал инфекционных заболеваний . 25 : 32–7. дои : 10.1016/j.ijid.2014.03.1397 . ПМИД 24841930 .
- ^ Ян, X., Ху, К., Ян, Г. и др., 2000. Фибриногенолитические компоненты табанида, ингредиента традиционной китайской медицины, и их свойства. Дж. Юго-западное сельское хозяйство. унив. 22, 173e176 (китайский).
- ^ Рибейро, JMC, Арка, Б., 2009. От сиаломов к сиаловерсам: взгляд на слюнное зелье кровососущих насекомых. Адв. Физиол насекомых. 37, 59е118.
- ^ Франческетти, IMB, Мазер, TN, Рибейро, JMC, 2005. Слюна клеща является мощным ингибитором пролиферации эндотелиальных клеток и ангиогенеза. Тромб. Гемост. 94, 167e174.
- ^ Мариц-Оливье, К., Штутцер, К., Джонгеян, Ф. и др., 2007. Клещевые антигемостатические средства: мишени для будущих вакцин и терапевтических средств. Тенденции Паразитол. 23, 397e407.
- ^ Пирс, бакалавр (2006). Генетика: концептуальный подход (2-е изд.). Нью-Йорк: WH Freeman and Company. п. 87 . ISBN 0-7167-8881-0 .
- ^ Адамс, доктор медицины; Цельникер, SE; Холт, РА; Эванс, Калифорния; Гокейн, доктор медицинских наук; Аманатидес, П.Г.; Шерер, SE; Ли, П.В.; и др. (24 марта 2000 г.). «Последовательность генома Drosophila melanogaster ». Наука . 287 (5461): 2185–2195. Бибкод : 2000Sci...287.2185. . дои : 10.1126/science.287.5461.2185 . ПМИД 10731132 .
- ^ «Кошениль и кармин» . Основные красители и красители, в основном производимые в садоводческих системах . ФАО. Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ «Руководство для промышленности: экстракт кошенили и кармин» . FDA. Архивировано из оригинала 13 июля 2016 года . Проверено 6 июля 2016 г.
- ^ «Как изготавливается шеллак» . The Mail (Аделаида, ЮАР: 1912–1954). 18 декабря 1937 года . Проверено 17 июля 2015 г.
- ^ Пернчоб, Н.; Зипманн, Дж.; Бодмайер, Р. (2003). «Фармацевтическое применение шеллака: влагозащитные и маскирующие вкус покрытия и матричные таблетки пролонгированного действия». Разработка лекарств и промышленная фармация . 29 (8): 925–938. дои : 10.1081/ddc-120024188 . ПМИД 14570313 . S2CID 13150932 .
- ^ Барбер, EJW (1991). Доисторический текстиль . Издательство Принстонского университета. стр. 230–231. ISBN 0-691-00224-Х .
- ^ Гудвин, Джилл (1982). Руководство красильщика . Пелэм. ISBN 0-7207-1327-7 .
- ^ Шозер, Мэри (2007). Шелк . Издательство Йельского университета. стр. 118, 121, 248 . ISBN 978-0-300-11741-7 .
- ^ Манро, Джон Х. (2007). Нетертон, Робин; Оуэн-Крокер, Гейл Р. (ред.). Антикрасный сдвиг – на темную сторону: изменение цвета фламандской роскошной шерсти, 1300–1500 гг . Том. 3. Бойделл Пресс. стр. 56–57. ISBN 978-1-84383-291-1 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Манро, Джон Х. (2003). Дженкинс, Дэвид (ред.). Средневековая шерсть: текстиль, технологии и организация . Издательство Кембриджского университета. стр. 214–215. ISBN 0-521-34107-8 .
- ^ «Биомиметическое здание использует термитник в качестве модели» . Архивировано из оригинала 21 июля 2012 года . Проверено 23 июля 2012 г.
- ^ «Исследования термитов» . esf.edu. Архивировано из оригинала 14 августа 2012 года . Проверено 23 июля 2012 г.
- ^ Паппагалло, Линда (30 января 2012 г.). «Термитники вдохновляют на строительство энергонейтральных зданий» . Зеленый Пророк. Архивировано из оригинала 8 июня 2012 года . Проверено 23 июля 2012 г.
