Космическая этика
Космическая этика, астроэтика или астробиоэтика [1] — дисциплина прикладной этики , в которой обсуждаются моральные и этические последствия, вытекающие из астробиологических исследований , освоения космоса и космических полетов . [ нужна ссылка ] Он занимается практическими современными проблемами, такими как защита космической среды. [2] и гипотетические будущие проблемы, касающиеся нашего взаимодействия с внеземными формами жизни.
Конкретные вопросы космической этики включают борьбу с космическим мусором и милитаризацию космоса , а также более теоретические темы, такие как колонизация космоса . [3] терраформирование и космическая добыча полезных ископаемых . Эта область также занимается более фундаментальными моральными вопросами, такими как этичность SETI и METI , ценность внутренняя внеземной жизни и то, как люди должны относиться к внеземной неразумной жизни (например, микробам ) и внеземной разумной жизни (и является ли это различие должно быть сделано в первую очередь).
Астроэтические проблемы часто обсуждаются как элементы более широких проблем, таких как общая защита окружающей среды и империализм . [4] Астроэтика описывается как новая дисциплина, привлекающая всеобщее внимание, «необходимость для астробиологии » и «истинная проблема для будущего астробиологии». [1]
Этические принципы освоения космоса
[ редактировать ]Планетарная защита
[ редактировать ]Руководящим принципом астроэтики является принцип Планетарной защиты (ПП), который направлен на предотвращение проникновения форм жизни с Земли на другие небесные тела (прямое загрязнение). [5] и наоборот (обратное загрязнение), и, следовательно, возможные неблагоприятные последствия для существующих экосфер в результате такого загрязнения. Этот принцип закреплен в Договоре ООН по космосу , который был заключен в 1967 году и с тех пор был подписан и ратифицирован всеми космическими державами.
Принцип предосторожности
[ редактировать ]Принцип предосторожности был определен на Конференции 1998 года по принципу предосторожности . Предполагается, что этот подход поможет принимать решения в условиях отсутствия научных знаний или консенсуса по какому-либо вопросу. На семинаре COSPAR 2010 года в Принстонском университете 26 экспертов поддержали принцип предосторожности и пришли к выводу, что «дальнейшие исследования, прежде чем вмешательство, которое может нанести вред Земле и другим внеземным телам, включая внеземную жизнь, а также загрязнение и нарушение небесной среды», недопустимо. предстоит провести. [6]
Другие астроэтические принципы SETI
[ редактировать ]Астробиолог SETI Маргарет Рэйс и методистский богослов Ричард Рэндольф изложили 4 принципа поиска внеземной жизни в нашей Солнечной системе: [7]
- Не причиняйте вреда Земле, ее жизни и разнообразным экосистемам.
- Уважайте экосистему на обследуемом небесном теле, не изменяйте безвозвратно ни ее, ни траекторию ее эволюции.
- Следуйте надлежащим научным процедурам честно и добросовестно на всех этапах исследования.
- Обеспечить международное участие всех заинтересованных сторон.
Проблемы
[ редактировать ]В астроэтике обсуждается широкий круг конкретных вопросов. Некоторые из них подробно описаны здесь.
Стерильность
[ редактировать ]Предположения о космическом пространстве, особенно относительно космической колонизации , характеризуют космическое пространство как стерильное и, следовательно, как terra nullius . Это предположение не соответствует действительности, особенно если учесть, что Земля является его частью. [8]
Космический мусор
[ редактировать ]Миллионы кусков космического мусора , несуществующих искусственных объектов в космосе, вращаются вокруг Земли. [9] В среднем каждый день на планету падает один занесенный в каталог кусок космического мусора, потенциально представляющий опасность для организмов и имущества. [10] возвращается около 80 тонн космического мусора В общей сложности каждый год в атмосферу Земли . Из-за высокого трения с атмосферными газами мусор сгорает, вызывая выброс его химических компонентов, что может способствовать загрязнению атмосферы и истощению озона . [11] Кроме того, космический мусор вращается вокруг Земли с чрезвычайно высокой скоростью. На низкой околоземной орбите все пилотируемые космические станции и многие спутники , скорость мусора обычно достигает около 8 км/с (приблизительно 18 000 миль в час или 29 000 км/ч). , где расположены [9] [12] В результате даже крошечные кусочки мусора могут серьезно повредить или уничтожить спутники и космические корабли в случае столкновения. Это может представлять угрозу для жизни астронавтов, выполняющих пилотируемые миссии, и привести к феномену синдрома Кесслера , когда столкновение объектов в космосе приводит к образованию новых фрагментов космического мусора, которые могут вызвать цепную реакцию новых столкновений. Это может сделать пространство вокруг Земли непригодным для космических полетов и использования спутников.
