Jump to content

Вали (исламский законный опекун)

Вали ( араб . ولي , множественное число ʾawliyāʾ أولياء) — арабское слово, означающее прежде всего «союзник», от которого происходят другие родственные значения с исламскими культурными тонами, такие как «союзник Бога» или « святой человек/святой ». [1] и т. д. [2] «Вали» также может означать «законный опекун» или правитель; [3] тот, кто имеет « вилайат » (власть или опеку) над кем-то другим, и в фикхе (исламская юриспруденция) часто является «уполномоченным представителем невесты при заключении брачного контракта (исламский закон)», [2]

Традиционно девушкам и женщинам в Саудовской Аравии по закону запрещалось путешествовать, получать паспорт, вести официальные дела, устраиваться на работу, заключать брачный контракт или проходить определенные медицинские процедуры без разрешения их опекуна, который должен быть взрослым мусульманином. мужской. [4] Однако в 2019 году эти опекунские ограничения для взрослых женщин в Саудовской Аравии были сняты с поездок, прохождения определенных медицинских процедур, получения паспортов и трудоустройства. [5] [6]

В Исламской Республике Иран Верховным лидером правительства является вали аль-факих (правовед-хранитель) в соответствии с принципом, выдвинутым аятоллой Рухоллой Хомейни, согласно которому «в отсутствие непогрешимого имама » ислам дает справедливую и действенную власть. Исламский юрист обладает «универсальной» или «абсолютной» властью над всеми людьми, включая взрослых мужчин. [7]

Библейское основание

[ редактировать ]

По крайней мере, согласно традиционной интерпретации саудовского религиозного истеблишмента, концепция опеки над женщинами интерпретируется из суры 4, стих 34 Корана, в котором говорится:

  • «Мужчины являются защитниками и помощниками женщин, потому что Бог дал одному больше [силы], чем другому, и потому что они поддерживают их из своих средств». [8]

Вали как агент невесты

[ редактировать ]

Большинство мусульманских ученых считают, что для того, чтобы никах (брак) взрослой женщины был действительным, должно быть согласие не только жениха и невесты, но и вали муджбира невесты , ее опекуна-мужчины. [ нужна ссылка ] Этой точки зрения придерживаются большинство мусульманских ученых и школ фикха , но ханафитская не требуется разрешение вали школа считает, что для совершения никаха . [9]

Вали обычно является отцом или, в противном случае, другим родственником мужского пола, а в противном случае - кади (исламским судьей). Этот порядок преемственности того, кто может выполнять функции вали, часто разъясняется юристами. [10] например, в этом списке, написанном Ибн Абд аль-Ваххабом : если отец недоступен по другим причинам, должна быть назначена опекунство.

сначала брату женщины, затем деду по отцовской линии, чем сыну женщины... [затем оно] переходит в колено брата, если только оно не низкое/низкое/презренное, ... [затем] дядя по отцовской линии вступает во владение, за ним следует его сын, затем другие родственники по отцовской линии. ... Родственник по материнской линии может претендовать на брачную опеку только в том случае, если нет родственников по отцовской линии. ... султан или политический лидер может выступать в качестве опекуна брака... только если он справедливый человек.... Таким образом, решающим фактором при выборе альтернативного опекуна для брака является приверженность мужчины справедливости, а не его политическая позиция. [11]

Ханафитская . школа исламского права уникальна среди суннитского мазхаба (школы юриспруденции) в признании действительности брака, в котором женщина действует от своего имени и не представлена ​​вали-мужчиной [9] [12] [13]

По крайней мере, в ханафитской школе фикха существует различие между вали-иджбаром и вали-ихтияром . Вали ихтияр «не имеет права принуждать» и не может устроить брак без разрешения невесты. Для заключения брака требуется «устный ответ» от потенциальной невесты. [14]

По мнению основателя маликитской школы фикха Малика ибн Анаса , существует два вида опеки или попечительства – хасса (конкретная) и `амма (общая). Конкретная опека принадлежит патриархальному роду – отец, дедушка и т. д. (пояснено выше). Общая опека «была полностью связана с исламом и каждым мусульманином мужского пола». Примером опеки аммы является ситуация, когда мужчина-мусульманин устраивает брак с женщиной, у которой «нет отца или других членов семьи мужского пола». [14]

