Jump to content

Чипевян

(Перенаправлено с Чипевианцев )
Мы умираем
Женщина и ребенок из Чипевии отправились охотиться на ондатру на озере Гарсон, Саскачеван.
Общая численность населения
30 910 (перепись 2016 г.) [1]
Регионы со значительной численностью населения
Канада
Саскачеван 12,875
Северо-Западные территории 7,820
Альберта 6,350
Манитоба 1,905
Британская Колумбия 1,225
Языки
английский , денесулин
Религия
Христианство , Анимизм
Родственные этнические группы
Люди , Йеллоунайвс , Рабы , Рабы , Мир
Люди Дайте Сулине
Язык Дэнэ Сулине́ Ятие
Страна Дорогая Мать,
Дененде
ᑌᓀᐣᑌᐧ

Чипевиан Dënesųłı̨né ( / ˌ ɪ p ə ˈ w ə n / CHIP -ə- WY -ən , также называемый Denésoliné или ) или Dënë Sųłıën , что означает «оригинальный/настоящий народ» [2] [3] Дене коренной канадский народ атабаскской языковой семьи , чьи предки отождествляются с археологической традицией сланцев Талтейлей . [4] [5] [6] Они являются частью группы северных атабасков и родом из территории нынешней Западной Канады .

Терминология

[ редактировать ]

Термин чипевиан ( ᒌᐯᐘᔮᐣ ) является кри, экзонимом означающим «заостренные шкуры», относящимся к дизайну их парк. [7]

Франкоязычные миссионеры к северо-западу от колонии Ред-Ривер в своих документах, написанных на французском языке, называли народ чипевианцев монтанье. [8] Монтанье на французском языке просто означает «горцы» или «горцы» и с течением времени применялось ко многим несвязанным нациям по всей Северной Америке. Например, инну-неенолино северного Квебека также называют монтанье .

Альбом с фотографиями чипевянской женщины и мальчика

Демография

[ редактировать ]

Чипевианские народы проживают в регионе, простирающемся от западной части Канадского щита до Северо-Западных территорий , включая северные части провинций Манитоба , Альберта и Саскачеван . В Нунавуте также есть много захоронений и археологических памятников, которые входят в группу Денесулине.

В следующем списке коренных народов правительств групп по состоянию на август 2016 года общее число зарегистрированных членов составляло 25 519 человек, из них 11 315 в Саскачеване, 6 952 в Альберте, 3 038 в Манитобе и 4 214 в Северо-Западных территориях. У всех были популяции денесулина; однако в некоторых из них было сочетание членов кри и денесулинов (см. «Первая нация бесплодных земель» в Манитобе и «Первая нация Форт-Мак-Мюррей» в Альберте).

По всему региону также проживает множество общин метисов, говорящих на языке дене (Dënesųlıne). в деревне Ла-Лош в Саскачеване проживало 2300 жителей, которые по переписи 2011 года определили, что говорят на дене (денесулине) как на своем родном языке. Например, [9] Около 1800 жителей были метисами, а около 600 - членами нации Клируотер-Ривер-Дене. [10]

Памятники

[ редактировать ]

Переезд Сайиси Дене отмечен Мемориалом Дене в Черчилле, Манитоба. [11]

Управление

[ редактировать ]

Люди Денесулыне входят в состав правительств многих групп, охватывающих Альберту, Саскачеван, Манитобу и Северо-Западные территории.

Альберта

[ редактировать ]
Совет племени Атабаска
Ассоциация вождей племен (TCA) [18]
Правительство территории Акаитчо (ATG) ( Ɂákéchógh nęnę )
  • Приземление Смита, первая нация . «Тебати Дене Сухне» Ттебатти́ dënesųłıne, Тебача Ттебачагэ — «у порогов», название форта Смит на дене . Заповедники и сообщества: Оехере Кельни Куэ № 196I, Хокеде Туэ № 196E, Ки Туэ № 196D, Ли Дезе № 196C, Табача Наре № 196A, Тебати № 196, Цу Каде Туэ № 196F Туе Недехе № 196H. , Цу Туэ Цу туэ № 196G, Тхе Джере Гаили № 196B, ок. 100 км2. Население: 357 человек [21]

