Беотук
Коренные народы в Канаде |
---|
Коренные жители Северной Америки Портал Канады |
Беотук ( ɒ / b iː ˈ t ə k ə / или / ˈ b eɪ . k θ ʊ ; также / пишется Беотук ) [1] [2] — группа коренных народов , живших на острове Ньюфаундленд . [3]
Культура Беотук сформировалась около 1500 года нашей эры. Возможно, это было самое позднее культурное проявление народов, которые впервые мигрировали из Лабрадора на современный Ньюфаундленд около 1 года нашей эры. У предков этой группы были три более ранние культурные фазы, каждая из которых длилась примерно 500 лет. [4]
Описание
[ редактировать ]Беотуки жили по всему острову Ньюфаундленд, в основном в районах Нотр-Дам и Бонависта-Бей . Оценки численности населения Беотука на момент контакта с европейцами различаются. Историк Беотука Ингеборг Маршалл утверждала, что европейские исторические записи об истории Беотука омрачены этноцентризмом и ненадежны. [5] Ученые 19 и начала 20 веков подсчитали, что во время контактов с европейцами в 15 веке жило около 2000 особей беотука; [ нужна ссылка ] однако их могло быть не более 500–700 человек. [6] Они жили независимыми, самодостаточными, расширенными семейными группами от 30 до 55 человек. [7]
Как и у многих других охотников-собирателей , у них, похоже, были вожди групп, но, вероятно, не было более формальных вождей в антропологическом определении этого слова. Они жили в конических жилищах, известных как маматеки , которые были укреплены на зимний период. Их строили путем расположения шестов по кругу, связывания их сверху и покрытия берестой. В полах были вырыты ямы, используемые для сна. В центре был устроен камин.
Весной беотуки красили красной охрой не только свои тела, но и дома, каноэ , оружие, бытовую технику и музыкальные инструменты. Эта практика побудила европейцев называть их «красными индейцами». [8] Использование охры имело большое культурное значение. Украшение проводилось во время ежегодного многодневного весеннего праздника. Оно обозначало племенную идентичность; например, украшение новорожденных детей было способом приветствовать их в племени. Запретить человеку носить охру было формой наказания.
Их основной пищей были карибу , лосось и тюлени , дополненные добычей других видов животных и растений. Беотуки следовали сезонным миграционным привычкам своей основной добычи. Осенью они устанавливают заграждения из оленей, иногда длиной 30–40 миль (48–64 км), которые используются для отгона мигрирующих карибу к ожидающим охотникам, вооруженным луками и стрелами. [9]
Известно также, что беотуки готовили пудинг из древесного сока. [ нужна ссылка ] и сушеный желток яиц гагарки . [10] Они сохраняли излишки еды для использования зимой, ловили различных пушных зверей и обрабатывали их шкуры для изготовления теплой одежды. Меховую сторону носили рядом с кожей, чтобы удерживать воздух на теле человека.
Каноэ беотук делались из кожи карибу или тюленя, а носы каноэ укреплялись еловой корой. Каноэ напоминали каяки и имели длину пятнадцать футов (4,57 м) и ширину два с половиной фута (0,76 м), и в них было достаточно места для перевозки детей, собак и имущества. [11]
Беотук придерживался тщательно продуманной практики захоронения. Завернув тела в бересту, они хоронили погибших в изолированных местах. В одном из вариантов неглубокая могила была засыпана каменной грудой. В других случаях тело клали на эшафот или помещали в погребальный ящик, согнув колени. Выжившие разместили на местах захоронений подношения, сопровождающие умерших, такие как статуэтки, подвески и копии инструментов. [9]
Европейские исследования
[ редактировать ]Около 1000 года нашей эры норвежские исследователи во главе с Лейфом Эриксоном столкнулись с коренными народами на севере Ньюфаундленда, которые, возможно, были предками более поздних беотуков или дорсетских жителей Лабрадора и Ньюфаундленда. Скандинавы называли их skrælingjar («скрэлинги»). [12] Начиная с 1497 года, с прибытием итальянского исследователя Джона Кэбота , плававшего под покровительством короля Генриха VII , волны европейских исследователей и поселенцев имели больше контактов.