Основатель Ханбали школы Ахмад ибн Ханбал считал, что вали иджбар является правом отца или, если не было отца судьи (аналогично позиции Малика), с другими имамами роль вали ихтияра » мог быть взят любым вали», не обязательно родственником по отцовской линии. [14]

До брака

[ редактировать ]

Прежде чем женщина выйдет замуж, махрам (близкий родственник мужского пола, обычно брат или отец) должен присутствовать всякий раз, когда женщина встречается с кем-то противоположного пола и по другим вопросам. (По крайней мере, таково мнение многих консервативных мусульман, таких как Устада Насари, который указывает на стих Корана Аль-Тауба, 9:71, где « аулия» (множественное число от вали) переводится как «защитник». [ нужна ссылка ]

Мужья как «опекуны» жен

[ редактировать ]

Хотя муж или махрам не могут быть вали своей жены, они имеют над ними статус «защитников», и в англоязычных источниках их иногда называют «опекунами» своих жен и семей. [15] [16]

По данным Human Rights Watch , по состоянию на середину 2023 года некоторые мусульманские страны не позволяют женщинам «покидать свои дома без разрешения мужа или другого опекуна, не подвергаясь возможным санкциям», а именно: Иран, Ирак, Кувейт, Бахрейн, Катар. , ОАЭ, Оман, Йемен, Саудовская Аравия, Египет, Палестина, Ливан, Иордания и Сирия. [17]

В Йемене с 2005 года женщинам по закону не разрешается получать паспорт без одобрения их вали , но им разрешено путешествовать без разрешения, если у них есть паспорт. Однако правоохранительные органы часто игнорируют эту свободу и «ограничивают право женщины на поездку, если ее опекун не одобряет это и сообщает о ней властям». [18] По словам Ротны Бегум из Хьюман Райтс Вотч, в 2013 году женщины не могли выходить из дома без разрешения мужа, за некоторыми чрезвычайными исключениями, такими как уход за больными родителями.

Саудовская Аравия

[ редактировать ]

Хьюман Райтс Вотч (HRW) задокументировала внедрение в Саудовской Аравии системы вали , махрама и муарифа в 2016 году. HRW заявила, что «в Саудовской Аравии жизнь женщины контролируется мужчиной от рождения до смерти. Каждая саудовская женщина должна иметь опекун-мужчина, обычно отец или муж, но в некоторых случаях брат или даже сын, который имеет право принимать ряд важных решений от ее имени». [19] Чтобы женщины не могли «подавать заявление на получение паспорта без одобрения опекуна-мужчины и требовать разрешения на выезд за пределы страны». [19]

В 2010-х годах саудовские женщины организовали кампанию против мужской опеки . [20] [21] Постепенно были внесены изменения, так что к 2016 году женщинам было разрешено «обеспечивать свои собственные удостоверения личности», а разведенным и овдовевшим женщинам разрешены семейные карты, а требование «чтобы женщина привела родственника-мужчину для опознания их в суде» было снято. [19] В 2019 году женщинам было предоставлено «право путешествовать без разрешения родственника-мужчины, получать равное обращение на рабочем месте и получать семейные документы от правительства», но по-прежнему не было права «выходить замуж или жить самостоятельно» без разрешения. разрешение мужского вали, [6] до 2021 года, когда саудовские женщины получили право жить независимо без разрешения опекуна-мужчины. [22] [23] Это стало развитием более раннего постановления, подтверждавшего законность независимости взрослой женщины в отдельном доме. [24]

Вали как опекун детей и недееспособных взрослых

[ редактировать ]

Некоторые определения Хранителя в суннитском исламе, по крайней мере, в исламской Нигерии:

  • Для детей: «Основная роль законного опекуна в соответствии с шариатом заключается в том, чтобы действовать в наилучших интересах ребенка, когда родители ребенка не могут этого сделать. Законными опекунами обычно являются родственники, такие как тетя, дядя или бабушка или дедушка. Это может быть в связи со смертью, потерей трудоспособности или лишением свободы за преступление».
  • Недееспособные взрослые: «В некоторых ситуациях взрослым с тяжелыми физическими недостатками может потребоваться законный опекун, который будет заботиться о них и действовать от их имени. Это называется опекой взрослых». [25]

Другой источник (Сохайра Сиддики) утверждает, что Хедая XII века (юридическое руководство по ханафитскому фикху , написанное Бурхан ад-Дином аль-Маргинаном) «утверждает, что существует три формы опеки:

