Первые нации в Альберте
Коренные народы в Канаде |
---|
Коренные жители Северной Америки Портал Канады |
Коренные народы Альберты — это группа людей, живущих в канадской провинции Альберта . Первые нации — это народы (или нации), признанные коренными народами или равнинными индейцами в Канаде, за исключением инуитов и метисов . Согласно переписи 2011 года, 116 670 жителей Альберты идентифицировали себя как коренные народы . В частности, было 96 730 представителей коренных народов с зарегистрированным статусом индейцев. [1] и 19 945 человек из числа коренных народов без зарегистрированного статуса индейца . [2] Альберта занимает третье место по численности населения коренных народов среди провинций и территорий (после Онтарио и Британской Колумбии). [2] Из этой общей численности населения 47,3% населения проживает в индейских резервациях , а остальные 52,7% проживают в городских центрах. [2] Согласно переписи 2011 года, население коренных народов в Эдмонтоне (столице провинции) составило 31 780 человек, что является вторым по величине среди городов Канады (после Виннипега). [3] Население коренных народов в Калгари , по данным переписи 2011 года, составило 17 040 человек. [3] Есть 45 коренных народов или «групп». [4] в Альберте (в смысле правительств, состоящих из совета и вождя), принадлежащих к девяти различным этническим группам или «племенам», основанным на языках их предков. [5]
Классификации
[ редактировать ]Существует множество способов классификации различных групп коренных народов Альберты. С антропологической точки зрения в Альберте существуют две широкие культурные группы, основанные на разных климатических/экологических регионах и образе жизни, адаптированном к этим регионам. В северной части провинции субарктические народы полагались на бореальные виды, такие как лоси , лесные карибу и т. д., в качестве своих основных животных-жертв. [6] широко практиковал подледную рыбалку и использовал каноэ , снегоступы и санки для передвижения. Равнинные индейцы юга (или « буйволов жили в основном в лугах прерий (но имели доступ также к близлежащим Скалистым горам ) и полагались на равнинных бизонов ») в качестве основного источника пищи и использовали травуа в качестве транспорта. Народы центрального осинового Альберты пояса практиковали гибридные культуры с чертами обеих вышеупомянутых групп.
На момент контакта с евро-канадскими наблюдателями все коренные народы Альберты принадлежали к нескольким пересекающимся группам: ложам, бандам, племенам и конфедерациям. Наименьшей единицей был домик , который наблюдатели называли большой семьей или любой другой группой, живущей в одном жилище, например, в вигваме или вигваме . Несколько лож, живших вместе, образовали группу . Банды представляли собой высокомобильные небольшие группы, состоящие из уважаемого лидера (мужчины), иногда называемого вождем , возможно, его большой семьи и других семей, не связанных между собой. Банда была фундаментальной единицей организации, поскольку банда была достаточно большой, чтобы защищать себя и участвовать в общественной охоте, но в то же время достаточно маленькой, чтобы быть мобильной и принимать решения путем консенсуса (лидеры имели только харизматическую власть и не имели принуждения никакой силы ). Ложи и отдельные лица могли свободно покидать группы, а группы регулярно разделялись на две или сливались с другими, однако никто не хотел бы оставаться без защиты, живя в группе в течение длительного времени. Группы среди Численность народа пейган на юге Альберты варьировалась от 10 до 30 домиков, или от 80 до 240 человек. [7]
Напротив, племя – это этническая принадлежность. Племя – это группа людей, признающих друг друга соотечественниками благодаря общему языку и культуре. Группы одного и того же племени, говорящие на одном языке, обычно полагались друг на друга как на союзников против чужаков, но в Альберте племена не были институционализированы, и принятие решений заключалось в том, что лидеры различных групп собирались вместе на совет для достижения консенсуса. В XXI веке в Альберте насчитывается около девяти коренных этнических или племенных групп, в зависимости от того, как их считать. Это Бобер / Данесаа , Черноногий / Ниитситапи , Чипевьян / Денесолине , Равнинный Кри / Пасквавиинивак , Сарси / Цуу Т'ина , Сото (равнинный оджибва) / Накаве , Рави / Дене Тха ' , Стони / Накода и лесной кри / Сакавитинивак . Однако внутри этих границ существует большая изменчивость, поскольку когда-то смешанные браки и двуязычные группы были очень распространены. Ученый Нил МакЛеод отмечает, что банды представляли собой разрозненные временные группы, которые часто были полиэтническими и многоязычными, так что большинство упоминаний о «кри» историками предыдущих десятилетий на самом деле относятся к смешанным группам кри-ассинибойн-солтеакс. а также Вспышка оспы 1780–1781 годов и вспышка коклюша 1819–1820 годов уничтожили многие племена, вынудив их слиться с соседями. [8]
