Битва при Сасено
Битва при Сасено | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войны Святого Саввы | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Венецианская республика | Республика Генуя | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Мишель Дуаро | Симоне Грилло | ||||||
Сила | |||||||
13 тарид грузовых галер- 2 легкие камбузы 1 сэтта разведывательный камбуз 1 Панзоны транспортный корабль 3 морской пехоты транспортных корабля | 16 галер | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
12 таридов захвачено 1 тарида сгорела 2 легкие галеры захвачены 1 неф захвачен 1 неф затоплен Общий : 17 кораблей потеряно | Неизвестный |
Битва при Сасено произошла 14 августа 1264 года недалеко от острова Сасено у побережья Албании между флотом Генуэзской республики и торговым конвоем во Венецианской республики время войны Святого Саввы . С момента начала войны в 1256 году генуэзцы терпели только поражения в прямых столкновениях с венецианским флотом и поэтому прибегали к набегам на венецианские торговые конвои в Левант, которые имели решающее значение для венецианской экономики.
В середине 1264 года генуэзский полководец Симоне Грилло сумел обмануть своего венецианского коллегу Андреа Бароцци относительно своих намерений: Грилло распространил слухи, что он намеревался отправиться прямо на восток, в Левант, но тайно занял станцию на острове Мальта , к югу от обычных морских путей. Когда Бароцци клюнул на наживку и двинулся на восток, чтобы преследовать Грилло со своим гораздо более крупным флотом, последний смог атаковать венецианский конвой, направлявшийся из Венеции в Левант. Уверенный в отсутствии какой-либо угрозы, командир конвоя Микеле Дуаро был застигнут врасплох, когда столкнулся с генуэзским флотом у Сасено. Гораздо более маневренные генуэзские галеры захватили или потопили большую часть тихоходных торговых судов конвоя, за исключением гигантского грузового судна ( нефа ) «Роккафортис» . Дуаро собрал там свои команды в целях безопасности, оставив при этом другие корабли. Торговые товары, захваченные генуэзцами, оценивались в 100 000 генуэзских лир . Однако два года спустя Венеция смогла уничтожить генуэзский флот, и в 1270 году два государства заключили перемирие, положившее конец войне.
Фон
[ редактировать ]Война Святого Саввы между соперничающими морскими республиками Венецией итальянскими и Генуей разразилась в 1256 году из-за доступа и контроля над портами и рынками Восточного Средиземноморья . Своими победами в битве при Акре в 1258 году и битве при Сеттепоцци в 1263 году венецианский флот продемонстрировал свое превосходство над своим генуэзским коллегой . Следовательно, генуэзцы избегали прямого столкновения с венецианским боевым флотом и участвовали в торговых набегах на венецианские торговые конвои . [ 1 ] [ 2 ]
В 13 веке Венецианская республика каждый год отправляла два торговых конвоя ( муда ) для торговли на восток: один весной и один в конце лета. Обычно конвои разделялись, одна часть направлялась в Эгейское море и то, что венецианцы называли Румынией — земли Восточной Римской или Византийской империи. [ 3 ] — и Черное море , тогда как другой плыл на юго-восток в Александрию и портовые города Леванта ( Ольтремаре ) . [ 4 ] [ 5 ] Важность этих конвоев для венецианской экономики трудно переоценить, как описывает итальянский военно-морской историк Камилло Манфрони : [ 6 ]
В нем отправлялись тюки с дорогими товарами и деньгами в порты Египта и Азии; даты его отбытия и возвращения были установлены строгими законами, и столь же строгими были правила относительно количества людей на борту каждого судна; командиры и капитаны назначались Большим Советом ; в то время как в случае войны Сенат издал «Закрытие моря» ( Chiusura del Mare ), указ, который запрещал любому судну в «караване» отделяться от основного корпуса. Если когда-либо возникало подозрение на встречу с врагом в открытом море, «караван» сопровождался военными галерами, и не были упущены никакие меры предосторожности, обеспечивающие безопасность этой чрезвычайно важной и чисто коммерческой экспедиции.