  1. Опека при заключении брака;
  2. Опека над несовершеннолетними для опеки и воспитания; и
  3. Опека над имуществом несовершеннолетних. [26]

Опека исламского юриста

[ редактировать ]

В шиитском исламе исламские юристы ( факих , мн. фукаха ) часто берут на себя обязанности вали . Опека над исламским юристом ( персидский : ولایت فقیه, Вилаят-е Факих ; арабский : ولاية الفقيه, Вилаят аль-Факих ) — это доктрина в шиитском исламе-двунадесятнике, утверждающая, что ислам дает исламским юристам опеку над людьми, «в отсутствие непогрешимого Имама» (т.е. после того, как 12-й Имам ушел в Сокрытие в 874 г. н. э.). [7] До иранской революции это относилось к опеке над неспорными делами ( аль-омур аль-хесбия ). [27] включая религиозные пожертвования ( Вакф ), [28] судебные дела, [29] те, кого считают неспособными позаботиться о своих интересах — несовершеннолетние, вдовы и душевнобольные», [30] и имущество, за которое ни одно конкретное лицо не несет ответственности.

Исламская Республика Иран

[ редактировать ]

С созданием Исламской Республики Иран , которая институционализировала учение основателя республики аятоллы Рухоллы Хомейни , большинство упоминаний об опеке исламского юриста относилось к Вилаяту аль-амма или Вилаяту аль-Мутлака («универсальная» или «абсолютная» власть). , идея о том, что факих должен иметь опеку над всеми вопросами, за которые несут ответственность Пророк ислама и шиитский имам , включая то, как управляются люди. Эта идея опеки лежит в основе Конституции Исламской Республики Иран , которая призывает к тому, чтобы вали-йе факих («юрист-хранитель» - с использованием персидского вали-йе факих вместо арабского вали аль-факих ) выполнял функции Верховный руководитель правительства. [31] [32] В контексте Ирана (единственной страны, где практикуется эта теория) опеку исламского юриста часто называют «правлением юриста», «правлением исламского юриста» или «управлением юриста». . [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Роберт С. Крамер; Ричард А. Лоббан младший; Кэролайн Флер-Лоббан (2013). Исторический словарь Судана . Исторические словари Африки (4-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд, США: Scarecrow Press, издательство Rowman & Littlefield. п. 361. ИСБН  978-0-8108-6180-0 . Проверено 2 мая 2015 г. КУББА. Арабское название могилы святого человека... Кубба обычно воздвигается над могилой святого человека, которого называют вали (святым), факи или шейхом, поскольку, согласно народному исламу, именно здесь находится его барака [ благословения] считается самым сильным...
  2. ^ Jump up to: а б Ганс Вер, [Арабско-английский словарь], с. 1289
  3. ^ Ханс Вер, Арабско-английский словарь, стр.1100.
  4. ^ Всемирный доклад 2013 – Саудовская Аравия . Хьюман Райтс Вотч. 9 января 2013 г. Архивировано из оригинала 9 января 2014 г. Проверено 22 февраля 2014 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  5. ^ «Саудовская Аравия: важные достижения для саудовских женщин» . Хьюман Райтс Вотч . 2 августа 2019 года . Проверено 26 ноября 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б Хаббард, Бен; Да, Вивиан (2 августа 2019 г.). «Саудовская Аравия расширяет новые права женщин, нанеся удар репрессивной системе» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 ноября 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Что такое Вилаят аль-Факих?» . Аль-Ислам.орг . 20 января 2013 года . Проверено 13 февраля 2017 г.
  8. ^ «II. Нарушения прав человека в результате опеки мужчин и сегрегации по признаку пола» . Хьюман Райтс Вотч . 2008 год . Проверено 26 ноября 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б Флер-Лоббан, Кэролайн (15 октября 2013 г.). Исламское право и общество в Судане . Рутледж. п. 105. ИСБН  9781134540358 .
  10. ^ Сахих Муслим, Книга о браке (Китаб ан-Ника), Книга 008, Номер 3303 .
  11. ^ Делонг-Бас, Натана Дж. (2004). Ваххабитский ислам: от возрождения и реформы к глобальному джихаду (Первое изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета , США. п. 142 . ISBN  0-19-516991-3 .