Антропологи и другие специалисты часто группируют народы в зависимости от того, из какой языковой семьи происходит их родной язык, поскольку народы с родственными языками часто также имеют культурное сходство. Все группы, представленные в настоящее время в Альберте, принадлежат к одной из трех больших языковых семей и связаны с другими языками континента. Это алгонкинские семьи (черноногие, кри и сото), атабаскские или дене (бобровые, чипевианские, слави и сарси) и сиуанские (стоуни). [9] Список племенных групп в Альберте не фиксирован и основан на различных интерпретациях того, что представляет собой «племя». Народ черноногих состоит из трех диалектных групп, которые были близкими союзниками: сиксика , пиикани и кайнай ; их иногда считают отдельными племенами или нациями. Самая большая по численности населения культурная группа коренных народов в Альберте - это кри , если считать лесных кри и равнинных кри вместе. Тридцать две группы коренных народов Альберты связаны с культурой кри и связаны с другими народами кри по всей Канаде, вплоть до Лабрадора. Лесные кри практиковали субарктическую культуру, а равнинные кри - культуру равнин, и они говорили на разных, но родственных диалектах языка кри . Несколько народов Альберты подпадают под термин дене , который используется многими родственными народами на Северо-Западных территориях. В Альберте это бобер, чипевиан, слейви и сарси. Все народы дене разделяют схожие духовные верования и социальную организацию, но народ сарси — народ равнин, а остальные — субарктики. Люди Стоуни связаны с Ассинибойны и сиу и могут считаться ветвью любой из этих групп. Сами Стоуни разделены на секции Вудлендс (группы Пола и Алексиса) и Равнины (группы Медвежья лапа, Чиники и Уэлси). Народ Солто представлен только одной группой в Альберте - O'Chiese First Nation. Однако в Саскачеване и Манитобе существует множество других групп Солто, а сами Солто являются ветвью более крупных групп оджибве и анисинаабе . живут также нестатусные индейцы смешанного кри- ирокезского происхождения Помимо всех этих групп, в районе Хинтон - Гранд-Кэш в Скалистых горах и предгорьях . Их представляет канадская организация Aseniwuche Winewak Nation , которая является некоммерческим обществом, а не группой в соответствии с Законом об индейцах . [9]
Известно, что в прошлом Альберту населяли и другие племена. Деревня земляных домиков Клюни на перекрестке Блэкфут является уникальным в Канаде примером постоянной укрепленной деревни земляных домиков , вероятно, построенной около 1740 года нашей эры народами хидатса или мандан . [10] [11] Народ ассинибойн жил в Альберте во время контактов с европейцами, и считается, что народ стоуни, который до сих пор живет в провинции, возник как ветвь ассинибойнов. [12] Ранние отчеты европейских исследователей предполагают, что восточные шошоны , как полагают, жили в Альберте, прежде чем к 1787 году были вытеснены в Блэкфут. [13] юг ; Сообщается, что Гро-Вантры живут в двух племенных группах с севера на один, так называемые фал индейцы (канадская или северная группа) из 260 лож (≈2500 населения) торговали с Северо-Западной компанией на реке Саскачеван и кочевали между реками Миссури и Боу . базировались недалеко от современного форта Белкнап, штат Монтана Они действовали на юге Альберты в конце 1800-х годов, но к 1862 году, когда туда прибыли миссионеры-иезуиты, . Правительства США и Канады стремились удержать кочевые народы от пересечения границы, и американцы открыли индейское агентство для снабжения Грос-Вентра помощью в форте Белкнап сначала в 1871-1876 годах, а в 1878 году - на постоянной основе, с созданием там резервации в 1881. Кутенай мигрировали на запад из Альберты, возможно, в начале восемнадцатого века, но реки Боу, чтобы охотиться на бизонов. ко времени контакта с европейцами все же время от времени заходили в район [14] Кроме того, люди из других этнических групп, таких как метисы и ирокезы, иногда вступали в брак с местными народами и были приняты в существующие группы или создавали свои собственные новые группы смешанного происхождения. Примером может служить группа Мишеля из района Калаху , многие из которых происходят от Уильяма Каллиху, торговца мехом ирокезов или метисов с востока, который женился на одной или нескольких местных женщинах кри и основал группу. [15]