После того, как Четвертый крестовый поход разграбил Константинополь в 1204 году и основал Латинскую империю на руинах Византийского государства, венецианцы заняли привилегированное положение в Румынии , а через нее и на Черном море, почти исключая своих традиционных соперников, генуэзцев и Пизанцы . [ 8 ] Венецианская торговля с Румынией была внезапно прекращена после возвращения Константинополя и восстановления Византийской империи при династии Палеологов ведущие к Черному морю, теперь находились в руках византийского императора в 1261 году: Константинополь и проливы , Михаила VIII. Палеолог , чей союз с генуэзцами включал обязательство держать своих торговых конкурентов подальше от земель, контролируемых Византией, и препятствовать проходу в Черное море. [ 9 ] В результате два ежегодных конвоя в Левант остались единственным каналом реализации деятельности венецианских купцов. [ 4 ]
Препараты
[ редактировать ]Весной 1264 года генуэзцы подготовили новый флот с намерением, согласно официальным генуэзским анналам, Annales Ianuenses , «разгромить венецианских врагов и обеспечить благополучие и защиту генуэзцев, плавающих в разных частях света». . [ 10 ] [ 11 ] В его состав входили двадцать галер и две большие нави . [ а ] с экипажем 3500 человек. [ 11 ] [ 13 ] [ 14 ] отличались В частности , нави исключительными размерами, и их строительство финансировалось за счет государственных средств. [ 15 ] а не частными подрядчиками — обычно богатыми знатными купцами, управлявшими городом, — как это было обычной практикой. [ 16 ]
Флот был передан под командование сторонника гибеллинов дворянина Симоне Грилло . Это привело к опасениям среди конкурирующей партии гвельфов , что он может использовать свое новое положение для государственного переворота, который сделает его диктатором по образцу только недавно свергнутого «Капитана народа » Гульельмо Бокканегра . Дворяне гвельфов объединились и напали на дом Грилло, и потребовалось три дня переговоров, прежде чем Грилло смог добиться условий, которые позволили ему принять на себя командование. [ 17 ] Грилло был вынужден перебраться в Порто-Венере , на самой южной оконечности генуэзской территории, и там ждать, пока флот не будет готов. Ему также были назначены четыре опытных моряка в качестве советников с дополнительной задачей следить за его поведением, среди них Огерио Ското и Пьетро ди Камилла . [ 13 ] [ 18 ]
Новости о приготовлениях Генуи вскоре достигли Венеции либо через политических врагов Грилло, либо через хвастовство генуэзских граждан. В этих сообщениях численность генуэзского флота сильно преувеличивалась до 90 галер и шести навигаторов . В сочетании с сообщениями о массовой вербовке наемников в Ломбардии , обеспокоенные венецианские власти задержали отплытие весеннего конвоя и подготовили для противодействия генуэзцам большой собственный флот, насчитывающий около 50 кораблей, в основном галеры. [ б ] под руководством Андреа Бароцци (или Барочио) . [ 4 ] [ 20 ] Историк военно-морского флота Джон Дотсон считает возможным, что преувеличенные сообщения о генуэзском флоте были намеренно раскрыты агентами Грилло, чтобы «выманить венецианский флот предсказуемым образом». [ 4 ]
Грилло обманывает Бароцци
[ редактировать ]Грилло отплыл в июне и быстро направился на юг к острову Мальта , куда прибыл через несколько дней. Во время остановок по пути он старался объявить о своем намерении плыть прямо в Акру в Леванте. Вместо этого он остался на Мальте, гораздо южнее обычных торговых путей того времени, где его могли искать его венецианские противники. Когда Бароцци, отреагировав на известие об отплытии генуэзского флота, прибыл на Сицилию , чтобы перехватить его, он нашел лишь слухи о его отбытии. Согласно некоторым венецианским сообщениям, Грилло оставил после себя небольшое судно, экипаж которого, когда его захватили венецианцы, сообщил им, что генуэзский флот прошел этим путем четырьмя днями ранее, направляясь прямо на восток, в Левант. [ 18 ] [ 21 ] [ 22 ]