  12. ^ Аль-Хибри, Азиза Ю. (2005). «Природа исламского брака» . В Витте, Джон; Элиза Эллисон (ред.). Заветный брак в сравнительной перспективе . Издательство Уильяма Б. Эрдманс. п. 204. ИСБН  9780802829931 . Проверено 13 февраля 2017 г.
  13. ^ Заман, Мухаммад Касим (2012). Современная исламская мысль в радикальную эпоху: религиозная власть и внутренняя ... Издательство Кембриджского университета. п. 188. ИСБН  9781107096455 . Проверено 26 ноября 2020 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Хасим, Сяфик (2006). Понимание женщин в исламе: индонезийский взгляд . Издательство Равноденствие. стр. 104+. ISBN  9789793780191 . Проверено 16 февраля 2017 г.
  15. ^ Кэрил Мерфи (9 декабря 2014 г.). «Мужские законы: в Саудовской Аравии женщинам по-прежнему назначаются «опекуны»-мужчины » . Проект GroundTruth . Проверено 19 февраля 2017 г.
  16. ^ «Часть 2: Обязанности мужчин» . Аль-Ислам.орг . Проверено 19 февраля 2017 г.
  17. ^ «В ловушке: как политика опеки над мужчинами ограничивает поездки и мобильность женщин на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Мобильность женщин внутри страны» . Хьюман Райтс Вотч . 18 июля 2023 г. Проверено 25 сентября 2023 г.
  18. ^ Назир, Самина; Томперт, Ли (1 января 2005 г.). Права женщин на Ближнем Востоке и в Северной Африке: гражданство и справедливость . Роуман и Литтлфилд. п. 341. ИСБН  9780742549920 .
  19. ^ Jump up to: а б с «В изоляции — женщины и система опеки мужчин в Саудовской Аравии» . Хьюман Райтс Вотч . 16 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2016 г. Проверено 22 мая 2018 г.
  20. ^ Хавари, Валаа (14 ноября 2011 г.). «Женщины активизируют кампанию против законного опекуна» . Арабские новости . Архивировано из оригинала 17 января 2012 г. Проверено 25 января 2012 г.
  21. ^ «Тысячи саудовцев подписывают петицию о прекращении опеки женщин мужчинами» . Хранитель . 26 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 г. Проверено 22 мая 2018 г.
  22. ^ «Саудовским женщинам разрешено жить в одиночестве без разрешения опекуна-мужчины» . Независимый . 11.06.2021 . Проверено 21 июня 2021 г.
  23. ^ «Женщинам в Саудовской Аравии будет разрешено жить и путешествовать без опекуна-мужчины» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 21 июня 2021 г.
  24. ^ «Историческое постановление Саудовской Аравии о женщине, живущей независимо без разрешения» . Аль Арабия на английском языке . 15 июля 2020 г. Проверено 21 июня 2021 г.
  25. ^ ОМАР, МОХМЕД ЛАВАЛЬ (11–15 марта 2019 г.). «ОПЕКА И ПОПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ: ТОЧКА ШАРИА» (PDF) . национальный судебный институт Нигерии . НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУДЕБНЫЙ ИНСТИТУТ, АБУЖА . Проверено 1 августа 2022 г.
  26. ^ Сиддики, Сохайра (14 августа 2021 г.). «Отмена исламского закона: право опеки над несовершеннолетним» . Блог исламского права . Проверено 1 августа 2022 г.
  27. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2006 года . Проверено 23 августа 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  28. ^ http://english.awqaf.ir/ ["сайт недоступен"]
  29. Интервью: Хамид аль-Баяти (май 2003 г.). Архивировано 9 декабря 2006 г., в Wayback Machine.
  30. ^ Абрамян, Хомейнизм , 1993 : стр.19.
  31. ^ Подводя итоги четверти века Исламской Республики Иран , Вильфрид Бухта, Гарвардская школа права, июнь 2005 г., стр. 5–6.
  32. ^ Конституция Исламской Республики Иран, раздел 8. Архивировано 23 ноября 2010 г., в Wayback Machine. В статье 109 говорится, что важной квалификацией «Лидера» является «стипендия, необходимая для выполнения функций муфтия в различных областях фикха».
  33. ^ МАЦУНАГА, Ясуюки (2009). «Возвращение к доктрине вилаята аль-Факих » аятоллы Хомейни Восток XLIV : 84 . Получено 5 августа.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a9cc75e61d4a56c83f60ca9880513a5__1720014360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/a5/3a9cc75e61d4a56c83f60ca9880513a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wali (Islamic legal guardian) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)