- ^ «Жук пустыни Намиб вдохновил на создание самонаполняющейся бутылки для воды» . Би-би-си. 23 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2013 года . Проверено 14 июня 2013 г.
- ^ Триведи, Биджал П. «Панцирь жука дает ключ к сбору воды в пустыне» . National Geographic сегодня. Архивировано из оригинала 5 ноября 2001 года . Проверено 1 ноября 2001 г.
- ^ Вайнкер, Шелаг (2004). Китайский шелк: история культуры . Издательство Университета Рутгерса . п. 20. ISBN 0813534461 .
- ^ Барбер, EJW (1992). Доисторический текстиль: развитие ткани в эпоху неолита и бронзового века с особым упором на Эгейское море (переиздание, иллюстрированное издание). Издательство Принстонского университета . п. 31. ISBN 978-0-691-00224-8 . Архивировано из оригинала 6 ноября 2021 года . Проверено 6 ноября 2010 г.
- ^ Отдел шелководства. «История шелководства» (PDF) . Правительство Андхра-Прадеша (Индия). Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 года . Проверено 7 ноября 2010 г.
- ^ Беззина, Невилл. «Процесс производства шелка» . Чувство природы Исследования. Архивировано из оригинала 29 июня 2012 года.
- ^ Кристиан, Дэвид (2000). «Шелковый путь или степной путь? Шелковый путь в мировой истории». Журнал всемирной истории . 2 (1): 1. doi : 10.1353/jwh.2000.0004 . S2CID 18008906 .
- ^ Перейти обратно: а б Локвуд, Джеффри А. (24 октября 2008 г.). «Шестиногий солдат» . Ученый . Архивировано из оригинала 22 мая 2010 года . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Локвуд, Джеффри А. (2009). Шестиногие солдаты: использование насекомых как оружие войны . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-199-73353-8 .
- ^ Локвуд, Джеффри А. (21 октября 2007 г.). «Бомба-насекомое. Почему наша следующая террористическая атака может произойти на шести ногах» . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гуллан, Пи Джей; Крэнстон, PS (2005). Насекомые: Очерк энтомологии (3-е изд.). Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-1113-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дюбуа, Пейдж (2010). Из Афин: Новые древние греки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 51–53. ISBN 978-0-674-03558-4 . Архивировано из оригинала 06.11.2021 . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Издательство Британского музея. стр. 84–85. ISBN 0-7141-1705-6 . Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 г. Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Шу, Кэтрин (27 февраля 2009 г.). «South Village встречает весну закусками и заботой об окружающей среде» . Тайбэй Таймс . Архивировано из оригинала 21 октября 2019 года . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ «Предсказание зимней погоды: гусеницы шерстистого медведя» . Альманах старого фермера 2009. Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 26 июля 2012 года .
- ^ Рот, LM; Уиллис, скорая помощь (1960). «Биотические ассоциации тараканов». Смитсоновский институт Собирать . 141 : 1–470.
- ^ «Что такое тараканы?» . Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ Арруда, Л.К.; Чепмен, доктор медицины (январь 2001 г.). «Какие антигены тараканьей астмы?». Современное мнение в области легочной медицины . 7 (1): 14–19. дои : 10.1097/00063198-200101000-00003 . ПМИД 11140401 . S2CID 41075492 .
- ^ Коуэн, Фрэнк (1865). Любопытные факты из истории насекомых . Филадельфия: JB Lippincott & Co. Примечания и вопросы , xii. OCLC 1135622330 .
- ^ «Просто странные истории» . Архивировано из оригинала 10 августа 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ «Миф о папе-длинноногом» . Разрушители мифов. Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ Такада, Кента (2012). «Интерес японцев к «Хотару» (светлячкам) и «Кабуто-Муси» (японским жукам-носорогам) соответствует сезонности видимой численности» . Насекомые . 3 (4): 423–431. дои : 10.3390/insects3020424 . ПМК 4553602 . ПМИД 26466535 .
- ^ Уильям Бале (2000), «Древность традиционных этнобиологических знаний в Амазонии: семья и время тупи-гуарани» Этноистория 47 (2): 399–422.
