Jump to content

Шефшауэн

Координаты : 35 ° 10'17 "N 5 ° 16'11" W  /  35,17139 ° N 5,26972 ° W  / 35,17139; -5,26972
Шефшауэн
Шефшауэн
Сверху по часовой стрелке: общий вид на город; Ручей Рас-эль-Ма; Площадь Ута Хаммам и Касба; одна из выкрашенных в синий цвет улиц Медины
Официальная печать Шефшауэна
Прозвища:
Голубая Жемчужина
( синий драгоценный камень )
Шефшауэн находится в Марокко.
Шефшауэн
Шефшауэн
Расположение Шефшауэна в Марокко
Координаты: 35 ° 10'17 "N 5 ° 16'11" W  /  35,17139 ° N 5,26972 ° W  / 35,17139; -5,26972
Страна Марокко
Провинция Шефшауэн
Область Танжер-Тетуан-Аль-Хосейма
Основан 1471
Правительство
• Губернатор Мхамед Хаддан
• Мэр Мохамед Саид аль-Алами
Высота
564 м (1850 футов)
Население
 (2014)
• Общий 42,786
Часовой пояс UTC+1 ( центральноевропейское время )

Шефшауэн ( арабский : Шефшауэн , латинизированный : Шафшаван , IPA: [ʃafˈʃaːwan] ) — город на северо-западе Марокко . Это главный город одноименной провинции , известный своими зданиями синего цвета, за что его прозвали «Голубым городом». [1] Он расположен в горном районе на севере Марокко, между Тетуаном и Уаззаном . [2]

Он был основан в 1471 году арабом Мулаем Али Бен Муссой Бен Рашедом Эль Алами, дальним потомком исламского пророка Мухаммеда . Первоначальное поселение представляло собой небольшую крепость, ныне известную как касба Шефшауэна. Крепость была построена, чтобы защитить территорию от потенциальных атак португальских захватчиков; в то время Португалия совершала нападения на северные города Марокко. [3]

Этимология

[ редактировать ]

Имя «Шефшауэн» имеет арабское происхождение, Chef, производное от арабского слова «смотреть» и «Chaouen», что означает «рога» или «рога». Между двумя защитными рогами надвигающихся гор Риф. Таким образом, слово «Шефшауэн» означает «посмотри на рога», что отражает две горные вершины, возвышающиеся над местностью. В настоящее время Шефшауэн известен как «Голубая жемчужина» Марокко, известный своими традиционными домами, окрашенными в синий и белый цвета. [4]

Город был основан в 1471 году (876 г. хиджры ). [5] как небольшая касба Али ибн Рашида аль-Алами , потомка Абд аль-Салама ибн Машиша аль-Алами и Идриса I. Аль-Алами построил касбу для защиты от португальских вторжений в северное Марокко . [6] Наряду с гомарами региона, многие андалузские мусульмане, мориски , а также испанские и португальские евреи поселились здесь во время и после Реконкисты , когда испанские христиане завоевали то, что осталось от Аль-Андалуса , контролируемых мусульманами частей Пиренейского полуострова . [2]

Али Бен Рашид родился в Герзоиме, соседней деревне, ок. 1440 г. (844 г. хиджры). Он отправился в Гранадский эмират в 1460 году и отличился в битве против христианских войск. Он поселился в Шефшауэне ок. 1465 г. и, благодаря своему воинскому опыту, был выбран преемником своего двоюродного брата ибн Аби Джумы и лидера моджахедов на северо-западе Марокко. Он сражался вместе с эмиром Тетуана моджахеде , Али аль-Мандри который женился на его дочери, Айше аль-Хурра. Последняя, ​​известная под своим титулом Сайида аль-Хурра , правила Шефшауэном в период быстрого роста и развития. [7] [8] [ необходимы дополнительные ссылки ]