По состоянию на март 2022 года не существует юридически обязательных международных законов о том, кто несет ответственность за удаление космического мусора или обязывает сокращать количество нового космического мусора, выносимого на орбиту Земли. [13] Однако космические агентства ряда стран внедрили свои собственные стандарты и политику по сокращению образования нового космического мусора, а Межагентский координационный комитет по космическому мусору (МККМ) . для решения проблем, связанных с орбитальным мусором, был основан [10] Кроме того, JAXA исследует электромагнитный трос, который можно было бы использовать для спуска мусора в атмосферу. [14]
Моральная проблема заключается в том, что те, кто находится у власти (космические агентства), могут запускать материалы на орбиту Земли ради собственной выгоды, не неся за это ответственности, в то время как широкая общественность должна нести ответственность за последствия (такие как загрязнение атмосферы или риск поражения космическим мусором). [ нужна ссылка ]
Спутниковое наблюдение
[ редактировать ]Разведывательные спутники используются для различных военных и разведывательных целей, таких как оптическая визуализация и радиоразведка . Было отмечено, что такие данные могут нарушить частную жизнь людей и тем самым привести к этическим и юридическим проблемам. Он также может превратиться в источник угроз национальной безопасности, если такая информация попадет в злонамеренные руки. [15] Чтобы обеспечить этически правильное получение и использование спутниковых данных, ведущие исследователи в области права, метеорологии и науки об атмосфере призвали к новой политике, которая приведет к большей прозрачности и безопасности. [15]
Вооружение космоса
[ редактировать ]В 1967 году был подписан Договор о космосе , чему способствовала разработка межконтинентальных баллистических ракет , запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли и последовавшая гонка вооружений с Соединенными Штатами. Договор запрещает все виды военных действий (включая испытания оружия) в космосе, ограничивает использование космоса только мирными целями и гарантирует, что все страны на Земле могут свободно исследовать космос.
С тех пор этот договор неоднократно ставился под сомнение, особенно со стороны бывшего президента США Дональда Трампа . 18 июня 2018 года Трамп объявил о планах создания космических сил, которые станут новым, шестым родом войск США. [16] Он заявил: «Когда дело доходит до защиты Америки, недостаточно просто иметь американское присутствие в космосе. Мы должны иметь американское доминирование в космосе». [17] 20 декабря 2019 года Закон о космических силах США был подписан голосами как -демократов , так и республиканцев сенаторов , а также членов Палаты представителей . [18] В результате были созданы Космические силы США .
Некоторые восприняли это как оспаривание Америкой Договора по космосу. Виктор Бондарев , председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности : [19] В ответ заявил, что если США пойдут дальше и выйдут из договора 1967 года, то последует «жесткий ответ, направленный на обеспечение мировой безопасности». [20] И это несмотря на то, что сама Россия имеет в своих вооруженных силах космические войска .
Частные космические полеты и космический туризм
[ редактировать ]Появление космического туризма порождает ряд этических проблем. Будущие частые и крупномасштабные посадки на небесные тела, такие как Луна, могут повредить или загрязнить места посадки и территории вокруг них. Хотя научная деятельность в космосе благотворна, это не может быть гарантировано в отношении действий частных лиц. Если, как, по каким критериям и кем следует принимать законы, гарантирующие, что космический туризм не будет негативно влиять на другие небесные тела, это вопрос астроэтики.
Терраформирование других небесных тел
[ редактировать ]Терраформирование — спорный астроэтический вопрос. Сторонники терраформирования, такие как Роберт Зубрин , утверждают, что люди, будучи единственным технологически развитым и разумным видом на Земле, имеют моральное обязательство сделать другие небесные тела пригодными для жизни земных форм жизни, чтобы обеспечить их выживание после неизбежного разрушения нашей планеты. [21] Другая, экоцентристская и биоцентристская сторона дебатов критикует эту позицию как антропоцентризм и утверждает, что другие небесные тела уже могут содержать жизнь, которая всегда имеет внутреннюю ценность , независимо от того, насколько развитой она может быть. Они выступают против межпланетного загрязнения и изменений в потустороннем мире, которые могут возникнуть в результате терраформирования, поскольку они могут поставить под угрозу местную жизнь и изменить ее эволюционную траекторию.
