Первый контакт (антропология)

В антропологии первый контакт — это первая встреча двух сообществ, ранее не контактировавших друг с другом. [1] [2] Яркими примерами первых контактов являются контакты между Испанской империей и араваками в 1492 году; и австралийские аборигены с европейцами в 1788 году, когда Первый флот прибыл в Сидней . [ нужна ссылка ]
Такой контакт иногда называют « открытием », как это сделали Великобритания и США, создав правовую теорию «Доктрины открытия ». [3] Как правило, именно более технологически сложное общество может путешествовать в новые географические регионы, чтобы вступить в контакт с более изолированными и менее технологически сложными обществами. [4] Однако некоторые возражают против применения этого слова к людям, поэтому обычно предпочитают «первый контакт». Использование термина «открытие», как правило, больше относится к географии , чем к культуре; пример общих дебатов об открытиях см. в «Первооткрывателе Америки» . [ нужна ссылка ]
Увлечение первым контактом претерпело множество трансформаций со времен Эпохи Великих географических открытий , одно из самых ранних повествований было о контакте с Десятью затерянными племенами и Пресвитером Иоанном , и продолжается сегодня как образ в научной фантастике о первом контакте с инопланетянами , а также о том, как проявляется в современных исследованиях космоса (например, мемориальная доска «Пионер» ). [5]
Установление контактов с неконтактируемыми народами все еще предпринимается, несмотря на негативные последствия, историю и сопротивление со стороны коренных народов и правозащитных групп. [6] и специализированные учреждения, такие как FUNAI .
Последствия
[ редактировать ]Исторические данные неоднократно демонстрировали, что когда одна культура значительно более технологически развита, чем другая, разрушительный характер конфликта обычно благоприятствует этой стороне, часто с тяжелыми последствиями для другого общества, хотя передача болезней между культурами также играет важную роль. решающую роль в этом процессе. Более изолированные народы, которые жили на более обширных территориях с более низкой плотностью населения , как правило, поддавались болезням, вызванным сравнительно более высокой плотностью населения Евразии. У коренного населения просто не было времени выработать иммунитет к иностранным болезням, все из которых были завезены одновременно, к которым у более урбанизированного европейского населения было много поколений, чтобы выработать некоторый частичный иммунитет. [7]
История
[ редактировать ]Задолго до появления современных бесконтактных народов было гораздо больше случаев, когда общины и государства были изолированы друг от друга, иногда лишь плохо зная друг друга и плохо контактируя. Одним из таких случаев является плохой формальный контакт между Европой и Китаем в течение долгой истории торговли на Шелковом пути , а затем контактов с Монгольской империей . Разочарование в связи с отсутствием контактов привело к тому, что Китай стал называться изоляционистским . [8] и после того, как их отождествили с Великой Индией и Пресвитером Иоанном , европейские державы, такие как португальский принц Генрих Мореплаватель , [9] попытались достичь изолированной Великой Индии, путешествуя на запад. Таким образом, европейские колониальные державы ошибочно определили Америку как Вест-Индию – часть Великой Индии – и неправильно назвали коренные народы Америки « индейцами ». Этот контакт был назван односторонним « открытием », как и в случае с доктриной открытий , и в наше время был заново изобретен рассказами о первом контакте за пределами Земли, который нашел свой путь в реальных исследованиях космоса (например, мемориальная доска «Пионер» ). [5] Утверждалось, что для колониализма поиск первого контакта оказался решающим элементом для получения контроля над знанием и репрезентацией другого , фетишизируя и объективируя контакт и его место на границе , создавая долгую историю односторонних отношений. контакты до сегодняшнего дня с коренными народами и особенно с неконтактируемыми народами. [5]
Яркие примеры
[ редактировать ]Многочисленные важные случаи первых контактов произошли без подробных современных записей в Евразии и Африке, включая вторжение Александра Великого из Персии в Индию в 330 г. до н.э. и установление романо-китайских отношений во 2 веке нашей эры. Однако хорошо налаженные торговые пути с доисторических времен означали, что многие культуры знали друг друга еще до того, как встретились.