Манитоба

[ редактировать ]
Совет племени Киватин [22]

Северо-Западные территории

[ редактировать ]
Правительство территории Акаитчо (ATG)

Саскачеван

[ редактировать ]
Племенной совет Лугового озера ( Tł'ogh tué ) [30]
  • Река Буффало Дене Нация ( Ɂëjëre dësché ), расположенная в Диллоне . Заповедник находится примерно в 84 км к северо-востоку от Иль-а-ля-Кросс ( Куэн ) . Заповедник: Буффало Ривер Дене Нэйшн № 193, гр. 83 км 2 . Население: 1405 человек. [31]
  • Река Клируотер Дене Нэйшн ( Tı̨tëlase tué ). Самый густонаселенный заповедник Река Клируотер граничит с деревней Ла Лош на севере. Запасы: Река Клируотер, Дене №№ 222, 221 и 223, индейское поселение Ла-Лош c. 95 км 2 . Население: 2042 человека [32]
  • Коренная нация английской реки с офисами в Патуанаке подписала Договор 10 в 1906 году под руководством вождя Уильяма Апсиса. Название происходит от реки Инглиш, где «люди тополя» ( Kés-ye-hot'ınë ) населяли этот район в течение определенного периода времени в течение года. Большинство семей, которые сейчас проживают в Патуанаке ( Bëghąnıch'ërë ) и Ла Плонж 192 у Боваля, традиционно жили вниз по течению у озер Примо, Коленного озера и озера Диппер. Запасы: озеро Кри № 192G, остров Портер № 192H, Элак Дасе № 192A, озеро Колено № 192B, Диппер-Рапидс № 192C, Вапачевунак № 192D, ЛаПлонж № 192, c. 200 км 2 . Население: 1528 человек. [33]
  • Первая нация Берч-Нэрроуз ( K'ı́t'ádhıká ), расположенная на озере Тернор , самый густонаселенный заповедник № 193B, находится примерно в 124 км к северо-востоку от Иль-а-ла-Кросс, заповедник возник в соответствии с Договором 6 в 1906 году. Заповедники: озеро Черчилль № 193А, Тернор-Лейк №№ 193B и 194, гр. 30 км 2 . Население: 771 человек [34]
Большой совет принца Альберта (PAGC) [35]

Исторические региональные группы Чипевяна

[ редактировать ]
Чипевян находится в Канаде.
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Чипевян
Деревни в Канаде с населением, говорящим на денесулинском языке

Чипевианцы передвигались небольшими группами или бандами, состоящими из нескольких больших семей, попеременно то зимних, то летних лагерей. Группы участвовали в охоте, ловле ловлей, рыбалке и собирательстве в бореальных лесах Канады и вокруг многочисленных озер на своей территории. Позже, с появлением торговли мехом в Северной Америке , они организовались в несколько крупных региональных групп вблизи европейских торговых постов, чтобы контролировать в качестве посредников торговлю мехами и охоту на пушных зверей. Новые социальные группы также позволили чипевианам доминировать над своими соседями дене и лучше защищаться от своих вооруженных винтовками врагов кри , которые продвигались к реке Пис и озеру Атабаска .

  • Кай-тели-ке-хот!инне (K'aı́tëlı́ hót'ı̨ne) («ивовая равнина, где они живут») жила на западном берегу озера Атабаска в форте Чипевян . Ареал их племени простирался на север до форта Смит на реке Слейв и на юг до форта Мак-Мюррей на реке Атабаска . [39]
  • Кес-йе-хот!инне (K'ësyëhót'ı̨ne) («осиновый дом, в котором они живут» или «дом из тополя, в котором они живут») жил в верховьях реки Черчилль , вдоль озера Иль-а-ля- Кросс , Мети-Портидж , Колд-Лейк , Харт-Лейк и Луковое озеро. Название племени, вероятно, является описанием соседних групп чипевиан для этой основной региональной группы и буквально отсылает к основанным на озере Иль-а-ля-Кросс европейским торговым фортам, построенным из древесины тополя или осины .
  • Хотелади Хоттенаде дёне («северные люди») жили к северу от Кес-йе-хот!инне между озером Кри , к западу от Оленьего озера на юге и на восточном берегу озера Атабаска на севере.
  • Хатель-хот!инне (Hátthëlót'ıne) («они обитают в низине») жили в регионе Оленьего озера (ɂëtthën tué), которое впадает на юг в реку Черчилль.
  • Эттен эльдили дене ( Etthén Holdélį Dené , Ethen-eldeli — « Пожиратели карибу ») жил в тайге к востоку от озера Атабаска, далеко на востоке до Гудзонова залива , на Оленьем озере, озере Хэтчет , озере Волластон и озере Броше.
  • Ккрест'айле кке оттине («обитатели среди трясущихся осин» или «дрожащие осиновые люди») жили в бореальных лесах между Большим Невольничим озером на юге и Большим Медвежьим озером на севере.
  • Сайиси Дене (Saı́yısı́ dëne) (или Saw-eesaw-dinneh — «народ востока») торговал в форте Чипевян . Их охотничьи и племенные территории простирались между озером Атабаска и Большим Невольничим озером, а также вдоль реки Черчилль.
  • Гане-кунан-хот!инне (Gąnı̨ kuę hót'ı̨ne) («дом из сосны, в котором они живут») жили в тайге к востоку от озера Атабаска и были сосредоточены в основном в восточной части Фонд-дю-Лак .
  • Дес-недхе-кке-наде (Dësnëdhé k'e náradé dëne) ( Desnedekenade , Desnedhé hoíé nadé hot'įnę́ — «люди вдоль великой реки») были также известны как Атабаска Чипевьян . Они жили между Большим Невольничим озером и озером Атабаска вдоль реки Слейв возле форта Резолюция ( Дэниноо Куэ — « лосиный остров»).
  • Тиланоттине (Tthı́lą́ne hót'ı̨ne) ( Tu tthílá hot'įnę́ — «те, кто обитает в истоках озер» или «люди конца головы») жили вдоль озер в районе реки Верхний Черчилль, вдоль реки Черчилль. Река и река Атабаска, от Большого Невольничьего озера и озера Атабаска на севере до Холодного озера и Лак-ла-Биш на юго-западе. [40]
  • Тандзан-хот!инне (Tálzą́hót'ı̨ne) («обитатели грязного озера», также известные как Dení-nu-eke-tówe - «лосиный остров на озере») жили на северном берегу Большого Невольничьего озера и вдоль река Йеллоунайф и до их изгнания Тлычу вдоль реки Коппермайн . Их часто считали группой чипевианцев, но они исторически образовали « Йеллоунайвс » как независимую коренную нацию и называли себя Тацаот'ин (T'átsąnót'ıne ).

Этнография

[ редактировать ]
Дети-денесулины на каноэ в Ла-Лош

Исторически денесулинцы были в некоторой степени союзниками южных кри и воевали против инуитов и других народов дене к северу от земель чипевиан.

Важным историческим Денесулином является Танадельтур («Прыгающая куница»), молодая женщина, которая в начале 18 века помогла своему народу установить мир с кри и заняться торговлей мехом (Steckley 1999).

Сайиси Дене на севере Манитобы — это группа чипевиан, известная охотой на мигрирующих карибу. Исторически они располагались на озере Литтл-Дак и были известны как «Утиное озеро Ден». В 1956 году правительство насильно переселило их в порт Черчилль на берегу Гудзонова залива и в небольшую деревню к северу от Черчилля под названием Норт-Найф-Ривер, присоединившись к другим дене и став членами «Форт-Черчилль-Чипевиан-банда». В 1970-х годах «Утиное озеро Дене» решило полагаться на свои силы, вернуться к охоте на карибу и переехало на озеро Тадул, Манитоба , по закону став в 1990-х годах «Первой нацией Сайиси Дене (озеро Тадул, Манитоба)». [41] https://uofmpress.ca/books/detail/night-spirits

Культура

[ редактировать ]

Чипевианцы раньше вели в основном кочевой образ жизни, были организованы в небольшие группы и временно жили в вигвамах. Они носили цельные брюки и мокасины. Однако их кочевой образ жизни начал разрушаться с 1717 года, когда они столкнулись с английскими предпринимателями. Впоследствии чипевианцы стали играть важную роль в субарктической торговле, обменивая меха и шкуры на металлические инструменты, оружие и ткань. [42]

Современные чипевианцы ведут либо оседлый, либо полукочевой образ жизни. Многие до сих пор ведут свой традиционный образ жизни ради пропитания, например, ловят рыбу или охотятся на карибу, хотя этот процесс модернизируется за счет использования современных сетей, инструментов, транспорта и многого другого. [42]

Историческое распространение денесулинского языка

Денесулинцы (чипевьяны) говорят на языке атабаскской денесулинском языковой группы. На денесулине говорят аборигены Канады, чье имя является родственным слову dene («народ»): Denésoliné (или Dënesųłiné ). Носители языка говорят на разных диалектах, но понимают друг друга. Существует диалект «к», т, на котором говорит большинство людей. Например, люди в Fond du lac, Gąnı kuę́ говорят на букве «k» и говорят «yaki ku», в то время как другие, использующие «t», говорят «yati tu» .

Вход в Denesuline в аэропорту Ла-Лош

Имя Чипевиан , как и многие жители канадских прерий, имеет алгонкинское происхождение. Оно происходит от на равнинном кри их названия , Cīpwayān ( ᒌᐘᔮᐣ ), «острая кожа», от cīpwāw ( ᒌᐚᐤ ), «быть заостренным»; и wayān ( ᐘᔮᐣ ), «кожа» или «скрыть» — отсылка к крою и стилю чипевийских парок . [43]

Большинство чипевианцев теперь используют дене и денесулин для описания себя и своего языка. Общины Саскачевана в Фон-дю-Лак, [44] Черное озеро [45] и озеро Волластон [46] несколько.

Несмотря на внешнее сходство названий, чипевианцы не имеют отношения к народу чиппева ( оджибва ).

В 2015 году Шене Католика-Вальпи, женщина из Чипевии из Северо-Западных территорий , оспорила правительство территории из-за его отказа разрешить ей использовать букву ⟨ʔ⟩ в имени ее дочери Сахайа. Территория утверждала, что территориальные и федеральные документы, удостоверяющие личность, не могут вместить это письмо. Мать Сахайи наконец зарегистрировала свое имя, поставив дефис вместо ⟨ʔ⟩ , продолжая при этом оспаривать эту политику. Вскоре после этого другая женщина по имени Андреа Херон также бросила вызов территории на тех же основаниях, отказавшись принять букву ⟨ʔ⟩ своей дочери в имени Раби , Сакаеа (на самом деле родственное Сахаиа). [47]

Известный чипевиан

[ редактировать ]
  1. ^ Канада, Правительство Канады, Статистическое управление (25 октября 2017 г.). «Ответы о происхождении аборигенов (73), одиночные и множественные ответы аборигенов (4), проживание в резервации или за ее пределами (3), проживание внутри или за пределами инуитского Нунангата (7), возраст (8А) и пол (3) для населения в частном порядке Домохозяйства Канады, провинций и территорий, перепись 2016 года — выборочные данные 25%» . www12.statcan.gc.ca . Проверено 22 ноября 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Кук, Ын-До (2004), Грамматика Дэйна Сулине (Чипевян) , Виннипег: алгонкинская и ирокезская лингвистика, ISBN  0-921064-17-9
  3. ^ Лори Бауэр, 2007, Справочник студента-лингвиста , Эдинбург
  4. ^ «Талтейлейская культура» . Проверено 26 марта 2013 г.
  5. ^ «Археологические традиции» . каноэсаскачеван . Архивировано из оригинала 15 декабря 2007 г. Проверено 12 октября 2007 г.
  6. ^ «Денесулин (Дене)» . Энциклопедия Саскачевана. Архивировано из оригинала 10 августа 2017 г. Проверено 27 октября 2008 г.
  7. ^ «Чипевян» . 27 сентября 2021 г.
  8. ^ Петито, Эмиль Фортюне Станислас Жозеф (1876). Словарь языка дене-динджие, диалектов монтанье или чиппевай, заячьих шкур и луше, также содержащий большое количество терминов, характерных для семи других диалектов того же языка; предшествует монография Дене-Динджие, грамматика и синоптические таблицы спряжений (см. предисловие) . Париж: Э. Леру . Проверено 5 декабря 2014 г.
  9. ^ «Профили сообщества (перепись населения Канады 2011 г.)» . 8 февраля 2012 года . Проверено 29 июня 2013 г.
  10. ^ «Профиль аборигенного населения (Ла-Лош) за 2006 год» . 15 января 2008 года . Проверено 11 мая 2014 г.
  11. ^ «Мемориал Дене» . 27 февраля 2014 г.
  12. ^ «AANDC (первая нация Атабаски Чипевьян)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  13. ^ «AANDC (Первая нация Форт-Маккея)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  14. ^ «AANDC (Первая нация Чипевьянских прерий)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  15. ^ Чипевьян Прейри Дене, первая нация
  16. ^ «AANDC (Форт МакМюррей № 468, первая нация)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  17. ^ Браун , Джесси; Морен , Брэнди (12 декабря 2022 г.). «#840 Взятие деревянного буйвола» . Канадаленд (Подкаст). Канадаленд . Событие происходит в 12:20.
  18. ^ «Ассоциация вождей племен (TCA)» . Архивировано из оригинала 19 октября 2015 г. Проверено 27 марта 2013 г.
  19. ^ «AANDC (Первые народы Холодного озера)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  20. ^ «Первые народы Холодного озера (Денесулин)» . Архивировано из оригинала 3 августа 2011 г. Проверено 7 мая 2011 г.
  21. ^ «AANDC (Первая нация Приземления Смита)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  22. ^ Совет племени Киватин
  23. ^ «AANDC (Бесплодные земли)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  24. ^ «AANDC (Нортлендс)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  25. ^ «AANDC (Первая нация сайиси дене)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  26. ^ «AANDC (Первая нация Денину Куэ)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  27. ^ «AANDC (Первая нация Луцеля К'е Дене)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  28. ^ «AANDC (Первая нация Солт-Ривер № 195)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  29. ^ «AANDC (Коренная нация Йеллоунайвс Дене)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  30. ^ Совет племени Медоу-Лейк (MLTC). Архивировано 22 августа 2011 г. в Wayback Machine.
  31. ^ «AANDC (Нация Буффало-Ривер-Дене)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  32. ^ «AANDC (Клируотер-Ривер-Дин)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  33. ^ «AANDC (Первая нация английской реки)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  34. ^ «AANDC (Первая нация Берч-Сужает)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  35. Большой совет принца Альберта (PAGC). Архивировано 7 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
  36. ^ «AANDC (Черное озеро)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  37. ^ «AANDC (Топливо Озеро)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  38. ^ «AANDC (Фон дю Лак)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
  39. ^ Чипевиан
  40. Дин . Архивировано 22 июня 2004 г. в Wayback Machine.
  41. ^ «Сайиси Дене (Манитоба)» . Канада по делам Индии и Севера . Архивировано из оригинала 2 мая 2006 года . Проверено 12 октября 2007 г.
  42. ^ Jump up to: а б Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 353. ИСБН  0-7566-0520-2 .
  43. ^ Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 395
  44. ^ «Большой совет принца Альберта (Фон-дю-Лак)» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 г. Проверено 26 мая 2013 г.
  45. ^ «Большой совет принца Альберта (Черное озеро)» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2014 г. Проверено 26 мая 2013 г.
  46. ^ «Большой совет принца Альберта (озеро Волластон)» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 г. Проверено 26 мая 2013 г.
  47. ^ Браун, Рэйчел (12 марта 2015 г.). «Что в имени? Битва чипевян за родной язык» . Маклина . Проверено 5 апреля 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Атабаска Чипевян «Первая нация». Следы на земле: путь коренной нации чипевян Атабаски . Форт Чипевян, Альта: коренная нация Атабаски Чипевян, 2003. ISBN   0-9733293-0-0
  • Биркет-Смит, Кай. Вклад в чипевскую этнологию . Копенгаген: Гильдендаль, 1930.
  • Боун, Роберт М., Эрл Н. Шеннон и Стюарт Рэби. Чипевиан региона Стоуни-Рапидс; Исследование их меняющегося мира с особым вниманием к карибу . Мемуары Модсли, 1. Саскатун: Институт северных исследований, Университет Саскачевана, 1973. ISBN   0-88880-003-7
  • Буссидор, Ила, Устен Бильген-Рейнарт. «Ночные духи: история переселения Сайиси Дене». University of Manitoba Press, 16 марта 2000 г. (Воспоминания об опыте женщины-дене в Черчилле, Манитоба).
  • Клейтон-Гутро, Сесиль М. Образцы переходного периода: производство мокасин и украшение группы Janvier Band Chipewyan . Серия Меркурий. Халл, Квебек: Канадский музей цивилизации, 1994. ISBN   0-660-14023-3
  • Кук, Ын До. 2006. Закономерности приобретения и изменения согласных в чипевяне (Дене Сулин) . Международный журнал американской лингвистики. 72, нет. 2: 236.
  • Драмер, Ким и Фрэнк В. Портер. Чипевиан . Нью-Йорк: Дом Челси, 1996. ISBN   1-55546-139-5
  • Элфорд, Леон В. и Марджори Элфорд. Англо-чипевийский словарь . Принц Альберт, Саск: Евангелическая миссия Северной Канады, 1981.
  • Годдард, Плиний Эрл. Тексты и анализ диалекта Холодного озера, Чипевян . Антропологические документы Американского музея естественной истории, т. 10, ст. 1–2. Нью-Йорк: Опубликовано по заказу попечителей [Американского музея естественной истории], 1912 г.
  • Грант, Дж. К. Буало. Антропометрия индейцев чипевиан и кри окрестностей озера Атабаска . Оттава: Ф.А. Акланд, принтер, 1930 г.
  • Human Relations Area Files, Inc. Чипевян ND07 . Коллекция этнографии EHRAF. Нью-Хейвен, Коннектикут: Файлы области человеческих отношений, 2001.
  • Иримото, Такаши. Чипевьянская экология: групповая структура и система охоты на карибу . Сенри этнологические исследования, вып. 8. Суйта, Осака, Япония: Национальный музей этнологии, 1981.
  • Ли, Фанг-куэй и Рональд Сколлон. Чипевьянские тексты . Нанканг, Тайбэй: Институт истории и филологии Академии Синика, 1976.
  • Лоуи, Роберт Гарри. Чипевьянские сказки . Нью-Йорк: Попечители, 1912.
  • Пол, Саймон. Вводный чипевян: базовый словарный запас . Саскатун: Индийское и северное образование, Университет Саскачевана, 1972.
  • Сколлон, Рональд и Сюзанна Б.К. Сколлон. Лингвистическая конвергенция: этнография разговорной речи в форте Чипевиан, Альберта . Нью-Йорк: Академик Пресс, 1979. ISBN   0-12-633380-7
  • Шапиро, Гарри Л. Эскимос Аляски; Исследование взаимоотношений между эскимосами и индейцами чипевиан Центральной Канады . Нью-Йорк: Американский музей естественной истории, 1931.
  • Шарп, Генри С. Чипевян Брак . Серия Меркурий. Оттава: Национальный музей Канады, 1979.
  • Шарп, Генри С. Трансформация снежного человека: мужественность, сила и вера среди чипевианцев . Смитсоновский институт по этнографическим исследованиям. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1988. ISBN   0-87474-848-8
  • ВанСтоун, Джеймс В. Меняющаяся культура сугроба Чипевьян . Оттава: [Королевский принтер], 1965.
  • Вильгельм, Андреа. Телиность и долговечность: исследование аспекта в Дэне Сулине (Чипевян) и немецком языке . Нью-Йорк: Рутледж, 2007. ISBN   0-415-97645-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf3f07452d92041ccfed6e36adf1100a__1717951980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/0a/bf3f07452d92041ccfed6e36adf1100a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chipewyan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)