Народы равнин могли объединяться в более крупные сообщества, часто следуя за большими стадами буйволов, и имели более сложные политические структуры, чем народы Субарктики, которым приходилось оставаться рассредоточенными, чтобы найти достаточно еды (даже столетия спустя на севере появилось больше правительств групп коренных народов, но меньшее количество южных общин гораздо более густонаселено). [6] Группа банд, объединенных в полупостоянный союз для общей защиты, назвали ее конфедерацией наблюдатели, не принадлежащие к коренным народам, . Такие конфедерации часто были многоэтническими, поскольку в них входили банды из нескольких племен. Двумя ключевыми конфедерациями в том, что позже стало центральной и южной Альбертой в восемнадцатом и девятнадцатом веках, была Конфедерация черноногих (состоящая из банд народов пиеган , кайнай , сикисика , к которым позже присоединились цуу тина и, какое-то время, гро Вентр ) и Железная Конфедерация (банды равнинных кри, ассинибойнов, сото и стоуни). Первоначально находившиеся в дружеских отношениях, эти две группировки со временем стали давними врагами ( река Бэтл была названа в честь конфликта между двумя группировками, который произошел возле нее примерно в 1810 году, примерно в начале их боевых действий). [16] ) до битвы на реке Белли 25 октября 1870 года недалеко от современного Летбриджа . [17]
Когда в 1870 году Канада приобрела права на территорию нынешней Альберты, начался процесс заключения договора. Федеральное правительство вело переговоры с различными вождями и советами, состоящими из групп союзных банд. Но каждая группа имела право подписывать или не подписывать договор. Есть три основных договора, затрагивающих Альберту. Договор 6 заключен между Канадой и равнинным кри и союзными племенами, основные подписания которого произошли с 1876 по 1879 год со многими более поздними дополнениями, и охватывает территорию центральной Альберты . Договор 7 включает племена-члены Конфедерации черноногих, а также стоуни, был подписан в 1877 году и охватывает южную Альберту . Договор 8, включающий в себя вудс-кри, бобр и чипвеян, был подписан в 1899 году и охватывает северную Альберту . По условиям этих договоров, более южные племена соглашались с присутствием канадских поселенцев на своих землях в обмен на чрезвычайную и постоянную помощь для борьбы с голодом, который испытывают жители равнин из-за исчезновения стад бизонов. Северные банды не сталкивались с сельскохозяйственными поселениями (в такой же степени), но вместо этого горнодобывающие и лесозаготовительные компании хотели получить доступ к их землям. В обоих случаях Индейские заповедники должны были быть созданы там, где должны были поселиться коренные народы (что означало прекращение кочевого охотничьего образа жизни), возможно, для того, чтобы начать заниматься сельским хозяйством, но, безусловно, чтобы они были доступны властям, таким как индийские агенты , Северо-Западная конная полиция и христианские миссионеры. . Однако не все племена одинаково примирились с идеями договоров. Банда Пиапота подписала договор, но отказалась выбрать место для резервата, предпочитая оставаться кочевником. « Бэтл Ривер Кри» под руководством Биг Беар и Литтл Пайн вообще отказались подписывать соглашение. [18] В рамках резервной системы каждая полоса прикреплена к одному или нескольким резервам. У группы есть список участников, входящий в общенациональный Индийский реестр , и эти участники имеют право жить в резервации и получать льготы по договору. В настоящее время банда считается основной единицей управления в соответствии с Законом об индейцах , впервые принятым в 1876 году и до сих пор действующим с изменениями. Современные правительства групп являются правопреемниками групп, подписавших договоры. В случае Конфедерации черноногих каждая диалектная группа считается «группой» (правительством), хотя исторически они включали в себя множество охотничьих банд, в то время как в других случаях правительства групп являются прямыми преемниками гораздо меньших исторических охотничьих групп, многие из которых насчитывают менее 100 человек. .
