Мети Портедж
или Портидж Мети Портидж Ла Лош на северо-западе Саскачевана был одним из самых важных портов на старом торговом пути через Канаду. [ 1 ] Порт длиной 19 км (12 миль) соединял бассейн реки Маккензи с реками, текущими на восток к Атлантике. Его достиг Питер Понд начали курсировать пароходы в 1778 году и покинул в 1883 году, когда по реке Атабаска , ведущие к железной дороге. Он входит наряду с Гранд-Портажем в число двух самых важных и сложных волоков, использовавшихся в эпоху торговли мехом, .
«Methye» — это кри, а «La Loche» — по-французски рыба, которую называют « налим по-английски ». Хотя часто используется «Methye Portage», официальное название с 1957 года — Portage La Loche. [ 2 ] Оба имени используются в исторических документах, книгах и журналах. Александр Маккензи в своей книге «Путешествия из Монреаля» использовал как Portage la Loche, так и Mithy-Ouinigam Portage (в 1789–1793 гг.). [ 3 ]
История
[ редактировать ]Метьи-Портидж на протяжении поколений использовался коренными народами как торговый путь. Они представили его Питеру Понду. [ 1 ] [ 4 ] в 1778 году. Хотя Энтони Хендей оказался в пределах видимости Скалистых гор в 1754 году по сухопутным путям на юг, продвижение западных исследований было ограничено до тех пор, пока не открылся этот маршрут для торговли мехом в Атабаску. Порт постоянно использовался до 1883 года, когда Канадско-Тихоокеанская железная дорога достигла Калгари и более 100 лет оставалась основным доступом на север. [ 5 ] : 23 С зимы 1822 года йоркские лодки на этом маршруте помимо каноэ стали использоваться . Меха перевозили вверх по реке Клируотер бригады, которые доставляли их в центр переправы, где их забирали бригады из «Норвежского дома» для этой части перевозки. [ 6 ] : 705
Это также привело к распространению оспы среди ранее нетронутого коренного населения, уничтожив его за считанные годы. [ 3 ] [ 7 ]
Methye Portage также использовался сэром Александром Маккензи в его исследовательской экспедиции на западное побережье, экспедиции, которая достигла Тихого океана в 1793 году, на целых 12 лет раньше более известной экспедиции Льюиса и Кларка . [ 3 ]
С 1826 по начало 1870-х годов бригада Портидж Ла Лош из форта Гарри прибыла в Портидж в июле. Эта знаменитая бригада лодок Йорка затем возвращалась через Норвежский дом и Йоркскую фабрику в поселение Ред-Ривер ; путешествие туда и обратно протяженностью 4000 миль (6400 км). В течение ряда лет этой бригадой руководил Алексис Бонами . [ 8 ]
Миссионерская деятельность
[ редактировать ]После того, как первые Облаты открыли миссию в Иль-а-ля-Кросс в 1846 году. [ 9 ] Католический священник обычно присутствовал при прибытии бригад на волок. Они были хорошо приняты французскими метисами из колонии Ред-Ривер и чипевианами . Отец Эмиль Петито описывает свой прием в 1862 году.
«Мы оставались в этой миссии, отец Эмиль Груар и я, до отбытия бригады Маккензи, то есть двенадцать дней. Я воспользовался этим временем, чтобы построить коническую часовню, которую покрыл белыми покрывалами и цветными украшениями. Алтарь, окруженный белая ткань стояла все время, пока мы были там. Именно в этом импровизированном маленьком храме я имел радость служить Святую Мессу в воскресенье после нашего приезда и каждый день совершать святые Тайны перед более чем тремястами пятидесятью людьми. людей, как метисов, так и коренных народов».