Давление Реконкисты и падение Гранады в 1492 году заставили многих ее жителей иммигрировать в Марокко на протяжении нескольких столетий. Последние мориски (потомки мусульман) были изгнаны из Испании Филиппом III в 1609 году. Некоторые из этих беженцев предпочли поселиться в крупных городах Фес , Марракеш , Тлемсен , Тунис и Кайруан , а другие поселились в джихадистской крепости Шефшауэн. , который вел жестокую войну против португальских армий. Они основали свои кварталы на скалистых склонах гор и построили собственные жилые кварталы в архитектурном стиле Андалузии, очень похожие на традиционные кварталы Гранады. За несколько десятилетий крепость Шефшауэн превратилась в новый процветающий город, в котором андалузско-гранадская культура слилась с культурой гомаров. Расширение города включало военные укрепления, такие как стены примерно с десятью воротами, и строительство нескольких мечетей, включая Великую мечеть . [7] [8] [9] В состав андалузской общины, поселившейся в городе, входили также несколько известных поэтов и философов. [7] [ необходимы дополнительные ссылки ]

В октябре 1920 года генерал Дамасо Беренгер оккупировал город под испанский протекторат в Марокко . [10] После отступления испанцев из города [ es ] , [10] Шефшауэн был частью Республики Риф, возглавляемой Абд эль-Кримом с 1924 по 1926 год. [11] В сентябре 1925 года, в разгар войны в Рифе , разбойная эскадрилья американских пилотов-добровольцев « Лафайет Эскадрилья » подвергла бомбардировке мирное население города . [12] Полковник Чарльз Суини предложил эту идею премьер-министру Франции Полю Пенлеве , который «горячо приветствовал просьбу полковника». [13] После того, как эль-Крим потерпел поражение с помощью французов, он был депортирован на Реюньон . Испанская армия вернула город в 1926 году. [10]

Марокко обрело независимость от колониального правления в 1956 году. В том же году Шефшауэн и большая часть северных частей страны были переданы Испании. [14]

География

[ редактировать ]
Центральный сад города Шефшауэн.
Центральная площадь и сад Шефшауэна, за пределами Медины.

Город Шефшауэн расположен на высоте около 600 метров (2000 футов) над уровнем моря, у подножия горы Каала в западной части горного хребта Риф на северо-западе Марокко. [15] : 69  Город состоит из Медины , исторического города-крепости, и нового города, выросшего за пределами бывших городских стен. [14]

Демография

[ редактировать ]

Согласно последней переписи населения Марокко (2014 г.), в муниципалитете Шефшауэн проживает 42 786 человек. [16]

Культура

[ редактировать ]
Иллюстрации типичных синих фасадов города Шефшауэн.
Иллюстрации типичных синих фасадов города Шефшауэн.

Шефшауэн расположен на территории, традиционно заселенной Джебалой , к которой впоследствии присоединились мусульманские и еврейские беженцы из Аль-Андалуса и Испании. [2] Город поддерживает прочные отношения с жителями региона Джбала, такими как племена Ахмас, Гомара, Газауа и Санхаджа, особенно в плане торговли. Федерации этих племен иногда были источником силы, а иногда и слабости из-за их частой борьбы за владение такими активами, как источники воды, пастбища и плодородные земли. [17]

Традиционные дома Шефшауэна были построены из камня, кирпича, плитки, дерева, почвы и извести. В центре каждого дома был открытый двор, окруженный коридорами и спальнями. Дворы часто украшают фруктовыми деревьями, такими как апельсины, лимоны, ягоды и виноград, а также некоторыми ароматными кустарниками, включая ночной жасмин ( Cestrum nocturnum ) и жасмин ( Jasminum officinale ). С точки зрения физиогномики город находится под влиянием андалузской архитектуры, такой как изогнутые кирпичные арки, которые укрепляют дома и украшают узкие голубые улочки, традиционная водопроводная сеть, а также ландшафтный дизайн и уход за растениями внутри домов и мечетей. С культурной точки зрения многие семьи Шефшауэна сохранили искусство андалузской музыки, которая стала главным ритуалом религиозных фестивалей и социальных церемоний Шефшауэна. [7]