Обманутый, Бароцци повел свой флот в преследование генуэзцев, которые якобы направлялись на восток. В то же время в Венеции власти, уверенные в конечном успехе Бароцци, учитывая прошлую историю венецианско-генуэзских морских столкновений, и не желая рисковать потерей прибыли от торгового конвоя, наконец решили разрешить ему уйти 1 августа. В его состав входило 13 таридов , [ с ] три навигатора , в том числе знаменитый большой «Роккафортис» , грузовой корабль Панзоны , [ д ] две легкие галеры и разведывательная галера «Сэтта» . Командование конвоем было поручено Микеле Дуаро. [ и ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Ходы флота Бароцци стали известны Грилло довольно быстро и с большой точностью, скорее всего, через разведывательные источники: венецианский летописец Мартино да Каналь утверждает, что генуэзцы подкупили тревизского нотариуса Великого совета, [ 25 ] но Дотсон предполагает, что генуэзский адмирал, возможно, просто воспользовался сетью агентов вдоль побережья Сицилии. [ 26 ] Убедившись, что Бароцци больше нет с дороги, Грилло двинул свой флот на северо-восток. Примерно в этот момент Грилло решил отделить две свои нави и три галеры и отправить их торговать в Тунис , возможно, после переброски их морской пехоты на остальные свои корабли. Другая галера была отправлена на восток, согласно «Анналам Януэнсов», с миссией к Палеологу, но, по словам Дотсона, ей, скорее всего, было поручено присматривать за флотом Бароцци. С оставшимися 16 галерами Грилло двинулся в пролив Отранто, чтобы дождаться венецианского торгового конвоя. [ 29 ]
Отчет « Анналов Януенсес» — вероятно, основанный на собственном отчете Грилло генуэзским властям — оправдывает действия Грилло после прибытия на Мальту, утверждая, что разведданные, собранные с мессинского торгового судна, возвращающегося из Леванта, позволяют предположить, что ситуация там была неблагоприятна для генуэзских интересов, поэтому что ничего прибыльного добиться не удастся. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Это заставило современных историков предположить, что первоначальный приказ Грилло заключался в том, чтобы отплыть в Левант. Однако его действия до этого момента показывают, что он уже придерживался альтернативного плана, направленного на нападение на венецианский конвой, а история с мессинским кораблем могла быть просто выдумана как оправдание отклонения от приказов, которым он обязался следовать. . [ 31 ] [ 33 ] Как и в случае с венецианскими заявлениями о генуэзском обмане и шпионаже, полагает Дотсон, невозможно установить истину, тем более, что источники «неясны относительно точного времени и даже последовательности событий в операции, в которой время было очень важно». . [ 29 ]
Боевой
[ редактировать ]Командир венецианского конвоя Дуаро, похоже, продвигался медленно, будучи уверенным в отсутствии какой-либо угрозы своим кораблям. [ 27 ] 14 августа у острова Сасено (ныне остров Сазан , Албания ), в самой узкой части пролива Отранто, Грилло столкнулся с венецианским конвоем. [ 29 ] Венецианцы оказались в тяжелом положении: большие и тяжеловесные тариды , нагруженные товарами и имевшие в каждой не более 40 вооруженных солдат, не могли сравниться с быстрыми и маневренными генуэзскими галерами, каждая с экипажем около 150 человек ( ок. 100 г.) . гребцы и 50 солдат). [ 27 ] [ 34 ]
Средневековые источники сообщают, что Дуаро и его команды поначалу пренебрежительно относились к генуэзцам: венецианцы бросали кур перед генуэзскими судами и кричали «сражайтесь с ними!». Бои начались вечером и завершились около полуночи. Венецианские корабли толпились вокруг « Роккафортиса» , который возвышался над остальными судами, как замок. Когда генуэзцы атаковали меньшие венецианские суда, Дуаро в конце концов приказал их командам покинуть их и собраться на « Роккафортисе» , взяв с собой все ценные товары, которые они могли унести. Венецианские источники утверждают, что отходящие экипажи потопили многие из своих тарид , а генуэзцы, подошедшие осторожно, опасаясь ловушки, захватили остальных. , который С другой стороны, «Анналы Януэнсов» сообщают, что все более легкие корабли были захвачены, за исключением нефа был затоплен, и тариды , которая сгорела в результате пожара. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
В то время как остальная часть конвоя была разбита, « Роккафортис» держался стойко. Генуэзцы пообещали сохранить жизни своей команды, если они сдадутся, но Дуаро отказался, заявив, что корабль нагружен золотом, и предложив генуэзцам прийти и захватить его. Затем генуэзцы запустили против него боевой корабль , но венецианцам удалось его отогнать. В конце концов попутный ветер позволил « Роккафортису» уйти от преследования и найти убежище в южном адриатическом порту Рагузы . [ 38 ] [ 39 ]
Влияние