— (перевод) [ 10 ]
В июле 1845 года Луи Лаферте дит Шмидт , [ 11 ] [ 12 ] который родился 4 декабря 1844 года в Старом Форте недалеко от Форт Чипевян был крещен в Мети-Портидже отцом Жаном-Батистом Тибо . [ 13 ] Еще одним известным крещением в Мети-Портидже был Франсуа Болье , которого в 1848 году крестил епископ Александр-Антонен Таше . [ 14 ]
Маршрут
[ редактировать ]Торговый путь начинался на озере Виннипег и шел на запад вверх по реке Саскачеван до Камберленд-Хауса в Саскачеване , на север вверх по реке Стерджен-Вейр , через Фрог-Портидж к реке Черчилль , на запад вверх по Черчиллю мимо депо на озере Иль-а-ля. -Кросс через озеро Питер-Понд к озеру Ла-Лош . Собственно переправа длиной 19 км (12 миль) начиналась в заливе Уоллис на северной стороне озера Ла-Лош. Тропа медленно поднимается на 8 миль (13 км) к небольшому озеру Рандеву. Здесь бригады, приезжавшие с севера и юга, обменивались грузами. По обе стороны волока использовались разные лодки, и их редко переправляли. Тропа медленно поднимается от озера Рандеву, пока внезапно не открывается вид на долину реки Клируотер, и тропа спускается примерно на 180 м (590 футов) за 3 или 4 мили (4,8 или 6,4 км) к Клируотеру. Высота озера Ла-Лош составляет около 1460 футов (450 м), озера Рандеву - около 1680 футов (510 м), а Клируотера - около 1035 футов (315 м). Этот участок настолько крутой, что использовались сани, лошади и быки. Дорогу, достаточно широкую для фургона, все еще видно. Воспользовавшись переправой, чтобы добраться до бассейна реки Маккензи, маршрут шел на запад вниз по реке Клируотер к современному Форт Мак-Мюррей , а затем на север вниз по реке Атабаска до форта Чипевиан и далее. [ 15 ]
плацдарм
[ редактировать ]В течение двух недель каждого июля южный конец волока был основным перевалочным пунктом для перевалки грузов с каждого конца тропы.
В 1862 году их было 400 человек. [ 16 ] в волоке, по словам отца Эмиля Петито. Существовали две бригады Портидж-Ла-Лош по 7 лодок каждая, а также бригады Атабаски и Маккензи по 5 лодок каждая. Экипаж состоял из 225 человек и более 30 пассажиров. [ 17 ] Прибыл один canot du nord с экипажем из 6-8 ирокезов и двумя пассажирами. Жители дене из окрестностей разбили лагерь у волока в деревне типи с населением 150 человек. [ 18 ] Компания Гудзонова залива имела в форте 10 сотрудников, которые обслуживали транспортные склады на каждом конце переправы и завозили лошадей, волов и повозки на сезон.
Петито писал: «Хотя в то время на южной стороне волока собралось не более 400 человек, они дали нам некоторое представление о смешении языков в Вавилонской башне . Там были люди из Французской Канады, Шотландии, Оркнейских островов, Англия, Норвегия. Там были лесные кри , болотные кри , чиппева , чипевиан , бобр и метисы всех видов, и я представлял французов». (перевод). [ 19 ]
Портажная тропа
[ редактировать ]давали названия различным местам на тропе Портеджа Меховые бригады . На столе, начиная с южного конца, лежат несколько имен на французском языке и их перевод. [ 20 ]
Эти места отдыха измерялись шагами, как писал сэр Джон Ричардсон в 1848 году. От Хвоста Ла-Лоша до Маленького Старика расстояние составляло 2557 шагов. Еще 3171 шаг вели к Песочному Фонтану и так далее. Общее количество шагов от Хвоста Ла Лоша до Луга составляет 24 593 или 1 294 шага на километр. [ 21 ] Большинство из этих мест отдыха на Портиже до сих пор не идентифицированы. В идеальных условиях 19 км (12 миль) можно пройти в легком темпе примерно за 4 часа.
Кладбище
[ редактировать ]вдоль тропы Портидж были отмечены могилы эпохи торговли мехом Согласно следующему отчету Oblate, написанному в 1933 году отцом Луи Моро, .
«Мы начали идти по тропе в надежде найти хоть какие-то следы прошлого. Но это место, как и бескрайние океаны, хранят свои тайны. Природа и стихии вскоре стирают все следы человека. Наш гид показал нам место захоронения. Крест был были снесены огнем. Другие кресты отмечали могилы еще нескольких авантюристов. Они тоже исчезли».
— (перевод). [ 22 ]
Национальный исторический объект
[ редактировать ]Мети-Портедж был объявлен национальным историческим памятником в 1933 году. [ 23 ] а река Клируотер была признана рекой канадского наследия в 1986 году. [ 24 ] Сегодня Мети-Портидж и часть реки Клируотер в Саскачеване находятся на территории провинциального парка реки Клируотер .
В каменной пирамиде у входа в волок установлена бронзовая мемориальная доска. Посвящение написано на французском и английском языках. Английская версия цитируется:
«В 1778 году Питер Понд стал первым белым человеком, пересекшим 12-мильный порт между озером Ла-Лош и рекой Клируотер, тем самым открыв богатый регион Атабаски для прямой торговли. На протяжении более сорока лет, до открытия тропы Эдмонтон-Форт Ассинибойн. Этот порт был единственным практическим сообщением с Атабаской и реками Пис и Маккензи за ее пределами. Многие известные торговцы и исследователи следовали по этому маршруту. В 1820-х годах практика перевозки лодок через водораздел была прекращена, и в Йорке была основана конечная остановка лодок. каждом конце волока».