В отличие от некоторых других групп коренных народов, беотуки старались избегать контактов с европейцами; они переместились вглубь страны по мере роста европейских поселений. Беотуки посещали свои бывшие лагеря только для того, чтобы подобрать металлические предметы. Они также собирали любые инструменты, укрытия и строительные материалы, оставленные европейскими рыбаками, которые сушили и сушили свой улов, прежде чем отправить его в Европу в конце сезона. Контакты между европейцами и беотуками обычно были негативными для одной стороны, за некоторыми исключениями, такими как партия Джона Гая в 1612 году. Поселенцы и беотуки конкурировали за природные ресурсы, такие как лосось, тюлени и птицы. Внутри страны звероловы установили ловушки, пресекли охоту на карибу и обыскали склады, лагеря и припасы Беотука. Беотуки крали ловушки, чтобы повторно использовать металлы, воровали из домов и укрытий европейских поселенцев, а иногда устраивали на них засады. [13] Эти встречи привели к вражде и взаимному насилию. Благодаря превосходным технологиям вооружения поселенцы обычно имели преимущество в охоте и войне. (В отличие от других индейских народов, беотуки, судя по всему, не были заинтересованы в использовании огнестрельного оружия.) [14]
Периодически европейцы пытались улучшить отношения с Беотуками. Примеры включают экспедиции военно-морских лейтенантов Джорджа Картрайта в 1768 году и Дэвида Бьюкена в 1811 году. Экспедиция Картрайта была заказана губернатором Хью Паллисером; он не нашел Беотука, но привез с собой важную культурную информацию.
Губернатор Джон Дакворт заказал экспедицию Бьюкена. Несмотря на то, что эта экспедиция была предпринята для сбора информации, она закончилась насилием. Группа Бьюкена встретила несколько Беотуков возле озера Беотук . После первоначально дружеского приема Бьюкен оставил двоих своих людей на «Беотуке». На следующий день он нашел их убитыми и изуродованными. Согласно более позднему отчету Беотука Шанаудитита, морские пехотинцы были убиты, когда один из них отказался отдать свою куртку, и оба убежали. [13]
Причины голодания
[ редактировать ]Беотуки избегали европейцев на Ньюфаундленде, перемещаясь вглубь страны из своих традиционных поселений. Сначала они эмигрировали в различные прибрежные районы Ньюфаундленда, места, где у европейцев не было рыболовных стоянок, но они были захвачены. Затем они эмигрировали во внутренние районы Ньюфаундленда. [15] Основными источниками пищи беотуков были карибу, рыба и тюлени; эмиграция лишила их двух из них. Это привело к чрезмерной охоте на карибу, что привело к сокращению популяции карибу на Ньюфаундленде. Беотуки эмигрировали со своих традиционных земель и образа жизни в экосистемы, неспособные их поддерживать, что привело к недоеданию и, в конечном итоге, к голоду. [16]
Вымирание
[ редактировать ]Оценки численности населения Беотуков, оставшихся в конце первого десятилетия XIX века, сильно различаются: от 150 до 3000 человек. [17] Информация о Беотуке была основана на рассказах женщины Шанавдитит , которая рассказала о людях, которые «зимовали на реке Эксплоитс или на озере Ред-Индиан и отдыхали на побережье в заливе Нотр-Дам». В записях также упоминаются некоторые выжившие на Северном полуострове в начале 19 века. [18]
В колониальный период народ беотук якобы подвергался территориальному давлению со стороны других групп коренных народов: мигрантов-микмаков с острова Кейп-Бретон , [19] и инуиты из Лабрадора. «Беотуки не смогли обеспечить достаточное пропитание на оставленных им территориях». [20] Утверждалось, что микмаки были побуждены французскими наградами убить Беотука. Однако это оспаривается многими историками и с тех пор стало известно как «Миф о наемниках». [21]
Численность беотуков быстро сократилась из-за ряда факторов, в том числе:
- потеря доступа к важным источникам пищи из-за конкуренции с европейскими поселенцами;
- инфекционные заболевания, к которым у них не было иммунитета, такие как оспа , занесенная контактом с европейцами;
- эндемический туберкулез (ТБ), ослабивший членов племени;
- жестокие столкновения с охотниками и поселенцами.