- ^ Кевин Гроарк. Таксономическая идентичность «галлюциногенного» муравья-жнеца (Pogonomyrmex californicus) подтверждена. 2001. Журнал этнобиологии 21 (2): 133–144.
- ^ Гоф, Эндрю. «Пчела, часть 2, в недоумении» . Архивировано из оригинала 12 июля 2008 года . Проверено 23 июля 2012 г.
- ^ «Уютный чайный домик с крыльями жука» . Культурный фонд Хэмпшира. Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Риверс, Виктория. «Жуки в текстиле» . Дайджест культурной энтомологии, февраль . Архивировано из оригинала 26 октября 2015 года . Проверено 23 июля 2012 г.
- ^ Набоков, Владимир (1989). Говори, Память . Нью-Йорк: Винтаж Интернэшнл. п. 129. Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 г. Проверено 17 октября 2012 г.
- ^ Ахуджа, Нитин. «Дело Набокова против естественного отбора» . Тракт . Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года . Проверено 23 июля 2012 г.
- ^ Набоков, Владимир (1990). Сильные мнения . Винтаж Интернешнл. ISBN 9780679726098 .
- ^ Макрей, Ян. «Хроники бабочек: воображение и желание в естественной и литературной истории». Канадский журнал экологического образования .
- ^ «Чешуйчатый тип Кьелла Сандведа» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2012 года . Проверено 22 августа 2012 г.
- ^ Френч, Аннека. «Возбуждая рой» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2021 года . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ «Возбуждая рой» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ Стэгман, Майрон (11 августа 2010 г.). Секрет греческой драмы Шекспира . Издательство Кембриджских ученых. стр. 205–208. ISBN 978-1-4438-2466-8 .
- ^ Уокер, Джон Льюис (2002). Шекспир и классическая традиция: аннотированная библиография, 1961–1991 . Тейлор и Фрэнсис. п. 363. ИСБН 978-0-8240-6697-0 .
- ^ Уэллс, Х.Г. (1904). Еда Богов . Макмиллан.
- ^ Ротман, Шейла; Ротман, Дэвид (2011). В погоне за совершенством: перспективы и опасности совершенствования медицины . Кнопф Даблдэй. стр. 49–. ISBN 978-0-307-76713-4 . Архивировано из оригинала 5 января 2020 г. Проверено 24 сентября 2016 г.
- ^ Хирн, Лафкадио (2015). Литература о насекомых (ограниченное издание (300 экземпляров). Дублин: Swan River Press. стр. 1–18. ISBN 978-1-78380-009-4 .
- ^ Набоков, Владимир (апрель 2000 г.). «Отцовские бабочки» . Атлантик Онлайн . Архивировано из оригинала 21 мая 2013 года . Проверено 4 апреля 2016 г.
- ^ Эмис, Мартин (1994) [1993]. В гостях у госпожи Набоковой: и другие экскурсии . Книги о пингвинах . стр. 115–18. ISBN 0-14-023858-1 .
- ^ Бойд, Брайан (апрель 2000 г.). «Бабочки Набокова. Введение» . Атлантика. Архивировано из оригинала 11 августа 2016 года . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ Грегерсдоттер, Катарина; Хёглунд, Йохан; Холлен, Никлас (2016). Кино ужасов о животных: жанр, история и критика . Бег. п. 147. ИСБН 978-1-137-49639-3 .
- ^ Уоррен, Билл; Томас, Билл (2009). Продолжайте смотреть в небо!: Американские научно-фантастические фильмы пятидесятых, издание 21 века . МакФарланд. п. 32. ISBN 978-1-4766-2505-8 .
- ^ Крауз, Ричард (2008). Сын из 100 лучших фильмов, которые вы никогда не видели . ЕСВ Пресс. п. 200. ИСБН 978-1-55490-330-6 .
- ^ Все учтено (4 января 2005 г.), « Урок энтомологии «Дальней стороны» вызывает у студентов восторг» , NPR , заархивировано из оригинала 10 октября 2016 г. , получено 9 июля 2016 г.
- ^ Ларсон, Гэри (1989). Предыстория Дальней Стороны . Эндрюс и МакМил. ISBN 0-8362-1851-5 .
- ^ Мейси, Патрик (1998). Песни костра: музыкальное наследие Савонаролы . Оксфорд: Кларендон Пресс . п. 155. ИСБН 978-0-19-816669-6 .