По состоянию на 2013 год [update] существовало 48 групповых правительств со своими советами и вождями. Однако для целей Закона об индейцах федеральное правительство перечисляет 45 отдельных правительств полос: первая нация озера Седл и нация озера Уайтфиш (Гудфиш) управляются отдельно, но считаются одной полосой. [19] аналогичным образом коренные народы Чиники , Уэсли и Медвежьей Лапы имеют отдельные администрации, но для целей Закона об индейцах это одно правительство группы, называемое Нацией Стоуни Накода . [20] [21] В приведенные выше подсчеты также не включены банды, штаб-квартиры которых расположены в других провинциях, а резервы частично находятся в Альберте, например, нация лукового озера кри в Саскачеване. Названия и размеры групп, а также размеры резервов не статичны и продолжают меняться с момента подписания договоров. Новейшей группой коренных народов в Альберте является Peerless Trout First Nation , которая была создана в 2010 году как отделение от Bigstone Cree Nation в рамках соглашения о земельных претензиях с федеральным правительством. [22]
Племенные и региональные организации
[ редактировать ]Банды могут объединять свои ресурсы, создавая региональные советы (часто называемые «Советами племен», хотя они могут не представлять племя в обычном смысле) и договорные советы, связанные с одним из трех договоров, касающихся Альберты. Банды Альберты являются членами Совета племени Атабаски , Конфедерации первых наций Договора 6 , Администрации четырех наций , Совета племени Ки Тас Ки Ноу , Регионального совета Индии Малого Невольничьего озера , Совета племени Северного мира , Первых наций Договора 8 , Управления Договора 7. Корпорация , Западный совет племени кри и Совет племени Йеллоухед . [9] [23]
Организации и услуги коренных народов
[ редактировать ]Агентства сгруппированы по секторам, включая искусство и культуру, бизнес и экономическое развитие, связь и средства массовой информации, образование, службы занятости, семейные услуги, центры дружбы, здравоохранение, лечение и социальные услуги, жилищные услуги, юридические услуги, городские организации, женские организации, и молодежные организации. [23]
Первые нации в Альберте (2019)
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Список индейских заповедников в Альберте
- Список общин аборигенов в Канаде
- Список правительств коренных народов
- Список народов коренных народов
- Индийский закон
- Метисы в Альберте
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Зарегистрированный или договорный статус индейца - Словарь Национального обследования домохозяйств (NHS)» . www12.statcan.gc.ca . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Таблица 3. Распределение коренных народов, коренных народов с зарегистрированным статусом индейцев и без него, а также людей коренных народов с зарегистрированным статусом индейцев, живущих в заповедниках или за их пределами, Канада, провинции и территории, 2011 г.» . www12.statcan.gc.ca . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Рисунок 1. Десять переписных мегаполисов и переписных агломераций с самой большой популяцией метисов, 2011 г.» . www12.statcan.gc.ca . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ «Первые нации в Альберте» . sac-isc.gc.ca . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Аборигены Альберты, 2013 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Аборигены Альберты, 2013 г. , с. 12.
- ^ «История черноногих» . Голова разбита в прыжке с буйволом . Культура Альберты . 22 мая 2012. Архивировано из оригинала 3 сентября 2012 года . Проверено 11 декабря 2012 г.
Основной социальной ячейкой черноногих, стоящей выше семьи, была группа. Группы пейганов варьировались от 10 до 30 лож или от 80 до 240 человек. Такие банды были достаточно большими, чтобы защищаться от нападений и проводить небольшие коллективные охоты. Группа представляла собой скорее жилую группу, чем группу родственников; в его состав входили уважаемый лидер, возможно, его братья и родители, а также другие люди, которым не обязательно быть родственниками. Человек мог покинуть группу и свободно присоединиться к другой. Таким образом, споры можно было легко урегулировать, просто перейдя в другую группу. Кроме того, если для группы наступят тяжелые времена из-за потери лидера или неудачи в охоте, ее участники могут разделиться и присоединиться к другим группам. Система обеспечивала максимальную гибкость и была идеальной организацией для охотников Северо-Западных равнин. Руководство группой основывалось на консенсусе; то есть лидер был выбран потому, что все люди признали его качества. Такому лидеру не хватало принудительной власти над своими последователями; он руководил только до тех пор, пока его последователи были готовы подчиняться ему. Лидеру нужно было быть хорошим воином, но, самое главное, он должен был быть щедрым. Черноногий презирал скряг! В случае смерти лидера, если его некому было заменить, банда могла распасться. Группы постоянно формировались и распадались.