Этичность SETI и METI
[ редактировать ]SETI и особенно METI (Активный SETI) не являются бесспорными и имеют свои собственные этические последствия. METI подвергся критике как несовместимый с принципом предосторожности , поскольку он может раскрыть местоположение нашей планеты потенциально злонамеренным инопланетным видам. Таким образом, это также потенциально подвергает риску все человечество без необходимости его индивидуального предварительного согласия , что нарушает основное научное правило информированного согласия , которое должна соблюдать вся другая наука. [22] Размышляя об истории человечества , некоторые авторы даже опасаются порабощения человечества, если нас обнаружат более развитые виды. [ нужна ссылка ] Точно так же Стивен Хокинг , один из самых известных критиков METI, предупредил о потенциальных последствиях встречи с таким видом, сославшись на почти полное исчезновение аборигенов Тасмании как на эквивалентный случай из истории человечества. [23]
Опасения по поводу этичности METI могут стать решением парадокса Ферми . Предполагается, что внеземные формы жизни могут воздерживаться от попыток межзвездного общения из-за потенциальной опасности, которую оно может для них представлять, в соответствии с принципом предосторожности. [23]
Другими астроэтическими соображениями в отношении METI являются отсутствие юридически обязательных протоколов о шагах, которые следует предпринять после открытия внеземной жизни. [24] непредсказуемость культурных последствий этого открытия (потенциальные изменения парадигмы в политике, нациях, религиях и т. д.) [25] , кто сможет говорить от имени человечества в случае установления контакта, как и кем должен быть выбран этот человек или группа людей и каково должно быть содержание сообщений.
Ценность внеземной жизни
[ редактировать ]Еще один спорный вопрос в этой области заключается в том, имеет ли внеземная жизнь внутреннюю ценность и, следовательно, есть ли у людей моральное обязательство защищать ее. Это становится еще более трудным, если принять во внимание широкий спектр возможных внеземных форм жизни и вопрос о том, должно ли наше отношение к ним различаться на основе таких критериев, как их развитие и интеллект . Как выразился бывший главный историк НАСА Стивен Дж. Дик : «Принадлежит ли Марс марсианам, даже если марсиане — всего лишь микробы?» [24] Дик утверждает, что первым шагом в принятии решения о том, как нам следует взаимодействовать с формами жизни, является оценка их морального статуса , который осложняется нашими неоднозначными отношениями с животными на Земле, приютившими одни виды в качестве домашних питомцев, поедая и истребляющими другие. [24] Принцип планетарной защиты предусматривает, что вся жизнь на других небесных телах достойна защиты от вреда (в том числе в виде заражения ) и, следовательно, дает права даже гипотетическим внеземным микробам, что контрастирует с нашим отношением к микробам и даже самым высшим -развитые организмы на Земле. Такое различие в лечении едва ли оправдано. Поэтому, по мнению Дика, астроэтические соображения расширят наш нынешний этический горизонт: они обнаружат такие противоречия и двойные стандарты и переведут человечество от антропоцентрической этики (приписывающей внутреннюю ценность только нормирующим существам) к космоцентрической или биоцентрической этике, которая ценит все живые существа. . Фактически, Дик говорит, что обнаружение внеземной жизни «потребует» отхода от антропоцентрического подхода, поскольку он больше не будет последовательно применим к космосу , в котором есть жизнь за пределами Земли . [24]
Космическое захоронение
[ редактировать ]Решение положить несколько граммов человеческих кремонов на борт корабля Peregrine Lunar Lander, рейс 01, подверглось критике со стороны народа навахо . [26] чей президент Буу Нигрен утверждал, что Луна священна для навахо и других народов американских индейцев, [27] заявив: «Как хранители нашей культуры и традиций, мы обязаны выражать свое недовольство, когда предпринимаются действия, которые могут осквернить священные места и игнорировать глубоко укоренившиеся культурные убеждения». Генеральный директор Celestis Чарльз Чейфер ответил, что «[компания] отвергает всю предпосылку о том, что это каким-то образом является осквернением» и что «Луна никому не принадлежит». [28] Запуск не увенчался успехом и достиг Луны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чон-Торрес, Октавио А. (10 апреля 2017 г.). «Астробиоэтика» . Международный журнал астробиологии . 17 (1): 51–56. дои : 10.1017/S1473550417000064 . ISSN 1473-5504 . S2CID 232248384 .
- ^ Уильямсон, Марк (1 февраля 2003 г.). «Космическая этика и защита космической среды» . Космическая политика . 19 (1): 47–52. дои : 10.1016/S0265-9646(02)00064-4 . ISSN 0265-9646 . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Диркс, Николас (06 августа 2021 г.). «Этика отправки людей на Марс» . Научный американец . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ Видаурри, Моника (24 октября 2019 г.). «Полетят ли люди в космос, а затем колонизируют его?» . Кварц . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Маршалл, Алан (1993). «Этика и внеземная среда» . Журнал прикладной философии . 10 (2): 227–236. дои : 10.1111/j.1468-5930.1993.tb00078.x . ISSN 0264-3758 .