Сельский ландшафт характеризовался распределением пространства по внутри- и межплеменным отношениям. На уровне каждого дшара (сельского поселения низкой плотности) дома строятся вокруг мечети или марабу и занимают центр концентрической пространственной структуры традиционных агролесопастбищных систем. Такое пространственное распределение дшаров тесно связано с пахотными землями и наличием водных ресурсов, при этом сменное земледелие ограничивается разбросанной полосой материральных кустарников и пастбищ, которые отмечают переход к лесам. Однако на эту традиционную агро-сальво-пастбищную систему глубоко повлияли многочисленные процессы современных социокультурных и экономических преобразований. [18]

Знаменитая традиционная дверь, символ города Шефшауэн.
Знаменитая традиционная дверь, символ города Шефшауэн.

Традиции

[ редактировать ]

Жители Шефшауэна соблюдают религиозные и социальные ритуалы. Набожные вместе совершают молитву в мечети или завии (суфийском храме или религиозном комплексе). Им также нравится навещать свои семьи и друзей по религиозным и общественным мероприятиям. Некоторые из основных религиозных и общественных мероприятий включают: [19]

  • Шабана происходит 15-го числа Шаабана (т.е. 8-го месяца календаря Хиджры ). известен как День Нуссхи, когда посещают могилу Мулая Абд Салама Бен Мшиша, что особенно отмечают ученики мсидов Он широко (коранических школ).
  • Ночь Аль-Кад отмечается 26-го числа Рамадана , когда люди призывают 7–10-летних девочек поститься. Семьи обычно празднуют дома, но часто после полуденной молитвы устраивают парад с девушками в свадебных нарядах.
  • Ашура празднуется 10-го числа Мухаррама (отмечаемого еврейскими жителями как Йом Кипур). Приготовления начинаются после Курбан-байрама , когда часть праздничного мяса сушат как каддид , а в Ашуру семьи едят с кускусом , вместе с сухофруктами (миндалем, грецкими орехами, изюмом и фисташками), финиками и различными традиционными сладостями. Детям уделяется большое внимание, и им часто дарят традиционные и современные предметы, в том числе игрушки.
  • Мавлид Набави (день рождения Мухаммеда) отмечается 12 числа Раби аль-Авваля. Он обозначается как Ид и предполагает чтение Корана и биографии Мухаммеда в мечетях или дома. Эту ночь также отмечают в мавзолее Али Бен Рашида и 13 завиях по всему городу. Кускус подают бедным и заключенным. Во время этого праздника после полуденной молитвы проводится массовое обрезание детей, а их семьям раздаются подарки.
  • День Хакузы отмечается 1 января по сельскохозяйственному солнечному календарю. Его отмечают приготовлением и употреблением в пищу различных традиционных блюд в знак признательности за щедрость прошлого урожая и в надежде, что Новый год будет лучше. [20]

Несмотря на разнообразие этих церемоний, соблюдение схожих символов присутствует практически во всем Марокко. [ нужна ссылка ]

Экономика

[ редактировать ]

В 2020 году Шефшауэн был включен в качестве обучающегося города в Глобальную сеть обучающихся городов ЮНЕСКО (GNLC). Эта сеть поощряет обсуждение политики и взаимное обучение между своими членами, налаживает сотрудничество и развивает способности, а также разрабатывает инструменты для поддержки и определения прогресса. [21] [22] [23]

Сельскохозяйственный сектор

[ редактировать ]

Сельское хозяйство является важным сектором экономики в районе Шефшауэна, который известен своим крупным агро-пастбищным компонентом. На склонах холмов и в долинах здесь практикуется традиционное натуральное сельское хозяйство: основной культурой являются оливки. Другие традиционные культуры, такие как виноградная лоза, миндаль и инжир, по-прежнему выращиваются, хотя монокультура каннабиса стала более прибыльной, чем эти, благодаря увеличению притока туристов в последние десятилетия. [24]

Промышленность и торговля

[ редактировать ]