![]() |
Дата | Местный | Имя | Исследовательская группа | Расположение | Описание первого контакта |
---|---|---|---|---|---|
~1000 | Беотук | Лейф Эриксон | Викинги | L'Anse Aux Meadows , Винланд (современная Канада) | Поселение викингов было основано в Л'Анс-о-Медоуз примерно в 1000 году нашей эры. Викинги называли коренное население скрелингами , которые на самом деле, вероятно, были прото- беотуками , с которыми они контактировали. Спорный вопрос, был ли этот контакт мирным или насильственным. По археологическим оценкам, численность норвежского населения Л'Анс-о-Медоуз варьируется от 30 до 120 человек. [10] [11] |
12 октября 1492 г. | Таино , Галиби , Чибони и т. д. | Христофор Колумб | Испанская империя | Багамы и Куба | Насилие привело к многочисленным смертям и порабощению многих коренных жителей Вест-Индии и их подчинению крайнему насилию и жестокости. [12] |
21 июля 1595 г. | полинезийцы | Альваро де Менданья де Нейра | Испанская империя | Маркизские острова , Французская Полинезия | Первоначально дружелюбный, но при первой встрече стал агрессивным и привел к гибели 200 местных жителей за первые две недели. [13] |
19 декабря 1642 г. | Нгати Туматакокири | Абель Тасман | Голландский | Тасманский округ , Новая Зеландия | Четверо голландцев убиты, один маори ранен, других сообщений нет. [14] |
21 января 1788 г. | Кадигал и Биджигал и т. д. | Первый флот | Великобритания | Сидней , Австралия | Дружелюбный, сдержанный, один абориген, скорее всего, побит. [15] |
29 ноября 1791 г. | Мориори | Уильям Р. Бротон | Великобритания | Остров Чатем , Новая Зеландия | За проявлениями агрессии Мориори быстро последовали мирные отношения. Затем драка, приведшая к гибели одного Мориори. [16] |
1930 | папуасский народ | Мик Лихи | австралийский | Высокогорье Новой Гвинеи , Папуа-Новая Гвинея | Дружелюбные, некоторые жители Хайленда думали, что они предки, и пытались стереть свою белую кожу. [17] |
См. также
[ редактировать ]- Культ Карго - Новое религиозное движение
- Контактная зона
- Культурная война – Конфликт между культурными ценностями
- Проблема внешнего контекста - книга Иэна М. Бэнкса, 1996 г.
- Политика после обнаружения – кодекс поведения.
- Неконтактные народы - Народы, живущие без постоянного контакта с мировым сообществом.
- Первый контакт (научная фантастика) - тема научной фантастики о первой встрече человека и внеземной жизни.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Серж Черкезов (2008). Первые контакты в Полинезии – случай Самоа (1722–1848): западные заблуждения о сексуальности и божественности . АНУ Э Пресс. п. 1. ISBN 978-1-921536-02-1 .
- ^ Джошуа А. Белл; Элисон К. Браун; Роберт Дж. Гордон (2013). Воссоздание первого контакта: экспедиции, антропология и популярная культура . Смитсоновский институт. п. 128. ИСБН 978-1-935623-24-3 .
- ^ Сьюзан Шоун Харджо (2014). Нация к нации: договоры между Соединенными Штатами и народами американских индейцев . Смитсоновский институт. п. 39. ИСБН 978-1-58834-479-3 .
- ^ Жан Стокард (2000). Социология: открытие общества . Уодсворт. п. 512 . ISBN 978-0-534-56521-3 .
- ^ Jump up to: а б с Гранде, Александр (2014). Эрст-Контакт (Диссертация). Вена: Венский университет. doi : 10.25365/thesis.31693 . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Нувер, Рэйчел (4 августа 2014 г.). «Будущее – антропология: печальная правда о неконтактируемых племенах» . Би-би-си . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ Флекснер, Джеймс Л. (2014). «Историческая археология, контакты и колониализм в Океании» . Журнал археологических исследований . 22 : 43–87. дои : 10.1007/s10814-013-9067-z .
- ^ Миллар, Эшли Ева (2011). «Ваша нищенская коммерция! Просвещение европейских взглядов на торговлю с Китаем». В Аббаттисте, Гвидо (ред.). Встреча с инаковостью. Разнообразие и транскультурный опыт в европейской культуре раннего Нового времени . EUT Edizioni Università di Trieste. стр. 210ф. ISBN 9788883033063 .
- ^ Баум, Вильгельм (1999). Трансформации мифа о царстве жреца-царя Иоанна. Рим, Византия и христиане Востока в средние века .
- ^ Колодный, Аннет (2012). В поисках первого контакта: викинги Винланда, народы Страны рассвета и англо-американская тревога открытий . Издательство Университета Дьюка. п. 95. ISBN 978-0-8223-5286-0 .
- ^ Линда С. Корделл; Кент Лайтфут; Фрэнсис Макманамон; Джордж Милнер (2008). Археология в Америке: Энциклопедия [4 тома]. АВС-КЛИО. стр. 82–83. ISBN 978-0-313-02189-3 .
- ^ «Христофор Колумб: Как росла легенда об исследователе, а затем вызвала огонь» . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Томпсон, Кристина (2019). Морские люди: Загадка Полинезии . ХарперКоллинз. п. 34. ISBN 9780062060891 .
- ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату. «2. – Европейское открытие Новой Зеландии – Энциклопедия Те Ара Новой Зеландии» . Teara.govt.nz . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ Дерринкур, Робин. «Кэмп-Коув» . Словарь Сиднея . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ Кинг, Майкл (2017). Мориори: люди, открытые заново . Пингвин Великобритания. стр. 39–42. ISBN 9780143771289 .
- ^ Гриффин, Джеймс, «Лихи, Майкл Джеймс (Мик) (1901–1979)» , Австралийский биографический словарь , Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет , получено 15 января 2019 г.