Восточные шошоны
![]() Вашаки (в переводе: Стреляет в бегущего буйвола ), вождь восточных шошонов. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
Шошоны , [ 1 ] Английский | |
Религия | |
Индейская церковь , Танец Солнца , традиционная племенная религия, [ 2 ] Христианство , Танец призраков | |
Родственные этнические группы | |
другие шошоны , команчи |

Восточные шошоны — это шошоны , которые в основном живут в Вайоминге и в северо-восточной части Большого Бассейна , где встречаются Юта , Айдахо и Вайоминг и находятся в Большом бассейне. Бассейновая классификация коренных народов . Они жили в Скалистых горах 1805 года во время экспедиции Льюиса и Кларка и переняли культуру равнинных лошадей в отличие от западных шошонов , которые сохранили культуру Большого бассейна . [ 3 ]
Восточные шошоны в основном поселились в индейской резервации Уинд-Ривер в Вайоминге после того, как их лидер Вашаки подписал Договор Форт-Бриджер в 1868 году. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Восточные шошоны освоили лошадей гораздо раньше, чем их северные соседи, Конфедерация черноногих (состоящая из трех родственных групп: пиганов, сиксика и кайнай). Благодаря преимуществам, которые лошади давали в бою, таким как скорость и мобильность, восточные шошоны смогли распространиться на север и вскоре заняли большую часть современной южной и центральной Альберты , большую часть Монтаны и части Вайоминга , а также совершали набеги на Черноногие часто. Тем временем их близкие родственники, команчи , отделились и мигрировали на юг, в современный западный Техас . Когда пиганы, в частности, получили доступ к собственным лошадям и оружию, полученному от компании Гудзонова залива через кри и ассинибойны , ситуация изменилась. К 1787 году Дэвид Томпсон сообщает, что черноногие полностью завоевали большую часть территории шошонов, часто захватывали шошонских женщин и детей и насильно ассимилировали их с обществом черноногих, еще больше увеличивая их преимущества перед шошонами. Томпсон сообщает, что территория черноногих в 1787 году простиралась от реки Северный Саскачеван на севере до реки Миссури на юге и от Скалистых гор на западе на расстояние 300 миль (480 км) на восток. [ 5 ]
В начале 1800-х годов восточные шошоны и кроу сражались за оспариваемый бассейн реки Уинд, главное место охоты на бизонов, кульминацией чего стал инцидент у холма Вороньего Сердца, где Вашаки бросил вызов и победил ведущего воина кроу за владение долиной реки Винд. Восточные шошоны принимали активное участие в торговле мехом Скалистых гор и шкурами бизонов в 1820-х и 1840-х годах. Места встреч вдоль хребта Уинд-Ривер были созданы в районах, ранее использовавшихся шошонами для торговых ярмарок. [ 6 ] К 1850-м годам Вашаки стал лидером среди шошонов, известным своим военным мастерством, а также способностью вести переговоры с белыми. Свободно говорящий по-английски, друг и тесть Джима Бриджера, Вашаки выступал за создание индейской резервации Уинд-Ривер посредством переговоров по договорам 1863 и 1868 годов в Форт-Бриджере. [ 7 ]
После периода резервирования в 1878 году восточные шошоны стали свидетелями прибытия северных арапахо в индейскую резервацию Уинд-Ривер. [ 8 ] Более поздние переговоры уменьшили размер оговорки. [ 9 ] [ 10 ] и привело к заселению земель в рамках проекта рекультивации реки Уинд. В 1938 году восточные шошоны выиграли дело Соединенные Штаты против индейского племени шошонов. [ 11 ] обеспечение прав на древесину и минеральные ресурсы в резервации, закрепленной за ними в соответствии с договорами Форт-Бриджер. В этом иске, заявленном Джорджем Тунисоном, было постановлено, что шошоны должны были заплатить за размещение Северного Арапахо в индейской резервации Уинд-Ривер. [ 12 ] В 1970-х годах члены племени восточных шошонов обнаружили, что рабочие нефтяных месторождений в резервации воровали нефть, не выплачивая роялти, и этот скандал привел к реформам. [ 13 ]
Язык
[ редактировать ]Восточные шошоны говорят на шошонском языке , центральном нумическом языке юто -ацтекской языковой семьи . На нем говорят в индейской резервации Уинд-Ривер . [ 1 ]
Группы
[ редактировать ]Группы шошонов были названы в честь их географической родины и основных источников пищи.