Промышленный сектор провинции Шефшауэн остается очень слабым, несмотря на потенциал провинции, связанный с наличием человеческих и природных ресурсов. Коммерческий сектор является одной из основных опор экономики Шефшауэна, чему способствует туристическая деятельность и денежные переводы рабочих из-за границы. Он ориентирован в основном на городские центры и основные сельские общины и основан на продаже традиционных продуктов питания, строительных материалов, одежды и предметов домашнего обихода. Коммерческие операции становятся динамичными летом, с притоком туристов и возвращением иностранных рабочих в провинцию. [25] Регион Риф вокруг Шефшауэна также является центром производства каннабиса в Марокко . [26] [15] : 82 

Во время праздников в город наблюдается значительный приток марокканских и иностранных туристов, привлеченных его природными ландшафтами и историческими памятниками. Туризм в основном носит сезонный характер: 200 отелей в провинции обслуживают приток европейских туристов летом. [27] [28] [29] [30] В 2018 году ежегодное количество туристов, посещающих город, оценивалось в 120 000 человек. [15] : 77  В прошлом часть туризма в городе также была связана с наличием качественного и недорогого каннабиса, производимого в регионе. С тех пор туризм увеличился, главным образом, благодаря привлекательности Медины. Власти также заботятся об окружающей среде региона. [15] : 77  Неподалеку находится пещера Кеф-Тогобейт , одна из самых глубоких пещер в Африке. [31]

Ремесленный сектор

[ редактировать ]
Иллюстрации некоторых ремесленных изделий, продаваемых в кварталах Медины.
Иллюстрации некоторых ремесленных изделий, продаваемых в Медине (старом городе)

Ремесленный сектор или традиционная промышленность (например, шитье, изготовление банок, кузнечное дело, столярное дело, рукоделие и кожевенное дело) является наиболее распространенной экономической деятельностью, осуществляемой населением Шефшауэна, и, таким образом, играет ключевую социально-экономическую роль в этой провинции. Он тесно связан с туристическим сектором и включает в себя множество ремесленников (38 кооперативов и 688 ремесленников в 2016 году), в основном занятых в кожевенном, текстильном, металлургическом и традиционном столярном деле. Изделия из дерева представляют собой самый продаваемый ремесленный продукт в провинции Шефшауэн: продается 57,6% продукции. [7] [25] [30]

Достопримечательности

[ редактировать ]

Голубые стены Шефшауэна — популярный объект интереса. Существует несколько теорий, почему стены были покрашены в синий цвет. Одна популярная теория гласит, что синий цвет отпугивает комаров . Говорят, что синий цвет символизирует небо и небеса и служит напоминанием о необходимости вести духовную жизнь. [32] Однако, по словам некоторых местных жителей, в 1970-х годах стены приказали покрасить в синий цвет, чтобы привлечь туристов. [33]

Некоторые из исторических ворот Медины: Баб Сук (слева) и Баб аль-Айн (справа).

Медина это исторический район Шефшауэна, где стены и дома окрашены сине-белой краской. Медина была окружена оборонительными стенами , и некоторые из ее исторических ворот сохранились до сих пор. [14]

Площадь Ута Хаммам (Place Outa Hammam), главная площадь в центре Медины.

Сердцем Медины является площадь Ута Хаммам (или Place Outa Hammam ), рыночная площадь, окруженная наиболее важными зданиями старого города – касбой , Великой мечетью и караван-сараем – а также различными магазинами и кафе. Площадь, вероятно, была создана Мулаем Мухаммадом (одним из Али ибн Рашида сыновей ) в 16 веке. Свое название он получил от хаммама (общественной бани) в северо-западном углу. [14]

Фундук . (караван-сарай), расположенный недалеко от северо-западного угла площади, является самым большим из четырех караван-сараев в городе, построенным для размещения торговцев и путешественников Здание состоит из двора, окруженного многоэтажной галереей и помещениями. Его архитектура проста, отличается только высоким входным порталом с большой остроконечной подковообразной аркой . [14]

К юго-западу от касбы находится район Суйка, один из старейших в городе, основанный еще в 15 веке. Его название, означающее «Маленький базар », происходит от присутствия рынка ( кайсарийя ), созданного здесь в первые дни его существования. Эта рыночная территория изначально была отделена от окружающего района и огорожена собственными воротами, от которых сохранилась одна арка. [14]

Пример фонтана на одной из небольших площадей Медины.