К 1829 году, после смерти Шанаудитита, этот народ был объявлен вымершим. [9]
Устные истории предполагают, что несколько беотуков выжили в районе реки Эксплойтс , Твиллингейта , Ньюфаундленда и Лабрадора; и сформировал союзы с европейскими колонистами, инуитами и микмаками. [22] Некоторые семьи из Твиллингейта заявляют, что происходят от народа беотук начала 19 века.
В 1910 году 75-летняя женщина из числа коренного населения по имени Санту Тони заявила, что она дочь матери микмака и отца беотука. Она записала песню на языке беотук для американского антрополога Фрэнка Спека . Он проводил полевые исследования в этом районе. Она сказала, что ее отец научил ее этой песне. [23]
Поскольку Санту Тони родился примерно в 1835 году, это может быть свидетельством того, что некоторые беотуки выжили после смерти Шанавдитита в 1829 году. Современные исследователи пытались расшифровать песню, а также улучшить запись с помощью нынешних методов. Группы коренных народов выучили эту песню, чтобы использовать ее в праздновании традиций. [24]
Геноцид
[ редактировать ]Ученые расходятся во мнениях в определении « геноцида » по отношению к Беотуку, и партии имеют разные политические программы. [25] Хотя некоторые ученые полагают, что беотуки вымерли из-за указанных выше элементов, другая теория состоит в том, что европейцы вели против них длительную кампанию геноцида. [26] [27]
Если такая кампания действительно имела место, то она явно не имела официальной санкции после 1759 года, а любые подобные действия после этого нарушали заявление губернатора Джона Байрона о том, что « я строго предписываю и требую, чтобы все подданные Его Величества жили в дружбе и братской доброте с коренные дикари (Беотук) упомянутого острова Ньюфаундленд », [19] а также последующую Прокламацию, изданную губернатором Джоном Холлоуэем 30 июля 1807 года, которая запрещала плохое обращение с Беотуками и предлагала вознаграждение за любую информацию о таком плохом обращении. [28]
Известные пленники Беотука
[ редактировать ]Несколько беотуков были захвачены поселенцами из колонии Ньюфаундленд в начале 19 века.
Демасдуит
[ редактировать ]Демасдуит была женщиной из Беотука, ей было около 23 лет, когда она была схвачена группой рыбаков Джона Пейтона-старшего возле озера Беотук в марте 1819 года.
Губернатор колонии Ньюфаундленд стремился поощрять торговлю и положить конец военным действиям с беотуками. Он одобрил экспедицию под руководством шотландского исследователя Дэвида Бьюкена с целью вернуть лодку и другие рыболовные снасти, добытые Беотуком. Бьюкена сопровождали двое солдат; Беотук ошибочно подумал, что у Бьюкена враждебные намерения, и убил и обезглавил сопровождавших его солдат.
В 1819 году вооруженный отряд под предводительством Пейтона-старшего, насчитывавший около девяти человек (включая Пейтона-младшего), наткнулся на лагерь Беотук в поисках украденных рыболовных снастей. Беотук разбежалась, хотя Демасдуит не смогла убежать и молила о пощаде, обнажая грудь, чтобы показать, что она кормящая мать с ребенком. Ее муж, Ноносабасут , противостоял Пейтону-старшему и его партии, пытаясь договориться об освобождении его жены. Пейтон-старший отказался, и между ним и Ноносабасутом завязалась драка, в результате которой последний погиб. Пейтон-старший и его группа отвезли Демасдуит в Твиллингейт, где ее ребенок умер еще до того, как они добрались до поселения.
Поселенцы в колонии Ньюфаунд назвали Демасдуит Мэри Марч в честь месяца, когда она была похищена. Правительственные агенты отвезли ее в Сент-Джонс, Ньюфаундленд . Колониальное правительство надеялось обеспечить комфорт Демасдуит, пока она жила в колонии, чтобы она могла стать мостом между ними и Беотуками. Демасдуит немного выучил английский и научил поселенцев примерно 200 словам языка беотук. В январе 1820 года Демасдуит была освобождена, чтобы воссоединиться со своим народом, но она умерла от туберкулеза по пути в залив Нотр-Дам.