- ^ Раммель, доктор медицинских наук; Гонка, МС; Хорнек, Г. (ноябрь 2012 г.). «Этические соображения по планетарной защите при освоении космоса: семинар» . Астробиология . 12 (11): 1017–1023. дои : 10.1089/ast.2012.0891 . ISSN 1531-1074 . ПМЦ 3698687 . ПМИД 23095097 .
- ^ «Планеты и жизнь: новая наука астробиология» . Высшее образование от издательства Кембриджского университета . 13 сентября 2007 г. дои : 10.1017/cbo9780511812958.026 . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Митчелл, А.; Райт, С.; Суше-Пирсон, С.; Ллойд, К.; Бураррванга, Л.; Ганамбарр, Р.; Ганамбарр-Стаббс, М.; Ганамбарр, Б.; Маймуру, Д.; Маймуру, Р. (2020). «Дукарр лакарама: слушаю Гувака и говорю о колонизации космоса». Политическая география . 81 . Elsevier BV: 102218. doi : 10.1016/j.polgeo.2020.102218 . ISSN 0962-6298 .
- ^ Перейти обратно: а б Китер, Билл (05 декабря 2018 г.). «Космический мусор» . НАСА . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ARES | Часто задаваемые вопросы Офиса программы по орбитальному мусору» . Orbitaldebris.jsc.nasa.gov . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Как космический мусор влияет на окружающую среду и атмосферу Земли?» . Наука Азбука . 03 мая 2019 г. Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «ARES | Офис программы по орбитальному мусору | Часто задаваемые вопросы» . Orbitaldebris.jsc.nasa.gov . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ «Кто будет выносить мусор? - Решение проблемы космического мусора в соответствии с международным правом» . Группа публичного международного права и политики . 14 марта 2022 г. Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «JAXA | Совместная демонстрация J-SPARC, инициированная ALE и JAXA, направленная на коммерциализацию устройства предотвращения космического мусора» . ДЖАКСА | Японское агентство аэрокосмических исследований . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Суэйн, Мэтт; Университет штата Пенсильвания. «Исследователи подробно описывают юридические и этические проблемы конфиденциальности, связанные со спутниковыми данными» . физ.орг . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Трамп поручил создать силы США для доминирования в космосе» . Рейтер . 18 июня 2018 г. Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «Администрация Трампа создает Космическое командование США для продвижения американских интересов и защиты нашей нации – Белый дом» . trumpwhitehouse.archives.gov . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Гулд, Джо (17 декабря 2019 г.). «Конгресс принимает законопроект об обороне, который создает космические силы» . Новости обороны . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «Комитеты» . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «Россия сейчас жестко говорит о своем ответе Космическим силам: мы могучие» . 05.11.2018. Архивировано из оригинала 05.11.2018 . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Роберт Зубрин, Аргументы в пользу Марса: план заселения Красной планеты и почему мы должны это сделать , стр. 248-249, Simon & Schuster/Touchstone, 1996, ISBN 0-684-83550-9
- ^ Трафаган, Джон В. (2 января 2019 г.). «Активный SETI и проблема исследовательской этики» . Теология и наука . 17 (1): 69–78. дои : 10.1080/14746700.2019.1557806 . ISSN 1474-6700 . S2CID 172004039 .
- ^ Перейти обратно: а б А. Вакоч, Дуглас (3 апреля 2017 г.). «Страх Хокинга перед инопланетным вторжением может объяснить парадокс Ферми» . Теология и наука . 15 (2): 134–138. дои : 10.1080/14746700.2017.1299380 . ISSN 1474-6700 . S2CID 219627161 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дик, Стивен Дж. «Астроэтика и космоцентризм» . Сеть блогов Scientific American . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Дик, Стивен Дж. (18 октября 2012 г.). «Критические проблемы истории, философии и социологии астробиологии» . Астробиология . 12 (10): 906–927. дои : 10.1089/ast.2011.0786 . ISSN 1531-1074 . ПМИД 23078642 .
- ^ Уоттлс, Джеки (7 января 2024 г.). «Первая за последние десятилетия миссия США на Луну с научными данными НАСА, на борту остались человеческие останки» . CNN . Архивировано из оригинала 7 января 2024 года . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Кларк, Стивен (7 января 2024 г.). «Возражение навахо против полета человеческого праха на Луну не задержит запуск» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 7 января 2024 года . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «Администрация Байдена проконсультируется с навахо по поводу человеческих останков на Луне» . SpacePolicyOnline.com (Интервью). Беседовала Марсия Смит.