По всему старому городу расположено несколько традиционных фонтанов, которые обеспечивают водой его жителей. Одним из примеров является четырехгранный фонтан в центре площади Ута Хаммам. Каждый из четырех фасадов украшен глухой арочной нишей, а изначально сооружение было увенчано куполом. С тех пор его отремонтировали и перекрасили, а купол заменили крышей с зеленой черепицей. [14] Другой пример — фонтан Айн-Суйка в районе Суйка, старый настенный фонтан, расположенный за аркой. Фасад фонтана украшен глухой аркой, обрамленной концентрическим многолистным орнаментом, увенчанной небольшими глухими окнами наверху. Недавняя реставрация, скорее всего, добавила нынешнюю отделку плиткой, имитирующую Зеллидж . [14]

Стены и современный вход в касбу

Самая старая часть Медины — Касба, первоначальная цитадель, основанная в конце 15 века Али ибн Рашидом. Крепость представляет собой примерно прямоугольное ограждение, защищенное стенами, построенными из утрамбованной земли (pisé). Изначально касба имела два входа: один выходил на главную площадь и рынки, другой — возле Великой мечети. С тех пор эти входы были закрыты или перепрофилированы, и современный доступ осуществляется через отверстие, созданное в 1930-х годах. [14]

Стены касбы укреплены десятью башнями, также построенными из утрамбованной земли, и дополнительной башней на западной стороне, построенной из бутовой кладки, укрепленной тесаным камнем по углам. Последняя башня, более высокая и выделяющаяся среди остальных, вероятно, была построена в начале 16 века Мулаем Мухаммедом. Внутри несколько комнат, некоторые из которых покрыты кирпичными куполами. Его структура и функции похожи на некоторые башни-резиденции Насридов в Гранаде . [14] На месте было обнаружено несколько старых цистерн, вероятно, датируемых первоначальной постройкой касбы и ее ранним использованием в качестве жилого дома. [14]

Сегодня касба превращена в музей, а ее внутренний двор занят садом. Выставки музея посвящены археологическим объектам и этнографии и расположены на первом этаже исторического дома в северо-восточном углу территории. [14] Дом, вероятно, был построен в конце 17 века во время правления Мулая Исмаила , вероятно, Али Эррифи, местным губернатором. [14]

Религиозные сайты

[ редактировать ]
Большая мечеть с восьмиугольным минаретом.
Большая мечеть с восьмиугольным минаретом.

Великая мечеть Шефшауэна — старейшая и исторически важнейшая мечеть города, расположенная на площади Оута-Хаммам в самом сердце Медины, недалеко от касбы. [14] Испанская мечеть — это заброшенная мечеть с видом на город с холма на востоке. Он был построен испанцами в 1920-х годах и сейчас является популярной смотровой площадкой. [34]

За городом находится мавзолей Абдессалама Бен Мшиша аль-Алами, посвященный покровителю региона Джебала на севере Марокко Мулаю Абдессаламу Бен Мшишу аль-Алами . Его могила и окружающая ее деревня находятся примерно в 50 километрах (31 милях) к северо-западу от Шефшауэна, на старой дороге в Лараш . [14]

Рас-эль-Ма'

[ редактировать ]
Рас-эль-Ма, традиционный источник воды города.