- Cut or Cut-off ( Cut' , Cut, буйволов) Пожиратели [ 2 ] [ 14 ] ), живущие на восточных окраинах Большого бассейна вдоль верхней части долины Грин-Ривер , реки Биг-Сэнди и реки Уинд на восток до бассейна реки Уинд (бассейн шошонов) в западном Вайоминге и на юго-запад до Медвежьего озера и Большого Соленого озера на юго-востоке Айдахо и северной Юты, они владели из всех племен шошонов величайшими табунами лошадей, также называемых равнинными шошонами , позже названными шошонами Ушаки или шошонами Уинд-Ривер )
- Хайводика или Хайводекани (Пожиратели голубей, названные так их родственниками из Кукуунтикки , потому что они якобы вели себя робко во время охоты на буйволов, также называемые индейцами Блэк-Форк , около 1825 года они отделились от основной массы Кукучунтикки , чтобы жить поближе к белым поселениям и торговым постам. большую часть года жили вдоль ручьев Грин-Ривер в бассейне Бриджер в западном Вайоминге и особенно в Генрис-Форке на юго-востоке Айдахо. Они служили посредниками между кочевыми группами восточных и северных шошонов и ютами, флэтхедами , не-персе. , а иногда индейцы кроу и белые на торговом посту Форт-Бриджер покупали шкуры у равнинных индейцев и продавали их в форте и распределяли товары белых торговцев среди ютов и навахо ; Мормоны на Большом Соленом озере обменивали шкуры на сельскохозяйственную продукцию и текстиль, а с прекращением торговли мехом и охотой на бизонов хайводика утратили свою социальную функцию и свою идентичность как отдельная группа восточных шошонов, они предпочли жить со своими Смешанные родственники из окрестных белых поселений или их родственники из Кукучунтикки в резервации Уинд-Ривер)
- Мы несем тебя ( Мы несем тебя , Ты несешь меня' , Пожиратели овец, Пожиратели горных баранов , [ 14 ] живет в хребте Уинд-Ривер в западном Вайоминге, на реке Салмон , в горах Салмон-Ривер , в долине Сотут , окруженной хребтом Сотут , в верховьях реки Пайетт , в горах Биттеррут и горах Биверхед , Айдахо и на севере, в направлении верхнего дренажа Биверхед. [ 15 ] и верховья реки Йеллоустон в северном Вайоминге и южной Монтане, также известные как Дояхини ( горные люди ) или Банаити Дояни (горцы Бэннок), из-за большого количества смешанных браков с Бэнноком , только группы Туккутикка, живущие в районе реки Йеллоустон, поселились с основными тело восточных шошонов в резервацию Уинд-Ривер, [ 16 ] большинство присоединилось в составе лемхи-шошонов к северным шошонам
- Бохо'ини , ( Похоко'иккати , [ 17 ] Похогве , Похоини , люди полыни, люди полыни [ 2 ] [ 14 ] ), смешанная шошонско - бэннокская группа, проживавшая на юго-востоке Айдахо на равнине Снейк-Ривер , в хребте Уинд-Ривер , Салмон-Фолс на Снейк-Ривер и зимовавшая в окрестностях торгового поста Форт-Холл , но также заявлявшая своим домом прерии Камас , позже названный Форт-Холл Шошонами или «Шо-Банами».
Современные племена и общины
[ редактировать ]- Форт Вашаки, Вайоминг [ 4 ]
- Уинд-Ривер, Вайоминг [ 4 ]
- Кроухарт, Вайоминг [ 4 ]
Известные восточные шошоны
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Шошони». Этнолог. Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Лётер, Кристофер. «Шошоны». Энциклопедия Великих равнин. Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ Шимкин 308
- ^ Jump up to: а б с д «Резервация Уинд-Ривер». Индейцы шошоны. Проверено 20 октября 2013 г.
- ^ «За пределами Borderlands: Обсуждение: Последствия» . Segonku.unl.edu. Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 года . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ Антропологические записи berkeley.edu
- ^ «Прибытие к Уинд-Ривер: договоры восточных шошонов 1863 и 1868 годов | WyoHistory.org» . www.wyohistory.org . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ «Прибытие арапахо: две нации в одной резервации | WyoHistory.org» . www.wyohistory.org . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ «Когда племена продали горячие источники | WyoHistory.org» . www.wyohistory.org . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ «Племена продают больше земли: Соглашение 1905 года | WyoHistory.org» . www.wyohistory.org . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ «СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ против ИНДИЙСКОГО ПЛЕМЯ ШОШОНЕ, 304 US 111 (1938) | FindLaw» . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ «Удерживая суверенитет: племена смешивают старые формы с новыми | WyoHistory.org» . www.wyohistory.org . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ «Обнаружение Wind River в 1980-х годах привело к национальным реформам в нефтегазовой отрасли | WyoHistory.org» . www.wyohistory.org . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Шимкин 335
- ^ Справочная серия Исторического общества штата Айдахо: ШОШОНИ И СЕВЕРНЫЕ ИНДИЙЦЫ ПАЙУТЕ В АЙДАХО
- ^ РАЗНООБРАЗИЕ В КОСМОЛОГИИ: СЛУЧАЙ ВЕТРОЙ РЕКИ ШОШОНИ
- ^ Крам, Б., Крам, Э. и Дейли, Дж. П. (2001). Новая Хупиа: Шошонские поэтические песни. Университетское издательство Колорадо. Стр. 200 doi.org/10.2307/j.ctt46nz00
Ссылки
[ редактировать ]- Ходж, Адам Р. 2019. Экология и этногенез: экологическая история шошонов реки Винд, 1000–1868 гг . Линкольн: Издательство Университета Небраски.
- Шимкин, Дмитрий Б. «Восточные шошоны». Уоррен Л. д'Азеведо, редактор тома. Справочник североамериканских индейцев : Большой бассейн, том 11. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1986: 308–335. ISBN 978-0-16-004581-3 .