Шанавдититит
[ редактировать ]Шанавдитит была племянницей Демасдуита и последним известным чистокровным Беотуком. В апреле 1823 года ей было чуть больше двадцати. Она, ее мать и сестра искали еды и помощи у белого охотника , поскольку они умирали от голода. Всех троих доставили в Сент-Джонс, но ее мать и сестра умерли от туберкулеза, эпидемии среди коренных народов . прозвали ее Нэнси Эйприл Поселенцы , Шанаудитит несколько лет жила в доме Джона Пейтона-младшего в качестве служанки.
Исследователь Уильям Кормак основал Институт Беотук в 1827 году, чтобы способствовать дружеским отношениям с беотуками и поддерживать их культуру. Его экспедиции обнаружили артефакты Беотука , но он также узнал, что общество вымирает. Узнав о Шанавдитите зимой 1828–1829 годов, Кормак привел ее в свой центр, чтобы он мог учиться у нее. [29] Он привлек средства из своего института, чтобы оплатить ее поддержку.
Шанавдитит сделал для Кормака десять рисунков, на некоторых из которых были изображены части острова, а другие иллюстрировали орудия труда и жилища Беотука, а также представления и мифы Беотука. [29] Объясняя свои рисунки, она учила Кормака Беотука словарному запасу. Она сказала ему, что Беотуков стало гораздо меньше, чем двадцать лет назад. Насколько ей известно, на момент ее похищения выжила только дюжина Беотуков. [29] Несмотря на медицинскую помощь врача Уильяма Карсона , Шанаудитит умерла от туберкулеза в Сент-Джонсе 6 июня 1829 года. В то время не существовало европейского лекарства от этой болезни.
Археология
[ редактировать ] этого раздела Тон или стиль могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Июль 2023 г. ) |
Территория вокруг восточной части залива Нотр-Дам, на северо-восточном побережье Ньюфаундленда, содержит многочисленные археологические памятники, содержащие материалы культур коренных народов. Одним из них является участок Бойдс-Коув . У подножия бухты он защищен лабиринтом островов, укрывающим его от волн и ветров. Это место было обнаружено в 1981 году во время археологических исследований с целью определения местонахождений Беотука и изучения их артефактов для понимания культуры Беотука.
Записи и информация были ограничены, поэтому на некоторые вопросы о людях невозможно было ответить, поскольку лишь немногие европейцы, ведущие учет, связались с Беотуком. Напротив, такие народы, как гуроны или микмак, взаимодействовали с французскими миссионерами , которые учили их и обучали, а также вели обширную торговлю с французскими, голландскими и английскими купцами, каждый из которых записывал свои встречи.
Есть упоминания, подтверждающие присутствие Беотука в районе залива Нотр-Дам во второй половине 18 - начале 19 века. Предыдущие археологические исследования и любительские находки указывают на то, что беотуки, вероятно, жили в этом районе до встречи с европейцами. Восточная часть залива Нотр-Дам богата животным и рыбным миром: тюленями, рыбой и морскими птицами, а во внутренних районах обитают большие стада карибу.
Археологи обнаружили шестнадцать стоянок коренных народов, возраст которых варьируется от эпохи морской архаики (7000 г. до н.э. - современное время) до палео-эскимосского периода и до недавней оккупации коренных народов (включая беотук). Два из этих мест связаны с историческим Беотуком. Бухта Бойда, большая из двух, имеет высоту 3000 м. 2 (32 000 кв. футов) и находится на вершине ледниковой морены высотой 6 м (20 футов) . Крупный песок, гравий и валуны остались после ледников .
Артефакты дают ответы на экономический вопрос: почему беотуки избегали европейцев? В интерьерах четырех домов и их окрестностях было обнаружено около 1157 гвоздей , большинство из которых были выкованы мастерами Беотука. Обитатели объекта изготовили около шестидесяти семи метательных наконечников (большинство из которых были сделаны из гвоздей и костей). Они модифицировали ногти, чтобы использовать их в качестве скребков для удаления жира со шкур животных, выпрямляли рыболовные крючки и адаптировали их под шила, делали из свинца украшения и так далее. Таким образом, бухта Бойдс-Беотук взяла обломки европейского рыболовства раннего Нового времени и изготовила материалы.