Этот источник воды расположен к востоку от Медины, за пределами ее бывших стен. Это был первоначальный источник воды для города. Место, где вода выходит на поверхность, когда-то было открытым, но теперь окружено каменной конструкцией. [14] Рядом и ниже по течению расположены старая мельница и мост, возможно, XIX века, соединяющий два берега ручья. [14]

Международные отношения

[ редактировать ]

В список городов-побратимов и городов-побратимов входят:

Известные люди

[ редактировать ]

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Питерс, Лукас (24 декабря 2019 г.). Луна Марокко . Издательство Авалон. ISBN  978-1-64049-134-2 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Халима, Ферхат (1997). «Сухафсхаван» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Сан – Сзе . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 189–190. ISBN  978-90-04-10422-8 .
  3. ^ «История многих оттенков голубого города Марокко» . Культурное путешествие . 10.06.2017 . Проверено 14 июня 2024 г.
  4. ^ «Шефшауэн | Путеводитель по Шефшауэну (Шауэн)» . Путешествие за пределы путешествий . Проверено 14 июня 2024 г.
  5. ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 208. ИСБН  0521337674 .
  6. ^ Техника техники de la Grande Mosquée de Chefchaouen. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine (на французском языке) , شفشاون. Архивировано 8 февраля 2007 г. в Wayback Machine (на арабском языке).
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Бушмаль Фатима, Шефшауэн, почетный мегаполис с андалузскими чертами и горными чертами, журнал Al-Manahil Magazine, № 98, стр. 121–148, Dar Al-Manahil Press, Рабат, 2020.
  8. ^ Перейти обратно: а б Аль-Афия, Абделькадер (май – июнь 1983 г.). «Один из культурных центров на севере Королевства Марокко в 16 веке нашей эры: город Шефшауэн » . О призыве к истине (на арабском языке) . Проверено 16 ноября 2023 г.
  9. ^ Бенхно, Риад. «Шефшауэн... Гранада, Марокко » . Аль-Джазира Нет (на арабском языке) . Проверено 16 ноября 2023 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Гонсалес Васкес, Арасели (2011). «Святые и запретные города Марокко: святость, священность и непроницаемость Шефшауэна в испанских и французских колониальных текстах» . В Гомесе Пельоне, Элой; Гонсалес Васкес, Арасели (ред.). Религия и культурное наследие Марокко. Антропологический и исторический подход [ Религия и культурное наследие в Марокко: антропологический и исторический подход ] (на испанском языке). Севилья: фирменные издания. п. 279. ИСБН  978-84-96210-98-1 .
  11. ^ Гарсиа, Пабло (29 июня 2012 г.). «Риф в двух цветах» . Страна .
  12. ^ Ябилади.com. «История: Когда американская эскадра нарушила законы о нейтралитете США, бомбив Шефшауэн» . ru.yabiladi.com . Проверено 14 июля 2019 г.
  13. ^ Робертс, Чарли; Хесс, Чарльз П. (08 сентября 2017 г.). Чарльз Суини, человек, вдохновивший Хемингуэя . МакФарланд. ISBN  978-1476669946 . OCLC   1011663811 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). «V.1 Шефшауэн». Андалузское Марокко: открытие в живом искусстве (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN  978-3902782311 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Дипаскуале, Летиция (2020). Понимание Шефшауэна: традиционные знания для устойчивой среды обитания . Издательство Флорентийского университета. ISBN  978-88-5518-177-8 .
  16. ^ «Всеобщая перепись населения и жилищного фонда 2014 года: легальное население Марокко» . Высокая комиссия по планированию Королевства Марокко . Проверено 22 февраля 2022 г.
  17. ^ Тайки, Л., и Мартин Кантарино, К. (1997). Исторические элементы экологического анализа горных ландшафтов Западного Рифа (Марокко). Средиземноморье. Серия биологических исследований, 23–35.