Совет исторических мест и памятников Канады. Правительство Канады [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ллойд Кейт (2001). «К северу от Атабаски: Невольничье озеро и река Маккензи Документы Северо-Западной компании, 1800-1821 гг.» . Северо-Западная компания . п. 10. ISBN 9780773520981 . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Природные ресурсы Канады, географические названия (Portage La Loche)» . Проверено 11 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Маккензи, Александр сэр (1801), Путешествия из Монреаля , Лондон: Напечатано Р. Ноублом для Т. Каделла, Джуна и У. Дэвиса..., Коббетта и Моргана... и У. Крича в Эдинбурге. .., ISBN 066533950X , 066533950X
- ^ Калверли, Дортея, «Питер Понд, Мети Портедж и первый торговый пост Северной Альберты» , «История там, где вы находитесь: история мира» , Историческое общество Южного мира, заархивировано из оригинала 21 сентября 2013 г. , получено 6 июня 2008 г. -28
- ^ МакГрегор, Джеймс Г. (1998), Питер Фидлер, Забытый исследователь Канады 1769–1822 (3-е изд.), Калгари: Пятый дом, ISBN 1-894004-19-1
- ^ Мортон, Артур С; Льюис Дж. Томас (1973), История канадского Запада до 1870–1871 годов (2-е изд.), Торонто: University of Toronto Press, ISBN 0-8020-4033-0 , OCLC 666891
- ^ Фенн, Элизабет А., History Today (Великая эпидемия оспы) , получено 12 октября 2012 г.
- ^ «Интернет-словарь канадской биографии (Алексис Бонами)» . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ Жозеф Этьен Шампанское (1949). Католические миссии в Западной Канаде, 1818-1875 гг . Éditions des Études Oblates. п. 76.
- ^ «История Ла-Лош (Дене Типис)» . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ Питер Дж. Ганье (2000). Франко-канадцы Запада: Биографический словарь франко-канадцев и французских метисов запада США и Канады . Публикации Квинтина. п. 472.
- ^ "rootsweb (Архивы METISGEN-L)" . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ «Незабываемые жители Манитобы: Луи Шмидт (1844-1935)» . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ Лоренц, Кэролайн и Род. «Родная духовность — Франсуа Болье» . Журнал оливкового листаc/o . Сообщество людей мира, Inc. Архивировано из оригинала 11 октября 2008 г. Проверено 5 октября 2009 г.
- ^ Эрик В. Морс (1969). Маршруты каноэ для торговли мехом в Канаде/Тогда и сейчас . Королевский принтер.
- ^ Эмиль Петито (1887), В пути для mer Glaciale (стр. 271) , Париж: Летузи и Ане, ISBN 0665304463 , ОЛ 24242593М , 0665304463
- ^ «История Ла-Лоша (Люди в Портидже в 1862 году)» . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ «Провинции прерий Пила (Пил 9595)» . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ «История Ла-Лоша (Grand Portage La Loche, 1862)» . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ «История Ла-Лоша (Grand Portage La Loche)» . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ Ричардсон, Джон сэр (1852), арктическая поисковая экспедиция , Нью-Йорк: Харпер, ISBN 0665391471 , 0665391471
- ^ «Провинции прерий Пила (Пил 8473)» . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Парки Канады (Национальное историческое событие Мети Портидж)» . Проверено 13 октября 2012 г.
- ^ «Реки канадского наследия» . Архивировано из оригинала 3 августа 2012 г. Проверено 14 октября 2012 г.
- Эрик В. Морс, «Маршруты каноэ для торговли мехом в Канаде тогда и сейчас», 1984 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Южный конец Портеджа 56 ° 34'30 "N 109 ° 41'52" W / 56,57500 ° N 109,69778 ° W
- Озеро Рандеву недалеко от центра Мети-Портеджа 56 ° 40'20 "N 109 ° 48'11" W / 56,67222 ° N 109,80306 ° W
- Северный конец Портиджа 56 ° 43'08 "N 109 ° 51'45" W / 56,71889 ° N 109,86250 ° W
- Энциклопедия Саскачевана
56 ° 34'26,74 дюйма с.ш. 109 ° 41'58,25 дюйма з.д. / 56,5740944 ° с.ш. 109,6995139 ° з.д.