Важные археологические памятники
[ редактировать ]Некалиброванная углеродная дата (в годах до настоящего времени) | Название сайта | Ссылка | Расположение |
4900 Сб 230 | Пляжи | [32] | В центре залива Бонависта. |
4540 Сб 135 | Кейп Коув I | [33] [34] | На востоке Ньюфаундленда к северу от залива Бонависта. |
3410 Сб 100 | Кладбище Порт-о-Шуа | [35] | На Северном полуострове, на побережье залива Лаврентия в районе Порт-о-Шуа. |
3270 Сб 50 | Сайт Гулда | [36] | На Северном полуострове, на побережье залива Лаврентия в районе Порт-о-Шуа. |
Гросуотер Палеоэскимо
2845 Сб 120 | Коровья голова, участок 1 | [35] | На Северном полуострове, на побережье залива Лаврентия, Южный Порт-о-Шуа. |
2805 Сб 130 | Коровья голова, участок 2 | [35] | [см. сайт Cow Head 1] |
2760 Сб 90 | Филлипс Гарден Восток | [37] | [См. Сад Филлипа 1] |
2700 Сб 140 | Фабрика Коув | [38] | [см. сайт Cow Head 1] |
2090 Сб 70 | Филлипс Гарден Вест 1 | [37] | [См. Сад Филлипа 1] |
1960, суббота, 80 | Филлипс Гарден Вест 2 | [37] | [См. Сад Филлипа 1] |
Дорсет Палеоэскимо
21:40 Сб 100 | Филлипс Гарден 1 | [39] | На Северном полуострове, на побережье залива Лаврентия в районе Порт-о-Шуа. |
1970, суббота, 60 | Филлипс Гарден 2 | [39] | [См. Сад Филлипа 1] |
1890 Сб 90 | Филлипс Гарден 3 | [39] | [См. Сад Филлипа 1] |
1280 Сб 60 | Сток-Коув 1 | [40] | В заливе Тринити на базе полуострова Авалон. |
1280 Сб 60 | Сток-Коув 2 | [40] | [См. Сток-Коув 1] |
Недавний
1995 суббота 90 | Коровья голова, участок 1 | [35] | [См. Сток-Коув 1] |
1774 Сб 100 | Мыс Фрилс | [41] | На востоке Ньюфаундленда к северу от залива Бонависта. |
1695 Сб 110 | Коровья голова, участок 2 | [35] | [См. Сток-Коув 1] |
830 Сб 100 | Бухта Сэмпсон-Хед | [42] | На полпути между островом Френчманс и бухтой Сток. |
Тенденции находок на археологических объектах Беотука
[ редактировать ]Все примечательные места Беотука находятся в прибрежных районах, а это означает, что до европейского поселения большинство поселений коренных народов располагалось вдоль побережья. Это дополняет утверждение о том, что беотуки были отрезаны от источников пищи, что привело к тому, что многие из них умерли от голода, когда их вытеснили вглубь страны. [30] Многие объекты состоят из одних и тех же элементов, поскольку все они являются бывшими профессиональными объектами. Эти места демонстрируют разнообразие материальной культуры в зависимости от того, к какому периоду они относятся, однако большинство из них содержат останки животных, остатки постоянных и полупостоянных построек, таких как остатки костров и спальных полостей. [30] [31] В некоторых местах, таких как бухта Сампсон-Хед, были деревянные и костяные орудия, а также каменные наконечники стрел. [31] Были также случаи, когда каменные украшения были найдены на жилых объектах. Несколько человек заявили, что обнаружили захоронения Беотука; однако это не подтверждено многочисленными доказательствами этого. [43] Кроме того, многие случаи останков Беотука в какой-то момент могли быть правдой, но из-за неправильного обращения останки теперь утеряны и не могут быть проверены. [43] Ярким примером этого является фотография того, что, как говорят, было мумифицированным ребенком Беотука, которое было потеряно Музеем Ньюфаундленда, в котором оно хранилось, из-за того, что музей находился в одном здании с почтовым отделением. В начале 1900-х годов останки ребенка, а также останки взрослого Беотука и ряд других артефактов Беотука были сданы на хранение на почту, а затем впоследствии утеряны. Кроме того, все изображения этого были впоследствии снова потеряны из-за пренебрежения, не оставив ничего, кроме свидетельств из первых рук, даже подтверждающих существование останков и артефактов, оставив их полностью на усмотрение общественности. [43] Другие источники подтверждают, что для останков Беотука это вполне нормально. [43]