[ редактировать ]Битва имела большой успех для генуэзцев. Убытки венецианцев составили более 100 000 генуэзских фунтов , сверх перерыва в торговле в целом на оставшуюся часть года; Генуэзская казна получила от продажи награбленного 30 000 фунтов стерлингов. [ 24 ] [ 40 ] [ 41 ] Для того периода это была огромная сумма: для сравнения: в 1250-х годах тарид продавался за 190 генуэзских фунтов, галера — за 280–350 фунтов, а неф — за 420–800 фунтов. [ 42 ] Не менее важным был удар по престижу и моральному духу венецианцев, за что Дуаро столкнулся с обвинениями в трусости. Как отмечает Манфрони, это был крайне неравный бой; и в конечном итоге Дуаро предпочел спасти жизни экипажей своего флота – и немаловажные сокровища, перевозимые «Роккафортисом » , – обреченной битве до конца. [ 39 ] [ 43 ] Гнев дожа Реньеро Дзено несколько уменьшился, когда он узнал, что ни один венецианец не был взят в плен во время эвакуации тарида и что Дуаро не получил должной помощи со стороны своих младших офицеров. [ 39 ] Как пишет Дотсон: «Эта операция [...] отражает как сильные, так и слабые стороны генуэзской и венецианской способности к войне в середине тринадцатого века. Она также иллюстрирует роль, которую играют сбор разведданных, слухи и дезинформация в кампания." [ 14 ]
Последствия
[ редактировать ]Тем временем Бароцци продвигался на восток, тщетно ища флот Грилло. [ 41 ] Прибыв в портовый город Тир 2 сентября, он встретил генуэзское торговое судно « Олива» , перевозившее шелк на 11 000 безантов в гавани . Поскольку генуэзского флота нигде не было видно, Бароцци решил захватить корабль, несмотря на предупреждения лорда города Филиппа Монфора , генуэзского союзника, о том, что, если они это сделают, он конфискует вдвое больше венецианской собственности. Бароцци не колебался долго: он не только захватил Оливу , но и начал осаду самого Тира, в надежде лишить Геную доступа к городу, который в то время был вторым по значимости торговым перевалочным пунктом Леванта. Венецианцам пришлось прервать осаду через несколько дней, когда до них дошли новости о событиях в Сасено. Вместо этого Бароцци поспешил в Акру, чтобы сопровождать возвращавшийся в прошлом году конвой обратно в Венецию. [ 44 ] [ 45 ]
Каким бы важным ни был генуэзский успех при Сасено, он оказался эфемерным: в 1266 году венецианцы захватили весь генуэзский боевой флот в битве при Трапани . [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] Тем временем Михаил VIII Палеолог становился все более недовольным плохой игрой генуэзцев против венецианцев и не доверял их лояльности. В 1264 году он изгнал генуэзцев из Константинополя и стремился к сближению с Венецией, кульминацией которого стал временный пакт о ненападении в 1265 году, хотя он был ратифицирован только три года спустя. [ 49 ] [ 50 ] Тупиковая ситуация между Венецией и Генуей продолжалась до тех пор, пока в 1269 году король Франции Людовик IX , стремясь использовать венецианский и генуэзский флот в запланированном Восьмом крестовом походе , не вынудил обоих заключить мир по Кремонскому договору . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Неф латиновыми , множественное число navi , представлял собой тип большого грузового судна с широкой шириной, оснащенного парусами . Из-за их размера, высоких бортов и способности нести сотни морских пехотинцев и даже осадные машины, их было практически невозможно победить в бою, кроме как с помощью другого нефа . [ 12 ]
- ↑ Дож Венеции середины XIV века и летописец Андреа Дандоло сообщает, что венецианский флот насчитывал 50 галер, в то время как в «Анналах Януэнса» записано 44 галеры плюс еще восемь флотов и таридов , а современный венецианский летописец Мартино да Канал — 47 галер. [ 19 ]
- ^ Тарида ( во множественном числе тарид ) — галера, используемая для перевозки лошадей. [ 23 ]
- ↑ Стэнтон описывает панзону как «предположительно какой-то транспортный корабль с широкой балкой». [ 24 ]
- ↑ Его фамилия также указана как «Доро». [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Стэнтон 2015 , стр. 160–163.
- ^ Дотсон 1999 , стр. 167–168.
- ^ Лейн 1973 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дотсон 1999 , с. 171.
- ^ Лейн 1973 , стр. 69–73.
- ^ Перейти обратно: а б Манфрони 1902 , стр. 13–14.
- ^ Колесо 1910 , с. 170.
- ^ Лейн 1973 , стр. 68–69.
- ^ Манфрони 1902 , стр. 3–5.
- ^ Каро 1895 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б Ангельский Империал 1926 , с. 54.
- ^ Дотсон 2006 , стр. 65–67.
- ^ Перейти обратно: а б Манфрони 1902 , стр. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Дотсон 1999 , с. 168.