- ^ Маклид, Нил. (2000), «Идентичность равнинного кри: пограничье, неоднозначные генеалогии и повествовательная ирония» (PDF) , Канадский журнал исследований коренных народов , том. ХХ, нет. 2, заархивировано из оригинала (PDF) 14 октября 2014 г. , получено 18 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Аборигены Альберты, 2013 г. , стр. 18–26.
- ^ «Национальный исторический памятник Канады «Перекресток Блэкфут»» . Парки Канады. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ «Деревня Земляной Домик» . Исторический парк Блэкфут-Кроссинг . Переправа Блэкфут. Архивировано из оригинала 22 июля 2014 года . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ История племен ассинибойнов и сиу индейской резервации Форт-Пек Джозеф Р. Макгешик, Деннис Смит, Джеймс Шенли, Историческое общество Монтаны, стр. 14-19
- ^ «За пределами Borderlands: Обсуждение: Последствия» . Segonku.unl.edu. Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 г. Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ Армтсронг, Кристофер; Эвенден, Мэтью; Неллес, Х.В. (2009). Река возвращается: экологическая история лука . Монреаль: МакГилл УП. стр. 26–27.
- ^ «Мишель Банд: Метис, покинувший договор» .
Отец Лакомб писал об ирокезах в заповеднике Мишель, что их язык почти вымер, и его заменили кри или французский язык.
- ^ Страна Бивер-Хиллз: история земли и жизни , Грэм А. Макдональд, 2009, издательство Университета Атабаски, стр. 17.
- ^ «Страдания (1870-е)» . История шестого договора . Школьное отделение № 202 Living Sky. Архивировано из оригинала 6 марта 2014 г.
Черноногие и кри боролись за контроль над границами Сайпресс-Хиллз, и осенью 1870 года между ними произошла битва, получившая название «Битва при реке Белли». Большой Медведь и Маленькая Сосна возглавили кри и напали на лагерь коренных народов крови. На следующий день хорошо вооруженные пейганы вступили в бой и разгромили кри, в бою погибло примерно 200-400 кри. В конце концов кри и черноногие договорились о мире и доступе к кипарисовым холмам» (Додсон 14).
- ^ Мишель Хог, «Оспаривание линии медицины: равнины Кри и канадско-американская граница, 1876–1885». Архивировано 23 февраля 2014 г. в Wayback Machine , Монтана. Журнал западной истории , 52 (зима 2002 г.), Montana Historical. Общество, стр. 2–17.
- ^ «Первые нации в Альберте» . Aadnc-aandc.gc.ca. 15 сентября 2010 г. Проверено 26 февраля 2014 г.
[Примечание 1] Коренная нация озера Сэддл и первая нация озера Уайтфиш (Гудфиш) управляются отдельно, но считаются одной полосой в соответствии с Законом об индейцах.
- ^ «Первые нации в Альберте» . Aadnc-aandc.gc.ca. 15 сентября 2010 г. Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ «Правительство Харпера продолжает инвестировать в образование коренных народов» . Aadnc-aandc.gc.ca. 2013-03-23. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 г. Проверено 1 апреля 2014 г.
Племя Стоуни, расположенное примерно в 60 километрах к западу от Калгари, состоит из трех коренных народов: Медвежьей Лапы, Чиники и Уэсли.
- ^ «Новое начало для коренных народов бигстоун-кри и бесподобной форели» . Aadnc-aandc.gc.ca. 09.07.2012 . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Путеводитель по организациям и услугам аборигенов в Альберте . Отношения коренных народов и метисов. Эдмонтон, Альберта. 2015. с. 66. ИСБН 978-0-7785-9868-8 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Профили первых наций» . Канада по делам коренных народов и Севера . 14 ноября 2008 года . Проверено 10 сентября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Профили сообществ метисов и коренных народов Альберты (PDF) . Отношения с аборигенами Альберты. Декабрь 2012. ISBN. 978-1-4601-0330-2 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2013 года . Проверено 2 января 2013 г.
- Аборигены Альберты: вчера, сегодня и завтра (PDF) . Отношения с аборигенами Альберты. Ноябрь 2013 г. ISBN. 978-1-4601-13073 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 апреля 2014 года . Проверено 7 апреля 2014 г.
- «Первые нации в Альберте» . По делам аборигенов и развитию Севера Канады. 15 сентября 2010 г. Проверено 26 февраля 2014 г.