Генетика
[ редактировать ]В 2007 году было проведено тестирование ДНК на материале зубов Демасдуит и ее мужа Ноносабасут , двух людей Беотука, похороненных в 1820-х годах. Результаты отнесли их к гаплогруппе X (мтДНК) и гаплогруппе C (мтДНК) соответственно, которые также встречаются в нынешних популяциях микмаков на Ньюфаундленде. Исследования ДНК показывают, что они принадлежали исключительно к по материнской линии коренным народам , в отличие от некоторых более ранних исследований, предполагающих гибрид коренного и европейского происхождения. [20] Однако анализ 2011 года показал, что, хотя два беотука и нынешний микмак встречаются в одних и тех же гаплогруппах , различия SNP между людьми беотук и микмак указывают на то, что они были разными внутри этих групп, и теория «близкого родства» не была поддержана. [44]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Словарь ньюфаундлендского английского языка (также известного среди микмаков как пи'таукевак = люди, живущие вверх по реке, от микмакского слова пи'таваси = поднимающийся вверх по реке)» . Heritage.nf.ca . Проверено 11 февраля 2016 г.
- ^ Митхун, Марианна (2001). Языки коренных народов Северной Америки (первое издание в мягкой обложке). Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. п. 368 . ISBN 0-521-23228-7 .
- ^ Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных американцев . Издательство Оксфордского университета. стр. 155, 290. ISBN. 0-19-509427-1 .
- ^ Маршалл , 1996, с. 7–10 .
- ^ Маршалл , 1996, с. 7 .
- ^ «Распределение и численность населения беотуков, лидерство и общественная деятельность: история и этнография беотуков» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 года . Проверено 11 ноября 2017 г.
- ^ Маршалл , 1996, с. 12 .
- ^ Ганди, Лакшми (2013), «Национальное общественное радио» , NPR
- ^ Jump up to: а б с Аноним (Джеймс МакГрегор) (1836). «Шаа-наан-дитит, или Последний из беотиков» . Журнал Фрейзера для города и страны . XIII (LXXV): 316–323. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 г. (Перепечатка, Торонто: Canadiana House, 1969).
- ^ Кокинос, Кристофер (2009). Надежда - это вещь с перьями: личная хроника исчезнувших птиц . Группа Пингвин США. п. 313. ИСБН 978-1-58542-722-2 .
- ^ Джон Хьюсон (2007). «Песня Санту» . Мемориальный университет . 22 (1).
- ^ Фэган, Брайан М. (2005). Древняя Северная Америка: археология континента . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-28532-2 .
- ^ Jump up to: а б Аптон ОФС (1991). «Истребление беотаков Ньюфаундленда». В Миллере Дж. (ред.). Сладкие обещания: читатель об отношениях индейцев и белых в Канаде . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 68–89 . ISBN 0-8020-6818-9 .
- ^ Маршалл , 1996, с. 33 .
- ^ {Маргарет Конрад, История канадского народа, пятое издание, стр. 256–257}
- ^ «Исчезновение Беотука» . Наследие Ньюфаундленда и Лабрадора. Архивировано из оригинала 7 сентября 2017 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ Маршалл , 1996, с. 147 .
- ^ Маршалл , 1996, с. 208 .
- ^ Jump up to: а б «Беотук Ньюфаундленда» . посетите сайт newfoundland.ca . 5 января 2013. Архивировано из оригинала 8 января 2013 года . Проверено 7 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Куч, М; и др. (2007). «Предварительный анализ ДНК и диеты вымершего Беотука: систематический подход к ДНК древнего человека» (PDF) . Американский журнал физической антропологии . 132 (4): 594–604. дои : 10.1002/ajpa.20536 . ПМИД 17205549 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2015 г.
- ^ Хиллер, Бернис (21 июня 2021 г.). «Нет никаких доказательств этого, но миф о наемничестве микмау сохраняется, говорят исследователи» . ЦБК. Новости ЦБК . Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ Маршалл , 1996, с. стр. 224–6 .
- ^ Хьюсон, Джон; Даймонд, Беверли (январь 2007 г.). «Песня Санту» . Исследования Ньюфаундленда и Лабрадора . 22 (1). Факультет искусств Мемориального университета: 227–257. ISSN 1715-1430 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 24 марта 2016 г.
- ^ Перри, SJ (10 сентября 2008 г.). «Песня Санту: памятный день для Центра интерпретации Беотук» . Порт Пилот . Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 13 января 2010 г.
- ^ Рубинштейн, WD (2004). «Геноцид и исторические дебаты: Уильям Д. Рубинштейн приписывает горечь аргументов историков отсутствию согласованного определения и политическим программам» . История сегодня . 54 . Архивировано из оригинала 31 января 2013 года . Проверено 24 августа 2017 г.
- ^ Ноулз, Р.П.; Томплинс Дж; Уортен ВБ (2003). Современная драма: определение поля . Университет Торонто Пресс . стр. 169 . ISBN 0-8020-8621-7 .
- ^ Кормье, Поль Николя. «Британский колониализм и коренные народы: закон сопротивления – реагирования – перемен». Исследования мира , том. 49, нет. 2, 2017, стр. 39–60. JSTOR , JSTOR 44779906 . По состоянию на 15 октября 2023 г.
- ^ «Холлоуэй, Джон (1744–1826)» . Веб-сайт наследия Ньюфаундленда и Лабрадора . Август 2000 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс П. Хоули, FGS, «Рисунки Шанаудитита» , Беотаки или краснокожие индейцы: аборигены Ньюфаундленда , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1915, Веб-сайт Мемориального университета Ньюфаундленда и Лабрадора
- ^ Jump up to: а б с Ренуф, MAP (1999). «Предыстория охотников-собирателей Ньюфаундленда: вымирание или адаптация?». Арктическая археология . 30 (3): 405 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Холли, Дональд (2010). «Узы, которые связывают и разделяют». Журнал Северной Атлантики . 3 (1): 31–44. дои : 10.3721/037.003.0101 . S2CID 162572596 – через JSTOR.
- ^ Сэнгер, CW (1977). «Эволюция тюленей и распространение поселений на северо-востоке Ньюфаундленда». Социально-экономические статьи, 8. Сент-Джонс: Институт социальных и экономических исследований . 8 (1): 136 – через JSTOR.
- ^ Остин, SJ (1980). «Ньюфаундленд: доисторические культуры». Магистерская диссертация, Мемориальный университет Ньюфаундленда. : 5–7 – через JSTOR.
- ^ Остин, SJ (1984). «Морская архаика и недавние индийские свидетельства с пляжа Кейп-Коув, Ньюфаундленд». Морская архаика и недавние свидетельства индейцев с пляжа Кейп-Коув, Ньюфаундленд . 2 (1): 2 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и Так, Эй Джей (1978). «Раскопки Коровьей Головы». Социально-экономические исследования Ньюфаундленда . 17 (1) – через JSTOR.
- ^ Ренуф, MAP (1998). «Поиск места проживания морских архаичных индейцев в Порт-о-Шуа, Ньюфаундленд: комплексный подход с использованием археологии, геоморфологии и истории уровня моря». Отдел культуры и наследия, Департамент туризма, культуры и отдыха, правительство Ньюфаундленда и Лабрадора, Сент-Джонс . 1 (1) – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Ренуф, MAP (1994). «Два переходных участка в Порт-о-Шуа, на северо-западе Ньюфаундленда. В нитях арктической предыстории». Документы в честь У. Э. Тейлора-младшего : 165–195 – через JSTOR.
- ^ Оже (1984). «Фабричная бухта: признание и определение раннего палео-эскимосского периода на Ньюфаундленде». Магистерская диссертация, Мемориальный университет Ньюфаундленда, Сент-Джонс. – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с Ренуф, MAP (1987). «Археологические исследования в Национальном историческом парке Порт-о-Шуа: отчет о полевых работах 1986 года». Отчет о досье в отделе археологии Парков Канады, Атлантический регион, Галифакс. – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Робинс, Д.Т. (1985). «Сток-Коув, залив Тринити: оккупация Ньюфаундленда дорсетскими эскимосами с юго-восточной точки зрения». Магистерская диссертация. Кафедра антропологии Мемориального университета Ньюфаундленда. – через JSTOR.
- ^ Кариньян (1977). «Археология Беотука в заливе Бонависта». Серия «Меркурий», 69. Археологическая служба Канады, Национальные музеи Канады, Оттава. – через JSTOR.
- ^ Томсон (1990). «Отчет о наземных археологических раскопках и подводной разведке бухты Грейт-Москито, Булл-Арм, залив Тринити, Ньюфаундленд». Отчет, хранящийся в провинциальном управлении археологии, Департамент туризма, культуры и отдыха, правительство Ньюфаундленда и Лабрадора, Сент-Джонс, Нидерланды, Канада. – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д Харрис, Джон. Человеческие останки в обществе. Подзаголовок книги: Курирование и выставка после геноцида и массового насилия . Издательство Манчестерского университета. стр. 221–248.
- ^ Папа, А (2011). «Митогеномная и микросателлитная изменчивость у потомков основателя популяции Ньюфаундленда: высокое генетическое разнообразие в исторически изолированной популяции» (PDF) . Геном . 54 (2): 110–119. дои : 10.1139/g10-102 . ПМИД 21326367 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Роберт Крейг, Воспоминания о Джеймсе П. Хоули: избранные годы. Торонто: Публикации Общества Шамплейн, 1997.
- Хьюсон, Джон. «Беотук и Алгонкиан: свидетельства старые и новые», Международный журнал американской лингвистики , Vol. 34, № 2 (апрель 1968 г.), стр. 85–93.
- Холли, Дональд Х. младший «Историография антиисторичности: об индейцах беотук», История и антропология , 2003, Vol. 14 (2), стр. 127–140.
- Холли, Дональд Х. младший «Беотук накануне исчезновения», Арктическая антропология , 2000, Том. 37 (1), стр. 79–95.
- Хоули, Джеймс П., Беотаки или краснокожие индейцы , издательство Кембриджского университета, 1918. Перепечатка: Prospero Books, Торонто. (2000). ISBN 1-55267-139-9 .
- Маршалл, я (1996). История и этнография беотука . Издательство Университета Макгилла-Куина . ISBN 0-7735-1390-6 .
- Маршалл, I (2001–2009). Беотук . Книги о волнорезе. ISBN 1-55081-258-0 .
- Пасторе, Ральф Т., Люди Шанавдитита: археология беотуков . Breakwater Books, Сент-Джонс, Ньюфаундленд, 1992. ISBN 0-929048-02-4 .
- Ренуф, MAP «Предыстория охотников-собирателей Ньюфаундленда: вымирание или адаптация?» Мировая археология , Vol. 30 (3): стр. 403–420. Арктическая археология , 1999.
- Такие, Питер, Исчезнувшие народы: архаичные народы Дорсета и Беотука Ньюфаундленда . NC Press, Торонто, 1978.
- Так, Джеймс А., Древние жители Порт-о-Шуа: раскопки архаичного индейского кладбища в Ньюфаундленде . Институт социальных и экономических исследований, Мемориальный университет Ньюфаундленда, 1994 г.
- Винтер, Кит Джон, Шанандитти: Последний из Беотуков . JJ Douglas Ltd., Северный Ванкувер, Британская Колумбия, 1975 год. ISBN 0-88894-086-6 .
- Ассиниви, Бернар, «Сага о Беотуках». Бабель, ЛЕМЕАК, 1996. ISBN 2-7609-2018-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Наследие Беотуков , Ньюфаундленда и Лабрадора.
- Беотук , Родные языки.
- Идеи программы CBC о Демасдувите