  18. ^ Тайки, Л. (2005). Современная эволюция ландшафтной структуры бассейна Шефшауэн (1958-1986 гг.). (Недавняя эволюция ландшафтной структуры бассейна Шефшауэн (1958–1986)) В GRGRif Ed. Изменения в сельской местности в горах Риф (Марокко), Série Etudes Spatiales (2), 1–19.
  19. ^ «Обычаи и традиции народа Шефшауэна 1/3 » . Газета Аль-Шамаль, 2000 г. (на арабском языке). 15 декабря 2017 г. Проверено 16 ноября 2023 г.
  20. ^ Рабат, Басма Эль Атти (11 января 2023 г.). «Почему Марокко не признает новый год амазигов?» . newarab.com . Проверено 23 февраля 2024 г.
  21. ^ «Шефшауэн» . Евромед (на арабском языке) . Проверено 16 ноября 2023 г.
  22. ^ «Глобальная сеть ЮНЕСКО: Лааюн, Бенгерир и Шефшауэн объявлены обучающимися городами» . Maroc.ma (на французском языке). 23 сентября 2020 г. Проверено 16 ноября 2023 г.
  23. ^ Хеккинг, Морган (23 сентября 2020 г.). «Марокканские Бенгерир, Шефшауэн и Эль-Аюн присоединяются к сети ЮНЕСКО» . Мировые новости Марокко . Проверено 16 ноября 2023 г.
  24. ^ Лукас, Джоана (6 января 2023 г.). «Быть ​​бельди: ценность и перспективы терруара Риф» . Антропология еды (17). дои : 10.4000/aof.14137 .
  25. ^ Перейти обратно: а б HCP (Высшая комиссия по планированию), (2018). Провинциальная монография Шефшауэна. Региональное управление Танжер-Тетуан-Аль-Хосейма, 105 стр.
  26. ^ Махью, Сания. « «Преступники»: марокканский Риф предоставляет убежище фермерам, выращивающим каннабис» . Аль Джазира . Проверено 16 ноября 2023 г.
  27. ^ Саад Эль-Дин, Асмаа (6 июня 2016 г.). «Марокканский город Шефшауэн, Рас-эль-Маа » . Almrsal.com . Проверено 16 ноября 2023 г.
  28. ^ Ахмед, Аят (25 апреля 2018 г.). «Туризм в городе Шефшауэн… самые красивые туристические направления, характеризующие Марокко». Информационный сайт (на арабском языке) . Проверено 16 ноября 2023 г.
  29. ^ «Шефшауэн» . urtrips (на арабском языке) . Проверено 16 ноября 2023 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б «Голубой город... Марокканское волшебство и андалузский аромат » . Sky News Arabia (на арабском языке) . Проверено 16 ноября 2023 г.
  31. ^ МакВиртер, Норрис (1977). Книга рекордов Гиннесса (24-е изд.). Энфилд, Миддлсекс: Guinness Superlatioes Ltd., с. 62. ИСБН  090042480X .
  32. ^ «Шефшауэн: Прогулка по голубым улицам Марокко» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 10 апреля 2016 г.
  33. ^ Филипп Сахарофф; Сабина Буве (2002). Жизнь в Марокко . Фламмарион. п. 16. ISBN  978-2-08-010878-4 . Синий цвет – это то, что больше всего запоминается посетителям Шефшауэна. Синий вездесущ: на дверях, стенах, лестницах и арках...
  34. ^ «Испанская мечеть | Шефшауэн, Достопримечательности Марокко» . Одинокая планета . Проверено 12 апреля 2020 г.
  35. Постановление городского совета Иссакуа, штат Вашингтон, объявляющее Шефшауэн, Марокко, новым городом-побратимом Иссакуа. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июня 2007 г. Проверено 11 апреля 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  36. ^ Шауэн является побратимом Вехер-де-ла-Фронтера (Кадис), который, в свою очередь, находился под властью мусульман в течение пяти столетий.
  37. ^ Глядя на Чауэн издалека, мы могли подумать, что это один из белых городов Серрании-де-Ронда. Фактически этот город является побратимом Ронды. [1] Архивировано 3 мая 2007 г. в Wayback Machine.
  38. ^ «Associacao Nacional Municipios Portgugueses» . www.anmp.pt. ​Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 г. Проверено 16 февраля 2020 г.
[ редактировать ]

35 ° 10'17 "N 5 ° 16'11" W  /  35,17139 ° N 5,26972 ° W  / 35,17139; -5,26972

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 39c2be886a713b3e653020715376556e__1722552180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/6e/39c2be886a713b3e653020715376556e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chefchaouen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)