- ^ «Римский-Корсаков – Полет шмеля (Музыкальное оценивание на дому)» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2014 года . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ " "Эрик Спид, скрипач, "Полет шмеля", Nikon S9100, Монреаль, 22 июля 2011 г." " . Ютуб . Архивировано из оригинала 27 июля 2013 г. Проверено 21 апреля 2012 г.
- ^ «Зеленый Шершень» . Ютуб . Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 года . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ Нефф, Лайл (1999). «Сказка о царе Салтане: столетняя оценка второй Пушкинской оперы Римского-Корсакова». Пушкинское обозрение . 2 : 89–133.
- ^ «Из дневника мухи, для фортепиано (Микрокосмос Том 6/142), Сз.107/6/142, ББ 105/142» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 15 ноября 2015 года . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ «Дэвид Ротенберг: «Музыка из насекомых: как насекомые дали нам ритм и шум» » . Шоу Дианы Рем. Архивировано из оригинала 21 апреля 2016 г. Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ Марк Р. Чартранд III (1983) Skyguide: Полевой справочник для астрономов-любителей, стр. 184 ( ISBN 0-307-13667-1 ).
- ^ Созвездия: Путеводитель по ночному небу, http://www.constellation-guide.com/constellation-list/scorpius-constellation/. Архивировано 1 июня 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Ридпат, Ян. «Каталог Фредерика де Хаутмана» . Звездные сказки . Архивировано из оригинала 24 августа 2014 года . Проверено 20 мая 2016 г. .
- ^ Мацуура, М.; Зийлстра, А.А.; Мольстер, Ф.Дж.; Уотерс, LBFM; Номура, Х.; Сахай, Р.; Хоар, МГ (2005). «Темная полоса планетарной туманности NGC 6302» . Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества . 359 (1): 383–400. Бибкод : 2005МНРАС.359..383М . дои : 10.1111/j.1365-2966.2005.08903.x .
- ^ «Недавно открытая звезда — одна из самых горячих в Галактике» . Центр астрофизики Джодрелла Бэнка. Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года . Проверено 26 июля 2012 года .
- ^ Хантер, К. Брюс (1975). Путеводитель по руинам древних майя . Университет Оклахомы Пресс. п. 309. ИСБН 978-0-8061-1992-2 . Архивировано из оригинала 06.11.2021 . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Шерер, Роберт Дж; Тракслер, Лоа П. (2006). Древние майя (6-е изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 582–3 . ISBN 0-8047-4817-9 .
- ^ Шерер, Роберт Дж; Тракслер, Лоа П. (2006). Древние майя (6-е изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 619 . ISBN 0-8047-4817-9 .
- ^ Филиппины . Одинокая планета. 2000. с. 76. ИСБН 978-0-86442-711-3 . Архивировано из оригинала 22 июля 2016 г. Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Франк, Зе (2011). Я молодой, сейчас я: одинаковые фотографии, разные десятилетия . Улисс Пресс. стр. 23–. ISBN 978-1-61243-006-5 . Архивировано из оригинала 04 января 2020 г. Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «О выставке» . Цирк дю Солей . Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 года . Проверено 22 августа 2012 г.
- ^ Кунг, Мишель. « Создательница «Зеленого порно» Изабелла Росселлини о животном сексе, сумасшедших фанатах и веб-развлечениях». Уолл Стрит Джорнал . Проверено 6 ноября 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хог, Джеймс Н. (2003). «Культурная энтомология» . Винсент Х. Реш, Ринг Т. Карде (ред.). Энциклопедия насекомых . Академическая пресса. стр. 273–281. ISBN 0-08-054605-6 .
- Маррен, Питер; Мэби, Ричард (2010). Баги Британника . Чатто и Виндус. ISBN 978-0-7011-8180-2 .
- Мейер-Рохов, В.Б.; и др. (2008). «Больше боятся, чем почитают: насекомые и их влияние на человеческое общество (с конкретными данными о важности энтомофагии в условиях Лаоса)». Энтомология Heute . 20 :3–25.
- Моррис, Брайан (2006) [2004]. Культурная энтомология . Берг. стр. 181–216. ISBN 978-1-84520-949-0 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )