Чипевян
Общая численность населения | |
---|---|
30 910 (перепись 2016 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Канада | |
Саскачеван | 12,875 |
Северо-Западные территории | 7,820 |
Альберта | 6,350 |
Манитоба | 1,905 |
Британская Колумбия | 1,225 |
Языки | |
английский , денесулин | |
Религия | |
Христианство , Анимизм | |
Родственные этнические группы | |
Люди , Йеллоунайвс , Рабы , Рабы , Мир |
Люди | Дайте Сулине |
---|---|
Язык | Дэнэ Сулине́ Ятие |
Страна | Дорогая Мать, Дененде ᑌᓀᐣᑌᐧ |
Коренные народы в Канаде |
---|
Коренные жители Северной Америки Портал Канады |
Чипевиан Dënesųłı̨né ( / ˌ tʃ ɪ p ə ˈ w aɪ ə n / CHIP -ə- WY -ən , также называемый Denésoliné или ) или Dënë Sųłıën , что означает «оригинальный/настоящий народ» [2] [3] — Дене коренной канадский народ атабаскской языковой семьи , чьи предки отождествляются с археологической традицией сланцев Талтейлей . [4] [5] [6] Они являются частью группы северных атабасков и родом из территории нынешней Западной Канады .
Терминология
[ редактировать ]Термин чипевиан ( ᒌᐯᐘᔮᐣ ) является кри, экзонимом означающим «заостренные шкуры», относящимся к дизайну их парк. [7]
Франкоязычные миссионеры к северо-западу от колонии Ред-Ривер в своих документах, написанных на французском языке, называли народ чипевианцев монтанье. [8] Монтанье на французском языке просто означает «горцы» или «горцы» и с течением времени применялось ко многим несвязанным нациям по всей Северной Америке. Например, инну-неенолино северного Квебека также называют монтанье .
Демография
[ редактировать ]Чипевианские народы проживают в регионе, простирающемся от западной части Канадского щита до Северо-Западных территорий , включая северные части провинций Манитоба , Альберта и Саскачеван . В Нунавуте также есть много захоронений и археологических памятников, которые входят в группу Денесулине.
В следующем списке коренных народов правительств групп по состоянию на август 2016 года общее число зарегистрированных членов составляло 25 519 человек, из них 11 315 в Саскачеване, 6 952 в Альберте, 3 038 в Манитобе и 4 214 в Северо-Западных территориях. У всех были популяции денесулина; однако в некоторых из них было сочетание членов кри и денесулинов (см. «Первая нация бесплодных земель» в Манитобе и «Первая нация Форт-Мак-Мюррей» в Альберте).
По всему региону также проживает множество общин метисов, говорящих на языке дене (Dënesųlıne). в деревне Ла-Лош в Саскачеване проживало 2300 жителей, которые по переписи 2011 года определили, что говорят на дене (денесулине) как на своем родном языке. Например, [9] Около 1800 жителей были метисами, а около 600 - членами нации Клируотер-Ривер-Дене. [10]
Памятники
[ редактировать ]Переезд Сайиси Дене отмечен Мемориалом Дене в Черчилле, Манитоба. [11]
Управление
[ редактировать ]Люди Денесулыне входят в состав правительств многих групп, охватывающих Альберту, Саскачеван, Манитобу и Северо-Западные территории.
Альберта
[ редактировать ]- Атабаска Чипевян «Первая нация» . Резервы: Форт Чипевян ( K'aı́tël koę ) Чипевян № 201, 201A, 201B, 201C, 201D, 201E, 201F, 201G, гр. 348 км 2 , Население: 1200 человек [12]
- Форт Маккей «Первая нация» . Резервы: Форт Маккей № 174, 174C, 174D, озеро Намюр № 174B, 174A, c. 149 км 2 . Население: 851 человек [13]
- Первая нация Чипевьянских прерий ( Tł'ógh telı́ dënesųłı̨ne ) Заповедники: озеро Каупер № 194A, Янвьер № 194, озеро Уайнфред ( Ɂuldázé tué ) № 194B, гр. 31 км 2 . Население: 923 чел. [14] [15]
- Форт Мак-Мюррей «Первая нация» ( Tthı̨dłı̨ kuę́ ) . Резервы: Форт МакМюррей № 468, Клируотер № 175, озеро Грегуар № 176, 176A, 176B, c. 31 км 2 . Население: 763 чел. [16]
- Mikisew Cree First Nation , несмотря на название, население этой группы смешано с «чуть более пятидесяти процентами», имеющими чипевианское происхождение в 2020 году, по словам бывшего вождя, чьей собственной матерью была Дин. [17]
- Ассоциация вождей племен (TCA) [18]
- Коренные народы Холодного озера ( Lué chógh tué ) . Резервы: Холодное озеро № 149, 149А, 149Б, 149С, гр. 209 км 2 . Население: 2858 человек. [19] [20]
- Правительство территории Акаитчо (ATG) ( Ɂákéchógh nęnę )
- Приземление Смита, первая нация . «Тебати Дене Сухне» Ттебатти́ dënesųłıne, Тебача Ттебачагэ — «у порогов», название форта Смит на дене . Заповедники и сообщества: Оехере Кельни Куэ № 196I, Хокеде Туэ № 196E, Ки Туэ № 196D, Ли Дезе № 196C, Табача Наре № 196A, Тебати № 196, Цу Каде Туэ № 196F Туе Недехе № 196H. , Цу Туэ Цу туэ № 196G, Тхе Джере Гаили № 196B, ок. 100 км2. Население: 357 человек [21]
Манитоба
[ редактировать ]- Бесплодные земли (Brochet Kuę́) Коренная нация имеет население кри и дене. Резерв: Брошь № 197, ок. 43 км 2 . Население: 1139 человек [23]
- Первая нация Нортленда, также известная как Первая нация денесулинов Нортленда . Заповедники и сообщества: Лак Броше ( Dálú туэ ), Лак Броше № 197A, Шетхок, Туйхолени, Туйхолени-азе, Ттекале ну, гр. 22 км 2 . Население: 1082 человека [24]
- Сайиси Дене First Nation, ранее известная как «Индейская группа Форт-Черчилля». Резерв: Черчилль 1, гр. 2 км 2 . Население: 817 человек [25]
Северо-Западные территории
[ редактировать ]- Первая нация Денину Куэ («Денех-ну-кве» - «Люди лосиного острова»), ранее известная как « Форт Резолюшн Дене». Резерв: Население поселения Форт-Резолюшн (2015 г.): 910 человек. [26]
- Луцель К'э Дене Первый народ ( Луцелк'е 'Лут-сел-кк ай' - 'место Луцель-рыбы'), ранее известный как 'Сугробный отряд'. Заповедник: Поселок Снежный Сугроб. Население (2015 г.): 782 чел. [27]
- Запасы первой нации Солт-Ривер № 195 : поселение Форт-Смит, Соленые равнины № 195, Солт-Ривер № 195, Фицджеральд № 196 (Альберта), гр. 230 км 2 . Население (2015 г.): 971 человек. [28]
- коренных народов Йеллоунайвс Дене Резервы : поселение Детта , поселение Н'Дило , поселение Йеллоунайф . Население (2015 г.) 1 551 человек. [29]
Саскачеван
[ редактировать ]- Племенной совет Лугового озера ( Tł'ogh tué ) [30]
- Река Буффало Дене Нация ( Ɂëjëre dësché ), расположенная в Диллоне . Заповедник находится примерно в 84 км к северо-востоку от Иль-а-ля-Кросс ( Куэн ) . Заповедник: Буффало Ривер Дене Нэйшн № 193, гр. 83 км 2 . Население: 1405 человек. [31]
- Река Клируотер Дене Нэйшн ( Tı̨tëlase tué ). Самый густонаселенный заповедник Река Клируотер граничит с деревней Ла Лош на севере. Запасы: Река Клируотер, Дене №№ 222, 221 и 223, индейское поселение Ла-Лош c. 95 км 2 . Население: 2042 человека [32]
- Коренная нация английской реки с офисами в Патуанаке подписала Договор 10 в 1906 году под руководством вождя Уильяма Апсиса. Название происходит от реки Инглиш, где «люди тополя» ( Kés-ye-hot'ınë ) населяли этот район в течение определенного периода времени в течение года. Большинство семей, которые сейчас проживают в Патуанаке ( Bëghąnıch'ërë ) и Ла Плонж 192 у Боваля, традиционно жили вниз по течению у озер Примо, Коленного озера и озера Диппер. Запасы: озеро Кри № 192G, остров Портер № 192H, Элак Дасе № 192A, озеро Колено № 192B, Диппер-Рапидс № 192C, Вапачевунак № 192D, ЛаПлонж № 192, c. 200 км 2 . Население: 1528 человек. [33]
- Первая нация Берч-Нэрроуз ( K'ı́t'ádhıká ), расположенная на озере Тернор , самый густонаселенный заповедник № 193B, находится примерно в 124 км к северо-востоку от Иль-а-ла-Кросс, заповедник возник в соответствии с Договором 6 в 1906 году. Заповедники: озеро Черчилль № 193А, Тернор-Лейк №№ 193B и 194, гр. 30 км 2 . Население: 771 человек [34]
- Нация Черного озера Дене ( Tázën tué ), расположенная у Черного озера , самого густонаселенного заповедника Курица № 224 ок. В 170 км к юго-востоку от Уранового города ( Цокине ) , ранее известного как Полоса Каменных порогов ( Дешаге ) . Резерв: Курица №№ 224, 225 и 226, гр. 322 км 2 . Население: 2111 человек [36]
- Нация Хэтчет-Лейк-Дене ( Ттелтуэ ), также известная как «Первая нация Лак-ла-Аш Денесулин», расположена на озере Волластон , гр. 354 км к северу от Флин-Флон , заповедник: Лак-ла-Аш № 220, гр. 110 км 2 . Население: 1829 человек. [37]
- Fond du Lac Dene Nation ( Gąnı kuę́ ) расположен в Фонд-дю-Лак . Самый густонаселенный заповедник Фон-дю-Лак № 227 находится к востоку от озера Атабаска . Резервы: Fond Du Lac №№ 227, 228, 229, 231, 232, 233, c. 368 км 2 . Население: 1989 человек. [38]
Исторические региональные группы Чипевяна
[ редактировать ]Чипевианцы передвигались небольшими группами или бандами, состоящими из нескольких больших семей, попеременно то зимних, то летних лагерей. Группы участвовали в охоте, ловле ловлей, рыбалке и собирательстве в бореальных лесах Канады и вокруг многочисленных озер на своей территории. Позже, с появлением торговли мехом в Северной Америке , они организовались в несколько крупных региональных групп вблизи европейских торговых постов, чтобы контролировать в качестве посредников торговлю мехами и охоту на пушных зверей. Новые социальные группы также позволили чипевианам доминировать над своими соседями дене и лучше защищаться от своих вооруженных винтовками врагов кри , которые продвигались к реке Пис и озеру Атабаска .
- Кай-тели-ке-хот!инне (K'aı́tëlı́ hót'ı̨ne) («ивовая равнина, где они живут») жила на западном берегу озера Атабаска в форте Чипевян . Ареал их племени простирался на север до форта Смит на реке Слейв и на юг до форта Мак-Мюррей на реке Атабаска . [39]
- Кес-йе-хот!инне (K'ësyëhót'ı̨ne) («осиновый дом, в котором они живут» или «дом из тополя, в котором они живут») жил в верховьях реки Черчилль , вдоль озера Иль-а-ля- Кросс , Мети-Портидж , Колд-Лейк , Харт-Лейк и Луковое озеро. Название племени, вероятно, является описанием соседних групп чипевиан для этой основной региональной группы и буквально отсылает к основанным на озере Иль-а-ля-Кросс европейским торговым фортам, построенным из древесины тополя или осины .
- Хотелади Хоттенаде дёне («северные люди») жили к северу от Кес-йе-хот!инне между озером Кри , к западу от Оленьего озера на юге и на восточном берегу озера Атабаска на севере.
- Хатель-хот!инне (Hátthëlót'ıne) («они обитают в низине») жили в регионе Оленьего озера (ɂëtthën tué), которое впадает на юг в реку Черчилль.
- Эттен эльдили дене ( Etthén Holdélį Dené , Ethen-eldeli — « Пожиратели карибу ») жил в тайге к востоку от озера Атабаска, далеко на востоке до Гудзонова залива , на Оленьем озере, озере Хэтчет , озере Волластон и озере Броше.
- Ккрест'айле кке оттине («обитатели среди трясущихся осин» или «дрожащие осиновые люди») жили в бореальных лесах между Большим Невольничим озером на юге и Большим Медвежьим озером на севере.
- Сайиси Дене (Saı́yısı́ dëne) (или Saw-eesaw-dinneh — «народ востока») торговал в форте Чипевян . Их охотничьи и племенные территории простирались между озером Атабаска и Большим Невольничим озером, а также вдоль реки Черчилль.
- Гане-кунан-хот!инне (Gąnı̨ kuę hót'ı̨ne) («дом из сосны, в котором они живут») жили в тайге к востоку от озера Атабаска и были сосредоточены в основном в восточной части Фонд-дю-Лак .
- Дес-недхе-кке-наде (Dësnëdhé k'e náradé dëne) ( Desnedekenade , Desnedhé hoíé nadé hot'įnę́ — «люди вдоль великой реки») были также известны как Атабаска Чипевьян . Они жили между Большим Невольничим озером и озером Атабаска вдоль реки Слейв возле форта Резолюция ( Дэниноо Куэ — « лосиный остров»).
- Тиланоттине (Tthı́lą́ne hót'ı̨ne) ( Tu tthílá hot'įnę́ — «те, кто обитает в истоках озер» или «люди конца головы») жили вдоль озер в районе реки Верхний Черчилль, вдоль реки Черчилль. Река и река Атабаска, от Большого Невольничьего озера и озера Атабаска на севере до Холодного озера и Лак-ла-Биш на юго-западе. [40]
- Тандзан-хот!инне (Tálzą́hót'ı̨ne) («обитатели грязного озера», также известные как Dení-nu-eke-tówe - «лосиный остров на озере») жили на северном берегу Большого Невольничьего озера и вдоль река Йеллоунайф и до их изгнания Тлычу вдоль реки Коппермайн . Их часто считали группой чипевианцев, но они исторически образовали « Йеллоунайвс » как независимую коренную нацию и называли себя Тацаот'ин (T'átsąnót'ıne ).
Этнография
[ редактировать ]Исторически денесулинцы были в некоторой степени союзниками южных кри и воевали против инуитов и других народов дене к северу от земель чипевиан.
Важным историческим Денесулином является Танадельтур («Прыгающая куница»), молодая женщина, которая в начале 18 века помогла своему народу установить мир с кри и заняться торговлей мехом (Steckley 1999).
Сайиси Дене на севере Манитобы — это группа чипевиан, известная охотой на мигрирующих карибу. Исторически они располагались на озере Литтл-Дак и были известны как «Утиное озеро Ден». В 1956 году правительство насильно переселило их в порт Черчилль на берегу Гудзонова залива и в небольшую деревню к северу от Черчилля под названием Норт-Найф-Ривер, присоединившись к другим дене и став членами «Форт-Черчилль-Чипевиан-банда». В 1970-х годах «Утиное озеро Дене» решило полагаться на свои силы, вернуться к охоте на карибу и переехало на озеро Тадул, Манитоба , по закону став в 1990-х годах «Первой нацией Сайиси Дене (озеро Тадул, Манитоба)». [41] https://uofmpress.ca/books/detail/night-spirits
Культура
[ редактировать ]Чипевианцы раньше вели в основном кочевой образ жизни, были организованы в небольшие группы и временно жили в вигвамах. Они носили цельные брюки и мокасины. Однако их кочевой образ жизни начал разрушаться с 1717 года, когда они столкнулись с английскими предпринимателями. Впоследствии чипевианцы стали играть важную роль в субарктической торговле, обменивая меха и шкуры на металлические инструменты, оружие и ткань. [42]
Современные чипевианцы ведут либо оседлый, либо полукочевой образ жизни. Многие до сих пор ведут свой традиционный образ жизни ради пропитания, например, ловят рыбу или охотятся на карибу, хотя этот процесс модернизируется за счет использования современных сетей, инструментов, транспорта и многого другого. [42]
Язык
[ редактировать ]Денесулинцы (чипевьяны) говорят на языке атабаскской денесулинском языковой группы. На денесулине говорят аборигены Канады, чье имя является родственным слову dene («народ»): Denésoliné (или Dënesųłiné ). Носители языка говорят на разных диалектах, но понимают друг друга. Существует диалект «к», т, на котором говорит большинство людей. Например, люди в Fond du lac, Gąnı kuę́ говорят на букве «k» и говорят «yaki ku», в то время как другие, использующие «t», говорят «yati tu» .
Имя Чипевиан , как и многие жители канадских прерий, имеет алгонкинское происхождение. Оно происходит от на равнинном кри их названия , Cīpwayān ( ᒌᐘᔮᐣ ), «острая кожа», от cīpwāw ( ᒌᐚᐤ ), «быть заостренным»; и wayān ( ᐘᔮᐣ ), «кожа» или «скрыть» — отсылка к крою и стилю чипевийских парок . [43]
Большинство чипевианцев теперь используют дене и денесулин для описания себя и своего языка. Общины Саскачевана в Фон-дю-Лак, [44] Черное озеро [45] и озеро Волластон [46] несколько.
Несмотря на внешнее сходство названий, чипевианцы не имеют отношения к народу чиппева ( оджибва ).
В 2015 году Шене Католика-Вальпи, женщина из Чипевии из Северо-Западных территорий , оспорила правительство территории из-за его отказа разрешить ей использовать букву ⟨ʔ⟩ в имени ее дочери Сахайа. Территория утверждала, что территориальные и федеральные документы, удостоверяющие личность, не могут вместить это письмо. Мать Сахайи наконец зарегистрировала свое имя, поставив дефис вместо ⟨ʔ⟩ , продолжая при этом оспаривать эту политику. Вскоре после этого другая женщина по имени Андреа Херон также бросила вызов территории на тех же основаниях, отказавшись принять букву ⟨ʔ⟩ своей дочери в имени Раби , Сакаеа (на самом деле родственное Сахаиа). [47]
Известный чипевиан
[ редактировать ]- Матонабби (Matąnebı)
- Матуски
- Танадельтур (Танаделт'эр)
- Луи Риэль был внуком чипевца.
- Актер Джимми Хермана из группы Cold Lake First Nation.
- Алекс Жанвье, художник из Cold Lake First Nation.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Канада, Правительство Канады, Статистическое управление (25 октября 2017 г.). «Ответы о происхождении аборигенов (73), одиночные и множественные ответы аборигенов (4), проживание в резервации или за ее пределами (3), проживание внутри или за пределами инуитского Нунангата (7), возраст (8А) и пол (3) для населения в частном порядке Домохозяйства Канады, провинций и территорий, перепись 2016 года — выборочные данные 25%» . www12.statcan.gc.ca . Проверено 22 ноября 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кук, Ын-До (2004), Грамматика Дэйна Сулине (Чипевян) , Виннипег: алгонкинская и ирокезская лингвистика, ISBN 0-921064-17-9
- ^ Лори Бауэр, 2007, Справочник студента-лингвиста , Эдинбург
- ^ «Талтейлейская культура» . Проверено 26 марта 2013 г.
- ^ «Археологические традиции» . каноэсаскачеван . Архивировано из оригинала 15 декабря 2007 г. Проверено 12 октября 2007 г.
- ^ «Денесулин (Дене)» . Энциклопедия Саскачевана. Архивировано из оригинала 10 августа 2017 г. Проверено 27 октября 2008 г.
- ^ «Чипевян» . 27 сентября 2021 г.
- ^ Петито, Эмиль Фортюне Станислас Жозеф (1876). Словарь языка дене-динджие, диалектов монтанье или чиппевай, заячьих шкур и луше, также содержащий большое количество терминов, характерных для семи других диалектов того же языка; предшествует монография Дене-Динджие, грамматика и синоптические таблицы спряжений (см. предисловие) . Париж: Э. Леру . Проверено 5 декабря 2014 г.
- ^ «Профили сообщества (перепись населения Канады 2011 г.)» . 8 февраля 2012 года . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ «Профиль аборигенного населения (Ла-Лош) за 2006 год» . 15 января 2008 года . Проверено 11 мая 2014 г.
- ^ «Мемориал Дене» . 27 февраля 2014 г.
- ^ «AANDC (первая нация Атабаски Чипевьян)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Первая нация Форт-Маккея)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Первая нация Чипевьянских прерий)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ Чипевьян Прейри Дене, первая нация
- ^ «AANDC (Форт МакМюррей № 468, первая нация)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ Браун , Джесси; Морен , Брэнди (12 декабря 2022 г.). «#840 Взятие деревянного буйвола» . Канадаленд (Подкаст). Канадаленд . Событие происходит в 12:20.
- ^ «Ассоциация вождей племен (TCA)» . Архивировано из оригинала 19 октября 2015 г. Проверено 27 марта 2013 г.
- ^ «AANDC (Первые народы Холодного озера)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «Первые народы Холодного озера (Денесулин)» . Архивировано из оригинала 3 августа 2011 г. Проверено 7 мая 2011 г.
- ^ «AANDC (Первая нация Приземления Смита)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ Совет племени Киватин
- ^ «AANDC (Бесплодные земли)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Нортлендс)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Первая нация сайиси дене)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Первая нация Денину Куэ)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Первая нация Луцеля К'е Дене)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Первая нация Солт-Ривер № 195)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Коренная нация Йеллоунайвс Дене)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ Совет племени Медоу-Лейк (MLTC). Архивировано 22 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «AANDC (Нация Буффало-Ривер-Дене)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Клируотер-Ривер-Дин)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Первая нация английской реки)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Первая нация Берч-Сужает)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ↑ Большой совет принца Альберта (PAGC). Архивировано 7 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «AANDC (Черное озеро)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Топливо Озеро)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ «AANDC (Фон дю Лак)» . Отношения Короны и коренных народов и дела Севера Канады . Правительство Канады. 14 ноября 2008 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ Чипевиан
- ↑ Дин . Архивировано 22 июня 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ «Сайиси Дене (Манитоба)» . Канада по делам Индии и Севера . Архивировано из оригинала 2 мая 2006 года . Проверено 12 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 353. ИСБН 0-7566-0520-2 .
- ^ Кэмпбелл, Лайл (1997). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных народов Америки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 395
- ^ «Большой совет принца Альберта (Фон-дю-Лак)» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 г. Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ «Большой совет принца Альберта (Черное озеро)» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2014 г. Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ «Большой совет принца Альберта (озеро Волластон)» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 г. Проверено 26 мая 2013 г.
- ^ Браун, Рэйчел (12 марта 2015 г.). «Что в имени? Битва чипевян за родной язык» . Маклина . Проверено 5 апреля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Атабаска Чипевян «Первая нация». Следы на земле: путь коренной нации чипевян Атабаски . Форт Чипевян, Альта: коренная нация Атабаски Чипевян, 2003. ISBN 0-9733293-0-0
- Биркет-Смит, Кай. Вклад в чипевскую этнологию . Копенгаген: Гильдендаль, 1930.
- Боун, Роберт М., Эрл Н. Шеннон и Стюарт Рэби. Чипевиан региона Стоуни-Рапидс; Исследование их меняющегося мира с особым вниманием к карибу . Мемуары Модсли, 1. Саскатун: Институт северных исследований, Университет Саскачевана, 1973. ISBN 0-88880-003-7
- Буссидор, Ила, Устен Бильген-Рейнарт. «Ночные духи: история переселения Сайиси Дене». University of Manitoba Press, 16 марта 2000 г. (Воспоминания об опыте женщины-дене в Черчилле, Манитоба).
- Клейтон-Гутро, Сесиль М. Образцы переходного периода: производство мокасин и украшение группы Janvier Band Chipewyan . Серия Меркурий. Халл, Квебек: Канадский музей цивилизации, 1994. ISBN 0-660-14023-3
- Кук, Ын До. 2006. Закономерности приобретения и изменения согласных в чипевяне (Дене Сулин) . Международный журнал американской лингвистики. 72, нет. 2: 236.
- Драмер, Ким и Фрэнк В. Портер. Чипевиан . Нью-Йорк: Дом Челси, 1996. ISBN 1-55546-139-5
- Элфорд, Леон В. и Марджори Элфорд. Англо-чипевийский словарь . Принц Альберт, Саск: Евангелическая миссия Северной Канады, 1981.
- Годдард, Плиний Эрл. Тексты и анализ диалекта Холодного озера, Чипевян . Антропологические документы Американского музея естественной истории, т. 10, ст. 1–2. Нью-Йорк: Опубликовано по заказу попечителей [Американского музея естественной истории], 1912 г.
- Грант, Дж. К. Буало. Антропометрия индейцев чипевиан и кри окрестностей озера Атабаска . Оттава: Ф.А. Акланд, принтер, 1930 г.
- Human Relations Area Files, Inc. Чипевян ND07 . Коллекция этнографии EHRAF. Нью-Хейвен, Коннектикут: Файлы области человеческих отношений, 2001.
- Иримото, Такаши. Чипевьянская экология: групповая структура и система охоты на карибу . Сенри этнологические исследования, вып. 8. Суйта, Осака, Япония: Национальный музей этнологии, 1981.
- Ли, Фанг-куэй и Рональд Сколлон. Чипевьянские тексты . Нанканг, Тайбэй: Институт истории и филологии Академии Синика, 1976.
- Лоуи, Роберт Гарри. Чипевьянские сказки . Нью-Йорк: Попечители, 1912.
- Пол, Саймон. Вводный чипевян: базовый словарный запас . Саскатун: Индийское и северное образование, Университет Саскачевана, 1972.
- Сколлон, Рональд и Сюзанна Б.К. Сколлон. Лингвистическая конвергенция: этнография разговорной речи в форте Чипевиан, Альберта . Нью-Йорк: Академик Пресс, 1979. ISBN 0-12-633380-7
- Шапиро, Гарри Л. Эскимос Аляски; Исследование взаимоотношений между эскимосами и индейцами чипевиан Центральной Канады . Нью-Йорк: Американский музей естественной истории, 1931.
- Шарп, Генри С. Чипевян Брак . Серия Меркурий. Оттава: Национальный музей Канады, 1979.
- Шарп, Генри С. Трансформация снежного человека: мужественность, сила и вера среди чипевианцев . Смитсоновский институт по этнографическим исследованиям. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1988. ISBN 0-87474-848-8
- ВанСтоун, Джеймс В. Меняющаяся культура сугроба Чипевьян . Оттава: [Королевский принтер], 1965.
- Вильгельм, Андреа. Телиность и долговечность: исследование аспекта в Дэне Сулине (Чипевян) и немецком языке . Нью-Йорк: Рутледж, 2007. ISBN 0-415-97645-6