- ^ Дотсон 1999 , стр. 168–169.
- ^ Лейн 1973 , с. 76.
- ^ Дотсон 1999 , с. 169.
- ^ Перейти обратно: а б Колесо 1910 , с. 171.
- ^ Дотсон 1999 , с. 171 (примечание 15).
- ^ Каро 1895 , с. 161 (примечание 4).
- ^ Манфрони 1902 , с. 13.
- ^ Дотсон 1999 , стр. 171–174.
- ^ Стэнтон 2015 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Стэнтон 2015 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б Колесо 1910 , с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б Дотсон 1999 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б с Манфрони 1902 , с. 14.
- ^ Виль 1910 , стр. 171–172.
- ^ Перейти обратно: а б с Дотсон 1999 , с. 174.
- ^ Императорский Св. Анджело 1926 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Каро 1895 , с. 162 (примечание 4).
- ^ Дотсон 1999 , стр. 173–174.
- ^ Дотсон 1999 , с. 174 (особенно примечание 21).
- ^ Дотсон 1999 , с. 169 (примечание 9).
- ^ Манфрони 1902 , стр. 14–15.
- ^ Виль 1910 , стр. 172–173.
- ^ Дотсон 1999 , стр. 174–175.
- ^ Манфрони 1902 , стр. 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б с Колесо 1910 , с. 173.
- ^ Манфрони 1902 , стр. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Дотсон 1999 , с. 175.
- ^ Балард 2017 , с. 162 (примечание 58).
- ^ Манфрони 1902 , стр. 16–17.
- ^ Манфрони 1902 , стр. 17–18.
- ^ Дотсон 1999 , стр. 175–176.
- ^ Манфрони 1902 , стр. 20–23.
- ^ Дотсон 1999 , стр. 176–179.
- ^ Стэнтон 2015 , стр. 164–165.
- ^ Манфрони 1902 , стр. 18–19, 30.
- ^ Виль 1910 , стр. 175–176.
- ^ Манфрони 1902 , стр. 26–30.
- ^ Колесо 1910 , с. 176.
- ^ Стэнтон 2015 , с. 165.
Библиография
[ редактировать ]- Баллард, Мишель (2017). Генуя и море - Генуя и море (на французском, итальянском и английском языках). Генуя: Лигурийское общество отечественной истории. ISBN 978-88-97099-26-0 .
- Каро, Георг (1895). Генуя и державы Средиземноморья 1257–1311 гг. Вклад в историю XIII в. век. Первый том [ Генуя и державы Средиземноморья 1257–1311. Вклад в историю XIII века. Первый том. ] (на немецком языке). Холл А. С.: Макс Нимейер. OCLC 457285419 .
- Дотсон, Джон Э. (1999). «Действия флота в Первой Генуэзско-Венецианской войне 1264–1266 гг.». Виатор. Исследования Средневековья и Возрождения . 30 : 165–180. дои : 10.1484/J.VIATOR.2.300833 . ISSN 0083-5897 .
- Дотсон, Джон Э. (2006). «Типы кораблей и состав флота в Генуе и Венеции в начале тринадцатого века» . В Прайоре, Джон (ред.). Военная логистика в эпоху крестовых походов: материалы семинара, состоявшегося в Центре средневековых исследований Сиднейского университета с 30 сентября по 4 октября 2002 г. Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd., стр. 63–76. ISBN 978-0-7546-5197-0 .
- Империале ди Сант-Анджело, Чезаре, изд. (1926). Генуэзские анналы Каффаро и его продолжателей, от MCCLI до MCCLXXIX [ Генуэзские анналы Каффаро и его продолжателей, с 1251 по 1279 год ]. Источники по истории Италии (на итальянском и латыни). Рим: Итальянский исторический институт. OCLC 257849033 .
- Лейн, Фредерик Чапин (1973). Венеция, Морская республика . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-1445-6 .
- Манфрони, Камилло (1902). итальянского военно-морского флота от Нимфейского договора до падения Константинополя (1261–1453 гг.) . История (на итальянском языке) Ливорно: Р. Военно-морская академия. OCLC 265927738 .
- Стэнтон, Чарльз Д. (2015). Средневековая морская война . Барнсли, Южный Йоркшир: Перо и меч. ISBN 978-1-4738-5643-1 .
- Виль, Алетея (1910). Военно-морской флот Венеции . Нью-Йорк: EP Dutton and Company. OCLC 4198755 .